Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Михаил СЕМЕНОВ
Музыкальное Оборудование
октябрь 2001

Гитарный процессор.

Ни для кого не секрет, что сегодня в сфере звуковых устройств наиболее динамично развиваются цифровые приборы. Процесс не обошел стороной и гитарную обработку. Если еще несколько лет назад цифра использовалась только для пространственных и модуляционных эффектов, а исказители были исключительно аналоговыми, то сейчас ситуация изменилась и появилось множество полностью цифровых процессоров, обеспечивающих весь спектр обработки звука гитары. Понятно, почему: цифровые приборы технологичны, допускают возможность обновления операционной системы, позволяют поместить все необходимое в один прибор. И с тех пор, как достаточно реальное моделирование звучания цепочки, состоящей из микрофона, динамика и инструментального усилителя, стало возможным (и, что немаловажно, доступным), практически все ведущие производители гитарной обработки кинулись оснащать свои устройства имитаторами знаменитых гитарных усилителей. Да и массовый (а, стало быть, небогатый) покупатель, по обыкновению, очень хочет получить все (и качественное!) в одном флаконе.

Тем более удивительно было обнаружить, что в классе средних по стоимости полностью цифровых процессоров существует всего один прибор, претендующий на роль этого самого флакона: с одной стороны — это напольный процессор с педалью экспрессии (что хорошо для концертной работы), с другой — прибор обладает цифровым выходом формата SPDIF и возможностью имитации усилителей, акустических систем и расположения микрофона (что очень удобно при студийной работе для прямой записи). Это — гитарный процессор RP 2000 фирмы DigiTech, о котором и пойдет речь в этой статье. На первый взгляд, сейчас на нашем рынке существует довольно много приборов с похожим набором функций, но Boss GT 3/5, Korg AX 1000, Zoom GFX 8 и POD 2 не имеют цифровых выходов (POD еще и нуждается в ножном контроллере), а в Johnson J-Station цифровой выход есть, зато отсутствует ножное управление.

Итак, DigiTech RP 2000. Выглядит он как стандартный напольный гитарный процессор с одной педалью экспрессии, шестью педальными переключателями, матрицей редактирования, дисплеем, колесом ввода и шестью кнопками выбора режимов (FX Mode переключает режимы перфоманса, Edit/Exit включает/отключает режим редакции, Rhythm включает/отключает ритмический тренажер, Store сохраняет модифицированный пресет, Utility обеспечивает доступ к системным функциям RP 2000, Assign позволяет назначить изменяемые параметры на педаль экспрессии, педальный переключатель Control или внутренние LFO). Приятно, что прибор имеет металлический корпус — пластмассовые процессоры у меня, например, всегда вызывают мысль: а не опасно ли их ногами-то топтать?



На задней панели расположен набор разъемов: гитарный вход (джек), линейный выход на двух джеках (оба — стерео, левый — моно), цифровой выход формата SPDIF (RCA), микрофонные вход и выход (симметричные, XLR) для работы с эффектом Talker и сквозной передачи сигнала микрофона, разъемы MIDI In и MIDI Out/Thru, выход для наушников (джек), разъем Jam-A-Long (миниджек) для подключения внешнего источника сигнала и разъем для прилагаемого блока питания. Там же, сзади, находится регулятор выходного уровня. Процессор имеет 24-разрядные аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи, частота дискретизации 44,1 кГц.



Режимы работы и управление

Основных режимов работы всего два: это режим перфоманса, а попросту — исполнения, и режим редактирования. По умолчанию прибор находится в режиме перфоманса, который имеет еще два подрежима: режим пресета (пэтча) и режим эффектов. Когда включен режим пэтча (а включен по умолчанию именно он), пользователь играет звуками того пэтча, название которого отображено на дисплее. При этом два педальных переключателя меняют банки пользовательских пэтчей (Bank Up, Bank Down), а остальные четыре служат для выбора пэтчей внутри банка. Для доступа к пресетным пэтчам должно использоваться колесо ввода. Всего есть 64 пресетных и 64 пользовательских пэтча.

Режим эффектов отличается тем, что педальные переключатели, которые в режиме перфоманса переключали пэтчи внутри банка, используются для включения и отключения выбранных эффектов в текущем пэтче, переключатель Bank Up теперь увеличивает номер пэтча при однократном нажатии и уменьшает при нажатии с удержанием, а переключатель Bank Down становится переключателем Control и используется для управления назначенным на него параметром или для смены банка. Ну и естественно, что на педаль экспрессии могут назначаться изменения одного из параметров пэтча, при этом поддерживается функция V-Switch. Это функция, которая при повышенном давлении на педаль, находящуюся в крайнем нижнем положении, позволяет изменить назначенный на нее параметр. Кроме этого имеются тюнер; режим Learn-A-Lick (включается одновременным нажатием педалей Bank и Control), который используется для записи и последующего воспроизведения музыкальных фрагментов длительностью до 10 секунд в замедленном темпе без изменения высоты звука; возможность подключения внешнего источника сигнала (например, минусовой фонограммы) через разъем Jam-A-Long; ритмический тренажер, состоящий из набора барабанных паттернов различных стилей и размеров. Он включается кнопкой Rhythm, и при этом кнопки Store, Assign и Utility меняют свои функции и через них доступными для редактирования становятся выбор паттерна, его темп и громкость. Изменять паттерны и составлять из них цепочки нельзя.

Кроме двух основных режимов, есть еще и вызываемый одноименной кнопкой режим Utility, обеспечивающий доступ к системным настройкам: выходной режим (моно/стерео), общий спикосимулятор, чувствительность функции V-Switch, неизменность установленного педалью уровня громкости при переключении пэтчей, функция Dry Track, названия банков, параметры MIDI, калибровка педали экспрессии и инициализация устройства («промывание мозгов», при котором все пользовательские данные и установки стираются, и прибор возвращается в первозданное состояние). Стоит чуть подробнее рассказать, что же такое Dry Track. В обычном состоянии прибора сигнал со всеми эффектами поступает одновременно на цифровой и аналоговый выходы и на наушники. Если же функция Dry Track включена, то на цифровой выход сигнал поступает до обработки эффектами из групп Effects, Delay и Reverb, при этом через аналоговые выходы и наушники по-прежнему можно услышать все эффекты.

И вот мы подошли к режиму редактирования пэтчей (включается кнопкой Edit), в котором не обойтись без матрицы.

Матрица

Это просто таблица, снабженная светодиодной индикацией и кнопочками для выбора группы эффектов. По горизонтали располагаются как раз эти самые группы эффектов с кнопочками, а по вертикали — их параметры (для каждого эффекта, естественно, свои). А дальше все просто: нажимаем кнопку над выбранным столбиком группы эффектов — над ним загорается светодиод, а на дисплее появляется On или Bypass, нужный режим можно выбрать колесом ввода данных. Далее нажимаем кнопку еще раз, спускаемся на одну строчку вниз и выбираем эффект. Все остальное редактирование осуществляется аналогично: каждое следующее нажатие кнопки производит перемещение на одну строчку вниз, при этом слева от нее всегда горит светодиод, наглядно показывая, на какой же именно строчке мы находимся; на пересечении строки и столбца видно, какой параметр редактируется; а его значение (вместе с названием) появляется на дисплее и может изменяться вращением колеса. Всего этих столбиков девять, и именно столько эффектов могут работать одновременно, так как из каждой группы эффектов одновременно может быть выбран только один. Полученный результат сохраняется нажатием кнопки Store. Кстати, и в режиме перфоманса матрица сигнализирует светодиодами о том, какие именно группы эффектов включены в данном пэтче.



Группы эффектов

Pickup Sim (имитатор датчика) — этот эффект позволяет получить на гитаре с хамбакером звук сингла и наоборот. Выбирается только тип преобразования. Этот эффект действительно изменяет характер звучания датчиков в соответствии с выбранным типом преобразования, но в меньшей степени, чем это происходит при переключении датчиков на реальной гитаре.

Comp (компрессор). Здесь выбираюется время срабатывания компрессора (Fast, Medium или Slow), порог компрессии (Threshold), степень сжатия (Ratio), а регулировка Gain определяет выходной уровень компрессора.

Wah/Pitch. В эту группу входят эффекты Wah-Wah, Whammy (сдвиг высоты ноты с помощью педали), Detune (расстройка), Pitch (сдвиг высоты тона) и Harmony (гармонайзер). Wah-Wah присутствует в двух видах: Crywah — классическое звучание эффекта, и Fulwah — полнодиапазонное «вау». Можно выбирать тип эффекта и его местоположение в цепи сигнала: до имитатора усилителя (Pre) или после (Post). На искаженном сигнале в звуке появляется неприятная жесткость, зато на чистом — никаких претензий к квакушке нет. Правда, надо отметить, что работает она более аккуратно, чем классический CryBaby. Whammy — один из любимых эффектов фирмы DigiTech. Позволяет с помощью педали экспрессии плавно менять высоту ноты на заданный интервал. Возможны два варианта: либо только обработанный сигнал, либо его смесь с прямым. Настройка эффекта заключается в выборе варианта и максимальной величины интервала (максимум две октавы вверх или шесть октав вниз). Detune изменяет высоту входного сигнала и смешивает его с основным. Для редактирования доступна степень расстройки в центах. Эффекты Pitch и Harmony изменяют высоту входного сигнала по полутонам (максимум две октавы вверх или вниз) и смешивают обработанный сигнал с исходным (в обоих случаях можно добавить один голос), а разница между ними состоит в том, что Pitch добавляет фиксированный интервал, а Harmony позволяет транспонировать входной сигнал с заданным интервалом в соответствии с выбранным ладом и тональностью. Надо отметить, что при работе обоих этих эффектов на басовых струнах в звук всегда добавляется небольшая модуляция, и, честно говоря, это мне сильно не нравилось до тех пор, пока я не послушал пэтч под названием OctSub, где этот эффект используется. Получился совершенно шикарный органный эффект, на котором очень здорово звучат вещи типа вступления к токкате и фуге ре-минор Баха, и, кстати, тэппинговые арпеджио тоже звучат очень по-органному. Так что достоинство это или недостаток — каждому пользователю придется решать самостоятельно, а мне, например, этот эффект иметь хотелось бы.

Amp Model. Эта группа эффектов представляет собой набор из десяти имитаций знаменитых усилителей и двух имитаций акустических гитар (см. врезку). Стоит отметить, что процессор не имеет отдельного эффекта перегрузки, для его получения необходимо выбрать модель усилителя. Кроме выбора модели, есть регулировка уровня перегрузки (Gain), которая не распространяется на акустические гитары и прямое подключение, и регулировка выходного уровня (Amp Level).



По моему мнению, практически все имитации весьма правдоподобно передают характер звучания оригиналов, правда, не могу ничего сказать по поводу имитации комбика Matchless DC 30, так как, к сожалению, мне с оригиналом сталкиваться не приходилось.

Имитаторы акустических гитар ACOUS1 и ACOUS2 не сильно отличаются друг от друга и по звуку, скорее, напоминают пьезоакустику типа Ovation, примерно как та, на которой Brian May играл концертную версию «Love of my Life».

Cabinet. В этой же группе эффектов находится имитатор кабинетов трех типов (Dark, Warm, Bright) и установки положения микрофона относительно кабинета (Mic Placement): от MICP1 (край динамика) до MICP10 (центр динамика). Чем дальше от центра, тем прозрачнее звук.

EQ. Эквалайзер четырехполосный: низ (Bass), верх (Presence) и две полупараметрических середины: верхняя (Hi-Mid Freq) и нижняя (Lo-Mid Freq). Верхняя изменяется от 800 до 5000 Гц, нижняя — от 250 до 2000 Гц.

В этой группе эффектов существует два канала усиления: «красный» (Red) и «зеленый» (Green). Это просто два разных канала, принципиальной разницы между ними нет. Таким образом, в каждом пэтче можно иметь два разных усилителя с независимой установкой модели, усиления, эквализации и уровня. Переключаются эти каналы одним нажатием педального переключателя, при этом выбранный канал отображается светодиодом соответствующего цвета.

Talker — эксклюзивный эффект компании DigiTech (правда, у других производителей подобный эффект тоже встречается, но под названием Talkbox) — модулирует звук гитары сигналом микрофона, придавая ему вокодерный, «говорильный» эффект. А при отключенном эффекте сигнал с микрофона поступает напрямую на микрофонный выход. Редактируются глубина эффекта и чувствительность микрофона.

Доступ к гейту (Gate/Swell) также осуществляется с помощью кнопки Talker. Имеются два типа гейта: стандартный (NREDCT) и автоматический — от Swell 1 (быстрая реакция) до Swell 10 (медленная). При автоматических установках время уменьшения уровня может достигать двух секунд. Редактируется Threshold — уровень порога открывания гейта, правда не в дБ, а в у. е. (от 1 до 99).

Группа Effects включает в себя Chorus (редактируются скорость и глубина модуляции и время задержки), Flanger (регулируются скорость и глубина модуляции и уровень регенерации), Phaser (регулируются скорость и глубина модуляции и уровень регенерации), Tremolo (регулируются скорость и глубина модуляции), Panner (автопанорама, регулируются скорость перемещения сигнала и глубина эффекта), Vibrato (регулируются скорость и глубина модуляции), Rotary (имитация вращающегося динамика, регулируются скорость вращения и глубина стереоразделения), Envelope (фильтр огибающей, можно выбирать тип огибающей и чувствительность). Pitch и Detune аналогичны эффектам из группы Wah/Pitch. Звучат эти эффекты на уровне линейки процессоров DigiTech типа RP 21 или 2120, например. Появился еще новый и, как заявляет фирма, эксклюзивный эффект Yah-Yah. Он подобен «вау» и заключается в том, что гитара как бы выговаривает «йа-йа». Его звучание можно услышать в начале композиции Стива Вая «Kill The Guy With The Ball» с альбома Alien Love Secrets. Доступен эффект в двух видах: автоматическом и управляемом педалью. В обоих случаях регулируются скорость модуляции, интенсивность эффекта и уровень регенерации. В этой группе эффектов также можно выбирать местоположение эффекта в цепи сигнала: Pre — до имитатора усилителя, Post — после.

Delay. Группа задержек включает в себя монозадержку, аналоговую задержку, пинг-понговую задержку, аналоговую пинг-понговую задержку и Revers — обратную задержку. На самом деле, обратная задержка — это известный эффект пущенной задом наперед ленты. Для всех типов эффекта регулируются уровень задержки (Level), интервал между повторами (Time) и количество повторов (Feedback). Все задержки работают ровно и чисто, задержанный звук ничем не отличается от исходного (реверсивная задержка — не в счет, конечно).

Reverb. Есть десять алгоритмов реверберации: Studio, Club, Hall, Garage, Stage, Church, Arena, Bathrm (ванная комната), Plate (имитация листового ревербератора), Spring (имитация пружинного ревербератора). Все алгоритмы имеют по два параметра: Level (уровень реверберации, то есть соотношение прямого и обработанного сигналов) и Decay (время затухания).

В этом же столбце матрицы находится последний регулируемый параметр — Preset Level (громкость пэтча). В некоторых случаях необходимо снижать уровень для избежания перегрузки. Этот параметр изменяется от 0 до 99 и допускает возможность регулировки педалью экспрессии в реальном времени.

MIDI и LFO

В приборе предусмотрена возможность управления по MIDI, сохранения пользовательских данных и передачи приходящих MIDI-данных на MIDI-выход. А вот возможности посылать MIDI-сообщения нет. По моему мнению, это сделано специально для поддержки продаж «пустых» ножных контроллеров. Есть также два генератора низкой частоты LFO1 и LFO2, которые используются для циклического изменения назначенных на них параметров, имеют программируемые скорости и пять форм волны.

Кое-какие мысли и выводы

Звучит прибор хорошо, но мне не понравилась работа эффекта Pitch на басовых струнах, кроме того, сочетание «вау» с искаженным звуком вносит неприятную жесткость (на чистом звуке никаких претензий к этому эффекту нет; мне даже кажется, что дело тут не в «вау» самом по себе, а в том, как эффект сочетается именно с цифровым искажением — «вау» всегда несколько загрязняет звук, а в этом случае как бы проявляет его цифровую природу); ну и имитатор акустической гитары все-таки не создает убедительного акустического звука, хотя, повторюсь, эффект абсолютно играбельный.

Эффекты звучат на уровне других приборов DigiTech (RP 21 или 2120, например), плюс добавлены новые: Yah-Yah и Talker, ранее доступный только в виде отдельного прибора.

Среди пресетных пэтчей есть несколько именных, передающих характер звучания таких гитаристов, как Jimi Hendrix (Foxy), Stevie Ray Vaughan (SRV), Eric Johnson (EricJ), Muddy Waters (Muddy), Keith Richards (Stones) и Steve Vai (Vaiish), а пресет MK Boog звучит очень похоже на ZZ Top. Надо отметить, что сделаны они хорошо, характер звучания узнаваем, только надо помнить, что, кроме обработки, в формировании звука участвуют еще звукоизвлечение и инструмент. Кроме того, есть еще несколько забавных пэтчей, которые я бы назвал «эффекторными». Например, Aliens, который заставляет гитару как бы разговаривать. У Стива Вая в начале композиции «Audience of Listening» с альбома Passion and Warfare есть заставка, в которой происходит диалог между учителем и учеником, причем детский голос ученика имитируется гитарой. Похожую имитацию позволяет получить эффект Aliens. Пресет Gasmic выдает футуристические звуки, совершенно непохожие на звучание гитары. А пресет 2 Pitch создает эффект портаменто, то есть звук начинает звучать ниже взятой ноты и подъезжает к ней.

В миксе звучание прибора не теряется, особенно хорошо прорезает на сольных партиях, а вот для ритма на искаженном звуке лучше включать имитатор кабинета Dark и регулировку положения микрофона относительно динамика ставить на 10.

Я думаю, это устройство будет интересно для тех, кто хочет за не очень большие деньги приобрести универсальный прибор, который один перекрывал бы большинство потребностей как в концертной деятельности, так и при записи. Отдельно хотелось бы отметить, что в комплект поставки входит переведенное на русский язык руководство пользователя.

Выражаем благодарность фирме A&T Trade Санкт-Петербург, тел. (812) 279-75-66, за предоставленное устройство.

DigiTech RP 2000520$A&T Trade

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

5 комментариев
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Пробовал его. Если играть на галимых концертах в линию — то достаточно неплохо. Но, если стоит хорошая концертная аппаратура, пролетает по полной программе, по сравнению с аналоговыми комбами-примочками. Получается дешевый звук. Да и вообще, все процессоры можно рекомендовать тока для обучения — «мужики не танцуют»!

  2. 2Ed — а я бы для обучения не рекомендовал процессоры использовать. Не позволяют поставить нормальное звукоизвлечение. Привыкнуть можно, но учиться — нет. Только запись всякой дешевки на скорую руку или те-же «галимые концерты» (ну типа R-клуба). Все IMHO.

  3. Процессор изумительный! Море волшебного звука! Прелесть! За эти деньги — просто подарок!

  4. Проц реально очень крутой.

  5. павел павлович!бендебера 02.01.2008 - 22:23

    поему про кнопки никто не пишет?одна из главных роблем.

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo