Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
апрель 1999
Аналоговый полифонический синтезатор Roland Jupiter 8 и сегодня является одним из самых востребованных инструментов прошлого. Однако в этом семействе были и другие модели.
Cейчас в это трудно поверить, но до второй половины 70-х фирма Roland была в основном известна как производитель инструментов для домашнего музицирования: электроорганов и пресетных ритм-боксов. Только с 1978 года началось постепенное превращение фирмы Roland в одного из ведущих производителей профессиональных музыкальных инструментов. И началось оно выпуском синтезатора Jupiter 4.
Jupiter 4
Четырехголосный синтезатор Jupiter 4 был частью серии Compuphonic, в которую также входил программируемый одноголосный синтезатор Promars и аналоговая ритм-машинка CR 5000. В то время на рынке доминировали такие полифонические синтезаторы, как Yamaha CS 80, Sequential Circuits Prophet 5 и Oberheim OB-X. Хотя новый синтезатор Roland и был значительно дешевле своих конкурентов (2500$), он все же не мог полноценно соперничать с ними, поскольку имел всего один генератор на голос (отчего необработанные звуки жидковаты), нединамическую клавиатуру в четыре октавы (без послекасания) и только четыре голоса полифонии. К тому же, наличие всего восьми пользовательских пэтчей — не слишком много даже по тем временам. Впрочем, были у инструмента и плюсы: например, знаменитый хорус «ensemble», способный уплотнить звуки лучше, чем модуляция ширины импульса или расстройка генераторов, использовавшиеся конкурентами; режим Unison, превращавший Jupiter 4 в мощный одноголосный синтезатор; и отличный арпеджиатор (наиболее знамениты его применения группой Duran Duran, например, в песне «Hungry Like the Wolf»). Также синтезатор использовали Kitaro, Gary Numan, Tangerine Dream, Stevie Wonder, Meat Beat Manifesto, Thomas Dolby и Heaven 17.
Генератор инструмента способен производить пилообразную, прямоугольную и импульсную (с модуляцией ширины импульса) формы волны. Есть субгенератор, генератор шума, два генератора огибающей типа ADSR (одна огибающая для усилителя, другая для фильтра, с инвертированием). Кроме VCF — управляемого напряжением пропускающего фильтра низких частот (с резонансом) — есть также и неуправляемый пропускающий фильтр высоких частот (без резонанса). Генератор низких частот (LFO) может производить синусоидальную, прямоугольную и два вида пилообразной формы волны. LFO может модулировать генератор, фильтр, усилитель или ширину импульса. Только для модуляции фильтра можно использовать случайную форму волны LFO (обозначена «VCF mod»). Усилитель может быть перегружен, наличие перегрузки можно контролировать по специальному индикатору. Наряду с восемью пользовательскими, инструмент имеет и десять пресетных пэтчей. Есть режим портаменто, вход для синхронизации темпа арпеджиатора, CV вход для модуляции фильтра.
Корпус Jupiter 4 сделан из металла и дерева, он очень тяжелый и прочный. У инструмента один выход, имеются колеса высоты тона и модуляции. Кнопки смены звуков, управления арпеджиатором и некоторые другие находятся на передней стороне корпуса, под клавиатурой. Подобное расположение унаследовано от электроорганов, чтобы исполнитель мог менять параметры непосредственно во время исполнения, нажимая на кнопки большими пальцами (рук). Но если для малоподвижного домашнего органиста это обычно не создавало проблем, то импульсивные последователи Эмерсона и Лорда нередко нажимали кнопки телом в самый неподходящий момент сценического действа. Также пользователи жаловались на то, что инструмент не держит строй.
Сейчас Jupiter 4 стоит от 300$ до 400$.
Jupiter 8
В 1981 году, через три года после появления Jupiter 4, профессиональные клавишники, если им был нужен полифонический синтезатор, по-прежнему чаще всего выбирали продукцию фирм Sequential Circuits и Oberheim. Именно для этого сектора рынка на смену Jupiter 4 был выпущен восьмиголосный Jupiter 8 (5000$), который был очень хорошо принят покупателями. Однако в большинстве случаев он не заменил своих американских конкурентов в арсенале исполнителей, а дополнил их. Если синтезаторы Prophet и Oberheim звучали мощно и плотно, то Jupiter 8 обладал более чистым и прозрачным звучанием. Более того, он был более разнообразен: мог звучать и плотно, и воздушно. Причина этого не совсем понятна, поскольку все эти синтезаторы использовали одни и те же микросхемы генераторов Curtis и имели схожую структуру: два генератора на голос, пропускающий фильтр низких частот (24 дБ/окт), пара генераторов огибающей, различные возможности модуляции.
Jupiter 8 имел и весьма передовые по тем временам возможности: разделение клавиатуры на две части (и наложение звуков), синхронизация генераторов, перекрестная модуляция, переключение крутизны фильтра (12 или 24 дБ/окт), полифоническое портаменто, популярный уже арпеджиатор со случайным (random) режимом (использовался в песне «Rio» группы Duran Duran), выходы CV и Gate, входы для управления темпом арпеджиатора (с выбором восьмых, триолей или шестнадцатых), портаменто, сустейном, частотой среза фильтра и амплитудой усилителя. Важным преимуществом Jupiter 8 является повторяемость звуков от экземпляра к экземпляру, практически отсутствовавшая у Prophet и Oberheim.
Оба генератора Jupiter 8 имеют диапазон в четыре октавы. Первый генератор способен производить треугольную, пилообразную, импульсную (с изменяемой шириной) и прямоугольную формы волны. Второй генератор может производить синусоидальную, пилообразную, импульсную (с изменяемой шириной) формы волны и розовый шум. Возможна модуляция ширины импульса (посредством LFO, первой огибающей или вручную), синхронизация генераторов, перекрестная модуляция. Два генератора огибающих (типа ADSR) имеют режим отслеживания клавиатуры, первая огибающая инвертируется. Пропускающий фильтр низких частот с изменяемой крутизной и с резонансом (но без самовозбуждения) можно модулировать одной из двух огибающих или LFO, есть режим отслеживания клавиатуры. Есть пропускающий фильтр высоких частот (без резонанса). LFO может производить синусоидальную, пилообразную, прямоугольную и случайную формы волны. Генераторы можно модулировать LFO и первой огибающей, в том числе независимо один от другого. Модуляция усилителя возможна второй огибающей или LFO. Есть второй генератор низких частот (LFO2), который запускается нажатием большой белой кнопки рядом с джойстиком.
При игре в режиме Solo, только один двухгенераторный голос может звучать одновременно. В режиме Unison постоянно используются все имеющиеся генераторы, с равномерным распределением их между голосами в зависимости от количества последних (при нажатии одной ноты звучат все 16 генераторов, при нажатии восьми нот на каждую приходится по два генератора).
Для арпеджиатора выбирается диапазон (от одной до четырех октав) и режим (вверх, вниз, вверх и вниз, случайный). При разделении клавиатуры арпеджиатор работает только в нижней части. Синтезатор имеет клавиатуру в 61 клавишу, 64 пользовательских пэтча и восемь перфомансов (названных «patch presets»), две пары выходов: несимметричные на джеках и симметричные на разъемах XLR (звук с каждой части можно направить на отдельный выход).
Jupiter 8 особенно славится своими подкладочными и струнными звуками, но у него хороши также и басовые звуки. Вообще же, этот инструмент в течение уже многих лет является гордостью производителя и намек на него угадывается в названии современного цифрового имитатора аналоговых синтезаторов JP 8000.
Jupiter 8 еще тяжелее, чем Jupiter 4. Среди других негативных характеристик можно отметить нестабильность строя и подлую привычку отдельных экземпляров неожиданно самообнуляться. Синтезатор использовали Orbital, Future Sound of London, Moby, Underworld, Vince Clarke, Jean Michael Jarre, Depeche Mode, Meat Beat Manifesto, OMD.
Сейчас Jupiter 8 стоит от 900$ до 1200$.
Jupiter 8 A
В 1982 году вышел Jupiter 8 A с улучшенной стабильностью строя. Но самое главное, что Jupiter 8 A был первым синтезатором, способным на полифоническое общение с другим оборудованием, благодаря интерфейсу DCB (Digital Communication Buss). С начала 80-х, еще до появления MIDI, исполнители в стиле электро-поп использовали в своей музыке небольшие запрограммированные секвенции, создаваемые при помощи секвенсоров Roland MC 4 и MC 8. Посредством DCB интерфейса Jupiter 8 A мог общаться с этими секвенсорами, а также с синтезатором Juno 60 и секвенсорами серии MSQ. Одним из известных применений новых возможностей является песня «Relax» группы Frankie Goes to Hollywood. Кроме них, Jupiter 8 A использовали Duran Duran, Blancmange, Erasure и Heaven 17. Для установки DCB интерфейса на предыдущие модели Jupiter 8 было выпущено дополнение OC 8. А с появлением MIDI был сделан MD 8 — преобразователь DCB/MIDI.
Сейчас Jupiter 8 A стоит от 1000$ до 1400$.
Jupiter 6
В 1983 году появилась Yamaha DX 7 с 16 голосами полифонии, динамической клавиатурой и MIDI интерфейсом. Ответом Roland стал Jupiter 6 всего с шестью голосами полифонии, без динамической клавиатуры, без дисплея и с очень слабыми MIDI возможностями (номера нот и сообщения Смены Программы, даже без сообщений педали сустейна). При этом Jupiter 6 стоил дороже, чем DX 7 (3000$ против 2000$). Соперничество было проиграно. По сравнению с предыдущими моделями Jupiter, арпеджиатор не имеет случайного режима, нет хоруса, громкость звуков не сохраняется, нет сквозного MIDI разъема (на поздних моделях есть). Были и возможности, отсутствовавшие на предыдущих моделях, например режим пропускающего фильтра высоких частот и полосового фильтра, кроме пропускающего низких частот (резонанс в любом режиме, вплоть до самовозбуждения). Стабильность строя также была улучшена.
У Jupiter 6 два генератора на голос (по-прежнему используются микросхемы Curtis): первый имеет диапазон в четыре октавы и может производить треугольную, пилообразную и импульсную (с изменяемой шириной) формы волны в любых сочетаниях; второй генератор имеет диапазон в шесть октав и может производить треугольную и пилообразную формы волны, а также шум. Различные формы волны могут производиться одновременно. Возможна синхронизация генераторов, перекрестная модуляция, модуляция фильтра посредством огибающих, LFO и клавиатуры. По сравнению с предыдущими моделями нет неуправляемого напряжением пропускающего фильтра высоких частот. Есть две огибающих (ADSR) с возможностью отслеживания клавиатуры, первая огибающая инвертируется. Вторая огибающая управляет амплитудой. LFO1 имеет параметры частоты и задержки, может производить треугольную, пилообразную, прямоугольную и случайную формы волны, управлять шириной импульса, высотой тона, фильтром и амплитудой. LFO2 (запускается нажатием на большую белую кнопку, находящуюся рядом с джойстиком) может управлять высотой тона или фильтром.
Портаменто программируется раздельно для каждой части клавиатуры. Наряду с портаменто есть и глиссандо (Glide) — ступенчатое портаменто с полутоновыми шагами. В режиме Solo может звучать только один двухгенераторный голос. В режиме Solo Unison также звучит только один голос, но двенадцатигенераторный. Режим Unison постоянно использует все имеющиеся генераторы, равномерно распределяя их между голосами в зависимости от количества последних (при нажатии одной ноты звучат все 12 генераторов, при нажатии шести нот на каждую приходится по два генератора). Возможна перегрузка усилителя.
Jupiter 6 имеет клавиатуру в 61 клавишу, 48 пэтчей и 32 перфоманса, несимметричный выход на джеке и симметричный на XLR. Возможно разделение клавиатуры на две части. Есть входы для управления темпом арпеджиатора, портаменто, сустейном, частотой среза фильтра и амплитудой усилителя. Синтезатор использовали Orbital, Moby, ZZ Top, King Crimson.
Сейчас Jupiter 6 стоит около 800$.
MKS 80
В 1984 году, через год после появления Jupiter 6, фирме Roland удалось реабилитироваться, выпустив не синтезатор, но двухрэковый звуковой модуль MKS 80 Super Jupiter, который предназначался для совместного использования с MIDI клавиатурами MKB 1000 или MKB 300. Модуль практически является рэковой версией Jupiter 8 с некоторыми улучшениями: больше память (64 пэтча и 64 перфоманса, столько же на дополнительной RAM карте), изменена электроника, звуки чувствительны к динамике клавиатуры и к послекасанию. Модуль не имеет арпеджиатора, но у него есть два выхода, MIDI вход и выход. Некоторые пользователи утверждают, что по звуку MKS 80 ближе к Jupiter 6, чем к Jupiter 8. Существует два варианта MKS 80: ранние экземпляры с микросхемами Curtis и более поздние (версия REV5, начиная с серийного номера 511800), с микросхемами собственной разработки Roland. Кроме того, в экземплярах версии REV5 были сделаны и другие изменения (в частности, были заменены микросхемы фильтра и усилителя), так что звуки, созданные на одной версии, требуют изменения при использовании на другой. Говорят также, что экземпляры REV5 меньше шумят.
В отличие от клавишной версии, модуль очень сложен в использовании, поэтому для облегчения процесса был выпущен дополнительный программатор MPG 80. Программатор общается с модулем посредством сообщений SysEx, которые могут быть записаны и воспроизведены MIDI секвенсором.
Чтобы услышать MKS 80 в деле, обратите внимание на партию баса в песне Мадонны «Into the groove». Также модуль использовали Vince Clarke, Snap, NIN.
Сейчас MKS 80 стоит от 1000$ до 1100$, с программатором около 1500$.
Финал
Хотя конец 80-х был не лучшим временем для аналоговых синтезаторов, среди пользователей Jupiter 8 того времени были: Marillion, Patrick Moraz, Tears for Fears, Jethro Tull, Sky. Синтезаторы Jupiter 8 и Jupiter 6 были сняты с производства в 1985 году, а MKS 80 дотянул до 1987 года. На этом эра аналоговых инструментов Roland закончилась, следующие инструменты (например, JX 8 P, Alpha Juno 1 и Juno 2, Super JX 10) уже были гибридными, то есть аналогово-цифровыми.
Бальзам на истерзанную душу.
Действительно, в Jupiter 8 использовались чипы Curtis, но только для VCO (CEM3340) и VCA (CEM3360). Фильтр же был собственной роландовской разработки, а фильтр оказывает наибольшее влияние на индивидуальность звучания в аналоговом синтезаторе. Поэтому звук J8 и отличался от звука американских полисинтов.
Jupiter8 пустой.Помогите звуками.Заранее благодарю,Вячеслав.Иркутск 8(3952)207962. 89085471571.
Вячеслав,поищите в гугле,я находил заводские пресеты в виде мп3 файла