Сергей НЕЧИТАЙЛО
Музыкальное Оборудование
сентябрь 2003

Программы для создания партий ритм-гитары.

В наш технократический век все больше и больше рабочих задач человек отдает на выполнение созданным им машинам. Задачи эти могут быть самые разные — от однообразных операций по обтачиванию какой-нибудь заготовки до автоматического проектирования систем управления сложными процессами. Творческие области человеческой деятельности также все более и более механизируются — пишущая машинка пришла на смену гусиному перу писателя, художник освободил свои плечи от тяжести кистей, мольберта и красок, а композитор получил возможность самостоятельно создавать звучащие оркестровые партии. Само собой, именно компьютеры (или устройства, имеющие общую с ними структуру) стали «станками» современных работников науки и искусства. Но при огромном количестве функций текстовых процессоров, звуковых и графических редакторов и т. д., творческая роль в работе все равно принадлежит человеку, а программы являются лишь инструментами, позволяющими автоматизировать рутину процесса.

Еще до широкого распространения персональных компьютеров, увеличения их вычислительной мощи и появления современных виртуальных студий, разработчиками музыкальных инструментов предпринимались попытки облегчения жизни музыканта или аранжировщика. Вспомните «самоиграйки» — синтезаторы с функциями автоаккомпанемента, при помощи которых исполнитель, даже имея представление о теории музыки в рамках трех аккордов, мог довольно успешно заменять собой целый оркестр из четырех-пяти, а иногда и больше инструментов. Если же вспомнить, сколько «звезд» нашей эстрады зарабатывало на жизнь с помощью знаменитых «самоиграек» фирмы Yamaha, становится понятно, что практическая востребованность инструментов с автоаккомпанементом значительно перевесила их музыкальные возможности.

Технически функция «самоиграйки» работала весьма просто. Несколько музыкальных тактов данных (ну, коротенькая аранжировка определенного стиля) образовывали «паттерн» — специальный шаблон, который проигрывался по кругу и, в зависимости от нажатых на клавиатуре аккордов, соответствующим образом транспонировался. В библиотеке инструмента были собраны стили на все случаи жизни — тут тебе и блюзы, и рок-н-роллы, и марши, и польки-бабочки. Для большего разнообразия каждый стиль имел несколько вариантов паттернов: например, вступление, две-три вариации основного звучания и коду. Исполнителю оставалось переключать паттерны, нажимать левой рукой аккорды и (если умения хватало) наигрывать правой мелодическую линию.

Само собой, инструменты совершенствовались. В «самоиграйках» появилась возможность создавать свои стили, серьезные синтезаторы получили встроенный секвенсор, часто даже с более совершенными функциями автоаккомпанемента. Про различные арпеджиаторы, квантайзы и «гуманизаторы» я даже не говорю. Появилась возможность более качественно делать не только аккомпанемент, но и партию целиком. С развитием возможностей персональных компьютеров и увеличением количества музыкантов, их использующих, возможности редактирования и интеллектуальной обработки данных возросли на порядок. Такие программы-автоаранжировщики, как Band In Box или WinJammer, стали виртуальными преемниками незабвенных PSR и PSS, позволяя работать на гораздо более высоком уровне.

