Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
декабрь 1997
Расскажем вкратце об основных типах эффектов.
Несомненно, самым распространенным типом эффекта является реверберация. В реальной жизни реверберация происходит из-за множественных отражений звука от стен, пола и полотка, происходящих столь часто, что невозможно различить отдельные повторения. Все помещения дают разный звук в зависимости от размера, формы, способности материала поверхностей (а также имеющихся в помещении предметов, особенно людей) поглощать звук и их способности поглощать одни частоты больше, чем другие.
Вначале человек использовал природную реверберацию, например, пещеры и каньоны. Затем он стал строить для этого специальные архитектурные сооружения: амфитеатры, церкви, концертные залы. Первые способы создания искусственной реверберации были также довольно естественны: в студиях строились специальные комнаты-камеры (Chamber), обычно с каменными стенами и полированным деревянным полом, в одном конце которых устанавливался динамик, а в другом — микрофон. Параметры реверберации можно было изменять при помощи установки специальных экранов. Одна калифорнийская студия, чьи реверберационные камеры считались лучшими, сдавала их звучание в аренду другим студиям при помощи телефонных линий повышенного качества.
Затем (в 1950-х годах) в студиях стали использовать листовые ревербераторы (Plate), в которых реверберация получалась посредством вибрации большого металлического (чаще всего стального) листа. Звук при этом был не очень естественный, но характерный. За время использования листовых ревербераторов слушатели так привыкли к их звучанию, что алгоритмы, его имитирующие, присутствуют практически во всех современных устройствах.
Однако и камеры, и листовые ревербераторы применялись только в крупных студиях (как из-за дороговизны, так и из-за размеров), а на малобюджетном фронте использовались младшие братья листовых ревербераторов — пружинные. Их до сих пор можно встретить в гитарных комбиках.
Сегодня самым распространенным способом получения искусственной реверберации является применение цифровых устройств. Их, кстати, можно считать одними из первых устройств физического моделирования, поскольку они пытаются при помощи расчетов имитировать изменение звука в реальных физических условиях.
Большинство производителей современных ревербераторов используют одинаковую, или, по крайней мере, схожую терминологию. Например, выбирая тип реверберации, вы обычно видите следующие алгоритмы: Комната (Room), Зал (Hall) и Лист (Plate). Иногда можно встретить алгоритм Камера (Chamber), а некоторые производители предлагают такие алгоритмы, как Церковь (Church) или Туннель (Tunnel). Время реверберации (Reverb или Decay time) — время затухания звука реверберации до уровня -60 дБ. Время между прямым звуком от источника и началом реверберации называется предварительной задержкой (Pre Delay). Параметр Density или Diffusion определяет плотность реверберации, чем больше — тем плотнее звук, чем меньше — тем воздушнее. Первые отражения от ближайших поверхностей называются ранними отражениями (Early Reflections), при этом уровень и время первого отражения являются очень важными параметрами для имитации размеров помещения. А материал, из которого изготовлены стены помещения, имитируется параметрами поглощения (Damping) высоких (High) и низких (Low) частот.
Следует отметить, что теория реверберации, лежащая в основе этих параметров, применяется хоть и большинством, но не всеми производителями процессоров.
Основная задача ревербераторов — искусственная имитация естественного акустического пространства. Однако в современной звукозаписи применяются и эффекты, не существующие в природе, например реверсивный ревербератор или загейтованный (не так давно был очень популярен для обработки барабанов, одна из первых записей — Phil Collins, песня «In The Air Tonight» с альбома Face Value).
Что же касается применения реверберации, то самое главное здесь — не переусердствовать. Помните, что только реверберация, производимая очень дорогими процессорами (или естественная), может нормально восприниматься слушателем в больших количествах в течении долгого времени. Вместо того, чтобы утопить вашу музыку, применяйте реверберацию к одним инструментам больше, а к другим меньше, или вообще не применяйте. Также, в некоторых случаях вместо реверберации можно применить эффект ранних отражений или задержки.
Результат действия линии задержки — повторения звука через установленные временные интервалы. В русскоязычной литературе этот эффект еще называется «эхо», что достаточно описательно.
Первые линии задержки были сделаны на основе магнитофонов с закольцованной лентой и несколькими записывающими и воспроизводящими головками. Время задержки можно было изменять включением одних и отключением других головок. Одними из самых известных устройств этого типа являются Roland Space Echo и Watkins Copicat. В 80-х появились линии задержки, использующие микросхемы BBD (Bucket Brigade Delay). Микросхемы были недорогими, но с ограниченным частотным диапазоном, так что качество задержанного сигнала заметно ухудшалось. При использовании магнитофонных задержек качество тоже не улучшалось, но в этом случае ухудшения были приятнее на слух, чем в BBD-устройствах. В дальнейшем большую часть выпускаемых линий задержки составляли цифровые устройства.
Одним из важных параметров линии задержки является уровень обратной связи (feedback), то есть количество сигнала после задержки, направляемое снова на вход, что создает дополнительные повторения. Длительные задержки, сочетающиеся с темпом, часто используются на сольных партиях для наложения и усложнения фраз и на ритмических партиях для создания комплексных ритмов. Популярным эффектов является так называемая пинг-понговая задержка, когда повторения по очереди направляются в левый и правый каналы. При малом времени задержки возможны другие применения, например уплотнение звука или автоматическое удвоение (Automatic Double Tracking). Последнее хорошо использовать с направлением прямого сигнала в один канал, а задержанного — в другой. Однако не забудьте, что в этом случае, а также во всех случаях небольшой по времени задержки, необходимо проверять результат и в моно, чтобы убедиться в отсутствии взаимного уничтожения звуков из-за фазовой разницы.
Несколько лет назад специализированные линии задержки стали не нужны большинству студийного мира, получившего доступ к мультиэффектным процессорам, и новые модели практически не производились. Однако сейчас задержка снова входит в моду, и несколько фирм выпустили специализированные устройства.
Так называются эффекты с изменяющимися параметрами. Они придают звуку изменчивость, одушевленность. Поскольку человеческий мозг устроен таким образом, что он перестает замечать постоянный звук через некоторое время, изменения звука позволяют привлекать к нему внимание.
Фленджер. Сигнал копируется, задерживается и смешивается с прямым сигналом. Время задержки постоянно изменяется (в пределах от 1 до 15 миллисекунд) при помощи генератора низкой частоты (LFO). Поскольку время задержки невелико, то вы не слышите повторения, а слышите изменения фазового соотношения между прямым и задержанным сигналами. Имя фленджер родилось на раннем периоде развития звукозаписи. Тогда, чтобы добиться подобного эффекта, одинаковый звук воспроизводили с двух магнитофонов. Оператор при этом пальцем нажимал на край, или фланец (flange) катушки одного из магнитофонов, причем нажатие происходило с переменной силой, что приводило к разному времени задержки относительно другого магнитофона.
Хорус. Основан на смещении высоты тона сигнала (также на небольшое количество — несколько центов) и смешивании с прямым. Количество смещения модулируется. Основан на том факте, что при пении хором (chorus) каждый голос чуть отличается по высоте тона от другого, и различие это постоянно изменяется.
Фейзер. Также разделяет сигнал на две части, одна из которых проходит через пропускающий фильтр всех частот. Фильтр, хотя и пропускает все частоты, однако меняет их фазу, причем по-разному в зависимости от частоты. Фильтр затем модулируется LFO. При смешивании с прямым сигналом мы слышим постоянно изменяющееся фазовое соотношение между ними.
Есть несколько эффектов, при применении которых сигнал модулируется LFO, но не смешивается с прямым. Например, при модулировании высоты тона получается вибрато, при модулировании громкости — тремоло. Одним из эффектов модулирования высоты тона является эффект Доплера (возможно вы замечали изменение высоты тона звука, исходящего от проезжающей мимо машины, особенно заметное, если это машина с сиреной). Модулирование частоты среза пропускающего фильтра низких частот производит эффект, известный как вау-вау, особенно популярный у гитаристов. Если это модулирование производится при помощи LFO, то мы получаем автовау.
Популярным в 1960-х и 70-х годах был эффект, производимый устройством Leslie. Его называют также эффектом вращения динамика, хотя в настоящем Leslie вращаются не динамики, а рупор и отражатель (подробнее см. статью «Орган Hammond»). Получающееся в результате изменения звука родственно эффекту Доплера.
Этот эффект (pitch shifter) изменяет высоту тона обрабатываемого сигнала. Чаще всего его используют для добавления дополнительных голосов к партии. Однако смещение высоты тона может применяться не только на вокале и сольных партиях для гармонизации, но также и на перкуссионных звуках или даже на эффектах для этих звуков: например, попробуйте снизить тон реверберации малого барабана.
Одно из первых специализированных устройств этого типа выпустила в конце 70-х фирма Eventide, и называлось оно Harmonizer. С тех пор подобные устройства часто называют гармонайзерами. Один из ярких примеров работы гармонайзера — сольная партия гитары в песне группы Yes «Owner Of A Lonely Heart». Фирма Eventide по-прежнему держит первенство в студийных гармонайзерах, современные модели которых (H 3000, H 3500, DSP 4000) можно встретить практически в каждой серьезной студии. Еще в крупных студиях применяется устройство Infernal Machine фирмы Publison, результат работы которого привел к судебному процессу, в который были вовлечены певец Holly Johnson из Frankie Goes To Hollywood и продюсер Trevor Horn. В бюджетных студиях и в концертной работе фаворитами являются устройства фирмы DigiTech.
Кроме обычного смещения высоты тона на заданную величину, современные процессоры могут производить «разумную» (intelligent) гармонизацию, добавляя к основному тону разные интервалы в зависимости от тональности. Кроме того, возможно объединение эффектов задержки и смещения высоты тона, то есть когда повторения изменяются к тому же по высоте тона, что позволяет создание различных арпеджио. Другое распространенное применение — коррекция небольших расхождений с требуемой высотой тона. Некоторые устройства имеют функцию Quantise, в данном случае сдвигающую получаемые ноты к ближайшему полутону. Некоторые гармонайзеры позволяют вводить требуемые ноты по MIDI.
Хотя большинство процессоров имеет стереофонические входы и выходы, некоторые смешивают сигнал с обоих входов в моно до обработки. При этом, хотя прямой сигнал сохраняет свои стереопараметры, обработанный сигнал имеет мало общего с изначальной стереокартиной. Такой способ работы характерен для недорогих процессоров. Однако более дорогие устройства предлагают истинную стереообработку эффектом, то есть когда обработанный сигнал сохраняет расположение в стерео элементов прямого сигнала, что имеет наибольшее значение при обработке ревербератором и задержкой. Учитывая, что в последнее время возрастает число недорогих истинных стереопроцессоров, производители микшеров среднего класса начали делать на своих пультах стереопосылы на эффекты. Некоторые процессоры позволяют также производить независимую обработку каждого входа отдельным эффектом.
Поскольку реверберация — самый важный эффект в вашем арсенале, рекомендую при покупке первого процессора в первую очередь обратить внимание на качество этого эффекта. Еще лучше — иметь специализированное устройство именно для реверберации. Впрочем, эффектов много не бывает, и сколько бы у вас не было ревербераторов, еще один никогда не помешает. Теоретически, я вообще сторонник специализированных процессоров, способных производить только один эффект, зато хорошо. Но на практике, когда подумаешь, что за цену линии задержки можно приобрести устройство, которое в одной песни можно использовать как хорус, в другой — как гармонайзер, а в третьей обработать с его помощью звук сразу тремя эффектами, то теория сразу меркнет.
Отдельно хотелось бы отметить, что MIDI-управление, возможное во многих современных процессорах, позволяет не только автоматизировать управление эффектами (типа переключения программ или изменения определенных параметров в нужном месте), но и производить интересные соответствия, например, устанавливать время задержки или скорость LFO фленджера в зависимости от темпа, а также согласовывать эффект с клавишными партиями, например, увеличивать уровень реверберации при игре в правой части клавиатуры и уменьшать при игре в левой, вводить хорус колесом модуляции и т. д.