Павел КУЛЕШОВ
Музыкальное Оборудование
ноябрь 2003
Гитарный процессор эффектов.
Разработчик электронной музыкальной аппаратуры Roger Linn известен как создатель первой программируемой ритм-машины с семплами LM 1, появившейся в 1979 году. LM 1 и ее более поздние модификации LinnDrum (1982) и Linn 9000 (1984), несмотря на высокую стоимость (несколько тысяч долларов!), пользовались большой популярностью у музыкантов 80-х, тех, конечно, кто мог это себе позволить. В 1988 году Roger Linn, закрыв по причине нерентабельности собственную фирму Linn Electronics, начал сотрудничество с японской компанией Akai, в результате которого появились семплерные ритм-машины Akai MPC 60 (1988) и MPC 3000 (1994). Эти устройства также снискали признание, став своеобразным стандартом в хип-хопе, рэпе и другой танцевальной музыке. А в 2001 году была организована компания Roger Linn Design, первым продуктом которой стал выпущенный в 2002 году гитарный процессор AdrenaLinn.
Много лестных слов уже сказано об этом устройстве известными гитаристами на страницах таких журналов, как Guitar Player, Guitar World, Electronic Musician, Guitar ONE и др. По заявлению производителя, AdrenaLinn уже использовали в студийной работе такие звезды современной рок-музыки, как Red Hot Chili Peppers (альбом «By The Way», 2002), Pearl Jam («Riot Act», 2002) и Audioslave («Audioslave», 2002).
Что же такое AdrenaLinn? Если внимательно присмотреться, то на лицевой панели под названием устройства мелкими буквами написано следующее: «Groove Filter FX + Amp Modeling + Drum Box». Таким образом, в одном корпусе мы имеем набор фильтров, блок имитации гитарных усилителей и драм-машину.
Основные возможности
AdrenaLinn представляет собой небольшое устройство (шириной 185 мм, длиной 120 мм и высотой 40 мм) ярко-синего цвета. Материал корпуса — силумин, к днищу приклеены ножки из плотной резины. На верхней панели расположены регуляторы (в том числе регулятор входной чувствительности со светодиодным индикатором перегрузки), переключатели режимов работы, трехсимвольный светодиодный дисплей и матрица редактирования с множеством обозначений и индикаторов.
В нижних углах лицевой панели находятся две подпружиненные металлические кнопки-педали. Левая при кратковременном нажатии запускает/останавливает барабанный паттерн, при длительном нажатии (около половины секунды), если паттерн не играет, то он будет запущен с однотактовым отсчетом, если играет, то будет остановлен в конце текущего такта. Правая же педаль позволяет включать режим обхода и задавать темп воспроизведения барабанного паттерна (для этого кнопку необходимо удерживать в течение одного такта). Если удерживать обе педали нажатыми при включении питания, то устройство будет возвращено в первоначальное состояние (инициализировано).
На задней панели размещаются инструментальный вход, два несимметричных выхода (левый/моно и правый, выполнены на джеках), выход для наушников (джек), MIDI-вход и выход, а также разъем для подключения источника питания с напряжением 7,5-9 В (входит в комплект). Кнопка включения питания у прибора отсутствует. Помимо адаптера в комплект также входит руководство пользователя. Все это помещено в аккуратную прочную картонную коробку.
Преобразование сигнала из аналогового в цифровой и обратно происходит с разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 40 кГц. Внутренняя обработка 32-битная.
Прибор содержит 100 пресетных и 100 пользовательских пэтчей и столько же барабанных паттернов. Пользовательские пэтчи и паттерны имеют те же настройки, что и пресетные, но, в отличие от них, редактируются и сохраняются. Активный в данный момент пэтч или паттерн высвечивается на дисплее.
Режимы работы
Процессор имеет два режима работы: основной и редактирования параметров. Основной режим (Main), используемый непосредственно при игре, активируется по умолчанию при включении устройства, имеет собственную кнопку включения и индикатор, расположенные в левом верхнем углу одноименной секции на лицевой панели. Посредством находящихся рядом четырех регуляторов можно выбрать пэтч для обработки сигнала, выбрать барабанный паттерн, установить темп паттерна и отрегулировать общий уровень выходного сигнала. Если кнопку включения основного режима удерживать нажатой до тех пор, пока не загорится нижний светодиод, то регуляторы переключаются на выполнение вспомогательных функций: выбора режима работы правой кнопки-педали (при ее нажатии может происходить переключение на необработанный сигнал гитары, переключение на выбранный пэтч, или же может быть запущен с начала выбранный в данный момент барабанный паттерн), выбора режима работы выхода (для подключения к широкополосной усилительной системе, для подключения к гитарному усилителю, те же два варианта, но с отключенным автоматическим гейтом), выбора режима изменения темпа при смене паттернов (оставляет текущий темп или переключается на темп нового паттерна), установки баланса уровней инструмента и паттерна (отдельное положение этого регулятора позволяет направить сигнал инструмента на левый выход, а паттерна — на правый). Для возвращения регуляторов к их основным функциям достаточно быстро нажать кнопку Main.
Режим редактирования (Edit) позволяет настраивать параметры пэтчей и паттернов, способы внутренней коммутации различных блоков, типы обработки сигналов и т. д. Возможностей у процессора немало, и чтобы не запутаться, лучше иметь перед глазами структурную схему устройства, которая, конечно, содержится в инструкции (рис. 1).
Чтобы попасть в режим редактирования, нужно нажать одну из кнопок соответствующей секции. При этом индикатор Main погаснет, и начнет мигать уже группа индикаторов секции Edit. Сама секция редактирования представляет собой матрицу из четырех рядов и восьми строк, пять из которых отведены на настройку пэтчей, две — барабанных паттернов, а последняя связана с редактированием MIDI-параметров. Переход между строками осуществляется посредством кнопок с изображением вертикальных стрелок, которые также используются при сохранении пользовательских пэтчей и паттернов (для этого кнопки надо удерживать больше полсекунды). Передвижение по горизонтали из ряда в ряд происходит автоматически при изменении положения одного из четырех основных регуляторов, с помощью которых и редактируются параметры. Вся процедура выбора сопровождается свечением соответствующих индикаторов.
Настройка параметров процессора довольно трудоемка, что может осложнить его использование на сцене, ведь не всегда удается обойтись только заранее сохраненными звуками. Определенное неудобство в работу вносит и то, что расположение параметров в матрице не всегда соответствует реальной последовательности блоков.
Блоки обработки
Схема прохождения сигнала внутри процессора представлена на рис. 1.
Первым идет блок фильтров, имеющий шесть вариантов обработки. Пропускающие фильтры низких частот второго порядка (12 дБ/окт) и четвертого порядка (24 дБ/окт) имеют регулировки частоты среза и уровня резонанса. У обычного фленджера и инвертированного (задержанный сигнал подается в противофазе) устанавливаются время задержки и величина обратной связи. Вариант обработки Pitch является дилеем с регулируемым временем задержки, а Volume является регулятором уровня. Существует возможность отключения этого блока.
Параметры обработок блока фильтров (а также панорамирования — см. далее) можно модулировать, для чего есть десять основных источников модуляции: 32-шаговый секвенсор (синхронизируется со встроенной ритм-машиной или с поступающими MIDI-сообщениями), двухступенчатый генератор огибающей (имеет параметры атаки и спада/затухания), генератор низких частот (может производить синусоидальную, треугольную, пилообразную, прямоугольную и случайную формы волны; частота регулируется или синхронизируется со встроенной ритм-машиной или с поступающими MIDI-сообщениями), повторитель огибающей аудиосигнала, другой повторитель, удерживающий пиковое значение уровня до появления следующей ноты, а также пять вариантов MIDI-сообщений (номер ноты, значение динамики, сообщения бендера, пяти контроллеров, послекасания). Также возможны комплексные настройки (12 вариантов), когда один источник модулирует другой или значения управляющих сигналов складываются. Отдельный параметр определяет уровень модуляции для каждого варианта обработки, причем модуляция может быть прямой и инвертированной. Предусмотрена возможность отключения модуляции.
Следующим по схеме идет блок имитации звучания гитарных усилителей, содержащий двенадцать алгоритмов (их порядковые номера и названия приведены во врезке). Возможна регулировка уровня перегрузки. Здесь же размещается трехполосный эквалайзер, соответствующий выбранной модели. Этот блок можно переместить в самое начало цепи обработки (то есть до блока фильтрации) и изменить общее звучание подобно тому, как меняется звук, например, при смене порядка подключения в цепь обработки педали перегрузки и эффекта «вау». Предусмотрена также возможность отключения этого блока.
Алгоритмы перегрузки
1. Fender Bassman
2. Fender Deluxe Reverb
3. Old small Fender
4. Early Marshall
5. Classic Marshall
6. Modern Marshall
7. Vox AC-30 Top Boost
8. Matchless Chieftan
9. Boogie Dual Rectifier
10. Soldano
11. Fuzz Box
12. Clean Console Preamp
Далее идет блок дилея. Время задержки можно указать прямо (максимум 1 с) или синхронизировать с темпом текущего барабанного паттерна (даже если он в данный момент не звучит), в этом случае указываются длительности (от половинной ноты до тридцать второй триоли). Регулируются также уровень задержанного сигнала и уровень обратной связи.
Наконец, в последнем блоке можно установить громкость и панораму выходного сигнала. Значение панорамы может модулироваться теми же десятью источниками, что и параметры блока фильтров. Есть также установка, направляющая сигнал инструмента в левый канал, а задержанный сигнал — в правый канал.
Секвенции
Частью пэтча является 32-шаговая секвенция (обычно два такта шестнадцатых нот), служащая для модуляции параметров. Каждому шагу можно присвоить одно из ста значений уровня управляющего сигнала и функцию запуска генератора огибающей. Для редактирования секвенции используется все та же матрица, шаги обозначены на ней серым цветом. Первое нажатие расположенной под матрицей кнопки Sequencer (на матрице редактирования должна быть выбрана одна из первых пяти строк, то есть относящихся к параметрам пэтча) позволяет редактировать данные уровня управляющего сигнала каждого шага, второе — данные запуска огибающей, третье возвращает в режим редактирования пэтча. Один из параметров пэтча позволяет изменить ритмическую основу секвенции: помимо двух тактов шестнадцатых можно выбрать два такта восьмых, два такта восьмых триолей, два варианта свингования или же соответствие барабанному паттерну.
Барабанные паттерны
Паттерн также состоит максимум из 32 шагов. Одновременно могут использоваться четыре инструмента: бас-барабан, малый барабан и хет имеют по три варианта громкости, перкуссионный инструмент — три варианта звучания. Возможны выбор семпла для каждого инструмента (по девять вариантов для бас-барабана, малого барабана и хета, пять наборов по три перкуссионных инструмента) и регулировка его уровня, регулировка уровня и панорамы паттерна (в том числе есть четыре варианта заранее заданного разброса по панораме отдельных инструментов), регулировка уровня сигнала паттерна, направляемого на обработку (фильтр, имитатор усилителей и дилей, или только дилей), изменение ритмической основы паттерна (помимо двух тактов шестнадцатых можно выбрать два такта восьмых, два такта восьмых триолей и два варианта свингования).
Принцип редактирования паттерна такой же, как и секвенции, переключение также осуществляется кнопкой Sequencer (только при этом на матрице редактирования должна быть выбрана одна из двух строк, относящихся к параметрам паттернов), первое нажатие которой позволяет редактировать уровень бас-барабана в каждом шаге, второе — уровень малого барабана, третье — уровень хета, четвертое — выбирать из трех перкуссионных звуков, а пятое возвращает в режим редактирования параметров паттерна.
Барабанные паттерны процессора довольно разноплановые. Среди них есть и ориентированные на современную танцевальную музыку, и различные «классические квадраты», тяжелые по стилистике, есть рокабильные, блюзовые, фанковые, хард-роковые и т. д. Отдельным номером идет обычный метроном с назначаемым звуком. Вот только паттерны не сгруппированы по «направлениям», а находятся все в одной большой общей куче. Некоторое ограничение накладывает еще и то, что редактировать можно только два такта, хотя это компенсируется возможностью создавать довольно сложный ритмический рисунок и тем, что паттерны можно отправлять на обработку, что позволяет получать разные интересные звуки.
Установки MIDI
Нижняя часть матрицы редактирования отдана настройкам MIDI-интерфейса. Можно выбрать канал для обмена MIDI-данными с внешними устройствами (1-16 или All, то есть все), режимы работы MIDI-клока (процессор может быть как приемником, так и передатчиком сообщений MIDI Clock, в том числе одновременно), средство запуска генератора огибающей (MIDI или аудио, с дополнительной возможностью игнорировать сообщения смены пэтча), режимы сброса данных (текущий пэтч, текущий паттерн, все пэтчи и паттерны).
Дополнительные возможности
Операционную систему процессора можно обновить по MIDI с компьютера, но только в том случае, если серийный номер аппарата выше А00342. Экземпляры, начиная с серийного номера А02200 (их легко отличить по наличию выхода для наушников), уже содержат текущую операционную систему версии 1.6. Если процессор имеет номер ниже А00343, то для модернизации операционной системы необходимо приобрести набор чипов. Но я думаю, что нашим покупателям это вряд ли угрожает, поскольку прибор, попавший ко мне, имел номер куда более высокого порядка. Также по MIDI можно обновить пресетные пэтчи.
С сайта компании Roger Linn Design можно скачать программное обеспечение, позволяющее использовать для редактирования пэтчей и паттернов известную программу Emagic SoundDiver 3.0 под Windows и MacOS. Замечу, что если программа сможет увидеть процессор, то вы получите куда более удобную, быструю и гибкую возможность управлять параметрами настроек этого прибора. Редактор прост и обычно не вызывает затруднений при работе с ним, особенно у пользователей, знакомых с другими программами Emagic (Logic, например). Основное преимущество редактора заключается в том, что все параметры пэтча или паттерна размещаются в одном окне, все регуляторы, переключатели и органы управления — как на ладони. Не четыре регулятора, а все! Да, и что тоже немаловажно, перед глазами предстает не просто какой-то беспорядочный набор всевозможных ручек и кнопок, а четкая конфигурация, дающая представление о модульной структуре процессора и облегчающая понимание принципов его работы (рис. 2 и 3).
Еще есть программа AdrenaLinn Graphic Editor (правда, только для Windows), написанная одним из пользователей процессора и также доступная на сайте производителя. Интерфейс этой программы похож на SoundDiver и тоже не вызывает затруднений (рис. 4 и рис. 5).
Звучание
В ходе тестирования процессора использовались инструменты Ibanez RG 550 Custom Pro и Gibson Les Paul Standard Plus, гитарные усилители Orange OTR 120, Fender Hot Rod DeVille 212 и Fender Bullet. Звуковые примеры к данной статье записывались с использованием усилителя Orange OTR 120, динамического микрофона Sennheiser Evolution e609 и аналого-цифрового преобразователя Apogee AD 1000. Запись осуществлялась при помощи программы WaveLab 4.0 и платы цифрового ввода-вывода RME Project Hammerfall DIGI 96/52.
Одна особенность обратила на себя внимание в самом начале знакомства с прибором. Входные и выходные разъемы, расположенные на задней панели, находятся слишком близко друг к другу, поэтому такие объемистые джеки, как, например, Neutrik NP2C или NP3С, умещаются очень неохотно.
Устройство нестабильно вело себя при включении. Даже, собственно, включить его иногда было сложно. Приходилось порой несколько раз подключать-отключать блок питания, чтобы дисплей что-нибудь показал. Временами при включении вдруг начинал светиться индикатор перегрузки. И уж совсем не следует сначала подключать адаптер в сеть, а затем соединять его с процессором. Такое при этом можно услышать…
Обход устройства горячий и без питания не работает. Обход мне не понравился — он заметно подсаживает и «съедает» сигнал, что нужно иметь в виду, если возникнет вдруг желание подключить педаль перегрузки после процессора. Уровень сигнала, приходящего на педаль, будет заметно ниже начального. Кроме того, процессор делает звук более мутным и вялым, срезая атаку сигнала, и это явно заметно на слух.
В первую очередь меня интересовали, конечно же, эффекты перегрузки — слабое место большинства цифровых процессоров. Несмотря на то, что набор имитируемых усилителей достаточно представителен, во многих алгоритмах можно найти такие принципиальные недостатки, как, например, нехарактерный для «живого» эффекта чрезмерно смазанный штрих, что можно услышать в файлах 1_30, Fender Bassman (269 Кб) или 4_60, Early Marshall (313 Кб), ненужная грязь (файл 8_50, Matchless Chieftan, 321 Кб) или, наоборот, ее недостающее количество (файл 11_45, Fuzz, 349 Кб), неестественное запирание звука и т. п. Основной же недочет всех алгоритмов — это недостаточная естественность звучания. Не скажу, что эффекты вообще не имеют ничего общего со своими названиями. Самые яркие и отличительные моменты, такие, например, как характерная для каждого «фирменного» эффекта тембральная окраска, присутствуют. И, тем не менее, несомненна очевидная разница в звучании имитируемых гитарных усилителей и алгоритмов данного процессора. На свой вкус отмечу, что из всего набора моделей я бы выделил Classic Marshall, Modern Marshall, Boogie Dual Rectifier и Soldano, как наиболее удачные.
Интересная особенность наблюдалась при сравнении звучания перегрузки с включенным гейтом и без него. Вообще, сам гейт довольно резкий и жесткий, но при работе со многими эффектами перегрузки (особенно на большом ее уровне) порой хотелось даже еще более бескомпромиссной его работы, поскольку в сустейне звука сам эффект перегрузки в конце концов постепенно… исчезал. Да-да, оставался один только чистый звук, и сопровождалось это каким-то непонятным шипением и шорохами. Спасало ситуацию лишь то, что все это происходило на относительно небольшом уровне, также помогала работа гейта, которая уменьшала продолжительность этих шипений. А что касается уровня перегрузки, то даже сам производитель заявляет, что с ним он намеренно «перестарался». На практике вполне достаточно 60-70 единиц (из 99 возможных), чтобы реально ощутить максимум. Уже приблизительно при 50 единицах инструмент начинает заводиться на большинстве алгоритмов перегрузки, если не включить гейт. Впрочем, на совсем небольшой перегрузке звучание каждого из эффектов вполне сносное, в чем можно убедиться, послушав файл U2 (258 Кб), где использовался алгоритм Classic Marshall c уровнем перегрузки в 4 единицы.
Со всеми алгоритмами перегрузки я сделал файлы звуковых примеров, для которых попытался найти подходящие фразы. В имени файла первое число соответствует порядковому номеру алгоритма перегрузки (см. врезку), второе число — уровень перегрузки, с которым осуществлялась запись соответствующего примера, индекс S относится к файлам, демонстрирующим звучание гитарного соло.
И все же наиболее интересны в процессоре модуляционные эффекты и барабанные паттерны. Кстати говоря, уже сами семплы ударных инструментов и перкуссии весьма недурны! Вот для примера один из паттернов U17 (96 Кб, файл записан «в линию»). Что же касается модуляционных эффектов, то богатство возможностей позволяет использовать процессор для создания целого ряда диковинных и экзотичных звуков: например, что-нибудь из разряда «…и залетел я в далекий космос…» (файл U12, 159 Кб), «музыка сфер» (файлы U95_3, 124 Кб, и U95_1, 194 Кб) или этакое бульканье варящегося волшебного зелья (файл U92, 115 Кб). А вот это уже больше походит на рев голодного компьютерного монстра (файл U90, 149 Кб). При записи этих файлов звучал всего лишь один аккорд Еm7. Можете себе представить, во что это все превратится, если сыграть гитарное арпеджио или какое-то простейшее соло! Что и говорить, очень концептуально, в соответствии с современной «кислотной» танцевальной музыкой. А ведь в этом жанре гитара используется не так часто.
Впрочем, процессор способен и на более привычные эффекты. Вот, например, автовау (файл U15, 297 Кб), тремоло (файл U3, 270 Кб) и дилей (файл U58, 305 Кб). Последний, скорее всего, имитирует аналоговую задержку, но делает это несколько странно: хотя первый повтор звучит заметно глуше и тусклее оригинального сигнала (как и должно быть у аналоговой задержки), при следующих повторах спектр сигнала никак не меняется (что уже нехарактерно). Но больше никаких нюансов я не заметил: все, вроде бы, чистенько. Автовау… Все же какое-то «резиновое». Кроме того, мне так и не удалось подходящим образом выстроить резонансную частоту: эффект звучал то очень гулко, то высоко, при этом мне казалось, что у него недостаточная глубина. Более остальных мне понравился эффект тремоло. Никаких принципиальных недостатков, с которыми было бы сложно мириться, я в нем не нашел, за исключением, пожалуй, несущественного окрашивания звучания и небольшого модуляционного шума. Эффект адекватно реагировал на изменение скорости модуляции и изменение формы волны низкочастотного генератора.
Файл U19 (270 Кб) записан «в линию» в режиме стерео и демонстрирует звучание автопаннера. Скачкообразное перемещение сигнала объясняется тем, что в качестве источника модуляции взят генератор LFO со случайной формой волны. Что касается самого автопаннера, то эффект произвел на меня благоприятное впечатление. В зависимости от формы волны панорамирование может происходить мягко и плавно (синусоидальная) или резко (треугольная или случайная, как в приведенном примере). Порадовало то, что динамика работы эффекта довольно ровная: не ощущается потеря громкости во время перемещения сигнала из канала в канал.
Два алгоритма фленджера представлены в файлах U34 (268 Кб) и U35 (246 Кб). Первый звучит более бархатно, мягко, сочно и жирно, но как-то неровно. Временами возникает ощущение скачкообразного изменения глубины модуляции эффекта, он начинает как бы дрожать. По всей видимости, это можно объяснить неравномерной скоростью изменения времени задержки. Второй алгоритм, называемый производителем «инвертированный фленджер», звучит более жестко и грубо. Кроме того, у него несколько иной спектральный состав, в нем больше низких частот и верха, а также провалена середина, вследствие чего и возникает впечатление резкости. А вот какие звуки можно получить на основе этих двух эффектов. Например, в файле U53 (294 Кб) в качестве источника модуляции выступает LFO, и добавлены небольшая задержка и перегрузка. В файле U13 (261 Кб) таким источником выступает генератор огибающей, управляющий низкочастотным генератором. Использован обычный фленджер. Форма волны генератора — случайная. Следующим примером является файл U7 (257 Кб). Он интересен тем, что, в отличие от предыдущих двух, в нем использован инвертированный фленджер. Уровень модуляции практически минимален (2 из 99), благодаря чему звук кажется более легким и прозрачным, нежели в файле U35_Flanger2, но вследствие того, что величина обратной связи велика (80 из 99), появилась ярко выраженная «резиновость». Еще одним, менее заметным на слух, отличием является форма волны генератора LFO, которая поменялась с синусоидальной на треугольную, что сделало модуляцию более резкой и четкой. Если для этого эффекта уменьшить величину обратной связи и частоту LFO, которая синхронизируется с темпом барабанного паттерна, немного прибавив уровень модуляции, получим звучание, демонстрируемое файлом U42 (273 Кб).
Далее обратим внимание на эффекты, полученные с помощью фильтров второго и четвертого порядков. Вот один любопытный звуковой эффект, похожий на шум лопастей винта вертолета (файл U93, 300 Кб). Напоминает тремоло, однако здесь использован обрезной фильтр верхних частот четвертого порядка с низкой резонансной частотой и с инвертированной модуляцией. В данном случае выбранный источник модуляции (LFO) вначале понижает частоту настройки фильтра, а только потом повышает ее обратно. Поэтому в спектре звучания можно уловить характерную низкочастотную составляющую. В файле U9 (267 Кб) настройки таковы: генератор LFO вырабатывает случайную форму волны, выбран фильтр второго порядка. В отличие от предыдущего файла, где модуляция была обратная, здесь она прямая и, следовательно, вместо низкочастотной составляющей периодически слышны более высокочастотные всплески, напоминающие лопающиеся пузыри, поскольку частота фильтра остается еще сравнительно невысокой (20 из 99). В файле U16 (256 Кб) приведен пример составного источника модуляции, где генератор огибающей модулирует повторитель огибающей с удержанием пикового значения. Также добавлено немного перегрузки. Своеобразное звучание, напоминающее крик чаек, можно услышать в файле U95_2 (497 Кб). Кстати, если увеличить уровень модуляции, убрать небольшую задержку, немного добавить резонанса и изменить форму волны модуляции с синусоидальной на случайную, то мы получим не что иное, как те самые «звуки космоса» U95_3. Казалось бы, два абсолютно разных по звучанию эффекта, а в настройках много общего.
А в следующем примере (файл U11, 507 Кб) можно услышать работу эффекта Pitch. По своей сути он напоминает гармонайзер, поскольку обработанный сигнал можно микшировать с необработанным. Правда, работает эффект несколько странно: в приведенном примере четко слышна дополнительная нота для открытой первой струны, то есть ноты Ми (она очень часто используется в этой теме), для других же струн (как зажатых, так и открытых) это гораздо менее заметно.
Как уже отмечалось, одна из основных особенностей этого процессора заключается в том, что параметры эффекта можно автоматически синхронизировать с темпом выбранного барабанного паттерна. В файле U73 (440 Кб) с темпом паттерна синхронизирована скорость модуляции громкости эффекта тремоло.
А вот что может произойти, если отправить барабанный паттерн на обработку по тому же самому пути, что и основной гитарный сигнал, — включить, скажем, фильтр второго порядка, дать небольшую задержку и добавить немного перегрузки. Сравните два файла: первоначальный U9dr (117 Кб) и обработанный U9dr_1 (117 Кб). Очень любопытный результат! У звука появились дополнительный объем, мощность и агрессия.
Существенным ограничением представленных звуковых примеров является то, что практически все они записаны в режиме моно, т. е. сняты микрофоном с гитарного усилителя, что не дает максимального представления о звучании как пэтчей, так и барабанных семплов. Хотя это обычный режим для домашних занятий, и вы слышите здесь приблизительно то же самое, что услышали бы и у себя дома.
Выводы
Что же, подведем итоги. Весьма достойно выглядят барабанные паттерны: широкий выбор, неплохие возможности редактирования, хорошее качество семплов. Можно сделать небольшой аккомпанемент для сольной партии гитары. Но секвенсоры и семплерные ритм-машины — это область, в которой Roger Linn работает уже более двух десятков лет. Что же касается «гитарной» части процессора, то здесь не так все гладко. Недостатки есть как в звучании гитарных эффектов, так и в дизайне прибора. Многие операции (в том числе выбор пэтча и паттерна) осуществляются вручную, что неудобно во время живого выступления (для этого предпочтительней педальные переключатели). Желательно было бы также, чтобы расположение параметров в матрице редактирования соответствовало последовательности блоков обработки. Это не вносило бы путаницы, которую поначалу приходится преодолевать. Не совсем удачными получились эффекты перегрузки, но это, в принципе, распространенное явление для цифровых процессоров, и в большинстве своем гитаристы остаются приверженцами аналоговой перегрузки, если речь, конечно, не идет о тех случаях, когда нужно получить «что-то особенное». А вот отсутствие таких распространенных эффектов, как хорус, реверберация и фейзер, уже огорчает, хотя отчасти это можно попытаться компенсировать, используя задержку или фленджеры. Одним словом, здесь еще достаточно вопросов и задач, над которыми производителю просто необходимо работать, что, впрочем, он и делает — процессор AdrenaLinn II уже выпущен.Roger Linn Design AdrenaLinn369$Аваллон
Звуковые примеры
Алгоритмы перегрузки
Fender Bassman (269 Кб)
Fender Bassman соло (123 Кб)
Fender Deluxe Reverb (329 Кб)
Fender Deluxe Reverb соло (114 Кб)
Old small Fender (330 Кб)
Old small Fender соло (116 Кб)
Early Marshall (313 Кб)
Early Marshall соло (119 Кб)
Classic Marshall (339 Кб)
Classic Marshall соло (114 Кб)
Modern Marshall (353 Кб)
Modern Marshall соло (113 Кб)
Vox AC-30 Top Boost (356 Кб)
Vox AC-30 Top Boost соло (120 Кб)
Matchless Chieftan (321 Кб)
Matchless Chieftan соло (121 Кб)
Boogie Dual Rectifier (346 Кб)
Boogie Dual Rectifier соло (117 Кб)
Soldano (316 Кб)
Soldano соло (118 Кб)
Fuzz Box (349 Кб)
Fuzz Box соло (126 Кб)
Clean Console Preamp (357 Кб)
Clean Console Preamp соло (114 Кб)
Паттерны
Барабанный паттерн U17 (96 Кб)
Барабанный паттерн U9 (117 Кб)
Барабанный паттерн U9 с обработкой (117 Кб)
Эффекты
U11 (507 Кб)
U12 (159 Кб)
U13 (261 Кб)
U15 (297 Кб)
U16 (256 Кб)
U19 (270 Кб)
U2 (258 Кб)
U3 (270 Кб)
U34 (268 Кб)
U35 (246 Кб)
U42 (273 Кб)
U53 (294 Кб)
U58 (305 Кб)
U7 (257 Кб)
U73 (440 Кб)
U9 (267 Кб)
U90 (149 Кб)
U92 (115 Кб)
U93 (300 Кб)
U95_1 (194 Кб)
U95_2 (497 Кб)
U95_3 (124 Кб)