Roland G 1000 — Рабочая станция аранжировщика: обзор интерактивного синтезатора
Roland G-1000 — это цифровой синтезатор и рабочая станция, выпущенная компанией Roland в 1990-х годах. Он был популярен среди музыкантов благодаря своей мощности, качеству звука и удобству использования.
Производство прекращено, заменяющая модель — VA 76.
Видео обзор
Roland G 1000 - звук и стиль
Рабочая станция G-1000 Arranger Workstation 1998 года выпуска была флагманской моделью интеллектуальных клавиатур-аранжировщиков Roland серии G.
Интерактивный синтезатор Roland G 1000 (2700$) имеет 76-нотную клавиатуру, 64-голосную полифонию, 32-частную мультитембральность, 1152 программы, 43 барабанные установки. Есть 128 стилей автоаккомпанемента, в каждом по шесть вариаций. Возможно создание собственных стилей посредством редактирования существующих (функция User Style Composer) или при помощи импортирования Стандартных MIDI Файлов (функция SMF-to-Style Converter). До 16 пользовательских стилей может храниться во флеш памяти. Есть встроенная база данных стилей, возможен поиск по автору, жанру и названию, а функция Play & Search позволяет поиск стилей, максимально соответствующих сыгранной фразе.
Инструмент имеет процессор эффектов, флоппи дисковод, дисковод Iomega Zip и SCSI разъем, большой жидкокристаллический дисплей (240х64) с подсветкой. Есть шесть MIDI разъемов, четыре звуковых выхода, отдельный выход метронома и четыре разъема для педалей.
Возможна демонстрация теста песни на дисплее или на внешнем телевизоре/мониторе при помощи дополнительного интерфейса LVC-1 Lyrics Video Converter.
Обзор
Выпуск Roland рабочей станции G800 Arranger в 1995 году ознаменовал ответ компании на рынок домашних клавиатур, на котором клавиатура с автоаккомпанементом постепенно приближалась к синтезатору рабочей станции по концепции, внешнему виду и технологиям. Таким образом, G800 представляла собой отход от подхода домашней клавиатуры Roland серии E, которая была явно более традиционной по внешнему виду и менее продвинутой по характеристикам, чем клавиатуры, которые выпускали многие конкуренты компании. И при цене в 1999 фунтов стерлингов он был разработан, чтобы конкурировать в престижном «флагманском» ценовом диапазоне, занимаемом домашними клавиатурами многих из этих конкурентов, таких как Farfisa F1, Solton MS60, Technics KN2000 и Yamaha PSR6000, тогда как цена топовой модели Модель E‑серии поставила ее в конкуренцию бюджетным версиям флагманов других компаний.
Хотя G800, казалось бы, ознаменовал начало новой линейки Roland, за ней последовала только одна модель — уменьшенная по цене модель G600 средней ценовой категории. Теперь, спустя три года, компания выпускает рабочую станцию G1000 Arranger Workstation в качестве преемника 800. Новая клавиатура поразительно похожа на свою предшественницу — так что же придумал Роланд, чтобы обновить серию G для конец 90-х?
Первый контакт
Как и его предшественник, G1000 представляет собой солидный, внушительный инструмент с серьезным, профессиональным поведением, традиционно присущим синтезаторам для рабочих станций. Дополненный 76-нотной клавиатурой, этот внешний вид выделяет эту клавиатуру как инструмент музыканта. Сама клавиатура имеет пластиковые клавиши в стиле синтезатора и средний ход, и хотя Роланд описывает ее как взвешенную, ее действие кажется более полувзвешенным, удобным и плавным, но не несущественным. Передняя панель с множеством контроллеров не является чем-то новым для домашних клавиатур, но, опять же, как и G800, G1000 имеет такое количество кнопок на передней панели, что поначалу она может показаться довольно подавляющей. Однако вы быстро освоитесь с планировкой. Я чувствую себя менее щедро в отношении маленького ЖК-экрана, который на первый взгляд кажется довольно неудовлетворительным после больших дисплеев Korg i30 и Technics KN5000.
Звук новейшей клавиатуры Roland G-серии характерно четкий, чистый и яркий, но он также имеет «новое улучшенное» гладкое, округлое, шелковистое качество с живым и привлекательным звучанием. Меня также поразила способность G1000 сочетать богатство с блеском, изысканность с полнотой звука. «Вежливый» и «со вкусом» — прилагательные, которые приходят на ум при описании общего звучания клавиатуры (ансамблевого и соло), а «грубый», «смелый» и «землистый» — нет.
