Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
сентябрь 2004

Первая и вторая версии виртуальной студии Cakewalk Sonar имели массу недоработок. Одна заплатка-обновление сменяла другую, а продукт все равно оставался сырым. И вот лишь в третьей версии программа достигла долгожданной стабильности, попутно обретя ряд новых возможностей. Причем, развитие продукта происходит на удивление последовательно, хотя и довольно осторожно.

Итак, Cakewalk Sonar третьей версии может продаваться в варианте Studio Edition или Producer Edition. Здесь речь пойдет о Cakewalk Sonar 3 Producer Edition. Этот вариант, в дополнение ко всем возможностям Studio Edition, имеет в составе подключаемый модуль Lexicon Pantheon Reverb, встроенный параметрический эквалайзер на входе каждого аудиотрека, расширенные возможности управления подключаемыми модулями, набор подключаемых модулей Sonitus:fx suite, виртуальный инструмент VSampler 3.0 DXi и приданное в виде обширных библиотек семплов и лупов. Продукт поставляется на трех дисках. На первом диске находятся сама программа, 254 Мб лупов (библиотеки от Power FX и Smart Loops), демо-песни, библиотеки, всякие мелочи и т. д. Второй диск содержит библиотеки семплов различного авторства (многие из них оказались просто демо-версиями), а третий диск содержит библиотеку семплов фортепиано от немецкой фирмы MAZ Sound Tools GmbH с пэтчами для программного семплера Virtual Sampler 3 той же фирмы. Семплы неплохие (а фортепиано просто замечательное), хотя все это добро к самой программе Sonar отношения не имеет.

Среди новшеств третьей версии заслуживают внимания поддержка частот дискретизации до 192 кГц, возможность импорта паттернов программы Cakewalk Project 5, многопортовая передача MTC, индивидуальный для каждого MIDI-трека выбор MIDI-входа (возможности одновременной записи MIDI-информации с разных входов многим пользователям Sonar очень не хватало). Также теперь возможно MIDI-клипы превращать в Groove Clips, которые используются как лупы (в предыдущих версиях программы такое можно было проделывать только с аудиоклипами). Кроме того, в комплект входит утилита Cakewalk VST Adapter 4, позволяющая использовать подключаемые модули и виртуальные инструменты формата VST, поддержку которых уже давно пора было обеспечить. О других новшествах будет подробнее рассказано дальше.

Обновление программы до версии 3.1 не заставило долго себя ждать (объем заплатки довольно велик и составляет около 20 Мб). Это обновление не только исправляет замеченные ошибки, но и дает ряд новых возможностей. Так, оптимизирована работа программы с многопроцессорными, или поддерживающими HyperThreading, компьютерами (в предыдущих версиях эти возможности уже были реализованы, хотя и гораздо менее эффективно), максимальный темп увеличен до 1000 ударов в минуту, добавлены более качественные алгоритмы ресемплинга, используемые при импорте и экспорте аудиоматериала, отсутствующие подключаемые модули теперь сохраняют за собой пустые ячейки с указанием названия модуля, вернулась из небытия функция Play List, появилась возможность произвольно задавать частоту дискретизации. Кроме того, «пофиксено» свыше сотни «багов» и выполнено множество мелких доработок. А я до установки этого обновления спокойно работал с программой и не знал, что она имеет столько ошибок…

Последовавшее обновление Sonar до версии 3.1.1 (объемом около 10 Мб) ничего принципиально нового не дает. Просто исправляет дюжину мелких ошибок, допущенных в обновлении до версии 3.1. Обе заплатки скачиваются с сайта Cakewalk (при скачивании требуется указать серийный номер продукта).

Так моя копия продукта доросла до версии 3.1.1. Восстановить в точности, в какой версии какие изменения произошли, не представляется возможным (да и не имеет смысла, особенно это касается постоянно дорабатываемого интерфейса), так как я моментально подружился с новой версией программы и возвращаться к старой не собираюсь. Сравнивать я буду с версией 2.2 (или 2.0, поскольку между ними разница не столь велика), в основном, по памяти, и про какую-нибудь мелочь могу забыть. Также не буду говорить о многих вещах, оставшихся без изменений.

Увидев обновленный интерфейс программы (рис. 1), я, в очередной раз, подумал: «Это что, Cubase?» Нет, опасения были напрасны. От конкурирующих продуктов Steinberg были позаимствованы лишь их лучшие внешние черты, в то время как основная «начинка» Sonar осталась по-прежнему интуитивно понятной.



Меню, панели инструментов

Главное меню принципиальных изменений не претерпело, однако, порывшись в диалогах, можно найти кое-что интересное. Например, при экспорте аудио (меню File — Export — Audio) можно выбрать частоту дискретизации (рис. 2), при этом в ход пойдет упомянутый ранее новый алгоритм ресемплинга (если аудио экспортируется с частотой дискретизации, отличной от принятой в данном проекте). Качество этого алгоритма ресемплинга, на мой взгляд, не самое лучшее. По крайней мере, программа Cool Edit Pro делает это лучше, хотя и дольше. Я понимаю, что предлагаемое качество ресемплинга может кое-где оказаться вполне достаточным. Но если есть возможность сделать это лучше, то надо делать лучше.



В меню Options — Audio, на закладке General, теперь можно не просто выбрать частоту дискретизации, а абсолютно произвольно вписать ее (это как раз и есть та самая поддержка произвольных частот дискретизации, что появилась в версии 3.1). Другое дело, захочет ли «железо» поддерживать то, что мы здесь написали.

В меню Options выбираем пункт Global, при этом раскрывается знакомое окно, где на закладке General (рис. 3) видим три новые опции: Display Waveform Preview While Recording, Always Echo Current MIDI Track и On Stop, Rewind To Now Marker. Первая включает показ формы волны записываемого аудиосигнала, вторая относится к автоматическому мониторингу MIDI-треков, о чем еще будет рассказано далее. Последняя означает автоматический возврат при остановке воспроизведения/записи в позицию Now (грубо говоря, откуда в последний раз осуществлялся старт воспроизведения/записи), что очень удобно и полезно, особенно при записи дублей.



На закладке Audio Data того же окна (рис. 4) также есть три новые опции, имеющие отношение к аудиофайлам формата Broadcast Wave (BWF): Always Import Broadcast Waves At Their Timestamp, Export Broadcast Waves By Default и Apply SMPTE Offset to Broadcast Wave Timestamps. Смысл этих новшеств вполне очевиден.



Панелей инструментов теперь стало шестнадцать — появилась панель Event Inspector (рис. 1), отображающая информацию о выделенном клипе. Читаемость кнопок на панелях инструментов, по сравнению со второй версией программы, в целом, несколько улучшилась.

Окно Track

Окно Track (или Track View) по-прежнему является главным окном проекта (рис. 5). Теперь уже почти самодостаточным.


В чем было главное неудобство окна Track в предыдущей версии Sonar? Да в том, что «стрипы» треков приходилось разворачивать, чтобы добраться до настроек, и затем опять сворачивать из-за того, что все «стрипы» в развернутом виде занимали невероятное пространство (полученную стопку долго прокручивать в окне). Теперь же появилась чисто кубейсовская панель Inspector, располагаемая в левой части окна Track.

Панель Inspector есть для любого типа трека, а также для шин. Для ее открытия предназначена специальная кнопка, крайняя слева на панели инструментов окна Track. Панель Inspector для треков имеет контекстное меню (рис. 6), в котором, например, можно выбрать ее более компактный вид (пункт Narrow Strip). Вид и содержимое панели Inspector можно настраивать, для чего предназначены четыре кнопочки в нижней ее части. Кнопочки эти имеют три цвета. Если кнопочка «серенькая» (выключено), то соответствующая часть настроек не отображается, если «зелененькая», то этот блок виден, если же «голубенькая», то содержимое предстает во всей своей красе. Правда, на мой взгляд, здесь есть некоторая недоделка, поскольку при переключении указанных кнопочек содержимое панели Inspector может не поместиться на экране, в то время как большая часть ее пространства остается пустой. Иногда трудно сразу понять, что часть настроек ушла «за пределы», а не просто пропала.



На стрипах треков, панели Inspector и линейках виртуальной консоли теперь можно индивидуально включать как мониторинг для каждого аудиотрека, так и режим Echo для MIDI-треков. Упомянутая ранее опция Always Echo Current MIDI Track обеспечивает автоматический перевод выделенного (текущего) MIDI-трека в режим Echo (при этом соответствующая кнопочка стрипа данного трека, панели Inspector и линейки виртуальной консоли меняет цвет на сиреневый). К аудиотрекам это отношения не имеет.

Изменения коснулись индикаторов уровня. Выпадающее меню кнопки отображения индикаторов уровня (расположенной на панели инструментов окна Track) дополнено новыми функциями (рис. 7). Теперь есть команда сброса показаний всех индикаторов (Reset All Meters), возможность выбора горизонтального или вертикального положения индикаторов уровня на стрипах треков (Horizontal Meters или Vertical Meters) и отображения численного значения пикового уровня в строке заголовка стрипа аудиотрека (Show Numeric Peak Values). Последняя возможность пришлась весьма кстати, и я ей охотно пользовался.



Индикаторы уровня панели Inspector (для аудиотреков) также имеют контекстное меню (рис. 8). Единственное, что здесь неясно, так это назначение пунктов Mains Meters и Mains Meter Options, ни на что не влияющих. Шины физических аудиовыходов (Mains) в окне Track не отображаются. Возможно, что это только пока, — до выхода очередного обновления.



Те из аудиотреков, что были созданы как возвраты виртуальных инструментов, имеют иной набор возможностей (нет кнопок записи и мониторинга входа).

Шины теперь организованы иначе — они все одинаковые. Любая шина может использоваться и как вспомогательная (на которую осуществляется посыл), и как подгруппа (на которую назначен выход трека). Одновременно могут выполняться обе этих функции. Изменять число шин, добавлять и убирать посылы на них с треков теперь можно произвольно. И ничто не мешает «нагородить» шины каскадно или соорудить из них древовидную структуру. Таким образом, превосходство в гибкости над большинством «железных» микшеров очевидно.

Стрипы шин внешне аналогичны возвратным трекам виртуальных инструментов, только не имеют кнопки переворота фазы и имеют регулятор не только выходной, но и входной стереопанорамы. Догадайтесь, зачем. Правая часть стрипа шины имеет контекстное меню (рис. 9).



Панель Inspector для шины тоже имеет контекстное меню, но несколько иное, чем для трека (рис. 10).



И, конечно же, нельзя не отметить появления на треках и шинах эквалайзера, который можно найти на панели Inspector и на линейках виртуальной консоли, где доступны настройки четырех параметрических полос (для каждой возможен выбор из пяти типов фильтров). Для всех параметров эквалайзера могут быть созданы огибающие. Этот эквалайзер имеет окошко, в котором настройки визуализируются. Окошко маленькое, но благодаря функциям автоматического масштабирования графика выглядит в нем все более-менее разборчиво. Окошко эквалайзера имеет контекстное меню (рис. 11).



Здесь, вроде бы, все понятно, но при выборе пункта Show Eq Properties открывается окно с эквалайзером (рис. 12), входящим в состав прилагаемого набора подключаемых модулей Sonitus:fx suite. И действительно, чего изобретать велосипед? Только полос здесь шесть, а не четыре, причем настройки всех шести полос прорисовываются в упомянутом ранее окошке.



Микшер

Виртуальная консоль, или Console View, теперь тоже выглядит по-новому (рис. 13). Каждая из ее линеек представляет собой панель Inspector для трека или шины. Микшер имеет три секции: линейки треков, линейки шин, линейки физических аудиовыходов «железа» (Mains). Последние почему-то доступны только здесь. Слева есть набор кнопок, позволяющих отображать, разворачивать или скрывать определенные элементы линеек. В полностью развернутом виде эта консоль поместится целиком по высоте разве что на 22-дюймовом мониторе, если поместится вообще. Хорошо хоть, что в этом окне есть возможность прокрутки. Снова, огромное количество места пропадает зря. На мой взгляд, без этого микшера вообще можно было обойтись. Все, что надо, теперь есть в окне Track, а работать в одном окне мне удобнее.


Эффекты и виртуальные инструменты

Прилагаемые модули можно поделить на три категории. Это MIDI-эффекты, подключаемые модули формата DirectX (аудиоэффекты) и подключаемые модули формата DXi (виртуальные инструменты, хотя в этом формате могут быть и эффекты просто).

Набор прилагаемых MIDI-эффектов не изменился со времен Cakewalk Pro Audio и включает модули Session Drummer, Quantize, Change Velocity, Transpose, Delay/Echo, Arpeggiator, Event Filter, Chord Analyzer. Возможно, модули дорабатывались, однако это все те же уже известные плагины. Дополнительно могут быть установлены наборы MIDI-эффектов MusicLab MFX и Ntonyx MFX, также имеющиеся на диске с Sonar.

Часть аудиоэффектов досталась в наследство от все того же Cakewalk Pro Audio: CWEq, Delay (Mono), Parametric EQ, Pitch, Reverb (Mono), Stereo Delay, Stereo Reverb, а также Dynamics Processing (из набора FX1), Amp Sim, Amp Sim Lite, Tape Sim (из набора FX2). Есть и пять известных по первой версии Sonar модулей совместной разработки Cakewalk и DSP-FX: DSP-FX StudioVerb, DSP-FX Chorus, DSP-FX Delay, DSP-FX Flanger, DSP-FX Parametric EQ.

К условно новым можно отнести набор из десяти подключаемых модулей Sonitus:fx suite в составе Sonitus:FX Compressor, Sonitus:FX Gate, Sonitus:FX Delay, Sonitus:FX Equalizer (рис. 12), Sonitus:FX Modulator, Sonitus:FX Multiband, Sonitus:FX Phase, Sonitus:FX Reverb, Sonitus:FX Surround, Sonitus:FX WahWah.

Модуль SpectraFX (рис. 14), тоже из «новых», является разработкой Cakewalk и представляет собой, скорее, полноценный процессор, нежели просто подключаемый модуль. Возможно создание восьми пэтчей (путем назначения одного из алгоритмов на один из пэтчей) и переключение между ними. Среди предлагаемых алгоритмов обработки есть эффекты перегрузки, фильтры, множество вариантов задержки, реверберации, модуляционные, комбинированные и спецэффекты. Два параметра каждого эффекта могут модулироваться как встроенными LFO, так и огибающими на треке или шине, на которую этот модуль назначен (к этому вопросу я еще вернусь дальше). Одновременно выполняется один алгоритм. Виртуальный MIDI-порт модуля может воспринимать информацию о текущем темпе, он же появляется в списке выходов MIDI-треков, но никакой пользы не приносит. Жаль, что нет MIDI-управления как такового и доступа ко многим параметрам эффектов. В целом же эффекты вполне употребимые, а их качество, на мой взгляд, более чем просто сносное.



Модуль Lexicon Pantheon Reverb (рис. 15) представляет собой ревербератор. Вообще говоря, с этим модулем мне уже приходилось сталкиваться, и ныняшняя встреча лишь подтверждает прежние впечатления, которые кратко я бы сформулировал как «что-то не то». Эффект имеет характерную жестковатую зернистую окраску и сходство с акустикой довольно больших помещений с каменными (кафельными, бетонными и т. д.) поверхностями. Настройки, несмотря на их обилие, принципиально ничего не меняют. Эффект, на мой взгляд, очень узкоспециализированный, вписываемость которого в композицию вероятна лишь, скорее, как исключение. И уж в чем я уверен, так в том, что данный модуль не имеет отношения к «привычному» звучанию реверберации Lexicon. Модуль работает только вместе с Sonar (WaveLab при попытке использовать этот модуль сообщает об ошибке, а Cool Edit Pro в качестве результата обработки возвращает крохотный кусочек тишины). Такие ограничения — штука весьма неприятная.



Заслуживает внимания возможность автоматизации настроек подключаемых модулей посредством огибающих. Предположим, на одну из шин (то же самое касается и треков) назначен модуль Lexicon Pantheon Reverb. В контекстном меню правой части этой шины (рис. 16) некоторые параметры эффекта можно назначить на огибающие (рис. 17), работа с которыми осуществляется точно также, как и с любыми другими. Однако далеко не каждый модуль поддерживает такую автоматизацию, возможность которой и набор доступных параметров лучше всего проверить экспериментально в каждом конкретном случае.





Что касается виртуальных инструментов, то зрелище, как говаривал ослик Иа, душераздирающее. Модули Dream Station DXi2, Virtual Sound Canvas DXi2 и Cyclone DXi2 в представлении не нуждаются. Модули Live Synth Pro SE и Revalver SE представляют собой урезанные версии, причем урезаны они так, что пользы от них почти никакой. Модуль Virtual Sampler 3 (рис. 18) поставляется в демо-версии, то есть позволяет использовать не все его возможности (рис. 19). Для снятия ограничений модуль необходимо купить.





Корректность работы

Особенность работы Sonar с «железом» заключена в том, что программа поддерживает WDM Kernel Streaming (или Direct KS), что позволяет обойти встроенный «мультимедийный» микшер Windows и избежать нежелательного преобразования им аудиоматериала с разрядностью выше 16 бит. Также поддержка WDM Kernel Streaming способствует радикальному сокращению аппаратной задержки (Latency). Без поддержки WDM Kernel Streaming запись или воспроизведение аудиоматериала с разрядностью выше 16 бит, теоретически, происходит некорректно. Однако даже из этого правила возможны исключения, но к нам они не относятся.

Используемый мной аудиоинтерфейс RME DIGI 96/8 PAD имеет драйверы, не поддерживающие WDM Kernel Streaming, но зато аппаратно поддерживающие ASIO. Понятно, что для работы со старыми версиями Sonar эта плата не очень подходит. Поэтому появление в программе поддержки ASIO-драйверов (еще в версии Sonar 2.2) оказалось весьма кстати.

Теперь Sonar при работе с ASIO-драйвером RME DIGI 96/8 PAD обеспечивает побитовую точность записи и воспроизведения цифровых аудиоданных в любом поддерживаемом формате. Кроме корректности обмена данными с «железом» это доказывает, что при установленных строго в позицию 0 дБ регуляторах уровня на используемых треках и шинах (а также при нейтральных положениях прочих регуляторов) программа не корежит аудиоматериал. Для проверки этого надо, во-первых, выбрать в окне настроек аудиосистемы Sonar (меню Options — Audio) на закладке Advanced тип драйвера (Driver Mode) ASIO, а заодно и отключить дизеринг (Apply Dither). Но это не все. На закладке Mode панели управления RME DIGI 96/8 PAD (рис. 20, ее можно вызвать с закладки General того же окна настроек аудиосистемы Sonar) следует правильно выбрать объем буфера, от чего зависит разрядность ASIO-драйвера. Вариантов всего четыре: 2048, 1024, 512 или 256 семплов, причем первый и третий варианты соответствуют разрядности 16 бит, а второй и четвертый — 32 бита. Следовательно, нужно выбрать второй или четвертый вариант. Аппаратная задержка (Latency) зависит от частоты дискретизации. Она минимальна при объеме буфера 256 семплов и частоте дискретизации 96 кГц — 2,7 миллисекунды, что весьма неплохо. Конечно, аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи увеличивают задержку, но она все равно остается в пределах времени распространения звука по помещению, поэтому при мониторинге не ощущается. Использовались драйверы RME версий 2.05 и 2.10.



Заключение

Немного поработав с новой версией любимой программы, я теперь не представляю, зачем мне пользоваться чем-то другим (конечно, я еще использую Cool Edit Pro 2.0 и WaveLab 4, но для совсем других целей). Уже после знакомства с третьей версией Sonar мне пришлось некоторое время пользоваться предыдущей версией, и было очень тяжело мириться с ее недоделанностью, неудобством и «глюками». И хотя, в принципе, это все тот же продукт, прогресс его очевиден.

Правда, если приглядеться к интерфейсу новой версии повнимательнее, то становится очевидной его логическая незавершенность, отсутствие лаконичности. То есть Sonar по-прежнему представляет собой этакую «недописанную картину» — продукт, который постоянно находится в стадии разработки (хотя недоделанность теперь не так сильно напрягает, как в предыдущих версиях). Тем не менее, программа позволяет полностью реализовать музыкальный проект, включающий в себя запись живых исполнителей и виртуальные инструменты, практически без дополнительных средств (только стоит добавить необходимое количество «хороших» подключаемых модулей, поскольку прилагаемый набор оставляет желать лучшего). Это программа для музыкантов.

Возможно, что для исключительно электронных проектов кто-то сочтет лучшей какую-нибудь другую программу, специально под это «заточенную» — например, хоть тот же Cakewalk Project 5. Очевидно, что для постпроизводства (хотя к освоению этой задачи Sonar делает осторожные шаги) и работы с окружающим звуком тоже пока придется использовать что-нибудь другое: Samplitude или Steinberg Nuendo. Но никто не мешает разработчикам добавить в Sonar ряд принципиально новых функций (хотя бы многоканальные регуляторы панорамы и соответствующие кодеки), убив при этом еще несколько зайцев. Так что, поживем — увидим.

Cakewalk Sonar 3.1.1www.cakewalk.com

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

1 комментарий
  1. стаья имеет много хрошей информацией, но не всей.:-( У каждого своё мнение по мне Steinberg cubase SX3 или тот же Cool Edit никто не заменит, а вокодер лучший в Samplitude 8:-)

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo