Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
ноябрь 1998
Выпуск фирмой Charlie Lab восьмиканального цифрового пульта Mixtral стал маленькой сенсацией — до недавнего времени стоимость таких устройств не опускалась ниже 2000$.
Естественно, Mixtral обладает полным набором функций, которые отличают цифровые микшеры от аналоговых: MIDI автоматизация, наличие двух встроенных процессоров эффектов, моторизованные фейдеры. Когда видишь этот микшер первый раз, возникает ощущение чего-то родного и давно забытого — кнопки на верхней панели явно позаимствованы у старых отечественных бухгалтерских калькуляторов. Это придает ему определенный шарм, да и работать с большими кнопками гораздо удобнее, чем с микроскопическими органами управления большинства современных устройств, хотя сам микшер довольно компактен (260 х 250 мм).
Mixtral имеет восемь каналов, восемь аналоговых входов на комбинированных разъемах джек/XLR (есть регулировка чувствительности для работы с сигналами микрофонного/ линейного уровня) и восемь аналоговых выходов: два основных (XLR) и шесть дополнительных (четыре на джеках, два на RCA). Сигнал можно направить с любого входа на любой выход, или создать для каждого выхода независимые миксы входных сигналов. Причем, основные и дополнительные выходы работают одновременно, то есть поддерживается полная коммутационная матрица 8х8 — такую возможность трудно переоценить, особенно если использовать Mixtral в качестве мониторного пульта на концертах. Также есть дополнительный стерео вход (на разъемах RCA) для двухдорожечного устройства. На всех аналоговых входах и выходах используются 16-разрядные преобразователи со 128-кратной передискретизацией (внутренняя разрядность микшера — 24 бита). Пока на Mixtral нет цифрового интерфейса, но в ближайшем будущем Charlie Lab планирует установить SPDIF выход (для него уже есть гнездо на передней панели, закрытое пластиковой заглушкой).
На верхней панели есть два моторизованных фейдера длиной 60 миллиметров. Первый предназначен для установки уровня сигнала на выбранном с помощью соответствующей кнопки канале, а также для установки уровня посыла на дополнительные выходы и эффекты. Второй фейдер устанавливает общий уровень и уровень возврата с эффектов.
В нижней части пульта находятся восемь кнопок, с помощью которых производится назначение одного из восьми основных каналов на первый фейдер. Когда вы нажимаете эти кнопки, фейдер автоматически перемещается к позиции, соответствующей уровню сигнала данного канала. В центре микшера есть еще десять кнопок, с помощью которых производится назначение обоих фейдеров на посылы-возвраты. Принцип действия тот же самый: нажатие кнопки перемещает оба фейдера в выбранную вами позицию. Текущий выбор отражается светодиодами, которые вмонтированы во все кнопки.
Вся информация о состоянии микшера выводится на большой (100 х 35 мм) жидкокристаллический дисплей. При включении устройства на нем появляется изображение восьми фейдеров основных каналов, фейдеров основного выхода и дополнительных выходов. Когда вы выбираете с помощью соответствующих кнопок один из каналов, то перемещение физического фейдера отображается в виде перемещения виртуального фейдера на экране. То есть картинка всего микса всегда перед глазами.
Левее дисплея находится большое колесо ввода данных (Shuttle), а справа — кнопки управления курсором. Принцип работы с ними совершенно стандартен — вы выставляете курсор на жидкокристаллическом дисплее на нужный параметр и с помощью колеса меняете его значение. Прямо под дисплеем есть пять функциональных кнопок (F1-F5, прямо как на компьютерной клавиатуре), с помощью которых можно быстро и легко открывать разные меню.
На каждом канале есть трехполосный эквалайзер с параметрической регулировкой средних частот и обрезной фильтр низких частот. Для управления эквализацией предназначен ряд кнопок в левой части микшера. Нажатие любой из них активизирует на дисплее соответствующую картинку, то есть можно контролировать эквализацию не только на слух, но и визуально.
В пульте два встроенных процессора эффектов. Первый производит только реверберацию, а второй — все остальные эффекты и динамическую обработку. Нажатие соответствующих кнопок выводит на дисплей всю информацию о процессорах и алгоритмах, которые в данный момент выполняются.
Первые впечатления
Подключив к Mixtral выходы от восьмиканальной компьютерной платы Event Darla, я принялся за работу. Для того, чтобы оценить интуитивность интерфейса микшера, я отложил руководство пользователя в сторону и начал знакомиться с ним методом «тыка».
Надо сказать, что справился я с освоением пульта довольно быстро — интерфейс операционной системы, несмотря на обилие функций, оказался простым и толково организованным. Все основные функции доступны посредством соответствующих кнопок на верхней панели, без многоходовых меню и двусмысленных сокращений. Даже наличие только двух фейдеров перестало раздражать буквально через пятнадцать минут работы.
Порадовала продуманность управления устройством — все главные кнопки под рукой: если вы выбираете, например, первый канал, то помимо фейдера в вашем распоряжении кнопки эквализации, панорамы, посылов на любые выходы и эффекты. То есть, практически все, что нужно.
Пожалуй, единственный просчет разработчиков в организации управления микшером — отсутствие отдельной кнопки заглушения канала. Если нужно его отключить, то приходится входить в меню Channel, выставлять кнопками перемещения курсора соответствующий параметр и крутить колесо ввода данных. Неудобно. Гораздо логичнее было бы наличие такой кнопки где-нибудь над (или под) первым фейдером.
Любую пару каналов можно сгруппировать для работы со стерео источником. При этом панорама автоматически разводится в крайнее левое и крайнее правое положение (естественно, ее можно произвольно менять). Правда, стерео сигнал на дополнительные выходы отправлять нельзя — стерео развод возможен только на основных выходах.
Ощущения от прослушивания в мониторах микса, сделанного на Mixtral, мало отличаются от прослушивания такого же микса, сделанного на микшере Mackie 1402 VLZ, который во время тестирования стоял рядом. Однако у Mixtral по сравнению с Mackie несколько зашумлен выход на наушники. Зато эквалайзеры Mixtral мне понравились больше, чем у аналогового пульта — они работают очень мягко и музыкально. При переключении каналов у Mixtral слышен небольшой щелчок. То же самое происходит и при нажатии кнопок адресации второго фейдера.
В работе очень помогает функция Auto Overload — автоматической защиты от перегрузки. Как я ни пытался перегрузить микшер — так у меня ничего и не получилось — чувствительность входа моментально уменьшается, а если этого недостаточно, то фейдеры канала и основного выхода моментально летят вниз. Максимум, что у меня получилось — кратковременный хрип, когда я со всей дури заорал в микрофон. Функция эта может быть отключена, если вам не нравится, что кто-то (вернее, что-то) делает работу за вас.
Для облегчения жизни есть еще одна функция — OptiMix, которая помогает выставлять оптимальный уровень входа для улучшения отношения сигнал/шум. В правом нижнем углу верхней панели микшера есть кнопка, при нажатии которой производится настройка чувствительности входа выбранного канала. При этом слышимый уровень звука в канале не изменяется: если чувствительность входа уменьшается, то это автоматически компенсируется увеличением уровня сигнала в канале, и наоборот.
Все выходы переключаются между уровнями -10 и +2 дБ. Это несколько удивило — ведь стандартным уровнем выхода для профессиональной аппаратуры является +4 дБ. В принципе, никакого криминала здесь нет, просто не совсем ясна логика разработчиков, отступивших от общепринятого стандарта.
А вот что удивило по-настоящему, так это отсутствие в наушниках сигнала с магнитофонного входа при нажатии соответствующей кнопки. При этом на основном выходе сигнал есть и все звучит нормально. Похоже, что это просто ошибка в операционной системе микшера.
Для осуществления статической автоматизации есть 20 сцен. В каждую сцену можно записать не только положения фейдеров, но и все параметры эквалайзеров и процессоров эффектов. Сцены вызываются практически мгновенно. При этом моторизованные фейдеры на передней панели быстро перемещаются в соответствующие положения.
В общем, первое впечатление от микшера осталось хорошим. Ко всему прочему, фирма Charlie Lab предусмотрела возможность обновления операционной системы по MIDI и обещает новые версии выкладывать на своем сайте.
Процессоры эффектов
Одной из самых замечательных особенностей цифровых микшеров является наличие интегрированных процессоров эффектов и динамической обработки. То есть, пользователь такого устройства в большинстве случаев избавляется от необходимости иметь под рукой рэк с кучей приборов. При малом бюджете подобная интеграция позволяет здорово экономить деньги. В результате, как мне кажется, цифровые микшеры оптимальны в домашних студиях, в небольших клубах, конференц-залах и т. д.
В Mixtral есть два процессора эффектов. Первый производит только реверберацию, второй — все остальное, включая динамическую обработку.
Ревербератор имеет 12 основных алгоритмов, на которых строятся 64 редактируемых пресета. У каждого пресета можно регулировать десять параметров: Type (алгоритм), Decay (время затухания), Predelay (время предварительной задержки), Delay (время задержки), High Dump (уровень поглощения высоких частот), Density (плотность), Early Reflection (уровень ранних отражений), Diffusion (рассеивание), а также фильтры низких и высоких частот. Спектр пресетов довольно широк — полный набор холлов, комнат, туннелей, листовых ревербераторов (plate) и т. д. Есть много пресетов, предназначенных для обработки вокала и перкуссии.
