Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
январь 2003
Компьютерные платы с цифровыми входами и выходами формата AES/EBU.
Наличие цифрового интерфейса формата AES/EBU является одним из признаков профессиональной аппаратуры. Он обеспечивает более надежную передачу данных по сравнению с «бытовым» интерфейсом SPDIF и гораздо меньший джиттер по сравнению с оптическими форматами. Когда совместно работают два или три цифровых устройства, преимущества от использования «профессионального» цифрового формата могут быть не столь очевидны, а для передачи большого количества каналов гораздо более привлекательным представляется использование оптического цифрового интерфейса, работающего в формате ADAT. Без интерфейса AES/EBU, как, например, и без WordClock-синхронизации, в принципе, можно обойтись. Однако, рано или поздно, наступает такой момент, когда AES/EBU все-таки понадобится.
И вот для меня такой момент наступил. С одной стороны, меня, вроде бы, вполне устраивал компьютерный аудиоинтерфейс Marian Marc 2, но, с другой стороны, выбор, предлагаемый этим устройством, ограничивается электрическим и оптическим интерфейсами формата SPDIF. А ведь работать приходится с различной аппаратурой, и проведение тестирований эту ситуацию только усугубляет. Поэтому хотелось бы иметь возможность полноценной работы со всеми цифровыми форматами посредством одного устройства, да и WordClock-синхронизация пришлась бы весьма кстати. В качестве более или менее «всеядных» были выбраны компьютерные аудиоинтерфейсы Marian Marc 2 Pro и RME Digi 96/8 PAD.
Краткое описание устройств
Аудиоинтерфейс Marian Marc 2 PRO состоит из основной PCI-платы Marian Marc 2 PRO и уже знакомой дочерней платы Extender (не занимающей слота), имеет пару аналоговых входов и выходов, электрические и оптические цифровые входы и выходы формата SPDIF, вход и выход формата AES/EBU и вход WordClock-синхронизации. Все цифровые входы и выходы, аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации до 96 кГц. Цифровые интерфейсы поддерживают маркеры DAT-магнитофонов. Аналоговые входы и выходы — симметричные, выполнены на разъемах XLR, расположенных на кабельном адаптере, подключаемом к основной плате посредством пятнадцатиконтактного разъема D-Sub. Оптический цифровой интерфейс (разъемы Tos-Link) расположен на заглушке-брэкете основной платы.
Вход и выход формата AES/EBU выполнены на разъемах XLR, расположенных на кабельном адаптере, подключаемом к плате Extender посредством девятиконтактного разъема D-Sub. Оба адаптера прилагаются. Электрический цифровой интерфейс формата SPDIF (разъемы RCA) и вход WordClock-синхронизации (BNC) расположены на заглушке-брэкете платы Extender. Кроме того, на плате Extender есть шестиконтактная колодка для шлейфа, посредством которого осуществляется ее соединение с основной платой (шлейф прилагается), и джампер, посредством которого включается терминация входа WordClock-синхронизации. На основной плате есть шестиконтактный разъем для подключения дочерней платы Extender, двухконтактный разъем для подключения цифрового аудиовыхода привода компакт-дисков и восьмиконтактный разъем шины SyncBus, предназначенной для синхронизации между собой любых плат серии Marc. В одном компьютере могут работать до четырех таких устройств. Есть драйверы под Windows 9.x/ME (MME, Direct Sound, ASIO, GSIF), Windows NT 4 (MME), Windows 2000/XP (WDM-типа, MME, Direct Sound, ASIO).
Прилагаемая программная панель управления имеет модульный дизайн. С панели задач Windows вызывается окно Marc 2 PRO (рис. 1), в котором доступны шесть опций.
Первая опция (Analog Inputs) открывает модуль аналоговых входов Marc 2 PRO Analog Inputs (рис. 2). Здесь есть четыре кнопки выбора режима мониторинга, индикаторы уровня входного сигнала.
Вторая опция окна Marc 2 PRO (Digital Inputs) открывает модуль цифровых входов Marc 2 PRO Digital Inputs (рис. 3), содержащий четыре кнопки выбора цифрового входа, четыре кнопки выбора режима мониторинга, индикаторы уровня входного сигнала.
Третья опция окна Marc 2 PRO (Analog Outputs) открывает модуль аналоговых выходов Marc 2 PRO Analog Outputs (рис. 4). Здесь есть четыре кнопки выбора источника выходного сигнала, индикаторы уровня сигнала, фейдеры (допускающие регулирование уровня сигнала в пределах от 0 дБ до -60 дБ) и кнопки заглушения левого и правого каналов. Кнопки заглушения и фейдеры могут объединяться в стереопару.
Четвертая опция окна Marc 2 PRO (Digital Outputs) открывает модуль цифровых выходов Marc 2 PRO Digital Outputs (рис. 5). Здесь есть две кнопки выбора цифрового формата, четыре кнопки выбора источника выходного сигнала, индикаторы уровня сигнала.
Пятая опция окна Marc 2 PRO (Settings) открывает окно настройки платы Marc 2 PRO Settings Card #1 (модули входов и выходов при открытии окна настроек автоматически закрываются), которое имеет две закладки. Следует отметить, что при работе под Windows 9.x это окно имеет еще одну закладку (DirectSound / GSIF), посвященную настройкам драйверов Direct Sound и GSIF (эти настройки в точности совпадают с аналогичными настройками драйверов других плат Marian серии Marc, например, см. статьи «Echo Mia и Marian Marc 2» и «Ego Sys WaveTerminal 2496 и Marian Marc 4 Digi»). Первая закладка окна Marc 2 PRO Settings Card #1, безграмотно озаглавленная «Syncronization» (рис. 6), содержит настройки синхронизации. Хотелось бы особо подчеркнуть, что в архитектуре платы изначально заложена возможность работы обоих ее устройств (пары аналоговых входов и выходов, а также цифрового интерфейса) от разных источников синхронизации, что, кстати, и отражает данная закладка. Для каждого устройства платы (Analog и Digital) возможны три варианта выбора источника синхронизации (Clock или Playback Clock): встроенный генератор платы (Internal), входной цифровой сигнал (Digital Input) и шина SyncBus (SyncBus). Также для каждого устройства платы возможен индивидуальный выбор режима синхронизации начала/остановки записи (Start/Stop Record) и воспроизведения (Start/Stop Playback): автономный (Autonomous) и посредством шины Sync Bus (SyncBus). В верхней части закладки расположена группа настроек SyncBus, относящаяся к вышеупомянутой синхронизационной шине. Опция Card is Master позволяет назначить данную плату источником синхронизации для нескольких установленных плат этой серии, объединенных шиной SyncBus. При включении этой опции появляется возможность выбирать режим синхронизации этой шины: со встроенным генератором «главной» платы (Internal Clock To SyncBus) или с поступающим на цифровой вход этой платы сигналом (Digital Input Clock To SyncBus). Кроме того, возможен выбор частоты дискретизации (Internal Clock), используемой, когда ни одно из устройств платы не занято музыкальными приложениями (Default Rate), и, конечно же, есть опция синхронизации по WordClock.
Вторая закладка окна Marc 2 PRO Settings Card #1, под названием Misc./About (рис. 7), содержит группу настроек Error Messages, позволяющих отключать сообщения об ошибках, которые часто только отвлекают от работы. Первая опция, Disable Messages about Samplerate Conflicts, избавляет от сообщений о несовпадении частот дискретизации (эти сообщения постоянно возникают в процессе подключения к плате цифровых устройств). Вторая опция, Disable Messages about Device Conflicts, отключает сообщения об ошибках, возникающих при одновременной работе с несколькими музыкальными приложениями. На этой же закладке расположена кнопка «About…», которая открывает окно, содержащее информацию о версии драйвера и адрес электронной почты коллектива разработчиков продукта.
Последняя из опций окна Marc 2 Pro (Always On Top) позволяет держать панель управления поверх других окон.
Аудиоинтерфейс RME Digi 96/8 PAD является PCI-платой, имеющей аналоговый стереовход, аналоговый стереовыход, оптический цифровой интерфейс, электрические цифровые интерфейсы формата SPDIF и AES/EBU. Все цифровые входы и выходы, аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации от 32 до 96 кГц. Оптический цифровой интерфейс может работать как в формате SPDIF (два канала), так и в формате ADAT (восемь каналов, при частотах дискретизации свыше 48 кГц ADAT-интерфейс работает c использованием алгоритма S-MUX, число каналов при этом сокращается вдвое). Возможны передача данных в формате AC-3 и DTS через цифровые интерфейсы формата SPDIF, преобразование форматов (SPDIF или ADAT). Аналоговые входы и выходы выполнены на трехконтактных джеках (к аналоговому стереовыходу могут непосредственно подключаться наушники), разъемы электрического цифрового интерфейса формата SPDIF (RCA) и цифрового интерфейса формата AES/EBU (XLR) выполнены на кабельном адаптере, подключаемом к плате посредством девятиконтактного разъема D-Sub (кабельный адаптер прилагается). На заглушке-брэкете платы есть светодиодный индикатор отсутствия внешней синхронизации. На плате есть разъемы (два двухконтактных и два трехконтактных), предназначенные для синхронизации между собой нескольких плат RME, подключения цифрового аудиовыхода привода компакт-дисков, подключения дочерних плат аналогового ввода-вывода AEB и дочерней платы WordClock-синхронизации WCM (см. далее). Кроме того, на плате есть джампер, обеспечивающий работу оптического выхода в формате ADAT во время между включением компьютера и завершением загрузки операционной системы (и драйверов платы), поскольку некоторые цифровые устройства (например, цифровые микшеры Yamaha 01 V и Spirit 328) не умеют заглушать цифровой вход при поступлении на него сигнала в неверном формате. Несколько плат серии Digi 96 (до четырех штук) могут работать в одном компьютере. Digi 96/8 PAD, как и другие платы RME серии Digi 96, имеет драйверы под Windows 98/ME (мультиклиентный MME-драйвер, ASIO 2.0 и GSIF), Windows 2000/XP (мультиклиентный MME-драйвер и ASIO 2.0) и MacOS (ASIO 2.0). Обещаны драйверы под Linux.
Программная панель управления, вызываемая с панели задач Windows, имеет число закладок, равное количеству проинсталлированных плат RME серии Digi 96 плюс две. В данном случае, первая закладка, озаглавленная DIGI 96/8 PAD (1), содержит настройки платы Digi 96/8 PAD (рис. 8), проинсталлированной в единственном экземпляре.
Следующая закладка, озаглавленная Mode (рис. 9), позволяет выбирать размер буфера в семплах и сообщает время аппаратной задержки запись-воспроизведение при данном размере буфера.
Последняя закладка, About (рис. 10), сообщает о текущей версии драйверов и имеет ссылку на сайт производителя.
Совместно с платами RME серии Digi 96 могут использоваться фирменные программы Digicheck и Totalyser (см. статью «RME Hammerfall DSP»).
Дочерняя плата RME WCM Mk II обеспечивает платам RME серии Digi 96 возможность WordClock-синхронизации. Плата имеет вход и выход WordClock (BNC), четыре DIP-переключателя, кнопку включения тестового режима, светодиодный индикатор тестового режима, светодиодный индикатор синхронизации (все перечисленное расположено на заглушке-брэкете платы), внутренний трехконтактный разъем для соединения с платой RME серии Digi 96, три трехконтактных разъема для распределения синхросигнала на другие платы RME серии Digi 96. Плата при установке не занимает слота, питается от платы RME серии Digi 96. В тестовом режиме работает встроенный генератор синхросигнала, частота которого переключается между 44,1 кГц и 48 кГц посредством одного из упомянутых DIP-переключателей. Остальные DIP-переключатели отвечают за удвоение частоты входного синхросигнала, понижение вдвое частоты выходного синхросигнала (это нужно, когда внешняя аппаратура работает с синхросигналом, частота которого составляет половину частоты дискретизации) и терминацию входа WordClock (старая модель RME WCM позволяла это делать посредством прилагавшегося T-образного адаптера и заглушки-терминатора).
Как происходило тестирование
При тестировании использовался компьютер следующей конфигурации: процессор Pentium III Coppermine 750E, 512 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR (Dual Head), звуковая плата Sound Blaster Live!, аудиоинтерфейс Marian Marc 2, Windows XP Professional. Прослушивание осуществлялось через мониторы Polk Audio, а также наушники AKG 240 M, Sennheiser HD 580 и Beyerdynamic DT 770 Pro (совместно с усилителем для наушников Oz Audio HM 6). В качестве контрольных использовались аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи процессора Lexicon M 300 и цифро-аналоговые преобразователи Apogee DA 1000. Коммутация цифровых сигналов осуществлялась посредством кабелей Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (для электрических интерфейсов) и оптических кабелей Swissonic и Mutec. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare, а также кабели Horizon с разъемами Switchcraft.
Комплект аудиоинтерфейса Marian Marc 2 PRO состоял из PCI-платы Marian Marc 2 PRO, дочерней платы Extender, шестижильного шлейфа длиной примерно 15 см, предназначенного для соединения основной и дочерней плат, кабельного адаптера цифрового интерфейса формата AES/EBU (длиной примерно 25 см), кабельного адаптера аналоговых входов и выходов (длиной примерно 25 см), руководства пользователя на английском языке, руководства пользователя на немецком языке и компакт-диска. Как основная, так и дочерняя платы оказались с одной стороны плохо отмыты после пайки, что для продукции Marian — в порядке вещей. На плате установлена микросхема-кодек AKM AK 4528 VF, осуществляющая аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование. Компакт-диск, датированный июнем 2001 года, оказался абсолютно бесполезным: он содержал только устаревшие драйверы под Windows 9.х и Windows NT4 (английские и немецкие версии, всего 3,58 мегабайт). Разъемы аналоговых входов (XLR-female) почему-то оказались грязными, их пришлось отмывать от чего-то липкого.
В комплекте аудиоинтерфейса RME Digi 96/8 PAD, кроме PCI-платы Digi 96/8 PAD, были компакт-диск с драйверами и программным обеспечением, гарантийно-регистрационная карточка, руководство по инсталляции (лист формата А4, на одной стороне на английском языке, на другой — на немецком), экранированный синхронизационный кабель с двухконтактными разъемами (длиной примерно 35 см), а также кабельный адаптер цифровых интерфейсов AES/EBU и электрического SPDIF (длиной примерно 25 см). Очень порадовало использование на данном кабельном адаптере разъемов XLR производства Neutrik. К аккуратности изготовления платы претензий не возникло, разве что стальная пластина заглушки-брэкета, на первый взгляд, казалась несколько хлипкой. Однако, как оказалось, гибкость пластины только помогла ей без особых усилий встать на место при инсталляции платы. Аналого-цифровое преобразование выполняет микросхема AKM AK 5383 VS (что хорошо весьма), цифро-аналоговое — JRC AD1852. Прилагаемый компакт-диск версии 7/2002 (PC/Mac) содержит драйверы и документацию для всей продукции RME, программное обеспечение RME (см. статью «RME Hammerfall DSP»), демо-версии нескольких программ (BPM Studio, HPW Lite, Reaktor, RME DAM-1 и Windows Commander) и весь сайт производителя.
С инсталляцией плат проблем не возникло. Аудиоинтерфейсы использовались совместно с популярными музыкальными приложениями, в число которых вошли Cakewalk Sonar XL 2.0, Emagic Logic Audio Platinum 5.10, Samplitude Producer 2496 6.04, Steinberg WaveLab 4.0c и Syntrillium Cool Edit Pro 2.0. Совместную работу плат Marian и RME хорошей назвать нельзя, по крайней мере, под Cakewalk Sonar XL 2.0 они не уживались. Работа программы становилась нестабильной, часто появлялись сообщения об ошибках драйверов. В этом случае RME Digi 96/8 PAD вообще отказывалась что-либо записывать в режиме внешней синхронизации с Marian Marc 2 PRO (или Marian Marc 2). Оказалось, что Digi 96/8 PAD плохо уживается и с программой Logic Audio Platinum 5.10. Если использовать MME-драйвер (посредством MME to EASI Adapter), то воспроизводить аудио программа будет с «заиканием». А если использовать ASIO-драйвер, то программа сможет работать только с разрядностью 16 бит, сообщая при попытке выбрать разрядность повыше, что такая разрядность данным драйвером не поддерживается. Досадно. Впрочем, при разрядности 16 бит ASIO-драйвер ведет себя нормально. К сожалению, у меня не было возможности использовать Cubase SX или Nuendo, но полагаю, с ними проблем бы не было. Еще расстроило то, что программы RME Digicheck и Totalyser захватывают входы и поэтому не позволяют одновременно работать с ними другим музыкальным приложениям.
Теперь самое интересное — тест на побитовое копирование. Поначалу для его проведения использовалась программа Cakewalk Sonar XL 2.0. В силу печального опыта совместной работы, платы тестировались по отдельности, при непосредственном соединении кабелем цифровых входов и выходов, в режиме внутренней синхронизации. Разрядность тестового материала — 16 и 24 бит, частоты дискретизации — 44,1, 48 и 96 кГц. Тест пройден обеими платами с положительным результатом только при разрядности 16 бит (то же самое относится и к проверенной ранее плате Marian Marc 2). Это повергло меня в шок. Использование вместо Cakewalk Sonar программы Cool Edit Pro ничего не изменило. В чем дело? Все-таки я нашел способ доказать честность всех трех «железок». Выход платы (в мультиклиентном режиме) отдавался программе Cool Edit Pro, а вход — WaveLab. При этом переписывание аудиоматериала «по цифре» проходило идеально: все цифровые интерфейсы работали честно при любой разрядности и частоте дискретизации материала. Продолжая поиски, я выяснил, что корректность передачи цифрового аудио обеспечивается при использовании программы Samplitude, одновременно работающей как с входом и выходом одной платы, так и с комбинацией входов и выходов разных плат. Однако Samplitude создает 32-разрядные файлы, которые нельзя сравнивать с исходными 24-разрядными. По этой причине исходный файл преобразовывался в 32-разрядный формат.
Для тестирования аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей Marian Marc 2 PRO и RME Digi 96/8 PAD применялась программа Cakewalk Sonar XL 2.0. В качестве тестового материала использовался компакт-диск «So» (Peter Gabriel). К цифровым входам и выходам плат по очереди подключались контрольные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи. Затем материал воспроизводился через эти цифро-аналоговые преобразователи, выходной сигнал подавался на аналоговые входы плат, с которых и осуществлялась запись результата работы их аналого-цифровых преобразователей. Аналогично, при воспроизведении тестового материала через аналоговые выходы Marian Marc 2 PRO и RME Digi 96/8 PAD, соединенные с входами контрольных аналого-цифровых преобразователей, с цифровых входов плат записывался тест их цифро-аналоговых преобразователей. Звучание материала, прошедшего преобразователи RME Digi 96/8 PAD, мне показалось более близким к оригиналу. Таким образом, я сделал вывод, что преобразователи Digi 96/8 PAD звучат честнее. Преобразователи Marian Marc 2 PRO, хотя и превосходили Marian Marc 2 по динамике, все-таки оставляли желать лучшего. Здесь хочу дополнительно подчеркнуть, что я отдал предпочтение преобразователям платы Digi 96/8 PAD не потому, что они «звучат лучше» (преобразователи плат вообще звучат очень плохо в сравнении с высококлассной студийной аппаратурой), а потому, что счел их влияние на звук менее заметным.
Уровень шума в аналоговой части звуковых трактов систем оценивался при непосредственном соединении кабелями их аналоговых выходов с их аналоговыми входами. Значения пикового уровня шума считывались с индикаторов уровня записи программы WaveLab. Для RME Digi 96/8 PAD индикаторы уровня показывали -84,29 дБ шума для обоих каналов относительно полной цифровой шкалы (0 dBFS) при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрядности 16 бит, -80,47 дБ и -80,65 дБ шума для левого и правого каналов соответственно при частоте дискретизации 96 кГц и разрядности 24 бит. Неплохой результат, если учесть шесть метров кабеля между входами и выходами платы. Собственный входной шум платы примерно на 6 дБ тише. При выполнении данного теста с платой Marian Marc 2 PRO непосредственно замыкались входные и выходные разъемы XLR ее кабельного адаптера. Для Marian Marc 2 PRO индикаторы уровня показывали -80,77 дБ шума для обоих каналов относительно полной цифровой шкалы (0 dBFS) при частоте дискретизации 44,1 кГц и разрядности 16 бит, -82,11 дБ и -82,93 дБ шума для левого и правого каналов соответственно при частоте дискретизации 96 кГц и разрядности 24 бит. Если входы ни к чему не подключать, то уровень шума на них (собственный входной шум) будет примерно таким же. В общем-то, это неплохой результат для мультимедийной аппаратуры, но для их достижения «симметрия» на входах и выходах вовсе не обязательна. Так что симметричные аналоговые входы-выходы Marian Marc 2 PRO практически бесполезны.
Заключение
Аудиоинтерфейс Marian Marc 2 PRO моих надежд не оправдал. Я не ощутил никаких преимуществ «профессиональной» модели по сравнению с платой Marian Marc 2. Симметричные аналоговые входы и выходы в купе с высоким уровнем сигнала, в принципе, должны обеспечивать лучшую защиту от помех, однако я этого улучшения не заметил, но ощутил потерю ценной возможности подключения наушников непосредственно к выходу платы. WordClock, по сравнению с Digi 96/8 PAD, недоразвитый. Правда, есть цифровой интерфейс формата AES/EBU, к которому, кстати, никаких претензий не возникло. Но стоит ли это более чем двукратной переплаты (по сравнению Marian Marc 2)? По-моему, нет.
Совсем по-другому выглядит плата RME Digi 96/8 PAD. Разумный набор возможностей, нормально звучащие аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, опция WordClock-синхронизации (правда, приобретаемая отдельно) не оставили меня равнодушным. И это не говоря об ADAT-интерфейсе (позволяющем работать с восемью каналами, чего у меня раньше не было) и аппаратно реализованном преобразовании цифрового формата. Жаль, что аналоговый вход нельзя использовать одновременно с цифровым входом. Тем не менее, сразу же после проведения тестирования я приобрел плату RME Digi 96/8 PAD.
Возмутительные проблемы с корректностью работы c 24-разрядным аудио плат серии Marian Marc и RME Digi под Windows XP с большинством музыкальных приложений я оставляю без дополнительных комментариев. Подожду обновления драйверов и программ. Еще хочу сказать, что отмеченные проблемы вовсе не означают, что современная операционная система (Windows XP) — плохая. Рано или поздно, но перейти на нее придется всем.
В заключение цикла
Этой статьей завершается серия материалов о компьютерных аудиоинтерфейсах, поддерживающих формат 24/96: M-Audio Audiophile 2496 и TerraTec EWX 24/96, Echo Mia и Marian Marc 2, Echo Gina 24 и M-Audio Delta 66, Echo Layla 24 и EgoSys WaMi Rack 24, Aardvark Aark 24 и Direct Pro Q 10, M-Audio Delta 1010 и Delta 410, EgoSys WaveTerminal 2496 и Marian Marc 4 Digi, TerraTec EWS 88 MT, Digidesign Digi 001, RME Hammerfall DSP, CreamWare Luna II, Marian Marc 8 MIDI, Marc A и ADCON. Конечно, в список протестированных устройств вошли далеко не все доступные модели. Однако он охватывает продукцию большинства известных производителей.
Проведенные тесты показали, что вопрос выбора компьютерного аудиоинтерфейса является, в первую очередь, вопросом выбора фирмы-производителя. Для меня стало очевидным, что производители четко делятся на тех, кому можно доверять (несмотря на имеющиеся недостатки), и тех, кто халтурит.
Итак, на мой взгляд, среди всех протестированных компьютерных аудиоинтерфейсов лучше всего себя показала продукция трех фирм: Aardvark, RME и Marian. По крайней мере, продукция этих производителей стоит своих денег, а наличие надежных цифровых интерфейсов открывает возможность (и смысл) использования серьезных аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей, а также работы с процессорами эффектов «по цифре».
Несмотря на то, что переход на формат 24/96 пока сопряжен с массой трудностей (и затрат), к преодолению которых готовы далеко не все пользователи, на горизонте уже маячит призрак частоты дискретизации 192 кГц, и устройства, поддерживающие эту частоту, появляются все чаще.
Marian Marc 2 PRO430$ISPARME Digi 96/8 PAD340$RME WCM Mk II100$Мультимедиа Клуб
Вот это да! Спасибочки! Теперь на неделю есть работа! 🙂