Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Юрий БОЛОТОВ
Музыкальное Оборудование
август 2004

Цифровой микшер, компьютерный аудио- и MIDI-интерфейс с поддержкой протокола mLAN, MIDI-контроллер, процессор эффектов.

В настоящее время налицо тенденция к интегрированию аппаратных средств с компьютером. Одного соединения с компьютером по MIDI уже недостаточно, приборы оснащаются интерфейсами USB, FireWire, Ethernet и другими. Вполне логично, что по этому пути также идет и развитие микшеров. Связка цифрового микшера с компьютером посредством высокоскоростного цифрового двунаправленного интерфейса выглядит вполне естественно, в то время как использование для этих целей нескольких ADAT-интерфейсов (или, тем более, вчетверо большего количества линий AES/EBU) — не столь элегантное решение. К тому же, более дорогое.

В «багажнике» компании Yamaha к этому времени уже были «хитовые» цифровые микшеры серий 01, 02 и 03, а также протокол mLAN, предназначенный для передачи аудио- и MIDI-данных по FireWire. Протокол mLAN, несмотря на свою перспективность, все еще оставался «темной лошадкой» (согласитесь, устройств, поддерживающих его, пока не так много). Симбиоз цифрового микшера с протоколом mLAN уже существовал, например, в модели Yamaha 01 V 96, правда, в виде восьмиканальной платы расширения MY 8 mLAN. Это же сочетание является одной из главных возможностей другого продукта, Yamaha 01 X. Данное устройство представляет собой вполне законченное решение для студии; собственно, «студией» его и называет производитель.

Недавно мне удалось познакомиться поближе с Yamaha 01 X, о чем я и собираюсь рассказать. Устройство это сложное и многогранное. Пользователю предоставляется огромный набор возможностей, из которых обычно активно используется только часть, в соответствии с индивидуальными предпочтениями, опытом, методами работы, потребностями (в том числе художественными задачами), организацией технологического процесса звукозаписи. С учетом этого, мой рассказ никоим образом не претендует на полноту и объективность. Какие-то стороны устройства я оставляю без внимания, некоторые возможности мне показались не самыми важными, что-то показалось само собой разумеющимся, в какие-то подробности я просто не захотел вдаваться. Таким образом, получилось следующее.

Краткое описание

Устройство Yamaha 01 X сочетает в себе функции цифрового микшера, компьютерного аудио- и MIDI-интерфейса, MIDI-контроллера и процессора эффектов. Для соединения с компьютером используется шина FireWire (есть два шестиконтактных порта), двунаправленный обмен данными осуществляется по протоколу mLAN. Возможно соединение с другими устройствами, поддерживающими этот протокол; на данный момент, кроме Yamaha, такие устройства выпускают компании PreSonus, Kurzweil, Korg и некоторые другие. Аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи имеют разрядность 24 бита, поддерживают частоты дискретизации 44,1 кГц и 48 кГц при 128-кратной передискретизации, а также 88,2 кГц и 96 кГц при 64-кратной. Внутренняя обработка 32-разрядная с накоплением (хранением промежуточных результатов) 58 бит.



Все разъемы находятся на задней панели. Устройство имеет восемь симметричных микрофонных/линейных входов (два на разъемах XLR и шесть на джеках, чувствительность от -46 до +4 дБ), несимметричный инструментальный вход с высоким входным сопротивлением (джек, включен параллельно восьмому микрофонному/линейному входу), пару несимметричных выходов (джеки, уровень сигнала -10 дБв), пару несимметричных мониторных выходов (джеки, уровень сигнала -10 дБв), стереовыход для наушников (джек), вход и выход электрического цифрового интерфейса формата SPDIF (RCA), пару MIDI-входов и пару MIDI-выходов, два разъема для педальных переключателей (джеки, педали можно использовать для управления транспортными функциями или включения-выключения записи в программах), терминал для заземления (под винт) и разъем для подключения прилагаемого адаптера питания PA-300. Также на задней панели располагаются переключатель фантомного питания (+48 В) для первых двух входов и кнопка выключения питания.



На верхней панели есть восемь регуляторов чувствительности аналоговых входов, жидкокристаллический дисплей с подсветкой (две строки по 55 символов), восемь ручек ввода данных (также выполняющих роль кнопок), девять кнопок выбора каналов (со встроенными светодиодными индикаторами), девять кнопок включения каналов (со встроенными светодиодными индикаторами), кнопка переключения дисплея между названиями и значениями параметров, восемь монофейдеров и один стереофейдер (моторизованные, длиной 60 мм), регулятор громкости мониторных выходов и выхода для наушников, 51 функциональная кнопка (часть из них имеет встроенные светодиодные индикаторы), 11 светодиодных индикаторов, колесо перемотки, пять кнопок управления транспортными функциями.

Блок-схема устройства показана на рис. 1. В соответствии с ней микшер имеет главную стереошину, альтернативную стереошину, четыре вспомогательные шины и две независимые секции процессора эффектов (если частота дискретизации превышает 48 кГц, то доступна только первая секция). Входом первой секции является третья вспомогательная шина или посыл с любого канала, входом второй секции — четвертая вспомогательная шина или посыл с любого канала.



Увеличить

Есть цифровая коммутационная панель, на которую поступают сигналы с восьми аналоговых входов (после преобразователей), цифрового стереовхода (имеет возможность преобразования частоты дискретизации), стереовыходов секций процессора эффектов. Выходами коммутационной панели являются восемь монолинеек и две стереолинейки (при частотах дискретизации свыше 48 кГц доступна только одна из стереолинеек).

Порт mLAN обеспечивает ввод еще шестнадцати моноканалов (восьми при частотах дискретизации свыше 48 кГц) и одного стереоканала, который может являться прямым входом мониторной секции.

Каждая из 24 входных монолинеек (16 при частотах дискретизации свыше 48 кГц) имеет аттенюатор, возможность переворота фазы сигнала, разрыв, четырехполосный эквалайзер, динамическую обработку, возможности заглушения, регулировки уровня, регулировки стереопанорамы, включения посыла на первую и четвертую вспомогательные шины, его переключения в «префейдерный» или «постфейдерный» режим и регулировки уровня посыла, выход канала («прямой», «префейдерный» или «постфейдерный»). Стереолинейка отличается тем, что не имеет динамической обработки и выхода канала.

Главная шина микширования имеет аттенюатор, четырехполосный эквалайзер, динамическую обработку, разрыв, возможности заглушения, регулировки уровня и стереобаланса. Альтернативная шина имеет динамическую обработку, разрыв, возможность регулировки уровня. Выход альтернативной шины может быть возвращен на главную шину. Каждая из четырех вспомогательных шин имеет регулятор уровня.

Посредством порта mLAN возможен вывод стереовыхода главной шины, стереовыхода альтернативной шины, выходов вспомогательных шин и 24 выходов каналов (16 при частотах дискретизации свыше 48 кГц), но в сумме не более 24 каналов (16 при частотах свыше 48 кГц). Цифровой выход может выполнять функции стереовыхода главной шины, стереовыхода альтернативной шины, выходов первой и второй или третьей и четвертой вспомогательных шин. Пара аналоговых выходов может выполнять функции стереовыхода главной шины, стереовыхода альтернативной шины, выходов первой и второй или третьей и четвертой вспомогательных шин. Мониторная секция принимает сигнал с главной шины и стереопару с входного порта mLAN (см. ранее), имеет возможность регулировки стереобаланса.

Процессор эффектов может производить 43 алгоритма, среди которых есть реверберация (7 типов), задержка (5 типов), модуляционные эффекты (11 типов), гитарные эффекты (дисторшн, имитатор усилителя), комбинированные и прочие эффекты. В памяти устройства сохраняются 100 сцен (общих настроек микшера и эффектов, 99 из них редактируемые), 33 настройки назначения входов (32 из них редактируемые), 33 настройки назначения выходов (32 из них редактируемые), 129 настроек линеек каналов (127 из них редактируемые), 200 настроек эквалайзера (160 из них редактируемые), 128 настроек динамической обработки (88 из них редактируемые) и 128 настроек процессора эффектов (85 из них редактируемые). Есть встроенный генератор тестового сигнала.

Возможно дистанционное управление такими музыкальными программами, как Steinberg Cubase SX/SL и Nuendo, Emagic Logic, Cakewalk Sonar, MOTU Digital Performer, Yamaha SQ01 V2 (эта программа прилагается, имеет расширенную встроенную поддержку устройства). Поддерживаются режимы имитации контроллеров Mackie Control и Logic Control. Также прилагаются программа управления устройством Studio Manager, ASIO- и WDM-драйверы для Windows, драйверы для MacOS, набор подключаемых модулей формата VST.

Как проходило тестирование

Устройство подключалось к компьютеру, в котором был установлен адаптер FireWire Adaptec AFW-4300B (Rev:1.1 или Rev:A, на разных сторонах платы этот адаптер был почему-то маркирован по-разному), представившийся операционной системе Windows XP как Texas Instruments OHCI Compliant IEEE 1394 Host Controller (в списке устройств System Properties — Hardware — Device Manager). Коммутация аналоговых сигналов осуществлялась кабелями Canare с разъемами Canare и Neutrik. Для прослушивания использовались акустические системы Polk Audio Monitor, наушники Sennheiser HD 580 и AKG 240 M.

Устройство было упаковано в здоровенную коробку, хотя и не очень тяжелую. Но все-таки везти такую коробку в общественном транспорте я бы не рекомендовал. Внутри коробки были Yamaha 01 X, блок питания, сетевой кабель для блока питания, кабель IEEE 1394 (длиной около 2 м), конверт с двумя компакт-дисками, карточкой Yamaha Digital Mixing Studio 01X Users Card и самоклейкой с серийным номером программного обеспечения, а также три экземпляра руководства пользователя на разных языках (французском, немецком и английском, что снова вызывает в памяти ассоциации с запиской из романа Жюля Верна). Кроме того, прилагался еще ряд бумаг, а именно «Quick Reference» (один лист на английском языке), «About software that uses WDM…» (про отключение системных звуков и переключение WDM/ASIO; один лист на четырех языках: английском, немецком, французском, японском), «About connections with external devices when using the 01X with a computer» (о минимизации шума; один лист на трех языках) и «Tools for 01X Plug-in Effect/Installation Guide» (36 страниц на трех языках).

Само устройство нельзя назвать громоздким (габариты 453 x 391 x 116 мм, масса 6,2 кг), так что в коробке осталось довольно много свободного места. Блок питания (очевидно, импульсный) выполнен в пластиковом корпусе размером немногим больше пачки сигарет и оказался на удивление легким. Странно, почему его сделали выносным? Сетевой кабель вставляется в гнездо на блоке питания лишь на половину длины разъема, этим грешат все разъемы такого типа, какие я вообще встречал. Однако проблем из-за этого в данном случае не возникло.

Первый компакт-диск, Tools for 01X, содержал программы Studio Manager, Yamaha SQ01 V2 (только под Windows) и TWE Wave Editor (только под Windows), драйверы, пару демо-версий других программ, демо-песню, плюс программу Multi Part Editor (под Windows), которая позволяет редактировать звуковой модуль Motif Rack при помощи органов управления устройства Yamaha 01 X. На втором компакт-диске (Plug-in Effect) был набор из четырех подключаемых модулей формата VST (01X Channel Module, Vocal Rack, Pitch Fix, Final Master).

Прежде чем подключать устройство к компьютеру, я попробовал его в автономном режиме. Очень благоприятное впечатление произвели моторизированные фейдеры: они оказались на удивление послушными под пальцами, в то же время плавно и точно следовали за вводом данных об уровне или возвращались в исходное положение. Забегая вперед, отмечу, что пользовательский интерфейс устройства (при определенных оговорках) вполне может претендовать на звание интуитивно-понятного. По крайней мере, большинство его функций я освоил без руководства пользователя. Досаждало лишь то, что найти и выполнить любую необходимую настройку оказывалось проще, чем потом выбраться оттуда. То есть в этом плане, на мой взгляд, навигация организована не лучшим образом.

Процесс инсталляции прошел в соответствие с его описанием в руководстве пользователя, так что говорить тут особенно не о чем. На панели задач Windows появились два новых значка (рис. 2).



Назначение второго слева значка, Safely Remove Hardware, вполне очевидно. Пятый слева значок имеет контекстное меню (рис. 3).



Его пункт Driver Setup открывает доступ к окну настройки драйвера (рис. 4), в котором есть кнопка Information, на самом деле вызывающая окно мониторинга сообщений (рис. 5), передаваемых по mLAN.





Пункт контекстного меню Auto Connector for 01X открывает соответствующее окно (рис. 6), в котором устанавливаются частота дискретизации и количество аудиоканалов, передаваемых по mLAN в том или ином направлении. Здесь также есть кнопка установления связи (Connect) и индикатор хода этого процесса.



А кнопка Setup вызывает окно, озаглавленное 01X mLAN Control Panel (рис. 7), содержащее аж целую одну настройку, заключающуюся в выборе скорости перехода от одной частоты дискретизации к другой.



Встречающееся здесь, а также в сопровождающей документации, использование слова Wordclock в значении «частота дискретизации» может ввести в заблуждение. По mLAN, конечно, передается синхронизационная информация, но специализированных Wordclock-интерфейсов у устройства нет.

Определившись с настройками драйвера, можно было приступать к работе. Чтобы устройство воспроизводило аудиопоток, поступающий с компьютера, оно должно быть установлено в режим ведомого.

Затем я выбрал Yamaha 01 X в «мультимедийных» настройках Windows и запустил программу Windows Media Player. Воспроизводилось все (разрядность 16 бит, частота дискретизации 44,1 или 48 кГц), кроме обычных музыкальных компакт-дисков. При попытке это сделать, просто стабильно рушилась синхронизационная связка (на дисплее Yamaha 01 X возникало соответствующее сообщение), звук пропадал. Очень странный глюк.

Программа Studio Manager визуализирует в своем главном окне (рис. 8 и 9) консоль, соответствующую блок-схеме, показанной на рис. 1. В одном окне виртуальная консоль не помещается, поэтому ее просматривают по частям, с помощью четырех кнопок, расположенных в окне Studio Manager под главными индикаторами уровня сигнала. Аналогичную функцию имеют четыре кнопки выбора «слоев», расположенные на верхней панели устройства. Программа имеет плавающую панель инструментов (не показана), на которой есть единственная кнопка MIDI Setup. Нажав ее, можно выполнить необходимые настройки.





Кроме того, в меню File программы Studio Manager есть пункт System Setup, который открывает окно Setup (рис. 10), где следует указать порты, по которым программа и устройство будут связываться друг с другом.



Вообще, графический интерфейс виртуальной консоли в Studio Manager изобилует мелкими деталями, и работать с ним утомительно. Однако есть выход. В меню Window находится пункт Selected Channel, открывающий окно, в котором сосредоточены все настройки текущего выбранного канала в более приемлемом виде (рис. 11).



Также в меню Window есть пункт Library, открывающий браузер сцен, пресетов и т. д. (не показан), пункт Patch Editor, открывающий окно с настройками коммутационной панели (рис. 12), и пункт Effect Editor, открывающий окно с настройками процессора эффектов (рис. 13).





А для синхронизации (передачи) настроек между устройством и программой предназначено меню Synchronization с одноименным единственным пунктом, который открывает соответствующее окно (рис. 14). Как видите, программа Studio Manager не слишком сложна, что, вероятно, связано с ограниченностью возможностей внутренней коммутации в самом устройстве.



Из музыкальных приложений я использовал Steinberg WaveLab 4.01a и Cakewalk Sonar 2.2. И если о совместной работе первого с Yamaha 01 X говорить нечего (просто работает), то о взаимодействии со вторым следует рассказать подробнее. Вообще, производитель о нас позаботился. В настройках Yamaha 01 X предлагается небольшой списочек музыкальных приложений, из которого надо выбрать то, которым мы собираемся управлять (в данном случае — Sonar). Также необходимо помнить, что управление осуществляется по первому из пяти MIDI-портов mLAN.

Запускаем Sonar, выполняем в нем настройки аудио- и MIDI-устройств. Затем лезем в меню Options, находим пункт Control Surfaces и открываем соответствующее окно. Добавляем устройство. Однако в списке, из которого мы это устройство выбираем, Yamaha 01 X отсутствует. Выбираем совместимое, в данном случае это Mackie Control (рис. 15).



Далее лезем в меню Tools и находим панель настройки Mackie Control (рис. 16). В принципе, теперь можно воспользоваться функциями контроллера. Все работает, просто и удобно.



Кроме того, в меню View появилось подменю OP Panels, а в нем пункт StudioManager for 01X, который, теоретически, должен запускать программу Studio Manager «внутри» Sonar. А на практике, при попытке данной функцией воспользоваться, возникает сообщение о невозможности сделать это. Жаль. Впрочем, где-то в прилагаемой к устройству (и программе) документации было найдено предупреждение, что Studio Manager «внутри» Sonar не запустится. Может быть, потом это исправят.

Теперь — о самом существенном, то есть о звуке. Гитара, подключенная к инструментальному входу, звучала несколько ярче, чем ожидалось. Чистый звук (именно о нем я и говорю сейчас) буквально искрился. Звучание этого предусилителя вполне подойдет для большинства современной музыки, однако любителям блюза и джаза может показаться несколько «пластмассовым».

Микрофонные предусилители, как оказалось, имеют относительно небольшое усиление, так что при использовании микрофонов с невысокой чувствительностью запись тихих источников звука проблематична. При выворачивании регулятора чувствительности на максимум вылезает тепловой шум схемы. Хотя, при записи громких источников звука, как, например, гитарный комбик, ничего подобного не проявится. Звучание же предусилителей я бы охарактеризовал как нейтральное. О воздействии на звук аналого-цифровых преобразователей устройства как таковых судить невозможно, поскольку сигнал проходит через предусилители, и это надо учитывать. При прослушивании записанного с аналоговых входов Yamaha 01 X материала были замечены незначительное «съедание» атаки и небольшое замутнение звука, однако звучание сохраняло бодрость. Компрессии звука я не обнаружил. При контрольном прослушивании также использовались цифро-аналоговые преобразователи Apogee DA 1000 и усилитель для наушников OZ Audio HM 6.

Эквалайзеры на линейках каналов произвели весьма приятное впечатление. Они не портят звук, как это бывает на многих не особо дорогих микшерах. Пользоваться эквалайзерами Yamaha 01 X — одно удовольствие, они очень послушны и точны. Что задумал, то и получается.

Динамическая обработка на линейках каналов также не ударила в грязь лицом. С ее помощью мне легко удавалось решать как техническую, так и музыкальную задачи (да и обе одновременно). Например, легко получилось выровнять по громкости и одновременно ритмизировать очень проблемную, невнятно сыгранную партию бас-гитары, что другими средствами сделать не получалось. Конечно, если пытаться «давить» сигнал на 12 или 15 дБ, то достоинства этого компрессора поблекнут. Но такой режим нормальным не является ни для какого компрессора.

Звучание мониторных выходов, на мой взгляд, особой честностью не отличается. Они как-то по-своему переигрывают динамику и несколько меняют тональный баланс. Динамика в области низа несколько выравнивается, меняется артикуляция. Но о явной компрессии сигнала я бы говорить не стал. А окраска звучания почему-то вызывает у меня ассоциации со звучанием современной поп-музыки. Воздействие на звук в данном случае далеко не катастрофическое, однако на мой слух оно все-таки есть. Сравнение осуществлялось с мониторным выходом платы RME DIGI 96 PAD, звучание которого отличается завидной «прямотой».

Процессор эффектов порадовал. Предлагаемые алгоритмы, в целом, качественные. Из них я хотел бы особо отметить набор гитарных эффектов (перегрузка, имитация усилителей, спикосимулятор), вполне пригодных для использования. По крайней мере, эти эффекты не уступают тем, что предлагаются во многих недорогих гитарных процессорах (а то и превосходят их). Конечно, играть на гитаре через эти эффекты (как и через большинство гитарных процессоров) трудновато, требуется привыкнуть к несколько странному звукоощущению, но записывать музыкальные идеи без дополнительных средств (кроме гитары, разумеется) вполне можно. Это лишний раз подтверждает, что Yamaha 01 X имеет практически все необходимое для полноценной работы.

Правда, в работе процессора эффектов, точнее, в его маршрутизации, есть одна странность. Выходной сигнал второй секции процессора почему-то не возвращается на второй стереоканал. То есть, назначить его туда можно (при частоте дискретизации не выше 48 кГц), но работать это не будет. Объяснения этому в руководстве пользователя я не нашел. Хотя как инсертный второй эффект работает.

Также хотелось бы, чтобы индикаторы уровня сигнала на дисплее консоли (или индикаторы в программе Studio Manager) имели числовое обозначение пикового уровня. Отсутствие этого подтолкнуло меня к проведению дополнительных экспериментов, в результате которых я обнаружил, что в мастер-секции сигнал испытывает цифровую аттенюацию примерно на 3 дБ (при всех соответствующих регуляторах и фейдерах, установленных точно в положение 0 дБ). Но проблемы в этом я не вижу.

Заключение

Устройство показало завидную стабильность работы. Качество звучания, в том числе встроенной обработки, оказалось на уровне. Программное обеспечение, возможно, еще будет усовершенствовано.

Отмечу несколько возможных противопоказаний к использованию Yamaha 01 X. Во-первых, характер звучания устройства (особенно его входной секции) может не подойти для записи музыки с большой долей акустических инструментов, если важна предельная естественность. Во-вторых, может просто не устроить конфигурация входов и выходов (например, для работы с многоканальным окружающим звуком). А изменить ее в соответствие с потребностями, увы, не так-то просто. На сегодняшний день одним из немногих вариантов (кроме покупки еще одного 01 X и соединения их посредством mLAN) является приобретение недавно выпущенного однорэкового mLAN-интерфейса i88 X, имеющего восемь симметричных аналоговых входов и выходов, восьмиканальный цифровой интерфейс формата ADAT и двухканальный цифровой интерфейс формата SPDIF. Причем все 18 входов и выходов можно использовать одновременно. Правда, стоит i88 X не сильно дешевле, чем 01 X. В этом плане хотелось бы видеть устройство, подобное 01 X, но с возможностью установки плат с дополнительными входами-выходами, как в микшерах Yamaha 01 V и 02 R. А еще лучше — недорогой mLAN-интерфейс.

Впрочем, убежден, что в нынешнем виде и без дополнительных интерфейсов Yamaha 01 X вполне может стать основой для небольших студий, ориентированных, в первую очередь, на работу с современной электронной и популярной музыкой. Очень привлекательный вариант. Попробуйте купить на ту же сумму микшер (с автоматизацией), компьютерный аудио- и MIDI-интерфейс, контроллер и процессор эффектов. Да еще скоммутировать все это надо грамотно (тоже целая наука). Вот и получается, что иногда лучше купить одну такую волшебную коробочку, подключить к компьютеру одним проводочком и смело приступать к работе.

Yamaha 01 X1900$Yamaha i88 X1615$Слами

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo