Олег БИСЯРИН
Музыкальное Оборудование
март 1999
Несмотря на существование нескольких разных операционных систем для персональных компьютеров, в большинстве случаев, в том числе и для работы со звуком, используется Windows 95/98 — наиболее универсальная из всех систем.
Теперь ситуация может измениться. На рынке появилась операционная система BeOS фирмы Be — система, специально предназначенная для работы с цифровым звуком, графикой и видео.
Media OS
В наши дни практически невозможно представить себе обработку звука, графики и видео без использования компьютера, а для этого требуется немалая вычислительная мощность. Безусловно, компьютеры с каждым годом становятся гораздо мощнее и при этом дешевле, но, как известно, пределов совершенству не существует.
Одним из препятствий на пути увеличения производительности является использование устаревших операционных систем. В основе наиболее распространенных сегодня Windows и MacOS лежат технологии, созданные еще в конце 70-х — начале 80-х годов. Создатели этих технологий и не могли представить, что компьютеры будут использоваться для обработки таких объемов информации (возможно, многие помнят сделанное в те годы заявление президента Microsoft Билла Гейтса о том, что «640 килобайт памяти должно хватить для любых целей»). В связи с этим, а также в связи с необходимостью сохранять совместимость с предыдущими версиями, подобные ОС сами по себе съедают немалую долю ресурсов компьютера.
В свою очередь, BeOS сразу же разрабатывалась так, чтобы обеспечить максимальную производительность при обработке цифровой информации. В ее основу легла концепция под названием Media OS — совокупность требований к операционной системе, предназначенной для работы с большими объемами цифровых данных. Официальный документ, описывающий концепцию Media OS, можно найти на сайте фирмы Be (www.be.com/products/beos/mediaos.html).
Одним из основных свойств BeOS является встроенная поддержка симметричной многопроцессорной обработки — операционная система изначально рассчитана на работу с несколькими процессорами одновременно, в отличие от большинства других операционных систем, в которых поддержка нескольких процессоров является лишь дополнительной функцией. При этом разработчикам приложений не придется заботиться о распределении нагрузки между процессорами — это сделает за них сама система (замечу, однако, что BeOS прекрасно работает и на машинах с одним процессором).
Одновременное использование нескольких процессоров позволяет значительно повысить производительность, избегая излишних затрат. Новейшие модели процессоров, как правило, стоят весьма дорого, в то время как использование нескольких процессоров с меньшей тактовой частотой может обеспечить ту же скорость работы, и при этом сэкономить средства. Система с несколькими высокопроизводительными процессорами может достичь вычислительной мощности, немыслимой для однопроцессорных машин.
Само собой, помимо этого BeOS обладает и другими качествами, свойственными современным ОС (разработчики даже в шутку расшифровывают название BeOS как «buzzword-enabled OS» — то есть «операционная система, поддерживающая модные словечки»). Перечислю их кратко: вытесняющая многозадачность, позволяющая эффективно работать с несколькими приложениями одновременно; многопотоковость, то есть возможность выполнения множества независимых процессов внутри одного приложения; 64-разрядная файловая система, обеспечивающая улучшенные средства доступа к дискам большого объема; внутренняя архитектура «клиент-сервер»… Однако, подробное обсуждение преимуществ этих технологий выходит за рамки данной статьи, поэтому отмечу лишь, что их использование позволяет увеличить производительность и эффективность работы компьютера. Для работы в сети используется протокол TCP/IP — основной протокол Интернета, ставший в мире стандартом де-факто. В общем, можно смело сказать, что BeOS шагает в ногу со временем, а может быть даже немного опережает его.
История
Фирма Be была основана в 1990 году бывшим сотрудником Apple Computer Жаном-Луи Гассе. Молодая компания занялась созданием совершенно новой операционной системы, предназначенной для обработки больших объемов цифрового звука, видео и графики. Однако, в то время персональные компьютеры были еще недостаточно мощны для того, чтобы справиться с подобной задачей, и в 1995 году фирма Be представила свой собственный компьютер, получивший название BeBox. Этот компьютер был основан на двух процессорах PowerPC и работал под управлением операционной системы BeOS.
Впрочем, компьютерная индустрия шла вперед семимильными шагами — за год мощность процессоров увеличивалась почти вдвое. Производительность персональных компьютеров возросла во много раз, и фирма Be перенесла BeOS сначала на платформу Power Macintosh, а потом уже и на Intel. В конце концов, в декабре 1997 года Be объявила о прекращении выпуска BeBox. Теперь компания могла отдать все силы разработке своего основного продукта — операционной системы.
В конце 1998 года вышла версия BeOS R4, работающая на платформах PowerPC и Intel, которая вызвала повышенный интерес в кругах разработчиков графического и звукового оборудования и программного обеспечения. Подробнее об этом — ниже.
Розничная цена BeOS R4 по каталогу составляет 99$, а при приобретении через сайт фирмы Be — 69$. Для владельцев любой предыдущей версии BeOS, включая «коробочные» (то есть не демонстрационные) версии Preview Release и Preview Release 2, стоимость модернизации будет составлять 25$.
Установка
Минимальные системные требования BeOS сравнимы с требованиями других современных ОС. Для компьютеров на основе процессоров Intel они таковы: процессор Pentium, 16 Мб оперативной памяти, 150 Мб на жестком диске, CD-ROM, подключенный к интерфейсу IDE/ATAPI или SCSI (при использовании SCSI необходимо наличие поддерживаемого BeOS SCSI-адаптера).
Для тестирования BeOS я использовал компьютер на основе процессора Pentium 200 MMX, с 96 Мбайтами RAM, видеоадаптером S3 Virge GX и звуковой платой Sound Blaster AWE 64 Value. Установка BeOS прошла гладко; более того, после выбора раздела на жестком диске программа установки вообще не задавала никаких вопросов, а просто скопировала на диск все файлы, которые сочла уместными — основные программы, а также комплект документации в формате HTML. Тип используемого оборудования был определен автоматически.
При дальнейшей работе с BeOS никаких проблем не возникало. Единственной неприятностью оказалась невозможность заставить браузер NetPositive правильно отображать Web-страницы в кодировке Windows (даже после установки соответствующих шрифтов). Пожалуй, этому не следует особенно удивляться — текущая версия BeOS еще не является интернациональной, и в будущем, скорее всего, этот недостаток будет исправлен.
Интерфейс
Привлекательность операционной системы для пользователя в значительной степени определяется ее интерфейсом (в частности, системы Unix при всех своих достоинствах не получили широкого распространения среди рядовых пользователей именно из-за сложности своего интерфейса). Графический интерфейс BeOS напоминает Windows 95 и MacOS, но по сравнению с ними имеет некоторые улучшения; в частности, BeOS поддерживает одновременное использование нескольких рабочих областей — виртуальных экранов, каждый из которых может иметь свои собственные настройки, такие как разрешение. Это позволяет избежать загромождения экрана окнами и в некоторых случаях сильно облегчает работу.
Более опытные пользователи могут использовать для работы с командной строкой программу Terminal, которая на самом деле является командным процессором bash — стандартной оболочкой многих Unix-систем. С помощью bash можно получить доступ к десяткам полезных утилит и инструментальных средств GNU. Отмечу, что BeOS поддерживает стандарт POSIX, поэтому Unix-программы, написанные в соответствии с этим стандартом, могут компилироваться под BeOS без изменений или с незначительными изменениями.
Две основных составляющих графической оболочки BeOS — программы Deskbar и Tracker, по функциям примерно соответствующие Панели задач и Проводнику Windows 95. Они достаточно удобны в работе, однако пользователи Windows отметят, что клавиши Alt и Ctrl по функциям словно бы поменялись местами — для клавиатурных сокращений, вызывавшихся в Windows с клавишей Ctrl, здесь используется Alt. По сути дела, клавиши Alt и Windows (клавиша с логотипов Windows на 104-клавишной клавиатуре) на системах Intel становятся эквивалентны клавишам Command и Option на Macintosh. Впрочем, привыкнуть к этому не так уж сложно.
Кроме того, в комплект системы входит браузер NetPositive, предназначенный для просмотра страниц Интернета и пользовательской документации, которая хранится в формате HTML (BeOS имеет встроенные средства для подключения к Интернету при помощи модема по протоколу PPP). Стоит упоминания и программа Software Wallet, облегчающая получение дистрибутивов программ через Интернет и их установку/удаление. Набор остальных утилит достаточно обычен и мало чем отличается от других ОС.
Совместимость
В стандартный комплект BeOS версии R4 входят драйверы лишь для небольшого числа устройств (полный список поддерживаемого оборудования для платформ Intel и PowerPC можно найти на сайте фирмы Be). В число совместимых с BeOS звуковых плат входят следующие модели: Sound Blaster AWE 32, AWE 64 Value, AWE 64 Gold, а также платы на основе наборов микросхем OPTI 931, Yamaha YMF715, Crystal 4235/4236/4237 и S3 SonicVibes. Однако, учитывая возрастающий интерес к этой системе, можно предположить, что в недалеком будущем для BeOS появятся драйверы большинства распространенных устройств.
Что касается программ, то в этом плане BeOS совместима лишь «сама с собой» — приложения других операционных систем, таких как Windows и MacOS, не могут работать под BeOS. Фирма Be и в дальнейшем не планирует включать в BeOS поддержку приложений других ОС, однако некоторые действия в этом направлении предпринимают сторонние компании — в частности, можно упомянуть программу SheepShaver, позволяющую работать под BeOS для PowerPC с приложениями MacOS (подробную информацию можно получить по адресу www.sheepshaver.com).
Однако, сотрудники Be прекрасно понимают, что стать серьезным конкурентом Windows в области офисных приложений им вряд ли удастся, да они и не ставят себе такой цели. Поэтому BeOS изначально рассчитана на работу в режиме «двойной загрузки» на одной машине с Windows или MacOS. В комплект BeOS входит менеджер загрузки, который дает возможность выбирать операционную систему при перезагрузке компьютера, а также программа, позволяющая запускать BeOS, щелкая на пиктограмме на рабочем столе Windows или Macintosh.
Программы для BeOS, написанные на одной из поддерживаемых систем (Intel или PowerPC), будут без проблем выполняться на другой после простой перекомпиляции. BeOS одинаково хорошо работает как на PowerPC, так и на Intel, и выбор платформы остается за пользователем. Однако, при приобретении новой системы, предназначенной специально для работы с BeOS, фирма Be рекомендует отдать предпочтение компьютерам на основе Intel, поскольку они обеспечивают лучшее соотношение цены и производительности.
Поддержка
Как бы хороша сама по себе не была операционная система, без соответствующих приложений толку от нее будет немного. До недавнего времени программ для BeOS было сравнительно мало, однако четвертая версия этой операционной системы привлекла к себе внимание многих разработчиков программ и устройств для работы со звуком. В частности, можно отметить следующее:
Фирма Emagic объявила о намерении выпустить BeOS-версию секвенсора Logic Audio, а также о поддержке устройств Audiowerk 8 и Unitor 8 в среде BeOS. Фирма Arboretum намерена перенести под BeOS программы обработки звука Hyperprism и RayGun. Фирма Aadvark собирается обеспечить поддержку BeOS для своих многоканальных звуковых плат. Steinberg планирует перенести под BeOS систему обработки звука NUENDO, которую до этого предполагалось выпустить только в версиях для Silicon Graphics и Windows NT.
Отдельно следует отметить фирму Objekt, занимающуюся разработкой профессионального звукового программного обеспечения для BeOS. Фирма Objekt — автор программы ObjektSynth, мощного мультитембрального модульного программного синтезатора. Дополнительную информацию можно найти на сайте компании (www.objektsynth.com), оттуда же можно загрузить демо-версию синтезатора.
Кроме того, о намерении поддерживать BeOS заявили фирмы Turtle Beach, Yamaha, Opcode Systems, Sonorus, E-mu Systems, CreamWare, Event Electronics, Lucid Technology, Mytek Digital, RME, Terratec, а также некоторые другие.
Плюс к этому, для BeOS существует большое количество бесплатных и условно-бесплатных программ, которые можно получить из архива BeWare (www.be.com/beware/). Среди доступных через BeWare программ для работы со звуком — MIDI секвенсор Progression, система синтеза звука Csound (существующая в версиях и для других платформ), звуковые редакторы AEdit и BamBam, подобная ReBirth программа Rack747, а также множество различных программ для воспроизведения аудио, MP3 и MIDI файлов.
К сожалению, большинство программ в архиве BeWare доступно только в версиях для процессора PowerPC — по какой-то причине их авторы не захотели перекомпилировать их для Intel. Безусловно, это снижает ценность BeWare для владельцев Intel систем.
Резюме
Несомненно, у BeOS — большое будущее. Можно предположить, что в области обработки звука она вскоре потеснит Windows и MacOS — поддержка ведущих производителей увеличивает ее шансы.
Однако, переходить на BeOS прямо сейчас не имеет особого смысла. Многие из программ и драйверов существуют пока что лишь в планах или в виде альфа-версий. Кроме того, на первую половину 1999 года запланирован выход BeOS версии R5, которая, скорее всего, будет обладать расширенной поддержкой периферийных устройств. Впрочем, вероятно, уже в этом году для BeOS появятся все необходимые средства для профессиональной работы со звуком, и, возможно, вскоре она станет новым стандартом в этой области.
Подробную информацию и последние новости о BeOS можно получить на сайтах Be (www.be.com) и BeOS Central (www.beoscentral.com). Информацию о средствах работы со звуком для BeOS можно найти по адресу home.beoscentral.com/lebuzz/.
Мнение скептика
На мой взгляд, история операционной системы BeOS с точностью до деталей повторяет не слишком удачный проект NeXT одного из основателей фирмы Apple Computer Стива Джобса, который, уйдя из Apple, основал фирму NeXT Computer с целью создания Очень Хорошего Компьютера.
Компьютер NeXT был разработан и в 1989 году начал выпускаться. Это действительно являлось существенным шагом вперед, поскольку компьютер был весьма, как сказали бы сейчас, «мультимедийным» (тогда такого понятия еще не было и об этом вообще мало кто задумывался) — с мощными видео возможностями, встроенным DSP для звука и т. п.
NeXT был оснащен специально написанной юниксоподобной объектно-ориентированной клиент-серверной операционной системой NeXTStep с великолепным графическим интерфейсом — принципы именно этого интерфейса использовала Microsoft для разрабатываемой тогда Windows 95, причем получилось заметно хуже, чем в оригинале. Все, чем заманивает Be, уже тогда было реализовано в этой заметно опередившей свое время системе. Но начались трудности с продажей компьютеров — из-за несовместимости и довольно высокой цены. В 1993 году производство компьютеров было прекращено, фирма переименована в NeXT Software, а операционная система перенесена на Intel (впрочем, как и на Sun и HP), где поражала видевших ее новаторством интерфейса и чрезвычайно ограниченным набором поддерживаемых дополнительных периферийных устройств. А под тонкой графической оболочкой при попытке что-то настроить быстро обнаруживалась Unix со всеми присущими ей прелестями: командные строки невероятной длины, обилие файлов параметров с таинственным синтаксисом и т. п. Ну и, конечно, совместимость «сама с собой», нежелание сторонних разработчиков писать под нераспространенную ОС, а массового пользователя — переходить на систему, для которой мало приложений… Хотя горячие поклонники были и остались.
В общем, сейчас найти человека, которому была бы знакома система NeXTStep, крайне трудно, а ведь при появлении ей тоже прочили грандиозное будущее — как мне кажется, более обоснованно. Так что вполне может статься, что BeOS — это Next II.
Александр ВИНОГРАДОВ
К мнению скептика следует добавить, что Next эволюционировал в MacOS X, так что у него в общем-то все замечательно. Будем надеятся, что и у BeOS эволюция завершится успешно.