Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
февраль 2003

Синтезаторы.

Новые инструменты серии KS являются развитием синтезатора K-Station и расширяют линейку аналогово-моделирующих инструментов фирмы Novation. Синтезаторы имеют полувзвешенную клавиатуру объемом четыре октавы (KS 4) и пять октав (KS 5). В остальном же они абсолютно одинаковы, имеют стильный внешний вид и серебристый цвет. Корпус синтезаторов металлический, за исключением пластмассовых боковин и небольшой панели слева от клавиатуры, на которую выведены колеса высоты тона и модуляции. Есть 29 вращаемых регуляторов, 4 слайдера и 48 кнопок. Все регуляторы и кнопки производят MIDI-сообщения.

На лицевой панели инструмента находится двухстрочный жидкокристаллический дисплей (емкостью 20 символов) с серебристыми символами на голубом фоне.



Синтезатор имеет полифонию 16 голосов и четырехчастную мультитембральность. Есть два основных рабочих режима: в режиме Program инструмент играет одиночными пэтчами (в терминологии Novation они называются «программами»), в режиме Performance можно комбинировать максимум до четырех пэтчей. Если назначить все пэтчи на один и тот же MIDI-канал (по умолчанию используется первый), то получится классический исполнительский четырехслойный перфоманс. Если же назначить каждый звук на отдельный канал, то сразу можно приступать к мультитембральной работе.

Есть 16-полосный вокодер, а также процессор эффектов (шесть разных типов) и арпеджиатор, работающие независимо в каждой MIDI-части. Арпеджиаторы и некоторые эффекты (задержка, хорус, панорамирование, эквалайзер) могут синхронизироваться с MIDI Clock.

В памяти инструмента зашиты 200 готовых пресетов и 50 перфомансов, есть свободные ячейки памяти для записи такого же количества пользовательских настроек.

Для построения звука синтезатор имеет три осциллятора с широким выбором волновых форм и индивидуальной настройкой/расстройкой. Для каждого осциллятора возможна модуляция высоты тона и ширины импульса от LFO или генератора огибающей. В микшере сигналы осцилляторов можно смешать в произвольной пропорции и добавить к ним шум или сигнал с внешнего источника. Сигналы первого и второго осцилляторов могут быть перемножены в кольцевом модуляторе. Третий осциллятор можно промодулировать вторым (FM-модуляция). В микшере доступна модуляция амплитуды сигналов от LFO или от генератора огибающей. Есть два LFO с разнообразными формами колебаний и возможностью задержки (Fade in) до пяти секунд, генераторы амплитудной и модуляционной огибающей типа ADSR.

Сформированный сигнал пропускается через модулируемый фильтр с диапазоном частот среза от 5 Гц до 24 кГц. Есть три типа фильтров (ФНЧ, ФВЧ, ПФ) и два варианта крутизны спада для каждого (12 или 24 дБ/окт). Полученный сигнал проходит через усилитель, процессор эффектов и поступает на выход. В режиме перфоманса каждый голос можно направить на собственный выход.

На задней панели инструмента находятся: комплект из трех MIDI-разъемов, основная и дополнительная пары аудиовыходов на несимметричных джеках, выход для наушников и аудиовход, предназначенный для обработки внешнего сигнала. Чувствительность входа переключается между линейным и микрофонным уровнями. Входные преобразователи имеют 20-битную разрядность, выходные — 24-битную. Есть также два разъема для подключения педалей сустейна и экспрессии.

 

   

Выключатель питания в виде маленькой клавиши расположен на задней панели. Отмечу, кстати, отменное качество встроенного блока питания. При выключении инструмента, от момента нажатия клавиши выключателя до момента действительного обесточивания всех цепей проходит около двух-трех секунд (я ориентировался по отключению дисплея). Это должно означать, что кратковременные сетевые помехи в виде неожиданного пропадания напряжения синтезатору не страшны, блок питания наверняка удержит рабочий режим.

Кроме того, электрические цепи синтезатора практически не чувствительны к наводкам. Это выяснилось, в общем-то, случайно, благодаря такому злостному вредителю, как мобильный телефон. Как известно, практически любая бытовая звуковая аппаратура в момент получения телефоном вызова издает звуки, ритмически похожие на топот скачущей галопом лошади. Синтезатор же ничего подобного не допускал, даже когда звонил мобильный телефон, находящийся в непосредственной близости от инструмента.

Операционная система и управление синтезом

Фирма Novation характеризует инструменты серии KS как «улучшенные и расширенные K-Station». Это следует понимать так, что хотя указанные синтезаторы и находятся в разных ценовых категориях, звучат они похоже. Разница заключается как раз в расширенности, к которой можно причислить увеличенные клавиатуру, мультитембральность и количество волновых форм осцилляторов, несколько типов фильтров вместо одного и еще несколько не столь заметных улучшений.

Поскольку синтезаторы K-Station и KS функционально схожи, а модуль A-Station, являющийся бесклавиатурным аналогом «станции К», был подробно описан в соответствующей статье, то простое описание функций синтезатора KS лишено смысла. Поэтому, рассказывая о нем, я буду указывать не только что может делать синтезатор, но и как его заставить это сделать.

Одним из аргументов в пользу практикума по KS можно считать то, что производитель пока не сопроводил его руководством пользователя. Возможно, сознавая серьезность упущения, в кратком описании инструмента компания поместила указание на то, что он не только «красив и классно играет», но и максимально прост в использовании — гораздо проще, чем любые инструменты такого уровня.

Насчет того, что KS 4 или KS 5 более просты в управлении, чем их собратья, определенно сказать нельзя. Тем более, что под рукой не оказалось другого инструмента аналогичного класса, и сравнить было не с чем. Но в целом я склонен согласиться с производителем. Конечно, основные принципы управления у всех подобных аппаратов одинаковы, однако всегда есть нюансы, присущие только данному устройству. Потратив примерно два дня на изучение инструмента методом дедукции, я почувствовал, что вполне могу им управлять. И первое, что я сделал, вволю наигравшись пресетными пэтчами, — начал изобретать собственный.

При включении синтезатора на его дисплее появляется довольно забавная надпись: KS Keyboard 0.0. Наверное, это следует понимать так, что операционная система имеет нулевую версию. То есть, ее как бы нет совсем. Может, поэтому и мануал не написан? Но шутки шутками, а операционка у меня ни разу не заглючила и не зависла. Факт весьма отрадный, особенно если учесть, что, например, в синтезаторах Nova такое иногда случалось, судя по некоторым отзывам.

Итак, примерно через секунду после включения инструмента по умолчанию активируется режим Program и загружается первый пресетный пэтч. Насколько я понял, структура банков здесь такая же, как и в предыдущих инструментах Novation, то есть каждый банк содержит 100 пэтчей. Нумерация пэтчей начинается с цифры 100. Последний заводской пэтч имеет номер 299. Номера с 300 по 499 (два банка по 100 пэтчей) отведены под пользовательские пэтчи. Под номером 500 расположена первая барабанная установка.

На рисунке 1 показана часть лицевой панели инструмента с дисплеем и многофункциональными кнопками с цифрами. В нижнем ряду расположены кнопки выбора режима работы (prog и perf), оснащенные светодиодными индикаторами активности. Выбрав режим, можно напрямую набрать номер нужного пэтча цифровыми клавишами или «выкрутить» его вращением задатчика — маленькой ручки справа от дисплея. Перелистывать пэтчи и перфомансы можно также при помощи пары многофункциональных кнопок perf/prog/page, расположенных слева от дисплея.

 

   

Отмечу, что пэтчи не имеют названий и отображаются исключительно порядковыми номерами. Это вроде бы непривычно на фоне подавляющего числа известных мультитембральных синтезаторов, однако простое цифровое обозначение показалось мне настолько естественным, что я и думать забыл об иных способах идентификации пэтчей. Хотя в иных клавишных инструментах Novation, тех же Nova или Supernova, пэтчи имеют названия.

Возможно, названия пресетов пропишут в следующих версиях операционной системы. Нулевая версия, наверное, и в самом деле готовилась в страшной спешке, даже демонстрационные песни в инструменте не записаны, хотя кнопки их вызова из памяти соответствующим образом промаркированы. Кроме того, мне так и не удалось активировать кнопку «by category», расположенную рядом с кнопками смены пэтчей. В режиме Program, независимо от звука, который извлекался из инструмента, в нижней строке дисплея всегда было написано слово Bass. Возможно, это зачатки функции поиска звуков по категориям, но она пока не работает.

Нажатие кнопки «menus» (тоже с индикатором) открывает доступ ко всем доступным меню. Большая их часть вызывается простым нажатием соответствующей цифровой кнопки, над которой обозначено название меню. Страницы меню перелистываются указанной ранее парой кнопок (они промаркированы «perf/prog/page»), текущее значение параметра выставляется вращением задатчика.

Все системные установки производятся из меню «global» (кнопка с цифрой 0). Здесь можно провести мастер-настройку всех осцилляторов, выбрать глобальный MIDI-канал для внешнего управления инструментом в монотембральном режиме, выбрать источник синхронизации арпеджиаторов и процессора эффектов, назначить одну из двух доступных кривых динамики клавиатуры. В этом же меню можно установить или снять защиту пресетной памяти (Memory protect). По умолчанию защита включена, и в этом режиме невозможны ни запись пользовательских пэтчей и перфомансов, ни сохранение глобальных настроек. Отключенная защита после повторного включения питания (то есть при каждой загрузке операционной системы) самопроизвольно включается. Но сохраненные пресеты (а также измененные и сохраненные глобальные настройки) остаются на своих местах — с этим все строго.

Еще здесь есть установка Display Control, управляющая режимом работы дисплея. Операционная система синтезаторов KS устроена замечательно: любая операция с органами управления моментально отображается на дисплее. Скажем, в процессе игры я начал крутить ручку частоты фильтра — на дисплее отображается значение параметра «filter frequency». Потрогал регуляторы огибающей — тоже появились соответствующие названия параметров и их значения. Текущая индикация может оставаться на дисплее до любого следующего изменения какого-либо параметра, либо автоматически исчезать через устанавливаемый промежуток времени. Мне больше понравился режим «автоочистки» дисплея: посмотрел параметр — и вернулся к главному экрану.

За исключением меню утилит, где, в частности, можно отрегулировать контрастность дисплея и восстановить измененные глобальные установки, все остальные меню управляют установками для каждого пэтча в отдельности, поэтому мы их рассмотрим несколько далее.

Собственно синтез звука, как обычно, можно начать с осцилляторов (рис. 2). Их здесь три, и на рисунке они показаны вместе с секцией микшера, где происходит суммирование их выходов. Выбор базового звука несложен. Поочередным нажатием кнопки «oscillator» выбираем любой из трех осцилляторов. При этом целесообразно заглушить в микшере два других «голоса», чтобы отслушивать нужный. Затем вращением ручки «waveform» выбираем нужную форму волны. В отличие от K-Station здесь представлен очень богатый выбор: я насчитал в меню 32 варианта. Первые четыре формы — простые, их видно на рисунке: синусоида, треугольная, пилообразная, прямоугольная. Выбор каждой простой формы сопровождается свечением соответствующего ей светодиодного индикатора. Дальнейшее вращение ручки зажигает светодиод с надписью «more», а на дисплее отображается порядковый номер выбираемой волновой формы. Примерно половина их — это двойные и прочие комбинированные формы, например, модулированные синусоиды, сглаженная, скорее даже «скругленная» пила, и куча более сложных форм. Есть также несколько типов шума и специальные заготовки комплексных волновых форм для создания перкуссии. Я обнаружил здесь звуки, из которых можно сделать малый барабан, еще какие-то барабанчики, а также раскатистые звонкие шипения, предназначенные для создания тарелок. Естественно, это не семплы ударных инструментов, и все нужно делать руками, однако уловить характер звучания несложно.

 

   

Каждая волновая форма и звучит по-своему, и имеет собственный спектр. На рис. 3 показаны образцы спектра большей части волновых форм по порядку их расположения в меню. Картинка снималась из звукового редактора, в который предварительно записывались короткие звуки с каждым типом сигнала.

 

   

На рис. 4 изображены три сложные волновые формы, расположенные одна за другой. Для наглядности показаны по два периода каждого сигнала, и каждый такой кусок ограничен парой маркеров. Кстати, первая из показанных волновых форм, так называемая «двойная синусоида», звучит как готовый электроорган, и это всего на одном осцилляторе.

 

   

Таким образом, можно изначально выбирать достаточно сложный сигнал, и все более усложнять его форму суммированием с сигналами других осцилляторов (аддитивный синтез).

Кнопкой «octave» можно сдвинуть базовую высоту тона данного осциллятора на октаву вниз или на две октавы вверх. Ручкой «semitone» можно изменить высоту тона по полутонам, а регулятор «detune» позволяет вводить тонкую расстройку в диапазоне +/-50 центов.

Для дальнейшего управления звуком можно использовать модуляцию ширины импульса («pulse width modulation», сокращенно «pwm»). Для указанной модуляции используются два органа управления: ручка «depth/position» и кнопка «select». Нажатием кнопки выбирается нужный источник модуляции. В положении «position» никакой модуляции не происходит, и изменение ширины импульса производится простым вращением регулятора. Как установим — так все и останется.

В положении «lfo2» регулятор модулируется вторым LFO, ручкой «depth» в этом режиме изменяется глубина модуляции. Выбрав режим «mod env», можно завести управление модулятором с генератора огибающей. Глубина модуляции регулируется аналогично.

Самое сильное характерное изменение звучания происходит при изменении ширины импульса прямоугольной волны. Этот эффект использовался с незапамятных времен практически во всех серьезных аналоговых синтезаторах: модулирование параметра позволяло существенно уплотнить звучание. Попытка подобного регулирования пилообразной волны приводит к возникновению так называемой «двойной пилы» (double-saw), названной так, видимо, потому, что вместо одного фронта и одного спада импульса образуются два фронта и два спада в одном периоде. На фронте исходного импульса как бы вырастает второй зуб меньших размеров. Предельная регулировка, возможная на KS, «разводит» зубья до такой степени, что, в конечном итоге, происходит удвоение исходной частоты сигнала.

Оставшиеся два регулятора заведуют pitch-модуляцией, то есть управляют сдвигом частоты осцилляторов. Регулятор «mod env depth» изменяет глубину воздействия генератора огибающей, а ручкой «lfo1 depth», само собой, настраивается глубина модуляции от первого LFO; не считая отдельных экзотических случаев, чаще всего это обычное частотное вибрато.

Оба описанных типа модуляции — ширины импульса и частотная — настраиваются для каждого осциллятора в отдельности.

Второй и третий осциллятор настраиваются так же, как и первый.

Секция микшера имеет четыре регулятора: по одному для каждого осциллятора и один для дополнительных источников сигнала. Все ручки многофункциональные и имеют соответствующие подписи. Для облегчения ориентирования подписи эти сделаны разным цветом: черный означает контроль уровня основного сигнала, синий — управление уровнем модуляции этого же сигнала.

Верхние три регулятора в «черном» режиме работают как фейдеры обычного микшера, управляя уровнем сигнала каждого из трех осцилляторов (Static level). Нажатие кнопки «modulation» (этот режим сопровождается свечением красного светодиода) переключает их в режим управления модуляцией. Теперь вращение первой ручки управляет глубиной амплитудной модуляции первого осциллятора первым LFO. Амплитуда второго осциллятора модулируется вторым LFO, а третьего — генератором амплитудной огибающей.

С первыми двумя осцилляторами все ясно, а с третьим такой однозначности нет. Если в секции амплитудной огибающей установлена достаточно короткая атака, то введение модуляции третьего осциллятора добавляет звуку звонкость в фазе атаки, как будто она дополнительно укорачивается. При длительной атаке заметного эффекта от манипулирования не возникает.

Четвертый регулятор работает в паре с кнопкой селектора. В режиме Static level, переключая селектором, можно регулировать поочередно уровень шума, уровень кольцевой модуляции (перемножения) первого и второго осцилляторов, уровень сигнала с линейного входа. Если нажать кнопку «modulation», то регулятор начинает управлять уровнем амплитудной модуляции перечисленных сигналов от первого LFO.

В меню «mixer» можно выбрать один из четырех видов шума, подмешиваемого к сигналам осцилляторов, а также установить глубину модуляции первого осциллятора вторым LFO.

На этом первичную работу по созданию звука можно и завершить, но самое интересное еще впереди. Или, наоборот, позади — все зависит от того, с чего начинать формировать звук. Я начал описание с вращения ручек осцилляторов исходя из того, что установки по умолчанию в операционной системе позволяют это сделать, не залезая в ее дебри.

Забираемся в меню «osc’s», то есть меню осцилляторов, одно из самых многостраничных. Прежде всего, здесь выбирается режим работы создаваемого пресета. Есть два полифонических (многоголосных) и два одноголосных режима. Для одноголосной игры это Mono и Mono AG, где сокращение AG означает Auto Glide. Разница между этими двумя режимами заключается в отношении клавиатуры к регулятору портаменто. В режиме «автоглайд» портаменто работает только при игре легато, то есть в том случае, если следующая клавиша нажата до того, как отпущена предыдущая. При обычном нажатии клавиши звучит сразу тон соответствующей высоты. В режиме Mono клавиатура запоминает последнюю нажатую ноту в любом случае. Если играемая сольная партия содержит широкие переходы, скажем, после ноты во второй октаве играется нота из малой октавы, то при введенном портаменто вы будете вынуждены слушать плавный «подкат» тона к нужной высоте, даже если играли ноты совершенно раздельно, не легато.

Режимы Poly1 и Poly2 имеют небольшие отличия в реакции осцилляторов на быстро повторяющиеся ноты.

В этом же меню можно заставить осцилляторы работать в режиме унисона, то есть назначить более одного голоса на ноту. Есть выбор от двух до восьми голосов, с шагом в единицу. Унисон отъедает полифонию и, если установить восемь голосов на ноту, то реальная полифония инструмента будет равна двум. Этот режим хорош для одноголосных пресетов, позволяя получать более плотные звуки. Восемь раз по три осциллятора, то есть двадцать четыре на один голос, — это весьма прилично. Кроме того, можно установить расстройку для всех голосов унисона, что дает звуку ощутимую дополнительную жирность.

Для совсем уж правдоподобной имитации аналоговых синтезаторов можно имитировать дрейф частоты осцилляторов (VCO Drift), что позволяет добавить в строй инструмента некоторую нестабильность. Величина этой нестабильности регулируется. На слух же, при больших значениях параметра она напоминает легкое частотное вибрато с немного плавающей скоростью, живущее относительно свободной жизнью, без какого бы то ни было влияния, например, со стороны LFO.

Далее в меню осцилляторов есть интересный пункт PreGlide. Установка этой функции позволяет осуществлять плавное скольжение, или «подъезд», к высоте взятой ноты. Доступен глайд как сверху, так и снизу. Диапазон скольжения изменяется от одного до двенадцати полутонов в обе стороны, то есть до одной октавы. Скорость скольжения определяется регулятором портаменто. Причем, если установлен глайд хотя бы в один полутон, то портаменто работает «по его указке». То есть, независимо от направления перехода нот всегда будет отрабатываться скольжение или только сверху вниз, или снизу вверх, в соответствии с установленным знаком. Если величина PreGlide равна нулю, то портаменто работает стандартно, меняя высоту тона от предыдущей взятой ноты к последующей в соответствующем направлении.

Возиться с разнообразными глиссандо оказалось довольно занимательно, как в чисто исполнительском плане, так и для создания специальных эффектов. В качестве комментария хочу предложить прослушать файл Glide (292 Кб), в котором использован одноголосный режим работы осцилляторов с унисоном в шесть голосов и небольшой расстройкой. В начале файла звучит чистое портаменто (прямо-таки сигнал воздушной тревоги), затем подключается PreGlide сверху (+12 полутонов). Хорошо слышен момент переключения из обычного портаменто на однонаправленное скольжение частоты. Использовалась достаточно малая скорость скольжения. Если его как следует ускорить, то результатом могут быть взбулькивающие, иногда своеобразно «брыкающиеся» звуки.

Далее в меню «osc’s» можно выбрать режим синхронизации второго осциллятора по первому, установить уровень FM-модуляции третьего осциллятора вторым и модуляцию этого уровня генератором амплитудной огибающей и первым LFO. «Модуляция модуляции» — на практике понять это проще, чем объяснить словами.

Ну и, наконец, последние два пункта меню можно применять при составлении пресетов с ударными инструментами. Во-первых, можно назначить осцилляторам фиксированную ноту. На какую бы клавишу теперь мы не нажали, всегда будет воспроизводиться тон одной и той же высоты. Во-вторых, есть такой параметр DrumModeTime. По умолчанию он выключен, и при соответствующей конфигурации амплитудной огибающей осцилляторы звучат столько времени, сколько нажата клавиша. Введение параметра DrumMode позволяет установить фиксированное время звучания осцилляторов, причем в достаточно широких пределах. Можно выкрутить и короткий отрезок времени для моделирования бас-барабана, и достаточно продолжительный для тарелок. Немного подробней о барабанах будет рассказано далее.

Закончив с осцилляторами, переходим к секции фильтров (рис. 5). Здесь можно выбрать тип фильтра (пропускающий нижних частот, пропускающий верхних частот, полосовой) и крутизну спада характеристики. Кроме стандартных регуляторов частоты среза и резонанса, есть регулятор перегруза фильтра, а также ручки, управляющие модуляцией частоты среза от LFO2 и от генератора модуляционной огибающей. Отслеживание фильтром высоты нажатой ноты настраивается из меню «filter».



Управление всеми осцилляторами, усилителями и фильтрами осуществляется двумя LFO и двумя генераторами огибающей. Обе секции управления показаны на рис. 6. Низкочастотные генераторы абсолютно одинаковы. Они имеют комплект из тридцати двух волновых форм, среди которых есть и простые формы, вроде синусоиды и треугольника, и более сложные: ступенчатые, импульсные и прочие. Используя некоторые формы импульсных сигналов, можно, например, имитировать морзянку. Еще мне неплохо (надеюсь) удалась имитация звука одноцилиндрового мотоцикла, наскоро собранная на одном осцилляторе и одном LFO (файл MotorFX, 150 Кб).

 

   

Частота работы генераторов регулируется от 0 Гц до 1 кГц. Можно вводить задержку начала модуляции до пяти секунд. В соответствующем меню («lfo’s») можно назначить синхронизацию запуска каждого генератора с нажатием клавиши и установить их стартовую фазу. Можно также добавить регулируемую связь LFO с сообщениями динамики (velocity): глубина воздействия генераторов на управляемые элементы (осцилляторы, усилители и фильтры) будет дополнительно зависеть от скорости нажатия на клавишу.

Есть еще одна занятная функция — изменение полярности, или, скорее, амплитудного вектора модулирующего сигнала (Unipolar ON/OFF). Если включить однополярность, то при прочих равных настройках размах колебаний генераторов ощутимо возрастает.

Амплитудная и модуляционная огибающие устроены одинаково. Обе имеют по четыре ступени (ADSR) и одинаковый диапазон настроек. Амплитудная огибающая управляется слайдерами, а модуляционная — вращаемыми регуляторами. В спецификации к инструменту сказано, что атака может регулироваться от 250 микросекунд до 20 секунд, спад и послезвучание — от 1 миллисекунды до 20 секунд. Специально время атаки я не проверял, однако при установке слайдера в минимальное положение легко можно было получить четко очерченный звук с яркой и сколь угодно звонкой атакой. Звонкость, конечно, добывается при помощи хитроумных модуляций, а не просто установкой Attack Time в минимум. Но уж если она имеет место — можно считать, что все в порядке.

В меню «env’s» можно дополнительно увеличить выходной амплитудный уровень пресета (Program Boost) максимум на 30 дБ. Это бывает полезно, в частности, при работе с полосовым фильтром — общий выходной уровень при этом и в самом деле ощутимо понижается. Здесь же можно установить влияние сообщений динамики на формирование огибающих. Есть также возможность установить способ перезапуска каждой огибающей при игре легато на одноголосных пэтчах (параметр MonoTrig). В положении SGL (single) огибающие запускаются только на первой нажатой клавише; залигованные ноты будут стартовать без перезапуска огибающих (здесь мне вспомнились знаменитые легато-пэтчи звукового модуля Roland M-SE 1). Если же выбрать значение MLT (multi), то, независимо от стиля игры, всякое нажатие клавиши будет перезапускать огибающую.

Кроме того, здесь находятся команды управления маршрутизацией внешнего аудиовхода, а именно подключение входа к блоку эффектов и к блоку фильтров. Как известно, выходной усилитель синтезатора при отпущенных клавишах закрыт, поскольку не получает сигнал от генератора амплитудной огибающей. Попытка обработать звук от внешнего источника встроенным фильтром в этом случае ничего не даст. Установив параметр Audio Triggering в состояние ON, мы обманываем усилитель, открывая его, и звук с аудиовхода инструмента может проходить на выход даже при отпущенных клавишах.

Новый пэтч совсем не обязательно собирать с нуля. Всегда можно воспользоваться любым из пресетных, отредактировав его по своему вкусу. Для этого доступны абсолютно все операции, описанные ранее. Во время такого конструирования всегда можно сравнить получившийся звук с исходным. Для сравнения нужно нажать и удерживать кнопку «compare», находящуюся рядом с дисплеем, под ручкой ввода данных. Теперь, если нажимать клавиши, будет звучать исходный пресет. Отпустив кнопку, можно продолжать слушать новый звук.

Чтобы сохранить пэтч, нужно всего лишь нажать кнопку «write» справа от дисплея. В появившемся диалоге можно выбрать новую ячейку памяти, либо оставить существующую — если это был заводской пэтч, то он будет заменен новым.

Поиски в операционной системе показали, что ударных установок в синтезаторе может быть не менее четырех: две пресетные и две пользовательские. Пресетные находятся под номерами 500 и 600, пользовательские — 700 и 800. До вмешательства пользователя пресеты 500 и 600 идентичны, а семисотый и восьмисотый можно считать пустыми. В них не скопированы данные предыдущих установок, и они играют одинаковыми простыми звуками, как и незаполненные мелодические пэтчи пользовательских банков. Однако, судя по реакции операционной системы, ведут они себя абсолютно так же, как и готовые заводские установки.

Идеология сборки ударной установки довольно проста. Для KS 4 с его сорока девятью клавишами это выглядит следующим образом.

Возьмем для примера самую первую установку. На каждую клавишу назначен отдельный пресет с номером, последовательно, от 500 (самая нижняя нота До) до 548 (самая верхняя нота До). Пресет номер 500, кроме того, содержит в себе информацию обо всех входящих в него «штучных» пресетах.

Оговорюсь, что «заглавность» номера 500 может и не существовать в действительности, ведь у меня не было под рукой пользовательского мануала, из которого можно было бы почерпнуть достоверную информацию. И, вызвав из памяти инструмента, например, пресет номер 503 или 524, можно услышать все тот же набор ударных инструментов, так же разложенный по клавиатуре. Однако представление первого номера (500, 600 и так далее) главным показалось мне удобным.

Кстати, порядок нумерации пресетов в барабанной области имеет разрывы. После номера 548 следует 5FX, а следом за ним — сразу номер 600. Аналогично, после номера 648 идет не шестьсот сорок девятый, а 6FX, после которого следует 700, и так далее. После 8FX следует номер 100 — это уже известный нам первый мелодический пресет из первого банка. Цикл завершен. Что представляют собой все эти FX, я выяснять не стал. Возможно, это как-то связано с параметрами эффектов, если судить по названию. Однако эффекты назначаются совсем иначе и, в любом случае, на весь пэтч целиком (о них будет сказано далее). Так что смысл этих «5FX» пока остался не выясненным. Очень возможно, что это вообще ничего не значит, кроме индикации принудительного сброса счетчика.

Итак, мы желаем отредактировать какой-либо звук в барабанной установке. Набираем цифровыми кнопками номер пресета, в нашем примере это 500. Или можно просто нажать кнопку «drum edit», находящуюся под дисплеем, тогда сразу появится пресет номер 500 (вот она, «заглавность»). Мы вошли в ударную установку. Находим нужный звук — скажем, одной из тарелок. Пусть в нашем примере он вызывается нажатием на клавишу до-диез второй октавы — тринадцатую от начала, если отсчет вести не с единицы, а с нуля, как считает операционная система синтезатора. Чтобы отредактировать звук, можно обычным образом вызвать пресет 513, но лучше сделать проще. Жмем и удерживаем кнопку «drum edit», после чего нажимаем нужную клавишу. Номер пресета, в котором «живет» этот звук, выскакивает на дисплей. После этого можно залезать в меню, крутить параметры осцилляторов, модуляцию, фильтр и вообще делать все, что заблагорассудится. После окончания работы следует обычным образом понажимать кнопку «write». При этом сохранятся параметры только текущего пресета, который назначен только на данную клавишу (у нас это 513). Другие останутся незатронутыми. Но если сохранить измененный пресет под другим номером, из числа входящих в установку, то он пропишется на соответствующее место и будет звучать при нажатии совсем другой клавиши, которая, конечно же, потеряет свой первоначальный звук.

После того, как пэтч, соответствующий нашей тринадцатой клавише, сохранен, можно для проверки опять набрать кнопками пэтч номер 500 и убедиться, что изменению подвергся только один звук на одной клавише.

Важно отметить, что, поскольку ударная установка комплектуется из независимых пэтчей, параметры фильтра для каждой клавиши (то есть, для каждого звука) устанавливаются отдельно и независимо от всех прочих. Это мощное свойство, которого лишены многие обычные семплерные инструменты.

Аналогично, если войти в ударную установку под номером 600, то удерживание кнопки «drum edit» и последующее нажатие какой-либо клавиши выводит на дисплей номер пресета, начинающийся с цифры 6 (то есть, принадлежащий второй установке).

Собирать ударную установку мне показалось более трудным занятием, чем создание мелодического пресета. И клавиш слишком много, да и набор волновых форм для этого несколько ограничен. Правда, здесь может оказать некоторую помощь как раз обычный мелодический пэтч; если взять хороший басовый звук и должным образом его настроить, то можно создать приличный электронный бас-барабан, например, для музыки в стиле «транс».

Ради эксперимента я попробовал подредактировать один из барабанов. Атака была успешно уплот

10 комментариев
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Где можно получить описание Novation KS4 на русском языке. Передайте на е-майл буду благодарен.

  2. Неплохая статейка, особенно порадовали звуковые примеры (в частности звук мотоцикла). Я играл на K-Station, и скажу вам он произвел на меня достаточно сильное впечатление. Даже чуть было не купил его. Звуки там отличные, и это при том, что там всего один тип фильтра (LPF+Reso). Здесь же на KS-ах их несколько, и судя по примерам можно нарулить все, что заблагорассудится. Драмсы тоже неплохие.

  3. Здравствуйте, у меня ООЧЕНЬ БОЛЬШАЯ проблема — мой синтезатор (Novation KS-4) просто на просто сошел с ума… Во время игры на нем, любые параметры начинают произвольно изменяться…Я не знаю что делать… Подскажите, что это может быть, или где можно отремонтировать всбесившегося монстра… В MPC я звонил, там мне отказали….

  4. Спасибо за статью.Очень пригодилась при изучение софтового Novation.Все тоже, за исключением пару фишечек типа вокодера

  5. хорошая статья захотелось попробовать инструмент своими руками

  6. У МЕНЯ ПЛЮС К ЭТОМУ ОН ЕЩЁ ИЗДАЁТ НЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗВУКИ!!!

  7. Синтезатор отличный, хорошо использовать один во всем миксе. На фоне JP8080 и VirusB проваливается, в этом случае Novation записывается первым а остальные синты записываются под него! Действительно звук Novation имеет неповторимый характер, поэтому советую его даже если приминять его минимально!

  8. ХЫ темно всбисившийся синтюк — FACTORY RESET ему !!! сделай — не поможет открой и вынь батареечку — обнули биосняк Если чип прошит — всё ок будет

  9. Привет всем любителям novation У меня к вам есть вопрос. Вот уже как 3 месяца моя клава novation usb 61Le не работает. Система её видит но звука не принимает. Более того то что раньше кнопки на клаве переключались а теперь не хотят. Уже и драва новые качал и что только не делал, но безрезультатно. Может что перегарело. Поясните пожалуйста. С уважением Diji.

  10. да, видимо для Novation это не редкость недавно видел реально глючащий XioSynth

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Муз Оборудование
Logo