Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
октябрь 2001

Тема использования цифровых микшеров в малобюджетных студиях уже обсуждалась на страницах МО (см. статьи «Yamaha 01 V» и «Soundscape Mixtreme и Tascam TM-D 1000»). Вкратце напомню преимущества такого решения: если микшер соединяется с компьютером при помощи многоканального аудиоинтерфейса, то получается удобная система аппаратного микширования, в которой можно использовать все преимущества компьютерного монтажа. Кроме того, в цифровых микшерах обычно есть неплохие процессоры эффектов, которые явно лучше программных подключаемых модулей. Плюс к этому почти любой цифровой микшер может работать как MIDI контроллер, облегчая управление такими программами, как Cubase, Cakewalk или Samplitude. Недостатками же этого решения являются ограниченное количество каналов аппаратного микширования (обычно восемь, что на сегодняшний день явно мало) и относительная дороговизна такой системы.

Но время идет, и в продаже появляются все новые модели цифровых микшеров, нижняя планка цен на которые закрепилась уже на вполне разумном уровне (ниже 1000$), так что их использование в небольших студиях становится все более привлекательным. Кроме того, «малоканальность» таких устройств вполне можно обойти применением комбинированного метода работы: все восемь каналов и встроенная обработка в разрывах используются только во время записи, а сведение производится программно, с использованием аппаратных процессоров эффектов пульта. То есть, два выходных канала многоканального интерфейса (и два канала микшера, соответственно) работают для мониторинга, а остальные назначаются в программе многодорожечной записи (Cubase и т. д.) как посылы на встроенные эффекты цифрового микшера (все современные цифровые микшеры способны работать в такой конфигурации). Таким образом, можно записывать до восьми дорожек одновременно, а микшировать с приличной обработкой (в первую очередь — реверберацией) столько дорожек, сколько потянет компьютер.

Цифровой микшер Roland VM 3100 Pro в настоящее время является, пожалуй, наиболее привлекательным устройством для малобюджетных и домашних студий. Он недорог и обладает внушительным списком возможностей. Единственным препятствием для широкого распространения VM 3100 Pro до недавнего времени было отсутствие на рынке компьютерных плат ввода-вывода звука с интерфейсом RMDB II (R-BUS) — форматом многоканальной цифровой передачи сигналов, конкурирующим с форматами ADAT и TDIF. Ведь для работы этого микшера с ADAT- или TDIF-платами ввода-вывода приходилось покупать специальный преобразователь форматов DIF-AT за 360$, что неоправданно увеличивало стоимость всей системы. Но на зимней выставке NAMM фирма Roland представила набор Studio Pack, в который, помимо VM 3100 Pro, входит и плата интерфейса RMDB II. О выпуске платы с этим же интерфейсом заявила и фирма Ego Sys. Так что в ближайшем будущем проблем соединения VM 3100 Pro с компьютером не будет.

Мне очень хотелось попробовать VM 3100 Pro в работе именно с платой RMDB II интерфейса. Однако выяснилось, что пока Roland не производит отгрузку Studio Pack для России — это дело ближайшего будущего. Также и фирма Ego Sys медлит со своей платой. Так что пришлось подключать микшер к компьютеру при помощи конвертера DIF-AT и платы цифрового ввода-вывода с ADAT интерфейсом Frontier Design WaveCenter PCI. Но работа с компьютером через такой комплект мало чем отличается от работы с ожидаемой платой интерфейса RMDB II. Поэтому я решил, что проведение тестирования именно таким образом будет вполне корректным.

Краткий обзор возможностей

VM 3100 Pro — это компактный настольный микшер, имеющий двадцать каналов и восемь подгрупп. Первые двенадцать каналов предназначены для работы с аналоговыми источниками сигнала, а оставшиеся восемь — для работы с сигналами, поступающими с интерфейса RMDB II. На каждом канале есть трехполосный полностью параметрический эквалайзер, два разрыва для установки эффектов со встроенных процессоров, два посыла (переключаются между внутренними процессорами и посылами на внешнюю обработку) и прямой выход (переключается: до эквалайзера; после эквалайзера, но до фейдера; после фейдера). Первые два канала также имеют собственные компрессоры.

Микшер работает с внутренней разрядностью 24 бита и поддерживает только частоту дискретизации 44,1 кГц. Сигналы с каналов могут быть направлены на главную шину микширования или любую из подгрупп. Сигналы с подгрупп могут назначаться на любые каналы интерфейса RMDB II или любой из цифровых выходов микшера. Сигналы с первой и второй подгрупп также могут быть направлены на аналоговые AUX выходы, а с третьей и четвертой — на аналоговые BUS выходы. На мониторный выход и выход для наушников можно направить сигнал с любой подгруппы, любого входа, посылов, встроенных процессоров или главной шины микширования. То есть коммутационные возможности VM 3100 Pro весьма развиты.

Два встроенных стерео процессора эффектов микшера могут работать как в разрывах каналов, так и в посылах-возвратах. Каждый из них имеет по 100 пресетных и 100 пользовательских пэтчей. Среди алгоритмов процессоров есть ревербераторы, дилеи, вокальные и гитарные мультиэффекты. Вокальные цепочки эффектов состоят из гейта, лимитера, энхансера, эквалайзера, питч-шифтера, дилея и хоруса. Гитарные цепочки состоят из компрессора, вау-вау, перегрузки, спикосимулятора, гейта, дилея и хоруса/фленджера. Процессоры эффектов идентичны тем, что используются в портастудиях серии VS.

Все параметры микшера (включая настройки эквалайзеров, коммутации, эффектов и компрессоров) можно запоминать в сцены статической автоматизации (всего есть 32 сцены). Есть возможность динамической автоматизации по MIDI при помощи внешнего секвенсора. Также микшер способен работать в режиме MIDI контроллера и управлять внешними устройствами посредством MMC.

Панели

Верхнюю панель VM 3100 Pro можно условно разбить на две области — управления и коммутации. В области управления находятся десять 60-миллиметровых фейдеров каналов и один мастер-фейдер. Первые восемь фейдеров переключаются с помощью специальной кнопки на управление каналами 1-8 и 13-20, а оставшиеся два фейдера каналов жестко назначены на стерео каналы 9-10 и 11-12. Также есть специальная кнопка, переводящая фейдеры в режим передачи MIDI сигналов. Выше фейдеров расположены кнопки выбора канала для редактирования (Select).



В верхней части области управления находится небольшой (136 х 22 пикселя) жидкокристаллический дисплей. Под ним расположены функциональные кнопки вместе с универсальными многофункциональными регуляторами. Правее регуляторов — секции управления эквалайзерами, мониторингом, панорамой, посылами на эффекты и назначением подгрупп. Ниже многофункциональных регуляторов — секция управления процессорами эффектов с индикаторами выбранных алгоритмов, кнопкой вызова пэтчей и регулятором уровня возврата с эффектов.

В мастер-секции, которая занимает всю правую часть области управления, находятся колесо ввода данных, клавиши перемещения курсора, кнопки Enter/Exit, кнопки управления сценами и «лентопротяжным механизмом».

В области коммутации находятся восемь аналоговых входов каналов на джеках (первые два — симметричные, остальные — нет). Первые два канала также имеют симметричные входы на разъемах XLR с фантомным питанием. Четвертый канал имеет дополнительный инструментальный вход. На всех первых восьми входах установлены регуляторы чувствительности (микрофон/линия). Входы каналов 9-10 и 11-12 несимметричные, выполнены на разъемах RCA. На первых восьми каналах используются 24-разрядные преобразователи с 64-кратной передискретизацией, на оставшихся четырех — 20-разрядные также с 64-кратной передискретизацией.

В правой части области коммутации находятся аналоговые мастер-выходы, два выхода посыла на эффекты (все несимметричные, на джеках), BUS выходы на разъемах RCA и выход для наушников (джек). На всех аналоговых выходах стоят 24-разрядные преобразователи со 128-кратной передискретизацией.



На задней панели находятся разъем интерфейса RMDB II (типа DB-25), электрический и оптический SPDIF интерфейсы (могут работать одновременно, поддерживаются разрядность 24 бита и частота дискретизации 44,1 кГц), два MIDI разъема (In и Out), гнездо питания и выключатель питания.

Система управления

После включения питания на дисплее микшера появляется страница индикаторов уровней первых двенадцати каналов и мастер-выхода. Если нажать кнопку переключения назначения каналов, то дисплей начинает отображать уровни каналов с 13 по 20. Так же быстро можно переключить индикаторы на отображение уровней сигналов до фейдера или вывести страницы уровней посылов на эффекты, мониторного канала, всех физических выходов и подгрупп. Или посмотреть общую «картинку» положения всех фейдеров входных и выходных каналов (что полезно при вызове сцен, ведь фейдеры-то не моторизованные).

Второй основной режим работы дисплея — это отображение настроек канала, выбранного при помощи кнопки Select. При этом на одной странице доступна информация о состоянии фейдера канала, регуляторов панорамы, посылов на эффекты и т. д. Кнопками перемещения курсора можно выбрать нужный параметр, а с помощью колеса ввода данных — изменить значение. Если же нужен эквалайзер, то поворот любого из регуляторов секции управления эквализацией автоматически выводит соответствующую «картинку» на дисплей. При помощи физических регуляторов можно менять уровень той или иной полосы, а вот для изменения добротности фильтра или частоты его среза нужно действовать колесом ввода данных и кнопками управления курсором.

При нажатии кнопок доступа к процессорам эффектов на дисплей выводятся страницы редактирования процессоров. Листание страниц производится при помощи кнопок управления курсором, а изменение параметров — при помощи многофункциональных регуляторов под дисплеем. Кнопка Patch Select в секции процессоров позволяет быстро пролистывать группы пэтчей (ревербераторы, дилеи и т. д.).

Кнопки BUS Assign и FX/Aux Send выводят на дисплей информацию о назначении подгрупп и уровнях посылов на эффекты (на последней странице можно переключить посылы до/после фейдера). А кнопки Solo и Mute переводят ряд кнопок Select (которые находятся над фейдерами) в режимы солирования или заглушения. Надо сказать, что все кнопки VM 3100 Pro имеют подсветку, так что при известном навыке несложно определить, в каком состоянии находится устройство.

Функция EZ Routing перекочевала на микшер с портастудий серии VS. С ее помощью процесс коммутации входов, подгрупп, выходов и эффектов значительно упрощается. При нажатии соответствующей кнопки на дисплей выводится страница, на которой можно выбрать один из 16 пресетных вариантов коммутации. Если в библиотеке пресетов нужного варианта нет, то можно его создать самостоятельно. Для этого есть три страницы дисплея, которые отображают связи входов, выходов, подгрупп и эффектов. Все действия пользователя сводятся к указанию пар точек коммутации, что много времени не требует. После создания своего варианта его можно запомнить в один из 16 пользовательских пэтчей. Таким образом, операции, например, по перестановке инсертных эффектов из канала в канал, производятся действительно практически мгновенно (разумеется, если были сделаны соответствующие заготовки).

В целом система управления микшером довольно проста, хотя к устройству приходится привыкать — стандартная попытка освоить VM 3100 Pro методом «научного тыка» требует долгой и сосредоточенной умственной деятельности. Проще почитать руководство и запомнить базовые функции, после чего все становится ясно.

Процессоры эффектов

Как уже говорилось, процессоры микшера могут работать с одной из четырех жестких «прошивок»: ревербератор, дилей, вокальный или гитарный мультиэффект. Однако любой из обрабатывающих блоков можно отключить. Таким образом, если понадобится только лишь фленджер для обработки клавиш, можно смело вызвать один из гитарных пэтчей, повыключать там все ненужные блоки и сохранить все настройки в пользовательский пэтч.

При вызове ревербератора на самом деле вы получаете не один эффект, а целых три: ревербератор, трехполосный параметрический эквалайзер и гейт. Собственно ревербератор имеет довольно развитую систему управления: можно менять тип реверберации, ее время, баланс прямого/обработанного сигналов, время предварительной задержки, коэффициент отражения виртуальных стен, плавность затухания, уровень ранних отражений, раздельно менять уровень высоко- и низкочастотных составляющих реверберационного хвоста и точки среза соответствующих фильтров. У гейта, помимо порога срабатывания, настраиваются также параметры огибающей (AHR).

Под видом дилея в процессорах микшера также «упакованы» три эффекта: фильтр с резонансом, дилей и гейт. Помимо стандартных настроек дилея, можно также воздействовать на высокие и низкие частоты задержанного сигнала при помощи встроенного эквалайзера.

Цепочка вокальных эффектов состоит, как уже говорилось ранее, из гейта, лимитера, энхансера, эквалайзера, питч-шифтера, дилея и хоруса. Гейт и лимитер здесь несколько упрощены по сравнению с предыдущими вариантами. Энхансер на самом деле представляет собой традиционный эксайтер, который подмешивает в сигнал высокочастотные гармоники. У него регулируются опорная частота, чувствительность и баланс прямого/ обработанного сигналов. Трехполосный параметрический эквалайзер, питч-шифтер, дилей и хорус имеют стандартные органы управления.

Гитарные мультиэффекты (компрессор, вау-вау, перегрузка, спикосимулятор, гейт, дилей и хорус/фленджер), как утверждает производитель, идентичны алгоритмам с гитарных процессоров Boss. Компрессор здесь имеет «гитарное» исполнение — у него меняются такие параметры, как атака, уровень, сустейн и тон. Вау-вау — стандартное автовау с генератором низкой частоты. Перегрузка есть трех типов (каких — держится в секрете), которые охватывают спектр от простого овердрайва до дисторшна. Также три варианта работы имеет спикосимулятор. Остальные эффекты абсолютно стандартны.

Впечатления

Итак, подключив VM 3100 Pro к компьютеру при помощи многоканального ADAT интерфейса и преобразователя DIF-AT, и настроив его для совместной работы в системе, я принялся слушать работу преобразователей на знакомом материале. Микшер показал себя с самой лучшей стороны — он выдавал бодрый открытый звук с почти незаметными шумами. Чувствовался «фирменный стиль» Roland — все его устройства работают очень похоже. Кстати говоря, некоторые люди предпочитают более мягкое звучание устройств других производителей, но это, как говорится, дело вкуса. Также я провел тест на цифровое копирование. Все было в порядке — прямой и инвертированный сигналы в сумме давали полный ноль.

Операционная система микшера и система его управления вызвали у меня некоторые затруднения. Дело в том, что нагромождение мелких органов управления на маленькой площади верхней панели сначала вызывает легкую растерянность — надо присматриваться к надписям, прежде чем нажать ту или иную кнопку. Маленький дисплей также не слишком удобен. Но все это издержки компактности. Правда, уже через день я избавился от чувства неуверенности при работе с VM 3100 Pro и лихо тыкал пальцами туда, куда надо.

А вот руководство пользователя вызвало у меня чувство легкого разочарования. Во-первых, в нем толково описываются только простейшие операции. Все остальное вынесено в приложения и дано мелким шрифтом в скученном виде. Кроме того, я так и не нашел нормального описания алгоритмов процессоров эффектов, а также некоторых других деталей. Пришлось до всего доходить самостоятельно.

Попробовал я и схему работы, которая была описана во вступлении к статье (использование программного микширования со встроенными процессорами VM 3100 Pro). Для этого при помощи функции EZ Routing я назначил с третьего по шестой входы RMDB II интерфейса на стерео каналы микшера и установил в разрывы этих каналов процессоры эффектов. В программе Cubase я назначил вторую и третью пары выходов платы WaveCenter PCI на посылы VST микшера. Правда, пришлось здесь прибегнуть к маленькой хитрости. Дело в том, что посылы микшера Cubase — моно. Так что пришлось назначать посыл на подгруппу, а подгруппу — на стереопару выходов. Иначе сигнал прямо с посыла шел либо в правый, либо в левый канал процессора. В результате первая стереопара у меня использовалась как мастер-выход Cubase, еще две стереопары — как посылы. А смешивание прямого и обработанных сигналов производилось в пульте. Итоговый же микс я записывал на свободные стереодорожки Cubase через RMDB II выходы микшера. То есть у меня получилась полностью цифровая система звукозаписи, в которой вся обработка происходит без дополнительных преобразований сигнала из цифровой формы в аналоговую и обратно. Работало все просто изумительно — с аппаратными процессорами эффектов миксы получались куда более прилично звучащими, чем при использовании только программных модулей. А на запись я имел восемь независимых каналов.

Процессоры эффектов вызвали у меня двойственное чувство. Алгоритмы реверберации, дилея и вокальные мультиэффекты мне очень понравились. Реверберация имеет весьма специфический оттенок и не похожа ни на Lexicon, ни на TC Electronic. Кстати говоря, во всем мире есть как большие поклонники, так и яростные противники такой реверберации, и между ними ведутся бесконечные споры. Но это дело вкуса. Лично у меня не вызывает сомнения, что при сведении некоторых композиций я однозначно воспользуюсь именно реверберацией от Roland, поскольку она весьма своеобразна. Вокальные мультиэффекты отлично работают с дешевыми микрофонами, «улучшая» их (в первую очередь за счет энхансера).

А вот гитарные алгоритмы вызвали у меня жестокое разочарование. Нет, гитара, в принципе, на гитару похожа, но весьма условно. Особенно это касается перегрузов. То беспомощное «жужжание», которое выдает процессор, мало похоже на настоящий дисторшн. И даже включение спикосимулятора не спасает положение. Звук, конечно, становится чуть более удобоваримым, но именно «чуть-чуть». На малом перегрузе это не так заметно, так что если этим процессором пользоваться, то только для создания легкого овердрайва. Остальные гитарные «примочки» такого резкого отторжения не вызывают и ими вполне можно пользоваться для прямой записи гитары в пульт, при условии, что есть нормальный гитарный предусилитель или процессор.

Заключение

Итак, после того как я пару недель пообщался с VM 3100 Pro, у меня создалось о нем следующее впечатление. Это очень хорошо сделанное и добротно звучащее устройство, которое может отлично вписаться в домашнюю студию. Для подключения его к компьютеру лучше использовать плату с интерфейсом RMDB II — покупать преобразователь DIF-AT при ограниченном бюджете особого смысла нет. Микшер дает возможность, во-первых, записывать восемь дорожек одновременно, во-вторых, использовать во время записи процессоры эффектов (это особенно полезно, если доступны только недорогие микрофоны), а в-третьих, он может работать в качестве контроллера для программы многодорожечной записи. А на сведение вы получаете два отличных процессора эффектов и полностью цифровой цикл производства фонограммы.

Единственным серьезным недостатком микшера является слабость перегрузов гитарных алгоритмов процессоров. Но, как правило, гитаристы формируют звук в комбиках, и встроенные перегрузки им будут не очень интересны. А для набросков прямо в пульт можно использовать гитарные мультиэффекты с отключенным перегрузом и внешнюю педаль.

Roland VM 3100 Pro995$Roland DIF-AT360$Мультимедиа Клуб

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

2 комментария
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Что лучше, Roland VM 3100 pro или Macke VLZ 1202?

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo