Андрей МИХАЙЛОВ
Музыкальное Оборудование
январь 1997
Посвящается Александру Виноградову
Долог и славен был путь компании Roland к этому устройству. Предтечами SPD 11 были знаменитый PAD 80 (Octapad) и SPD 8. Родоначальник серии, PAD 80, представлял собой устройство, в корпусе которого находились восемь пэдов и MIDI конвертер. Кроме того, в него можно было включить шесть внешних пэдов. Популярность PAD 80 была (да и остается) очень высокой среди музыкантов, наряду с акустическими барабанами работающими и на электронных. В основном его добавляли к обычной установке, располагая, чаще всего, где-нибудь в районе хай-хета. Подключали его при этом либо к семплеру, либо к ударному звуковому модулю, либо к ритм машинке. В использовании PAD 80 замечены такие барабанщики, как Roger Taylor (Queen), Kenwood Dennard (Manhatten Transfer, Stanley Jordan), Steve Ferrone (Bryan Ferry, Tom Petty) и многие другие.
Roland делает следующий шаг: в PAD 80 добавили звуковой модуль с 39 звуками ударных, переконфигурировали корпус (панель управления справа переместилась наверх) и убрали разъемы для подключения внешних пэдов. Назвали это — SPD 8. Благодаря наличию очень приличного звука (несмотря на его двенадцатибитность), устройство стало автономным — его было можно использовать и в качестве MIDI контроллера, и как звуковой модуль, и как и то и другое. SPD 8 не достиг популярности PAD 80, как мне кажется из-за отсутствия возможности подключения внешних пэдов (во всяком случае мне в нем всегда не хватало именно этого). Некоторое время оба устройства выпускались вместе, затем SPD 8 был с производства снят, а еще через небольшой промежуток времени Roland прекратил выпуск и PAD 80. Но к этому времени в продаже уже появился SPD 11 — устройство, заменяющее обоих своих предшественников, поскольку соединило в себе их достоинства и освободилось от многих недостатков.
Итак, SPD 11 (500$). Внешний вид практически не отличается от SPD 8 — только кнопки на панели управления посинели (были черные), да вместо индикаторов срабатывания триггеров появились индикаторы работы эффектов. Начнем с самых крупных и важных элементов устройства — с пэдов. Их восемь и размеры каждого 115 мм х 95 мм. Некоторые барабанщики утверждают, что этого недостаточно, что попадать по таким «пятачкам» очень сложно. А по мне — нормально попадается, во всяком случае за те два года, что я молочу по SPD, я по корпусу попал раза два или три (1 — 1,5 раза в год), да и то, когда находился в непотребном кураже. По сравнению с SPD 8 у SPD 11 резина пэдов потолще и поэтому играть на них комфортней. Кроме того, поверхность пэдов теперь не гладкая, а как бы в мелкую диагональную сеточку, что и выглядит более привлекательно, да и палки оставляют более щадящие следы. Приятно. Звук стал шестнадцатибитным. Он и был-то ничего, а теперь тарелки и вовсе, как живые стали. Жалко, что этих самых тарелок всего 9. Учитывая то, что бас барабанов 21, а рабочих и вовсе 43, тарелок, пожалуй, маловато будет. Раз уж речь зашла о звуках, следует сказать, что томов 11, хай-хетов 18 (раздолье!), 37 перкуссионных (перебор, по-моему), 16 оркестровых ударных инструментов, 31 этнический, 11 аналоговых, 20 мелодических, 37 шумовых, 9 реверсированных (инструменты звучат задом наперед — без них, как вы понимаете, обойтись никак невозможно), 8 хай-хетов управляемых педалью. В общем, на мой взгляд, налицо некоторый перевес в сторону экзотики.
Полифония — 14 нот, вполне достаточно, учитывая то, что у человека всего четыре ударных конечности. Даже если предположить, что SPD 11 используется как ударный модуль (играет по MIDI чего-нибудь эдакое), да еще кто-нибудь при этом со всех упомянутых конечностей что-нибудь добавляет, все равно полифонии хватит.
Структура звуковой части SPD 11 такова: имеются два банка пэдов (PAD BANK) A и B, в каждый из которых можно для любого пэда поместить звук и, при включенных обоих банках (для этого есть специальная кнопка Layer, включающая оба банка, и кнопка BANK A/B, переключающая банки), звук становится составным. Это значит, что при одной силе удара по пэду может быть включен один звук, а при другой силе удара — другой, или оба сразу. Соотношение этих звуков и то, когда и каким образом каждый из них включается, регулируется подбором кривых динамики каждого звука, что, конечно, не очень удобно, но сочетания по умолчанию, в целом, очень неплохие. Небольшие, нарекания вызывают лишь разделение звука тарелок. Мне оно показалось не очень логичным (подобные же претензии у меня и к ударному модулю Roland TD 5, см. апрельский номер МО за 1996 год) но это, безусловно, дело вкуса. Повторюсь, что со звуком у SPD 11 все в полном порядке.
Теперь о том, что с этим самым звуком можно делать. У звука каждого инструмента можно менять следующие параметры: его уровень (LEVEL), высоту тона (PITCH), время затухания (DECAY), положение в панораме (PAN), кривую динамики (CURVE) и уровень посыла на эффекты (FX SEND). С помощью этих, в общем стандартных регулировок, звучание инструмента (особенно составного) можно менять достаточно глубоко.
В пресетный процессор эффектов SPD 11 входят: реверберация, задержка, хорус и фленджер. Вы можете изменять тип эффекта (FX TYPE, всего 25 типов), параметр FX TIME — которым, в зависимости от типа эффекта, можно регулировать время задержки (0 — 450 мсек) или реверберации; частоту (rate) хоруса, фленджера или задержки. Также, вы можете менять и уровень эффекта (FX LEVEL). Кроме того, непосредственное отношение к эффектам имеет кнопка FX ON/OFF, которой эффекты включаются и отключаются, и светлые прямоугольники на передней панели с надписями в них: Rev, Dly, Cho и Fln. Это — индикаторы, которые начинают светиться, когда соответствующий эффект активизирован. Эффекты качественные и больше про них сказать вроде и нечего.
Теперь о том, что мне представляется исключительно важным — о внешних пэдах и педали хай-хета. Внешних пэдов к SPD 11 можно подключить четыре штуки и назначить на каждый два (если пэд однозонный) или четыре (если пэд двухзонный) любых звука из имеющихся. Два и четыре — это с учетом того, что звуки составные. При использовании двухзонного пэда, один инструмент (до двух звуков) назначается на центральную часть пэда, а другой (также до двух звуков) на обод пэда. При ударе по центральной части пэда звучит один инструмент, а вот второй (назначенный на обод) включается при ударе римшотом — то есть, когда удар нанесен одновременно по краю и центральной части пэда. Такая же система применена в модуле TD 5. Практика показывает, что это не очень удобно, особенно когда пэды используются в качестве тарелок и хотелось бы высекать разные звуки не прибегая к технике римшота. Да и по томам римшотить непривычно, особенно когда они расположены высоко. Зато, когда на внешние пэды назначены звуки тарелок, эти звуки можно глушить, хватая пэд за край.
Один из входов для внешних пэдов (HH CONT/EXT 4) можно включить (переключателем, находящимся рядом со входом) в режим работы с педалью хай-хета. Если при этом подключить ко входу педаль хай-хета Roland FD 7, то вы получаете практически живой хай-хет, звук которого при ударе по соответствующему пэду (это может быть как внешний пэд, так и собственный пэд SPD 11), в зависимости от положения педали может плавно меняться от полностью закрытого до полностью открытого. Правда, необходимо, чтобы на пэд был назначен инструмент из группы в 9 хай-хетов, управляемых педалью. Кроме того, при простом закрытии педали производится звук хай-хета, закрытого ногой (с соответствующей динамикой). Максимальная громкость получаемого при закрытии педали звука регулируется отдельно изменением значения параметра PDL CONT. Также, можно получить так называемый «сплеш» — звук, получаемый при закрытии и последующем быстром открытии хай-хета (ну, вообще-то, это делать надо уметь — я, например, в силу ряда причин, стараюсь избегать использования этого приема). Вместо рекомендуемой педали FD 7 можно использовать обычный ножной переключатель, но при этом он будет просто дискретно переключать звук хай-хета закрытый — открытый и при нажатии издавать нединамический звук хай-хета, закрытого педалью. Порекомендую использовать для этой цели ножной переключатель с изменяемой полярностью, так как полярность стандартного роландовского ножного переключателя DP 2, который я пробовал с SPD 11, не подошла, и переключатель работал с хай-хетом наоборот, а вот переключатель Fatar FS 100 работал нормально. Правда эта возможность недокументированная (никак не отражена в инструкции по эксплуатации).
В SPD 11 шестьдесят четыре ударных установки или пэтча, которые можно переключать как двумя кнопками PATCH/VALUE, так и стандартной ножной педалью (рекомендуется Roland FS 5U). Если взять две таких педали и подключить их к SPD 11 с помощью специального кабеля PCS 31, то пэтчи можно переключать ногой как вперед, так и назад. Если педаль используется одна, то пэтчи переключаются только вперед (с 1 по 64, и опять сначала). Кроме того, есть возможность создавать собственные цепочки (последовательности переключения) пэтчей. Таких цепочек может быть 4 (A, B, C, D) и выбираются они для редактирования и проигрывания кнопкой PATCH CHAIN. Каждый пэтч содержит информацию о параметрах звука и MIDI параметрах для каждого из восьми внутренних и четырех внешних пэдов, все настройки эффектов и установки педали хай-хета.
Для каждого звука можно установить следующие параметры: номер MIDI канала (TX CH), номер ноты (NOTE #), длительность звучания до начала фазы окончательного затухания (GT TIME), панорамирование (PAN), кривую динамики (CURVE), динамическую чувствительность (SENS), команду смены программы (PGM CHANGE). Также в SPD 11 существуют параметры, общие для всех пэтчей, так называемые системные параметры, которые также можно редактировать. Это: основной MIDI канал (BASIC CH) — номер MIDI канала, по которому может осуществляться сброс данных устройства для сохранения (BULK DUMP), включение расширенных до стандарта GS пэтчей (PATCH EXPAND) — при этом номера нот инструментов совпадают с номерами нот стандарта GS, и параметры триггеров (TRIG SENS, TRIG TRESHOLD, TRIG MASK TIME, TRIG SCAN TIME), с помощью которых можно очень точно настроить входные триггеры под конкретные пэды. Еще в SPD 11 есть одна важная функция — отключение LOCAL CONTROL, что дает возможность разорвать связь пэды — звуковой модуль и использовать их как отдельные устройства. Это может очень пригодится при работе с секвенсором. Поскольку в моем SPD 8 такой возможности нет, я, помню, проклинал инженеров Roland, соединяя между собой по MIDI всего-то четыре устройства (два модуля, SPD 8 и компьютер). Видимо инженеры это почувствовали и соответствующим образом отреагировали, введя в SPD 11 возможность отключать LOCAL CONTROL.
Подключив к SPD 11 педаль хай-хета FD 7, бас пэд KD 7 или аналогичный, мы получаем полную, отлично звучащую ударную установку, умещающуюся в походном состоянии в среднего размера спортивной сумке, а в боевом занимающей место чуть больше, чем сам барабанщик. При этом, два входа для внешних пэдов остаются свободными. К этим входам, при желании, можно также подключить пэды и назначить на них звуки инструментов, по которым любите колотить с размаху. Естественно, это могут быть не только роландовские пэды, но и любые другие стандартные ударные пэды, например производства Yamaha. Подключил к SPD 11 наушники — и занимайся, минимально мешая окружающим. Кстати, о гнезде для наушников. Оно нормального размера, не миниджек, как в SPD 8, и рядом регулятор громкости, а находится все это на задней панели SPD. Усилитель для наушников имеет хороший запас по мощности, что встречается довольно редко. Еще на задней панели SPD 11 есть два MIDI гнезда (вход и выход) и два выходных гнезда (левый, он же моно, и правый). Питается устройство от внешнего двенадцативольтового адаптера, входящего в комплект поставки.
В 1982 году мой друг (это ему посвящена статья) сказал, что он бы на моем месте присмотрелся к электронным барабанам попристальней, ибо у них, видимо, большое будущее. В качестве подтверждения своих слов, он собрал мне электронный малый барабан. Аналоговый. Это устройство представляло собой кусок фанеры величиной с открытку, с наклеенными на нее резиной и пьезодатчиком, и пучок проводов, в середине которого находилась плата с деталями и кучей регуляторов. Но звучало это устройство неплохо, даже по сегодняшним меркам. Так вот. Как-то зашел ко мне барабанщик, лет тридцать отыгравший в диксилендах. Увидев эту конструкцию, и подивившись тому, как далеко зашел технический прогресс, вежливо попросил попробовать. Получив палки, он выдал на этом устройстве зубодробительное соло для малого барабана. Отыграв, он сказал, что это — полный вперед, и что всяк нормальный лабух о такой штуке может только мечтать. И что может быть, когда-нибудь появится возможность играть на халтурах нормальным звуком и при этом не убиваться, таская на себе барабаны.
И вот, спустя почти 15 лет, такое устройство появилось. Причем спектр его использования широк чрезвычайно. На мой взгляд, SPD 11 на месте как в комнате коммунальной квартиры барабанщика альтернативной группы, так и в профессиональной студии, поскольку это прекрасно сбалансированный, гармоничный, универсальный инструмент.
- 255 16-битных звуков (PCM);
- 64 пэтча (установки), 4 цепочки пэтчей;
- 8 динамических пэдов и 4 входа для внешних триггеров;
- Встроенный процессор эффектов (реверберация, задержка, хорус, флэнджер);
- Подключение бас пэда KD 7 (приобретается отдельно);
- Подключение педали хай-хета FD 7 (приобретается отдельно).
Дополнительная информация:
Петрошоп
Мониторинг цен по объявлениям
Средняя 230.
250 (09.03.01), 150 (03.05.01), 290 (26.10.01).
Приводятся цены по объявлениям, ранее размещенным на сайте МО в разделе Продажа. Полный список здесь.
Здравствуйте. Я купил Roland SPD-11 Очень часто при ударе одновременно по двум пэдам (внутренним, например звук бас барабана и тарелки, что часто надо) выпадает один из звуков, бас барабан. В чем может быть причина. Динамику CURVE пробывал менять по разному.
Попробуйте инициализировав модуль проверить, «выпадают» ли ноты по MIDI.