Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
февраль 2004
Компьютерная система записи для USB.
Очень привлекательно выглядит для домашней студии компьютерная система в одной аккуратной коробочке, подключаемой посредством шины USB. Тем более что подобные решения сегодня предлагают такие гранды, как Digidesign (Mbox), Mackie (Spike, точнее, XD 2) и Lexicon (Omega). О тестировании первого устройства было рассказано ранее (см. статью «Digidesign Mbox»), второе пока недоступно, а последнее, Lexicon Omega, мне недавно удалось попробовать.
Краткое описание устройства
Система записи Omega имеет два микрофонных входа (разъемы XLR на задней панели) с предусилителями производства dbx (как сообщается, используется транзисторная часть гибридного предусилителя Silver 386), фантомным питанием (+48 В, включается одновременно для обоих каналов кнопкой, расположенной на задней панели устройства), регуляторами чувствительности, светодиодными пиковыми индикаторами, аттенюаторами на 20 дБ (включаются индивидуально для каждого канала кнопками, расположенными на задней панели устройства) и разрывами (джеки на задней панели).
Есть две пары симметричных линейных входов (джеки на задней панели) с регуляторами чувствительности и светодиодными пиковыми индикаторами, пара симметричных линейных выходов (джеки на задней панели), выход для наушников (джек на передней панели), инструментальный вход (джек на передней панели, используется вместо третьего линейного входа), регулятор выходного уровня, встроенный мониторный микшер с регулятором баланса входного сигнала и воспроизводимого компьютером, MIDI-вход и MIDI-выход (на задней панели), электрический цифровой вход и выход формата SPDIF (RCA на задней панели), пара четырехсегментных светодиодных индикаторов уровня с кнопкой их назначения на первую или вторую записываемую стереопару, порт USB (на задней панели), светодиодный индикатор связи по USB и наличия питания, светодиодный индикатор включения фантомного питания, разъем питания (на задней панели). Также есть кнопки назначения каждой пары аналоговых входов (микрофонные, линейные) в качестве первой или второй записываемой стереопары и соответствующие светодиодные индикаторы.
Цифровой вход может быть назначен только на первую стереопару, есть кнопка и светодиодный индикатор назначения, а также светодиодный индикатор синхронизации с входным цифровым сигналом. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации 44,1 или 48 кГц. Одновременно возможны воспроизведение двух и запись четырех аудиоканалов. Блок-схема устройства показана на рис. 1.
Питание осуществляется от прилагаемого адаптера переменного тока. Габариты устройства 118 x 184 x 197 мм, масса 989 г.
Прилагаются программы Pro Tracks Plus (Windows) и BIAS Deck 3.5 SE (MacOS), подключаемый модуль Lexicon Pantheon Reverb (Windows и MacOS), драйверы под Windows 2000/XP (под MacOS используются встроенные в систему драйверы).
Производителем заявляются следующие системные требования на платформе PC: Pentium III 500 MГц (1,2 ГГц рекомендуется), Windows 2000/XP, 128 Mб RAM (512 Mб рекомендуется), 100 Mб свободного места на диске, дисковая подсистема EIDE/Ultra DMA 7200RPM или быстрее. На платформе Macintosh: PowerPC G4 (450 МГц и выше), MacOS X 10.2.8 или выше, 128 Mб RAM минимум (512 Mб рекомендуется), 20 Mб свободного места на диске, дисковая подсистема со временем доступа (средним) 18 мс или быстрее, QuickTime 3.0 или выше.
Как происходило тестирование
При тестировании использовались два компьютера:
1) Процессор Pentium III Coppermine 750E, 512 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE-контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR (Dual Head), аудиоинтерфейс RME DIGI 96/8 PAD, Windows XP Professional;
2) Процессор Pentium 4, 3 ГГц (800 МГц FSB), 1 Гб памяти, материнская плата ASUS P4C800 Gold (чипсет i875P), жесткий диск Seagate Barracuda 7200.7 (ST380011A) 80 Гб, видеоадаптер Gigabyte GV-R92128TE (Radeon 9200) 128 Мб, Windows XP Professional.
Кроме того, компьютеры эти соединены в локальную сеть, а компьютер под номером 1 еще и набит чуть ли не до отказа всякой всячиной (свободен только один слот шины PCI).
Таким образом, далее речь идет о тестировании исключительно на платформе PC.
Прослушивание осуществлялось через наушники AKG 240 M и Sennheiser HD 580, для коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare.
Упакован Lexicon Omega в относительно небольшую коробку, внутри которой кроме самого устройства находились кабель USB (длиной около трех метров, весьма добротного вида), адаптер питания Harman Pro Group PS0913B-230 (9 В, 1,3 А, переменный ток) китайского производства, роскошный пластиковый кейс с тремя компакт-дисками и руководством по инсталляции программного обеспечения, руководство пользователя Lexicon Omega, регистрационная карточка, руководство пользователя подключаемого модуля Lexicon Pantheon, руководство пользователя программы Pro Tracks Plus, карточка Pro Tracks Plus Quick Start Procedures/Keyboard Shortcuts, листок с сообщением для пользователей Mac о том, как избежать возможных проблем с программой Desk SE, не сохраняющей в проекте настройки некоторых плагинов (в том числе и Lexicon Pantheon VST). Первый компакт-диск содержал программу Pro Tracks Plus версии 2.2 (представляет собой несколько урезанный вариант Cakewalk Sonar версии 2.2), подключаемый модуль Lexicon Pantheon, программу Pyro Express и библиотеку лупов от Power FX (261 Мб). Второй диск содержал драйверы для Windows 2000/XP и MacOS X. На третьем диске, предназначенном для Mac, была программа BIAS Desk 3.5 SE и модуль Lexicon Pantheon.
При подключении к компьютеру устройство было верно опознано и могло работать со встроенными драйверами Windows. Установка драйверов с прилагаемого компакт-диска прошла успешно, причем драйверы для каждого устройства (а компьютер «видит» Lexicon Omega как несколько устройств: пары входов, выходов, MIDI-порты) устанавливались по отдельности, без каких-либо вариантов выбора, опций и т. п. Жаль, что для модуля Lexicon Pantheon не предусмотрен отдельный инсталлятор, поэтому приходится запускать установку программы Pro Tracks Plus, даже если последняя не очень-то и нужна. После установки в списках устройств операционной системы и программ появляются драйверы для Mac. Это уж совсем нонсенс. Впрочем, они вроде бы и не досаждают. А вот ASIO-драйвера не обнаружено вовсе, впрочем, о его наличии производитель и не заявляет. Никакой программной панели управления для Lexicon Omega нет, да и потребности в таковой тоже: все необходимые органы управления реализованы аппаратно.
Первое, с чем я столкнулся при работе с устройством, — это выход для наушников (через который я слушал композицию Scars Of The Crucifix группы Deicide, если кому интересно). Запас громкости у него вполне достаточный, но звучание мало отличается (в основном — большей громкостью) от звучания встроенной звуковой схемы материнской платы компьютера (которые, вопреки бытующему мнению, все-таки могут быть не так уж и плохи), означенного под номером 2. Особенно это было заметно на фоне вполне «мониторного» звучания выходного буфера платы RME DIGI 96/8 PAD (кстати, стоящей примерно столько же).
Теперь о совместимости с музыкальными приложениями. Программа Samplitude Producer 2496 6.04 отказалась что-либо записывать с входов Lexicon Omega, хотя воспроизводила через это устройство стабильно. С программой Emagic Logic Platinum 5.5.1 происходили необъяснимые вещи (из-за отсутствия ASIO-драйвера пришлось использовать MME-драйвер посредством MME to EASI Adapter): поначалу программа работала нормально, но затем внезапно «забастовала» и не захотела запускаться вовсе (даже после переустановки), так что тест с ней не получился. По причине отсутствия ASIO-драйвера от использования программы Steinberg Nuendo 2.0 я решил воздержаться. Не менее популярные Steinberg WaveLab 4.0c и Syntrillium Cool Edit Pro 2.0 по отдельности с Lexicon Omega работали, но «делить» устройство в мультиклиентном режиме не хотели (о подобном тесте см. статью «Marian Marc 2 Pro и RME DIGI 96/8 PAD»).
Более или менее сносно устройство вело себя совместно с программой Cakewalk Sonar XL 2.0, а также с прилагаемой программой Pro Tracks Plus версии 2.2. Однако Sonar категорически не хотел опознавать Lexicon Omega как 24-разрядное устройство, а программа Pro Tracks Plus 2.2 опознавала, но этим все и ограничивалось. В шестнадцатибитном режиме связка Cakewalk Sonar XL 2.0 и Lexicon Omega была вполне стабильной, пока я не попытался добавить в нее RME DIGI 96/8 PAD (оказывается, здесь тоже третий — лишний). В любом случае, на записи как с аналоговых, так и с цифровых входов Lexicon Omega слышны щелчки — результаты выпадений (рис. 2). Тест на побитовое копирование не пройден в основном по этой причине. Настройка буфера не помогает. Однако анализ кусочка тестового материала (16 бит, 44,1 кГц), переписанного с цифрового выхода на цифровой вход Lexicon Omega, от начала до первого выпадения, показывает отсутствие какого-либо нежелательного преобразования (при том что функция преобразования частоты дискретизации имеется). С линейных выходов на линейные входы я переписал пару треков (альбома Van Halen III). При последующем сравнении с оригиналом изменение в звучании было замечено, но проблемы в этом нет: все в пределах нормы (для систем записи такой ценовой категории).
Проблем с уровнем фона я не отметил. Спектрограмма шума, полученная при соединении линейного выхода с линейным входом (регулятор чувствительности на максимуме) показана на рис. 3. Не самый худший вариант, хотя средне- и высокочастотного мусора могло бы быть поменьше.
Если посмотреть на спектрограмму на рис. 4, то можно отметить, что нелинейные искажения в линейном тракте (запись с выхода на вход) довольно высоки (порядка 0,1%), но так как доминирует вторая гармоника, на слух это воспринимается абсолютно нормально. Вообще, сама величина коэффициента гармоник мало что говорит о качестве звучания, для музыки гораздо важнее их состав и баланс.
Работа MIDI-интерфейса замечаний не вызвала: программам он доступен, сообщения передает. А что будет при более серьезной нагрузке — сказать сложно, пробовать надо для каждого конкретного случая.
Микрофонные предусилители (кстати, вполне сносные) имеют очень маленькое усиление, которого едва достаточно для динамических микрофонов с невысокой чувствительностью (например, некоторых микрофонов Sennheiser). То есть, для нормальной работы этих предусилителей источник звука должен быть громким. Я понимаю, что чем меньше усиление, тем меньше шума и искажений, однако в данном случае недобор усиления очевиден. Хорошо еще, что разработчики не стали включать эти предусилители в линейный тракт (см. рис. 1), а использовали их только по прямому назначению.
А вот инструментальный вход мне очень понравился. Эффект имеет сходство со звучанием хорошего транзисторного комбика. Прекрасно отрабатывает яркие «стреляющие» звуки, придает легкую компрессию. Прекрасно формирует чистый звук гитары и бас-гитары. Жаль только, что инструментальный предусилитель маршрутизирован на третий входной канал, на котором нет посыла-возврата, что не позволяет подключать, например, компрессор, часто далеко не лишний. При таком инструментальном предусилителе надо иметь очень вескую мотивацию для попыток записи чистого звука гитары и бас-гитары с микрофона. А вот использование данного предусилителя для «перегруженной» гитары, на мой взгляд, спорно.
Устройство может работать автономно при отключении от шины USB, что позволяет использовать его предусилители и микшер. Помнится, такой возможности не хватало Digidesign M-Box. А для Lexicon Omega не помешала бы возможность работы в экономичном режиме, с питанием только по USB, особенно при использовании с мобильным компьютером.
Любопытно, что после отключения устройства от компьютера программа Logic Platinum 5.5.1 вернулась к жизни.
Подключаемый модуль Lexicon Pantheon (формата DX) представляет собой весьма специфический ревербератор. Имитирует он, как ни крути, акустику огромных залов с каменными стенами (чего стоит название Pantheon), а, точнее, ее недостатки, от которых человеческое ухо в реальных условиях до некоторой степени абстрагируется. Такая реверберация подойдет далеко не в любой композиции (я ей применения пока не нашел), и то при довольно небольшом уровне эффекта.
Заключение
Подводя итоги, я могу вполне уверенно сказать, что все-таки в области аудиоустройств для шины USB имеет место прогресс, однако до совершенства еще далеко.
Более всего разочаровывают драйверы под Windows (особенно отсутствие поддержки ASIO), но это дело поправимое (хотя на сайте производителя обновления пока не выкладывались). Возможно, что под MacOS с драйверами получше. Кроме того, пора бы уже производителям обеспечивать поддержку USB 2.0, что дало бы возможность работы с частотами дискретизации 96 кГц и выше.
По части конфигурации устройства тоже есть кое-какие замечания. Жаль, что регулятор громкости действует одновременно на выход для наушников и на линейные выходы (см. рис. 1). Было бы лучше вообще отделить шину мониторинга от линейных выходов (сохранив отбор с них на мониторную шину); кроме того, при номинальном уровне на линейных выходах громкость в наушниках очень высока. Ну и уже упоминавшиеся недостатки: не очень хороший выход для наушников, недостаточный коэффициент усиления микрофонных предусилителей, отсутствие экономичного режима.
К достоинствам же Lexicon Omega можно отнести хороший комплект поставки, удобство и аккуратность, наличие мониторного микшера (аналогового!), хороший инструментальный предусилитель, возможность автономной работы.
Lexicon Omega487$A&T Trade