Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
август 2001

Звуковой модуль с оркестровыми звуками.

Уже более двадцати лет компания Emu Systems производит синтезаторы и семплеры, многие из которых стали культовыми инструментами. Достаточно вспомнить первый Emulator. Даже если бы компания выпустила в свет только этот инструмент и ничего более, ее имя уже было бы вписано в историю.

Emu, как и другие производители звуковых устройств, возвращаясь к собственным разработкам многолетней давности, подтверждает тезис о том, что история движется по спирали. Идея симфонического оркестра в одной коробке ранее уже была реализована компанией: на рубеже 80-х и 90-х годов вторым в серии звуковых модулей Proteus было выпущено устройство, содержащее набор исключительно оркестровых звуков. По тем временам это был очень сильный модуль, хотя сейчас многие обычные синтезаторы могли бы посмотреть на него свысока. В серии же новых моделей, выпущенных компанией в 2000 году, есть специализированный оркестровый модуль, который называется Virtuoso 2000.

Ни для кого не секрет, что имитация настоящих оркестровых инструментов даже в самых дорогих синтезаторах порой оставляет желать лучшего. Некоторым прорывом в этом направлении можно считать синтезаторы с физическим моделированием, но и они пока не могут полностью справиться с поставленной задачей. Хорошим источником звуков являются семплерные библиотеки, но сами семплеры достаточно дороги, да и качественные библиотеки к ним тоже недешевы. Поэтому специализированные синтезаторы по-прежнему живы.

К настоящему времени фирма Emu выпустила целое семейство модулей двухтысячной серии: помимо Virtuoso 2000, в нее входят Proteus 2000, Audity 2000, Xtreme Lead 1, Mo’Phatt, Planet Earth и B 3. О двух из них уже рассказывалось на страницах МО (см. статью «Emu Proteus 2000 и Audity 2000»). Все приборы имеют сходные операционные системы, принципы синтеза звука и управления, и даже внешне очень похожи: их можно отличить друг от друга только по цвету лицевой панели и по надписи с названием. Основное различие между ними — это ROM-банки инструментов.

В указанной статье были достаточно подробно освещены основные свойства операционной системы, структура синтеза и принципы обработки эффектами в модулях этой серии. Чтобы не повторяться, я лишь в общих чертах напомню эти положения, и буду говорить в основном о звучании.

Virtuoso 2000 сравнивался с двумя аналогичными по назначению звуковыми модулями. Один из них — вышеупомянутый Emu Proteus 2. Второй — Roland Orchestra M-OC 1 из серии Sound Expansion. Немного поучаствовать в прослушивании удалось и «струнному» модулю M-SE 1 String Ensemble из той же серии Roland. Краткие характеристики модулей, помогавших мне в работе, приведены во врезках.

Разумеется, все эти приборы устроены по-разному и имеют разные возможности редактирования звука. Но я исходил из предположения, что любой звуковой модуль содержит набор готовых инструментов, которыми можно пользоваться без дополнительных манипуляций: на входе — команды от клавиатуры, на выходе — готовый звук. Поэтому непосредственно сравнивалось исключительно «пресетное» звучание, хотя возможности редактирования, конечно же, принимались к сведению. Хочу специально отметить, что поскольку меня интересовало, в первую очередь, правдоподобие звучания оркестровых инструментов в модулях, я оценивал для себя степень близости этих инструментов к оригинальным.

Virtuoso 2000

Все симфоническое хозяйство модуля размещено в однорэковом корпусе. Модуль обладает 32-частной мультитембральностью (есть два комплекта MIDI-разъемов) и 128-голосной полифонией. Используются 16-битные семплы с частотой дискретизации 44,1 кГц. Есть два свободных слота расширения для ROM-плат. Для вывода звука имеются шесть аналоговых выходов: основная пара использует 20-разрядные ЦАП, две дополнительные пары — 18-разрядные. Через дополнительные выходы можно направлять звук на внешнюю обработку (инсертное включение), можно использовать их и в качестве входов для других источников звука. Есть цифровой электрический стереовыход формата SPDIF (переключаемый на AES/EBU), выход для наушников. Два процессора эффектов используют 24-битную обработку и предлагают более шестидесяти алгоритмов. В соответствии с внутренней коммутацией, обработанный эффектами сигнал присутствует только на мастер-выходе.

Кроме эффектов, Virtuoso содержит пятьдесят различных фильтров 2-6 порядка и 64 источника модуляции, которые могут управлять как амплитудными огибающими, так и огибающими фильтров. Все огибающие шестисегментные.

На передней панели прибора расположены дисплей, кнопки доступа в системное меню, меню редактирования параметров и меню мультинастроек (громкость и панорама для каждого из 32 MIDI-каналов), кнопки управления курсором и колесо ввода данных. Есть также четыре программируемых вращаемых регулятора, с помощью которых можно в реальном времени управлять двенадцатью параметрами звука. Управляемые параметры поделены на три группы по четыре параметра в каждой — по числу регуляторов. Переключение между группами происходит при нажатии кнопки Control.



В модуле 512 пресетных пэтчей, размещенных в 64 Мб памяти (на двух 32-Мбайтных ROM-платах Orchestral Sessions). В два свободных слота расширения можно вставить любые платы из предлагаемых производителем, доведя суммарный объем звуковой памяти максимум до 128 Мб. Вместо ROM-плат в корпусе прибора можно разместить платы флэш-памяти от семплеров Emu серии Ultra и использовать записанные в них пользовательские семплы.

Как сообщает журнал Sound On Sound (статья о Virtuoso в декабрьском номере за 2000 год), более двух лет назад в компании Emu было решено обновить библиотеку оркестровых семплов. Для записи были приглашены музыканты из оркестра Сиэтла, запись производилась в концертном зале, в репетиционном помещении при этом зале, в студии и в соборе. Записывалось сразу восемь дорожек, с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 96 кГц. Использовались микрофоны Schoeps, Bruel & Kjaer и Soundfield. На основе полученного материала (около 25 Гбайт) компания намерена выпустить серию из 15 CD-ROM.

Часть семплов (записи в концертном зале и в студии) используется в двух 32-Мбайтных платах Orchestral Sessions (Vol. 1 и Vol. 2), которые установлены в Virtuoso 2000, но могут быть также приобретены отдельно и установлены в модули серии Proteus 2000.

Выбор нужного инструмента легко осуществляется при использовании колеса ввода данных. При желании, выбранный пэтч можно прослушать. Для этого есть кнопка Audition, нажатием которой запускается небольшая музыкальная фраза, сыгранная на этом инструменте. Чтобы наиболее полно отразить исполнительские особенности выбранного инструмента, для различных звуков используются разные фразы. В постоянной памяти содержатся 186 таких фраз на все случаи жизни, причем некоторые из них имеют довольно приличную продолжительность. Например, для органа исполняется небольшая прелюдия — сиди и слушай.

Выбирать пресет можно также по категориям инструментов. Для этого требуется поместить курсор на название категории, выбрать нужную при помощи колеса ввода данных, затем переместить курсор на название инструмента. Если теперь крутить колесо, то смена пэтчей будет осуществляться только в пределах выбранной категории по всем доступным банкам. Все пресеты расположены в десяти категориях: басы, виолончели, скрипки, альты, деревянные духовые, медные духовые, комбинированные секции, перкуссия, звуковые эффекты и пресеты, связанные с другими пресетами. Среди инструментов есть еще категория простых волновых форм (к ним причислены также розовый и белый шум), но они доступны лишь в момент выбора слоя при редактировании пэтча. Таким образом, ничто не мешает создать пользовательский инструмент, состоящий только из простых форм, и при желании добавить в аранжировку оркестровой композиции какой-нибудь пилообразный звук, например.

Virtuoso 2000 имеет 512 свободных ячеек для сохранения пользовательских звуков: 4 банка по 128 пэтчей. Изначально в них полностью скопированы ROM-банки. Каждый готовый к употреблению пэтч может состоять максимум из четырех слоев. Каждый слой представляет собой независимый голос синтезатора (инструмент), к которому могут быть применены фильтр, три многоступенчатые огибающие и два LFO. Слои можно произвольно разложить по выбранному диапазону клавиатуры или по динамике, можно также назначить управление параметрами слоя на какой-либо MIDI-контроллер или источник модуляции. Переход между слоями можно сделать или простым переключением, или наложением с применением кроссфейдов. Для каждого слоя можно произвольно назначить аудиовыход, запрограммировать регуляторы и даже установить собственный диапазон для колеса изменения высоты тона.

При операциях редактирования управлять слоями можно как раздельно, так и совместно. Если выбрать опцию «all» в меню редактирования, то все задаваемые пользователем параметры устанавливаются одновременно и одинаково для каждого слоя. Пользоваться этим очень удобно при создании плотных унисонных звуков, скажем, в секции скрипок, когда одну и ту же партию исполняют сразу четыре инструмента.

При раздельном редактировании каждый из слоев можно сделать таким, что при управлении в режиме реального времени звук будет меняться самым удивительным образом. Однако вольности, позволительные при создании искусственных звуков, для живых инструментов были бы явным излишеством.

Звучание

С первых же минут работы с новым устройством стало понятно, что слои инструментов в пресетах очень грамотно разложены по динамике. Это особенно остро чувствуется на звуках смычковой группы. Хоть я и не скрипач, но при игре marcato (подчеркивая мелодию) буквально ощущал, как ударяю смычком по струнам, а вовсе не нажимаю на клавиши. Странное и захватывающее ощущение, особенно если играть с закрытыми глазами.

Здесь следует отметить, что полноценная работа с модулем возможна только на хорошей клавиатуре. От легкой синтезаторной, используемой в подавляющем большинстве клавишных инструментов и MIDI-клавиатур, трудно добиться точной отработки различных приемов игры, — все как-то смазывается, поскольку пальцы не ощущают отдачу клавиши. Я использовал Peavey DPM-C 8 — это классная тяжелая клавиатура с молоточковым механизмом, позволяющая применять при игре различные штрихи. Кроме того, немаловажную роль играет отработка клавиатурой послекасания, хотя бы канального. Во многих пресетах Virtuoso 2000 сообщение послекасания запускает вибрато, и вызывать его дополнительным нажатием на клавишу неизмеримо естественнее, чем крутить свободной рукой колесо модулятора.

Струнные

С удовлетворением хочу отметить, что именно струнная группа реализована в Virtuoso наиболее хорошо. Есть все основные инструменты и множество их вариаций, причем засемплированы они честно: виолончель, например, звучит именно как виолончель, а не как скрипка, транспонированная на две октавы вниз.

Удивительной особенностью синтезаторов фирмы Emu является их характерное звучание. При переходе на Emu с инструментов других фирм это особенно заметно. Звук здесь особенный, будто бы слегка приподнятый в верхнем частотном диапазоне и оттого кажущийся воздушным и ярким. Внизу же он, напротив, показался мне чуть подрезанным. Для меня оказалось несколько неожиданным это открытие, когда, вволю наигравшись на Virtuoso, я переключился на Proteus 2. Инструменты, конечно, различались, но в целом звук, его характер, был очень похож. Вероятно, это в какой-то мере влияет на восприятие музыки, исполняемой инструментами модуля. Мне, например, пресеты солирующих смычковых инструментов в Virtuoso показались в целом более натуральными, чем ансамблевые. Или, если выразиться более точно, одиночные инструменты мне понравились практически все, в то время как группы инструментов — лишь частично.

Одна скрипка может играть как угодно звонко и даже со скрежетом, но реальный скрипичный ансамбль звучит несколько мягче. Как бы музыканты не старались при исполнении одной и той же партии, но играть с абсолютным совпадением высоты нот они не смогут. Поскольку скрипка (контрабас, виолончель) — нетемперированный (безладовый) инструмент, то каждый исполнитель будет лишь в той или иной мере приближаться к заданной высоте тона, но может так никогда ее и не достигнуть, играя всякий раз по-разному. Кроме того, среди скрипачей существуют сложившиеся предпочтения в технике игры, и, вообще-то, нескольким исполнителям, играющим вместе, весьма затруднительно взять ноту абсолютно синхронно. Нескольких мгновений запаздывания, как таковых, никто не заметит, но этого будет достаточно для того, чтобы в звуке возникли заметные интерференционные явления.

Все это я описываю лишь для того, чтобы показать, что при игре ансамблем всегда возникает хоровой эффект, только он намного естественней и красивее того, что мы безуспешно пытаемся имитировать электронным «хорусом». Тем и ценен ансамбль. Так вот, практически любые ансамбли смычковых инструментов в Virtuoso звучат ярко и экспрессивно, что в реальности бывает только при игре форте и фортиссимо. Если же играть тише, то ансамбли Virtuoso начинают все более отличаться от настоящих, поскольку характер звука его ансамблей меняется не столь сильно. Даже с учетом распределения слоев пресета по динамике, градаций звучания у акустического инструмента все равно значительно больше. Кроме того, многие имеющиеся пресеты состоят всего лишь из двух слоев, а этого недостаточно для реалистичного моделирования. Исключение составляют, пожалуй, только басовые секции, обладающие более широким диапазоном доступных тембров. Применение обрезных фильтров для приглушения звучания скрипичных секций положение не выправляет, поскольку дает несколько иной эффект. На мой взгляд, лучшим способом добиться большей реалистичности ансамблевых пресетов при игре пиано является тонкое редактирование амплитудных огибающих в каждом слое с целью рассинхронизировать старт, плюс обязательная тонкая подстройка, или, скорее, «расстройка» отдельных инструментов в пределах нескольких центов. При этом может получиться уже более приличный смягченный звук, а если еще привязать (используя функцию link) к полученному пэтчу несколько других, подобным образом отредактированных, то в распоряжении, наконец, окажется реальный, тепло звучащий струнный ансамбль, отсутствующий в заводских настройках.

Раз уж мы говорим об акустических инструментах (вернее, их имитировании), нужно отметить еще один нюанс. В смычковом инструменте в принципе не бывает двух одинаковых звуков. Даже соседние ступени звукоряда отличаются по тембру. Это отличие очень небольшое, но оно есть всегда. В некотором приближении эту мысль можно выразить так: при линейном сдвиге высоты тона происходит нелинейное смещение спектра излучаемых частот. Представьте, что вы сыграли подряд четыре ноты, последовательно по ступеням звукоряда. Если бы имелась возможность спроецировать один спектр в другой, то можно было бы увидеть, что они не одинаковы в точности. В общих чертах — да, происходит плавное перетекание мощности в область высоких частот. Но отдельные элементы (частотные пики) все равно будут различаться по уровню, зачастую самым непредсказуемым образом. Возьмем еще ноту — получим еще один уникальный спектр.

Это обусловлено тем, что всякий акустический инструмент представляет собой совокупность механической и акустической колебательных систем (корпус инструмента — воздух внутри него). Инструмент имеет собственную резонансную частоту (или несколько частот), которая определяется объемом воздуха, заключенного в корпусе инструмента, а также материалом, из которого он выполнен, и формой самого корпуса. При воздействии на такую систему внешних колебаний (в нашем случае, — колебаний струны) происходит возбуждение собственных колебаний в деке инструмента и последующее их взаимодействие с внешними колебаниями (основными и частичными тонами колеблющейся струны). При разном удалении возбуждающих колебаний (по частотной шкале) от резонансной частоты суммарные колебания получаются различными в силу чисто физических причин. В результате, отзывчивость акустического аппарата инструмента на различные возбуждающие частоты получается различной, что и создает уникальный тембр каждого звука.

Непосредственно услышать подобную индивидуальность в каждой сыгранной ноте довольно сложно, но человеческое ухо все равно воспринимает такую неоднородность тембра, иногда на уровне ощущений. Недаром же мы говорим о «живом» звучании. При прослушивании некоторых смычковых пресетов мне казалось, что они немного плосковаты, то есть не хватало именно неповторимости, живости каждого звука. Я честно старался выслушать разницу в тембрах «внутри» различных пресетов. Иногда мне казалось, что есть что-то такое в звуке, но иногда — что совершенно точно нет. Это, конечно, напоминает поиск иголки в стоге сена, но зато в процессе таких поисков в некоторых пресетах я отчетливо услышал кроссфейды (по высоте ноты) между различными слоями. Так что прослушивание принесло некоторую пользу: теперь я легко смогу понять, совместимы ли в одном пользовательском пэтче выбранные из ROM-банка исходные инструменты.

В целом же смычковые оставили очень хорошее впечатление, в особенности одиночные звуки. Басы, то есть контрабасы и виолончели, в их нижнем регистре звучат красиво и естественно. Скрипки и альты вполне реалистичны, в некоторых пресетах даже явственно слышен шорох, производимый трущимся о струну наканифоленным волосом смычка. Правда, я подозреваю, что это сделано искусственно, тем более, что атональный звук смычка есть в перечне спецэффектов ROM-банка. Соответственно, при составлении пользовательского пресета его можно добавить вообще к чему угодно.

Возвращаясь к теме хорошей раскладки инструментов по динамике, хочу отметить, что в этом смысле Virtuoso 2000 полностью оправдывает свое название. Привычный «равномерно-размазанный» стиль игры на клавишных здесь практически неприменим, и поневоле приходится становиться виртуозом, чтобы правдоподобно отыграть нужную тему. Но результат того стоит. Это особенно ощутимо при выборе многослойных пресетов, когда в зависимости от динамики нажатия можно запустить весьма различные звуки: от мягких и нежных до резких и стремительных.

А вот арфы модуля показались мне не очень хорошими. Настоящая арфа, как и фортепиано, почти никогда не звучит чистыми тонами. Кроме собственных частичных тонов струны, спектр звука дополнительно обогащается за счет упругих свойств деки инструмента. Вызванные щипком струны колебания деки слегка возбуждают другие струны, провоцируя возникновение специфического призвука, своеобразного «струнного эхо», которое для каждой частотной зоны носит индивидуальный характер. В результате формируется очень глубокий и красивый тембр инструмента. В пресетных арфах мне этого услышать не удалось, — они звучали весьма мелко и однозначно. Я бы рискнул предположить, что семплы реальной арфы в банках волновых форм вообще отсутствуют.

Кстати, пиццикатные пресеты смычковых инструментов звучат довольно неплохо, особенно приятно слушаются контрабасы. Не эти ли семплы использовались для имитации арф? Мне могут возразить, что одинаковый принцип звукоизвлечения (щипки струн пальцами) подразумевает одинаковый звук, и какую же тут можно искать разницу между инструментами? Но звуки арфы и пиццикато на смычковых — это совершенно разные вещи. Существует несколько принципиальных отличий. Дека арфы имеет значительно отличающиеся от деки смычковых механические и акустические свойства. Кроме того, в арфе звучат всегда открытые струны, в то время как для любого смычкового инструмента это большая редкость. В процессе игры на инструменте струны смычковых очень быстро заглушаются (чтобы взять новую ноту, музыкант прижимает струну в новом месте и этим снимает предыдущий звук), струны же арфы относительно долго остаются в колеблющемся состоянии. Исполнитель чаще всего просто не имеет возможности их заглушить. Это, в основном, и формирует индивидуальность тембра инструмента.

При прослушивании струнных очень заметно, насколько далеко ушел вперед Virtuoso по сравнению с Proteus 2, скрипки которого звучат довольно условно, — другого слова не подберешь. Струнных ансамблей там, можно считать, нет, — то, что предлагается, звучит тоже весьма приблизительно.

Emu Proteus 2

Второй Proteus появился в 1989 году, вскоре после первого, вышедшего в 1988. Модуль обладает 16-частной мультитембральностью и 32-голосной полифонией. Используются 16-битные семплы с частотой дискретизации 39 кГц. 128 пресетных пэтчей размещены в 4 Мб памяти, есть возможность сохранять 64 пользовательских пэтча, до четырех пэтчей могут быть связаны в цепочку для создания перфоманса. Каждый пэтч состоит из двух звуков, для каждого из которых возможна регулировка времени запуска, громкости, панорамы, огибающей. Имеется мастер-эффект Chorus (один алгоритм), настройке поддается только глубина эффекта.



Содержащиеся на борту модуля звуки представлены палитрой оркестровых инструментов. Струнная группа содержит большое количество различных смычковых, а также арфу и гитару. Есть медные и деревянные духовые, и даже один орган. В перкуссионной группе содержатся набор барабанов, литавры, тарелки, ксилофон, тамтам и трубчатые колокола.

Операционная система модуля устроена несложно и интуитивно понятно. На передней панели находятся двухстрочный жидкокристаллический дисплей, четыре кнопки и колесо ввода данных, с помощью которых можно очень быстро сделать все нужные настройки.

На задней панели модуля содержится комплект MIDI-разъемов (In, Out, Thru) и три пары звуковых выходов: основной и два дополнительных. Дополнительные разъемы могут использоваться для посыла-возврата на внешние устройства обработки.

Зато модуль Roland Orchestra M-OC 1, несмотря на свой возраст, по струнным инструментам все еще может составить очень мощную конкуренцию Virtuoso. Звуков в нем, конечно, меньше, но зато струнные ансамбли великолепны, лучших я пока не слышал. Это жирные и сочные пресеты, без излишней резкости в пиано. Нажав одну ноту, я слышу слаженную работу группы музыкантов. Именно настоящей группы, — никакого хоруса или чего-нибудь еще в этом роде мне услышать не удалось. Пиццикато контрабасов и виолончелей, представленное в M-OC 1, мне, как выяснилось, тоже нравится несколько больше, чем в Virtuoso. Оно более глубокое даже без применения эффектов.

Roland Orchestra M-OC 1

Этот аппарат создан на основе звуков, содержащихся в карте расширения SR-JV 80-02 Orchestral для синтезаторов серии XP и модулей JV. Имеет 226 звуков симфонического оркестра, размещенных в 8 Мб памяти (используется сжатие данных; по утверждению производителя, объем семплов соответствует 16 Мб линейного 16-битного формата). Инструменты организованы в два банка (128 и 96 инструментов) и содержат одиночные и ансамблевые звуки струнной группы (контрабасы, виолончели, альты, скрипки, арфу), деревянные и медные духовые, наборы ударных инструментов, оркестровую перкуссию, органы, клавесины и даже два хора.



Модуль имеет восьмичастную мультитембральность (один канал привязан к ритм-секции) и 28-голосную полифонию. Система редактирования параметров (системные и канальные настройки) организована в своеобразную матрицу, управляемую комбинацией кнопок (строка — столбец) и парой кнопок выбора значения. Есть мастер-эффекты хоруса (три типа) и реверберации (восемь типов). Дисплей трехсимвольный.

На задней панели расположены три MIDI-разъема (In, Out, Thru), два звуковых выхода и два входа. На передней панели есть выход для наушников.

Модуль M-SE 1 String Ensemble абсолютно идентичен M-OC 1, за исключением звуков (170 пэтчей в 10 Мб, два набора ударных).

Что касается модуля M-SE 1 String Ensemble от фирмы Roland, то он имеет то, чего не имеют остальные приборы. У него есть пятьдесят уникальных легато-пэтчей, работающих особым образом. Если в момент нажатия клавиши еще не отпущена предыдущая, то новый звук запускается без фазы атаки, либо она смягчена. Звучит это действительно хорошо и правдоподобно, причем на одном и том же пэтче по одному MIDI-каналу можно играть как легато, так и иным штрихом: амплитудная огибающая, да и в целом звучание, отрабатывается соответствующим образом. На всех прочих модулях для достижения похожего результата пришлось бы использовать два разных звука: один с яркой резкой атакой, второй — с мягкой. Правда, хороших скрипок в M-SE 1 существенно меньше, чем в Virtuoso, — около половины его пресетов содержат добротные синтетические тембры, но это уже другая тема.

Комбинированные пэтчи и секции

Комбинированные пэтчи, в целом, звучат мощно и правдоподобно. Есть довольно жесткие, с сильным присутствием медных духовых, есть и более спокойные, с преобладанием смычковых и деревянных. Orchestra M-OC 1 тоже предлагает несколько комбинированных оркестровых звуков, включая несколько финальных тутти, аналогов которым нет в Virtuoso. Но если звучание Emu в целом хочется назвать мощным и экспансивным, то звуки Roland я бы однозначно охарактеризовал как жирные (но тоже неслабые, надо заметить).

Перкуссия

Virtuoso 2000 содержит всю оркестровую перкуссию и даже несколько наборов ударных инструментов, названных батареями (Batterie). Качество перкуссионных звуков неоднородное. Разные ксилофоны, маримбы и маракасы звучат, по традиции, «как живые». А вот с литаврами и представленными во множестве большими и малыми барабанами дело обстоит похуже. Уточню, что говорю о пресетных пэтчах, впрочем, и редактирование слабо помогает, я проверял. Так вот, звучание этих инструментов имеет одну особенность. Вместо хлесткого одиночного удара в барабан слышится как бы двойной удар. Вначале легкий шлепок, затем основной звук удара. Причем основной удар тоже получается похожим на дряблый шлепок, помощнее, конечно, чем первый, но недостаточно энергичный. Подобные звуки обычно имеют место, если сильно ослаблено натяжение мембраны, ударом по которой и извлекается звук.

Еще хотелось бы отметить, что трубчатые колокола (Tubular Bells) чрезмерно дребезжат. Насколько я помню, они должны звучать чище. Все остальное в группе ударных показалось мне достойным.

В модуле Orchestra M-OC 1 такого неоднородного качества в секции ударных не замечено. Все инструменты звучат чисто и четко, как им и положено.

Органы

О них скажу всего несколько слов. Мне однозначно нравятся органы из Orchestra M-OC 1 — очень сочный звук, чувствуется, что подключено много регистров. Органы же Virtuoso собраны из флейтовых семплов, я специально проверял слои в пресетах. Звучат они несколько легковато и однообразно. По органам я не согласен с конструкторами из Emu. Орган — ярчайший инструмент, и его звучание можно было бы должным образом разнообразить. Впрочем, можно попытаться собрать пользовательский органный пэтч, хотя в банках Virtuoso подходящих для этого звуков не много. В качестве утешения для себя я предположил, что, причислив орган к оркестровым инструментам, разработчики специально ограничились парой легких тембров, которые легко вписываются практически в любой состав оркестра.

Духовые

Неожиданным открытием для меня стало разное качество звучания инструментов медной и деревянной групп. Если бы реальные музыканты играли таким звуком, какой предлагается в имеющихся пресетах деревянных духовых, многие из них остались бы без работы.

Но начну с медных. Труба в демонстрационной записи звучит хорошо и ярко, с характерным открытым тембром. Но сыграть ее самому так же звонко, как в демо, оказалось проблематично. Даже рука устала. Там чего-то намудрили в пресете, пришлось изрядно повозиться с огибающими, пока не появился естественный звук.

Тромбоны неплохие, причем они согласились нормально играть без всяких ухищрений с моей стороны. Валторны хорошие, и в особенности они мне понравились собранными в секцию. Туба весьма симпатичная, у нее довольно характерный колоритный и живой голос.

В целом, одиночные звуки показались мне очень приличными, однако отмечу, что пресетов, которые действительно можно использовать в серьезной работе, буквально единицы. Подсчитаю на пальцах: одна труба, пара тромбонов, две валторны, две тубы. Получилось семь. Еще десяток-другой вариаций отдельных инструментов звучат несколько хуже. Есть несколько красивых инструментальных групп, особенно живыми мне показались валторны. А остальные пресеты медной группы (еще пара десятков, в основном смешанные), на мой взгляд, мало полезны. Лучше собирать собственные пресеты, благо для этого есть все возможности.

Деревянные духовые инструменты сработаны ощутимо хуже. С флейтой пришлось повозиться, пока она не стала играть с нормальной флейтовой атакой. В пресетном пэтче атака была чрезмерно растянута, так живая флейта и играть-то не может. Пикколо звучит с сильным присвистом и тоже имеет несколько размазанную атаку. Конечно, пикколо и должна свистеть, но при различных приемах игры свист обычно меняет свой характер. Кроме того, соотношение мощности свиста и основного тона должно изменяться при игре с разной громкостью и в разных диапазонах. Инструмент, предлагаемый Virtuoso, свистит одинаково при любой игре. Да и сам свист показался мне несколько чужеродным.

Кларнет звучит довольно натурально, пожалуй, лучше всех прочих инструментов этой группы. Фагот неплох, но он какой-то тусклый, не слышно присущего этому инструменту специфического колорита. И звуки в разных высотных диапазонах у него имеют практически одинаковую окраску. Чтобы так сыграть вживую — это нужно постараться. Где характерная гнусавость тембра, проявляющаяся при переходе в верхние регистры?

Английский рожок на себя не слишком похож — какой-то ватный и вязкий.

Остался гобой. Про него пишу с глубоким огорчением, поскольку гобоя в Virtuoso практически нет. Пресеты с таким названием, конечно существуют, но сам инструмент убит наповал. Такое встретишь, пожалуй, только в какой-нибудь компьютерной звуковой плате типа ESS, где в 512 килобайт волновой памяти ухитряются затолкать весь GM-набор инструментов.

Пресет типа «гобой» содержит в себе звук губной гармошки! Это может показаться смешным, но я совсем не расположен шутить. В звучании любого из пяти имеющихся пресетов явно слышались сипящие звуки с оттенком язычковых инструментов (при попытке игры легато «гармошка» почти зазвучала в разлив). Кроме того, у всех пресетов жутко размазана атака. Вероятно, семпл существует именно в таком виде, поскольку мне никакими ухищрениями не удалось придать звуку артикуляцию, хотя бы отдаленно похожую на настоящую. Гобой в принципе не может так играть. А ведь еще нужно использовать при игре различные штрихи.

Вообще, гобой обладает одним из красивейших звуков во всем оркестре, и я его люблю больше прочих. Такого пряно-острого тембра нет ни у кого. По характерности звучания с гобоем может сравниться, пожалуй, только фагот. Я на всякий случай прослушал несколько записей классических произведений с различными гобоями — там все в порядке, везде инструмент узнаваем. А в Virtuoso, есл

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

4 комментария
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Послушал демо. Струнные у Виртуозо явно хороши. Но помнится мне, что именно такой звук струнного оркестра (педали), не хуже, был на одном из sample дисков для Ensoniq ASR. Здесь, правда, звучание попрозрачнее, и пиццикато натуральнее.А деревянные духовые действительно ужасно звучат. Непонятно. Возможно, если поработать с вибрато (оно неестественное) и аккуратнее с velocity, все будет неплохо. Но честно говоря, Roland меня тоже не устроил.

  2. Сегодня приобрел оный модул. И пожалел о этом. Более дрянного оркестрового синта я не встречал! Правильно, что сняли его с производства. Я теперь знаю почему закрыли E-MU. За мутный звук и мыльный тембр! Народ! Слухай сюда! Есть только 3 настоящих оркестровых синта — Roland Orchestra M-OC 1, Kurzweil K2000 и GEM EQUINOX! (Есть еще пару синтюков с чумовыми оркестровыми звуками, но какие я Вам не скажу! Из вредности! И не надейтесь — это не Korg, Yamaha, Ensoniq и Юность 73) Позор E-MU и их корейским наймитам! Смерть виртуальным синтезаторам и семплерам! Даешь истинный аналог! Аминь!

  3. Ну, не знаю, мне понравился. Лучше чем у тритона PCM платы.Стринг очень чистый и куча звуков, я даже подумал, что акай не нужен. Правда, не купил я его, больно дорогой… баксов за 500… это другое дело.

  4. Ты Дмитрий на E-MU не гони, лучше ручки крутить учитсь. И не кто E-MU не закрывал, просто перешла она в распоряжение Creative, и радует нас дальше прекрасным звуком и великолепными семплерами. А Kurzweil с оркестровым расширением, это действительно ЗВУК !

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo