Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Борис НИКИТИН
Музыкальное Оборудование
декабрь 2003

Многоканальный аудиоинтерфейс.

Мы еще толком не успели привыкнуть к частоте дискретизации 96 кГц, а производители уже предлагают устройства, поддерживающие 192 кГц. Необходимость такой частоты вызывает дискуссии. С одной стороны, несколько уважаемых специалистов в области цифрового звука выступили на недавно прошедшей конференции AES с докладом, в котором утверждается, что повышение частоты дискретизации выше 96 кГц не только не дает улучшений, но и приводит к ухудшениям. С другой стороны, известный конструктор аналоговой техники Rupert Neve обеспечивает в своих устройствах ровную частотную характеристику вплоть до 200 кГц, что для цифровых устройств требует частоты дискретизации как минимум 400 кГц. Как бы там ни было, устройств с поддержкой частоты 192 кГц появляется все больше. В сфере бюджетного компьютерного звука подобные модели одной из первых представила южно-корейская компания ESI (Ego Systems Inc).

Семейные ценности

Компания выпускает две серии устройств, Waveterminal и Wami Rack, в названиях которых есть цифра 192, указывающая максимально поддерживаемую частоту дискретизации. В обоих случаях основу системы составляет PCI-плата. Устройства серии Wami Rack (192 L и 192 X) содержат MIDI-интерфейс (Wami = Wave + MIDI) и имеют рэковые коммутационные блоки. Устройства серии Waveterminal получают MIDI-интерфейс после установки дополнительной платы MI/ODI/O, а их входы-выходы расположены либо на самой плате (модели 192 X и 192 L), либо в настольном коммутационном блоке (модель 192 M). Для обеих серий индекс X означает использование более дорогих преобразователей (кроме прочего, только у устройств с этим индексом АЦП поддерживают частоты дискретизации выше 96 кГц).

Аппаратная часть

Компьютерный аудиоинтерфейс Waveterminal 192 M состоит из PCI-платы и коммутационного блока. На передней панели блока находятся два симметричных микрофонных входа с фантомным питанием 12 В (обычно используется для электретных микрофонов), четыре несимметричных линейных входа (чувствительность +4 дБ), восемь несимметричных линейных выходов (номинальный уровень +4 дБ) и два стереовыхода для наушников, все на джеках. Блок никакой особой электроники не содержит и служит только для удобства коммутации. Преобразователи расположены на плате: это два кодека SigmaTel STAC9460S, каждый поддерживает два канала аналого-цифрового преобразования (разрядность до 24 бит, частота дискретизации до 96 кГц) и шесть каналов цифро-аналогового (разрядность до 24 бит, частота дискретизации до 192 кГц). На плате также есть два цифровых выхода: электрический (RCA) и оптический (Tos-Link). Оба поддерживают разрядность до 24 бит и частоты дискретизации до 192 кГц, хотя использование частот выше 96 кГц на оптическом выходе не рекомендуется. Коммутационный блок соединяется с платой посредством метрового кабеля с разъемами типа D-Sub. Одновременно можно записывать до четырех и воспроизводить до десяти аудиоканалов.



Еще на плате есть разъем для подключения дополнительной платы MI/ODI/O. Она добавляет оптический цифровой вход формата SPDIF, электрические цифровые вход и выход формата SPDIF, MIDI-вход и MIDI-выход. Цифровые входы платы MI/ODI/O используются вместо второй пары аналоговых входов Waveterminal 192 M.



А еще на плате находятся два джампера, с помощью которых подключается/отключается встроенный мониторный микшер. Изначально джамперы установлены, то есть мониторный микшер включен. Если вам это не нужно (например, если вы используете внешний микшер), то джамперы можно снять. Определиться со встроенным мониторным микшером лучше сразу, чтобы не надо было в дальнейшем снова лезть внутрь компьютера. А поскольку принцип работы мониторного микшера вызывает определенные затруднения, остановимся на этом подробнее.

Мониторный микшер

Кроме джамперов, работа мониторного микшера зависит также от кнопок Monitor (отдельная для каждого из двух входных каналов) и Mix, находящихся на программной панели управления (см. далее). Аппаратный мониторинг входных сигналов возможен только при нажатых кнопках Monitor, так что дальше будем рассматривать именно этот случай. Сначала разберемся с тем, что не изменяется. Входные сигналы всегда поступают на второй выход для наушников. Аудиоданные, направляемые приложениями на каждый из четырех стереовыходов Waveterminal 192 M, всегда поступают на соответствующую пару аналоговых выходов, а аудиоданные первой пары выходов всегда дублируются на оба выхода для наушников.

При нажатой кнопке Mix входные сигналы поступают также на первую пару выходов и на первый выход для наушников. При установленных джамперах (они оба должны устанавливаться и сниматься одновременно) аудиоданные второй, третьей и четвертой пары выходов суммируются и направляются на второй выход для наушников, а если нажать кнопку Mix, то еще на первую пару выходов и первый выход для наушников.



Система эта несколько запутанная, но довольно гибкая, и позволяет решить многие проблемы мониторинга при отсутствии внешнего микшера или недостаточных его возможностях.

В руководстве пользователя есть таблица, показывающая наличие сигналов на выходах при разных положениях джамперов и кнопки Mix. Я приведу упрощенный вариант таблицы, показывающий только то, что изменяется.

ДжамперыMixА1Н1Н2установленывкл.входы
wav3-8входы
wav3-8wav3-8установленывыкл. wav3-8снятывкл.входывходы снятывыкл.
А1 — первая пара аналоговых выходов
Н1 — первый выход для наушников
Н2 — второй выход для наушников

Кстати, мануал написан на типичном пиджин-инглише, с многочисленными грамматическими ошибками, но, в общем, разобраться можно.

Программная часть

К устройству прилагается драйвер формата EWDM (Enhanced Windows Driver Model), работающий под Windows XP/2000/ME/98SE и поддерживающий форматы MME, Multi-MME, Direct Sound, ASIO 2.0 и GSIF (есть также драйвер для MacOS X). Драйвер каждого формата мультиклиентный, то есть позволяет использовать устройство нескольким программам одновременно, а также мультипотоковый, то есть разные программы могут одновременно использовать одни и те же выходы.

Процесс инсталляции обычен, за исключением того, что поочередно устанавливаются восемь устройств: EWDM Controller, шесть аудиоустройств и MIDI-интерфейс, которого у Waveterminal 192 M нет. С одной стороны, после подключения платы MI/ODI/O с MIDI-интерфейсом никаких дополнительных настроек не потребуется — драйвер уже установлен. С другой стороны, если эту плату использовать не планируется, фальшивые MIDI-порты могут мешаться. Что касается аудиоустройств, то это четыре аналоговые пары, цифровая пара и “Multi-10 ch” — десятиканальный драйвер формата Multi-MME, поддерживаемый программой Sonar и некоторыми программами с выводом многоканального окружающего звука (PowerDVD, Win DVD). Аудиоустройства устанавливаются не только как выходы, но и как входы, хотя реальных входов у Waveterminal 192 M меньше — дополнительные четыре входа используются функцией DirectWire (см. далее). При установке под Windows 2000/XP может появиться сообщение, что драйвер не сертифицирован на совместимость с этими операционными системами, — производитель предлагает игнорировать это сообщение и продолжать установку. После установки каждого из восьми устройств компьютер требует перезагрузки, но делать этого не следует до полного окончания процесса.

Панель управления

После перезагрузки на панели задач появляется буква M, открывающая панель управления — Console, которая умудряется сосредоточить практически все необходимые настройки в одном окне. В левой ее части можно выбрать частоту дискретизации (установка Auto означает, что частоту будет выбирать используемая прикладная программа), источник клока (внутренний или внешний), микрофонные или линейные входы для каждого входного канала (один микрофонный вход заменяет пару линейных), режим мониторинга входов. Входной канал 3-4 можно также переключить с аналоговых входов на цифровые (при наличии платы MI/ODI/O) и выбрать оптический или электрический вход. Последняя кнопка устанавливает формат цифрового интерфейса (SPDIF или AES/EBU).


Большую часть панели управления занимают слайдеры, управляющие входными, выходными и мониторными уровнями. Изменять уровень можно также колесом мыши. Под слайдерами размещены показатели уровня, щелчком по ним соответствующий канал можно заглушить. Под регуляторами чувствительности микрофонных входов есть также кнопки включения фантомного питания, а регуляторы мониторных и выходных уровней имеют префейдерные индикаторы уровня. Далее следует индикатор уровня цифрового выхода, а последние пять слайдеров предназначены для управления уровнями MME-драйвера.

В меню панели можно сконфигурировать управление слайдерами посредством колеса мыши, выбрать размер буфера (от 2048 до 48 семплов), сделать еще некоторые настройки, а также открыть окно DirectWire.

DirectWire

Функция DirectWire предназначена для внутрикомпьютерного обмена аудиоданными между программами (в том числе использующими разные драйверы) в реальном времени. Окно DirectWire представляет собой коммутационную панель с десятью входами и выходами драйверов формата MME, Multi-MME, ASIO 2.0 и GSIF (последний имеет только выходы). Здесь как раз и используются те дополнительные четыре входа, про которые говорилось в описании инсталляции. Коммутация осуществляется щелчком по выходу и протаскиванием курсора до входа. Цвет виртуальных кабелей указывает драйвер, к входу которого они подключены. Настройки коммутации сохраняются при перезагрузке.



Функция DirectWire позволяет производить гибкую и удобную коммутацию практически между любыми программами. Например, можно направить выходы GigaStudio или автономного программного синтезатора в Cubase или Sonar, их выходы — в WaveLab или Sound Forge, оттуда — снова в Cubase или Sonar, и т. д.

В деле

Программы, использующие ASIO-драйвер (например, Cubase SX), без проблем работают с минимальным размером буфера (48 семплов), что дает отличный показатель времени задержки — 2 мс при частоте 44,1 кГц. Программа Sonar, использующая WDM-драйвер, также прекрасно работает при установке задержки на 2,2 мс. Для GigaStudio необходим буфер минимум 64 семпла, что тоже очень неплохо. Худшие значения времени задержки получаются при использовании драйверов Direct Sound (20-30 мс) и MME (40-50 мс), но здесь уже причина в самой технологии этих форматов.

Микрофонные предусилители работают вполне прилично для данной ценовой категории, запись с линейных входов также не принесла неожиданностей. При сравнении звучания Waveterminal 192 M с платой Echo Mia обнаружилось некоторое преимущество последней по качеству, как в деталировке верхних частот, так и в разборчивости нижних. Оказалось, что первая пара аналоговых выходов Waveterminal 192 M проигрывает по качеству другим парам, возможно из-за дополнительных компонентов, необходимых для работы мониторинга (хотя мониторный микшер был отключен). У этой пары также выше уровень шума, но что более удивительно, уровень шума устройства возрастает при использовании повышенных частот дискретизации. Кроме того, у Waveterminal 192 M очень высокий уровень взаимопроникновения между каналами стереопар, что неизбежно сказывается на стереокартине.

Вывод

Думаю, Waveterminal 192 M имеет смысл использовать для предварительной творческой работы над произведениями: создания аранжировок, пробной записи разных партий, поиска интересных музыкальных и звуковых решений, записи демо. Тогда будут особенно к месту такие достоинства этого аудиоинтерфейса, как удобство коммутации (стандартные джеки, мониторный микшер, два выхода для наушников, DirectWire), стабильная работа драйверов с низким временем задержки и возможность одновременного использования разных программ, а недостатки (прежде всего, невысокое качество звука) не станут препятствием. Кроме того, первую пару аналоговых выходов лучше использовать для мониторинга, а запись осуществлять с других аналоговых выходов. Да и с повышенными частотами дискретизации надо поосторожнее.ESI Waveterminal 192 M275$ESI MI/ODI/O70$Мультимедиа Клуб

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo