Борис НИКИТИН
Музыкальное Оборудование
апрель 2003
Микшер, контроллер и компьютерный интерфейс.
Аудиоустройства для шины USB, после не очень удачного старта (см. статью «USB — первые впечатления»), начали плодиться во все возрастающих количествах. Наиболее активно это направление развивают компании Roland (особенно ее компьютерное подразделение — Edirol) и M-Audio, но и другие производители не отстают: об устройстве Swissonic USB Studio D можно прочитать в статье «Компьютерные системы с микрофонными предусилителями», также в МО была опубликована статья о контроллере и компьютерном MIDI-аудиоинтерфейсе Tascam US 428.
На этот раз речь пойдет об устройстве EZbus компании Event. Компания эта известна своими акустическими системами, а также тем, что первое время именно через нее продавались популярные компьютерные системы Darla, Gina и Layla, производимые фирмой Echo. Сразу после заявления Echo о самостоятельном продвижении своих продуктов на рынке (это произошло в начале 2000 года) на сайте Event появилась информация о том, что готовится к выпуску новое, революционное компьютерное устройство. А в августе 2000 года стали известны основные возможности этого устройства и его название — EZbus. Тем не менее, в продажу оно поступило только в самом конце 2001 года.
В комплект поставки входят сам EZbus в защитном пластиковом пакете, USB-кабель, сетевой кабель и компакт-диск с драйверами, программным обеспечением, наборами настроек для использования в качестве контроллера, мануалами в формате PDF и демонстрационными версиями сторонних программ. Устройство выглядит солидно, имеет крепкий на вид корпус темно-синего цвета из металла и пластика. Регуляторы и фейдеры пластмассовые, кнопки резиновые. Есть резиновые ножки. Габариты устройства 425 x 57 x 241 мм, масса 4,5 кг.
Внешне EZbus очень похож на Tascam US 428 — даже расположение фейдеров, вращаемых регуляторов, кнопок управления транспортными функциями и колеса ввода данных почти такое же. Отличается же EZbus наличием жидкокристаллического дисплея и большого количества разъемов на верхней панели. Последнее отличие отражает и внутреннюю разницу между устройствами — EZbus можно использовать не только как контроллер и компьютерный MIDI-аудиоинтерфейс, но и как автономный цифровой микшер.
Микшер
Хотя вряд ли кто-то решит приобрести EZbus исключительно для автономного использования, все-таки начну рассказ именно с особенностей его работы в качестве цифрового микшера, поскольку они имеют значение и при использовании EZbus как аудиоинтерфейса для компьютера.
EZbus имеет восемь аналоговых входных каналов, разъемы и регуляторы чувствительности которых расположены в верхней части левой половины устройства (рис. 1). Первые два входных канала имеют микрофонные входы (XLR), общую кнопку включения фантомного питания напряжением 48 В (что выгодно отличает EZbus от Tascam US 428, фантомного питания не имеющего), симметричные линейные входы (джеки). У входов на разъемах XLR приоритет перед входами на джеках. Следующие два входных канала имеют несимметричные линейные/инструментальные входы на джеках. У оставшихся четырех входных каналов есть по три симметричных линейных входа (джеки), сигналы которых суммируются. Эти входы удобно использовать для сигналов, не требующих раздельной регулировки и обработки, например, стереовыходов синтезаторов или процессоров эффектов.
Под аналоговыми входными каналами располагаются фейдеры (60 мм) и кнопки выбора основных каналов микшера, которых также восемь. Хотя расположение входных каналов и каналов микшера совпадает, между ними нет жесткой связи, и сигнал с любого входа можно направить на любой канал микшера.
Справа от восьми фейдеров каналов находится девятый — мастер-фейдер, а над ним расположены два симметричных выхода основной шины микширования (джеки) и выход для наушников. Вместо регулятора чувствительности здесь расположен регулятор уровня выхода для наушников.
Еще в секции разъемов верхней панели есть четыре симметричных выхода на джеках: первые два (названные Aux) можно использовать для вывода сигналов с альтернативной шины микширования, с посылов 3 и 4, а также с аналоговых и цифровых входов; другая пара (Sends) предназначена только для сигналов с первых двух посылов.
EZbus поддерживает разрядность 16 или 24 бита, частоты дискретизации 44,1, 48, 88,2 и 96 кГц. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи 24-разрядные.
На задней панели устройства (рис. 2) находятся кнопка включения, разъем для сетевого кабеля, вход для педального переключателя (его действие выбирается), порт USB, два MIDI-входа и два выхода, вход и два независимых выхода электрического цифрового интерфейса формата SPDIF (RCA, поддерживают разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 96 кГц), вход и выход восьмиканального оптического цифрового интерфейса формата ADAT (поддерживает разрядность до 24 бит и частоту дискретизации до 48 кГц), выход Word Clock (BNC). Оптический вход можно использовать для формата SPDIF (до 24 бит и 96 кГц), распознавание типа поступающего сигнала происходит автоматически.
Коммутационная схема микшера представлена на рисунках 3 и 4. Источником сигнала для каналов микшера могут быть не только аналоговые входные каналы, но и цифровые входы. Каждый из восьми основных каналов имеет цифровую регулировку чувствительности (напомню, что аналоговые регуляторы чувствительности относятся к входным каналам, а не каналам микшера), линейный выход, переключатель полярности, блок динамической обработки (компрессор, гейт), блок эквалайзера (трехполосный, параметрическая середина и две «полки»), прямой выход, четыре посыла (индивидуально переключаются до/после фейдера), фейдер уровня, функции солирования и заглушения, регулировку панорамы, функцию коммутации с шинами. Таким образом, сигналы с основных каналов микшера можно направить на физические выходы (аналоговые или цифровые) или же сначала направить на имеющиеся шины (основную стерео, альтернативную стерео, четыре шины посылов), а уже сигналы шин направить на выходы.
Динамическая обработка может работать в предиктивном (look-ahead) режиме. Компрессор имеет регулировки порогового уровня, степени компрессии, времени атаки и восстановления, гейт — параметры порогового уровня и времени спада. Качество обработки средненькое, хотя компрессор работает довольно гладко и может быть полезен, а гейт неплохо справляется с перкуссионными партиями (но на других источниках бывает тяжело избавиться от «дерганья» звука).
Кроме основных каналов, у микшера есть еще и возвраты: два моно и один стерео. От основных каналов они отличаются тем, что имеют только регулировки уровня (первые два — еще и панорамы), а также тем, что сигналы с них поступают непосредственно на основную шину микширования. Источником же сигнала для возвратов могут быть любые аналоговые или цифровые входы.
Таким образом, EZbus предлагает гибкую коммутационную схему, позволяя достаточно свободное соединение входных разъемов, каналов и шин микшера, и выходных разъемов. Пожалуй, не хватает только возможности объединять каналы в пары для регулировки уровня, эквалайзера и динамической обработки.
Коммутационные настройки («миксы») можно называть и сохранять (есть 32 ячейки памяти). Загружать миксы можно с передней панели, педальным переключателем, MIDI-сообщениями смены программы. Кроме того, управлять миксами можно с компьютера, для чего прилагается программа Mix Librarian.
Как уже было сказано, каналы микшера имеют только фейдеры и кнопки выбора. Изменение большинства параметров выбранного канала осуществляется посредством органов управления в правой части устройства. Восемь функциональных кнопок, расположенных непосредственно под дисплеем, переключают группы параметров: входы, посылы, эквалайзер, микс/системные, выходы, возвраты, динамика, панорама/назначение на шины. Выбор параметра осуществляется кнопками Next и Previous, изменение значения — колесом ввода данных. Колесо имеет выемку для пальца и удобные насечки.
Кнопки Mute и Solo используются для солирования и заглушения (их надо удерживать, одновременно нажимая кнопки выбора соответствующих каналов). В самом низу правой части устройства располагаются кнопки транспорта.
Текущая информация показывается на жидкокристаллическом дисплее, который, кроме двух строк символов, имеет также два индикатора уровней и указатели статуса функций заглушения и солирования для всех восьми каналов.
Все регуляторы удобны, и расстояние между ними достаточное. Посетовать можно разве что на отсутствие специализированных регуляторов для эквалайзера и панорамы (которые есть на Tascam US 428), да было бы удобнее, если бы дисплей был расположен под наклоном.
Контроллер
EZbus имеет два основных режима работы: Audio Control служит для управления его собственными функциями, а Virtual Control — для управления внешними программными или аппаратными устройствами. Переключение между режимами осуществляется кнопкой Audio/Virtual. В большинстве случаев функции кнопок, относящиеся к первому режиму, написаны на устройстве белым цветом, а функции второго режима — светло-серым.
Управление внешними устройствами осуществляется посредством MIDI-сообщений, производимых органами управления EZbus (фейдерами, кнопками выбора, колесом ввода данных, транспортными кнопками). MIDI-сообщения, создаваемые устройством, передаются по USB (который считается MIDI-портом 1) и по MIDI-выходу 2. Набор настроек органов управления на передачу определенных MIDI-сообщений называется V Group. EZbus содержит 32 такие группы настроек, доступные посредством восьми функциональных кнопок и кнопок перелистывания страниц Next/Previous (по четыре страницы на каждую функциональные кнопку). Группы можно сохранять и загружать одновременно, такое объединение называется «профиль» (Profile). Существуют профили для программ Emagic Logic, Cakewalk Sonar, Digidesign Pro Tools, Syntrillium Cool Edit Pro, MOTU Digital Performer, Sonic Foundry Sound Forge, Steinberg Cubase, Nuendo и WaveLab, Propellerhead Reason и Rebirth, Waldorf PPG, Native Instruments Pro-52 и B4. Кроме того, возможно собственноручное создание профилей. Для сохранения, загрузки и редактирования профилей используется прилагаемая программа Profile Editor.
MIDI-сообщения, приходящие через аппаратные MIDI-входы, можно смешивать с сообщениями, создаваемые органами управления EZbus, и передавать в компьютер по USB. Таким образом, можно одновременно играть на виртуальных инструментах с клавиатуры и управлять ими с EZbus.
Поскольку фейдеры не моторизованные, при переключении режимов (Audio/Virtual) они не всегда отражают значения параметров. Поэтому при перемещении фейдера параметр не изменяется, пока не достигнуто его текущее значение. Впрочем, если удерживать кнопку выбора данного канала, то значение параметра изменяется относительно текущего.
Транспортные кнопки в сочетании с кнопками выбора можно использовать для установки и вызова до восьми позиций локатора.
Несмотря на ограниченное количество органов управления, управление программами организовано довольно удобно. И хотя при этом приходится нажимать много кнопок, в результате все равно получается быстрее, чем мышью.
Компьютерный интерфейс
EZbus можно соединить с компьютером (PC или Mac) посредством USB и использовать в качестве MIDI-аудиоинтерфейса. К компьютеру, кроме наличия порта USB, предъявляются следующие минимальные требования: PC с процессором Pentium (рекомендуется Pentium II 300 МГц) и USB-чипсетом Intel или с процессором AMD и чипсетом AMD 760/760MP (в общем, USB-чипсет должен быть типа Universal Host Controller, а не Open Host), 64 Мб RAM (рекомендуется 128 Мб), Windows 98SE/2000/ME/XP; iMac, 64 Мб RAM, MacOS 9.04. Операционные системы Windows 98SE/2000 и MacOS до версии 10.1 не поддерживают передачу MIDI по USB. Пользователи Windows ME должны установить прилагаемое дополнение до подключения EZbus. Для PC есть драйверы ASIO, WDM (Windows ME и Windows XP) и MME (Windows 98SE и Windows 2000), для Mac — драйвер Sound Manager. Под MacOS 10.2 и выше дополнительные драйверы не нужны.
Инсталляция драйверов особых проблем не вызывает. По USB поддерживается ввод и вывод одновременно двух каналов аудио (с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 48 кГц) и 16 MIDI-каналов. Время ожидания (latency) при использовании ASIO-драйверов в среднем составляет 15-20 мс и колеблется от 7 мс (при использовании программ WaveLab и Reaktor) до 30 мс (с программой Cubase VST под MacOS 9.2.2). Впрочем, ситуация изменяется по мере выхода новых версий драйверов. Под MacOS X задержка неощутима. Качество звука приемлемое. Правда, использование USB для аудио сильно зависит от конкретной реализации этого интерфейса в данном компьютере.
Более интересной может оказаться возможность соединения EZbus с компьютером посредством ADAT-интерфейса — конечно, если в компьютере есть соответствующая плата. Фирма Event сама выпускает такую плату — EZ 8 (245$), хотя ничто не мешает использовать для этих целей устройства других производителей. Например, известно о положительном опыте использования плат RME и Frontier Design WaveCenter/PCI. К сожалению, EZbus не поддерживает формат SMUX (передачи по ADAT-интерфейсу четырех каналов с частотой дискретизации 96 кГц), хотя EZ 8 — поддерживает.
Итого
EZbus — хорошо интегрированное многофункциональное устройство, способное решить многие задачи как в домашней студии, так и на концерте. К несомненным его достоинствам можно отнести большое количество аудио- и MIDI-разъемов, гибкую систему коммутации и удобное управление ею. Неплохие преобразователи и микрофонные предусилители (лучше, чем на US 428), а также низкий собственный шум устройства (даже при использовании большинства входов) обеспечивают чистое звучание (может быть, даже слишком стерильное). А возможность изменять настройки контроллера и обновлять операционную систему (это делается с компьютера по USB) продлевает жизнь устройства.
Основным и практически единственным полным конкурентом EZbus является Tascam US 428 (597-646$). По сравнению с ним EZbus имеет больше входов, фантомное питание, ADAT-интерфейс и возможность программирования контроллера. Но самое главное, что EZbus можно использовать как автономный микшер, так что он является более универсальным устройством, чем US 428. Правда, и стоит немного дороже.
Альтернативой EZbus в качестве цифрового микшера могут быть Roland VM 3100 Pro (995$) и Tascam TM-D 1000 (1499$). Они выгодно отличаются большим количеством каналов и наличием процессора эффектов, но не имеют функций компьютерного интерфейса, а их способности как MIDI-контроллеров послабее (зато можно управлять по MIDI их собственными функциями). К тому же EZbus проще в использовании и стоит дешевле.
Что касается аналоговых микшеров этой ценовой категории, то по функциям их, конечно, сравнивать нельзя, а звучит EZbus почище, чем, скажем, Mackie MS 1202 VLZ.
Как и все многофункциональные устройства, EZbus требует изучения для полного использования его многочисленных возможностей. Руководство пользователя пытается оказать в этом посильную помощь и содержит подробные инструкции по первоначальным операциям, явно доступные даже новичкам.
Event EZbus и Frontier Design WaveCenter/PCIАлександр СОКОЛОВ
Музыкальное Оборудование
апрель 2003
Музыканты, использующие компьютерное оборудование и в домашней студии, и на выезде (на концертах, репетициях и т. д.), знают, как утомительно каждый раз все раскоммутировать и упаковывать. Микшер, MIDI-интерфейс, MIDI-контроллер, аудиоинтерфейс, сам компьютер и целый ворох кабелей… Хочется иметь одно устройство, которое можно было бы использовать и с компьютером домашней студии, и с ноутбуком для выступлений. Да еще желательно, чтобы вообще без компьютера работало. Для решения всех этих задач компания Event и предлагает свой продукт под названием EZbus.
Недавно мне довелось некоторое время поработать с этим устройством. До этого, при первом, довольно поверхностном знакомстве с оригинальной заокеанской «штуковиной», покрутив ручки EZbus всего пару раз, я его не очень воспринял. А друзья и знакомые по отношению к прибору разделились на два лагеря: одни покупали «чудо-аппарат», другие критиковали, говоря, что ни одна из его функций не реализована должным образом.
В итоге, я принялся за написание этой статьи с искренним желанием доказать и себе, и другим, что EZbus — абсолютно бесполезный продукт. Сейчас, когда статья уже почти готова, и я пишу это вступлению, то понимаю, что все не так просто, как казалось на первый взгляд.
Вместе с EZbus мне в руки попала плата Frontier Design WaveCenter/PCI, имеющая цифровой интерфейс формата ADAT. Этой плате я весьма обрадовался, так как не хотел подключать EZbus через USB-интерфейс, который, как мне казалось, вообще для работы со звуком малопригоден. Да и двух аудиоканалов, доступных по USB, маловато.
Коротко об устройствах
EZbus — довольно универсальное устройство, реализованное по принципу «все в одном». Оно может использоваться как цифровой микшер, как MIDI-контроллер, как компьютерный интерфейс, подключаемый по USB, и как блок аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей с ADAT-интерфейсом.
Плата Frontier Design WaveCenter/PCI (рис. 5) имеет оптический цифровой интерфейс (восьмиканальный формата ADAT или двухканальный формата SPDIF), электрический двухканальный цифровой интерфейс формата SPDIF (RCA), два MIDI-входа и два выхода.
Возможна свободная коммутация аудиовходов и выходов платы (рис. 6). Поддерживаются частоты дискретизации 44,1 и 48 кГц, разрядность 16, 20 и 24 бита. Есть драйверы ASIO 2.0 и GSIF для Windows 95/98/ME.
Тестирование проводилось на компьютере следующей конфигурации: P4 2400 МГц, 512 Мб RIMM 1066, чипсет i850E, Windows XP.
Подключаем
К ADAT-входу платы WaveCenter/PCI подключаем ADAT-выход EZbus, и наоборот (рис. 7). Получаем восьмиканальную систему звукозаписи: подавая на входы EZbus сигналы, мы можем записывать их с помощью платы WaveCenter в компьютер. При этом сигнал оцифровывается уже в пульте, и на входы платы поступает в цифре. Другой вариант подключения EZbus к компьютеру для аудио — через USB. Это удобно для работы с ноутбуком, хотя придется ограничиться двумя каналами. Можно также задействовать SPDIF — еще один цифровой интерфейс, предусмотренный и на EZbus, и на WaveCenter. Получаем дополнительный стереоканал на входе и выходе системы.
Следующий шаг — подключение MIDI. Подключаем EZbus к USB-порту компьютера, тогда вся MIDI-информация будет передаваться по USB, при этом останутся еще два MIDI-входа на пульте и два — на плате. Все четыре MIDI-выхода также останутся свободными. В нашем распоряжении суммарно четыре MIDI-входа и выхода, что вполне достаточно для небольшой студии.
Почти все аналоговые входы и выходы EZbus симметричные, что при правильной коммутации позволяет существенно снизить искажения сигнала при передаче на расстояния от пяти метров и более. Все входы можно использовать как линейные. Два входа имеют микрофонные предусилители с фантомным питанием, два других входа — инструментальные с высоким входным сопротивлением. То есть одновременно можно подключить электрогитару, бас, двух вокалистов плюс еще 12 инструментов с линейным уровнем выходного сигнала. Мне кажется, это, скорее, много, чем мало…
Все, наконец, подключено — теперь стоит посмотреть, как устройства будут работать вместе.
Для начала о драйверах платы WaveCenter/PCI. Мне не очень понравилась поддержка ASIO. Плата WaveCenter/PCI нормально работала с Cubase SX (загрузка процессора была лишь немного выше, чем у других плат), но с Logic Audio Platinum 5.3 повела себя крайне странно: индикатор загрузки процессора начал прыгать, показывая значения от 10% до 35%. И это еще без использования подключаемых модулей. Вообще до начала работы! При том, что в других случаях (даже при выборе ASIO-драйвера EZbus, подключенного по USB) этот показатель равен нулю! Могу лишь предполагать, что проблема будет решена с выходом в свет новых драйверов платы.
Настройки в Cubase SX
Шаг первый — настройка ASIO. В Device Setup — VST Multitrack выставляем «ASIO WC/PCI (24bit)». Проверяем источники синхронизации — в такой паре я бы установил для EZbus внешний источник (Sample Clock Source — Optical 44.1), так как WaveCenter явно предпочитает внутренний клок, довольно произвольно переключаясь на него с внешней синхронизации. Затем идем в MIDI Inputs, включаем все, что нам нужно. При этом следует учесть, что USB Audio Device — это EZbus, и он должен быть включен.
Теперь — управление программой Cubase. В System Tray находим пиктограмму с надписью EZbus (рис. 8). Правый клик — Profile Editor — открываем файл с названием Cubase_*.ebs, нажимаем желтую стрелочку окна программы, видим надпись «Ready» внизу. Затем в Generic Remote секвенсора нажимаем кнопку Import, находим нужный XML-файл, нажимаем Apply и… вроде все! Впрочем, эта процедура может не получиться с первого раза. Если же все прошло гладко, то при нажатии кнопки Play на EZbus мы увидим, что наш проект в Cubase уже играет.
Проект
Итак, давайте создадим некий проект в Cubase SX. Использовать будем несколько подключаемых модулей формата VST и VSTi, одного вокалиста и абстрактный внешний источник звука. Я отказался от идеи записать синтезатор, управляемый по MIDI, из-за проблем в Cubase SX с синхронизацией и за отсутствием такового под рукой. Подключив MIDI-клавиатуру к WaveCenter/PCI, загрузил Cubase.
Допустим, нам понадобятся NI Battery, NI Reaktor, Waldorf PPG. Включив эти инструменты, подбираем нужные тембры, начиная с партии барабанов. Сделав один простенький луп, я установил в посылы обработку, которая несколько окрасила звук барабанов, затем приступил к PPG, оставив на время Reaktor.
Почему я поступил именно так? Потому что PPG казался интереснее: для него уже были предусмотрены профили EZbus, которые дают возможность управления непосредственно с пульта параметрами VST-инструментов и всего остального, что управляется MIDI-контроллерами.
К сожалению, каждый из фейдеров пульта не может быть назначен отдельно. Восемь фейдеров можно назначить на восемь последовательных контроллеров. Скажем, если я устанавливаю фейдер первого канала пульта как контроллер 10, то фейдер второго канала обязательно станет контроллером 11, а пятого — четырнадцатым. И нельзя заставить фейдер первого канала управлять десятым контроллером, а фейдер второго — пятнадцатым. С другой стороны, это не является приговором: во-первых, во многих программах контроллеры переназначаются и можно программно установить все, что нужно. Во-вторых, контроллеры многих программ расположены именно по порядку.
После настройки EZbus можно управлять виртуальным микшером Cubase по всем правилам — реальными регуляторами. А для PPG, к примеру, есть две установки контроллеров: при одной используются контроллеры 18-25, которые позволяют менять с пульта параметры двух ADSR-огибающих синтезатора, во второй контроллеры 48-55 позволяют работать с настройкой синтезатора и арпеджиатора PPG.
Кроме фейдеров, на пульте назначаемо колесо ввода данных и кнопки переключателей. Если на последние назначить MIDI-ноты, можно получить некое подобие MIDI-клавиатуры. Это довольно удобно для работы с Waldorf Attack: используя MIDI-клавиатуру для игры на выбранном инструменте, перкуссию можно прослушивать, нажимая кнопки на пульте. От нажатия этих кнопок также может изменяться номер контроллера, передаваемого колесом. Таким образом, мы получаем еще девять управляемых параметров (правда, одновременное управление ими невозможно).
В память пульта можно загрузить профиль, содержащий до тридцати двух используемых страниц, каждая из которых настроена под определенную задачу (скажем, одна страница профиля позволяет управлять микшером Cubase, вторая — виртуальным синтезатором и т. п.). Переключаться между страницами довольно просто: от одного до четырех нажатий на кнопки при перемещении по дереву их расположения — и мы у цели. При создании и редактировании профиля можно легко учесть эту структуру и облегчить себе задачу, правильно расположив страницы в структуре профиля. Каждая такая страница, как и сам профиль, может редактироваться пользователем с помощью программы Profile Editor (рис. 9). Мне кажется, наиболее полезны эти функции редактирования и смены профилей управления для живой работе на сцене. Но давайте вернемся к работе с Cubase.
Изучив возможности назначения функций контроллерам, я перешел все-таки к NI Reaktor. Это программный модульный синтезатор, позволяющий собрать свой собственный инструмент практически с нуля. Именно это мне и хотелось сделать. Примерно за полчаса простой синтезатор был собран. Основную идею составили три осциллятора и две ADSR-огибающие (рис. 10).
При этом для каждого осциллятора можно выбрать огибающую, его уровень в выходном сигнале и общие настройки звукоизвлечения (рис. 11).
Не выгружая Reaktor, я запустил Profile Editor и занял две свободные строчки собственными настройками: фейдерами пульта в первом случае управлялись контроллеры с первого по восьмой, во втором — с одиннадцатого по восемнадцатый. Мастер-фейдер управлял контроллером 28 в обоих случаях (это — выходной уровень звучания собранного пэтча). Профиль был сохранен под новым именем и загружен в EZbus. Дальше все просто: установив нужную сцену в EZbus, что делается тремя нажатиями, нужно в программе Reaktor либо использовать функцию MIDI Learn и перемещать нужный фейдер, либо в свойствах каждого виртуального регулятора привязать к нему свой контроллер. В результате у меня один пресет управлял двумя огибающими одновременно (идея с управлением огибающими PPG мне понравилась), второй же микшировал сигналы с генераторов и управлял параметрами синтеза. Результат порадовал: практически всеми параметрами собранного синтезатора можно управлять посредством фейдеров, что удобно. При этом для переключения между настройками фейдеров достаточно нажать всего одну кнопку, а чтобы начать управлять уже совсем другой программой, тем же Cubase, — всего две! В этом я убедился, вновь запустив SX и загрузив Reaktor с собранным синтезатором в режиме VSTi.
Записав один вариант партии самодельного синтезатора, я подумал о PPG, но отказался… PPG просто не звучал бы с моей самоделкой в паре. Посему несколько партий в исполнении Waldorf Attack и красивый пэд модуля Green Oak Crystal были следующими, кто дополнил картину трека. Attack тут же продемонстрировал все номера задействованных контроллеров. Поэтому изменить профиль пульта для управления им не составило труда. А Crystal позволяет назначать контроллеры программно.
Я создал профиль EZbus со страницами контроллеров под каждый из инструментов и, опробовав их, решил, что прописывать автоматизацию инструментов буду с фейдеров пульта (рис. 12).
Чтобы попробовать запись через ASIO, я использовал динамический микрофон Behringer XM 2000 S. Все получилось на удивление быстро и просто. Сразу установив компрессор на вновь созданный трек и включив его в режим мониторинга, я нажал кнопку Rec на EZbus, произнес пару слов (первые, которые пришли на ум, — Easy Bass, что и дало название финальному демо-треку), нажал кнопку снова и отключил мониторинг. В результате запись была сделана с очень неплохим для этого микрофона качеством. Так как трек был довольно медленный, я тут же включил мощный дилей и, настроив его, получил в общем миксе приличную звуковую картину.
Далее был записан кусочек детской песенки про белые кораблики в исполнении К. Румяновой. Старенькая пластинка подверглась вращению рукой для записи пары скретчей. Запись прошла вполне нормально, и я приступил к аранжировке собранного материала.
Когда все было распределено по окну аранжировки, был добавлен еще один VSTi-модуль — Gforce M-Tron, который разнообразил общую картину аккордеоном.
Для завершения работы много времени не потребовалось: сначала я загрузил приготовленный профиль EZbus, содержащий страницы управления всеми используемыми виртуальными инструментами (кроме NI Battery), потом последовательно прописал контроллеры для каждого из этих инструментов (рис. 13).
Интереснее всех мне показался Waldorf Attack. Управлять его фильтром мышью скучно, фейдеры же дают почувствовать всю прелесть этого процесса: с ними управлять одновременно резонансом, частотой среза и драйвом — проще простого (с обычными «крутилками» это уже не получится, а с мышью — тем более). Остальные инструменты тоже порадовали, приобретя реальные органы управления: M-Tron, например, позволил получить довольно интересное и разнообразное звучание.
Я не пробовал управлять VST-обработкой, но думаю, это было бы тоже очень интересно.
Наверное, нет смысла продолжать рассказывать о прелестях MIDI-контроллеров. Мое мнение таково: это очень удобно, особенно для живых выступлений. Было бы интересно создать аранжировку в программе Ableton Live и сделать профиль для полного управления всем миксом на живом выступлении.
Не стоит забывать, что я рассмотрел только один вариант работы с этими аппаратами. А ведь таких вариантов очень много. Например, если есть ADAT-магнитофон, то выход WaveCenter/PCI может быть подключен к нему для прямой цифровой многодорожечной записи, чтобы потом прийти с кассетой в более оснащенную студию и свести запись на хороших мониторах. В другом случае, можно использовать EZbus как обычный микшер, а его SPDIF-выход подключить к WaveCenter/PCI или любому другому прибору, имеющему цифровой вход SPDIF, для записи общего микса. Или можно использовать SPDIF-интерфейс в качества посыла и возврата для эффектов.
Выводы
Испытанные устройства вызвали у меня смешанные чувства. Отнесясь к ним поначалу скептически, я сразу же обнаружил большую часть недостатков. Достоинства же всплывали постепенно. В результате оба устройства показались мне вполне пригодными для использования.
Пожалуй, имеет смысл присмотреться к EZbus в любом случае — стоит ли вопрос о приобретении MIDI-контроллера, микшера и/или компьютерного интерфейса. Если интересны живые выступления, то я бы обратил особое внимание на этот пульт. Легкость смены профиля и удобство перехода от одних функций пульта к другим плюс отличные возможности внутренней и внешней коммутации позволяют относиться к аппарату с уважением.
Что же касается WaveCenter/PCI, то ASIO-драйверы пока что не на высоте, а в остальном — тоже неплохая альтернатива платам Event EZ 8 и RME.
Event EZbus849$Frontier Design WaveCenter/PCI345$Мультимедиа Клуб