Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Денис ДУБРОВСКИЙ
Музыкальное Оборудование
март 2002

Звуковой модуль

Далекий 1992 год. Музыкальная общественность взбудоражена появлением Alesis ADAT — теперь качественная многодорожечная звукозапись становится доступной для гораздо большего количества людей. Mackie улавливает эту тенденцию и представляет недорогой, но весьма «навороченный» микшер CR 1604, ставший впоследствии классическим. Фирма Digidesign открывает эру компьютерной звукозаписи: новая система Pro Tools для Mac в базовой конфигурации имеет четыре дорожки, которые с помощью дополнительных плат расширяются до 16. На рынке синтезаторов — бум мультитембральных рабочих станций. Вслед за фирмой Korg, выпустившей за год до этого станцию 01/W FD, Kurzweil представляет знаменитый K 2000, а Yamaha дополняет свой модельный ряд станцией SY 85 (к уже существующей SY 99). Однако есть производители, которые не торопятся с рабочими станциями — Roland выпускает мультитембральные JV 30 и JV 80, в которых секвенсоры отсутствуют. И за всеми этими бурными событиями мало кто обратил внимание на появление двухоктавной MIDI-клавиатуры MM 10 — первого изделия никому не известной британской фирмы Novation, тем более, что сама фирма позиционировала свой продукт как всего лишь дополнение к портативному устройству Yamaha QY 10. Но часто великое начинается с малого…

Заговорить о себе Novation заставила лишь в 1995 году, выпустив гибридный бас-синтезатор Bass Station и его рэковую версию Bass Station Rack. Клавишная версия как две капли воды походила на MM 10, только с регуляторами на верхней панели. Многим музыкантам понравился плотный, своеобразный звук инструмента. Кроме этого, в Bass Station все до единого регуляторы и переключатели производили MIDI-сообщения — по тем временам это был серьезный шаг вперед. Синтезатор оказался настолько удачным, что Novation до сих пор выпускает его немного усовершенствованную версию под названием Super Bass Station.

А в 1998 году Novation становится одним из лидеров «виртуальной аналоговой революции», выпустив синтезатор Supernova (лишь на несколько месяцев отстав от фирмы Access, в том же году представившей свой Virus). Инструмент имеет три осциллятора на голос плюс генератор шума, мультирежимный фильтр (low, high, band pass; 12, 18, 24 дБ/октава), два LFO, три генератора огибающей, мультитембральность восемь частей, 16-голосую полифонию (расширяемую до 32 голосов), по семь индивидуальных эффектов на каждую часть, 512 пэтчей и 256 перфомансов в памяти (1024 пэтча и 512 перфомансов у 32-голосой модели). А чуть позже появилась и Nova — настольная версия инструмента, с меньшей полифонией и меньшим количеством пресетных пэтчей и перфомансов. Оба синтезатора стали весьма популярными, а Supernova использовали в своих работах в числе прочих Jamiroquai и Freddie Ravel (работал с Quincy Jones, Earth, Wind & Fire и Madonna).

Последующие годы Novation пожинала плоды своего успеха и выпустила лишь клавишные версии обоих синтезаторов, а также немного обновила рэковую версию Supernova. И вот, наконец, после четырехлетнего перерыва фирма представила новые продукты — модуль A-Station и его клавишную версию K-Station. Оба инструмента работают по принципу моделирования аналогового синтеза, имеют одночастную мультитембральность и восьмиголосную полифонию, три осциллятора на голос плюс генератор шума, два LFO, два генератора огибающей, пропускающий фильтр низких частот крутизной 12 или 24 дБ/окт, арпеджиатор, вокодер и процессор эффектов. В памяти содержатся 200 пользовательских и 200 пресетных пэтчей. Главной особенностью инструментов является очень невысокая для своего класса цена. К сожалению, до нас K-Station еще не доехала, поэтому пришлось ограничиться испытаниями лишь рэковой A-Station.

Панели

Передняя панель A-Station (рис. 1) имеет все фамильные черты рэковых версий Bass Station и Super Bass Station. В ее левой части находится главная секция управления синтезатором. Здесь есть двухсимвольный дисплей с пятью светодиодными индикаторами режимов работы (точно такой же, как и на Bass Station), кнопки Select и Audition под дисплеем и 12 многофункциональных кнопок. Там же расположены гнездо для наушников (джек) с регулятором уровня, регулятор Porta/Data и переключатель Function, меняющий режимы использования многофункциональных кнопок и последнего регулятора.



