Как «забивать» барабаны

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
ноябрь 1995

Когда вы приобретаете современный клавишный инструмент, то получаете доступ к громадному количеству звуков, похожих на звуки реальных инструментов, и можете заменять своим исполнением целые ансамбли и даже оркестры. Если вы хотите, чтобы ансамбль в вашем исполнении походил на настоящий, неплохо хотя бы в общих чертах разбираться в особенностях игры на реальных инструментах.

Барабаны обычно представляют больше всего проблем для исполнителей на музыкальных инструментах, чья основная выразительность заключается в исполнении звуков разной высоты. В мире ударных (мы не берем в расчет такие инструменты, как ксилофон и виброфон) вы можете оперировать ритмикой, динамикой и тембром.

Есть два принципиально разных подхода к тому, как следует записывать в секвенсор барабанные партии. (Между прочим, почему этот процесс определяется не слишком музыкальном словом «забивать»? Присылайте ответы на почтовых открытках.) Первый заключается в том, что необходимо сделать так, чтобы было максимально похоже на игру барабанщика. Второй способ заключается в том, что секвенсорные барабаны должны и звучать соответственно, а если вы хотите живого звучания, то пригласите на запись барабанщика. При всей логичности последнего способа хочется заметить, что он далеко не всегда осуществим по финансовым и другим соображениям. Поэтому мы решили поговорить о том, как сделать секвенсорную партию максимально похожей на игру живого человека.

Ритмика

Почему секвенсорные партии барабанов часто звучат безжизненно? Почему один и тот же рисунок, сыгранный разными барабанщиками, отличается произведенным впечатлением? Дело в ритмике.

Секвенсор воспроизводит звуки квантизированной барабанной партии точно в долю. Барабанщики могут играть некоторые звуки раньше или позже доли. Это называется «игрой вперед» или «игрой назад». При этом не происходит ускорение или замедление темпа, так как другие ноты играются в долю. Наиболее распространенные способы: играть с опережением звуки, приходящиеся на первую и третью долю, или с запаздыванием — приходящиеся на вторую и четвертую долю. Часто используется прием, когда звуки хета или тарелки постоянно играются с опережением, а малого барабана — с запаздыванием («с оттяжкой»). Именно то, как это делает барабанщик, и составляет его индивидуальный «драйв» или ритмический посыл, вкладываемый им в исполняемую партию (MIDI пример «оттягивания» малого барабана).

Для имитации подобных ритмических нюансов многие секвенсоры предлагают специальный тип квантайза — Стилистический (Groove). При этом сыгранные ноты смещаются не точно в долю, а в соответствии с определенным шаблоном. Вы можете выбрать один из готовых шаблонов или создать свой собственный. Некоторые фирмы также продают готовые наборы подобных стилей, иногда даже соответствующие манере определенных барабанщиков.



Другой способ — не квантизировать данные, хотя бы частично. Например, можно квантизировать партии малого и большого барабанов, оставив хет нетронутым. В таком случае, ваше исполнение останется в основном неизмененным и большое значение приобретает то, как вы вводите ноты в секвенсор. Ввод с клавиатуры не самый удачный способ добиться естественности барабанной партии, гораздо лучше использовать барабанные пэды. Даже если вы не барабанщик, использование пэдов придаст большую естественность записываемой партии.

Динамика

Почему партия хета шестнадцатыми нотами, так приятно звучавшая на только что прослушанной записи, в вашем исполнении напоминает пулеметную стрельбу? Дело во фразировке или некоторых изменениях громкости сыгранных нот (именно это и позволяет барабанщикам исполнять музыкальные фразы при помощи ритмических инструментов).

Например, естественная фразировка барабанщика при исполнении партии хета шестнадцатыми показана на рисунке.



Первая нота каждой группы шестнадцатых, приходящаяся на четвертную ноту, акцентируется, то есть исполняется громче других (MIDI пример). Но если это все, что вы сделаете, партия все еще будет напоминать стрельбу. Дело в том, что живой барабанщик исполняет все ноты с разной громкостью. Первая нота самая громкая, вторая тише, третья громче второй, но тише первой и четвертая самая тихая (MIDI пример 2).

А теперь попробуйте запрограммировать партию шестнадцатыми с акцентами в других местах, как показано на рисунке.



Те же ноты — но совсем другая музыкальная фраза (MIDI пример 3). Таким образом, изменяя громкость нот (или во время исполнения или редактируя уже записанные) вы можете создавать разные музыкальные фразы и придавать партии более естественное звучание.

Звуки

Если вы потратили массу времени на изменение громкости нот, но все еще не получили приемлемого результата, самое время обратиться непосредственно к звукам.

Дело в том, что у реальных барабанов при изменении силы удара меняется не только громкость звука, но и сам звук. Меняются его высота, тембр и огибающая. Обычно, чем сильнее удар по барабану, тем звук выше по тону, в нем больше высоких частот (а иногда и низких) и быстрее атака огибающей. Таким образом, чтобы партия ударных была похожа на настоящую, источник звуков (будь то семплер, синтезатор или барабанный модуль) должен быть способен изменять эти параметры в зависимости от значения динамики (velocity) поступающих MIDI сообщений. А если вы сами создаете барабанные звуки, то не забудьте все это запрограммировать.

Баланс

Следует помнить, что партия барабанов существует в рамках стиля музыкального произведения. Одно дело — барабаны стиля соул; совсем другое — хард-рока. Прежде всего это означает подбор соответствующих звуков и манеру исполнения. Но не менее важное значение имеет баланс (то есть разница громкости) между отдельными ударными инструментами.

Четыре линии

Если вы хотите имитировать игру барабанщика, то следует помнить о его физиологической ограниченности. Здесь имеются в виду не умственные способности барабанщиков, шутки о которых широко распространены среди музыкантов, а то, что большинство барабанщиков имеет две руки и две ноги (барабанщик Def Leppard не в счет), при помощи которых они и извлекают звуки из инструментов ударной установки. Если вы будете сохранять ограничение четырех ритмических линий, то партия ударных будет выглядеть более естественно. Хотя, с другой стороны, ничто не мешает вам создать воображаемый ансамбль в составе двух барабанщиков и трех перкуссионистов.

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

14 комментариев
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. В целом не плохо, есть полезная инфа как для работающих с MIDI так и для «трекерщиков», во всяком случае теперь мои партии ударных и впрямь выглядят живее

  2. Нашёл в словах то, что раньше было на уровне чувства. (MIDI пример 2). Всё просто и понятно.

  3. Теперь, проглатив всю эту информацию, я понял, что общаюсь с настоящими профессионалами. Ей-богу это совпадение, но мои знакомые профессиональные музыканты учили меня, начиная с один-в-один такого же подхода к партиям ударных! А теперь я спокойно делаю МИДИ (кстати, в своей любимой проге — Cakewalk SONAR XL 2.0), и могу некоторым продемонстрировать — пишите на МЫЛО!:)

  4. Добавил бы следующие моменты. Мой личный опыт показывает, что барабаны, расставленные ТОЧНО в доли, звучат «по живому», если например, записанная бас-гитара играет чуть-чуть не в ритм. И еще. Очень важны сами звуки ударных. Сэмплы должны быть записаны с «живых» ударных. Можно, конечно, пытаться оживить партии чисто электронных барабанов, но кроме корявого эффекта вряд ли что-то получится. Иногда в поисках нужного «живого» барабана проходит очень много времени. А вообще статья верная.

  5. Есть такая програмка NI Batary (в написании могу ошибится, но нечто такое). У нее есть такая фигня: Точка старта семпла может изменятся в зависимости от контроллера. Ставишь в качестве контроллера случайное число, и делаешь небольшой разброс (регулируется слайдом). Очень ожовляет звук хета и рабочего!

  6. А чтобы не париться с расстановкой грувов, гораздо проще воспользоваться лупами (loops) нарезанными из живых барабанных партий.

  7. Все это относится не только к ударным, но и ко всем инструментам. Человек не компьютор, и при исполнении всегда слегка не попадает (в пределах 2 знака точности). Чтобы придать живость, иногда достаточно скопировать партию инструмента на еще один трек, выбрать близкий тембр инструмента и пустить со смещением на 1-10ms.

  8. статья интересна, но компу никогда не заменить живого барабанщика,на пример, меня….

  9. Если говорить о работе по миди, то статья очень хорошая. Очень грамотно и точно все объяснено. Убежден, поможет многим. В добрый час!

  10. для оживления любого виртуального инструмента, имитирующий живой, нужно также применять небольшую реверберацию..(а если надо то и большую) 🙂

  11. Чё за дед сад тут пишете живого барабанщика на записях заменяют 90% случаев. Миди забивают грамотные в гитар про. А семплы заменят любого драмера и динамика и всё там есть. Вот тупыыые

  12. Живая музыка примитивна и интересна только на начальных этапах музыкального развития.А семплирование «живых»-это как извращения над трупом

  13. на мой взгляд самое сложное это изобразить отдробки или так называемые»ghost notes» рабочего барабана

  14. отлчиная статья! узнал много нового про оживление ударных. теперь я знаю в чём дело в моих трэках!! ^____^

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo