Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
февраль 2002

Многоканальные компьютерные аудиоинтерфейсы.

Продолжая тему многоканальных компьютерных аудиоинтерфейсов, невозможно не уделить внимание продукции американской компании Aardvark. На сегодняшний день два устройства Aardvark попадают в интересующую меня категорию (четкие рамки которой сложно очертить, но можно выделить два основных признака: наличие восьми основных аналоговых выходов и поддержка разрядности 24 бита). Этими устройствами являются Aardvark Aark 24 и Aardvark Direct Pro Q 10. Первое из них известно относительно давно и уже успело получить признание, а второе появилось совсем недавно. Эти устройства могут служить примером, на котором прослеживается как экстенсивное (расширение набора возможностей), так и интенсивное (улучшение качества звучания) развитие компьютерных аудиоинтерфейсов.

Оба рассматриваемых устройства не поддерживают частот дискретизации свыше 48 кГц, что идет в разрез с общей тенденцией на повышение частоты дискретизации. Этому, по моему мнению, есть две причины. Во-первых, работа виртуальной студии в формате 24/96 пока может носить лишь характер демонстрации из-за недостатка мощности современных компьютеров. В иных вариантах использования компьютера как записывающей станции (например, при совместной работе с автономным микшером и внешней обработкой) набор ограничений оказывается не менее жестким. Вот и приходится опускаться с высоты мечтаний о частоте дискретизации 96 кГц до «земных» 48 кГц. Вторая причина относится к производству аппаратуры и имеет технико-экономический характер. Для обеспечения рентабельности производства любой производитель стремится снизить себестоимость устройств, а это, несомненно, сводит почти на нет преимущества, которые могла бы обеспечить работа при более высокой частоте дискретизации. Самое неприятное во всем этом то, что если устройство все-таки заставить работать при повышенной частоте дискретизации, то на обычных частотах дискретизации качество преобразования может ухудшиться. Вероятно, именно это мне и приходится слышать собственными ушами при сравнении работы всех испытанных мною аудиоинтерфейсов в старом добром формате (а кто-то, говоря, что этот формат себя изжил, продолжает слушать компакт-диски) с разрядностью 16 бит и частотой дискретизации 44,1 кГц.

Aardvark Aark 24

Аудиоинтерфейс Aardvark Aark 24 состоит из PCI-платы AarkHost и внешнего блока Aark 24, поддерживает частоты дискретизации 32 кГц, 44,1 кГц и 48 кГц (или от 30 кГц до 50 кГц при внешней синхронизации), а также разрядность до 24 бит. До четырех устройств могут работать одновременно в одном компьютере. Драйверы под Windows 9.x поддерживают ASIO, GSIF, MME и DirectSound. Выпуск WDM-драйверов и драйверов под Mac обещан в ближайшем будущем. Есть восемь симметричных/несимметричных линейных входов и восемь симметричных/несимметричных линейных выходов, выполненных на джеках, электрический цифровой интерфейс формата SPDIF (на разъемах RCA), оптический цифровой интерфейс (может работать в формате SPDIF или ADAT), MIDI-вход и выход (разъемы DIN-5), порт ADAT-синхронизации (девятиконтактный разъем типа D-Sub), вход и выход синхронизации WordClock (BNC). Переключение чувствительности аналоговых входов, уровней выходных сигналов и режима работы осуществляется программно. Есть встроенный генератор тестового тона частотой 1 кГц, который маршрутизируется программно, а также шина мониторинга. Аналоговые входы-выходы и электрический цифровой интерфейс расположены на передней панели блока, на его задней панели находятся оптический цифровой интерфейс, MIDI-вход и выход, порт ADAT-синхронизации, вход и выход WordClock. Для защиты от вредного воздействия остальных компьютерных компонентов плата выполнена экранированной. Рэковый блок соединяется с платой посредством кабеля с 25-контактными разъемами D-Sub. Для установки одного или двух таких блоков в стойку существуют приобретаемые отдельно двухрэковые фальшпанели. Дополнительно можно приобрести плату Aark TDIF, позволяющую осуществлять восьмиканальный цифровой ввод-вывод в формате TDIF, и переходники с BNC на XLR, позволяющие работать с цифровым сигналом формата AES/EBU.






Программная панель управления имеет пять закладок. Первая закладка, под названием Hardware (рис. 1), содержит настройки мониторинга входов (Input Monitoring), настройки маршрутизации выходов (Output Routing), измеритель уровня сигнала (Meter Selection), мастер-секцию мониторной шины (Monitor Bus), настройки синхронизации (Sync Selection). К настройкам мониторинга входов относятся поканальные индикаторы уровня входных сигналов (Level), опции включения мониторинга (Enable), панорамирование мониторинга (Pan) и регулировка уровня мониторинга (Volume). Измеритель уровня сигнала имеет возможность маршрутизации (Source), запоминания пикового уровня сигнала (Peak Hold), сброса пикового значения (Peak Reset). Мастер-секция мониторной шины имеет регулятор уровня (Master Volume), кнопку заглушения (Mute) и кнопку суммирования в моно (Mono). В число настроек синхронизации входят выпадающее меню выбора источника синхронизации и частоты дискретизации (Source), и индикатор текущей частоты дискретизации (Measured Sampling Rate). Возможен выбор входов (Inputs) между аналоговыми и цифровыми в формате ADAT (одновременно их использовать нельзя), а также переключение выхода оптического цифрового интерфейса (Optical Output) между SPDIF и ADAT.




При выборе входов в формате ADAT картинка несколько меняется (рис. 2). Символические изображения разъемов наглядно поясняют происходящие перемены.



Вторая закладка, Software (рис. 3), предназначена для мониторинга обращения музыкальных приложений (Record Devices Routing / Status и Playback Devices Monitoring / Status) к устройствам аудиоинтерфейса (Device Drivers) и для настройки маршрутизации устройств записи (Record Devices Routing / Source). Возможна индивидуальная для каждого канала настройка мониторинга потоков аудиоданных, воспроизводимых музыкальными приложениями: включение мониторинга (Monitor Bus / Enable) и регулировка уровней (Monitor Bus / Volume). Здесь же продублированы измеритель уровня сигнала (Meter Selection, со всеми своими настройками), мастер-секция мониторной шины (Monitor Bus) и информация о статусе синхронизации (Sync Status), однако настройка синхронизации непосредственно с этой закладки невозможна.



Третья закладка, Advanced (рис. 4), содержит информацию о версии панели управления, версии встроенного DSP, эффективности работы PCI-шины компьютера (с точки зрения аудиоинтерфейса) и о серийном номере продукта. Здесь также есть кнопки выбора статуса SPDIF — Consumer (собственно SPDIF) или Professional (передача AES/EBU через интерфейс SPDIF) — и опция Issue Warning on Either, разрешающая драйверу выдавать предупреждения в случае возникновения ошибок внешней синхронизации или ошибок, связанных с несоответствием частоты дискретизации, используемой музыкальным приложением, и частоты, выбранной в панели управления устройства. Кроме того, на этой закладке дважды повторяются кнопки вызова диалога работы с пресетами (Presets) и восстановления настроек по умолчанию (Restore Default Settings), которые, кстати, есть и на двух предыдущих закладках.



Четвертая закладка, I/O Levels (рис. 5), позволяет индивидуально выбирать режим работы и уровень сигнала для каждого из восьми входов и для каждого из восьми выходов. Несимметричный режим жестко связан с уровнем выходного сигнала -10 дБв (Consumer), а симметричный режим — с выходным уровнем +4 дБ (Professional). С помощью кнопок All Consumer и All Professional возможно быстрое переключение режима для всех восьми входов или выходов. На этой же закладке расположены настройки ADAT-синхронизации (ADAT MIDI Time Code Generator) и формата MTC-синхронизации (Generated MIDI Time Code Format). Возможно включение/отключение генерирования MIDI-таймкода ADAT-синхронизатором, выбор частоты дискретизации, с которой должен работать ADAT, подключенный к синхронизационному порту (ADAT Sampling Rate), выбор формата генерируемого MIDI-таймкода.



Пятая закладка, озаглавленная ASIO and Direct Sound Configuration (рис. 6), предназначена для настройки драйверов ASIO и Direct Sound. Есть опции ограничения числа входных и выходных стереопар драйвера ASIO, одновременно доступных каждому из приложений (Limit the number of stereo input/output channels), и в случае их использования можно указать максимальные количества доступных входных и выходных стереопар. Драйвер Direct Sound имеет всего одну настройку: размер буфера, который можно задать с помощью слайдера. Драйвер ASIO имеет возможность настройки слайдером размера буфера, выбора разрядности (16 или 24 бит), включения режима ASIO Turbo mode (может работать не со всеми ASIO-приложениями), запрета изменения источника синхронизации ASIO-приложениями (Refuse Sync Source Change Requests from ASIO Applications). Есть сообщение о текущем значении времени ожидания (ASIO Latency). Если в системе присутствуют несколько аудиоинтерфейсов Aark, то можно выбрать тот, который будет источником синхронизации для всех остальных при работе с ASIO-драйвером. Есть возможность игнорировать данную панель настройки всеми ASIO-приложениями, за исключением Logic Audio (для этого следует включить опцию Check only when using Logic Audio), что позволяет программам работать со своими индивидуальными настройками.




Панель настройки ASIO-драйвера также может быть вызвана непосредственно из ASIO-приложения. В этом случае она имеет несколько иной вид (рис. 7), но набор настроек остается таким же.



Aardvark Direct Pro Q 10

Аудиоинтерфейс Aardvark Direct Pro Q 10 состоит из PCI-платы AarkHost и однорэкового внешнего блока Direct Pro Q 10, поддерживает частоты дискретизации 32 кГц, 44,1 кГц и 48 кГц (или от 30 кГц до 50 кГц при внешней синхронизации), а также разрядность до 24 бит. До четырех устройств могут работать одновременно в одном компьютере. Драйверы под Windows 9.x поддерживают ASIO, GSIF, MME и DirectSound. Выпуск WDM-драйверов и драйверов под Mac обещан в ближайшем будущем. Есть восемь симметричных микрофонных/линейных входов, выполненных на комбинированных разъемах XLR/джек и расположенных на передней панели рэкового блока. Переключение и регулировка чувствительности аналоговых входов осуществляются программно. Фантомное питание (48 В) включается одновременно для первых четырех входов кнопкой, расположенной на передней панели рэкового блока и имеющей светодиодный индикатор включения. Входы на XLR могут использоваться исключительно для сигналов микрофонного уровня (фантомное питание подается тоже только в этом режиме), а на джеках — для сигналов линейного уровня. Кроме того, седьмой и восьмой входы могут индивидуально переключаться в режим инструментальных (гитарных) — несимметричных с высоким входным сопротивлением. Для этого на передней панели рэкового блока предусмотрены две специальных кнопки, помеченные символическим изображением гитары. Таким образом, Direct Pro Q 10, благодаря применению технологии EFR (Enhanced Frequency Response, в переводе — «улучшенный частотный отклик»), разработанной Aardvark, позволяет записывать гитару «в линию», не используя директ-боксы или другие вспомогательные приспособления.



Устройство имеет восемь симметричных/несимметричных аналоговых линейных выходов (джеки), которые расположены на задней панели блока. Режим работы выходов (симметричный или несимметричный) и уровни выходных сигналов (-10 дБв или +4 дБ) переключаются программно, индивидуально для каждого выхода. Регулировка уровней осуществляется до аналого-цифровых преобразователей, с помощью программно управляемых аналоговых схем, что позволяет добиться более «музыкального» звучания устройства. Есть отдельная шина мониторинга, на которую могут быть смикшированы все поступающие на входы и все воспроизводимые программами сигналы. Мониторная шина имеет выход для наушников (джек на передней панели блока) и стереопару линейных выходов (джеки на задней панели блока) с раздельными регуляторами громкости, расположенными на передней панели блока. Еще одной важной особенностью системы является наличие четырех посылов-возвратов на первых четырех входах, что позволяет использовать микрофонные предусилители совместно с внешней обработкой (например, динамической). Посылы-возвраты несимметричные, выполнены на трехконтактных джеках, расположенных на задней панели блока. Для их использования необходимы Y-образные (инсертные) кабели. Также на задней панели блока есть вход и выход электрического цифрового интерфейса формата SPDIF (разъемы RCA), вход и выход синхронизации WordClock (BNC), MIDI-вход и выход (разъемы DIN-5). Устройство имеет встроенный генератор тестового тона, частотой 1 кГц, который маршрутизируется программно. Для защиты от вредного воздействия со стороны остальных компьютерных компонентов плата выполнена экранированной. Рэковый блок соединяется с платой посредством кабеля с 25-контактными разъемами D-Sub.



Прилагаемая программная панель управления, а, точнее, ее основная страница, вызываемая программой Aark Manager, представляет собой мониторный микшер с развитыми возможностями (рис. 8). Здесь есть восемь монолинеек, относящихся к аналоговым входам (An 1 In … An 8 In), и одна стереолинейка S/PDIF, соответствующая цифровому входу. В верхней части каждой из линеек аналоговых входов есть секция управления предусилителями. Возможен выбор одного из трех диапазонов коэффициента усиления: от 52 до 75 дБ (кнопка m2), от 32 до 55 дБ (кнопка m1) и от 15 до -8 дБ (кнопка L). Есть регулятор точной подстройки коэффициента усиления и окошко, в котором отображается его текущее значение (в децибелах).



При переключении седьмого и восьмого входов в инструментальный режим, на соответствующих линейках пропадают кнопки выбора диапазона коэффициента усиления (рис. 9).



Ниже расположены измерители уровня входных сигналов, которые образованы индикаторами уровня с индикаторами перегрузки и окошками пиковых значений. Еще ниже расположены фейдеры, предназначенные для настройки уровней сигналов, поступающих на мониторную шину с входов. Есть окошки, в которых отображается текущее положение фейдера (в дБ). Для каждого из аналоговых входов возможны заглушение, солирование, панорамирование мониторинга. Органы управления мониторингом аналоговых входов можно объединять попарно. Органы управления мониторингом левого и правого каналов цифрового входа организованы несколько иначе. В их число входят пара фейдеров (с окошками пикового значения уровня сигнала), которые можно объединять, а также кнопка заглушения и кнопка солирования (эти кнопки — общие для обоих каналов).

Есть пять стереолинеек, отвечающих за мониторинг потоков аудиоданных, воспроизводимых музыкальными приложениями (Software Playback). Каждая из этих стереолинеек имеет два индикатора уровня с индикаторами перегрузки, один стереофейдер с окошком текущего положения (в дБ), кнопку заглушения и кнопку солирования. Мастер-секция мониторного микшера (Monitor) имеет пару фейдеров с окошками, в которых отображается их текущее положение (в дБ), пару индикаторов уровня с индикаторами перегрузки и окошками, в которых отображаются пиковые значения, кнопку включения режима измерения пика (Peak) и кнопку сброса показаний измерителя пика (Reset). К мастер-секции мониторного микшера также относятся и два крупных стрелочных индикатора уровня.

В главном окне панели управления есть и другие важные (и не очень) настройки. Здесь возможен выбор частоты дискретизации и источника синхронизации (Source Select), индикация текущей частоты дискретизации. Есть индикатор включения фантомного питания (Phantom), регулятор яркости подсветки эмблемы с изображением зверушки-трубкозуба (т. е. aardvark), расположенной на передней панели рэкового блока (Brightness), и окошко, в котором отображается текущее значение яркости. Кроме того, есть кнопка доступа к настройкам маршрутизации (Routing), вызова окна работы с пресетами (Presets) и кнопка доступа к окну дополнительных настроек (Advanced).

Окно настроек маршрутизации Routing (рис. 10) является подобием части задней панели рэкового блока Direct Pro Q 10 с джеками аналоговых линейных выходов и линейных выходов мониторной шины. Рядом с каждым из изображенных джеков есть выпадающее меню, посредством которого на каждый из реальных разъемов можно назначить: сигнал, поступающий на любой из восьми аналоговых входов для прямого мониторинга; любой из восьми потоков, воспроизводимых музыкальными приложениями; левый или правый канал мониторной шины; сигнал, поступающий на цифровой вход; а также сигнал встроенного генератора тестового тона (1 кГц). Следует отметить, что на цифровой выход всегда поступает то же самое, что и на четвертую стереопару аналоговых выходов.



Окно работы с пресетами (Presets) представляет собой обыкновенный диалог, позволяющий сохранять настройки панели управления в виде пресетов, загружать ранее созданные пресеты и т. д. В общем, никаких особых пояснений здесь не требуется.

Окно дополнительных настроек (Advanced) имеет четыре закладки. Первая из этих закладок, General (рис. 11), содержит некоторые общие настройки и дополнительную информацию. Здесь можно найти серийный номер продукта, он же регистрационный ключ (может быть запрошен при обращении в службу технической поддержки), информацию о версии драйвера и встроенного DSP, информацию об эффективности взаимодействия устройства с PCI-шиной компьютера (эта информация носит диагностический характер). В разделе Options есть опция Issue warnings on sample rate errors, при включении которой драйвер сообщает об ошибках, возникающих в результате несовпадения частоты дискретизации, выбранной в одном из активных музыкальных приложений, с той, что выбрана в панели управления. Здесь же можно выбрать в качестве источника для записи девятого и десятого входных каналов (Channels 9,10 recording source) цифровой вход (S/PDIF) или выход мониторного микшера (Monitor), а также формат выходного цифрового сигнала (Consumer или Professional). В разделе Meters можно выбрать режим измерения уровня сигнала до фейдера (Pre fader) или после фейдера (Post fader).




Вторая закладка, под названием Software (рис. 12), предназначена для мониторинга обращения музыкальных приложений (Record Status и Playback Status) к устройствам аудиоинтерфейса (Device Drivers).




Третья закладка, Output Levels (рис. 13), позволяет индивидуально выбирать режим работы и уровень сигнала для каждого из восьми выходов. Несимметричный режим жестко связан с уровнем выходного сигнала -10 дБв (Consumer), а симметричный режим — с выходным уровнем +4 дБ (Professional). С помощью кнопок All Consumer и All Professional возможно быстрое переключение режима для всех восьми выходов одновременно.




И четвертая закладка, озаглавленная ASIO and DirectX (рис. 14), предназначена для настройки драйверов ASIO и Direct Sound. Есть опции ограничения числа входных и выходных стереопар ASIO-драйвера, одновременно доступных каждому из приложений (Limit the number of stereo input/output channels avalable per program), и в случае их использования можно указать максимальное количество доступных входных и выходных стереопар (Maximum stereo input/output channels avalable per program). Я не знаю, имеет ли здесь место опечатка, но слово «доступный» на английском языке правильнее писать как «available». У драйвера Direct Sound всего одна настройка — размер буфера, который можно задать с помощью слайдера. ASIO-драйвер имеет возможность настройки размера буфера слайдером, выбора разрядности (16 или 24 бит), включения режима ASIO Turbo mode, сурового запрета на изменение источника синхронизации ASIO-приложениями (Refuse Sync Source Change Requests from ASIO applications). Есть сообщение о текущем значении времени ожидания (ASIO Latency). Если в системе присутствуют несколько аудиоинтерфейсов Aark, то можно выбрать тот, который будет источником синхронизации для всех остальных при работе с ASIO-драйвером.




Панель управления имеет главное меню. В меню File всего один пункт — Exit. Если в системе несколько аудиоинтерфейсов Aardvark, то в меню Card Select можно выбрать, для какого устройства отобразить панель управления. В меню Options можно выбрать одну из четырех цветовых схем панели (Silver, Gold, Red, Blue), увеличенный вид панели (Large Panel, этот пункт был затенен) или показ панели поверх всех окон (Always On Top). Последнее меню, Help, содержит единственный пункт About Direct Pro…, открывающий окошко с информацией о версии панели управления.

Как происходило тестирование

Для того, чтобы сопоставление результатов данного тестирования с предыдущим (см. статью «Echo Layla 24 и EgoSys WaMi Rack 24») было правомерным, я старался придерживаться, насколько это возможно, аналогичной методики. Набор оборудования я также старался сохранить неизменным. При тестировании использовались три компьютера:

1) процессор Pentium III Coppermine 750E, 512 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE-контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR (Dual Head), звуковая плата Sound Blaster Live!, Windows 2000 и Windows XP;

2) процессор Pentium III Coppermine 800E, 256 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), SCSI-контроллер Adaptec AHA 29160N (160 LVD), два жестких диска IBM DDYS 36 Гб, видеоадаптер Matrox G400 32 Мб (Single Head), цифровая плата ввода-вывода RME Hammerfall Project (DIGI 96/52), Windows 98 SE;

3) процессор Pentium PRO 200, 128 Мб памяти, материнская плата ASUS P/I-P6NP5, SCSI-контроллер Adaptec AHA 2940 UW, SCSI-диск Seagate 2,1 Гб, видеоадаптер Matrox Millenium II, Windows 98 SE.

Аналоговые выходы тестируемых устройств подключались к микшеру Soundcraft Ghost Le, прослушивание осуществлялось через мониторы Tannoy AMS 8 A, а также наушники AKG 240 M и Sennheiser HD 580. В качестве эталона использовались аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи Apogee AD 1000 и DA 1000. Источником тестового материала служил CD-проигрыватель Tascam CD 301 Mk II. Для коммутации цифровых сигналов использовались кабели Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (электрические форматы), и оптические кабели Swissonic. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare, а также кабели Horizon с разъемами Switchcraft.

Знакомство с аудиоинтерфейсами началось с их распаковки, проверки комплектации и визуальной оценки качества изготовления. В коробке Aardvark Aark 24 были PCI-плата AarkHost, внешний блок Aark24, соединительный кабель длиной 1,8 метра с 25-контактными разъемами типа D-Sub (male-male), руководство пользователя на английском языке, лицензионное соглашение, гарантийно-регистрационная карточка, компакт-диск с драйверами (версии 5.14), компакт-диск с программой Cakewalk Pro Audio 9.03 и регистрационная карточка Cakewalk. Плата имеет защитный экран, закрывающий почти все ее компоненты. Внешний блок имеет монолитный алюминиевый корпус (что понравилось, так как выглядит солидно и является хорошим экраном) высотой примерно в полторы единицы рэкового пространства (очень странно) и шириной несколько меньше половины рэка. Насколько мне известно, внутри внешнего блока, получающего питание от компьютера, установлены микросхемы аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей AK4524VF.

В коробке Aardvark Direct Pro Q 10 были обнаружены PCI-плата AarkHost, внешний однорэковый блок Direct Pro Q 10, соединительный кабель длиной 1,8 метра с 25-контактными разъемами типа D-Sub (male-male), руководство пользователя на английском языке, лицензионное соглашение, гарантийно-регистрационная карточка, компакт-диск с драйверами (версии 5.20), компакт-диск с программой Cakewalk Pro Audio 9.03 и регистрационная карточка Cakewalk. Экранированная плата AarkHost оказалась точно такой же, как для Aark 24. Рэковый блок, покрашенный в розовато-сиреневый цвет (что вызывает ассоциации с продукцией Apogee), изготовлен аккуратно, однако его серебристо-серая пластиковая фальшпанель мне показалась недостаточно жесткой. Доподлинно известно, что внутри рэкового блока Direct Pro Q 10, также получающего питание от компьютера, установлены все те же микросхемы аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей AK4524VF.

Очень порадовало то, что разъемы на внешних блоках обоих устройств стоят с шагом, достаточным для свободного осуществления коммутации.

Оба устройства были успешно проинсталлированы в компьютер под Windows 98SE. Правда, пришлось повозиться с прилагавшимся к Direct Pro Q 10 компакт-диском, который читался далеко не на любом CD-приводе. Сразу же было замечено, что панели управления обоих устройств не очень экономно распоряжаются вычислительной мощностью компьютера. Особенно в этом плане отличилась панель управления Direct Pro Q 10, которую на слабых компьютерах лучше вообще не запускать. А панель управления Aark 24 мне показалась еще и не очень удобной.

В числе музыкальных приложений, использовавшихся под Windows 98SE, были Cakewalk Sonar 1.3.1, Steinberg WaveLab 3.0, Steinberg Nuendo 1.2, Emagic Logic Audio Platinum 4.7 и GigaSampler 1.60. Вскоре выяснилось, что оба аудиоинтерфейса взаимодействуют с программами весьма избирательно. Мне совсем не понравились ASIO-драйверы: помимо постоянных «зависаний», ASIO-приложения наотрез не хотели воспринимать устройства как 24-битные. Проблема с 24-разрядным аудио была обнаружена и в WaveLab (MME-драйвер). Лучше всего с аудиоинтерфейсами Aardvark работал Cakewalk Sonar, с этой программой никаких проблем не возникало. Также не возникало проблем и с GigaSampler (подробнее об этом см. раздел «Giga-совместимость»).

Проинсталлировать корректно оба устройства под Windows 2000 и, тем более, под Windows XP, мне не удалось. Скачанные с сайта производителя драйверы под эти операционные системы (версии Beta 2) работать отказались. Надо сказать, что это были очень странные драйверы. В сопровождающем текстовом файле сказано, что эти драйверы поддерживают MME и ASIO, но пока не поддерживают WDM (последнее по определению исключает возможность их работы под Windows XP). В общем, я еще раз убедился в том, что драйверы пока являются слабым местом продукции Aardvark.

Тест на побитовое копирование проводился под Cakewalk Sonar и Logic Audio. Мониторинг через цифровые выходы в программных панелях управления аудиоинтерфейсов был отключен. Копируемый материал имел частоту дискретизации 44,1 и 48 кГц, разрядность 16 и 24 бита, длительность файла — пять минут. В качестве источника синхронизации использовался встроенный генератор аудиоинтерфейса. Оригинальный файл и полученная копия сравнивались после отрезания лишних «хвостов». Для выполнения этой процедуры использовалась программа WaveLab. Цифровые входы и выходы соединялись кабелями напрямую. Оба устройства успешно прошли все тесты. Стабильность работы их цифровых интерфейсов заслуживает самой высокой оценки. Это был один из немногих случаев, когда работу с компьютерными аудиоинтерфейсами я мог бы назвать действительно приятной.

Некоторый интерес представляет уровень шумов в звуковых трактах рассматриваемых устройств при отсутствии сигнала. Уровень шума оценивался по ранее описанной методике (см. статью «Echo Layla 24 и EgoSys WaMi Rack 24»). Пара входов замыкалась накоротко с парой выходов несимметричными кабелями. Мониторинг входов (как аппаратный, так и программный) при этом должен быть отключен. Испытанию подвергались различные комбинации пар входов и выходов. В результате, для Aark 24 я получил, в худшем случае, -76,33 дБ шума при номинальном выходном уровне и входной чувствительности -10 дБ, и -78,27 шума при выходном уровне и входной чувствительности +4 дБ. Для Direct Pro Q 10 соответствующие цифры составили -76,33 дБ и -80,77 дБ. Также интересно, что для различных комбинаций пар входов и выходов у Aark 24 наблюдался некоторый разброс уровня шумов, достигавший примерно 2,5 дБ, в то время как для Direct Pro Q 10 ничего подобного отмечено не было. Показатели, как видно, не самые выдающиеся, однако вскоре выяснилось, что шумы нисколько не умаляют достоинств звуковых трактов аудиоинтерфейсов Aardvark, по качеству звучания оставляющих далеко позади большинство (если не все) других устройств данной категории.

Следующим был проведен тест и сравнение качества аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования. В качестве тестового материала, как и ранее, использовались композиции с альбома Van Halen III. К моменту проведения данного теста указанный альбом уже успел порядком поднадоесть, тем не менее, слушали именно его, чтобы обеспечить сопоставимость полученных результатов с результатами предыдущих тестирований аналогичных устройств. Оба аудиоинтерфейса были проинсталлированы в компьютер под Windows 98SE с прилагавшимися драйверами. Отобранный тестовый материал был размещен на стереотрек программы Nuendo. Выходная шина программы была назначена на пару цифровых выходов платы ввода-вывода RME DIGI 96/52, обладающей прецизионным цифровым трактом. К выходам платы RME были подключены цифро-аналоговые преобразователи Apogee DA 1000, которые, в свою очередь, были подключены к паре каналов микшера. Пара каналов микшера назначалась на пару подгрупп, а выходы этой пары подгрупп подключались по очереди к аналоговым входам испытуемых аудиоинтерфейсов. Уровни записи устанавливались с помощью фейдеров подгрупп микшера. Таким образом были записаны два стереотрека, содержащие «отклик» аналого-цифровых преобразователей аудиоинтерфейсов. Затем была произведена перекоммутация, в результате которой по паре аналоговых выходов Aark 24 и Direct Pro Q 10 было подключено к каналам микшера. Пары каналов микшера по очереди назначались на пару подгрупп. Выходы пары подгрупп подключались к аналогово-цифровым преобразователям Apogee AD 1000, подключенным к цифровому входу платы RME. Воспроизводя исходный материал по очереди через аналоговые выходы аудиоинтерфейсов (для этого в Nuendo необходимо переключать выходные шины) и назначая на пару подгрупп соответствующую пару каналов микшера, мы записали еще два стереотрека, на этот раз несущих следы воздействия цифро-аналоговых преобразователей аудиоинтерфейсов.

До сих пор оба аудиоинтерфейа работали от встроенных генераторов клока. Известно, что устройства данной категории, как правило, имеют настолько плохой клок, что э

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

2 комментария
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Маленький офтопик: Синхронизируются ли меж собой Edirol DA-2496 8×8 ? И каком кол-ве их мона в комп впихнуть?…Пасиба

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo