Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
май 2002
Многоканальные компьютерные аудиоинтерфейсы.
В предыдущих статьях, посвященных многоканальным компьютерным аудиоинтерфейсам, я неоднократно пытался ответить на вопрос, какой набор возможностей должны иметь подобные устройства для работы в малых студиях. Вряд ли существует одно, единственно правильное решение. Слишком много факторов следует принимать в расчет: и уже имеющееся оборудование, и индивидуальные запросы.
Практика показывает, что более дорогой и функционально развитый компьютерный аудиоинтерфейс не обязательно будет работать лучше, чем устройство попроще. Более простое (и менее дорогое) устройство предпочтительнее, когда компьютер не является центральным элементом студии, в которой уже есть необходимый для работы набор оборудования (автономная система записи, микшер с приличными микрофонными предусилителями и эквалайзерами и т. д.). В этом случае компьютер уже может иметь MIDI-интерфейс, а требуется всего лишь добавить ему возможность работы с аудио. Двумя вариантами такого решения вполне могут стать платы EgoSys WaveTerminal 2496 и Marian Marc 4 Digi, о которых и пойдет речь. Ранее я уже делился опытом работы с компьютерными аудиоинтерфейсами данной категории (см. статью «Echo Mia и Marian Marc 2»), сравнение с которыми также может быть уместно.
Краткое описание устройств
Аудиоинтерфейс EgoSys WaveTerminal 2496 (245$) является платой для шины PCI, имеет два аналоговых входа, два аналоговых выхода, электрический цифровой интерфейс формата SPDIF (используются разъемы RCA). Аналогово-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи имеют 128-кратную передискретизацию, поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации от 8 до 96 кГц. Цифровой интерфейс также поддерживает разрядность до 24 бит и частоты дискретизации до 96 кГц. Аналоговые входы и выходы, выполненные на четвертьдюймовых трехконтактных джеках, могут работать как в симметричном, так и в несимметричном режимах, уровни выходных сигналов и чувствительность входов программно переключаются между +4 дБ и -10 дБв. Возможность преобразования в реальном времени частоты дискретизации входного цифрового сигнала при ее несовпадении с выбранной частотой реализована аппаратно. Минимальное соотношение исходной и полученной частот равно 1:3, максимальное — 3:1. Преобразование производится с 32-разрядной точностью. Возможна передача через цифровой интерфейс данных в формате AC3. Есть встроенный цифровой микшер. До четырех WaveTerminal 2496 могут одновременно работать в одном компьютере в полнодуплексном режиме. На плате расположены семь двухконтактных разъемов: вход и выход, предназначенные для синхронизации нескольких плат WaveTerminal между собой (синхронизационные кабели прилагаются), вход и выход WordClock, вход и выход для соединения с Sound Blaster Live! Value, а также цифровой аудиовход для подключения CD-привода, имеющего цифровой выход. Кроме того, на плате есть 32-контактный разъем, к которому может быть подключена дочерняя плата MIDI-интерфейса Miditerminal 2120 или MIDI-интерфейс и SMPTE-синхронизатор Miditerminal 4140.
Прилагаются E-WDM драйверы под Windows 98SE/ME/2000/XP, текущая версия 1.31. Технология E-WDM позволяет единственному WDM-совместимому драйверу одновременно поддерживать форматы MME, ASIO, GSIF, DirectSound и др. О преимуществах этой технологии, по сравнению с обычными WDM-драйверами, см. статью «Echo Layla 24 и EgoSys WaMi Rack 24».
Плата Miditerminal 2120 (85$) добавляет два MIDI-входа и два MIDI-выхода, не требуя затрат дополнительных ресурсов компьютера и не занимая при этом ни одного слота. Плата монтируется вместо заглушки-брэкета и соединяется с WaveTerminal посредством прилагаемого кабеля.
Программная панель управления Waveterminal 2496 control desk (рис. 1) имеет всего одну страницу. Панель разделена на три секции. Первая слева секция относится к аналоговым входам и выходам. Здесь есть по паре входных и выходных фейдеров с окошками, в которых отображаются текущие коэффициенты передачи фейдеров (в децибелах). Фейдеры могут быть объединены попарно с помощью кнопки Gang Mode. Возможно переключение номинального выходного уровня и номинальной входной чувствительности (стандартные значения -10 дБв и +4 дБ), выбор симметричного или несимметричного режимов, причем эти настройки осуществляются для входов и выходов одновременно. Следует отметить, что при переключении входов в несимметричный режим регулятор чувствительности автоматически устанавливается в положение 6 дБ, чтобы компенсировать возможную потерю 6 дБ уровня сигнала при переходе от симметрии к несимметрии.
Центральная часть панели содержит настройки маршрутизации и мониторного микшера. Все настройки поделены на шесть групп и осуществляются с помощью кнопок. В микс, адресованный аналоговым выходам (Analog Out Mixer), могут быть включены аналоговый входной сигнал (Analog In), цифровой входной сигнал (Digital In) и два потока аудиоданных, воспроизводимых музыкальными приложениями (Wave 1 и Wave 2). Те же самые источники могут быть включены и в микс, адресованный цифровым выходам (Digital Out Mixer). Режим работы 32-разрядного мониторного микшера переключается кнопками Out Mix Mode. В режиме Dynamic микшер суммирует сигналы точно, поэтому, если уровни сигналов достаточно высоки, то возможно возникновение цифровой перегрузки. В режиме Soft уровень выходного сигнала автоматически понижается в зависимости от количества суммируемых входных сигналов, что позволяет избежать цифровой перегрузки. В качестве источника синхронизации (Clock Source) может быть выбран встроенный генератор платы (Internal), входной цифровой сигнал (Digital In), синхросигнал Word Clock (Word Clock) и синхросигнал, поданный с другого экземпляра EgoSys WaveTerminal 2496 (WT-Link). На цифровой вход (Digital In) сигнал может подаваться с разъема RCA на заглушке-брэкете платы (Coaxial In), с расположенного на плате цифрового входа для подключения CD-привода (CD-ROM) или с цифрового входа, соединяемого с Sound Blaster Live! Value (SB-Link In). На выход, соединяемый с Sound Blaster Live! Value (SB-Link Out), можно подать сигнал с цифрового входа (Digital In), сигнал с цифрового входа для CD-привода (CD-ROM) и сигнал, адресованный цифровому выходу (Digital Out).
Третья, крайняя справа, секция содержит настройки цифрового интерфейса. Возможен выбор одного из двух вариантов формата выходного цифрового сигнала: SPDIF (Consumer) или AES/EBU (Professional). Также возможно включение или отключение преобразования частоты дискретизации сигнала, поступающего на цифровой вход (RealTime SampleRate Converter). При работе в режиме синхронизации со встроенным генератором платы возможен выбор текущей частоты дискретизации (Sampling Rate): 8, 11,025, 12, 16, 20,05, 24, 32, 44,1, 48, 64, 88,2 или 96 кГц. Здесь же определяется частота дискретизации, получаемая в результате преобразования.
Если к плате подключить MIDI-интерфейс и SMPTE-синхронизатор Miditerminal 4140, то на панели управления Waveterminal 2496 control deck появляются настройки SMPTE-синхронизации, позволяющие выбирать формат тайм-кода (24, 25, 29.97, 30D, 30 FPS), запускать или останавливать SMPTE-генератор, отображать текущую позицию и устанавливать стартовую позицию тайм-кода.
Из меню панели управления Waveterminal 2496 можно деинсталлировать текущий драйвер устройства (для обновления его или для возврата к старой версии, например, к не поддерживающей стандарт E-WDM версии 1.9), выбрать шаг регулировки чувствительности входа и уровня выхода с помощью мыши (от 0,5 до 4 дБ), время аппаратной задержки запись-воспроизведение (Latency, 64, 128, 256 или 512 семплов), восстановить настройки по умолчанию (Factory Default), сделать так, чтобы панель управления была поверх всех остальных окон (Always On Top).
Аудиоинтерфейс Marian Marc 4 Digi (209$) является платой для шины PCI, имеет по четыре аналоговых входа и выхода, выполненных на четырех четвертьдюймовых стереоджеках, оптический цифровой интерфейс формата SPDIF (TOS-Link). Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации от 6 до 112 кГц. Цифровой интерфейс также может работать с 24-разрядными сигналами, но частота дискретизации должна принимать одно из стандартных значений в пределах от 32 до 96 кГц (32, 44,1, 48, 64, 88,2, 96 кГц). Цифровой интерфейс платы игнорирует коды защиты от копирования. К аналоговым выходам, благодаря их низкому выходному сопротивлению, можно подключать наушники. До четырех плат этой серии (а также и любых других плат, выпускаемых Marian, например, Siena, Prodif 96 Pro или Prodif Plus) могут одновременно работать в одном компьютере с одним драйвером. Возможна точная синхронизация плат между собой с помощью специальной шины Sync Bus. На плате также расположены электрический цифровой и аналоговый входы для CD-привода, восьмиконтактный разъем шины Sync Bus и разъем для подключения дочерней платы Marc Extender. Плата Marc 4 Digi имеет функцию аппаратной поддержки ASIO, что обеспечивает время задержки запись-воспроизведение порядка 2 мс (при работе с ASIO), но пока, с существующими версиями драйверов, эта возможность полноценно не реализована. Предлагаются драйверы для Windows 9.x (ASIO 2.0, GSIF и DirectSound) и NT 4.0 и Windows 2000. Обещаны драйверы для Mac.
Дочерняя плата Marc Extender (70$) добавляет электрический цифровой интерфейс формата SPDIF, цифровой интерфейс формата AES/EBU и вход WordClock (BNC). Вход и выход формата SPDIF выполнены на разъемах RCA, расположенных на заглушке-брэкете платы, а входы формата AES/EBU выполнены в виде кабельного адаптера с разъемами XLR, подключаемого к плате посредством девятиконтактного разъема D-Sub. Вход WordClock может быть терминирован (что полезно, когда устройство включено последним в цепочке WordClock-синхронизации), для этого на плате предусмотрен специальный джампер. Плата устанавливается в компьютер вместо заглушки-брэкета и не занимает ни одного слота. Соединение с основной платой осуществляется прилагаемым кабелем.
Панель управления платой Marc 4 Digi имеет модульный интерфейс. Первым вызывается главное окно Marc Manager (рис. 2), это можно сделать с помощью появляющегося при установке платы значка на панели задач Windows. Включение четырех верхних опций и открывает доступ к модулям настроек аналоговых входов (Analog Inputs), цифровых входов (Digital Inputs), аналоговых выходов (Analog Outputs) и цифровых выходов (Digital Outputs). Включение опции Settings открывает доступ к окну настройки драйверов (при этом все другие модули сворачиваются). Опция Always On Top позволяет держать панель управления платой поверх окон других приложений.
Модуль аналоговых входов M4D Ana. Input (рис. 3) имеет возможность выбора источника входного сигнала (Input Signal), функции настройки режима и маршрутизации мониторинга (Monitor), индикаторы уровня и четыре пары фейдеров с возможностью их попарного объединения, а также индивидуального заглушения каждого канала.
Источником сигнала для первой пары аналоговых входов может быть только первый входной джек (Line), для второй же пары аналоговых входов возможен выбор между вторым входным джеком (Line) и расположенным на плате внутренним аналоговым входом, предназначенным для CD-привода (CD).
Для каждой пары входов можно индивидуально включить мониторинг во время записи (OnRec) или мониторинг во время записи «врезкой» (OnPunch). Также для каждой пары входов можно индивидуально выбрать пару выходов, через которые будет осуществляться мониторинг: это могут быть первая пара аналоговых выходов (Ana 1-2), вторая пара аналоговых выходов (Ana 3-4) или цифровой выход (Digital).
Фейдеры позволяют изменять уровень входного сигнала на величину от +18 дБ до -40 дБ. Возможность увеличения уровня сигнала может оказаться очень полезной при совместной работе платы с некоторыми мультимедийными устройствами, имеющими пониженный выходной уровень, тем более, что плата не имеет возможности переключения номинальной чувствительности входов.
В нижней части каждого модуля есть опции, позволяющие отображать или скрывать его группы настроек.
В модуле настроек цифровых входов M4D Dig. Input (рис. 4) есть возможность выбора источника сигнала (Input Signal), настройки режима и маршрутизации мониторинга (Monitor) и индикаторы уровня.
Источником цифрового сигнала может быть оптический цифровой вход (Optical) или расположенный на плате внутренний цифровой вход, предназначенный для подключения CD-привода (Cd). При использовании дочерней платы Marc Extender становятся доступными еще два источника цифрового сигнала (не показанные на рисунке): электрический цифровой вход формата SPDIF и цифровой вход формата AES/EBU.
Секция настройки мониторинга позволяет включить мониторинг во время записи или во время записи «врезкой», а также выбрать пару выходов, через которые будет осуществляться мониторинг (первая пара аналоговых выходов, вторая пара аналоговых выходов или цифровой выход).
Модуль M4D Ana. Output аналоговых выходов (рис. 5) позволяет индивидуально назначать источник сигнала для каждой пары аналоговых выходов, имеет индикаторы уровня и четыре пары фейдеров с возможностью индивидуального заглушения каждого канала и попарного объединения фейдеров. Фейдеры позволяют изменять уровень входного сигнала на величину от 0 до -60 дБ.
В качестве источника выходного сигнала (Output Signal) для каждой пары выходов может быть выбран поток аудиоданных, адресованный музыкальными приложениями первой паре аналоговых выходов (Play 1-2), второй паре аналоговых выходов (Play 3-4) или цифровым выходам (Play Dig.), а также записываемые первая аналоговая стереопара (Rec 1-2), вторая аналоговая стереопара (Rec 3-4) или цифровой сигнал (Rec Dig.).
Модуль настроек цифрового выхода M4 D-Out (рис. 6) позволяет выбирать формат выходного цифрового сигнала (S/PDIF или AES/EBU) и источник выходного сигнала (Output Signal), которым может быть поток аудиоданных, адресованный музыкальными приложениями первой паре аналоговых выходов (Play 1-2), второй паре аналоговых выходов (Play 3-4), цифровым выходам (Play Dig.), а также записываемые первая аналоговая стереопара (Rec 1-2), вторая аналоговая стереопара (Rec 3-4) или цифровой сигнал (Rec Dig.). Есть индикаторы выходного уровня.
Включение на панели Marc Manager опции Settings открывает доступ к окну настройки драйверов. При работе под Windows NT4 или Windows 2000 это окно имеет две закладки, а под Windows 9.x — три закладки. Первая из них, под названием Syncronization (со свойственной компании Marian ошибкой в написании английского слова «synchronization»), содержит настройки синхронизации (рис. 7). Здесь можно выделить один существенный момент: в архитектуре платы изначально заложена возможность работы всех трех ее устройств (двух пар аналоговых входов и выходов, а также цифрового интерфейса) от разных источников синхронизации.
Для каждого устройства платы (Analog 1-2, Analog 3-4 и Digital) возможны три варианта выбора источника синхронизации (Clock или Playback Clock): встроенный генератор платы (Internal), входной цифровой сигнал (Digital Input) и шина SyncBus, используемая при совместной работе нескольких плат данной серии (SyncBus). Также для каждого устройства платы возможен индивидуальный выбор режима синхронизации начала/остановки записи (Start/Stop Record) и воспроизведения (Start/Stop Playback): автономный (Autonomous) и посредством шины Sync Bus (SyncBus).
В верхней части закладки расположена группа настроек SyncBus, относящаяся к вышеупомянутой синхронизационной шине. Опция под названием Card is Master позволяет назначить данную плату источником синхронизации для нескольких установленных плат этой серии, объединенных шиной SyncBus. При включении этой опции появляется возможность выбирать режим синхронизации шины SyncBus: со встроенным генератором «главной» платы (Internal Clock To SyncBus) или с поступающим на цифровой вход этой платы сигналом (Digital Input Clock To SyncBus). Кроме того, возможен выбор частоты дискретизации (Internal Clock), используемой в тех случаях, когда ни одно из устройств платы не занято музыкальными приложениями (Default Rate). При использовании дочерней платы Marc Extender появляется опция синхронизации по WordClock.
При работе под Windows 9.x вторая закладка окна озаглавлена DirectSound/GSIF (рис. 8), и, в соответствии со своим названием, она содержит настройки драйверов Direct Sound и GSIF. Для драйвера Direct Sound можно выбрать режим настройки времени ожидания системы (latency): автоматический (Automatic Latency Adjustment) или ручной (Adjust Latency Manually). В ручном режиме становится доступным горизонтальный регулятор, с помощью которого и задается время ожидания. Опция под названием Optimized Cursor Handling способствует более быстрому определению текущей позиции курсора для некоторых приложений. Поскольку разные программы реагируют на эту функцию по-разному, создатели данной панели управления не дают на этот счет готовых рецептов, а предлагают определить оптимальные настройки экспериментально. Можно заставить систему Direct Sound воспроизводить звук только в определенном формате, для чего необходимо включить опцию «Restrict Playback Format to:» и выбрать желаемые разрядность и частоту дискретизации в становящихся доступными окошках, причем все аудиоданные, формат которых не совпадает с указанным, в этом случае подвергаются пересемплированию. Также можно ограничить выбор устройств, доступных системе Direct Sound, одним. Для этого следует включить опцию «Available Playback Devices limited to: » и выбрать желаемое устройство в окошке.
Блок настройки драйвера GSIF, под названием GigaSampler, содержит только горизонтальные регуляторы двух параметров: Granularity и Latency. Смысл параметра Latency особого пояснения не требует, а параметр Granularity определяет размер блоков аудиоданных, которые программа GigaSampler передает плате. Наименьший размер блока соответствует крайнему левому положению регулятора (Fine), при этом достигается наилучшая работа программы, но дополнительно возрастает нагрузка на систему.
Последняя закладка окна (третья при работе под Windows 9.x или вторая при работе под Windows NT4/2000), Misc./About (рис. 9), содержит группу настроек Error Messages, позволяющих отключать сообщения об ошибках, которые часто понапрасну отвлекают от работы. Первая опция, Disable Messages about Samplerate Conflicts, избавляет от сообщений о несовпадении частот дискретизации (эти сообщения постоянно возникают в процессе подключения к плате цифровых устройств). Вторая опция, Disable Messages about Device Conflicts, отключает сообщения об ошибках, возникающих при одновременной работе с несколькими музыкальными приложениями.
На этой же закладке расположена кнопка «About…», которая открывает окно (рис. 10), содержащее информацию о версии драйвера (здесь несложно заметить, что в качестве драйвера для Windows 2000 используется не что иное, как драйвер для Windows NT4) и адрес электронной почты коллектива разработчиков продукта.
В нижней части окна Marc 4 Digi Settings расположены стандартные для приложений Windows кнопки Ok, Apply и Cancel, а также кнопка со стрелкой, которая становится доступной при установке нескольких плат этой серии одновременно. Эта кнопка позволяет выбирать текущую настраиваемую плату, название и порядковый номер которой отображаются в заголовке окна Settings.
Непосредственно из ASIO-приложений доступна панель настройки ASIO-драйвера (рис. 11). Здесь возможны выбор (активизация) устройств записи (Record device selection) или воспроизведения (Playback device selection), назначение приоритета драйвера (Execution priority) и установка размера буфера в семплах (Buffersize in Samples).
Как происходило тестирование
Данные устройства тестировались в разное время, но по единой методике. Набор используемого оборудования, конечно, менялся, но эти изменения на полученные результаты существенно повлиять не могли. При тестировании использовалось три компьютера:
1) процессор Pentium III Coppermine 750E, 512 Мб памяти, материнская плата ASUS CUBX-L (чипсет BX), IDE контроллер Promise Ultra 100, жесткий диск IBM DTLA 30 Гб, видеоадаптер Matrox G450 16 Мб SDR (Dual Head), звуковая плата Sound Blaster Live!, Windows 2000;
2) процессор Pentium 233 MMX, 128 Мб памяти, материнская плата ASUS TXP4, жесткий диск WD 4,3 Гб, видеоадаптер S3 Virge DX 2 Мб, Windows 98 SE;
3) процессор Pentium PRO 200, 128 Мб памяти, материнская плата ASUS P/I-P6NP5, SCSI контроллер Adaptec AHA 2940 UW, SCSI жесткий диск Seagate 2,1 Гб, видеоадаптер Matrox Millenium II, Windows 98 SE, цифровая плата ввода-вывода AdB Multi!Wav Pro 18.
Прослушивание осуществлялось через мониторы Tannoy AMS 8 A и Polk Audio, а также наушники AKG 240 M и Sennheiser HD 580 (совместно с усилителем Oz Audio HM-6). В качестве эталонных использовались аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи процессора Lexicon M 300. Коммутация цифровых сигналов осуществлялась посредством кабелей Apogee и Canare с разъемами Canare и Neutrik (электрические форматы), и оптических кабелей Swissonic и Mutec. Для аналоговой коммутации использовались кабели Canare с разъемами Neutrik и Canare, а также кабели Horizon с разъемами Switchcraft.
Знакомство с аудиоинтерфейсами началось с их распаковки, проверки комплектации и внешнего осмотра.
К плате EgoSys WaveTerminal 2496 прилагаются два руководства пользователя на английском языке (одно для PC, другое для Mac), дискета с EWDM-драйверами для Windows (версии 1.31), компакт-диск с драйверами для Mac (версии 1.1), четыре двужильных кабеля длиной по 60 см и рельефная алюминиевая наклейка «EgoSys WaveTerminal 2496» на системный блок. На плате установлены популярные микросхемы-кодеки AK4524VF производства AKM, осуществляющие аналого-цифровое и цифро-аналоговое преобразование. Выглядит плата очень аккуратно, добротно. Однако эта плата довольно большая, из-за чего она свободно вставляется далеко не в любой PCI-слот: то вентилятор процессора мешает, то еще что-нибудь.
Плата без проблем проинсталлировалась под Windows 98 SE, а при настройке с помощью программной панели управления солидно щелкали установленные на плате реле. В число используемых музыкальных приложений вошли Emagic Logic Audio Platinum 4.7, Cakewalk Sonar 1.3.1, Steinberg Nuendo 1.2. При работе с Logic Audio использовался ASIO-драйвер, с Sonar — WDM-драйвер (EWDM), Nuendo — MME-драйвер (хотя, в действительности, в каждом случае использовался EWDM-драйвер, поддерживающий все вышеперечисленные стандарты). Каких-либо проблем здесь отмечено не было. Правда, выяснилось, что при данных драйверах устройство совместимо с GigaStudio только версий 2.2 и выше, а работа c GigaSampler невозможна. Для работы c GigaSampler необходимо вернуться к старой версии драйверов (например, версии 1.9, не поддерживающих EWDM).
Проведение теста на побитовое копирование осложнялось тем, что цифровой вход устройства отказывается воспринимать что-либо, когда источником синхронизации является встроенный генератор платы. Вскоре стало очевидно, что и при внешней синхронизации цифровой интерфейс платы в дуплексном режиме нормально не работает, что в точности соответствует уже известной ситуации, как, например, было в случае с цифровыми интерфейсами устройств M-Audio (см. статью «M-Audio Delta 1010 и Delta 410»). Подобное «свойство» платы туманно отмечено в документации.
Убедившись в том, что при работе в дуплексном режиме и при синхронизации с входным цифровым сигналом WaveTerminal 2496 не проходит тест на побитовое копирование, я попытался провести цифровое копирование в два этапа. Для проведения этого теста был использован аудиоинтерфейс M-Audio Delta 410, имеющий цифровой тракт аналогичного свойства. В общем, тестовый аудиоматериал удалось точно скопировать, воспроизводя его через цифровой выход M-Audio Delta 410 и записывая с цифрового входа WaveTerminal 2496, правда, далеко не с первой попытки: мешали частые срывы синхронизации. А вот воспроизведение первой копии через цифровой выход WaveTerminal 2496 и запись с цифрового входа M-Audio Delta 410 положительного результата не дали. Таким образом, независимо от результата последнего эксперимента, который «чистым» не является по причине участия в нем сомнительного устройства (M-Audio Delta 410), работа цифрового интерфейса WaveTerminal 2496 мне не понравилась. Виноваты ли в этом драйверы или архитектура самой платы — неизвестно, хотя в первом случае проблема, теоретически, может быть решена.
Уровень шума при отсутствии полезного сигнала в звуковом тракте EgoSys WaveTerminal 2496 оценивался при замыкании аналоговых входов с аналоговыми выходами посредством несимметричных кабелей. Методика ранее описывалась неоднократно. Явной зависимости уровня шума от частоты дискретизации и разрядности замечено не было. Уровень шума также не зависел и от выбора номинальных чувствительностей входов и номинальных выходных уровней (одинаковые значения для входов и выходов, -10 дБв или +4 дБ) и составил -80,77 дБ относительно полной шкалы цифрового сигнала. Надо сказать, что это далеко не самый выдающийся результат для аппаратуры такого класса.
Под Windows 2000 плата вроде бы проинсталлировалась, но звука на выходе я не услышал вообще, хотя музыкальные приложения вели себя нормально, не выдавая никаких сообщений об ошибках. Тем не менее, я бы не стал утверждать, что WaveTerminal 2496 под Windows 2000 не работает.
Следующим этапом стала проверка качества аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования. В качестве тестового материала, для обеспечения сопоставимости полученных результатов с результатами предыдущих тестирований аналогичных устройств, использовались композиции с альбома Van Halen III. Аудиоинтерфейс был проинсталлирован в компьютер под Windows 98SE с прилагавшимися драйверами. Отобранный тестовый материал был размещен на стереотрек программы Nuendo. Выходная шина программы была назначена на цифровой выход платы ввода-вывода AdB Multi!Wav Pro 18. К цифровому выходу платы Multi!Wav Pro 18 был подключен процессор Lexicon M 300, используемый в качестве цифро-аналогового преобразователя. Аналоговые выходы Lexicon M 300 подключались к аналоговым входам EgoSys WaveTerminal 2496. Уровни записи устанавливались с помощью аналоговых регуляторов уровня Lexicon M 300. При таком раскладе был записан стереотрек, содержащий «отклик» аналого-цифровых преобразователей аудиоинтерфейса. Затем была произведена перекоммутация, в результате которой аналоговые выходы WaveTerminal 2496 были подключены к аналоговым входам Lexicon M 300, который в данном случае работал в качестве аналого-цифрового преобразователя. Цифровой выход Lexicon M 300 был подключен к цифровому входу платы Multi!Wav Pro 18. Воспроизводя исходный материал через аналоговые выходы аудиоинтерфейса, я записал еще один стереотрек, на этот раз несущий следы воздействия цифро-аналоговых преобразователей WaveTerminal 2496.
К плате Marian Marc 4 Digi прилагаются компакт-диск с драйверами и документацией, руководство пользователя на английском языке, руководство пользователя на немецком языке, кабель для соединения платы с цифровым выходом CD-привода. Компакт-диск оказался универсальным, предназначенным для всех плат серии Marc (Marc 2, Marc 2 Pro, Marc 4 Digi, Marc 4 Midi). Внешний вид платы оставил не очень хорошее впечатление: на ее обратной стороне были видны белесые разводы, вероятно, возникшие в результате плохой промывки после пайки. Напомню, что такая же ситуация была и с другой платой Marian, Marc 2 (см. статью «Echo Mia и Marian Marc 2»). Где же хваленая немецкая аккуратность?
При попытке установить плату в компьютер обнаружилась первая серьезная проблема: плата упорно не желала влезать в слот — мешали торчавшие из заглушки-брэкета торцы джеков (этой же болезнью страдает уже упомянутая плата Marian Marc 2, а вот Marian Marc 2 Pro свободна от подобного недостатка). Мне все-таки удалось затолкать плату в компьютер, но при этом я серьезно опасался за его целостность. В принципе, проблему можно решить, разобрав компьютер и слегка подточив корпус напильником, хотя я не исключаю возможности, что существует модель компьютерного корпуса, не требующая применения столь радикальных мер. Однако на этом приключения не закончились. Компьютер с процессором Pentium PRO (компьютер № 3, см. ранее) наотрез отказался воспринимать устройство. Несмотря на то, что этот компьютер сегодня уже является анахронизмом, выявленная проблема является серьезным предостережением владельцам «нестандартных» машин. В остальные компьютеры, также не без труда, плата была установлена и успешно проинсталлирована как под Windows 98 SE, так и под Windows 2000. Устройство продемонстрировало стабильное взаимодействие с музыкальными приложениями (использовался все тот же набор).
Тест на побитовое копирование был пройден успешно как в дуплексном режиме, при непосредственном соединении кабелем цифрового входа и цифрового выхода Marian Marc 4 Digi (когда источником синхронизации является встроенный генератор платы), так и в два этапа, при совместной работе с AdB Multi!Wav Pro 18. По результатам этого теста я могу с уверенностью утверждать, что работа цифрового интерфейса Marian Marc 4 Digi заслуживает высшей оценки.
Уровень шума в звуковом тракте Marian Marc 4 Digi измерялся по известной методике. Результаты не очень впечатляющие: -73,41 дБ и -76,33 дБ относительно полной шкалы цифрового сигнала для первой и второй стереопары соответственно. Более того, шум имел нестабильный характер, с множеством импульсных выбросов, что говорит о непродуманной, с точки зрения защиты от помех, конструкции аналоговой части платы.
Проверка качества аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования, выполняемого Marian Marc 4 Digi, производилась по описанной выше методике. В результате были записаны два стереотрека, один из которых содержал «отклик» аналого-цифровых, а другой — цифро-аналоговых преобразователей аудиоинтерфейса.
Последующее сравнительное прослушивание записанного материала показало некоторое преимущество WaveTerminal 2496 по качеству аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования, что для меня сюрпризом не стало. В целом же, то, что оба устройства делают со звуком, мне не понравилось, и, в первую очередь, это относится к качеству аналого-цифрового преобразования.
Заключение
Несомненно, устройства очень разные, поэтому и ситуации, в которых каждое из них было бы предпочтительнее, также будут различны. Выбор в пользу EgoSys WaveTerminal 2496 имеет смысл, когда:
а) цифровой интерфейс не нужен;
б) достаточно одной аналоговой стереопары;
в) нужны симметричные входы и выходы.
Показания к использованию Marian Marc 4 Digi (вместе с Marc Extender) будут выглядеть диаметрально противоположно:
а) нужен надежный и развитый цифровой интерфейс, дающий необходимую степень интеграции с цифровой студией, и при использовании качественных внешних преобразователей отодвигающий низкое качество встроенных преобразователей платы на второй план;
б) нужно большее количество каналов.
Немаловажен и тот факт, что комплект Marian Marc 4 Digi + Marc Extender дает значительно большие возможности (особенно в плане цифрового аудио), чем EgoSys WaveTerminal 2496. Хотя, даже если нужен MIDI-интерфейс, то и тогда EgoSys WaveTerminal 2496 вряд ли имеет смысл: можно во