Александр СОКОЛОВ
Музыкальное Оборудование
август 2003
Компьютерный интерфейс.
Завсегдатаи соответствующих интернет-конференций уже давно привыкли к двум стандартным вопросам: «Какую недорогую карточку выбрать для домашней студии?» и «Какую звуковую карту использовать с ноутбуком?». В ответах на первый вопрос часто рекомендуют плату M-Audio Audiophile 2496, имеющую хорошие драйверы (в том числе ASIO 2.0), неплохого качества преобразователи и MIDI-интерфейс. Что же касается устройства для ноутбука, то, прежде всего, надо выбрать из трех популярных интерфейсов (PCMCIA, FireWire и USB), соизмеряя свои потребности и финансовые возможности.
Интерфейс PCMCIA очень хорош: скорость обмена данными с процессором выше «настольного» PCI! Но есть и проблемы: во-первых, такие устройства довольно дороги. Во-вторых, придется отказаться от идеи использования одного устройства и с ноутбуком, и с настольным компьютером. То есть для «большого» компьютера понадобится дополнительная PCI-плата, что делает этот вариант еще дороже.
FireWire IEEE 1394 и USB — интерфейсы более универсальные, но и не такие быстрые, как PCMCIA. Большинство современных компьютеров (Mac и PC, стационарные и портативные) могут похвастаться наличием и того, и другого интерфейса. Оба они подразумевают возможность «горячего» подключения/отключения устройств, что в современных условиях весьма важно. FireWire — неплохой вариант, но такие системы производства фирм вроде MOTU или Digidesign часто не дешевле PCMCIA-устройств, и эти практически студийные аппараты не хочется тащить в чемодане в деревню, где вам надо записать частушки столетних бабушек. Правда, постепенно появляются новые устройства для этого интерфейса, вроде M-Audio FireWire 410, но пока что цены на них также высоки.
Обычно вариант с внешним аудиоустройством на USB оказывается самым недорогим и довольно эффективным. Когда-то я сильно не любил этот интерфейс… Но это была моя ошибка — я приобрел материнскую плату, которая некорректно поддерживала USB. Сегодня я отношусь к этому интерфейсу несколько настороженно, но с уважением, и не вижу особого смысла не доверять ему даже в таком ответственном деле, как работа со звуком.
Новинка компании M-Audio — Audiophile USB претендует на звание «самой недорогой системы для нормальной работы со звуком через USB». Ставка, очевидно, делается на знакомое и многообещающее название.
Знакомство
Коробка понравилась приятным оформлением и небольшими размерами — помещается в средний рюкзак или пакет. Очень неприятно в течение часа обнимать в транспорте огромный ящик, содержимое которого поместилось бы и в кармане.
Из этой коробки я извлек небольшой приборчик серого цвета, USB-кабель и сетевой адаптер. Еще немного порывшись, обнаружил также инструкцию — небольшую аккуратную книжечку, CD с драйверами для всех продуктов фирмы M-Audio и запечатанный конверт с CD «Delta Live Mat Bundle», содержащим набор музыкальных программ.
Как заявлено в инструкции, прилагаются MME-, WDM- и ASIO-драйверы для Windows 98SE, 2000, Me, XP, а также драйверы ASIO и Sound Manager для MacOS 9.x и MacOS X. На коробке же я прочитал, что драйверы для Windows 98 еще не вышли в свет, но скоро появятся (сейчас они уже доступны на сайте производителя). Минимальные требования к системе: Pentium II 266 МГц и 128 Мб RAM для работы с частотой дискретизации 96 кГц. Для работы с меньшими частотами достаточно Pentium 200 MMX и 64 Мб RAM. Для Макинтошей: Mac G3 с 64 Мб RAM (рекомендуется 128 Мб), для поддержки MIDI в MacOS 9.x требуется OMS.
Следующий шаг — осмотр самого устройства. На «фасаде» расположились: стереовыход для наушников (джек), MIDI-вход и MIDI-выход на стандартных разъемах DIN, кнопочка Power, синий индикатор питания, ручки регулировки уровня мониторного выхода и выхода для наушников (рис. 1). Эти ручки сразу вызвали у меня подозрения, которые и подтвердились впоследствии: обе они довольно тугие, приятные на ощупь, но расположены слишком близко друг к другу, поэтому пользоваться ими не очень удобно. Тем не менее, их наличие — безусловный плюс.
На задней панели (рис. 2) размещены разъем для адаптера питания, разъем USB, вход и выход цифрового интерфейса формата SPDIF (разъемы RCA), два аналоговых выхода (RCA) и две пары аналоговых входов (RCA и джеки). Если используются входы на джеках, входы на разъемах RCA отключаются.
Разобрав прибор, я нашел внутри почти Audiophile 2496: знакомый темно-синий текстолит, те же самые стереокодек AKM AK4528VF (цифро-аналоговые и аналого-цифровые преобразователи, поддерживающие разрядность 24 бита и частоту дискретизации 96 кГц) и цифровой трансивер CS8427, только PCI-контроллер ENVY24 заменен на USB-контроллер Texas Ins.TUSB3200C. Сама платка расположена между двумя металлическими пластинами, чье назначение я не понял — не то некий экран, не то просто страховка от поломки пластика корпуса.
Питание возможно только от адаптера. Производитель объясняет это наличием высококачественных компонентов, требующих соответствующего питания. Странно, но для многих других подобных устройств (например, аудиоинтерфейса Digidesign Mbox, стоящего почти в два раза дороже) хватает питания по USB. Я воспринимаю USB-аудиоинтерфейс прежде всего как мобильное устройство, которое должно безотказно работать с ноутбуком, скажем, в дороге или на даче. При использовании адаптера первый вариант отпадает, а второй оказывается под вопросом из-за возможных перебоев с электричеством (ноутбук-то проработает на аккумуляторе, а вот без звука придется обойтись).
Сетевой адаптер оказался на 120 вольт (слава богу, вовремя заметил!). Насколько я понял, это была ошибка поставки, ныне уже исправленная, но все же советую перед покупкой проверить пригодность адаптера. Хотя аналогичный адаптер, работающий с 220 вольтами, приобрести не проблема (обратите внимание — он должен давать на выходе девять вольт переменного, а не постоянного тока).
В работе
Все опыты проводились на компьютере с процессором P4 2400 МГц, 512 Мб RIMM 1066, чипсетом i850E, операционной системой Windows XP. Использовались программы Logic Audio Platinum, Sonar, Sound Forge, WaveLab и стандартные приложения Windows (сразу скажу — проблем не было ни с одной). В качестве мониторов применялись Genelec 1030 A, Event TR 8, бытовой музыкальный центр, а также наушники Technics RP-HT 700.
Для установки потребовалось прочитать инструкцию. В первый раз я сделал все методом «тыка»: драйверы установились, но потом я долго пытался найти MIDI-вход устройства, в остальном работающего нормально. В поисках возможности подключения MIDI-клавиатуры непосредственно к Audiophile USB я пытался удалять и устанавливать драйверы, но ничего не добился. Мне пришлось «откатить» систему к почти чистому XP, взять инструкцию, проинсталлировать устройство, поглядывая в нее, и все заработало без проблем. Не понравилось только большое количество «кликов» — во время инсталляции система выдала мне целую дюжину вопросов на тему продолжения установки. Плюс пришлось перезагрузиться.
Драйверы оказались не только мультиклиентными (позволяющими одновременно работать, скажем, с ASIO и MME), но и с подобием многопотокового (multi-stream) ASIO (то есть можно параллельно запустить несколько ASIO-приложений на одном драйвере). Второе свойство позволяет делать довольно интересные вещи, и до сих пор встречалось мне в платах Aardvark и некоторых других продуктах в несколько худшем исполнении. В момент, когда я писал эти строки, сразу три программы использовали ASIO «аудиофила», и никаких сбоев и тресков не было! Вам когда-нибудь были необходимы три ASIO-приложения одновременно?
Не понравилось мне «детское» управление задержкой ASIO: предлагаются «целых» пять вариантов для выбора: Very Low, Low, Medium, High, Very High (рис. 3). Невозможно узнать не только само время задержки, но и используемый размер буфера. Я пробовал установить и «Very Low», и «Very High» — сбоев не обнаружил.
Слегка настораживает также невозможность переключения синхронизации внутренней частоты дискретизации с внешними источниками: система работает в режиме «slave» при подключении внешнего устройства по SPDIF, а такая «автоматика» не всегда полезна. Побитовой точности передачи данных по цифровому интерфейсу при тестах добиться не удалось (устройство соединялось с системой MOTU 828), хотя качество записи при внешней синхронизации вполне достойное — на слух проблем обнаружено не было.
Поскольку USB-интерфейс имеет довольно ограниченную пропускную способность, то чем больше вы используете входов и выходов, тем на меньшие разрядность и частоту дискретизации можете рассчитывать. Если включить только один стереовход или выход (любой, цифровой или аналоговый), получите возможность записывать или воспроизводить звук разрядностью 24 бита и частотой дискретизации 96 кГц. При включении одного или двух дополнительных входов/выходов «потолок» упадет до 24 бит и 48 кГц. А если включить оба входа и оба выхода, то выше 16 бит и 48 кГц прыгнуть не получится. В общем-то, ничего страшного в этом нет, тем более, что 24/48 — стандарт большинства современных студий, а двух стереовходов и одного стереовыхода в большинстве случаев хватает…
Драйверы Audiophile USB дают возможность настроить SPDIF-выход для передачи многоканального цифрового звука формата Dolby, DTS и др., что позволяет использовать устройство в составе домашнего кинотеатра, передавая сигнал на декодер. При этом все остальные входы и выходы интерфейса будут выключены.
Теперь собственно о звуке. На слух — поразительно прозрачное для этой ценовой категории звучание, аппарат довольно хорошо звучит на верхах, очень чистенько и ярко. Сравнение проводилось с устройствами Hoontech (ST Audio) DSP 2000 C-Port и MOTU 828. C-Port оказался несколько хуже по звучанию, а MOTU 828 показала, как и следовало ожидать, лучшие результаты, с которыми, тем не менее, Audiophile USB довольно серьезно соперничает!
Для инструментальной проверки использовалась программа RightMark Audio Analyzer (audio.rightmark.org), работающая по принципу обратной связи: сигнал с выхода устройства посылается на вход, калибруются уровни сигналов и программа сравнивает базовый сигнал, посылаемый на выход, с сигналом, получаемым на входе. Полученная с помощью этой программы информация обо всех трех устройствах представлена в таблицах.
Таблица 1. M-Audio Audiophile USB.
Таблица 2. MOTU 828 FireWire.
Таблица 3. Hoontech (ST Audio) DSP 2000 C-Port.
Кстати, данные, показанные программой RightMark Audio Analyzer для Audiophile USB, близки к заявленным компанией M-Audio. Конечно, измерения проводились по-разному, да и каждый производитель стремится приукрасить характеристики своих продуктов. Тем не менее, можно сделать вывод, что и программе, и результатам тестов, и самой фирме M-Audio, пожалуй, можно доверять.
Отмечу лишь, что по не ясной мне причине на частоте дискретизации 48 кГц слегка ухудшаются некоторые параметры.
Частотная же характеристика у Audiophile USB довольно ровная — см. рис. 4.
Выход для наушников оказался очень тихим. В отсутствие сигнала шума обнаружено не было. В закрытых наушниках были хорошо различимы звуки с улицы и шум компьютера… Этот факт несколько насторожил. Возникло даже подозрение наличия некоторого гейта для подавления шумов.
Заключение
Недостатками устройства, по моему мнению, являются обязательность внешнего питания, неудобное расположение органов управления и разъемов, непростая установка драйверов с необходимостью перезагрузки. К несомненным достоинствам относятся стабильная работа, хорошая поддержка ASIO, наличие выхода для наушников и регуляторов громкости, и, конечно же, на удивление качественный звук.
От популярной платы Audiophile 2496 новое устройство выгодно отличается, помимо USB-интерфейса, наличием регуляторов громкости, входов на джеках и выхода для наушников. А разница в цене при этом невелика. Так что не исключено, что Audiophile USB может стать новым хитом.
M-Audio Audiophile USB225$Мультимедиа Клуб
Эта звуковая карта предназначена только для ноутбуков или ее можно использовать и на обычном ПК??? Или это вообще не звуковая плата?
Ещё одно важное замечание — мониторинг записи возможен только в ASIO приложениях, в прогах типа Audition или Sound Forge вы не будете слышать, что пишете. Была надежда на обновление дров, но что-то они не собираются меняться.
кароче, такая проблема была с ней: все нормально устанавливалось, потом работало минут 10 и звук пропадал, появлялся снова после перезагрузки, но ненадолго. В сервисе сказали ( после трех месяцев проверки :/ ) что дело в моей мат.плате, но могут поменять, поменяли пару раз, тоже самое, порекомендовали плату Интел. Полазил в сети, выяснил, что с такой проблемой не один я.
У меня с этой картой такая же проблемма как и у Димы.Кто нибудь знает что с этим делать.
у меня таки глюги пропали когда я включил адаптер в сетевой фильтр
Такая же болячка! Мало того каждый раз при подключении устройства, или перезагрузке компа всякий раз начинается мозгосверление «найденно новое устройство».. и т.п. Как это победить? подскажите PLZ. напрягает. Но звучит, не просто хороше, а отлично! Пишет ещё лучше! Её АЦП напоминает старую добрую бабину, которая не искажает сигнал, оставляет его мягкость, естественность, не боится перегрузов, мало того она ещё и подлимитнёт передоз, вместо того чтоб трещать. В целом устройство хорошее. если бы не высшесказанные проблемы. Ещё слышал, что «PRO TOOLS» работает только с ней и использует, даже при мастеринге (конечном сведении несколько дорожек + эфекты — в одну)её рессурсы. Может знаете чего.. Помогите разобраться. Плиз
Чтобы убрать проблему с пропаданием звука — отключите возможность сбережения питания на USB хосте.
У меня была такая же проблема с пропаданием звука. На сайте M-Audio скачал свежие дрова и карта заработала. Уже пол года проблем нет!