Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
апрель 2002
Многоканальные компьютерные аудиоинтерфейсы.
Мне уже доводилось иметь дело с некоторыми устройствами M-Audio (см. статьи «M-Audio Audiophile 2496 и TerraTec EWX 24/96», «Echo Gina 24 и M-Audio Delta 66»), и у меня сложилось о них не слишком благоприятное мнение, несмотря на очевидную популярность продукции этой фирмы. На этот раз было решено попробовать аудиоинтерфейсы M-Audio Delta 1010 и Delta 410. Первое устройство довольно дорогое, а второе — подешевле и попроще. Оба аудиоинтерфейса имеют одну общую черту — восемь аналоговых выходов. Ну и, конечно же, оба поддерживают частоту дискретизации 96 кГц и разрядность 24 бита.
Краткое описание устройств
Аудиоинтерфейс M-Audio Delta 1010 (745$) состоит из PCI-платы и внешнего (рэкового) блока, имеет восемь аналоговых входов и выходов (совместимых как с симметричной коммутацией, так и с несимметричной), электрический цифровой интерфейс формата SPDIF, MIDI-вход и выход, вход и выход WordClock. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, а также цифровой интерфейс поддерживают частоты дискретизации от 8 до 96 кГц и разрядность до 24 бит. Выход WordClock поддерживает частоты дискретизации от 8 до 96 кГц, а вход WordClock работает только при частотах дискретизации от 8 до 50 кГц. Поддерживаются вывод через цифровой выход сигнала в формате Dolby Digital 5.1 (AC3), управление кодами защиты от копирования цифрового сигнала (SCMS), совместная работа до четырех любых устройств серии Delta. Есть встроенный мониторный цифровой микшер, работающий за счет имеющегося DSP (вычисления производятся с разрядностью 36 бит). Внешний блок питается от прилагаемого девятивольтового адаптера, соединяется с платой посредством кабеля с двадцатипятиконтактными разъемами D-Sub. На задней панели блока расположены аналоговые входы и выходы, выполненные на трехконтактных джеках, вход и выход WordClock (BNC), разъем для подключения соединительного кабеля и разъем для подключения адаптера питания. Уровень сигнала для каждого выхода и чувствительность каждого из входов индивидуально переключаются между -10 дБв и +4 дБ с помощью кнопок, расположенных на задней панели блока, рядом с соответствующими разъемами. На передней панели блока находятся MIDI-вход и выход со светодиодными индикаторами активности и индикатор питания. Цифровой вход и цифровой выход расположены на заглушке-брэкете платы (используются позолоченные разъемы RCA, изолированные от самой заглушки, а, стало быть, и от корпуса компьютера). Прилагаются программная панель управления M-Audio Delta Control Panel, драйверы под Windows 9.x, Windows NT4, Windows ME/2000/XP (WDM), драйверы для воспроизведения DVD, а также для MacOS (Sound Manager, ASIO 1, ASIO 2).
Аудиоинтерфейс M-Audio Delta 410 (345$) серии Delta представляет собой PCI-плату, имеющую два аналоговых входа, восемь аналоговых выходов и электрический цифровой интерфейс формата SPDIF. Цифровой интерфейс, аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают частоты дискретизации от 8 до 96 кГц и разрядность до 24 бит. Возможны вывод через цифровой выход сигнала в формате Dolby Digital 5.1, управление кодами защиты от копирования цифрового сигнала, совместная работа до четырех любых устройств серии Delta. Есть встроенный мониторный цифровой микшер, работающий за счет имеющегося на плате DSP (вычисления производятся с разрядностью 36 бит). Уровень аналоговых выходных сигналов регулируется программно. Аналоговые входы и выходы — несимметричные, выполнены на разъемах RCA, расположенных на кабельном адаптере, подключаемом к плате посредством двадцатипятиконтактного разъема D-Sub. Цифровой вход и цифровой выход находятся на заглушке-брэкете платы (используются позолоченные разъемы RCA, изолированные от самой заглушки). Прилагаются программная панель управления M-Audio Delta Control Panel, драйверы под Windows 9.x, Windows NT4, Windows ME/2000/XP (WDM), драйверы для воспроизведения DVD, а также для MacOS (Sound Manager, ASIO 1, ASIO 2).
Программная панель управления M-Audio Delta Control Panel предназначена для работы с любыми аудиоинтерфейсами M-Audio серии Delta. Эта панель (точнее, ее более старая версия) уже была описана подробно (см. статьи «M-Audio Audiophile 2496 и TerraTec EWX 24/96», «Echo Gina 24 и M-Audio Delta 66»), однако для каждой модели из серии Delta опции панели будут отличаться в соответствии с возможностями устройства. Рассмотрим кратко содержимое панели при ее использовании с аудиоинтерфейсом M-Audio Delta 1010.
Панель имеет пять закладок и может одновременно управлять четырьмя любыми платами серии Delta. В правой части панели управления есть четыре радиокнопки, с помощью которых можно выбрать настраиваемый аудиоинтерфейс. Над ними расположены обычные кнопки, позволяющие сохранять, удалять и загружать ранее созданные настройки панели управления. Все перечисленные кнопки не зависят от выбора закладки; естественно, что при этом настройки на текущих закладках относятся к выбранному аудиоинтерфейсу.
Первая закладка (Monitor Mixer) является мониторным микшером (рис. 1). Поскольку на панели все «линейки» входов одновременно не помещаются, под ними есть стандартная полоса прокрутки, обеспечивающая доступ к остальным «линейкам». На стереолинейки H/W In поступает сигнал непосредственно с физических аналоговых и цифровых входов, а стереолинейки WavOut принимают потоки аудиоданных, посылаемые программами на аналоговые и цифровые выходы. Каждый из входов имеет собственный фейдер, индикатор уровня сигнала, регулятор панорамы, возможности заглушения и солирования, причем фейдеры каждой пары входов могут быть объединены. Мастер-секция микшера имеет пару фейдеров, возможность синхронизации их перемещения и возможность заглушения выходов микшера (обоих сразу).
Вторая закладка (Patchbay/Router) позволяет управлять внутренней маршрутизацией системы, то есть назначать источники сигнала для всех физических аналоговых и цифровых выходов (рис. 2). На первую пару аналоговых выходов и на цифровые выходы может быть назначен поток посылаемых на них программами аудиоданных, выходной сигнал мониторного микшера, входной цифровой сигнал (в том числе с переменой местами правого и левого каналов), а также сигнал, поступающий на любую из четырех пар аналоговых входов. На три остальные пары аналоговых выходов может быть назначено все то же самое, но за исключением мониторного микшера.
Третья закладка (Hardware Settings) позволяет управлять основными настройками системы (рис. 3). Здесь можно выбрать источник синхронизации (осциллятор платы, вход SPDIF, вход WordClock), установить частоту дискретизации (а также контролировать поведение системы при изменении частоты дискретизации приложениями), выбрать режим совместной работы устройств (синхронизация входов и выходов аудиоинтерфейса обеспечивается используемой многодорожечной программой, независимая работа входов и выходов, синхронизация нескольких плат), установить размер буфера DMA драйвера (в миллисекундах), запретить управление мониторным микшером и маршрутизатором из музыкальных приложений.
Четвертая закладка (S/PDIF) содержит некоторые особые настройки цифрового интерфейса (рис. 4). Можно узнать текущий статус цифрового входа, выбрать формат выходного цифрового сигнала (SPDIF или AES/EBU), изменить параметры кодов защиты от копирования (SCMS) и статус-бита Emphasis, указать тип передаваемых данных (аудио или Dolby Digital 5.1).
И, наконец, последняя закладка, About, содержит информацию о версии используемых драйверов и самой панели управления, а также ссылку на сайт производителя.
При работе с аудиоинтерфейсом M-Audio Delta 410 содержимое некоторых закладок изменяется. Так, мониторный микшер теперь имеет семь входных стереолинеек вместо десяти, уменьшены возможности маршрутизатора (в соответствии с конфигурацией данного аудиоинтерфейса), а на закладке Hardware Settings появилась возможность регулировки уровня аналоговых выходных сигналов с помощью восьми фейдеров (рис. 5). Фейдеры могут работать независимо или парами (выбор производится кнопками Mono и Stereo). А с помощью кнопок «Consumer» и «-10 dBV» устанавливаются номинальные уровни выходных сигналов: +4 дБ или -10 дБв. Кроме того, Delta 410 не имеет возможности синхронизации посредством WordClock, и такая опция отсутствует в настройках выбора источника синхронизации.
Как происходило тестирование
Для того, чтобы сопоставление результатов данного тестирования с предыдущими (см. статьи «Echo Layla 24 и EgoSys WaMi Rack 24», «Aardvark Aark 24 и Direct Pro Q 10») было правомерным, я старался придерживаться тех же методик и пользоваться тем же набором оборудования. В тестировании участвовали три компьютера:
1) процессор Pentium III Coppermine 750E, 512 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR (Dual Head), звуковая плата Sound Blaster Live!, Windows 2000;
2) процессор Pentium 233 MMX, 128 Мб памяти, материнская плата ASUS TXP4, жесткий диск WD 4,3 Гб, видеоадаптер S3 Virge DX 2 Мб, Windows 98 SE;
3) процессор Pentium PRO 200, 128 Мб памяти, материнская плата ASUS P/I-P6NP5, SCSI контроллер Adaptec AHA 2940 UW, SCSI жесткий диск Seagate 2,1 Гб, видеоадаптер Matrox Millenium II, Windows 98 SE, цифровая плата ввода-вывода AdB Multi!Wav Pro 18.
Аналоговые выходы тестируемых устройств подключались к микшеру Soundcraft Ghost Le, прослушивание осуществлялось через мониторы Tannoy AMS 8 A, а также наушники AKG 240 M и Sennheiser HD 580. В качестве эталона использовались аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи Apogee AD 1000 и DA 1000. Источником тестового материала служил CD-проигрыватель Tascam CD 301 Mk II. Для коммутации цифровых сигналов использовались кабели Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (электрические форматы), оптические кабели Swissonic и Mutec. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare, а также кабели Horizon с разъемами Switchcraft.
Знакомство с аудиоинтерфейсами началось с их распаковки, проверки комплектации и визуальной оценки качества изготовления.
В коробке аудиоинтерфейса M-Audio Delta 1010 находились внешний блок, девятивольтовый адаптер питания, PCI-плата, кабель для соединения блока и платы (длиной около трех метров, что, несомненно, является достоинством системы) с двадцатипятиконтактными разъемами D-Sub на концах, руководство пользователя на английском языке, компакт-диск с драйверами (версии 102501, т. е. от 25 октября 2001 г) и конверт, в котором были четыре компакт-диска с программным обеспечением. Компакт-диск с драйверами — универсальный, он содержит драйверы и документацию для всего спектра продукции Midiman и M-Audio, а также сайт Midiman/M-Audio и подборку хвалебных рецензий на эту продукцию. Один из четырех компакт-дисков, находившихся в конверте, был озаглавлен Maximum Audio Tools и содержал программы компаний Antares, Arboretum Systems, Bitheadz (Unity Piano), IK Multimedia, MixMeister, Propellerhead, Qdesign, Sonic Foundry. Практическая ценность данного компакт диска близка к нулю, так как большинство содержащихся на нем программ — всего лишь демо-версии. Второй диск содержал MIDI-аудиосеквенсор Delta Logic, являющийся специальной (урезанной) версией Logic Audio. Третий диск содержал GigaSampler LE, также являющийся урезанной (ограничена полифония и число доступных выходов) версией этой популярной программы. Последний, четвертый диск содержал демо-версии продукции Propellerhead (Reason 1.0.1, Recycle 2.0, Rebirth 2.0.1) для Windows и MacOS.
Аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи установлены внутри внешнего блока, причем используются микросхемы AKM AK5383VS и AK4393VF соответственно. Аналоговая часть звукового тракта собрана на недорогих операционных усилителях JRC 5532 1116B. При внимательном осмотре оказалось, что аккуратность монтажа радиоэлементов системы, мягко говоря, оставляет желать лучшего.
Разъемы на задней панели внешнего блока расположены с приличным шагом, достаточным для того, чтобы в них без проблем вставлялись любые джеки, даже Neutrik, отличающиеся увеличенным «калибром» корпуса (который удобно держать в руках, но могут быть проблемы при попытке вставить такие джеки в тесно расположенные гнезда).
В коробке аудиоинтерфейса M-Audio Delta 410 были обнаружены PCI-плата, кабельный адаптер, руководство пользователя на английском языке, компакт-диск с драйверами (версии 102501, точно такой же был в комплекте с Delta 1010) и компакт-диск с программным обеспечением. Кабельный адаптер представляет собой двадцатипятиконтактный разъем D-Sub, из которого выходит пучок из десяти проводков, длиной примерно по 30 сантиметров каждый, с разъемами RCA на концах. Все разъемы RCA имеют оболочку из пластика различных цветов и надписи, обозначающие входной или выходной канал к которому каждый разъем относится. Более того, распознавание входов и выходов облегчает то, что входные проводки — белые, а выходные — черные. Плата имеет небольшие размеры (как и все PCI-платы аудиоинтерфейсов серии Delta), аналоговая часть звукового тракта собрана на все тех же операционных усилителях JRC 5532 1115B, а аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование осуществляет «кодек» производства AKM — микросхема AK4529VQ (вообще говоря, предназначенная для бытовой или автомобильной аудиоаппаратуры). Качество монтажа платы каких-либо нареканий не вызвало, кроме того, что электролитические конденсаторы установлены на ней вкривь и вкось. Компакт-диск с программным обеспечением, озаглавленный Maximum Audio Tools (v040201), содержал демо-версии продукции Antares, Arboretum Systems, MixMeister, PropHeads, QDesign, Sonic Foundry.
Следует отметить, что знакомство с обоими аудиоинтерфейсами происходило не одновременно, поэтому процесс тестирования будет описан для каждого из устройств отдельно. По этой же причине одна из возможностей этих устройств, а именно, синхронизация нескольких аудиоинтерфейсов посредством одного драйвера, остается без внимания. Также, во избежание неверного понимания методики тестирования, я хотел бы подчеркнуть, что аппаратура высшего класса (например, преобразователи Apogee) использовалась, в первую очередь, как измерительный инструмент, без которого производить прослушивание качества звукового тракта аудиоинтерфейсов было бы затруднительно.
Установка аудиоинтерфейса M-Audio Delta 1010 под Windows 98 SE с прилагаемыми драйверами прошла без сюрпризов. В число используемых музыкальных приложений входили Cakewalk Sonar 1.3.1, Steinberg WaveLab 3.0, Steinberg Nuendo 1.2, Emagic Logic Audio Platinum 4.7, NemeSys GigaSampler 1.60 и NemeSys GigaStudio 2.0. Конфликтов при взаимодействии устройства с программами я не заметил. Кроме того, при работе с Delta 1010 в те же компьютеры устанавливались еще два аудиоинтерфейса, а именно Aardvark Aark 24 и Aardvark Direct Pro Q10 (не говоря о тех устройствах, что были перечислены при описании конфигурации компьютеров); тем не менее, ни аппаратных ни программных конфликтов это не вызвало.
Далее был проведен тест на побитовое копирование. При непосредственном соединении кабелем цифрового входа и цифрового выхода аудиоинтерфейса и использовании его встроенного осциллятора в качестве источника синхронизации этот тест дал отрицательный результат независимо от разрядности и частоты дискретизации копируемого аудиоматериала. Может быть, в таком режиме цифровой интерфейс устройства вовсе не обязан работать надлежащим образом? Далее эксперимент был повторен, но в режиме внешней синхронизации посредством Word Clock. Источником синхросигнала служил аудиоинтерфейс Aardvark, встроенный осциллятор которого имеет несоизмеримо меньший джиттер по сравнению с встроенными осцилляторами любого из устройств M-Audio. Вновь получен отрицательный результат. Теперь цифровой вход и цифровой выход Delta 1010 были соединены, соответственно, с цифровым выходом и цифровым входом Aardvark (цифровой тракт этого устройства ранее успешно прошел проверку на честность и стабильность работы). В качестве источника синхронизации на панели управления Delta 1010 был выбран входной цифровой сигнал. Снова неудача. И, наконец, этот же эксперимент был проведен с использованием синхронизации по WordClock. Результат — отрицательный. Анализ ошибок показал, что цифровой тракт M-Audio Delta 1010 не производит никаких деструктивных операций над аудиоматериалом, ошибки носят характер «выпадений», потери части семплов, возможно, в результате срывов синхронизации. В чем дело? А дело в том, что цифровые интерфейсы всех знакомых мне устройств M-Audio как бы и вовсе не рассчитаны на прецизионную работу в полнодуплескном режиме.
Точную цифровую копию посредством этих устройств все-таки можно получить, но только при условии, что копирование производится в два этапа. На первом этапе аудиоматериал необходимо воспроизвести через цифровой выход аудиоинтерфейса и записать его посредством другого цифрового устройства, не производящего деструктивного пересчета аудиоданных (это может быть, например, DAT-магнитофон, плата цифрового ввода-вывода, другой аудиоинтерфейс с цифровыми входами). Далее, установив для аудиоинтерфейса режим синхронизации с входным цифровым сигналом, надо сделать копию с копии исходного материала, полученной на предыдущем этапе. При такой методике, действительно, возможно осуществление побитового копирования.
Уровень шума при отсутствии полезного сигнала в звуковом тракте Delta 1010 оценивался при коротком замыкании аналоговых входов с аналоговыми выходами посредством несимметричных кабелей. Методика ранее описывалась неоднократно. Явной зависимости уровня шума от разрядности и частоты дискретизации замечено не было, но зато был отмечен значительный разброс значений для различных комбинаций входов и выходов. Таким образом, в худшем случае было получено -80,77 дБ (-90,31 дБ) шума относительно полной цифровой шкалы при номинальной чувствительности входов и номинальном выходном уровне -10 дБв (+4 дБ). Стоит отметить, что это очень хороший результат для аппаратуры такого класса.
Следующим этапом стала проверка качества аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования. Для обеспечения сопоставимости полученных результатов с результатами предыдущих тестирований аналогичных устройств в качестве тестового материала вновь использовались композиции с альбома Van Halen III. Аудиоинтерфейс был проинсталлирован в компьютер под Windows 98SE с прилагавшимися в комплекте драйверами. Отобранный тестовый материал был размещен на стереотрек программы Nuendo. Выходная шина программы была назначена на пару цифровых выходов платы ввода-вывода RME DIGI 96/52, обладающей прецизионным цифровым трактом. К выходам платы RME были подключены цифро-аналоговые преобразователи Apogee DA 1000, которые, в свою очередь, были подключены к паре каналов микшера. Пара каналов микшера назначалась на пару подгрупп, а выходы этой пары подгрупп подключались к аналоговым входам Delta 1010. Уровни записи устанавливались с помощью фейдеров подгрупп микшера. Таким образом был записан стереотрек, содержащих «отклик» аналого-цифровых преобразователей аудиоинтерфейса. Затем была произведена перекоммутация, в результате которой пара аналоговых выходов Delta 1010 была подключена к каналам микшера. Эта пара каналов микшера назначалась на пару подгрупп. Выходы пары подгрупп подключались к аналогово-цифровым преобразователям Apogee AD 1000, подключенным к цифровому входу платы RME. Воспроизводя исходный материал через аналоговые выходы аудиоинтерфейса, я записал еще один стереотрек, на этот раз несущий следы воздействия цифро-аналоговых преобразователей Delta 1010.
При проведении описанного эксперимента оба аудиоинтерфейа работали от встроенных генераторов «клока». Я решил также проверить, улучшится ли качество аналого-цифрового преобразования, производимого Delta 1010, при работе с внешним источником прецизионного «клока». Для этого был повторен эксперимент, описанный ранее, но только теперь аудиоинтерфейс работал в режиме синхронизации (по Word Clock) с преобразователями Apogee, качество встроенного генератора «клока» которых никаких нареканий не вызывает.
Прослушивание записанного материала, прошедшего через преобразователи аудиоинтерфейсов (при работе как от внутреннего, так и от внешнего «клока») показало, что аналого-цифровые преобразователи портили звук гораздо сильнее, чем цифро-аналоговые, что и ожидалось. Звучание мне не понравилось, оно оказалось заметно хуже, чем у любого среди протестированных устройств этого класса. Кроме того, качество звукового тракта оказалось настолько низким, что даже работа с прецизионным «клоком» не обеспечила сколь-нибудь заметного улучшения качества преобразования.
Что касается работы Delta 1010 под Windows 2000, то тут добавить, в общем-то, нечего. Использовались все те же музыкальные приложения, естественно, за исключением программ GigaSampler и GigaStudio.
Аудиоинтерфейс M-Audio Delta 410 также успешно проинсталлировался под Windows 98 SE с прилагавшимися драйверами. Использовался все тот же набор музыкальных приложений. Взаимодействие устройства с программами происходило более или менее гладко. Кроме того, тестирование Delta 410 происходило одновременно с тестированием EgoSys WaveTerminal 2496 (о моем знакомстве с которым будет рассказано в одном из ближайших номеров).
При попытке проведения теста на побитовое копирование в очередной раз «всплыли» описанные ранее особенности цифровых интерфейсов устройств M-Audio. Более того, цифровой вход Delta 410 вообще отказывался воспринимать что-либо при использовании в качестве источника синхронизации встроенного осциллятора платы; впрочем, для данного устройства это — нормально. Убедившись в том, что тест на побитовое копирование при работе в дуплексном режиме и при синхронизации с входным цифровым сигналом для Delta 410 положительного результата не дает, я попытался провести цифровое копирование в два этапа. Для проведения этого теста был использован аудиоинтерфейс WaveTerminal 2496, имеющий цифровой тракт аналогичного свойства. В общем, тестовый аудиоматериал удалось точно скопировать, воспроизводя его через цифровой выход Delta 410 и записывая с цифрового входа WaveTerminal 2496, правда, далеко не с первой попытки. А вот обратный процесс (воспроизведение первой копии через цифровой выход WaveTerminal 2496 и запись с цифрового входа Delta 410) положительного результата не дал. Таким образом, независимо от результата последнего эксперимента, который «чистым» не является по причине участия в нем непроверенного устройства (EgoSys WaveTerminal 2496), цифровой интерфейс M-Audio Delta 410, мягко говоря, восторга у меня не вызвал. Я бы даже сказал, что его наличие носит декларативный характер.
Уровень шума в звуковом тракте Delta 410 оценивался по известной методике, при номинальной входной чувствительности и номинальном выходном уровне -10 дБв (на самом деле, полной цифровой шкале при таких настройках соответствует входной и выходной сигналы уровнем приблизительно +2 дБв, то есть запас, именуемый англоязычным термином «headroom», составляет для этого режима примерно 12 дБ). Зависимости результата от разрядности и частоты дискретизации отмечено не было. В худшем случае значение уровня шума составило -80,77 дБ (относительно полной цифровой шкалы), что, в общем-то, весьма неплохо.
Проверка качества аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования, выполняемого Delta 410, проводилась по описанной ранее методике. Единственным отличием было использование вместо платы цифрового ввода-вывода RME платы AdB Multi!Wav Pro 18, вполне пригодной для решения поставленной задачи. Тестируемый аудиоинтерфейс работал от своего встроенного генератора. Меня нисколько не удивительно, что звучание Delta 410 оказалось таким же плохим, что и у Delta 1010, даже еще похуже. Впрочем, по сравнению с порчей звука, осуществляемой обоими устройствами (особенно их аналого-цифровыми преобразователями), разница между ними практически незаметна.
Под Windows 2000 аудиоинтерфейс Delta 410 создал массу неприятностей, хотя и проинсталлировался со штатными WDM-драйверами без проблем. Набор использовавшихся музыкальных приложений состоял из Cakewalk Sonar 1.3.1, Steinberg WaveLab 3.0, SEK’D Samplitude Studio 5.20. Воспроизведение происходило рывками, часто останавливалось, был слышен сильный треск. Никакими настройками эту болезнь вылечить не удавалось. Замена драйверов на новые (версии 5.10.0.26), скачанные с сайта производителя, значительно улучшила ситуацию, хотя полностью проблему и не решила. При увеличении объема буферов в настройках программ воспроизведение стало происходить более или менее стабильно. Однако начало и остановка воспроизведения все еще сопровождались рывками и треском. Здесь я хотел бы отметить, что увеличение размера буферов является палкой о двух концах. Дело в том, что для нормальной работы современных виртуальных инструментов (например, SpeedSoft Virtual Sampler и Steinberg HALion) часто требуется уменьшать объем буфера (противоречивое требование) в хост-программе, в противном случае неизбежен пропуск нот. А о том, что происходит с потоком аудиоданных при слишком маленьком размере буфера, уже известно. Так что я пока не рекомендовал бы использовать M-Audio Delta 410 под Windows 2000.
Выводы
Пришло время подвести итоги. Если коротко — то оба устройства мне не понравились вовсе. В первую очередь, меня раздосадовала плохая работа их цифровых интерфейсов. Драйверы также оставляют желать лучшего, есть вероятность, что на них лежит немалая доля ответственности за нестабильную работу цифровых интерфейсов. Особенно «отличились» WDM-драйверы, под Windows 2000 работающие плохо. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что прослеживается тенденция улучшения качества драйверов. Ну и, наконец, — качество звучания весьма посредственное. Двукратная разница в цене данных устройств, по моему мнению, соответствует разнице в возможностях, при неизменно низком соотношении качества и цены. По-моему, в большинстве случаев, если можно обойтись без одновременной записи более чем двух каналов и MIDI-интерфейс уже есть, из двух рассмотренных устройств предпочтительнее будет Delta 410. Бесспорно, качество аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования, выполняемого аудиоинтерфейсами M-Audio, значительно выше, чем у мультимедийных звуковых плат типа Sound Blaster Live!, но и цена, извините меня… Единственное, что утешает, — это рекордно низкий уровень шумов в звуковом тракте Delta 1010 при отсутствии сигнала.
Итак, в целом оба устройства мне не понравились, так как не отвечают предъявленным к ним мной элементарным требованиям. Впрочем, другой набор требований вполне мог бы привести к иной оценке фактов. Поэтому, существуют и иные ситуации, в которых аудиоинтерфейсы от M-Audio могут показать себя неплохо. Я попытаюсь перечислить эти ситуации:
— цифровой интерфейс устройства не используется вовсе;
— к качеству звучания не предъявляется повышенных требований;
— компьютер, в который планируется инсталляция аудиоинтерфейса, работает исключительно под Windows 98 (старые VxD-драйверы под Windows 9.х работают более или менее нормально);
— если известно, что с используемыми музыкальными приложениями данный аудиоинтерфейс взаимодействует нормально.
Получается, что все не так уж и плохо? Только вот секрет популярности продукции M-Audio я так и не смог понять.
M-Audio Delta 1010745$M-Audio Delta 410345$Мультимедиа Клуб
Уважаемый Юрий! Вы вот раскритиковали вот карточку — а она единственная звуковая карта которая с 1999 года производится по 2006. Где же другие хваленные карточки Layla и.т.п? Только Delta 1010 «популярности продукции M-Audio я так и не смог понять» — а что понимать — хорошая карточка и конверторы ее в норме — и драйверы отличные.
2008 год- интерфейс Delta 1010 еще выпускается и применяется широко в любительских и даже в профессиональных студиях!Все остальные интерфейсы появившиеся одновременно с ним в 1999 году уже не выпускаются. К интерфейсу появились в конце 2007 и новые драйвера под Висту и XP SP2.
Использую для домашней студии. Работаю в Nuendo. Карточка супер! Гибкая, универсальная настройка интерфейса, отличное качество звука. Покупкой доволен.
Главное что бы все было сбалансировано. Если источник некачественный никакая карта не поможет.А 1010 сам использую очень доволен. Пишет довольно чисто. Свои деньги отработала.
О «секрете» популярности данных карт спросить надо авторов Pro Tools M-Powered. Кроме «родного» протулзовского железа, их софт может работать ТОЛЬКО с продуктами M-Audio. Вот и весь секрет! Если бы «тушка» поддерживала карточки от Aardvark или TerraTec, в сторону Дельты никто бы и не глянул!