Звуковую архитектуру G1000 можно резюмировать следующим образом. Фундаментальной единицей звуковой валюты является Тон, или базовый сэмпл. Они могут быть аранжированы в стили — по сути, восьмичастные мультитембральные аранжировки тонов (шесть частей плюс драм-н-бейс), играемые в паттернах (или подразделениях, как их называют). Наконец, существуют исполнения, в которых могут быть сохранены полные настройки тона, стиля, разделения клавиатуры, темпа и эффектов. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.
Тона
Тоны G1000 заимствованы из модуля SC880 компании — следующего поколения технологии GM/GS, основанного на SC88, который составил звуковую основу G800. На протяжении многих лет компания Roland постоянно совершенствовала свою технологию GM/GS в отношении качества сэмплов, качества звука и количества тонов. Играя в звуковые возможности G1000, я был поражен профессиональным качеством диапазона и впечатляющим разнообразием звуков. предлагается благодаря архитектуре вариаций GS Format (фактически, почти 1200 тонов по сравнению с чуть менее 700 на G800). Количество и разнообразие наборов ударных также увеличилось с годами, чтобы вместить все больший диапазон звуков и стилей — G1000 имеет 43 набора по сравнению с 25 в G800.
С другой стороны, творческий синтез не рассматривается GM/GS; вы не можете редактировать отдельные тембры на G1000, и упор делается на четкую категоризацию инструментальных звуков, а не на разрушающие категории звуковые эксперименты. Как и в G800, вы можете выполнять ограниченное редактирование звука (частота вибрато, глубина и задержка, срез и резонанс фильтра, атака огибающей, затухание и затухание) на уровне отдельных партий клавиатуры, а не отдельных тонов, но это все. GM/GS, по сути, представляет собой технологию воспроизведения, основанную на стремлении к стандартизации, выраженном в спецификации General MIDI. Тем не менее, если единый банк GM из 128 звуков был серьезным ограничением, то постепенно увеличивающееся количество звуков вариаций формата GS, представленных Roland на протяжении многих лет, во многом позволило преодолеть это ограничение, сохранив при этом удобство GM. В G1000 вы избалованы выбором, но организация GM/GS позволяет легко найти тот звук, который вам нужен.
Стили
Отходя от базовых тонов, программирование стиля Roland, как всегда, впечатляет. Отчасти благодаря качеству используемых звуков стили G1000 обладают динамичным, энергичным музыкальным качеством, что делает их приятными для игры. Давно прошли времена ходульных аранжировок с нереалистичным звучанием. Как уже упоминалось, модели аккомпанемента G1000 могут содержать до шести партий аранжировок в дополнение к партиям баса и ударных, что дает широкие возможности для вариаций аранжировок и позволяет пользователям легко добавлять, скажем, медные ноты или два, или игра на гитаре.
128 стилей ROM G1000 охватывают обычную гамму стилей клавиатуры: от традиционных «строго бальных» клавишных вальсов, маршей и ча-ча-ча до популярных стилей десятилетий — от свинга до хауса и джунглей современного танцпола. . Латинские стили более аутентичны, чем «тресковая латынь» бального зала, и обладают привлекательной яркостью, которая больше соответствует современной латинской музыкальной культуре. Удивительно, но стиль джангл (точнее, эмбиентный драм-н-бейс) вполне приличный, хотя в целом стили современного танца больше напоминают поп-музыку и, вероятно, не понравятся любителям танцев .
Однако для клавишника, которому необходимо использовать широкий спектр музыкальных жанров, пресеты стилей G1000 предлагают что-то, отвечающее большинству требований — и даже если это не так, вы можете при желании использовать внешние стили (см. ниже).
Каждый стиль имеет два «уровня» работы: базовый и расширенный, и внутри каждого из них есть образцы вступления, оригинала, вариации, концовки и вставки или разделы. По сути, Advanced предлагает другую версию выбранного стиля, зачастую более сложную и полную по звучанию. Существует три варианта заполнения: «Заполнение до варианта», «Заполнение до оригинала» и «Заполнение до предыдущего». У каждого из них есть своя собственная кнопка, как и у разделов «Вступление» и «Концовка», в то время как другие кнопки позволяют переключаться между «Базовым/Расширенным» и «Оригинальным/Вариацией» соответственно, а соседние точечные светодиоды сразу подскажут вам, что выбрано. Вы также можете запрограммировать послекасание клавиатуры для переключения между различными разделами «на лету», например, между оригиналом и вариацией туда и обратно; тогда это работает с любыми нотами, сыгранными на клавиатуре, а не только с теми, которые находятся в области триггера. Кроме того, вы можете глобально настроить вход ножного переключателя G1000 для управления запуском/остановкой или выбором/переключением между подразделениями.
Для каждого из подразделений G1000 фактически имеет три памяти паттернов, которые могут запускаться тремя различными типами аккордов: мажорным, минорным и септаккордом. При исполнении рисунок меняется сразу же после смены аккорда. На практике все, что выше мажорного или минорного трезвучия (с увеличенной или уменьшенной квинтой или без нее), запускает паттерн седьмого типа. Эта возможность менять паттерны, просто играя аккорды другого типа, может быть очень полезной для живого секвенирования на основе паттернов, где любые изменения аккордов в музыке заранее запрограммированы в самих паттернах.
Клавиатура Roland также позволяет переключаться между четырьмя уровнями вариаций ударных с помощью специальных кнопок вверх/вниз. Эта очень эффективная функция переключает вариации ритм-паттернов для текущего Division, помогая придать аккомпанирующим аранжировкам ощущение музыкального разнообразия и спонтанности. Однако жаль, что вы не можете переключать уровни вариации с помощью скорости клавиатуры или послекасания. Вариации не являются заранее запрограммированными ритм-паттернами; скорее, четвертая вариация представляет собой полный ритм-паттерн для текущего подразделения и аккорда, а G1000 последовательно удаляет партии ударных и перкуссии для вариаций с третьего по один. Еще одна полезная функция — динамический аранжировщик, который регулирует громкость автоаккомпанемента в зависимости от того, насколько громко или тихо вы играете в области триггеров клавиатуры. Более того, вы можете включить или выключить эту функцию для каждой партии аккомпанемента индивидуально и указать не только степень реакции на скорость, но и направление.
Доступны три режима запуска аккордов: стандартный, фортепианный стиль и интеллектуальный. Вы также можете указать, будет ли диапазон запуска аккорда ниже или выше точки разделения или по всей клавиатуре. Интеллектуальный режим на самом деле представляет собой режим «простой игры», тогда как стандартный требует, чтобы вы играли правильные аккорды. Стиль фортепиано действует так же, как и стандартный, но регистрирует смену аккорда только в том случае, если вы играете более двух нот одновременно, поэтому вы можете легко смешивать аккордовую игру двумя руками и соло (конечно, для этого лучше всего подходит режим всей клавиатуры).
Хотя G1000 не имеет специального раздела микшера на передней панели, он предоставляет возможности микширования с помощью комбинации страниц ЖК-дисплея, а также ручек и кнопок под экраном. Простой микшер громкости, вызываемый нажатием кнопки громкости на центральной панели, позволяет редактировать уровни громкости и состояние отключения звука для нескольких партий одновременно (но не для партий стиля 1–6). Между тем, страница Realtime (которая обрабатывает партии, которые вы играете на клавиатуре) и страница «Аккомпанемент» (для управления сопровождением, управляемым стилем) в режиме микшера позволяют редактировать громкость, приглушать звук, панорамировать, включать/выключать эквалайзер, а также реверберацию, хорус и задержку. настройки уровня отправки для одной партии за раз (включая отдельные партии аккомпанемента). Вызвав страницы режима микшера, вы можете легко переключаться между двумя типами микшера последовательными нажатиями кнопки громкости. Однако мне бы хотелось, чтобы Роланд добавил страницу микшера громкости для партий стиля 1–6. Системное программное обеспечение G1000 хранится в EPROM и может быть обновлено с дискеты, так что, по крайней мере теоретически, есть возможности для дополнений.
Страница Realtime в режиме микшера также позволяет включать или выключать процессор эффектов разрыва G1000 (называемый EFX) для каждой партии клавиатуры; к сожалению, у вас нет возможности маршрутизировать отдельные партии аккомпанемента через EFX, функция, которая была бы полезна для тех, кто концентрируется на партиях аккомпанемента для живой композиции/микширования, а не на традиционном аккомпанементе.
На страницах режима микшера вы можете легко получить доступ к редактированию эффектов, нажав F4 и используя кнопки страниц вверх/вниз для выбора страниц редактирования для процессоров чистой, плавной реверберации, хоруса, задержки, эквалайзера и эффектов EFX G1000. Вы можете только выбирать, но не редактировать эффект EFX, но вы можете редактировать два предварительно определенных параметра для каждого эффекта с помощью двух ползунков DSP EFX на передней панели (выбранные параметры перечислены в конце руководства).
Композиции
При включенной функции One Touch G1000 вызывает предустановленные настройки звучания клавиатуры, темпа и эффектов для каждого из 128 стилей ROM.
Однако для настройки этих и других параметров вы можете обратиться к памяти Performance клавиатуры.
В соответствии с традициями клавиатуры, 192 памяти Performance в G1000 хранят «снимки» текущих настроек клавиатуры. В прошлом производители клавиатур называли эти виды памяти панельными, поскольку в них хранились настройки передней панели клавиатуры; сегодня, конечно, в них хранятся и многие настройки ЖК-дисплея. Когда вы получите все нужные вам настройки, вы просто запишите их в память Performance для мгновенного вызова. Так, например, вы можете настроить темп, звуки клавиатуры и даже звуки автоаккомпанемента для любого стиля, а также параметры микшера и эффектов. Редактирование звуков для клавишных партий Upper 1, Upper 2, Lower 1 и Manual Bass (объяснение этих терминов см. во врезке «Партии в реальном времени») также сохраняется как часть исполнения, обеспечивая возможность настройки отдельных тембров без редактирования памяти самих тембров. Однако вы не можете настраивать тембры, назначенные на партии аккомпанемента, что, в свою очередь, означает, что вы не можете редактировать звучание этих партий в реальном времени (например, возможность изменять отсечку и резонанс в партии аккомпанемента баса была бы очевидным выбором).
Вы можете вызывать исполнения напрямую, используя те же цифровые кнопки, что и для выбора тембров (кнопка Select переключает эти два варианта), или использовать кнопки Up и Down в секции Performance Memory на передней панели для перехода между ними. Переходы от одного исполнения к другому плавные, так что вы можете использовать несколько исполнений в одной песне, возможно, только для того, чтобы изменить назначение тембров на клавиатуре, а все остальное остается неизменным. Вы также можете быстро отключить изменения стиля, звука или режима клавиатуры с помощью специальных кнопок на передней панели — например, если вы решите, что вместо этого хотите изменить звук в реальном времени.
Воспроизведение и секвентирование
Секция Recorder в G1000 предоставляет транспортные элементы управления для воспроизведения MIDI-файла композиции, загруженного с диска. Вы можете солировать и приглушать отдельные дорожки либо со страницы Song в режиме микшера, либо с главного экрана 16-дорожечного секвенсора в режиме Song Tools. Очень полезная функция Song Header Edit позволяет настраивать MIDI-файл, изменяя глобальную информацию и информацию о дорожках в головной части файла. Вы можете транспонировать всю композицию в более подходящий ключ, изменить ее темп, даже настроить мастер-тюнинг, а также выбрать, должны ли в композиции использоваться настройки реверберации и хоруса, запрограммированные в композиции, или настройки выбранного в данный момент исполнения.
Для каждой дорожки можно изменить настройки патча, громкости и панорамирования, а также уровни посыла реверберации и хоруса, октавную транспозицию, статус включения/выключения звука, маршрутизацию дорожки (внутреннюю, MIDI или обе), а также указать, будет ли дорожка исполнять данные SysEx и NRPN. Затем вы можете записать файл песни на диск со всеми изменениями.
Удобная функция A-B Loop в разделе Recorder позволяет установить точки зацикливания для любого бара/бита, что позволяет отрабатывать линию мелодии для определенного раздела или солировать на повторяющейся последовательности аккордов. Еще одна потенциально полезная функция — страница Lyrics, которая отображает любые тексты, закодированные в MIDI-файле, выделяя слова по мере воспроизведения песни. Секция Recorder вместе с секвенсором аккордов также позволяет записывать собственные автоаккомпанементы и мелодии.
Секция Recorder вместе с Chord Sequencer также позволяет записывать собственные автоаккомпанементы и мелодии. Затем вы можете вызвать встроенный 16-дорожечный секвенсор (в режиме Song Tools) и отредактировать сгенерированные партии или добавить другие собственные партии в обычном режиме линейной записи. С помощью секвенсора вы также можете обойти секцию автоаккомпанемента и записать собственную секвенцию с нуля, или отредактировать MIDI-файл песни, загруженный с диска. Секвенсор предоставляет функции редактирования на уровне баров, упомянутые ранее для записи стиля, но не имеет редактора событий Microscope — странное упущение. Вы можете записывать в реальном времени с любой точки, в режиме стирания, слияния или вбивания/выбивания, но нет возможности записи цикла.
В режиме секвенсора также доступна функция Style Converter, позволяющая копировать любой диапазон баров любых дорожек композиции для создания собственных стилей. Параметр Key необходимо установить в тональность секции, которую вы собираетесь конвертировать, иначе при включении ее в качестве автоаккомпанемента питч будет неправильным. Удобная функция позволяет быстро задать петлю в любом диапазоне баров и прослушать ее воспроизведение, как на всех дорожках, так и на соло. 16-дорожечный секвенсор исправляет ключевое упущение G800. Однако следует помнить, что композиции сохраняются с заголовками GS Format, и вся ориентация секвенсора направлена на создание композиций GS Format с использованием звуков GS Format — хотя G1000 может передавать и принимать сигналы по MIDI (композиции по умолчанию передаются на MIDI-выходы B 1-16, партии клавиатуры и автоаккомпанемента — на MIDI-выходы A 1-16).
Заключение
Для владельцев G800, которые хотят получить более сложную и универсальную версию уже знакомого им инструмента, G1000 отлично подходит — что, несомненно, и было целью Roland. Добавление Zip-накопителя было отличным ходом со стороны Roland, Flash ROM Custom style memory также является приятной особенностью, а 16-дорожечный секвенсор был очень необходимым дополнением, чтобы привести G1000 в соответствие с современными ожиданиями. Благодаря звуку и эффектам поколения SC880, а также значительному увеличению количества тембров и наборов ударных, новая клавиатура является профессиональным и мощным инструментом с точки зрения звука; однако, учитывая ориентацию на GM/GS и отсутствие глубокого редактирования пэтчей, этот инструмент не удовлетворит любителей творческого синтеза. Что касается дисплея, то ЖК-дисплей и связанные с ним регуляторы и кнопки обеспечивают приятный обтекаемый интерфейс, но я все еще чувствую томительное разочарование от того, что Roland не выбрала что-то более современное и авантюрное.
Память Performance отлично подходит для хранения разделенных/слоистых клавиатурных текстур с внутренними и/или MIDI-звуками, а с помощью мультитрекового секвенсора вы можете записывать собственные песни с нуля в привычной манере рабочей станции. Но сердцем G1000 как инструмента по-прежнему являются его возможности автоаккомпанемента, и здесь он действительно превосходит всех, особенно благодаря мощности и гибкости, которые он предоставляет для создания и настройки пользовательских стилей, а также его пригодности для живого микширования и музыки, основанной на паттернах.
Технические характеристики
- Клавиатура: 76 взвешенных клавиш, чувствительных к скорости и послекасанию.
- Полифония: 64 голоса.
- Многотембровость: 32 части.
- Тональности: 1161 + 43 Drum Sets; совместимость с GM/GS.
- Стили: 128 пресетов в ROM, 16 во Flash ROM; 111 на Zip-диске (доступ через функцию Disk Link); более 430 стилей на заводском Zip-диске.
- Композиции: 192.
- MIDI-наборы: 8.
- Секвенсор: 16 дорожек, функции редактирования.
- Эффекты: реверберация (8 типов), хорус (8), задержка (10), эффекты Insert (89), двухполосный параметрический эквалайзер.
- Встроенное хранилище: 3,5-дюймовый флоппи-дисковод DSDD/HD, Zip-накопитель.
- Дисплей: 240 x 64-пиксельный графический ЖК-дисплей с подсветкой.
- Разъемы: Выход 1 (L/Mono и R), Выход 2 (L/Mono и R), MIDI A (In, Out, Thru), MIDI B (IN, Out, Thru), выход метронома, разъем для педали сустейна, разъем для педали экспрессии, разъем для педали, разъем для педали FC7, выход телефона, порт SCSI, вход питания переменного тока.
- Вес: 18,5 кг.
- Размеры: 1267 мм (Ш) x 407 мм (Г) x 150 мм (В).
- Поставляемые аксессуары: Zip-диск с 441 дополнительным стилем и 306 стандартными MIDI-файлами; металлическая подставка для нот с прорезью; шнур питания.