02 октября 2007
Вторая версия программы синтеза вокала Yamaha Vocaloid использует новое аудиоядро, позволяющее добиться более естественного результата. До 16 треков можно использовать одновременно. Поддерживаются потрековый рендеринг (сохранение в формате WAV), предварительное прослушивание, импорт стандартных MIDI-файлов. Изменен интерфейс редактора, упрощено управление атакой и вибрато, трек управления тембром сделан прозрачным. Программу можно использовать автономно (поддерживается формат ReWire) или как плагин формата VSTi. В варианте VSTi возможно игра с клавиатуры в реальном времени (при условии предварительного ввода текста), полифония четыре голоса. Системные требования: Windows XP, Pentium4 2 ГГц или Athlon XP 2000+ (рекомендуются Pentium4 2,8 ГГц или Athlon 64 2800+), 512 Мб RAM (рекомендуется 1 Гб, при использовании варианта VSTi в реальном времени — 2 Гб).
Как и первая версия, Vocaloid 2 не будет продаваться отдельно — только в комплекте с библиотеками исполнителей. Первый такой набор, Sweet Ann, выпущен компанией PowerFX.
Дополнительная информация:
www.powerfx.com
19 июня 2003
В апрельском номере МО за 1997 год была опубликована первоапрельская заметка «Падение последнего барьера» о якобы существующей программе синтеза вокала из мелодии и текста. С присущим нам в это время года цинизмом в заметке подробно рассказывалось о вводе мелодии посредством импорта одноголосного MIDI-файла, а текста — из текстового файла, о поддержке различных вокальных приемов исполнения (вибрато, глиссандо), о наличии нескольких вокальных моделей известных исполнителей (с возможностью их добавления) и работе по поддержке разных языков.
В редакционной статье июльского номера за тот же год мы с удивлением сообщали, что лабораторные работы по созданию подобной технологии ведутся на самом деле. А в новостях апрельского номера за 1998 год говорилось о появлении условно-бесплатной программы синтеза вокала VocalWriter для MacOS компании KAE Labs. Программа эта, кстати, доступна до сих пор. Имеющиеся на сайте компании (www.kaelabs.com) звуковые примеры явно показывают, что используемая технология еще очень несовершенна — искусственный характер вокала слышен практически в каждом слоге.
Но теперь синтезом вокала занялась такая суперкомпания как Yamaha, показавшая на прошедшей в этом году выставке Musikmesse предварительную версию программы Vocaloid для Windows. Программа состоит из редактора партитуры (в нем вводятся мелодия, текст и исполнительские приемы: вибрато, глиссандо и т. д.), базового ядра (синтезирует вокал) и вокальных библиотек. В данный момент существуют базовые библиотеки женского и мужского голосов на японском и английском языках. Yamaha планирует расширить количество вокальных библиотек и сообщает о проведении предварительных переговоров с такими известными производителями библиотек семплов, как Crypton Future Media (Япония), Best Service (Германия) и Zero-G (Великобритания). В свою очередь, Zero-G сообщает о намерении выпустить к концу этого — началу следующего года библиотеку с мужским и женским вокалом в стиле соул на английском языке. Тогда же должна выйти и коммерческая версия программы Vocaloid, как в автономном варианте, так и в виде подключаемого модуля.
Самое главное, что имеющиеся звуковые примеры (правда, почему-то выложенные на сайте Yamaha в малораспространенном формате Mid Radio Player) показывают намного лучший результат по сравнению с программой VocalWriter. Искусственность вокала по-прежнему слышна на некоторых слогах (напоминает нарочитое использование функций коррекции высоты тона), но общий результат гораздо естественнее. Даже в нынешнем виде данную технологию уже можно применять, по крайней мере, в трех случаях: для создания демонстрационных версий песен, для создания партий второго плана, для создания ведущих вокальных партий, которые и должны звучать искусственно (что для многих современных песен вполне актуально).
Если планы компании Yamaha по выпуску программы Vocaloid осуществятся, то можно ожидать появления хитов с синтезированным вокалом в течение ближайших двух-трех лет, и массового наплыва виртуальных звезд (полностью созданных продюсерами — от внешности до пения) лет через пять. И хотя полноценно заменить профессиональных вокалистов пока еще невозможно, стоит вспомнить, что первые попытки использовать вместо реальных инструментов их синтезированные или семплированные варианты также были встречены скептически.
Дополнительная информация:
www.global.yamaha.com
Звуковые примеры
KimiNoUwasa.mp3 (1,73 Мб)
AmazingGrace.mp3 (773 Кб)
SarasaraYukigeshiki.mp3 (260 Кб)
Ушам не верится! Примеры-супер! Чувствуются конечно скачки и синтез, но это прорыв! Не даром Рopular Science Magazine их наградил «Best of What’s New 2003»! Хочется пожелать разработчикам удачи в дальнейшем развитии Vocaloid!
Уже пользую прогу в качествебэка, результат убивает заказчика,особенно если затушевать каким-нибудь стрингзом, жаль, конечно,скоро все страсти утихнут, такойпродукт недолговечен.
Помогите плиз, немогу понять почему лирику не получается трансформировать в фонемы, т.е. не получается заставить петь ту фразу что мне нужно ((Заранее спасибо
В ноябрьском номере МО (http://…) будет статья про Vocaloid.
Безусловно, будут появляться и более невообразимые виртуальные изыски, которые ещё больше и дальше оддалят природное от искусственного, но ни какие виртуалки и виртуалы, думаю. не претендуют заменить таланты и самородков, профессионалов и любителей на железных монстров. Однако сама по себе программа меня очень восхищает и полезна для композиторов и аранжировщиков. и всем кто так или иначе связан с музыкой