Правее главной секции находятся пять секций с регуляторами и переключателями управления синтезом: LFO, осцилляторы, микшер, фильтр и огибающие (подробности — далее). Все регуляторы производят MIDI-сообщения, а при вращении какого-нибудь из них на дисплей выводится текущее значение. На задней панели (рис. 2) расположены два выхода на джеках, вход для подключения внешнего источника сигнала (джек), три MIDI-разъема и гнездо питания (9 В, адаптер входит в комплект поставки).



Управление синтезом

Несмотря на близкое внешнее сходство с Bass Station Rack, A-Station по структуре синтеза гораздо ближе к Nova и Supernova. Bass Station — это простенький двухосцилляторный синтезатор, с минимальными модуляционными возможностями, «заточенный» для создания басовых и солирующих звуков. A-Station — это уже полнофункциональный синтезатор, пригодный для создания любых звуков. Его осцилляторы способны производить четыре базовые формы волны: пилообразную, прямоугольную, треугольную и синусоидальную. Если выбрана прямоугольная форма волны, то возможна ручная регулировка ширины импульса, а также модуляция ширины импульса с помощью второго генератора низкой частоты. Остальные волновые формы можно дублировать — то есть накладывать такую же волну с небольшим фазовым сдвигом и модулировать величину фазового сдвига при помощи второго LFO. Также есть функции портаменто, кольцевой модуляции, синхронизации первого и второго осцилляторов, FM-модуляция третьего осциллятора вторым и возможность значительного уплотнения звучания за счет режима Unison (до восьми голосов с расстройкой). А функция Preglide позволяет делать глиссандо в диапазоне от 1 до 12 полутонов, не используя для этого генераторы огибающих или LFO. От Nova и Supernova новинка отличается лишь отсутствием некоторых хитрых составных форм волны, а также меньшими возможностями модуляции генераторов.

Пропускающий фильтр низких частот A-Station имеет переключаемую крутизну среза (12 и 24 дБ/окт) и возможность перегрузки (Overdrive). Также его можно модулировать с помощью второго LFO или второго генератора огибающей. Nova и Supernova здесь далеко впереди — они оснащены мультирежимными фильтрами с тремя значениями крутизны среза (12, 18 и 24 дБ/окт). А вот два LFO A-Station совершенно идентичны генераторам низкой частоты старших моделей — они способны производить четыре формы волны (треугольная, пилообразная, прямоугольная и случайная), а также синхронизироваться с MIDI Clock. Один из двух четырехступенчатых (ADSR) генераторов огибающей A-Station модулирует усилитель, а второй может использоваться в любой цепочке модуляции.

Управление осцилляторами A-Station производится с помощью регуляторов и переключателей соответствующей секции панели (рис. 3). Здесь находятся регуляторы сдвига высоты тона (Semitone и Detune), модуляции ширины импульса (Pulse Width), глубины модуляции генератора огибающей (Mod Env depth) и глубины модуляции первого LFO (LFO 1 depth). Текущий осциллятор для редактирования выбирается с помощью переключателя OSC Select, его волновая форма — переключателем Waveform, а сдвиг октав — переключателем Octave. Переключатель PWM Source позволяет выбрать источник модуляции ширины импульса. Если это Manual, то регулятор Pulse Width меняет ширину импульса, а если LFO 2, то регулятор меняет уже глубину модуляции. Оставшийся переключатель OSC 1-2 Sync включает/выключает режим синхронизации осцилляторов. Доступ к остальным функциям управления осцилляторами осуществляется при помощи многофункциональных кнопок главной секции панели.





Первый регулятор секции микшера (рис. 4) — OSC 1&2 — позволяет установить баланс первого и второго осцилляторов, или вообще выключить их (положение Off). Второй регулятор (OSC 3) меняет уровень третьего осциллятора. А вот третий регулятор (Level) работает в зависимости от положения переключателя Source. В первом положении переключателя (Noise) он меняет уровень сигнала шумового генератора, во втором положении (1-2 Ring) — уровень кольцевой модуляции первого и второго осцилляторов, а в третьем (Ext) — уровень источника сигнала, подключенного к линейному входу. Кстати говоря, в Nova и Supernova секция микшера как таковая отсутствует, и уровни осцилляторов там выставляются более хитрым образом. В A-Station управление уровнями сделано куда удобней.

В секции фильтра (рис. 5) есть пять регуляторов: частоты среза и резонанса (Frequency и Resonance), глубины модуляции LFO и генератора огибающей (LFO 2 depth и Mod Env depth), а также регулятор уровня функции Key Track (изменения частоты среза фильтра, в зависимости от высоты ноты). Рядом с последним регулятором расположен переключатель крутизны фильтра (Slope). Регулятор частоты среза фильтра (Frequency) также управляет уровнем перегрузки (для этого переключатель Function в главной секции управления переводится в положение Shift).





В секции генераторов низкой частоты (рис. 6) находятся регуляторы частоты (Speed), задержки срабатывания генераторов (Delay), переключатели выбора генератора для редактирования (LFO Select) и выбора волновой формы (Waveform). Рядом с регулятором Speed есть светодиод, мигающий в соответствии с частотой генератора. И, наконец, в секции генераторов огибающей (рис. 7) находятся два набора из четырех регуляторов, меняющих время элементов огибающей (Attack, Decay, Sustain и Release).



Другие возможности

Процессоры эффектов играют очень большую роль в формировании звука Nova и Supernova. Их «младшая сестра» A-Station здесь также не исключение. Ее процессор эффектов способен производить одновременно шесть эффектов: дилей, реверберацию, хорус, дисторшн, панер и однополосный параметрический эквалайзер. Прямо на выходе блока синтеза последовательно установлены дисторшн, эквалайзер и панер, а остальные эффекты включены параллельно. Все управление эффектами осуществляется с помощью многофункциональных кнопок главной секции управления (переключатель Function в положении Shift) и регулятора Porta/Data. Также управление уровнем любого эффекта можно завести на колесо модуляции и менять его в реальном времени — в меню каждого эффекта есть этот пункт. Все параметры эффектов управляются и по MIDI, однако в руководстве пользователя на эту тему не сказано ни слова — установить это удалось только экспериментальным путем. Так что каждому пользователю при потребности «рулить» процессоры с внешнего контроллера или из какой-нибудь программы раскрывать секреты назначения MIDI-сообщений на параметры придется самостоятельно.

У дилея редактируются следующие параметры: уровень, время задержки, уровень обратной связи, ширина стереобазы и количество «отводов» (от 1 до 4). Также дилей можно синхронизировать с темпом арпеджиатора или MIDI Clock. В этом случае задержка выставляется в долях темпа. У хоруса отсутствует управление временем задержки — эта величина фиксирована. Зато редактируются такие параметры, как тип (хорус/фленджер), частота и глубина модуляции, обратная связь и баланс правого/левого отводов. Как и дилей, хорус можно синхронизировать с темпом (частота модуляции). Эффект реверберации имеет минимальное количество параметров управления. Здесь редактируются только уровень, тип (две комнаты и два холла) и время затухания.

Дисторшн имеет всего два параметра управления: глубина перегрузки и выходной уровень. Панер позволяет не только управлять положением источника звука в стереобазе, но и модулировать это значение с помощью LFO (доступны параметры Rate и Depth), а также синхронизировать частоту LFO с темпом. Эквалайзер также имеет свой собственный LFO, который может модулировать частоту среза фильтра, и этот LFO также синхронизируется с темпом.

Арпеджиатор A-Station весьма прост. У него есть всего шесть основных ритмических паттернов. Также можно менять диапазон октав, длительность воспроизводимых нот (Gate Time) и темп. Есть синхронизация с MIDI Clock. 12-полосный вокодер синтезатора также очень незатейлив. Пользователь может установить баланс между прямым/обработанным звуком, а также добавить либо высоких частот, либо смодулированного голосом белого шума.

Сервисные функции синтезатора включают настройки главных контроллеров (Mod и Pitch Wheel, Velocity, Aftertouch и Breath) — их можно назначить на разные параметры синтеза, настройки синхронизации LFO и арпеджиатора, системные MIDI-настройки, а также регулировку чувствительности входа.

Впечатления и рекомендации

Дизайнерам Novation, похоже, не пришлось очень много работать над внешним видом нового инструмента. Берем корпус Bass Station, красим его в фирменный синий цвет и добавляем ручки регуляторов от Nova — вот и весь рецепт. Получилось на самом деле довольно стильно, вот только вся система управления досталась инструменту по наследству от Bass Station. По поводу управления синтезом при помощи регуляторов ничего плохого сказать нельзя — все замечательно продуманно и удобно. А вот система меню, через которую происходит все расширенное (advanced) редактирование, в том числе «общение» с эффектами и арпеджиатором — это не самая сильная сторона A-Station.

Собственно, имея в наличии лишь двухсимвольный дисплей, двенадцать кнопок да регулятор ввода данных, очень сложно придумать удобную систему управления многочисленными функциями синтезатора. В Bass Station таковых функций было очень мало, так что каждая из двенадцати кнопок в режиме Utility вызывала всего лишь один-два параметра, и запутаться в редактировании было сложно, тем более, что кнопки там подписаны. А вот в A-Station разработчикам пришлось в эти 12 кнопок упаковать 10 меню, самое короткое из которых состоит из 5 страниц, а самое длинное — из 15. И это притом, что вся информация отображается на двухсимвольном дисплее! К чести разработчиков надо признать, что они умудрились-таки решить эту задачу более-менее удобоваримо, так что через неделю общения с A-Station запоминаешь все эти сокращения типа dY, 0F, Pr, rT и т. д., и привыкаешь к бесконечному морганию дисплея (страница и значение параметра, отображаемого на странице, мигают в темпе ровненько 120 четвертей в минуту). Но все равно удобным такое редактирование назвать очень сложно — с ностальгией вспоминаешь жидкокристаллические дисплеи других синтезаторов, на которых все написано человеческим языком. Также двухсимвольный дисплей не позволяет отображать номер текущего банка пэтчей, но так как банков всего четыре, смириться с этим все-таки можно, хотя иногда такое положение вещей начинает раздражать.

Еще один недостаток A-Station обнаружился при попытке синхронизировать дилей с темпом композиции. В звуке появились непонятные хрипы и щелчки. На сайте производителя есть информация, что это болезнь первой версии операционной системы. Там же есть MIDI-файл с обновлением операционной системы до версии 1.06, который теоретически должен эту болезнь лечить. Однако после обновления щелчки не исчезли — их просто стало меньше. Так что разработчикам придется еще повозиться с доводкой инструмента. К счастью, обнаружился и способ обойти этот недостаток — дилей и другие эффекты умеют работать в режиме синхронизации не только с внешним MIDI Clock, но и с темпом арпеджиатора (арпеджиатор для этого включать не обязательно). И работает в этом случае все замечательно. Так что для того, чтобы выставить задержку в долях темпа, а не абстрактных единицах, надо всего лишь зайти на страницу редактирования темпа арпеджиатора, выставить значение темпа вашей композиции, а затем включить режим синхронизации дилея. После этого задержка выставляется в долях темпа как миленькая.

На этом список недостатков инструмента заканчивается. Теперь перейдем к остальным впечатлениям. Когда A-Station только была анонсирована, я долго гадал, на что новинка будет похожа по звуку — на Nova и Supernova или на Bass Station. Оказалось, что все-таки A-Station ближе к первым двум инструментам (некоторые пэтчи на них звучат очень похоже), однако ее звук чуть более агрессивный и злобный. И если в басовых имитаторах TB 303 или пэдах A-Station еще можно перепутать с Nova, то в солирующих звуках более агрессивный характер новинки становится очевиден. Я специально сравнил Nova и A-Station напрямую. Оказалось, что разница есть уже в звучании первичных волновых форм — Nova звучит чуть теплее и мягче. Но зато за счет своей агрессивности A-Station не так легко теряется в плотных аранжировках, как ее «старшая сестра». Также небольшие различия заметны и в фильтре — на A-Station фильтр работает чуть более дискретно при больших значениях резонанса. Небольшая дискретность есть и у Nova, но там ее заметить сложнее. И, на мой вкус, оба математических инструмента по качеству фильтра проигрывают Bass Station — там нет никакой дискретности.

200 пресетных пэтчей A-Station можно условно разделить на десять категорий: басы, жесткие и мягкие солирующие звуки, пэды, синтетические струнные и медные инструменты, органы, имитаторы электропиано, арпеджио и спецэффекты. В целом они сделаны добротно, разнообразно и со вкусом, но в них гораздо меньше используется процессор эффектов, чем у пэтчей «старших сестер» (вот где неудобство-то работы с меню эффектов сказывается…). Да и модуляция менее навороченная. Но в целом — нормальный набор на все случаи жизни. Жаль только, что в A-Station арпеджиатор упрощен до минимума. Все-таки развитый арпеджиатор Nova и Supernova очень сильно увеличивает ценность этих инструментов. И у них есть масса пресетных пэтчей, где арпеджиатор используется на всю катушку.

Процессор эффектов новинки также позаимствован у Nova и Supernova. Дилей и хорус — на высоте. Дисторшн — обычный для цифровых инструментов, и с его помощью можно получить мерзкие режущие звуки. А эквалайзер с помощью встроенного LFO легко превращается в вау-вау. Ревербератор не самый выдающийся, но встречаются и гораздо хуже. Очень мне понравился вокодер. Работает он мягко и позволяет добиться разборчивой артикуляции синтетического голоса, особенно если добавить модулированного белого шума. Также я попробовал пообрабатывать внешний источник звука встроенным фильтром. Оказалось, что в этом есть свой резон. Например, если вы работаете с программой GigaSampler, то многие солирующие звуки из библиотек можно очень украсить фильтром A-Station (заведя выход звуковой платы на вход A-Station), так как собственные фильтры GS очень далеки от совершенства. Получившиеся партии просто записываются на аудиодорожки через вход звуковой платы. Жаль только, что у A-Station нет стереовхода — тогда обрабатывать можно было бы и пэды, и все, что угодно.

Теперь осталось поговорить о месте A-Station в ряду других синтезаторов близкой стоимости. Прямыми конкурентами A-Station являются Yamaha AN 200, Korg MS 2000 R и Clavia Micro Modular. Первые два синтезатора имеют всего два генератора на голос плюс генератор шума, и меньшие модуляционные возможности. А Yamaha AN 200 имеет и меньшее количество эффектов (у нее нет вокодера). Зато AN 200 имеет четырехчастную мультитембральность, набор семплированных ударных и басов, а также паттерновый секвенсор. А Korg MS 2000 R, несмотря на меньшую полифонию, оснащен 16-шаговым секвенсором, который не только способен заменить арпеджиатор, но и существенно расширяет модуляционные возможности инструмента. На мой вкус, оба этих синтезатора немного уступают A-Station по обертональной насыщенности, да и по разнообразию пэтчей тоже. Но секвенсор AN 200 и набор семплированных звуков делают этот настольный модуль привлекательным для пользователей, у которых нет компьютера. А 16-шаговый секвенсор MS 2000 R позволяет делать то, на что A-Station в принципе не способен, — навороченные секвенции с хитрыми модуляционными «фишками». Так что прежде, чем выбирать между ними, стоит послушать оба инструмента, тем более, что MS 2000 R имеет очень своеобразное звучание, и именно оно может вам понравиться.

Остался Micro Modular фирмы Clavia. По моему глубокому убеждению, этот синтезатор опережает A-Station по плотности и обертональной насыщенности. И, например, басы, сделанные на нем, легко поспорят с басами куда более дорогих инструментов. Однако у «микрушки» есть серьезные недостатки. Во-первых, работать с любым модульным синтезатором довольно сложно — «объездить» его сможет только опытный пользователь, хорошо представляющий, что такое синтезаторы. Во-вторых, полифония Micro Modular напрямую зависит от сложности пэтча. Если вы сымитируете на нем трехосцилляторную схему синтеза A-Station, то его реальная полифония составит всего один голос. А этого хватит лишь на басовые или солирующие партии. Полноценные партии пэдов, органов или электропиано одним голосом сыграть довольно проблематично. Кроме того, даже при наличии свободных ресурсов, эффекты Micro Modular гораздо слабее эффектов A-Station. Так что для квалифицированных пользователей, не располагающих средствами на более дорогие инструменты, легким выбор между ними не будет. Для всех же прочих я бы порекомендовал A-Station.

Подведем итог. Новый синтезатор фирмы Novation получился, на мой взгляд, весьма удачным по соотношению цена/качество, он обладает добротным «фирменным» звуком и его смело можно рекомендовать музыкантам, нуждающимся в хорошем математическом инструменте, но располагающим ограниченными средствами. Одночастная мультитембральность вполне обходится путем записи партий синтезатора на аудиодорожки. Единственное, с чем придется мириться будущему пользователю, — очень неудобная система управления эффектами и арпеджиатором. Щелчки же при работе в режиме синхронизации с MIDI Clock, я надеюсь, будут устранены в ближайших версиях операционной системы.

Novation A-Station645$Мультимедиа Клуб

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

5 комментариев
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Да все круто но почему то нигде не пишут какая мультитембральность скорее всего 1 в таком случае какой же это конкурент Virus rack или Waldorf mQ Если я не прав напишите мне ответ в таком случае обещаю подумать о покупке данного инструмента

  2. этот инструмент монотембральный. а конкурент… наверное, имелось ввиду по звуку…

  3. Что значит моно тембральный ? Мне говорили,что там 200 разных звуков !

  4. Одновременно — только один звук из имеющихся 200.

  5. НАДО ПОЧИТАТЬ,КУПИТЬ,ПОЧИТАТЬ,ПОКРУТИТЬ,ПОНЯТЬ!!! И ВСЁ СРАЗУ СТАНЕТ ЯСНО!!!

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo