Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
август 1996
Определенный снобизм всегда был свойственен музыкальному сообществу. Когда в 1980 году ритм-машинка Roland TR 808 появилась в продаже, считалось, что подобные устройства должны как можно более точно имитировать звучание реальных барабанов. TR 808 не была для этого приспособлена, поскольку использовала аналоговый метод синтеза звука. К тому же, несколько раньше Roger Linn выпустил машинку LM 1, в которой использовались исключительно семплы (звучание LM 1 можно услышать в песне «Mama» группы Genesis). Слушая непохожие на настоящие звуки TR 808 музыканты язвительно интересовались: «И это, по-вашему, малый барабан?».
Правда, плотные и обладающие уникальным характером звуки TR 808 сразу нашли свое место на танцевальной сцене. Вряд ли можно точно определить с чем это связано, но, скорее всего, аналоговые звуки TR 808 (особенно бочка, насыщенная в нижней части частотного спектра) лучше слушались при воспроизведении на мощной аппаратуре дискотечного зала.
Но только после прекращения производства и в связи с развитием хип-хопа и техно TR 808 приобрела культовый статус. С 1985 года чуть ли не каждая клубная запись основывалась на TR 808 или ее засемплированных звуках. Вот только несколько первых примеров:
Marvin Gaye Sexual Healing;
Africa Bambaataa Looking For The Perfect Beat;
Paul Hardcastle 19.
TR 808 может воспроизводить 11 звуков одновременно через общий моно выход или через индивидуальные выходы. Звуки: бочка, малый, три тома, римшот, хлопок, ковбел, тарелка, открытый хет, закрытый хет. Томы можно переключить на конги, рим-шот на клейв, хлопок на маракас, что означает выбор из шестнадцати звуков. Все звуки имеют отдельное управление громкостью. Кроме того, можно изменять высоту тона томов/конгов, спад огибающей и тон бочки, спад и тон тарелки, спад открытого хета. Малый барабан имеет органы управления тоном и «энергичностью» (snappy).
Важной частью TR 808 является секвенсор. Сначала записываются отдельные паттерны (всего 24 плюс 8 для вступлений и заполнений), которые затем можно воспроизводить нажатием кнопок в режиме Manual. В режиме Compose последовательность паттернов можно записать и воспроизвести ее в режиме Play. Максимум можно записать 12 песен по 64 такта длиной. Если вы сделали ошибку в процессе записи последовательности паттернов, то песню придется записывать сначала, никакой возможности редактирования не предусмотрено. Зато можно запрограммировать акценты на определенные доли, громкость акцента устанавливается специализированной ручкой.
На задней панели TR 808 находится знакомый нам по MIDI пятиконтактный DIN разъем. Тем не менее, это не MIDI, а собственный протокол синхронизации Roland, совместимый с некоторыми инструментами этой фирмы.
В связи с влиянием, которое оказывает TR 808 на танцевальную музыку, ее засемплированные звуки встречаются во многих современных синтезаторах, ритм-машинках, библиотеках звуков для семплеров. Тем не менее, ничто не может полностью заменить настоящее устройство. Связано это как всегда с аналоговым способом звукообразования. Благодаря нестабильности аналоговой схемы, каждый воспроизводимый TR 808 звук чуть отличается от предыдущего, что делает партию ударных менее механической.
В свое время рекомендованная розничная цена на TR 808 составляла 1195$. Сейчас она стоит около 500-600$ в США и до 800$ в Европе.
Семплы TR 808
Мониторинг цен по объявлениям
Средняя 1264.
1000 (08.09.2002), 900 (27.05.2003), 1000 (01.05.2004), 950 (13.05.2004), 950 (19.05.2004), 950 (01.06.2004), 850 (09.06.2004), 1200 (24.06.2007), 1700 (09.09.2007), 2000 (30.11.2008), 2400 (08.12.2008).
Приводятся цены по объявлениям, ранее размещенным на сайте МО в разделе Продажа. Полный список здесь.
Да, классная железка
Вечно!!!
Где и за сколько её можно сейчас купить?
Почему ничто не может заменить настоящий ТР-808??? Такие звуки можно изготовить на аналоговом синтезаторе и нестабилность такая же будет!
На других синтах звучание другое получается,пробовал,может быть рулить неумею.