Мастеринг

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Борис НИКИТИН
Музыкальное Оборудование
май 1997

Не следует ожидать, что, прочитав эту статью, вы тут же сможете производить мастеринг направо и налево. Цель ее — не научить вас как это делать, а познакомить вас с тем, что входит в понятие «мастеринг», чего от этого процесса можно ожидать и чего нельзя.

Начнем с терминологии. «Мастер» — это в данном случае то, что посылается на завод для последующего тиражирования. «Мастеринг» — процесс создания мастера, происходящий после записи и сведения. Некоторые педанты отмечают, что, на самом деле, обсуждаемое следует называть «премастерингом», поскольку «мастер», с которого и производится тиражирование, изготавливается непосредственно на заводе, а то, что туда посылается, называется «премастер». Однако поскольку процесс создания этого «мастера» лежит полностью вне нашей досягаемости, а термин «мастеринг» чаще всего используется именно для обозначения процесса создания продукта до его передачи на завод, то и я буду называть его «мастеринг».

Мастеринг может состоять из трех частей:
1. Монтажное редактирование.
2. Окончательная доводка звучания.
3. Вывод в требуемом формате.

Порядок частей в данном случае не обязательно определяет порядок действий. Например, если окончательная доводка звучания аналоговой записи производится в аналоговом виде, то лучше эту доводку произвести сначала, а затем уже перевести запись в цифровую форму для монтажного редактирования.

Монтажное редактирование

Вы записали и свели отдельные произведения, теперь их надо собрать в альбом. Произведения располагаются в требуемом порядке, с необходимыми промежутками между ними. Начала и окончания доводятся до тишины или естественного фонового шума записи (концертной, например). При необходимости (исходя из требований художественной задачи), производится плавный переход одного произведения в другое. На этой стадии могут быть удалены щелчки, треск и другие ненужные шумы. Возможно также исправление ошибок исполнения посредством копирования идентичных частей. Монтажное редактирование удобнее всего производить в цифровом виде.

Окончательная доводка звучания

Во время этой части мастеринга производится сглаживание амплитудной и частотной разницы между произведениями, улучшение прозрачности, ровности, плотности звука, стереообраза записи. В некоторых случаях возможно исправление ошибок сведения, особенно если мастеринг производится в цифровом виде. Для доводки звучания могут использоваться компрессоры (чаще всего многополосные), лимитеры, эквалайзеры, процессоры для изменения стереообраза или создания эффекта объемного звука, процессоры утепления звука (создания для цифровой записи эффекта подобия аналоговой) и очень редко различные энхансеры (спектральные процессоры, динамические эквалайзеры и т. д.). Именно на этой стадии запись приобретает свой «фирменный» звук, так что эта часть является наиболее творческой и самой значимой.

Если звукоинженер, производивший сведение — гений, и вы (как заказчик) полностью довольны результатом, то, теоретически, можно опустить вторую часть и перейти сразу к третьей. Однако есть несколько причин, по которым и в этом случае лучше произвести доводку звучания.

1. Запись и сведение отдельных произведений могли происходить в разное время, иногда на разной аппаратуре и в разных студиях. Мастеринг позволяет сгладить амплитудную и частотную разницу между ними.
2. Звукоинженер за время сведения прослушал произведения несколько десятков, а то и сотни раз. Свежий взгляд специалиста по мастерингу, слушающего произведение целиком и опытного в вопросах звучания готовых записей, может быть очень и очень полезен.
3. Студии мастеринга имеют высококачественное оборудование, предназначенное для работы со стереозвуком сложного частотного и амплитудного типа. На студиях такого класса оборудование постоянно проверяется и при необходимости настраивается.

Вопрос о том, как производить вторую часть мастеринга — в цифровом или в аналоговом виде — тесно связан с вопросом преимуществ и недостатков цифрового и аналогового способов записи в принципе, требует отдельного разговора и однозначного ответа не имеет. С одной стороны, самые большие потери происходят во время преобразования, так что если запись уже находится в цифровом виде, то лучше ей там и оставаться. С другой стороны, некоторые результаты можно получить только применив аналоговое оборудование. В большинстве случаев выбор типа мастеринга определяется форматом сведения.

Вывод в требуемом формате

Во время третьего этапа выбор формата во многом зависит от того предприятия, которое будет производить тиражирование, а также от того, на какой носитель будет производиться тиражирование. Стандартный формат для CD — так называемый U-matic 1630, и все заводы должны его принимать. Большинство также принимает CD-R, но иногда с ограничениями, например, записанные только на механизмах Sony или Phillips. Вывод на DAT самый простой, но при этом вы не сможете проконтролировать процесс установки PQ кодов (по которым CD плеер находит начала песен). Некоторые заводы принимают мастер на аналоговой ленте, в этом случае пленка должна быть правильно маркирована, с записью всех необходимых тестовых тонов. В идеальном варианте при этом следует использовать ту же систему шумоподавления (не того же типа, а непосредственно то же устройство), что и при записи. В любом случае, все эти вопросы лучше выяснить непосредственно с предприятием, производящим тиражирование. Независимо от формата обязательно делается контрольный DAT или CD для заказчика.

Где мастерить будем?

Почему мастеринг лучше производить в специализированной студии? Ответ на этот вопрос лежит как в области техники, так и в области персонала. Когда описываются качества, которыми по мнению окружающих должен обладать специалист по мастерингу, то они не очень-то отличаются от качеств, необходимых специалистам по записи или сведению: знание различных стилей, хорошие уши (желательно два, что особенно важно для работы со стерео звуком), знание используемого оборудования, музыкальный вкус, общительность. Чем же тогда отличается специалист по мастерингу? Да тем, что он занимается именно мастерингом и имеет опыт подобной деятельности, а также приобретенные в ее результате специфические навыки.

Что же касается оборудования, то мастеринговая студия — это именно то место, где находят себе применение компрессоры по 15000$, кабели по 300$ за метр и прочие архитектурные излишества. Поэтому при обработке готовой фонограммы подобные студии могут получить лучшие результаты, чем студии, предназначенные для записи и сведения. Некоторые действия вообще лучше оставить для мастеринга: например, рекомендуется не перебирать с общей компрессией при сведении, а в случае возникновения сомнений не использовать ее вовсе. Это же касается и монтажного редактирования. Кажется, имея компьютерный редактор и некий способ цифрового ввода-вывода звука, вы можете сами произвести монтажное редактирование, сэкономив на недешевых услугах студии мастеринга. Однако, чтобы обеспечить лучшее качество, обработка звука в цифровом виде должна производиться с повышенной разрядностью (не менее 24 бит) и оставаться в этом виде все время до конечного вывода в 16-разрядном виде. Так что лучше оставить монтажное редактирование мастеринговым студиям, которые используют программы с качественными алгоритмами, обеспечивают 24-разрядный формат на всем протяжении обработки и имеют оборудование с высококачественными алгоритмами дизеринга для вывода в 16 бит. К тому же дизеринг есть по сути добавление шума и лучше его использовать один раз.

Отличительной чертой хорошей мастеринговой студии являются разнообразные и высококачественные возможности мониторинга. Причем как акустического (акустические мониторы, наушники), так и визуального (индикаторы, анализаторы спектра и стерео гониометры).

Что вы можете ожидать от мастеринга? Важно помнить, что мастеринг может только улучшить хорошее, но он не может превратить плохое сведение, аранжировку или исполнение в хорошие. То есть никакой мастеринг не превратит неудачную работу в шедевр.

Именно на этапе мастеринга производятся, например, разные варианты готовой фонограммы для тиражирования на CD, на кассеты и для трансляции по радио/телевидению. Скажем, для радио необходимо сильнее компрессировать звук, чем для CD. Вы можете подумать, что так как на радиостанциях все равно компрессируют выходной сигнал, то это не имеет значения. Однако, если вы сильнее скомпрессируете вашу запись качественным компрессором в мастеринговой студии, то неизвестный компрессор радиостанции окажет меньшее воздействие. Фирма звукозаписи может, например, выпустить специальные CD для радио или добавить радио варианты произведений в качестве дополнительных дорожек на обычных CD.

Мастеринг-инженер также должен предупредить заказчика о проблемах его материала (например, об ошибках баланса инструментов, частотного диапазона, проблемах противофаз и моносовместимости), которые невозможно исправить в процессе мастеринга, оставив заказчику решать: производить ли пересведение или оставить все как есть.

Как же найти ту студию мастеринга, которая отвечает всем вашим чаяниям? Дело это не простое. Специалистов в этом деле у нас не так много, и сведения о качестве их работы в основном передаются изустно, как в старину сказки и былины. Если у вас нет знакомых, имеющих опыт сотрудничества с мастеринговыми студиями, то посетите несколько подобных организаций, познакомьтесь с сотрудниками (особенно с тем, кто, возможно, будет работать над вашим материалом), послушайте их предыдущие работы в таком же или в близком к вашему стиле, попросите возможность связаться с предыдущими клиентами, спросите их о впечатлениях о данной студии. Идеальным вариантом была бы попытка сделать мастеринг для одной песни в нескольких понравившихся вам студиях.

Следует упомянуть, что большинство мастеринг-инженеров терпеть не могут, когда клиент сидит за спиной в процессе работы, особенно если он вмешивается в процесс. К этому следует относиться с пониманием. Работа у них тонкая, связанная с мелкими нюансами звучания и еле слышными деталями.

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

18 комментариев
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. spasibochki za sait!podskazhite,please,gde mozhno naiti knigi,na vse eti temi?tyazhelo y nas s etim:)

  2. Скажите братья, как сделать мастеринг в PC,что для этого надо, Я работаю в cool 2.0. может посоветуйте что-то Другое???

  3. Мастеринг на Mac круто! Мастеринг на PC отстой!!!!!!!!

  4. Эт ты Тимурка верно подметил. У Мака стереобаза шире и и ваще звук лучше 🙂

  5. Короче, хватит гнать пафос по поводу мастеринга. Лучше потратьте время и объясните все попорядку, последовательно, как делается мастеринг, если, конечно, сами это знаете.

  6. Ну так то все верно,но блин эта песенка стара.Знаем что профи там и всё такое,но не с небес же спускаются спецы по мастеру,и не родился же он скомпрессором за 15000 и с кабелем по300 баксов за метр,вместо пуповины, по любому они когда то тоже были чайниками.У НАРОДА ПОТРЕБНОСТЬ В ПРАКТИЧЕСКИХ СТАТЬЯХ,А НЕ В РЕКЛАМНЫХ!

  7. И на Мас и на РС можно делать всё!!!! И мастер и запись,если есть УШИ!!!! Если нет ушей,то … А самим делать этого не надо, потому,что всё равно будет плохо. Нкапример в Америке этим занимаются только несколько человек,из-за этого как не включишь трек так шедевр. Не жалейте денег доверьтесь профи,только не в нашей стране. Все лучшие уже ТАМ…в Америке! Разве вы не слышите?

  8. Если уж на то пошло, то звук будет зависить прежде всего от того устройства, через которое вы его цифруете на комп. Т.е. от аудиокарты. Стереобаза и звук зависит не от РС или Мак, а от звуковой карты и используемых плагинов, ну и самое главное от исходного синтезатора или модуля, который этот звук создает. Кстати, при мастеринге не советую использовать вообще софтовые компрессоры, в Саунд форже есть другие более интересные приспособления. Удачи!

  9. Спор о РС и MAC бессмысленен.РС-лидер в кол-ве пользователей, среди них есть крутые «уши». Российские звукачи научились мастерить.Но самое главное весь ваш мастеринг уже потенциально испорчен МР3. Народ качает MP3 и не имеет нормальной техники. Мастерить не сложно. Можно пользоваться готовыми пресетами.Все что сложнее,только за большие деньги.

  10. споры здесь вообще бессмыслены это как катаясь на сраной жигулевской восьмерке, пытаться рассуждать о навыках управления формулой 1. отвечая на вопрос» чё у меня на писюке мастеринг не получается, как я хочу!» одному покемону гуру мастеринга мирового уровня сказал, что для достижения ХОРОШЕГО результата, по получению музыкального продукта должно сойтись две звезды: 1. 25-ти (по крайней мере) летний стаж работы мастеринг-инженером и, как результат,- несколько ГРЭММИ наград за ЗВУК! 2. стоимость оборудования чуть больше четверти миллиона баксов. Это без изысков. самое необходимое. 70% оборудования авторские приборы в единичных экземплярах включая мониторы и усилители к ним. прямой пример: послушайте новую машину времени. ЭТО ЭББИ РОУД! ни один продукт, сделанный руками людей, проживающих на территории от Владика до Бреста за последние( да ни за какие годы!)не звучит как этот. все, что звучит — делалось спецами в этой индустрии и, к сожалению, не у нас. надо находить меценатов для оплаты грантов на учебу за кордоном. тогда и у нас появятся свои бобы кацы и бобы клирмаунтины. а так- попробуй если умеешь кататься на коньках, выйти СРАЗУ НА МАТЧ НХЛ или сядь за руль формулы на соревнованиях. НЕ ПРОКАТИТЬСЯ, А НА СТАРТ! ПО-ВЗРОСЛОМУ!!! ПОНЯТНА РАЗНИЦА ковыряния в писюке и взрослая работа? ИСКУССТВО!ЗНАНИЯ!ОПЫТ!СИЛА!

  11. Никакой информации я для себя не подчерпнул здесь про мастеринг.Почему не рассказать о чем-нибудь близком к практике.Например как выверить АЧХ и почему этот самый мастеринг должен быть такой сложный, где отправная точка?

  12. Ну если ты уж из этого никакой информации не вынес,то тогда тебе лучше и не лезть в это дело вообще!все здесь очень подробно и ясно расписано!

  13. Да нихера тут ни чего не написали… Я тоже могу сказать, что если хочешь мастеровать иди за кардон… Хватит уже уМНИЧАТЬ. То что у них там кабели за 300 это загонология из за того что могут позволить… Да и просто тупо у них психоаккустические приборы.. Так вот я не говорю про это, то что из разряда загонологии, хотелось бы обсудить просто тупой финишный результат после сведения, для нас банально бедных Русских людей…. Да я согласен мониторы должны быть выставлены правильно. Мониторы среднего боя, у меня стоят KRK V8 и кучи совершенно разных колоночек (ширдыгалки). Сравниваешь разницу звука меняя даже элементарно комнаты прослушивания. Могу посоветовать на что то для начало базироваться на идеал или просто на похожую по жанру вещь… Самый стандаортный и проверенный софт Палагины пакета Waves. Кстати мастеринговый чистотно зависимые компрессор LimMB (соыетую) очень похож на железную обработку. Конечно в начале юзай широким эквалайзером, динамическим компрессором, энханзер, чистотно зависимым компрессором по всему спектру частот, и на финише Лимитером, все это есть в паке waves. А то что более, загонология, как и было сказано что ни один мастеринг не сделает из гавна конфетку. Так что не надо тут говорить о шнурах за 300бачей 🙂 . Вот написал бы как мастеровать, но тут хз как картинки элементарно вставить…

  14. Для начинающих посоветую izotope Ozone VST плагин. Он наглядно покажет вам что такое мастеринг, просто пощёлкайте его презеты и поймёте как много зависит от мастеринга. Для мастеринга DEMO этот VST просто идеален… Но если вы хотите альбом выпускать, то лучше обратиться к «мастерам», у которых есть оборудование и опыт работы.

  15. изотоп озон помагает при расширении стереобазы, в остальном он напрочь убивает все живое. ультрамаксимайзер + постмастер и усё… самое главное — качественно снять материал, остальное — дело техники.

  16. большое количество треков всемирно известныз артистов делается мастеринг студией которая называется : стерлингсаунд. Так вот все инжинеры работают в protools. Не хотелось бы мудорствовать и говарить о компресорах за 15000$ Если кто-то здесь думает серьезно попробывать себя в мастеринг индустрии, то для начало советую прикупить protools и поставить пакет от waves. Еще хорошую пару мониторов. Потратить более пяти лет на усовершенствавание себя как мастеринг инжинера. А про Мас и Рс это уж кому в чем нравится. По поводу что лучше звучит это иллюзия. Поставте на Рс apogge 100 сделаную специально для мастеринг инжинеров и там будет такая стереобаза что любой другой цап на маке сдуется.А перомикс(есть такая система записи)которую не многие знают сделана только для Рс,а стоит очень — очень много. Так что бросте расуждать о милионах.Естественно нужно потратить минимум чтобы получить нормальный результат, и этот минимум приведен выше.

  17. да.. тема мастеринга наверна будет апсасываца ещё долго… Один автор чуть выше очень чётко и коротко сказал: Мастеринг = ИСКУССТВО!ЗНАНИЯ!ОПЫТ!СИЛА! По своему опыту скажу што системник (~18т.р.) + пачка плагинов (0т.р. с арпиды) + микшер (~5т.р.) позволяют добица приемлемого результата в домашних условиях ДЛЯ ЗАПИСИ КАЧЕСТВЕННОГО ДЭМО ну или промо-продукта. НЕБОЛЬШЕ! А штобы больше: покупаем домик вдеревне + звукоизаляция + кучя железа + ров с акулами вокруг демика штоб соседи небеспакоили = ~ чуть больше четверти миллиона баксов.

  18. Всё нужно делать с ушами и умом…И дома можно делать мастеринг и не важно какими плагинами и программами…студии.Конечно мониторы хороший комп — без них никуда!

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo