В этом разделе представлены предусилители.
Ламповые микрофонные предусилителиДмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
октябрь 1997
Микрофонные предварительные усилители — это устройства, усиливающие сигнал микрофонного уровня до уровня линейного. Это малоинтересное действие имеет, тем не менее, принципиально важное значение, ибо во многом определяет характер звука, который вы получаете с микрофона.
Одной из важнейших составляющих процесса записи является получение оптимального уровня на всем продолжении пути сигнала. Таким является уровень, имеющий максимальное значение до появления перегрузки, поскольку при этом обеспечивается наилучшее соотношение сигнал/шум. В эпоху цифровой записи требования к качеству микрофонных предусилителей возрастают, поскольку динамический диапазон уже не ограничивается собственным шумом аналоговой ленты.
Зачем нужен отдельный микрофонный предусилитель, если микшер, в большинстве случаев, имеет необходимое количество предусилителей? Отдельные микрофонные предусилители обеспечивают или лучший звук, чем встроенные предусилители большинства микшеров средней стоимости, или, по крайней мере, другой звук. Последнее особенно верно для ламповых предусилителей.
С первого взгляда кажется странным, что именно сейчас, когда цифровые и компьютерные технологии применяются в звукозаписи чаще других, произошло возрождение интереса к ламповому оборудованию. Между тем, сочетание цифрового и лампового оборудования как раз очень логично. Проблема цифровой записи заключается в том, что она более или менее воспроизводит то, что происходит на самом деле. При этом отсутствуют естественные окрашивание и компрессирование звука, привычные нам по аналоговой записи, что многими воспринимается как слишком стерильное, безжизненное, холодное звучание. Помочь получить звучание, сходное с аналоговым, в эпоху цифровой техники призвано ламповое оборудование (подробнее см. статью «Лампа и транзистор — брак по расчету»). Особенно явно эта тенденция видна в ламповых микрофонных предусилителях, имеющих аналого-цифровые преобразователи.
Типичным сценарием использования отдельных микрофонных предусилителей является направление звука с предусилителя сразу на записывающее устройство (минуя микшер, что обеспечивает более короткий путь сигнала и, следовательно, более чистый звук). Поэтому некоторые производители комбинируют предусилитель с эквалайзером и/или динамической обработкой, предлагая все необходимые возможности для формирования звука до записи.
Ясно, что основным критерием выбора микрофонного предусилителя является звук, получающийся при его использовании. Однако это не означает, что достаточно найти подходящее по цене устройство с наилучшими техническими характеристиками и на этом успокоиться. Использование разных микрофонных предусилителей — такой же способ получения разного звучания, как и использование разных микрофонов.
Если вы собираетесь направлять звук с микрофонного предусилителя сразу на записывающее устройство, обратите внимание, есть ли у предусилителя возможность регулировать выходной уровень. Это особенно важно для записывающих устройств, не имеющих регулировки входного уровня. Если вы используете цифровые записывающие устройства, обратите внимание на предусилители с цифровым выходом. Кроме того, если вы любите формировать звук до записи, то в этом может помочь наличие эквалайзера или компрессора. А разрывы позволят добавить в цепь сигнала дополнительное устройство обработки. Для удобства работы служат развитая индикация уровня и расположение разъемов на передней панели.
Если в микрофонном предусилителе есть инструментальный вход, то можно использовать его в качестве устройства прямого подключения (DI) для гитары или бас-гитары, расширяя, тем самым, сферу применения предусилителя.