Тем не менее, надо понимать, что «самоиграйка», даже самая лучшая, — это лишь компромисс между звучанием и скоростью работы, так как передать наиболее тонкие нюансы живого исполнения большинства музыкальных инструментов при помощи MIDI-данных физически невозможно. Конечно, если воткнуть трек фортепиано в семплер с многомегабайтной программой или вообще в акустический инструмент с MIDI-управлением, — результат будет соответствующий. А если взять, допустим, гитару? При всей внешней простоте, этот инструмент необычайно сложен в моделировании, так как на характер его звучания влияет очень большое количество разных приемов игры, аппликатурных позиций, манеры исполнителя и т. д., и т. п. Не случайно семплированную гитару очень трудно выдать за живую. И даже если вы достигли некоторого правдоподобия при имитации, например, медленного гитарного перебора, то стоит попробовать исполнить какую-нибудь другую фигуру (хотя бы самый банальный аккордовый «чес» вверх и вниз), как синтетическая сущность опять вылезет наружу. В результате, из-за фортепианного, по сути, управления, партия гитары больше всего напоминает какой-то зудящий клавесинообразный инструмент. Даже при небольшом транспонировании (четыре-пять полутонов) гитарные семплы приобретают очень заметный «пластмассовый» привкус. Это наблюдается и при семплировании других струнных инструментов. Получается, что для нормального звучания придется записывать новый семпл чуть ли не на каждую отдельную клавишу! И это все ради одного единственного приема исполнения! Гораздо результативнее семплировать не отдельные ноты, а целые фразы, однако проблема транспонирования никуда не денется. Плюс ко всему, такая семплерная программа будет работать лишь в том темпе, в котором ее записали. Да и, бывает, нет в многочисленных библиотеках гитарных семплов именно такого, который нужен в данный момент. Кроме того, работая подобным образом, композитор или аранжировщик должен хорошо представлять себе особенности живого инструмента, и для создания гитарных партий, действительно похожих на настоящие, погружаться в процесс с головой и тратить большое количество времени. Вот и получается, что проще пригласить живого гитариста.

До самого недавнего времени аранжировщики не имели специального инструмента для быстрого создания качественных гитарных партий. Это тем более обидно, что гитаре в современной музыке отводится далеко не самое последнее место и часто именно она определяет характер всей аранжировки. Но, как известно, спрос рождает предложение, а человеческая мысль не стоит на месте. В апреле прошлого года компания Steinberg представила на рынок совместное детище своих разработчиков и их коллег из фирмы Wizoo — виртуальный VST-инструмент Virtual Guitarist. Через несколько месяцев последовал выпуск еще одного инструмента — Virtual Guitarist Electric Edition. Оба «Гитариста» сразу же стали пользоваться популярностью среди музыкантов и аранжировщиков. Давайте посмотрим, что же такого революционного они принесли в область моделирования гитарных партий.

Принцип действия

Первое впечатление инструменты производят совершенно ошеломляющее — звучит самая что ни на есть настоящая, живая гитара. Причем полностью оправдывается данное с некоторой претензией название — это не просто программа по моделированию звучания гитары, которой нужно еще долго учиться управлять, а действительно виртуальный гитарист, самостоятельно справляющийся с возложенными на него обязанностями. От вас требуется лишь выбрать «исполнителя», указать ему гармонию — и все, он начинает играть. Его можно подправить, подкорректировать, как и живого музыканта, — мол, тут смени ритм, а здесь сделай акцент, но выполнять все это он будет сам. Чтобы избежать некоторого недопонимания в дальнейшем, скажу сразу — Virtual Guitarist не играет сольных партий, его амплуа исключительно аккомпанемент. Более точно инструмент следовало бы назвать «виртуальным ритм-гитаристом».

Что же такое Virtual Guitarist? Инструмент представляет собой комбинацию семплера (вернее, семпл-плеера) и достаточно хитроумного алгоритма автоаккомпанемента. Разработчики решили проблему, что называется, в лоб. Любой звук, издаваемый программой Virtual Guitarist, будь то аккорд, нота, скрип пальцев по струнам и т. п., ни в коей мере не является результатом какого-либо синтеза звука, а записан вживую. Проблему с транспонированием решили очень просто — записали все возможные варианты, и она отпала за ненадобностью. То есть, например, аккорд Dm7 — это честно записанный Dm7, а не Cm7, повышенный на два полутона изменением питча. Точно так же разобрались и со штрихами — зачем что-то конструировать, когда можно просто взять и записать. Да и аккорды не собирались из отдельных нот, как в семплерных программах. Подход был совсем другой.

Давайте возьмем фрагмент записи какого-нибудь гитарного рифа (рис. 1).



Как видите, вполне можно различить основные его ритмические составляющие, пусть и не так явно, как в барабанных партиях. Что будет, если каждый аккорд, ноту, бенд, скрип струн и т. д., попробовать засемплировать отдельно, а потом собрать из них исходный риф? А будет все очень даже хорошо. Если аккуратно сделать — никто и не заметит подмены. Только для этого надо правильно нарисовать огибающие амплитуды в местах склеек семплов (рис. 2).



Более того, привязав кирпичики-семплы к временной сетке и изменяя темп, можно регулировать скорость исполнения рифа. Само собой, огибающие придется изменять вместе с темпом — иначе либо между нотами возникнут паузы, либо же ноты будут «наползать» друг на друга. Все это и многое другое Virtual Guitarist делает автоматически. Теперь представьте, что такой «комплект» ритмических фрагментов рифа существует не в одном, а в двенадцати экземплярах — то есть соответствует каждой ноте октавы. В итоге мы получим готовый стиль (или Player — «исполнителя», как назвали его разработчики), который способен играть упомянутый риф в любом темпе и тональности. Однако это еще не все. Допустим, у нас не «металлический» риф из квинт или кварт, а фрагмент аккомпанирующей партии, отдельные ритмические составляющие которой представляют собой сложные аккорды. Если не полениться и засемплировать все возможные варианты этих аккордов (плюс штрихов, которыми они сыграны), мы получаем «исполнителя», способного естественно играть уже любые гармонические последовательности. После добавления в общую картину различных сопутствующих звуков — ударов о деку, скрипа струн, щелчков пальцев и т. п., игра виртуального гитариста станет фактически неотличимой от живого (играющего ту же партию, разумеется). Кроме того, для пущего правдоподобия Virtual Guitarist предлагает контроль над такими параметрами «исполнителя» и его инструмента, как ритмическая точность игры, динамическое «дыхание», баланс датчиков или микрофонов, коррекция общего тембра и т. д. Словом, Virtual Guitarist — это замечательный инструмент для аранжировщиков, позволяющий сыграть в реальном времени или «забить» буквально за считанные минуты очень натурально звучащую партию ритм-гитары и не требующий для этого каких-то специальных знаний и навыков.

Предыстория, версии, системные требования



История создания программы Virtual Guitarist тянется с декабря 1999 года, когда будущего «главного конструктора» инструмента, — композитора, музыканта и гитариста по имени Sven Bornemark (рис. 3), возившегося в «штаб-квартире» Steinberg в Гамбурге с их библиотекой фраз VST Drum Session, внезапно осенило: нельзя ли идею «нарезки» партий живого барабанщика на мелкие составляющие применить и к гитаре? После нескольких пробных записей и экспериментов в звуковом редакторе он убедился, что это вполне возможно. Но сразу обозначились и будущие трудности — в отличие от барабанщика, партия которого внетональна, гитарист имеет в своей палитре несколько тональностей и кучу аккордов на каждую из них. Таким образом, помимо систематизации ритмики, требовалось решить проблему с тональностями. Sven тщательно выписал все возможные на гитаре аккорды и, после долгих и кропотливых исследований и сопоставлений, составил короткий список из четырнадцати аккордов, которые, по его мнению, составляют необходимый (хотя и явно не исчерпывающий все возможности гитары) набор для любого музыкального направления. Но даже эти четырнадцать аккордов, умноженные на двенадцать нот, дают сто шестьдесят восемь разных созвучий! И это еще без учета штрихов исполнения, приемов игры и прочих важных составляющих звучания гитары! Работа предстояла просто титаническая. Первый прообраз инструмента Sven продемонстрировал Steinberg еще в декабре 2000 года. Он представлял собой систематизированную библиотеку семплов, из которой на дорожки секвенсора импортировались ритмические паттерны, состоящие из «нарезки» нот, ударов, аккордов и т. п. нужной тональной структуры. Общее звучание было на уровне, темп также можно было свободно варьировать. Но, сами понимаете, управлять такой конструкцией было весьма и весьма непросто. Тогда Peter Gorges из команды Wizoo предложил интересную идею: командовать воспроизведением всех этих семплов в реальном времени при помощи MIDI. К делу подключился программист Paul Kellett из компании MDA, и летом 2001 года Virtual Guitarist уже работал. В сентябре того же года новоявленный VSTi-инструмент был представлен на суд сотрудников Steinberg, которые весьма заинтересовались разработкой и за Virtual Guitarist взялись серьезно. Почти все гитарные стили записал Sven Bornemark (на рис. 4 он изображен во время одной из бесконечных сессий записи семплов), на помощь ему пришел Marshall Karlsson, записавший еще несколько стилей. В рамках этой статьи нет смысла поименно перечислять всех участников проекта, достаточно отметить, что работы хватило на всех, — одно лишь редактирование поистине колоссального объема записанных фрагментов (около тридцати тысяч отдельных семплов) заняло почти полгода. В марте 2002 года Virtual Guitarist был представлен на выставке Musikmesse во Франкфурте, а уже в апреле начались его продажи.



Оригинальный Virtual Guitarist (рис. 5) состоит, по сути, из двух отдельных VSTi-инструментов: Virtual Acoustic Guitar и Virtual Electric Guitar. Как и следует из названий, первый из них предназначен для создания партий акустической гитары, а второй — электрической. Всего доступны двадцать семь «исполнителей» (из них четырнадцать «акустических» и тринадцать «электрогитаристов»), которые играют разными моделями гитар и в разных музыкальных стилях. Представлены и испанская гитара, и двенадцатиструнка, и кантри, и фолк, и блюз, и разные роки, и хеви-металы. На каждый стиль (для каждого «исполнителя») предусмотрено по восемь вариантов ритмических паттернов, называемых «партиями» — Parts. Кроме того, любой паттерн имеет дополнительный вариант звучания — Fill (обычно отличается от основного большим ритмическим наполнением).



Пользователь может управлять целой серией параметров исполнения — прямо в процессе игры, помимо переключения паттернов, допускается изменять степень «свингования», акцентировать или синкопировать ритм рисунков, «оживлять» партию как по временной точности взятия нот, так и по динамике, брать длинные аккорды и т. п. Большинство этих опций привязано к сигналам MIDI-контроллеров, так что можно отдавать команды виртуальному музыканту прямо с клавиатуры или из системы автоматизации секвенсора. Представлены и некоторые эффекты — расширитель стереобазы, дабл-трекер, частотная коррекция, а для электрогитары еще и переключатель звукоснимателей. Инструмент написан под обе платформы, PC и Mac, и будет работать под любой хост-программой, поддерживающей протокол VST 2.0. В одной из статей о программе Virtual Guitarist я встретил странное утверждение, что якобы сами разработчики рекомендовали в качестве оптимального секвенсора с точки зрения надежности и производительности продукт конкурентов Steinberg — Emagic Logic Audio. Меня это позабавило, так как Sven Bornemark прямо говорил, что в обоих инструментах они немного «расширили границы» VST-протокола, в связи с чем именно хост-программы Steinberg наиболее предпочтительны для использования. Virtual Guitarist с Emagic Logic работает нормально, однако наблюдаются и некоторые, достаточно существенные, нестыковки (об этом далее). В качестве самого дешевого секвенсора он рекомендовал Cubasis VST 4.0, который, кстати, в числе прочих, поставляемых в комплекте виртуальных инструментов, предлагает модуль Easy Guitar — упрощенную версию Virtual Guitarist.

Дистрибутив Virtual Guitarist занимает целых три CD-диска. Минимальные системные требования для Windows таковы: процессор Pentium II или AMD 400 МГц, 256 Мб RAM (рекомендовано 512 Мб), не менее 1,6 Гб дискового пространства под библиотеки семплов «исполнителей», MME-совместимая звуковая плата (рекомендуется ASIO-совместимая), операционная система Windows 98/Me/2000/XP. Для MacOS системные требования отличаются процессором (PowerMac G3 500 МГц, частота шины 100 МГц) и операционной системой (MacOS 9.х). Реально, конечно, лучше иметь компьютер помощнее, так как вы наверняка собираетесь использовать в работе не только Virtual Guitarist, но и другие инструменты и эффекты. Особенно серьезно отнеситесь к ресурсам RAM. Если вы широко используете в работе подключаемые модули эффектов реального времени (VST, DirectX, штатные обработки секвенсора), я бы назвал рекомендуемый объем в 512 Мб стартовым минимумом, так как несколько навороченных «исполнителей», загруженных одновременно, могут спокойно «съесть» всю память, и на эффекты ничего не останется.

Virtual Guitarist Electric Edition (рис. 6) стал продолжением оригинальной программы. Он является самостоятельным инструментом (не надо думать, что это какой-нибудь апдейт или пакет дополнительных стилей).



В нем представлены только электрические «исполнители», партии которых записал известный гитарист Thomas Blug (рис. 7). Инструмент позволяет создавать треки ритм-гитары в 29 различных стилях — от ранних пятидесятых до наших дней. Представлены самые разные жанры: фанк, соул, блюз, буги, рок-н-ролл, хард-рок, хеви-метал и многие другие. Кроме того, в комплекте идет программный процессор эффектов, выполненный в виде чемоданчика с примочками, который работает не только с Virtual Guitarist, но и с любым аудиосеквенсором как самостоятельный подключаемый модуль формата VST. Интерфейс инструмента фактически не изменился — если вы работали с оригинальным Virtual Guitarist, то без проблем справитесь и с его электрическим собратом (о появившихся новых возможностях я расскажу по ходу статьи).



Virtual Guitarist Electric Edition также поставляется на трех дисках и имеет идентичные системные требования.

Немного забегая вперед, скажу, что лучше всего будет приобрести обоих «Гитаристов» — хоть в Electric Edition электрогитары звучат и посолиднее, акустические гитары присутствуют только в оригинальном Virtual Guitarist. Да и стили электрогитар у инструментов не повторяются. Кроме того, имея обе версии, вы получаете возможность обрабатывать процессором гитарных эффектов из Electric Edition партии первого «Гитариста».

Инсталляция

Инсталляция инструментов проходит обычно, разве что приходится долго ждать, пока на диск будут скопированы все семплы. Задаются лишь два существенных вопроса: куда устанавливать сам инструмент и куда распаковывать библиотеки семплов (можно свалить все в одну папку VST Plugins или же поместить аудиоконтент на любой жесткий диск компьютера — рис. 8). Я думаю, не стоит напоминать, что любые (случайные или намеренные) изменения в структуре, названиях, местоположении и т. п. библиотек семплов могут привести к нарушению работы Virtual Guitarist вплоть до полного отказа. В остальном, никаких сюрпризов, связанных с запуском инструмента, ожидать не приходится.


Некоторых пояснений требует лишь инсталляция маковских версий инструментов, если по каким-то причинам вы еще пользуетесь старой операционной системой MacOS 9x. Дело в том, что в этом случае требования к оперативной памяти будут несколько выше. Одна из причин, по которой Virtual Guitarist весьма экономно расходует ресурсы процессора, заключается в воспроизведении семплов напрямую из RAM. Однако поскольку классическая MacOS не имеет защищенного режима работы с памятью (то есть такого режима, при котором каждое приложение адресуется лишь к своему собственному куску «оперативки» и не покушается на память, занятую другими программами и самой операционкой), для использования Virtual Guitarist на MacOS 9x требуется принять некоторые меры предосторожности, особенно если ресурсы RAM меньше рекомендуемых системных требований инструмента.

Прежде чем работать с Virtual Guitarist, убедитесь, что для его хост-программы (секвенсора, в котором вы собираетесь использовать инструмент) отведено достаточно оперативной памяти. Для этого выделите хост-программу и воспользуйтесь командой Get Info. Задайте для программы максимально возможный объем оперативной памяти Preferred Size, оставив небольшой запас для самой операционки (где-нибудь в районе 30 Мб сверх ее обычных потребностей). Чтобы посмотреть запросы операционной системы, выберите опцию About this Mac в меню Apple Menu. Если вы не можете позволить себе роскошь отдать всю память секвенсору с Virtual Guitarist (например, одновременно работаете с несколькими программами), можно примерно подсчитать общее количество отжираемой ими оперативки — оно будет равняться запросам хост-программы плюс сумме всех загруженных «исполнителей» в разных ипостасях инструмента. Исходя из полученных цифр, можно соответствующим образом администрировать ресурсы памяти компьютера.

Если во время работы вы нечаянно назначили слишком много модулей Virtual Guitarist, библиотеки «исполнителей» которых занимают объем RAM больший, чем отведено под нужды хост-программы, лишние «исполнители» загружены в память не будут. При этом может «поплыть» картинка панелей управления Virtual Guitarist и даже самого секвенсора. Лучшим решением в такой ситуации будет поскорее сохранить аранжировку, закрыть секвенсор и увеличить объем предоставляемой ему памяти. В случае отсутствия свободных ресурсов RAM придется вам поумерить свои аппетиты и убрать один или несколько модулей инструмента.

Пользователям маковской версии Virtual Guitarist будет наверняка приятно узнать, что основную версию инструмента (не только Electric Edition) теперь можно использовать и под операционной системой MacOS X 10.2, которая, помимо прочих наворотов, работает с памятью в защищенном режиме. Для этого нужно скачать с сайта Steinberg специальный патч.

А вот с двухпроцессорными маками Virtual Guitarist пока «не дружит». Единственный способ заставить его работать, скажем, на G4 Dual Processor, это отключить в хост-программе (например, Digital Performer) использование второго процессора. Слышал еще такой совет из серии «очумелые ручки» — если под операционкой MacOS 9x из папки Extensions вручную удалить соответствующие драйверы Apple («снести» (hard drive) system folder extensions multiprocessing apple cpu plugins), то компьютер также не будет задействовать второй процессор. Самому проверить «рецепт» не получилось (за неимением двухпроцессорного мака).

Если вы собираетесь работать с Virtual Guitarist на секвенсоре Emagic Logic, есть большая вероятность следующего бага. Выяснилось, что хоть инструмент и виден программой после инсталляции, в большинстве случаев он почему-то не находит все 1,6 гигабайт распакованных на жесткий диск семплов, и вы не можете загрузить ни одного «исполнителя» (появляется сообщение типа No Audio Content Found). Это наблюдалось для маковской версии оригинального Virtual Guitarist и варианта Electric Edition на обеих платформах, PC и Mac, и не только с пятым Logic, но и с Cakewalk Sonar. Само собой, проблема была моментально исправлена, и сейчас можно скачать с сайта Steinberg соответствующий патч (для любой из платформ и версий инструмента), автоматически прописывающий в «недра» операционки путь к семплам, или инструкцию, как это сделать вручную.

Завершая этот раздел, я хотел бы коснуться вопроса поддержки инструментов разработчиками. Почитать описания инструментов, посмотреть скриншоты, скачать демонстрационные ролики и даже купить в режиме онлайн можно как на сайте Steinberg, так и на сайте Wizoo. Там же выложены для свободного скачивания все доступные патчи и обновления. Однако гораздо больше полезной информации об обоих «Гитаристах» можно получить на специальном сайте программ Virtual Guitarist (www.bornemark.se/vg/). Там находятся самые свежие новости, ссылки на вышедшие «заплатки», советы, FAQ, а самое главное — интереснейший форум, который администрирует сам «главный конструктор» инструментов Sven Bornemark. На этом форуме можно получить ответы на интересующие вопросы как от него лично (Sven очень охотно делится своими знаниями и опытом), так и от многочисленных пользователей Virtual Guitarist со всего мира. Работая над статьей, я немало оттуда почерпнул, за что им большое спасибо. Отдельный раздел форума посвящен новому продукту Steinberg — Groove Agent (продолжатель идеи Virtual Guitarist, только для барабанов; его создателем опять-таки выступил Sven Bornemark). Хочу только предупредить, что с пользователями пиратских версий продуктов (а это выясняется очень быстро) никто особо церемониться там не будет.

Ну, с инсталляцией, патчами и поддержкой вроде как разобрались, так что давайте перейдем к рассмотрению непосредственно инструментов.

В работе

Назначение на дорожку проекта любого из «Гитаристов», — Virtual Acoustic, Virtual Electric или Electric Edition, — полностью аналогично активизации любых других VSTi-инструментов. Требуется создать MIDI-трек или специальный трек (в зависимости от используемого секвенсора), в разрыв или на выход которого включается требуемый модуль (рис. 9).


При работе с Virtual Guitarist Electric Edition процессор эффектов отдельно назначать не требуется, хоть он и стоит следующим в списке доступных модулей (рис. 10), так как процессор уже интегрирован в инструмент. Зато если есть желание воспользоваться этим процессором для обработки аудиотреков или «повесить» его на других «Гитаристов» (Virtual Acoustic и Virtual Electric), вы включаете его в соответствующий разрыв, как самый обычный VST-модуль эффектов.



Поскольку Virtual Guitarist имеет MIDI-управление, для него, как и для любого синтезатора, требуется указать номер MIDI-канала. Тут надо сказать пару слов. На пятнадцати первых MIDI-каналах «Гитаристы» работают в штатном режиме, а шестнадцатый MIDI-канал предназначен для особого режима ручного управления инструментом (подробнее об этом далее, в специальном разделе).

Отличительной чертой программы Virtual Guitarist является практически полное отсутствие задержки (latency). Это объясняется тем, что, в отличие от программных синтезаторов, алгоритмы которых могут существенно загружать процессор из-за обилия математических операций пересчета при звукообразовании, программное ядро Virtual Guitarist просто управляет порядком воспроизведения семплов, загруженных в оперативную память. Тем не менее, при наличии в системе дешевой или устаревшей звуковой платы (или MIDI-интерфейса) вы можете столкнуться с весьма высокими показателями задержки при управлении инструментом в реальном времени с MIDI-клавиатуры. На воспроизведение уже записанного трека это не влияет, но с живой игрой дело обстоит иначе. Проблема решается покупкой современной платы с быстрыми ASIO-драйверами. Sven Bornemark рассказывал, что пробовал играть на Virtual Guitarist в проекте с полным набором заранее записанных аудио- и MIDI-треков на своем старом компьютере — Pentium III 450 МГц и 256 Mб оперативки, но через быстрый MIDI-интерфейс. Никаких проблем не наблюдалось.

Окна управления «Гитаристами» принципиальных отличий не имеют (на рис. 11 изображено окно модуля Virtual Acoustic, на рис. 12 — Virtual Electric, а на рис. 13 — Electric Edition).







Разница заключается лишь в цветовой гамме и некоторых специфических органах управления. Дизайн инструментов соответствует их названию — почти все окно занимает «гитарная дека», вокруг розетки которой рассредоточены разнообразные ручки и переключатели. Розетка представляет собой монитор, показывающий изображение модели гитары, используемой «исполнителем» (то есть настоящей гитары, при помощи которой и записывался данный стиль). А во время загрузки семплов «исполнителя» в память компьютера монитор отображает ход процесса, демонстрируя постепенно наполняющийся гитарный силуэт (рис. 14).



В верхней части деки «Гитариста» расположены два (а в версии Electric Edition — три) джековых гнезда, в одно из которых вставлен джек. Таким оригинальным способом разработчики реализовали переключение между окнами программы (чтобы перейти в другое окно, просто кликните по нужному штекеру): джек с надписью Play соответствует основной панели управления, а штекер Setup переключает на окно настроек. У «Гитариста» квалификации Electric Edition джек с маркировкой FX открывает чемоданчик примочек процессора эффектов.

В левом углу окна Play расположено окошко, в котором отображается название текущего паттерна — одной из восьми возможных вариаций ритмического рисунка «исполнителя». Рядом находятся две клавиши-стрелки — кликая по ним, можно переключать паттерны мышью. Справа над декой размещается монитор анализатора аккордов — он показывает, как виртуальный музыкант «понял» аккорд, взятый на MIDI-клавиатуре или записанный в треке.

В зависимости от используемого секвенсора, меню выбора «исполнителя» может быть расположено в разных частях окна управления инструментом. Так, например, в Cubase SX оно находится вверху (рис. 15), а в Emagic Logic Audio — наоборот, внизу (рис. 16).





Чтобы Virtual Guitarist обрел, наконец, способность играть, необходимо загрузить одного из «исполнителей» (просто выберите нужного из списка — рис. 17), так как по умолчанию инструмент загружается в «пустом» режиме (nothing loaded).



Со временем вы будете знать наизусть особенности каждого стиля, а для начального ознакомления загляните на первый диск дистрибутива (как оригинального «Гитариста», так и Electric Edition) в папку Prelisten — там находятся короткие примеры звучания «исполнителей», удобно собранные в один файл формата HTML (Index.html — рис. 18).



Назначенный на дорожку Virtual Guitarist с указанным номером MIDI-канала и загруженным «исполнителем» полностью готов к работе — достаточно коснуться клавиш, и он заиграет. Как и в любой «самоиграйке», паттерн стиля начнет воспроизводиться по кругу, изменяя свой гармонический состав в зависимости от взятых вами аккордов. Вот только звучание гитары будет абсолютно натуральным.

Virtual Guitarist автоматически подстраивает темп игры «исполнителя» к основному темпу аранжировки, то есть установкам темпа секвенсора. Если в вашей композиции предусмотрена смена темпа или плавное его изменение (ускорение или замедление), не беспокойтесь — инструмент все это поддерживает. Единственное ограничение, накладываемое на темп (это даже не ограничение, а, скорее, рекомендация), касается его минимального значения. Разработчики не гарантируют естественного звучания инструмента при значениях темпа меньше семидесяти ударов в минуту (bmp). Если же выкрутить ручку свингования Shuffle в максимум (то есть в положение «66.7%»), нижняя граница темпа возрастает до восьмидесяти пяти ударов в минуту. Что же касается максимального значения темпа, то оно ограничивается лишь возможностями секвенсора. Потянет 250 bmp — Virtual Guitarist не отстанет, держит 300 bmp и больше — инструмент будет послушно тренькать со скоростью отбойного молотка безо всяких проблем. Лично у меня оба виртуальных гитариста (как оригинальный, так и Electric Edition) нормально работали во всем диапазоне поддерживаемых Cubase SX и Logic Audio 5.5.1 значений темпа: хоть тридцать bmp, хоть триста. Слышно, конечно, в крайних положениях, что паттерны задуманы под более человеческое испол

6 комментариев
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Имею проблему. После открытия VG миди-примеров у себя в Sonor Project,после Назначения Модулей(VE,VA,VGEE)и назначения звуков играет только Один трак одного модуля,второй трак этого же модуля не играет.То есть если в произведении два трака оного модуля будет играть тот который загрузился первым,если же хочу чтобы играл второй трак этого же модуля то я останавливаю секвенцию выхожу в Окно Модуля и перегружаю.Как сделать что бы играли Несколько(2,3,4)Инструментов Одного Модуля Одновременно. Спасибо.

  2. Скажите, а в связи с чем может появляться сообщение please re-install в окне выбора инструментов?

  3. Мой совет простой. Сходите в магазин , купите оперативку. Если у Вас меньше 512 тогда много плагинов одновременно не поедут.

  4. На мой взгляд убедительно выглядят только простые партии изначально «зашитые» в программу. С таким же успехом можно использвать петли.С ними труднее, но их больше и, соотсветственно, больше возможностей.Собственные партии, изготовленные на этом инструменте звучат комично и для серьезных проектов непригодны. Это мое частное мнение %-)

  5. a gde takuju shtuku dostat mozno?

  6. Сергей,спасибо Вам огромное за очень полезный материал.

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo