Лучше всего предназначение портастудии понятно из ее названия: это действительно портативная студия, объединяющая многодорожечное записывающее устройство и микшер. Простота в обращении и, в большинстве случаев, невысокая цена позволяют использовать устройства этого типа в качестве музыкальных «записных книжек». Вы можете быстро набросать неожиданно пришедшую в голову идею и проверить ее в многоканальной аранжировке.
Портастудии — отличный способ создания демонстрационных песен для последующего показа друзьям, врагам, владельцам клубов и представителям звукозаписывающих компаний. Заинтересовав их своей музыкой, вы можете получить контракт на выступление или на выпуск альбома с оплатой фирмой записи на профессиональной студии. Впрочем, известно немало случаев, когда записи, сделанные на портастудиях, выпускались на CD и имели неплохой коммерческий успех.
Еще совсем недавно слово портастудия однозначно означала устройство с записью на кассеты. Сегодня мы можем выбирать между записью на кассеты и минидиски. Сразу следует уточнить, что все портастудии этого типа используют для записи не аудио минидиски, а Data (видимо, названные так в честь организации, учредившей МО). И еще одно. Частенько можно услышать заявления, что минидиск имеет качество, равное CD. Этого не может быть, потому что не может быть никогда. Минидиск никогда не будет иметь такое качество, поскольку он использует алгоритм сжатия данных с потерями (подробнее о минидисках см. статью «Какие такие цифровые?»). Хотя минидиски не соответствует CD по качеству звука, однако они, несомненно, лучше любой многодорожечной кассетной системы. Кроме того, они имеют преимущества, связанные с использованием цифрового носителя со свободным доступом: мгновенное перемещение к любому месту, копирование, воспроизведение частей в любом порядке, перезапись дорожек независимо от наличия свободных. Например, вы можете записать все четыре дорожки, а потом перезаписать их вместе с эквализацией и обработкой внешними эффектами на две дорожки.
Следует отметить, что все внутренние перезаписи в минидисковых портастудиях происходят не в цифровой, а в аналоговой форме, то есть звук преобразуется в аналоговый, микшируется и опять преобразуется в цифровой. Всякий раз при этом работает система сжатия данных, что ухудшает звук. И хотя эти изменения значительно меньше потерь, происходящих в кассетных портастудиях, они (потери) все-таки происходят. Изменения чаще всего слышны после трех-четырех перезаписей. Впрочем сейчас происходит дальнейшая разработка алгоритма сжатия, использующегося в минидисках, так что возможно улучшение звуковых характеристик подобных устройств. Минидиски обеспечивают 37 минут четырехдорожечной записи, при использовании меньшего числа дорожек время записи увеличивается, тогда как кассеты C-60, чаще всего рекомендуемые изготовителями, обеспечивают 15 минут записи на скорости 9,5 см/сек независимо от количества дорожек.
Кассетные портастудии по-прежнему доминируют в области недорогих четырехдорожечных устройств. Отдельно хотелось бы напомнить, что если вы рассматриваете возможность покупки одной из восьмидорожечных портастудий, то в этом же ценовом диапазоне находятся некоторые автономные устройства записи на диск, например Roland VS 880 и Fostex DMT 8 VL. Их преимущества по качеству звука несомненны. Вполне возможно, что модели Yamaha MT 8 X Mk II и Tascam 488 Mk II являются последними или предпоследними в истории восьмидорожечными устройствами записи на кассеты.