Однако большинство алгоритмов реверберации работает в моно режиме, в стерео реализованы только алгоритмы короткой реверберации. То есть, если использовать Mixtral даже в небольшой студии, потребуется отдельный ревербератор. Зато в концертной работе (например в качестве мониторного пульта) или при озвучивании небольших залов вполне можно обойтись встроенным ревербератором.
Второй процессор способен производить следующие эффекты: Pitch Detune (расстройка и сдвиг высоты тона — устанавливается в посыл-возврат), Transposer (расстройка и сдвиг высоты тона — устанавливается в разрыв), Tap Delay (стерео задержка), Chorus (хорус), Flanger (фленджер), Ring Modulation (кольцевая модуляция). Помимо этого, второй процессор способен работать как компрессор/ лимитер/ гейт. На основе этих эффектов в наличии имеются 64 редактируемых пресета.
У второго процессора большинство эффектов, построенных на задержке — стерео. Качество этих эффектов действительно неплохое и сравнимо с недорогими автономными процессорами. По крайней мере, у меня не возникало желание выключить задержку или хорус сразу после включения. Не очень понравился фленджер — он имеет несколько «жестяной» характер, но так как эффект этот применяется довольно редко, то ничего страшного в этом нет. Динамическая обработка вполне достойная, при небольшом вмешательстве в сигнал ее присутствие практически не ощущается.
У линии задержки есть ограничение по времени задержки — ее нельзя сделать больше 180 мс на каждом канале. Вообще, по нынешним временам это маловато, но приходится мириться (памятуя о цене на весь микшер). У хоруса и фленджера время задержки ограничено 45 мс — это уже нормально (хотя на других процессорах и у того и у другого эффекта максимальное время задержки регулируется в более широких пределах).
У второго процессора есть два варианта установки обработки: в посыл-возврат и в разрыв, причем коммутация производится автоматически, в зависимости от алгоритма. Все эффекты построенные на задержке сигнала стоят в посыле-возврате, а динамическая обработка — в разрыве.
Несколько удивило наличие двух совершенно идентично работающих алгоритмов сдвига высоты тона и расстройки, отличающихся только способом коммутации. Понятно, что разработчики хотели максимально удовлетворить запросы потребителей, но Pitch Shift, стоящий в посыле-возврате — вещь довольно экзотическая, хотя, конечно, можно придумать применение и такому варианту подключения эффекта.
У компрессора при изменении порога срабатывания автоматически компенсируется и уровень сигнала. Поначалу это было довольно непривычно, но впоследствии я вполне оценил такую «помощь» — ведь в большинстве случаев все равно приходится вертеть на компрессоре ручку Output для того, чтобы восстановить исходный уровень сигнала. А вот у гейта отсутствуют какие-либо изменяемые параметры, кроме порогового уровня. Не большая беда, конечно, но с регулировкой времени закрытия, знаете ли, как-то поспокойней…
Возвраты с обоих процессоров заведены на основной выход. Кроме того, обработка возможна только для сигналов, направляемых на основной выход. Вообще, это не совсем удобно. Ведь основное достоинство Mixtral — наличие полной коммутационной матрицы 8х8. Естественно, хочется иметь возможность обрабатывать сигнал, направляющийся на любой выход. Особенно если использовать этот микшер для работы в маленькой домашней студии. Даже наличие реверберации на дополнительных выходах совсем необязательно — достаточно возможности переключать выходы компрессора/гейта.
Короче говоря, чувствуется, что процессоры эффектов заточены больше под живую работу. В этой ситуации простота управления — несомненный плюс, а студийное качество — вещь второстепенная (на самом деле, трудно ожидать от микшера такой стоимости серьезного качества эффектов).
MIDI автоматизация
Практически всеми функциями Mixtral, в том числе эквализацией и эффектами, можно управлять по MIDI. Учитывая, что на верхней панели устройства есть всего два фейдера, переоценить такую возможность трудно. Естественно, процесс записи изменения положения фейдеров на каждом канале несколько более трудоемкий, чем на других цифровых пультах (когда хочется, например, при сведении увести ритм-секцию, приходится это делать в два-три приема). Но немного потренировавшись, можно достичь нормальных результатов (тем более, что любой развитый секвенсор позволяет рисовать кривые изменения значений контроллеров).
Любые изменения параметров Mixtral при помощи органов управления, расположенных на верхней панели, сопровождаются созданием соответствующих MIDI сообщений, которые можно записать в секвенсор, а затем воспроизвести — при этом микшер будет выполнять все записанные действия. Причем, каждый канал микшера соответствует MIDI каналу с тем же номером. Например, движение первого фейдера при выбранном первом канале производит изменение контроллера 13 на первом MIDI канале, выбор второго канала автоматически заставляет Mixtral передавать сообщения об изменении контроллера 13 по второму MIDI каналу и т. д. Однако из-за того, что не все функции имеют органы управления на панели пульта, их параметры не всегда удобно записывать в секвенсор в реальном времени. Та же операция заглушения канала требует захода в соответствующее меню, изменения положения курсора и вращения колеса ввода данных, которое, собственно, и производит MIDI сообщение. Все это добавляет некоторые неудобства — приходится соответствующие значения контроллеров вписывать в секвенсор вручную. Поэтому практичнее с Mixtral работать при помощи виртуальных микшеров программных секвенсоров (об этом чуть позже).
У микшера есть три основных режима управления: Local (местное), MIDI и Both (оба). В первом режиме микшер производит MIDI сообщения, однако не воспринимает никакие команды от секвенсора. В режиме MIDI все происходит с точностью до наоборот. А вот режим Both, теоретически призванный производить запись изменения положения фейдеров и других органов управления одновременно с воспроизведением части данных автоматизации, работает как-то странно. Я попробовал воспользоваться этим режимом вот в какой ситуации. Сначала в режиме Local при помощи программы Cubase VST были записаны данные об изменении уровня первого канала микшера (на первую дорожку, которая соответствует первому MIDI каналу). После этого я переключился в режим Both, желая записать изменение уровня второго канала, прослушивая результат автоматизации первого. Однако после нажатия кнопки записи (естественно, в секвенсоре я выбрал вторую дорожку), мне не удалось изменить положение фейдера так, как хотелось: фейдер всячески сопротивлялся и пытался вырваться из пальцев. При этом на первом канале все работало замечательно. Самое забавное, что секвенсор записал всю мою борьбу с фейдером и при воспроизведении конвульсии этого органа управления повторились. Пришлось снова переключаться в режим Local, записывать в нем изменение уровня второго канала, а затем вручную рисовать изменения контроллера 13 на обеих дорожках, чтобы добиться синхронности изменения уровня первого и второго каналов микшера. Скорее всего проблемы с режимом Both следует отнести к ошибке в операционной системе Mixtral.
Как уже говорилось, гораздо удобнее общаться с Mixtral при помощи программной панели управления микшером — все современные компьютерные секвенсоры имеют такую функцию. Кстати, в этом случае не проявляются и все вышеописанные проблемы с режимом Both, просто включаете запись и перемещаете виртуальные регуляторы мышью. Микшер, естественно, находится в режиме MIDI. При этом можно за один проход записать изменения одного контроллера, за второй — второго (слушая результат работы первого) и т. д. В настоящий момент фирмой Charlie Lab уже изготовлена панель микшера (Environment) для программы Logic Audio. Панели для других секвенсоров ожидаются позднее.
Я попробовал погонять Logic Audio с загруженной панелью управления Mixtral. Работает все просто замечательно, единственная проблема этого виртуального микшера — отсутствие управления параметрической корректировкой средних частот. Правда, при известном навыке эта проблема легко побеждается — никто не мешает вам сделать панель с несколькими регуляторами, назначить на них соответствующие контроллеры и рулить себе добротность и частоту.
Резюме
Несмотря на некоторые недостатки, Mixtral выглядит вполне достойно, особенно если учесть соотношение цена/ возможности. Он отлично справится с любой работой, где решающими факторами являются простота управления, оперативность и многофункциональность. Его можно использовать на концертах в качестве мониторного пульта, создавая восемь независимых миксов для исполнителей. В небольших клубах, ресторанах и конференц-залах его можно приспособить в качестве основного микшера, особенно если требуется десяток-другой настроек, которые быстро переключаются при помощи сцен статической автоматизации.
Mixtral очень заманчиво выглядит и для владельцев домашних и малобюджетных студий: получить менее чем за 1000$ микшер, с помощью которого можно реализовать полноценное восьмиканальное автоматизированное сведение и обработку, мечтают многие владельцы восьмидорожечных студий. Однако прежде, чем принимать решение о его покупке, послушайте как работают процессоры — возможно вам придется закладывать в бюджет дополнительные расходы на обработку, поскольку у Mixtral процессоры заточены под концертное использование и это может вас не устроить. Хотя, даже в этом случае общая стоимость системы будет довольно низкой.