Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
август 2002

Компьютерная система.

Несколько лет назад имя Digidesign в мире компьютерной звукозаписи звучало как ультиматум: хочешь работать профессионально — выбирай продукцию этой фирмы. Иного выбора, в общем-то, и не было, в те времена для серьезной обработки звука (тем более, в реальном времени) у центральных процессоров компьютеров была «кишка тонка». А в паре с «железом» Digidesign программное обеспечение успешно решало эту задачу, поскольку вся обработка звука ложилась на DSP, установленные на платах. Забегая вперед, справедливости ради отмечу, что до сих пор алгоритмы обработки, выполняемые специализированными DSP, превосходят по качеству подключаемые модули, «обсчитываемые» центральными процессорами компьютеров. Но прогресс в области компьютерной техники привел к демократизации компьютерной звукозаписи. Теперь «виртуальные студии» всех мастей вместе со сравнительно недорогими компьютерными аудиоинтерфейсами успешно решают задачи, которые еще недавно были под силу разве что лишь системам типа Digidesign Pro Tools.

Изначально продукция Digidesign существовала исключительно на платформе Mac. Время от времени совершались «вылазки» на платформу PC. Некоторые из них были весьма удачными (как, например, система записи Session 8), другие же — напротив (например, адаптация Pro Tools под PC). И все же, новые продукты Digidesign для PC продолжали регулярно появляться. Мое внимание привлек многоканальный компьютерный аудиоинтерфейс Digidesign Digi 001. Это устройство, совместимое как с Mac, так и с PC, вселяло надежды на то, что хотя бы малая доля «заоблачных» технологий от Digidesign станет достоянием широкого круга пользователей. Отмечу, что тестирование проводилось только на платформе PC.

Краткое описание устройства

Компьютерный аудиоинтерфейс Digidesign Digi 001 для PC и Mac состоит из PCI-платы и внешнего блока.



Есть оптический цифровой интерфейс (два разъема Tos-Link, расположенные на заглушке-брэкете платы), переключение формата которого (ADAT или SPDIF) осуществляется программно, электрический цифровой интерфейс формата SPDIF (разъемы RCA, расположенные на задней панели блока), восемь аналоговых входов, восемь аналоговых выходов, мониторная шина со стереопарой аналоговых выходов, выход для наушников, последовательный порт (девятиконтактный разъем типа D-Sub на задней панели внешнего блока), MIDI-вход и MIDI-выход (разъемы типа DIN-5 на задней панели блока). Все аналоговые входы и выходы — симметричные. Восемь основных аналоговых выходов, пара мониторных аналоговых выходов и шесть (с третьего по восьмой) аналоговых входов выполнены на трехконтактных джеках, расположенных на задней панели блока.

 

   

Первая пара аналоговых входов выполнена на комбинированных разъемах XLR/джек, расположенных на передней панели блока, имеет микрофонные предусилители с раздельными регуляторами чувствительности и кнопками аттенюатора (26 дБ), также расположенными на передней панели блока. Возможно включение фантомного питания (48 В) для обоих микрофонных предусилителей одновременно, кнопка включения фантомного питания и соответствующий светодиодный индикатор расположены на передней панели блока. Также есть регуляторы громкости выхода для наушников и мониторных выходов, кнопка переключения режима мониторинга и светодиодный индикатор получаемого от компьютера питания (расположены на передней панели блока).

 

   

В режиме мониторинга вторая пара аналоговых входов маршрутизируется на выходы мониторной шины, причем в этом случае обеспечивается сквозное прохождение сигнала, даже если выключен компьютер, в который установлено устройство. Кроме того, есть разъем для подключения педального переключателя, посредством которого может осуществляться управление записью «врезкой» (при работе с Pro Tools; действие педального переключателя преобразуется в соответствующие MIDI-сообщения). Одновременно может быть записано и воспроизведено до 18 каналов аудио. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, установленные внутри внешнего блока, поддерживают частоты дискретизации до 96 кГц и разрядность до 24 бит. Цифровой интерфейс также поддерживает 24-разрядные аудиоданные. Прилагается программа Pro Tools LE 5.1.1 для PC и Mac. Существует мультимедийный драйвер Digidesign TDM WaveDriver под Windows 98SE/ME/2000/XP. Внешний блок посредством прилагаемого адаптера может устанавливаться в рэк, занимая при этом одну единицу пространства.

Как происходило тестирование

Набор оборудования, используемого мной при проведении подобных тестирований, время от времени меняется, тем не менее, я стараюсь придерживаться единой методики. При тестировании использовалось два компьютера:
1) процессор Pentium III Coppermine 750E, 512 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR (Dual Head), звуковая плата Sound Blaster Live!, Windows 2000;
2) процессор Pentium PRO 200, 128 Мб памяти, материнская плата ASUS P/I-P6NP5, SCSI контроллер Adaptec AHA 2940 UW, SCSI жесткий диск Seagate 2,1 Гб, видеоадаптер Matrox Millenium II, Windows 98 SE, плата цифрового ввода-вывода AdB Multi!Wav Pro 18.

Прослушивание осуществлялось через мониторы Polk Audio, а также наушники AKG 240 M (совместно с усилителем для наушников Oz Audio HM 6). В качестве контрольных использовались аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи процессора Lexicon M 300 и цифро-аналоговые преобразователи Apogee DA 1000. Коммутация цифровых сигналов осуществлялась посредством кабелей Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (для электрических интерфейсов), и оптических кабелей Swissonic и Mutec. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare, а также кабели Horizon с разъемами Switchcraft.

Как обычно, знакомство с устройством началось с его распаковки, проверки комплектации и внешнего осмотра. Упаковка оказалась очень добротной — все было уложено в ниши толстых, плотных поролоновых прокладок. По-моему, фирма Digidesign достойна почетного звания чемпиона по упаковке. В комплект входят PCI-плата, внешний блок, кабель длиной около двух метров с разъемами типа Micro Centronics на концах (предназначен для соединения платы и блока), комплект самоклеящихся ножек (для настольной установки блока), привинчивающиеся «уши» и набор из четырех винтиков для установки блока в рэк, оптический кабель длиной три метра, конверт с регистрационной документацией, руководство пользователя «Getting Starting with Digi 001», компакт-диск с драйверами и программой Pro Tools LE 5.1.1 для PC, компакт-диск с драйверами и программой Pro Tools LE 5.1.1 для Mac, карточка с информацией о прилагаемой бесплатной авторизации подключаемого модуля D-Verb формата RTAS (Real-Time Audio Suite), содержащегося на компакт-диске с Pro Tools LE, авторизационная дискета для модуля D-Verb, компакт-диск с демонстрационными версиями продуктов от Waves, цветной буклет с перечнем клавиатурных команд Pro Tools для Mac, аналогичный буклет для PC, большая (размером с дискету) яркая наклейка Digi 001, куча различных бумажек, в том числе и предложение докупить за 50$ напечатанный вариант комплекта документации (содержащегося в формате PDF на компакт-диске с Pro Tools LE), а также множество всякой рекламы. Аудиоинтерфейс выглядел аккуратно и, на первый взгляд, никаких нареканий не вызвал. Но «пообщавшись поближе» с блоком, я был раздосадован тем, насколько грубыми оказались расположенные на его передней панели кнопки. Хотя все они исправно функционировали, некоторые едва поддавались нажатию, что навевало ассоциации с бесчеловечными изделиями советской электронной промышленности.

Проинсталлировав аудиоинтерфейс (и Pro Tools LE) в компьютер, я с удивлением обнаружил (в «мультимедийных» настройках панели управления Windows), что операционной системе доступна только одна пара аудиовходов и одна пара аудиовыходов, а также MIDI-интерфейс. Как оказалось, это вполне нормальное явление. Ну не желает Digidesign полностью отдавать свое «железо» во власть «инородных» («3rd party» — прямо-таки аналог «стран третьего мира») музыкальных приложений. Такая же ситуация и с «софтом» от Digidesign: Pro Tools LE наотрез отказывается воспринимать «неродные» аудиоинтерфейсы.

Двухканальный мультимедийный драйвер (Digidesign TDM WaveDriver) не является мультиклиентным, допускает работу с 16- и 24-разрядными аудиоданными при частотах дискретизации 44,1 или 48 кГц. Иные разрядности и частоты дискретизации доступны посредством Microsoft Sound Mapper. Прилагается простенький программный регулятор уровня DigiGain (рис. 1). Кое-какие настройки драйвера доступны через панель управления Windows, в свойствах устройства: размер буфера (в семплах), выбор частоты дискретизации (44,1 или 48 кГц), режима синхронизации, формата цифрового интерфейса, маршрутизации первой (доступной) стереопары и т. п.



Настройки мультимедийного драйвера не влияют на работу с Pro Tools LE. Я убедился, что только с этой программой возможности устройства реализуются полностью. О степени интеграции Digi 001 с Pro Tools LE можно судить по рисункам 2-4, на которых показаны некоторые диалоговые окна этой программы, относящиеся к аппаратным настройкам. Помимо перечисленных ранее возможностей системы, в Pro Tools LE доступны пропускающие фильтры высоких частот микрофонных предусилителей Digi 001 (рис. 4). Но работа с Pro Tools — совсем отдельная тема, выходящая за пределы данной статьи. Поэтому не стану подробно останавливаться на ней, так как предметом интереса являлся, в первую очередь, именно аудиоинтерфейс.





 

   

Расскажу о том, как взаимодействуют с Digi 001 более «демократичные» музыкальные приложения, незаслуженно проигнорированные его создателями. В числе использовавшихся программ были Cakewalk Sonar 1.3.1, Emagic Logic Audio Platinum 4.7, Steinberg WaveLab 3.0 и Syntrillium Cool Edit Pro 1.2. Всем им была доступна только одна пара входов и выходов. С WaveLab и Cool Edit Pro никаких проблем не возникло. А вот Logic и Sonar работали не очень: попытка использовать AdB Multi!Wav Pro 18 совместно с Digi 001 всякий раз заканчивалась зависанием компьютера (компьютер №2). Более того, Sonar наотрез отказывался воспринимать Digi 001 как 24-разрядное устройство. В то же время оба устройства прекрасно уживались друг с другом «под крылом» Cool Edit Pro. Именно эта программа и была использована для проведения тестирования аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей Digi 001.

В качестве тестового материала использовался компакт-диск Van Halen III (16 бит, 44,1 кГц). К цифровым входам и выходам платы AdB Multi!Wav Pro 18 были подключены контрольные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи. Затем, тестовый материал воспроизводился через эти цифро-аналоговые преобразователи, выходной сигнал подавался на аналоговые входы Digi 001, с которых осуществлялась запись результата работы аналого-цифровых преобразователей подопытного устройства. Аналогично, воспроизводя тестовый материал через аналоговые выходы Digi 001 и подавая его на входы контрольных аналого-цифровых преобразователей, с цифрового входа AdB Multi!Wav Pro 18 был записан тест цифро-аналоговых преобразователей аудиоинтерфейса. Прослушивание записанных файлов, содержащих отклик конверторов Digi 001, выявило, что аналого-цифровые преобразователи этого устройства вносили в звук грязь и артефакты, буквально «убивающие» фонограмму. При этом цифро-аналоговое преобразование звучало более или менее нормально. Происхождение отмеченных артефактов остается загадкой: виноват ли в этом «мультимедийный» драйвер или ответственность лежит на программе Cool Edit Pro, а, может быть, виноват сам Digi 001? Или проблема в неудачном сочетание каких-либо из перечисленных элементов? А, может быть, существуют какие-либо иные условия, в которых аналого-цифровое преобразование, выполняемое Digi 001, звучит нормально? Вопрос остается открытым.

И, наконец, я оценил уровень шума в звуковом тракте устройства при отсутствии полезного сигнала. Аналоговые входы и выходы были непосредственно соединены кабелями. При этом неоднократно проверенный ранее на честность индикатор уровня записи программы WaveLab 3.0 стабильно показывал -80,77 дБ шума относительно полной цифровой шкалы (0 dBFS). Это типичный показатель для большинства недорогих компьютерных аудиоинтерфейсов (хотя язык не поворачивается сказать, что Digi 001 к таковым относится).

Заключение

Патологическая страсть компании Digidesign к строительству заборов между своими продуктами и продуктами других фирм вряд ли поможет ей увеличить число своих приверженцев. Особенно в относительно «открытом» мире PC, с которым отношения у Digidesign явно не складываются.

Так что на сегодняшний день пользователям PC лучше рассматривать Digidesign Digi 001 не как компьютерный аудио-MIDI интерфейс, а как программно-аппаратный комплекс, эдакий «Pro Tools в миниатюре». Тем более, что файлы сессий Pro Tools LE совместимы с Pro Tools TDM, в том числе и межплатформенно. То есть, поработал в студии на Pro Tools TDM для MacOS, принес домой файлы, загрузил их в Pro Tools LE для Windows, что-то подредактировал, отнес опять на студию. В этом, видимо, и заключается предназначение Digi 001. Изменить ситуацию может выпуск многоканального ASIO-драйвера, но пока такой драйвер есть только для MacOS.

Digidesign Digi 001995$A&T Trade

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo