Александр КРАШЕНИННИКОВ
Музыкальное Оборудование
январь 1998
Начну с того, что не буду останавливаться на различных форматах, а точнее на описании их физической структуры — для этого обратитесь к специальным изданиям, тем более, что в данный момент нас интересуют всего-то два формата: CD-DA, или аудио CD, и CD-ROM. Повествование же построим следующим образом: Зачем, На чем, С помощью чего, и, наконец, Как.
1. Зачем
CD-DA, или аудио CD, или Red Book CD может использоваться для записи оцифрованной звуковой информации в формате 16 бит, 44,1 кГц. Такую запись делают чаще всего для передачи музыки, к примеру, на радиостанции или телевидение, а также на заводы для официального (да и пиратского) тиражирования на компакт-дисках, компакт-кассетах и т. д. Предварительно исходный материал подвергается издевательству под названием премастеринг, мастеринг, а иногда даже и «ремастирование».
Если в процессе сведения вы потеряли голову и сделали сведение на цифровой носитель (к примеру, R-DAT, или, не дай бог, минидиск), а не на аналоговый, то CD-DA (без премастеринга) является самым надежным архивным носителем с возможностью непосредственного доступа.
CD-ROM существует в нескольких разновидностях, из которых нас, музыкантов, интересуют в основном три следующих: ISO-9660, Joliet и Mac HFS.
ISO-9660 — самый ранний из форматов записи данных на компакт-диск. Основное применение — архивация компьютерных данных с соблюдением межплатформенной совместимости — данные, записанные, скажем, в системе DOS/Windows, могут быть увиденными и прочитанными на компьютерах под управлением Mac OS или Unix. Если это, к примеру, звуковой WAV файл, записанный на IBM PC, то вы сможете открыть его в программе Sound Designer на Macintosh или в Cubase Audio for IRIX (Unix) на машине Silicon Indigo. Существенное ограничение — поддержка имен файлов длинной не более восьми символов и только, а также не более восьми уровней иерархии подкаталогов.
С некоторой натяжкой к этому же формату относят семплерные библиотеки, хотя как они создаются — отдельная история (см. далее).
Joliet — продолжение формата ISO-9660, ориентированное на файловые структуры операционных систем фирмы Microsoft и обладающее пониженной совместимостью с другими операционными системами. Применяется теми, кто смотрит на окружающий мир через Форточку образца не ранее 95-го года, для архивирования данных. Единственное достоинство — поддержка длинных имен файлов в системах Windows-95 и Windows NT 4.0. Представляется возможным, что Windows-98 и NT 5.0 будут иметь опять какой-то свой формат, несовместимый со всеми остальными.
Mac HFS, как нетрудно догадаться, CD-ROM с файловой структурой как у жесткого диска компьютера Macintosh, абсолютно не совместимый ни с какими другими платформами. Применяется для архивирования данных на компьютерах Macintosh и им подобных.
Принцип устройства CD-R дисков чрезвычайно прост. На подложку из прозрачного пластика наносят слой красителя, изменяющего прозрачность под действием мощного лазерного луча, далее напыляют отражающую поверхность из золота или, что несколько хуже, алюминия, и закрывают сверху еще одним слоем пластика, причем очень малой толщины. При записи лазер рекордера прожигает краску в тех местах, где размещаются двоичные единицы, и не прожигает там, где находятся нули. При считывании, слабые лазеры, применяемые в приводах CD-ROM, не могут получить отражение с того места диска, где краситель не прожжен лазером. Стоит отметить, что приводы DVD-ROM имеют более мощный лазер и, как следствие, не совместимы с дисками CD-R.
2. На чем
Этот раздел можно разделить аж на две части: во-первых — приборы, во-вторых — носители.
Приборы, или CD-рекордеры, отличаются друг от друга прежде всего скоростью записи, и, соответственно, чтения. В последнее время появляется не малое количество приборов с интерфейсом IDE, но договоримся, что нас они не интересуют — редко какие профессиональные программы с ними работают, да и то — не все свои функции реализуют, по крайней мере пока. Обратимся, как всегда, к интерфейсу SCSI. Договоримся также, что нас интересуют лишь недорогие приборы без встроенных АЦП и ЦАП и схем независимого управления типа Marantz или Studer — соотношение цена/качество и цена/сервис говорит абсолютно не в пользу этих монстров рекордеростроения.
Вообще-то, проще было бы начать с программного обеспечения — не все программы работают с любым рекордером, а чаще — лишь с немногими моделями.
В качестве рекомендации при выборе рекордера может послужить громкое имя фирмы-изготовителя, такое, как Yamaha, Kodak, Philips или Sony. Таков список фирм. Перед покупкой убедитесь, что все ваши программы работают с данным типом рекордера. Из собственного опыта могу порекомендовать Yamaha CDR 100 как наиболее универсальный — из всех имеющихся у меня программ не работает только с Sonic Solutions. Если вы работаете только на РС с WaveLab и Gear, то можно воспользоваться CDR 400 той же фирмы. Обе вышеупомянутые модели производят запись с четырехкратной скоростью. На более высокой скорости пишет лишь один рекордер — Kodak PCD Writer 600. Машина хороша всем, кроме цены, составляющей около 7 тыс. долларов США. Двухскоростных рекордеров очень много, цена на них невысока и продолжает падать, работают они все достаточно качественно, и при выборе модели руководствуйтесь только соображениями совместимости, а также принципом try before you buy — попробуй, прежде чем купить. Любая действительно нормальная фирма предоставит вам неделю для того, чтобы убедиться, что купленный вами прибор полностью совместим с вашими потребностями.
Стоит остановиться еще на одной особенности устройств записи, благодаря которой сии устройства можно разделить еще на две группы. Начнем издалека.
Не всем известно, что на любом компакт-диске имеются вводная и выводная дорожки, как на виниловой пластинке, называемые, соответственно, Lead-in и Lead-out. Кроме того, как и на виниловой пластинке, дорожки данных или аудио дорожки могут быть разделены паузами. Так вот, часть устройств производит запись каждой дорожки данных или аудио отдельно, заполняя оглавление диска постепенно и оставляя непрожженные участки между отдельными дорожками, и лишь затем пишет вводную и выводную дорожки, иначе говоря, фиксирует диск. После фиксации дальнейшая запись на подложку становится невозможной. Такой метод записи носит название Track At Once. Пластинку, прожженную таким методом, читают любые CD проигрыватели и те устройства CD-ROM, которые вообще способны читать CD-R диски. Недостатком же является то, что не все тиражные заводы могут изготовить стеклянную матрицу с подложки, прожженной этим методом.
Другая часть устройств действует иначе. Еще в процессе подготовки образа диска, физического или виртуального, программа высчитывает, сколько секторов необходимо для таблицы содержимого (ТОС — Table Of Contents), сколько для каждой дорожки, для пауз, для вводной и выводной дорожки. Запись производится в последовательности физического расположения соответствующих областей на диске, без выключения лазера и больших перемещений пишущего узла. Называется такой метод, как нетрудно догадаться, Disc At Once.
Примерами устройств первого типа служат Kodak PCD Writer 200 (2x) и Creative Labs CDR 2000 (2x), он же Ricoh 1061, а второго типа — Yamaha CDR 100 (4x) и Philips 2600. Диски, записанные последним методом и на качественных подложках, легко принимаются тиражными заводами, изготавливающими стеклянные матрицы с CD-R.
2а. На чем — расходные материалы
Корректным термином для обозначения этого является труднопроизносимая фраза: «Однократно перезаписываемые диски CD-ROM с возможностью многократного чтения». По-аглицки чуть изящнее — WORM (дословно — червяк), или Write Once — Read Many. В среде отечественных компьютерщиков, а также тех редких музыкантов, которые с этим работают, все гораздо проще — подложки или болванки. Лично мне как-то ближе первый термин.
Короче, в мире есть очень мало заводов, выпускающих подложки, и дикое количество фирм, ставящих на них свой логотип. Например, такая «знаменитая» фирма, как Verbatim, пользуется подложками Mitsubishi. Не думаю, что Mitsubishi отдаст кому-то лучшую часть своей продукции — конкуренция, понимаешь.
В результате длительных проб и дорогостоящих ошибок были выявлены следующие производители (и распространители) подложек, с продукцией которых можно работать без оглядки и без опасения, что отправленный куда-нибудь в Швецию или Австрию на тиражный завод оригинал вернется с позорными комментариями. Это Mitsui, Kodak, TDK и Yamaha с пометкой Т (означающей исходную подложку TDK). Очень редко бывают проблемы с Philips и Mitsubishi, а также с Maxell. Если нет ничего другого, то можно взять Sony, но они не на всех рекордерах успешно прожигаются. Ни при каких обстоятельствах не связывайтесь с Fujifilm, TraxData и Megastar — греха не оберешься. У TraxData и Fujifilm проявляется со временем «эффект забывания», порой через год, а порой и раньше — аудиодиски начинают трещать, а с CD-ROM становится невозможным считать часть данных, а то и все данные. Причем дефект этот проявляется не во всех случаях.
Примерная стоимость подложек на сегодняшний день — $5 при покупке в розницу и $3 при покупке ста штук и более.
Стоящие особняком подложки Ampex (Kodak) стоимостью $25 и Apogee (Mitsui) стоимостью $12 покупать не стоит, разве что вы хотите пустить пыль в глаза клиенту, цвет пиджака которого гармонирует с фирменным цветом Apogee (малиновый). (После выхода статьи, фирма ISPA, являющаяся дистрибутором Apogee, отметила, что подложки Apogee продаются по 4$, реальным производителем их является KAO, и они производятся на отдельной линии, с повышенным контролем качества — прим. ред.) Подложки же HHB, особенно длительностью 80 минут, можно и купить при случае — качество действительно отменное. Кстати, реального производителя HHB вычислить пока не удалось.
3. С помощью чего — программы
Существует множество программ, помогающих пользователю продираться сквозь густые тернии процесса создания собственного диска CD-ROM или аудиодиска. К настоящему времени большинство программ для подготовки и прожигания CD-ROM куплено фирмой Adaptec и приобрело много общих черт (воистину, adapteц всему живому). Программ для профессиональной подготовки и прожигания CD-аудио это касается в меньшей степени.
Рассмотрим в первую очередь программы для подготовки CD-аудио.
Платформа Apple Macintosh. Программ, пригодных для действительно серьезной работы, то бишь прожигания мастер-диска, всего две: Master List CD фирмы Digidesign и Toast CD-DA, ранее фирмы Astarte, а ныне Adaptec. Оговоримся, что некоторые особо щепетильные заводы в редких случаях заворачивают мастер-диски, прожженные на Toast CD-DA, а для мелкого тиража эта программа несколько удобнее. Рассмотрим каждую из этих программ чуть подробнее.
Master List CD (далее — MLCD) характеризуется большой степенью совместимости с остальными продуктами Digi, к примеру с Sound Designer и, более того, работает только при наличии в компьютере какой-либо платы Digidesign — Pro Tools или, хотя бы, Audiomedia. Программа воспринимает звуковую информацию в файлах формата SD II, и из тех же файлов воспринимает данные об участках (regions) и списках проигрывания (Playlists). Воспринимаются и звуковые файлы формата AIFF. Желательно, чтобы аудиофайл имел разрядность 16 бит, и совершенно необходимо, чтобы частота квантизации составляла 44,1 кГц. В случае, если разрядность превышает 16 бит, в процессе прожигания производится реквантизация, причем как с применением алгоритмов dither и nоise shaping фирмы Digidesign, так и без них. Однако прежде чем выполнять подобную операцию, протестируйте, успеет ли ваша конкретная система обсчитать все это в реальном времени. Из MLCD можно напечатать список PQ-кодов аудиодиска, достаточный для отправки на завод.
К достоинствам вышеупомянутой программы относится лишь то, что она как-то незаметно стала промышленным стандартом для подготовки тиража CD-аудио, а к недостаткам — муторность составления списка дорожек (нельзя одновременно внести несколько файлов или несколько участков файла в список) и невозможность прожигания диска на высокой скорости на большинстве рекордеров без предварительной подготовки файла-образа диска. Применение файла-образа приводит к большому расходу как дискового пространства, так и времени — создание вышеупомянутого файла производится за реальное время звучания будущего диска на большинстве систем.
Toast CD-DA — чрезвычайно гибкая и мощная программа для подготовки и прожигания аудиодисков. Интерфейс ее прост и понятен, она работает с гораздо большим числом рекордеров, чем MLCD, и достаточно корректно проставляет PQ-коды. Однако в силу причин, которые мы не будем подробно рассматривать, некоторые тиражные заводы отказываются принимать диски, изготовленные с ее помощью, в качестве оригинала. Последняя версия этой программы (2.0) понимает также списки проигрывания из файлов Sound Designer, и может создавать и редактировать кроссфейды между отдельными дорожками. Есть также возможность импортировать цифровые и буквенные маркеры в качестве индексов дорожки диска.
На платформе РС, а точнее, Windows-95/NT, основной специализированной, хотя и не очень, программой подготовки аудиодисков является WaveLab 1.6 вездесущей компании Steinberg. На тех рекордерах, и только на тех, которые работают в режиме Disc At Once, эта программа может диск даже и прожечь. Список дорожек составляется проще некуда — пометив участок файла или файл целиком, перетащите его на открытое тут же окно CD Program. Далее можно, как и в вышеописанных программах, подредактировать расположение начала, конца дорожки и паузы, причем опять же в более наглядной форме — перемещением соответствующих маркеров прямо в окне, где показывается форма волны. Прожигание происходит без особых проблем при условии правильной настройки системы, о чем мы еще поговорим далее.
Из программ «общего пользования», или мультимедиа, интерес могут представить WinOnCD 3.0 компании Ce Quadrat, CD Creator фирмы Adaptec (хотя кое-кто именует его не иначе как «CD-криватор») и Gear фирмы Elektroson. Подробно рассматривать работу по созданию CD аудио на этих программах мы не будем, отметим лишь, что они могут быть использованы за неимением альтернативы. Внимание! Предупреждение, так сказать, по ходу действия: если у вас установлен WaveLab, не пытайтесь установить CD-Creator!!! Это приведет к тому, что WaveLab перестанет работать вплоть до момента полной переустановки Windows95 с обязательным полным уничтожением предыдущей установки и всех связанных с нею программ (то бишь format c: /s /u).
Особо следует отметить программу CD-Architect компании Sonic Foundry. Это даже и не программа как таковая, а подключаемый модуль к программе Sound Forge. В попытках установить ее я мало того, что лишился установленного Sound Forge под Windows95 на своей машине, так еще и стал свидетелем второго в моей практике «мертвого» зависания Windows NT, т. е. такого, при котором мне не удалось даже войти в систему после «холодной» (с помощью кнопки Reset) перезагрузки. Кстати, первое такое зависание вызвал драйвер для платы Audiomedia III под Windows NT на двухпроцессорной машине Pentium Pro, но так то Digidesign, программирование и совместимость у которого всю жисть хромали…
Прошло, однако, некоторое время с тех пор, как я уселся за статью, и появилась версия 4.0d программы Sound Forge, равно как и модулей Sonic Foundry. После установки новой версии, CD Architect соизволил запуститься, создать CD-Layout (скомпоновать пластинку), а при попытке прожечь ее так же уверенно повис, как и предыдущий. Причем не только у меня.
Теперь поговорим о CD-ROM.
На платформе Macintosh интерес представляют все тот же Gear (см. ранее-далее) и Adaptec Toast CD-ROM Pro для Power PC. Причем последний из двух вышеупомянутых продуктов имеет немалые преимущества для обладателей семплеров — с его помощью можно превратить содержимое жесткого диска вашего семплера в вашу собственную библиотеку на CD-ROM, правда, только в том случае, когда полный объем жесткого диска не превышает 650 Мбайт. Еще раз подчеркиваю, полный физический объем! Как это сделать, рассмотрим дальше. Gear больше подходит для создания всяческих CD-ROM c данными и программами, но в числе его преимуществ имеется возможность работы со стримерами Exabyte, которые пока что являются одним из стандартных носителей для передачи мастера на тиражный завод.
На платформе Wintel можно отметить WinOnCD 3.0 и тот же самый вездесущий Gear (кстати, есть Gear и для многих платформ Unix). Причем WinOnCD, как и Toast CD-ROM, позволяет делать физические копии жесткого диска произвольного формата.
Несколько особняком стоит программа Adaptec CD Copier, входящая в состав пакета Adaptec, естественно, EZ SCSI, прилагаемого к любому контроллеру этой фирмы. С ее помощью, взяв у приятеля его любимую семплерную библиотеку, вы сможете быстренько ее передрать. Правда, перед этим программа сто пятьдесят три с половиной раза предупредит вас о том, что вы нарушаете авторские и смежные права и все такое, и что если ФБР вас поймает… ну, в смысле… оторвет, короче, все выступающие части тела. Спасает отечественных пользователей от мести заокеанских правоохранительных органов и от возможной в связи с этим утраты функций воспроизводства лишь то, что количество рекордеров, поддерживаемое этой программой, невелико и пока не увеличивается.
4. Как — неконкретные советы конкретному пользователю
Первое, что я хочу сказать — учите матчасть, как hardчасть, так и softчасть, а также английский: и по сей день я не видел ни одной программы с меню на русском языке или с русским переводом описания. Так что покупайте лицензионные копии программ с книжками или описаниями в электронной форме, и вперед.
Но не бойтесь, кое какие советы я вам дам и в меру сил постараюсь пройти вместе с вами путь от простого компьютера к станции для прожигания CD-ROM.
Итак.
На вашем столе лежит красочная коробка, содержащая… Впрочем, сперва сходим в компьютерный магазин и купим прибор, SCSI-контроллер и программу. При покупке прибора для программы Master List CD держите в руках отпечатанную копию списка рекордеров, совместимых с этой программой. Список можно найти на сайте Digidesign. От продавца требуйте, чтобы предлагаемый рекордер по модели и версии до мелочей соответствовал требованиям этого списка. В противном случае — Compatible recorder not found on SCSI bus… Во всех других случаях проконсультируйтесь тут же о совместимости или лучше посетите сайт той компании, с программой которой вы будете работать. И в любом случае, придерживайтесь рекомендаций, приведенных в пункте 2. Обязательно обговорите условия возврата денег в случае несовместимости с программой хотя бы в течение недели — если за углом на 50 долларов дешевле, но без такой возможности — не спешите ломиться туда, вы станете лишь обладателем красивой, но бесполезной железки. Кстати, гарантия на рекордер должна быть не менее одного года для новых или шести месяцев для бывших в употреблении рекордеров — на этом тоже нельзя экономить. На чем сэкономить можно — так это на упаковке и комплектах — при поставке с CD-R ни одна программотехническая компания не даст вам за просто так полную версию своего программного продукта. Программу лучше покупать отдельно и не забыть ее зарегистрировать — многие компании оказывают техническую поддержку только зарегистрированным пользователям, а также посылают уведомления об обновлениях и выпусках новых программных продуктов.
Далее контроллер SCSI. Если у вас такового еще нет, купить надо обязательно, причем желательно фирмы Adaptec (тьфу ты, пропасть…) и желательно для шины PCI. Если у вас системный диск и CD-ROM с интерфейсом SCSI, то все равно — купите еще один контроллер — специально для подключения рекордера. Всегда желательно иметь отдельную SCSI шину для столь деликатного устройства. Так уж получилось, что если непрерывность потока данных на рекордер нарушается, то подложка ваша летит в помойное ведро. Пожалейте силы — а то ведь придется выносить ведро слишком часто! Проследите за тем, чтобы к контроллеру имелись драйверы для Windows 95 и NT — в противном случае он может оказаться бесполезным. Не поддавайтесь на провокации, что драйверы эти легко найти — это лишь способ всучить вам полунеработающее железо.
Немного о грустном. В любом компьютерном журнале можно найти статьи о рекордерах, любительских программах к ним (о профессиональных — очень редко) и о сравнительном тестировании вышеупомянутых рекордеров и программ. Так вот, все эти устройства и программы плохо уживаются с дисковой подсистемой IDE — по общему мнению… Вывод печальный — если есть IDE-устройства — лучше избавиться от них пораньше или не приобретать вообще.
Ладно, контроллер купили, пошли за программой.
Если вы на 100% уверены, что никогда в жизни не запишите ни одного CD-ROM, а только CD аудио, достаточно прикупить WaveLab 1.6 для Windows или Master List CD 1.3 для MacOS. Для нормальной работы с WaveLab на вашем РС должно быть не менее 64 Мбайт оперативной памяти, желательно также наличие операционной системы Windows NT 4.0, так как под Windows 95 прожигание диска не всегда происходит гладко. Для пользователей машин с Pentium Pro и Pentium II выбор в пользу NT однозначен — эти процессоры под 95 работают гораздо медленнее. Master List CD также достаточно требователен к ресурсам. Помимо 32 Мбайт памяти (а при большом количестве кроссфейдов — 64 или 128 Мбайт), обязательно наличие хотя бы самой завалящей железки от Digidesign — Audiomedia III, к примеру. Исследования показали, что минимально необходимой NuBus машиной является Centris 650 c Audiomedia II, а среди PCI-машин — все, кроме 7200. Объясняется это тем, что, в отличие от столь любезных нашему сердцу РС, у Mac скорость SCSI-шины таинственным образом зависит от скорости процессора.
Если вам все же придется хотя бы иногда прожигать CD-ROM, то без приобретения WinOnCD, Gear или Toast CD-ROM не обойтись.
Ну что ж, купили, принесли, ставим.
Выключите ваш компьютер из сети, желательно, выньте сетевую вилку из сетевой же розетки. Установите контроллер SCSI в гнездо ISA, PCI или NuBus. Причем, если в вашей системе уже есть один контроллер с шиной PCI, то второй контроллер ставьте так, чтобы его прерывание имело больший номер (или более низкий приоритет), чем у первого. Как это определить — см. руководство к материнской плате вашего компьютера.
Установите внутренний рекордер и подключите его к источнику питания и к шлейфу SCSI. Замечание: никогда не подключайте рекордер к шине Wide или Ultra Wide SCSI через переходники — в противном случае веселье гарантируется. На любом Wide контроллере имеется специальное отдельное гнездо для узкой 50-контактной шины.
Если рекордер внешний — подключите его к внешнему разъему контроллера. Замечание: не пользуйтесь кабелями дешевле 15 долларов — их качество вызывает сомнения.
Установите в обязательном порядке пакет EZ-SCSI с самыми последними версиями драйверов и динамической библиотекой WinASPI32.dll. Потом установите выбранные вами пакеты непосредственно для прожигания. Учтите, что драйверы рекордеров от пакета WinOnCD прекрасно подходят и для WaveLab, а CD-Creator, наоборот, вообще исключает использование WaveLab.
Попробуйте прожечь пару-тройку дисков, пользуясь руководством пользователя (да простится мне эта стилистическая шероховатость!). Если все в порядке, закройте кожух компьютера, внимательно ознакомьтесь со статьей «Разметка компакт-диска» и палите на здоровье!
Несколько слов о резервных копиях жестких дисков для семплеров.
Изготовление таких копий возможно только в том случае, если физический объем такого диска не превышает 650 Мбайт, а для сменных носителей важен еще и размер сектора данных — для всех семплеров это 512 байт и ни шагу в сторону. «Как же,» скажет не в меру умный пользователь, «если я оставлю на своем двухгигабайтнике те же 650 Мбайт, или даже 500 Мбайт, а потом скопирую начало диска, то все будет ОК, и не парь мне мозги, приятель, заставляя жаться на пятьсотсороковнике!». Ну что ж, дружок, попутного ветра тебе в спину! Ты, возможно, не знаешь о таком явлении, как фрагментация диска, а программы дефрагментации в семплерах-то и нетути. Программа Rich Analog Bass может находиться в самом начале каталога под номером 001, а один из семплов, входящих в эту программу, в районе 1847,21 Мбайта. Флаг в руки, флаг в руки…
Прежде чем прожигать подложку, обязательно сделайте образ диска. Если на диске имеется неустойчиво читающаяся область (то есть нарождается дефект поверхности), результатом прямого копирования такого жесткого, да и любого другого, диска на CD-R будет сообщение программы Buffer Underrun (буфер исчерпан) и запоротая подложка.
Копирование напрямую с одного CD-ROM на другой делайте только тогда, когда вы на 100% уверены в качественности источника, а не то buffer underrun!
И так же кратко об аудиодисках.
При подготовке дорожек не забудьте оставить примерно 300 миллисекунд до первого звука и примерно столько же тишины в конце.
Длительность дорожки не должна быть менее четырех секунд.
Всегда старайтесь прожигать диски в режиме Disc At Once.
Ну, вот, как будто бы и все.
Желаю удачи в вашем нелегком музыкальном труде, и новых хитов, самостоятельно прожженных с помощью CD-R и этой статьи!
P. S. К моменту завершения этой статьи, программа Toast CD-DA умудрилась превратиться в программу Adaptec Jam по вполне понятным причинам (см. ранее).
Статья смертельно устарела !!! Сейчас все и проще, и дешевле.