Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
февраль 2004

Клавишный инструмент.

Nord Electro задумывался как сценический инструмент, имитирующий звучание популярных в 50–70-е годы прошлого века электромеханических пиано и органов. Предполагалось заполнить звуками нескольких таких инструментов один компактный корпус, удобный для концертной деятельности.

В результате получился аппарат, состоящий из двух основных частей: электрооргана и электропиано. Органная часть моделирует звучание знаменитого инструмента Hammond B3. Цифровая имитация учитывает практически все нюансы формирования оригинального звука: произвольное подключение нескольких регистров, неравномерный износ тоновых колес, специфику работы сканера вибрато и хоруса.

Электропианная часть работает по принципу воспроизведения семплов и содержит образцы звуков нескольких электромеханических инструментов, а также акустического фортепиано.

Управление и коммутация

Nord Electro 2 существует в трех базовых вариантах: клавишные инструменты с 61 и 73 клавишами, и бесклавиатурный модуль. Все три аппарата имеют совершенно одинаковые «внутренности». Мне довелось непосредственно познакомиться с клавишной шестиоктавной версией инструмента (она называется «Seventy Three», по числу клавиш).




Основное отличие второй версии инструмента от первой заключается в операционной системе, а также в загруженных в память электропианных звуках.

На задней панели инструмента находятся MIDI-вход и выход, несимметричные выходы левого и правого каналов на джеках, стереовыход для наушников, разъем USB (тип B) и три разъема для управляющих педалей. К разъему Control Pedal присоединяется педаль для управления параметром Swell или эффектом «вау» (заявлено, что в этом качестве хорошо работают педали типа Roland EV-5 и педали экспрессии фирмы Proel). Педалью Rotor Speed можно переключать скорость вращения виртуального динамика при работе с эффектом Rotary Speaker. Также есть разъем Sustain Pedal для педали сустейна. Рекомендаций по выбору данной педали в пользовательском руководстве не обнаружилось: видимо, потому, что в большинстве существующих инструментов это простой выключатель, что подтверждается практикой. У меня с управлением сустейном хорошо справлялась педаль Yamaha FC-4.

Правый и левый линейные выходы можно запрограммировать на вывод отдельно звуков органа и пиано.

На лицевой панели инструмента компактно сосредоточены органы управления, разделенные на четыре секции: общая, органная, пианная и эффектов.



Общая секция содержит регулятор уровня выхода, двухсимвольный дисплей с двумя навигационными кнопками, восемь многофункциональных кнопок под общим названием Program, кнопку Shift для доступа к системным установкам (работает совместно с кнопками Program), пару кнопок для транспонирования строя на +/-2 октавы (Octave Shift) и кнопку Store, которая используется для сохранения пользовательских пресетов, а также в качестве кнопки типа «Enter» или «Yes».

В памяти инструмента находятся 48 редактируемых пэтчей — шесть банков от A до F, по восемь пэтчей в каждом. Во всех банках под одним и тем же номером содержится однотипный инструмент, но с разными оттенками звучания. Скажем, четвертым номером всегда стоит акустическое фортепиано.

Нужно отметить, что транспонирование строя электрооргана возможно только в пределах звуков 73 имеющихся клавиш инструмента. То есть, например, если мы сдвинем строй на октаву вниз, то он как бы просто подвинется на клавиатуре вправо, при этом левая часть клавиатуры в пределах одной октавы не будет вызывать звук. Таким образом, добыть более низкий звук, чем он есть в нетранспонированном строе, невозможно.

Nord Electro является однотембральным инструментов (в режиме органа — двухтембральным)

Для переключения режимов работы (между электропиано и органом) существует специальная кнопка Instrument Select, расположенная на лицевой панели между соответствующими секциями. Каждое ее нажатие переключает Nord Electro из одного режима в другой.

Орган

Виртуальный Hammond B3 имеет полную полифонию. К Nord Electro можно подключать по MIDI дополнительную клавиатуру для использования в качестве нижнего мануала. При этом также сохраняется полная полифония, то есть звучать могут все имеющиеся клавиши.

Следует отметить, что для анализа работы электромеханического органа и моделирования его звучания компания Clavia использовала модель Hammond A100, электрически похожую на появившийся позже B3. Отличаются эти модели корпусами, усилителями и динамиками, а также конструкцией встроенного ревербератора. Кроме того, в А100 отсутствовали эффекты хоруса и тремоло, появившиеся в В3. Но все эти нюансы были учтены при моделировании.

Принцип звукообразования в органе Хаммонда сейчас кажется простым, хотя в свое время это изобретение было революционным. На общий вал, вращаемый электродвигателем, насажены зубчатые металлические диски. Для каждой клавиши органа есть свой диск, и не один. К краям дисков почти вплотную подведены наконечники электромагнитных звукоснимателей. Чередование зубцов и прорезей, пробегающих перед звукоснимателем, создает в его катушке переменный электрический ток, который и поступает в усилитель. Чем больше количество зубцов на диске, тем выше генерируемый тон (при постоянной скорости вращения привода). Схематическое устройство звукогенератора органа Хаммонда можно посмотреть на рис. 1 (средняя схема).

Секция органа на лицевой панели Nord Electro состоит из четырех частей: перкуссия, вибрато/хорус, управление мануалами, управление регистрами (Drawbars).

Управление регистрами организовано наглядно и очень удобно. Есть девять светодиодных линеек, под которыми парно расположены кнопки, изменяющие уровень данного регистра (increment, decrement). Текущий уровень для каждого регистра можно определить по величине светящегося столбика из светодиодов. Каждый столбик промаркирован в привычных цифрах, соответствующих длинам труб церковного органа в футах (16’, 8’, 2’ и так далее). Аналогичная маркировка использовалась, например, на двадцатилетней давности аналоговых электроорганах Vermona. Только вместо кнопочных пар там были рычажки.



Различные регистровые комбинации можно сохранять и быстро загружать (до девяти штук).

Секция перкуссии управляет имитацией единственного генератора огибающей, который применялся в оригинальном B3. В силу этой единственности, перкуссия возможна только в режиме non-legato. То есть, если имеется уже нажатая клавиша, эффекта при нажатии новой клавиши не возникнет. Перкуссия имеет режимы Slow и Fast, Normal и Soft (от этого, кстати, зависит еще и уровень сустейна), и может назначаться на вторую и третью гармоники, как и в оригинальном органе. Но в отличие от оригинала, в котором подключение перкуссионной составляющей отключало первую гармонику, в Nord Electro перкуссия на первый тон не влияет.

В секции вибрато/хоруса воссоздана работа оригинального сканера вибрато и хоруса модели B3. Есть по три типа каждого эффекта, переключаемых циклически одной и той же кнопкой. Для работы вибрато используется фазовый сдвиг сигнала (фазовое вибрато). Хорус, как и в оригинальном B3, получается при смешивании исходного и модулированного сигналов. При необходимости эффекты можно полностью отключить.

Как известно, в оригинальном B3 клавиатура производила щелчки, или «клики», которые первоначально считались лишним шумом. За прошедшие с тех пор годы общественное сознание возвело эти щелчки в культ. Поэтому, моделируя орган, инженеры Clavia заложили в инструмент возможность изменять уровень присутствия этого щелчка в органном звуке. Настройка проводится кнопками в системной секции на лицевой панели.

В секции Manual можно включить разделение клавиатуры кнопкой Split (сама точка раздела зафиксирована) и настроить в получившихся нижнем и верхнем мануалах разные звуки. Для перехода из одного мануала в другой при редактировании звуков используются кнопки Upper и Lower. Они же переключают управление настройками мануалов в случае использования дополнительной клавиатуры. Каждый мануал может независимо от другого транспонироваться и иметь собственный регистровый состав, а также собственные установки перкуссии и вибрато с хорусом.

При подключении дополнительной клавиатуры нужно учесть один нюанс. Nord Electro в режиме органа может использовать независимо различные MIDI-каналы для управления нижним и верхним мануалом. По обычному MIDI-каналу (Public Channel) принимаются команды управления для верхнего мануала. По «каналу нижнего мануала» (Lower Channel) поступают команды для нижнего мануала. Чтобы вторая клавиатура могла играть отдельным звуком, нужно выбрать в ней тот же номер передающего канала, который Nord Electro будет использовать в качестве принимающего Lower Channel. Если же в дополнительной клавиатуре выбрать канал, который используется как Public Channel, то она будет управлять верхним мануалом. В этом случае при двухмануальной игре будет происходить наложение звуков.

Настройки каналов можно произвести нажатием нескольких кнопок в системной секции. Вся операция занимает пять-десять секунд.

Педаль сустейна, подключенная в обычном режиме, при игре на органе работает как бесконечный «продолжатель» звука — затухание при нажатой педали не происходит вообще. При необходимости можно перенастроить инструмент и эту же педаль использовать в качестве переключателя скорости вращения виртуального динамика (Rotor Speed switch). При этом отпадает необходимость в отдельной педали Rotor Speed. В такой конфигурации педаль выполняет роль переключателя Rotor Speed только в режиме органа, а при переключении в пиано она работает по-прежнему в режиме сустейна.

Пиано

Секция пиано находится рядом с кнопкой переключения режима (орган/пиано). Здесь расположен селектор, с помощью которого можно выбрать один из шести загруженных в память инструментов.

Интересно отметить, что реальную полифонию семплерной части инструмента производитель скрывает. Я не обнаружил эту цифру ни в пользовательском руководстве, ни в спецификациях, находящихся на сайте изготовителя, ни в отзывах, встреченных в зарубежных журналах. Впрочем, при игре на различных пиано я не наблюдал каких-либо выпадений нот даже при исполнении широких пассажей с активным использованием педали сустейна.

Основной акцент здесь сделан на звуках электромеханических пиано. Всего в памяти аппарата находятся семплы пяти таких инструментов: Hohner Clavinet D6, Wurlitzer 200A, Rhodes Mk I Stage Piano Seventy Three (выпуск 1978 г.), Rhodes Mk I Seventy Three Suitcase (выпуск 1975 г.), Clavia Electric Grand Model G. Последний аппарат в указанном списке представляет собой акустический рояль Garbstedt, 1934 г. выпуска, оснащенный звукоснимателями от электропиано Yamaha CP-80. Шестой инструмент в секции Piano представлен стереосемплами рояля Malmsjo.

Возможно, не лишним будет представить краткую историю создания некоторых реальных инструментов, использованных в качестве источников звуков для Nord Electro 2.

Harold Rhodes, фамилия которого значится в названии популярного электропиано, в 30-х годах прошлого века работал преподавателем игры на фортепиано. В это же время он учился в архитектурной школе университета Южной Калифорнии и планировал поступать дополнительно на музыкальное отделение этого университета. Однако планы были расстроены, поскольку началась Вторая Мировая война, и его призвали в армию, в авиацию.

На службе Гарольд Родес занимался, кроме прочего, обучением своих товарищей игре на фортепиано. Это заметил армейский хирург и предложил ему оказывать помощь в реабилитации раненых солдат «методом фортепиано», то есть отвлекая их игрой от недугов. Поскольку тогда не существовало компактных инструментов, которые можно было бы разместить в палате госпиталя, Rhodes изготавливал их из самолетных деталей, оснащая самодельной же клавиатурой.

Этот терапевтический проект оказался настолько успешным, что Военный департамент даже организовал производство миниатюрных акустических фортепиано, названных «Xylette».

После войны Гарольд Родес основал собственное дело, направленное на реализацию его идеи: создания небольшого легкого фортепиано. В 1946 г. он выпустил первую модель, «Pre-Piano», оказавшуюся неудачной. Примерно тогда же, в конце сороковых годов, он изобрел асимметричный камертон, который впоследствии стал использоваться как источник звука в его электромеханических инструментах. После некоторого времени самостоятельной работы над созданием электромеханического пианино, он в 1959 году познакомился с конструктором электрогитар Лео Фендером, и они начали работать совместно. Казалось бы, это должно было ускорить процесс создания новых электропиано, поскольку Лео Фендер к тому времени уже обладал обширными познаниями в деле адаптеризации струнных инструментов, и его опыт мог оказаться полезным. Однако в действительности работы только замедлились, поскольку Фендеру не нравился звук камертона, и Родес продолжал разработки фактически в одиночку.

В 1965 году, после покупки компании Fender корпорацией CBS, Родес, наконец, получил возможность запустить сконструированный им инструмент в производство. Первой была 73-клавишная модель, которой из маркетинговых соображений дали наименование с двойным авторством: Fender Rhodes Suitcase 73 (рис. 2). Аппарат имел усилитель и динамики.



Принцип действия электропиано системы Rhodes несложно понять, посмотрев на схему звукоснимателя, приведенную на рис. 1. Нажатие клавиши возбуждает колебание металлического камертона, причем амплитуда его колебаний зависит от скорости нажатия клавиши. Свободный конец камертона вибрирует в непосредственной близости от сердечника электромагнитного звукоснимателя, генерируя в нем переменный электрический ток. Снятый со звукоснимателя сигнал попадает в усилитель и затем в динамик.



Геометрическое положение камертона относительно звукоснимателя влияет на параметры возбуждаемого электрического сигнала, позволяя изменять громкость и тембр получаемого звука. Это использовалось для формирования звучания инструментов. Удаление или приближение камертона к датчику вдоль геометрической оси (как бы «нос к носу») изменяет громкость звука, а нарушения соосности деталей изменяют его спектральный состав (рис. 3).



В то время как Rhodes Suitcase 73 уверенно завоевывал рынок и сердца музыкантов и их поклонников, Гарольд Родес продолжал трудиться над развитием своего детища. Около пяти лет ушло на различные усовершенствования, в основном, механики, после чего конструктор представил новую модель электропиано. Ее назвали Fender Rhodes Mark 1 Stage piano (рис. 4). Поскольку гастролирующим музыкантам требовались небольшие легкие инструменты, а Rhodes Suitcase 73 по своим размерам не сильно отличался от обычного пианино, новый аппарат был создан действительно компактным. Mark 1 Stage piano уже не имел усилителя и динамиков, только линейный выход.



В 70-е годы увидела свет модель Mark 2. Тогда же, в 70-х, имя Fender было окончательно изъято из названия инструментов, и осталось только имя Rhodes.

Следующий инструмент, который представлен в Nord Electro 2, это электропиано Wurlitzer 200A. Его конструктор, Benjamin Franklin Miessner, увлекся идеей создания недорогих портативных электропиано для музыкального обучения. Для этого он в 30-х годах основал исследовательскую лабораторию. В 1931 г. он уже запатентовал способ адаптеризации акустического фортепиано.

В дальнейшем он пришел к мысли отказаться от струн, заменив их колеблющимися тростями, — аналогичная идея заложена и в Rhodes. Но инструмент, который сконструировал Месснер, был ближе к акустическому фортепиано как по звучанию, так и по устройству клавиатуры (использовалась несколько более сложная механика). В частности, для возбуждения колебаний трости здесь применялись покрытые фетром молоточки. Для получения электрического сигнала использовался электростатический звукосниматель (аналогичное решение заложено в принцип действия конденсаторного микрофона). В процессе своей работы Месснер создал компанию под названием Wurlitzer, которая и стала обладателем очередного патента на усовершенствованную технологию звукоизвлечения.

Первая же модель электропиано, выпущенная на рынок в 1954 г. (Wurlitzer 100), имела мгновенный успех. Однако в ней обнаружился недостаток — чрезвычайная сложность настройки. Решить проблему удалось только в 1968 г., когда вышла в свет модель 200 (рис. 5), в которой была значительно улучшена механика. Электропиано было оснащено встроенным усилителем и двумя динамиками, направленными на исполнителя. На лицевую панель были выведены ручки громкости и тремоло. Новый инструмент имел большой успех и производился вплоть до 1982 г.



Clavinet D6, который выпускала немецкая компания Hohner, родился под влиянием несколько другой идеи. Музыкант и изобретатель Ernst Zacharias задался целью сделать портативный электрифицированный вариант клавесина.

Первый электромеханический инструмент, созданный им в 1950-х годах, назывался Cembalet. В качестве источника звука в нем использовались язычки от аккордеона. В 60-х годах вышел в свет первый инструмент из серии Pianet — электрифицированное пианино с аналогичным принципом работы.

Но поскольку конструктор увлекался ранней клавишной музыкой (музыкой клавесинов и клавикордов), он решил испробовать вариант с адаптеризацией клавикорда. В результате появился Hohner Clavinet I, предназначенный для домашнего исполнения музыки барокко.

Струнная часть нового инструмента была в чем-то похожа на электрогитарную, и его звук имел выраженную атаку. Благодаря тому, что клавиши входили в непосредственный контакт со струнами, на клавинете было легко обыгрывать быстрые ритмические фигуры. Правда, на инструменте было практически невозможно играть громко из-за проблем с обратной связью.

В 1968 г. появился усовершенствованный Clavinet C, а в 1971 г. был запущен в производство Clavinet D6 (рис. 6), ставший наиболее популярным среди прочих моделей.



D6 имел улучшенный подавитель обратной связи (демпфер) и набор из четырех различных фильтров, позволявших получать 15 фиксированных комбинаций плюс вариант полного байпаса. Два звукоснимателя позволяли использовать четыре варианта включения. Таким образом, инструмент позволял сформировать не менее 64 тембров. Переключатели фильтров и звукоснимателей были выполнены в виде клавиш с двумя фиксированными позициями. Изменяя комбинации включенных фильтров и звукоснимателей, переключить тембр инструмента можно было практически мгновенно.

Фильтры клавинета, в соответствии с частотами пропускания, назывались так: Brilliant (высокочастотный), Treble (верхняя середина), Medium (нижняя середина), Soft (низкочастотный). Звукосниматели были размещены в двух различных позициях (Neck и Bridge), что позволяло снимать с одних и тех же струн разный звук. Аналогичным способом формирования тембра пользуются конструкторы электрогитар, устанавливая несколько звукоснимателей на разных расстояниях от зафиксированного конца струны.

Сигналы звукоснимателей D6 можно снимать поодиночке, а также суммировать их и вычитать один из другого. Одиночные подключения дают более теплый или более яркий звук, суммирование сигналов делает звучание полновесным. Вычитание сигналов (сложение в противофазе) позволяет формировать ослабленные тоны.

Такова вкратце история нескольких знаменитых инструментов, звучание которых воспроизведено в Clavia Nord Electro 2. Следует отдельно отметить подход звукоинженеров Clavia к формированию звука клавинета. Он производится, я бы сказал, гибридным методом. Кроме собственно семплов D6, Nord Electro 2 оснащен программно конфигурируемыми переключателями фильтров и звукоснимателей, позволяющих имитировать работу оригинального D6.

В секции пиано на лицевой панели Nord Electro 2 есть два регулятора «presence», которые работают только со звуками этой секции. Они обслуживают обычный полосовой фильтр, регулируя отдельно полосу пропускания (200 Гц — 4 кГц) и уровень усиления в ней (от -18 до +18 дБ). Когда на селекторе выбран клавинет, эти ручки превращаются в имитаторы его клавишных переключателей. Регулятором Freq выбирается одна из пятнадцати возможных комбинаций фильтров (или, дополнительно, bypass, с их полным отключением), регулятор Amount становится селектором подключения виртуальных звукоснимателей. Ручки фильтров имеют соответствующие дополнительные подписи «Clav.Filter», «Clav.Pickup». Они работают как обычные задатчики: вращением выбирается номер нужной комбинации (он в этот момент высвечивается на дисплее), а собственно расшифровку этой комбинации можно прочитать справа на лицевой панели.

Например, при работе с фильтрами комбинация номер 1 означает подключенный фильтр Soft, номер 2 — Medium, номер 3 – оба этих фильтра вместе взятые, и так далее. На рис. 7 дана иллюстрация, взятая из пользовательского руководства. Здесь изображен номер подключенной комбинации фильтров, который можно увидеть на дисплее, и под ним клавиши выключателей — так, как это выглядело бы на лицевой панели оригинального клавинета.



Эффекты

Секция эффектов Nord Electro 2 работает со звуками как органа, так и пиано. Панель управления эффектами (рис. 8) разбита на несколько частей.



Эффекты из раздела Modulations представлены кольцевым модулятором, автопаннером, тремоло, двумя видами «вау» и одним автовау. Регулировке поддаются параметры Rate и Amount. Автовау запускается от генератора огибающей.

В разделе Effects есть по два типа фейзера, фленджера и хоруса, с регуляторами скорости изменения и глубины эффекта. В секции Overdrive есть единственный регулятор уровня овердрайва. Сам эффект представляет собой имитатор перегруза лампового усилителя.

Работа этих эффектов в пояснениях, наверное, не нуждается.

Есть отдельная секция управления имитатором вращающегося динамика (Rotary Speaker). Здесь имитируется не только собственно акустика кабинета (в качестве прототипа использована модель Leslie 122), но и работа оригинального лампового усилителя. Управление эффектом производится всего тремя кнопками, вернее, двумя, третья кнопка — это выключатель. Кнопкой Fast переключается скорость вращения (быстро или медленно), кнопка Stop позволяет это вращение остановить. Причем остановка происходит постепенно. При повторном нажатии кнопки ротор вновь начинает постепенно разгоняться до заданной скорости вращения. И этот процесс также хорошо слышен. Переключение скорости вращения, кстати, тоже происходит не мгновенно.

Последний раздел в секции эффектов, это двухполосный эквалайзер. Ручками Treble и Bass вводится усиление или ослабление высоких и низких частот.

Регулятор Output Level применяется для установки уровня громкости программируемого пресета.

Звучание

Инженерам Clavia, на мой взгляд, удалось успешно решить поставленную задачу, Nord Electro 2 честно выполняет то, ради чего он создавался. Это, в первую очередь, «живой» орган с простым управлением, что делает его весьма удобным для концертного использования. И это очень достоверные электропиано — к ним мы вернемся немного позже.

Наверное, нет такого человека, который бы не слышал, как звучит орган Хаммонда. Да, конкретные тембры могут быть различными, но в целом этот звук хорошо узнаваем. Поскольку описывать то, что всем и так известно, имеет мало смысла, в качестве комментария я просто предлагаю прослушать два небольших звуковых примера.

Первый файл называется Organ_perc.mp3 (174 Кб). В нем использован звук средней яркости, с подключенной перкуссией, неглубоким хорусом и эффектом Лесли. Здесь чередуются стаккато и легато, что дает возможность прослушать, как отрабатывается перкуссионная составляющая звука (напомню, что в режиме легато перкуссия отсутствует, поскольку не перезапускается генератор огибающей).

Второй пример называется Organ&drum.mp3 (304 Кб). Здесь в основном показана работа эффекта Rotary Speaker. Для записи был создан яркий и насыщенный гармониками тембр органа с легким фленджером и автопанорамированием. Первые несколько секунд слышно звучание с быстрым вращением динамика (Fast Speed). На шестой секунде игры была нажата кнопка Fast. Примерно с шестой по восьмую секунду воспроизведения можно слышать постепенное замедление вращения ротора. Далее вступает несложная партия ударных, и на органе обыгрывается короткая тема в две руки — несколько аккордов с басовым аккомпанементом.

Отмечу, что переключение регистров при помощи парных кнопок оказалось удобным, поскольку руке почти не приходится делать лишних движений. Нажал кнопку — и следишь за светодиодной линейкой. Нужно только вовремя эту кнопку отпустить.

Дальнейшее формирование звучания также несложно. Замечу только, что, на мой взгляд, использовать эффекты со звуком органа нужно аккуратно и понемногу, добавляя к тембру небольшие штрихи, чтобы не перечеркнуть его чрезмерной обработкой. В этом смысле той глубины обработки, которую предлагает Nord Electro, хватает с избытком.

В электропианной части Nord Electro 2 у меня успели сформироваться собственные предпочтения. Так, например, акустическое фортепиано меня ничем не поразило. Сам по себе инструмент собран неплохо, но мне он показался чересчур холодным и рафинированным, почти бездушным. А ведь настоящие рояли совсем не такие. Образец звучания рояля представлен в файле Grand.mp3 (434 Кб).

Electric Grand также не представляет собой чего-то революционного. Адаптеризованный инструмент с характерным тембром, вот и все.

А вот классические электромеханические инструменты, из-за которых, собственно, и создавался Nord Electro, оказались значительно интереснее. Нужно отметить только, что заводские пресеты выполнены несколько шаблонно. То есть, они, конечно, показывают инструменты с разных сторон, но мне все это показалось малоинтересным. А вот если строить звучание самостоятельно, то результат может быть гораздо лучшим.

В файле Wurlitzer.mp3 (238 Кб) представлен образец одного из возможных звучаний этого пиано. Здесь использован легкий хорус, включен вращающийся динамик (Fast Rotary), фильтр Presence установлен в положение +3dB на частоте 3 кГц, а в секции эквалайзера ручка Bass установлена на -12dB.

Файл Wurlitzer1.mp3 (185 Кб) предлагает сразу два образца звучания. Здесь записаны подряд четыре фразы. Половина из них выполнена практически чистым звуком электропиано, вторая часть звучит с подключенным эффектом Лесли (Fast Rotary). Обратите внимание, насколько изменяется звук инструмента при прохождении только лишь через Rotary Speaker.

В файле Rhodes.mp3 (352 Кб) можно услышать образец мягкого звучания электропиано. Здесь использован хорус и Rotary Speaker.

Повозившись с настройками, я получил еще несколько интересных тембров и решил записать с их помощью небольшой микс. Целиком звуками Rhodes. Вначале была сыграна ритмическая и гармоническая основа — это партия в две руки, звучание инструмента здесь напоминает маленькие колокольчики. Затем я дописал тему, играющую роль сольной, — она звучит своеобразным матовым тембром, который лично мне кажется очень романтическим. Файл с этим примером называется Rhodes_mix.mp3 (247 Кб).

Клавинет в Nord Electro вообще занимает отдельное место, поскольку его тембровое многообразие превосходит таковое у прочих электропиано. Пожалуй, слово «прочих» здесь не совсем уместно, поскольку D6 это не электропиано, а, скорее, электроклавесин. Тем не менее, я бы хотел показать несколько больше вариантов его звучания.

В файле Clavinet1.mp3 (345 Кб) представлен один из заводских пресетов, который звучит почти нейтрально.

Для записи образца Clavinet_fx.mp3 (241 Кб) тоже использовались заводские пресеты, но к некоторым из них была применена обработка эффектами. Файл содержит три фразы, записанные подряд. Для первой использовался эффект автовау, для второй — хорус. Третья фраза записана чистым звуком и приведена для сравнения, чтобы легче было оценить влияние эффектов. А оно довольно велико.

Следующий образец записывался с использованием «яркой» комбинации подключенных фильтров, Treble&Medium. Дополнительно применялись эффекты хоруса и автопанорамирования. Файл называется Clavinet_bright.mp3 (315 Кб). На мой взгляд, с такой комбинацией фильтров инструмент звучит пронзительно и жестковато.

Последний пример записан с использованием нейтрального звучания клавинета, без фильтров, с суммирующим подключением виртуальных звукоснимателей, с добавлением эффектов хоруса, автопанорамирования и вращающегося динамика (Slow Rotary). Файл называется Clavinet_neutral.mp3 (279 Кб). Звучание инструмента здесь показалось мне ностальгически-мягким. Наверное поэтому я записал в качестве примера маленький пассаж романтического характера в духе эстрадных произведений конца 60-х — начала 70-х годов прошлого века.

Должен отметить, что возиться с клавинетом оказалось весьма занятно, поскольку все его многочисленные комбинации фильтров, несмотря на кажущуюся простоту такого метода, действительно сильно меняют звук. А дополнительная обработка эффектами придает ему особенный шарм. Лично мне этот инструмент показался очень интересным.

Нужно заметить, что семплированные звуки Rhodes, Wurlitzer, Hohner Clavinet, а также органов Хаммонда можно довольно часто встретить в обычных синтезаторах. Меня поначалу даже удивляло, что фирма Clavia выпустила ради них отдельный инструмент. Но познакомившись с ним поближе, я понял, что традиционные синтезаторы не могут делать то, что может Nord Electro.

Я сравнивал звучание Nord Electro с менее специализированным инструментом. Для этого был использован синтезаторный модуль Roland JV 2080 с установленной в него платой расширения SR-JV 80-08 Keyboards of 60’s & 70’s. В нее как раз упакован набор нужных звуков — это и органы, и почти все иные исторически значимые электромеханические инструменты. Из электропиано, например, встречаются Rhodes Suitcase, Rhodes Stage Piano Mark V, Wurlitzer (модель не указана), Clavinet различных версий, даже есть пресеты Pianet.

При сравнении выяснилось, что органы в SR-JV 80-08 выполнены удачно. Плюсом здесь является то, что сам модуль JV 2080 имеет встроенный эффект Rotary Speaker, который используется в электроорганах почти всегда. Но есть и очевидный минус — фиксированный регистровый состав каждого семпла. Поэтому при всем качестве органов в SR-JV 80-08 количество их тембров ограничено в отличие от бесконечного числа комбинаций в органной модели Nord Electro 2.

Могу предложить прослушать для сравнения два файла с примерами звучания органов в исполнении Roland. Они называются JV_organs1.mp3 (333 Кб) и JV_organs2.mp3 (227 Кб). В первом примере показаны несколько не самых ярких звуков, причем последний из них содержит явно выраженную перкуссию. Второй файл содержит два более регистрово насыщенных образца. Как выяснилось, все эти звуковые комбинации, и даже с большим количеством оттенков, можно выудить из Nord Electro примерно за минуту.

Если с органами в «традиционном синтезаторе» все обстоит относительно благополучно, то с электропиано ситуация хуже. Собственно, это уже отмечалось ранее (см. например, статью Roland XV 5050, SRX, SR-JV). Rhodes представлен несколькими неплохими звуками и большим количеством менее удачных. Один из удачных образцов записан в файле JV_Rhodes.mp3 (153 Кб). Пэтчей со звуками Wur

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

9 комментариев
Показать все Самые популярные Высокий рейтинг Низкий рейтинг Добавьте свой отзыв
  1. Тест эмулятора rhodes и hammond на мой взгляд должен в первую очередь передавать фактуру звука, не нивелируя ее какими- то ни было эффектами. Ведь настоящий Rhodes совсем не так изначально звучит, и по выложеным звуковым примерам совершенно непонятно. Самый кайф там в изменении тембра от силы нажатия. Ну еще призвуки дампера и bell. Вся прелесть в нюансах, которых в примерах просто нет, и непонятно для чего нужен nord electro, когда есть casio и yamaha psr, причем заметно дешевле.

  2. О чем говорит этот человек? Это же просто смешно! Какие пср или касио? Послушайте качественный синтез на достойных инструментах, как то YAMAHA DX7 II, не говоря уже о Clavia Nord Electro

  3. gavropython, этот человек говорит о неудачности примеров. Перечитайте еще раз его пост. ЗЫ: статью не читал, примеров не слушал

  4. универсальный аппарат замена ему только родные аналоги,а fx просто класс!

  5. Инструмент заявленый как «электроорган» корректно было бы сравнивать с аналогами (у роланд — серия VK) а не с балаллайками-самоиграйками

  6. На звуковых примерах с Roland JV 2080 оттключена модуляция,без которой органы не звучат,а родосы выбраны не лучшие,которые там есть. =>Сравнение не корректно. А сам Clavia Nord Electro -хорош, сомнений нет !

  7. В обзоре написано: «В секции Manual можно включить разделение клавиатуры кнопкой Split (сама точка раздела зафиксирована)» Здесь ошибка. В руководстве пользователя написано, что точку разделения можно указать самому, нажав на нужную клавишу, удерживая при этом кнопку Shift. Но я этого не проверял.

  8. Еще про механику здесь пишется: «Пожалуй, это единственный компромисс, на который пошли создатели.» На компромисс пошли, но только не компромисс между взвешенной и полувзвешенной механикой, а между совсем легкой механикой органа и более тяжелой эл.пиан. С взвешенной механикой на органе не поиграешь — это точно!

  9. > В руководстве пользователя написано, что точку разделения можно указать самому, нажав на нужную клавишу, удерживая при этом кнопку Shift.

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo