Программные редакторы MIDI-устройств |
При создании современной музыки активно используются синтезаторы и звуковые модули со многими десятками, а то и сотнями регулируемых параметров. Поэтому управление таким инструментом - довольно трудоемкий процесс, который еще больше усложняется рядом объективных трудностей.
Во-первых, размеры передней панели звукового модуля ограничены. Лицевая панель синтезатора больше, но и она небезразмерна. Как уместить на них многочисленные кнопки, слайдеры, переключатели? Кроме того, на большинстве современных инструментов имеется дисплей, информирующий пользователя о состоянии синтезатора, о том, какие регулируются параметры и какие они имеют значения. Дисплей может быть очень маленьким (пара строчек) или побольше, но все равно его почти всегда не хватает. Ко всему прочему, часто на дисплеях отображаются только цифробуквенные сообщения. И, наконец, сами устройства имеют ограниченный объем памяти для сохранения измененных параметров.
Для решения перечисленных и многих других проблем предназначены специальные компьютерные программы - редакторы внешних MIDI-устройств. Принцип прост: вы подключаете свой инструмент к компьютеру по MIDI, загружаете необходимую программу и, пользуясь компьютерной клавиатурой и мышью, редактируете соответствующие параметры своего устройства.
Результаты редактирования можно сохранить в специальном формате на диск компьютера, а иногда и экспортировать в MIDI-файл. Понятно, что при использовании подобных программ количество сохраненных конфигурационных файлов почти не ограничено и вы впоследствии всегда можете вызвать нужный файл и моментально установить требуемый режим. Таким образом, подобная программа может являться и своеобразным библиотекарем режимов, тембров и прочих значений состояния вашего синтезатора.
Разумеется, у каждого синтезатора или звукового модуля имеются свои, отличающиеся от других, параметры управления. Однако, общая структура для всех инструментов приблизительно одинакова.
В свою очередь, и программы управления синтезаторами отличаются друг от друга. Одни могут управлять и запоминать абсолютно все параметры инструмента, с помощью других можно управлять только тембрами и эффектами. Некоторые представляют собой многоуровневые построения с наглядным графическим представлением всех параметров, другие же служат лишь для запоминания и текстового редактирования сообщений SysEx (System Exclusive).
Все программные редакторы условно можно разбить на три группы:
1. Редакторы для одной модели или группы родственных моделей инструментов.
2. Универсальные редакторы - программы, работающие со многими инструментами разных производителей. Как правило, они менее гибки и управляют не всеми параметрами инструментов.
3. Программы, выполняющие только библиотечные функции. Такие программы получают по MIDI-сообщения SysEx от вашего устройства и сохраняют их в виде файла. В последующем возможна загрузка этого файла и отправка сообщений назад в инструмент.
Следует отметить, что программы могут редактировать параметры не только таких устройств, как синтезаторы или звуковые модули, но и большинства приборов, которыми можно управлять по MIDI - это могут быть процессоры эффектов, микшеры или установленные в компьютере звуковые платы.
Далее мы более подробно познакомимся с одной из подобных программ, а именно с редактором SCEdit для инструментов серии Sound Canvas, производимых компанией Roland.
Для удобства поиска необходимой вам программы далее располагается список различных MIDI-устройств и соответствующих им программ.
Инструменты и программы редактирования
Заключение
Пока программные редакторы для синтезаторов, звуковых модулей и звуковых плат не отличаются особым разнообразием.
Самая большая проблема заключается в том, что структура управления и весь интерфейс отталкиваются от технологических особенностей инструментов, а не от психологии музыканта. Огромное количество ручек не вдохновляет, а наоборот - отпугивает.
И самая большая беда заключается в том, что одна какая-нибудь ручка только чуть-чуть меняет тембр звука (если меняет), а соседняя, точно такая же по внешнему виду - чуть заденешь, и все встает с ног на голову! Для инженера и технолога логика таких ручек и циферок привычна и удобна. Но мне кажется, что музыкант должен видеть, что большие изменения звука делаются большим рулем, а маленькие - чем-нибудь едва заметным.
Какой смысл на экране монитора показывать панораму инструментов набором цифр, а не графическим расположением на воображаемой сцене? Какой смысл все делать одинаковым, симметричным и к тому же одного цвета?
Почти все программы стараются повторить или имитировать реальные лицевые панели синтезаторов и звуковых модулей, как будто музыкант - это пилот аэролайнера или оператор АЭС. У трубы три клапана, а играть на ней учатся десять лет. А здесь все мои ученики, с восторгом подергав ручки настройки (минут двадцать), категорически отказываются вникать даже в стандартный набор GM контроллеров. И не потому, что это не нужно, а потому, что абсолютно нелогично с музыкантской - композиторской и исполнительской - точек зрения.
Громкость - да, панорама, Pitch Bend, даже огибающая - понятны (потому что очень наглядно можно представить), а 90% остальных параметров - нет. Поэтому и пользуется большинство музыкантов только заложенными, заводскими тембрами, а с помощью таких программ выполняют чисто микшерские задачи: развести по панораме, добавить реверберации и т. п.
Но пока производители не услышали этот слабый, но весьма эмоциональный упрек, я хочу вам посоветовать - возьмите в руки руководство, откройте Help, уговорите себя немножко побыть "ботаником". Ведь почти каждая программа может сделать звук вашего стандартного модуля свежим, не похожим на другие, а что еще настоящему творцу нужно?
Evolver SoundEditor v4
Господа, НУ ОБЪЯСНИТЕ про миди-редакторы!
Редактор звуков для DX7
SoundDiver, Unisyn, MidiQuest...
В связи с обилием спама размещение комментариев отключено. Пользуйтесь форумами.
|