Несмотря на стремительное развитие цифровой технологии и появление большого числа новых форматов записи звука, DAT-магнитофоны по-прежнему являются наиболее подходящими устройствами для высококачественной стерео записи. Отсюда происходит их широчайшее распространение в студиях для записи окончательной фонограммы. Часто DAT-магнитофоны применяются на концертах, на телевидении и в радиовещании.
DAT-магнитофоны записывают цифровой звук на магнитную ленту при помощи вращающейся головки (как и видеомагнитофоны). Вот почему правильное название этих устройств — «R-DAT», где R означает «rotary» — вращающийся. Время непрерывной записи может составлять до 120 минут на одной кассете (запись происходит только в одну сторону, как и на видеокассетах). Существуют также 180-минутные кассеты. Изготовители DAT-магнитофонов обычно не рекомендуют применять такие кассеты, но, в большинстве случаев, они работают нормально. Кроме звука DAT-магнитофоны могут записывать сопроводительную информацию, например, номер песни или абсолютное время с начала кассеты.
Все еще продолжается диспут на тему потери качества звука при цифровом копировании. При нормальных условиях (отсутствии повреждений) цифровая копия идентична оригиналу, а в случае наличия в оригинале ошибок, которые могут быть исправлены системой коррекции, копия может быть и лучше оригинала.
Чем больше вы можете потратить денег, тем лучше будет ваш DAT-магнитофон. Обратите внимание, имеет ли он необходимые вам интерфейсы, может ли работать с требуемыми частотами. Отдельными устройствами являются портативные модели, которые стоит приобретать только в том случае, если вы собираетесь использовать DAT на бегу. Также, если вам нужно синхронизировать DAT с другим оборудованием (например, видео), то необходима модель с тайм-кодом. В противном случае нет никакой необходимости тратить лишние деньги.
Отдельно хотелось бы предостеречь вас от покупки некоторых недорогих моделей фирм Sony (из серий TCD и DTC), Casio и других производителей, не представленных в нашем обзоре. Эти модели предназначены для домашнего использования и при большой нагрузке, свойственной профессиональной работе, у них часто подводят транспортные механизмы. При этом фирма Sony проблемы своей продукции уже решила и все современные модели, в том числе представленные DTC-A 6, DTC-A 8 и DTC-ZE 700 имеют достаточно надежные транспортные механизмы. Кроме того, не советуем приобретать DAT-магнитофоны, использующие при записи предкоррекцию (Emphasis), так как это ухудшает звук. Сейчас модели с использованием Emphasis, по всей видимости, не выпускаются, но на рынке подержанных устройств встречаются достаточно часто.
Применение четырех моторов позволяет достичь более точного, равномерного натяжения ленты как при записи, так и при воспроизведении, а также понижает износ моторов. Кроме того, при этом обеспечивается более быстрая и плавная перемотка. Таким образом, четырехмоторные магнитофоны характеризуются повышенной надежностью и предпочтительны для профессионального применения.
Наличие четырех головок позволяет производить мониторинг ленты при записи (то есть вы слышите то, что записано) и облегчает безразрывные вставки.
Следует отметить, что существует два несовместимых стандарта для записи с частотой 32 кГц: 16-разрядная запись при нормальной скорости ленты и 12-разрядная при вдвое меньшей скорости. Последний способ называется Long Play и позволяет вдвое увеличить время записи.
SCMS (Serial Copy Management System) — Система Управления Последовательным Копированием, была создана с целью предотвращения нелегального распространения записей. При первой записи на магнитофоне со встроенной системой SCMS на пленку записывается специальный код, позволяющий сделать одну цифровую копию с данной кассеты. Когда эта копия делается, на новую кассету записывается код, не позволяющий делать с нее цифровые копии.
SBM — Super Bit Mapping — технология, разработанная фирмой Sony с целью получить эквивалентное 20-разрядному качество на 16-разрядных устройствах. TOC (Оглавление — Table Of Contents) — функция, предназначенная для создания в начале кассеты списка записанных песен и времени их звучания.