Михаил Семенов
Музыкальное Оборудование
октябрь 2004
Сравнение еще четырех программ.
Прошло совсем немного времени с момента выхода первой части статьи, как произошло то, чего я и ожидал: программистская мысль продолжала работать, появились новые интересные программы, и пришла пора их рассмотреть. Тестирование проходило на том же компьютере с процессором Pentium4 1800 МГц, материнской платой ASUS P4B533 и 512 Мб RAM. Другие технические условия также не изменились: сигнал с процессора DigiTech RP 1 (включенного в режим обхода и выполнявшего функцию директ-бокса) поступал на аналоговый вход платы Korg Oasys; использовались две гитары: Ibanez S540 и мастеровая гитара с акустическими полостями, по звучанию напоминающая полуакустику.
Rock Amp Legends by Jimmy Crespo
Подключаемый модуль с таким амбициозным названием выпустила молодая калифорнийская компания Nomad Factory, которую в 2001 году основал студийный инженер и продюсер из Сан-Диего Bernie Torelli (рис. 1).
Первоначально он решил самостоятельно заняться разработкой подключаемых модулей, имитирующих раритетные ламповые устройства, поскольку не был удовлетворен звучанием имеющихся на рынке программ. Но когда его разработки получили одобрение таких известных личностей как Dannis Chambers, David Garibaldi, Stanley Clarke, Barry Rudolph, Bunny Brunel, Jerry Goodman и Tony McAlpine, он официально зарегистрировал компанию и вышел на рынок в 2002 г. с набором программ Blue Tubes Bundle. Потом к нему добавились наборы подключаемых модулей Liquid Bundle и Free Bundle и модуль Warmer Faser для аудиоинтерфейса Mackie Spike (устройство типа Digidesign M-box). Последним пополнением в семействе Nomad Factory стало появление Rock Amp Legends. В соответствии с концепцией компании «создано музыкантами для музыкантов» программа создавалась при непосредственном участии известного гитариста Jimmy Crespo (рис. 2), который провел многие часы в студии вместе с программистами Nomad Factory, разрабатывая «наилучший из существующих» имитатор гитарных усилителей.
Модуль существует в версиях HTDM, RTAS и VST под MacOS X и Windows, и предъявляет к компьютеру следующие минимальные требования: операционная система Windows 98/2000/XP, процессор Pentium 3 с тактовой частотой 800 МГц, 512 Мб RAM, разрешение экрана 1024 x 768, RTAS-, HTDM- или VST-совместимая хост-программа; операционная система MacOS X 10.2 или выше, процессор G4 с тактовой частотой 867 МГц, 512 Мб RAM, разрешение экрана 1024 x 768, RTAS-, HTDM- или VST-совместимая хост-программа.
Интерфейс
Интерфейс программы выполнен в виде стандартной инструментальной «головы» (рис. 3).
Соответственно, большинство органов управления такие же, как на обычном усилителе — вращаемые регуляторы. А тип усилителя можно изменить, щелкнув мышью по надписи, которая отображает текущую установку и находится под тремя кнопками: Power, FX, A/B. Появится выпадающее меню, в котором можно выбрать один из 18 типов (рис. 4).
Щелчком по табличке с надписью Nomad Factory можно открыть заднюю панель усилителя, которая не имеет органов управления и выполняет чисто декоративную функцию. Щелчок в любое место этой панели возвращает пользователя к передней панели. Доступ к эффектам осуществляется кнопкой FX, открывающей соответствующее окно (рис. 5). Выполнено оно в виде рэка и имеет следующий набор эффектов: регулятор ширины стереобазы, трехполосный параметрический эквалайзер, компрессор, гейт, тремоло, блок модуляции (хорус или фейзер) и дилей. Каждый эффект имеет возможность включения/выключения, а у компрессора и гейта есть также переключатель положения внутри звуковой цепочки: до или после дисторшна. Остальные органы управления настолько же просты, насколько и традиционны: они выполнены в виде вращаемых регуляторов и не требуют дополнительных пояснений.
Впечатления
В общем, программа оставляет положительное впечатление, но при этом остается целый ряд «но»… Для убедительности я сравнивал ее с победителем из прошлой статьи — iZotope Trash.
По сравнению с ним RAL показал себя более капризным и менее универсальным. Это означает, что добиться хороших результатов с ним можно, но не на всяком материале и не со всеми установками. Как обычно, самое тонкое место подобных программ — блок перегрузки. Как написано на сайте производителя, в блоке перегрузки использовались импульсные отклики реальных приборов, тем не менее, по моим ощущениям, лучше всего перегрузка проявляет себя, когда регулятор Drive находится в средней части диапазона. При максимальных значениях в звуке появляется слишком много «песка», при минимальных — звучит жестковато. То есть, не то, чтобы это было сильно заметно, но когда сравниваешь результат обработки одного и того же файла с Trash, выясняется, что звук может быть и помягче. Это мое личное впечатление, но создается ощущение, что программа, стопроцентно оправдывая свое название, «заточена» под стилистику звучания Jimmy Crespo. А он играет американский хард-рок с блюзовой основой. Пять лет заменял Joe Perry в Aerosmith (1979-1984), два года ездил в туры с Родом Стюартом, работал со Stevie Ray Vaughn, Jeff Beck, Stevie Nicks, Jon Bon Jovi, Clarence Clemons, Little Steven, Billy Squier и другими. Такая вот стилистика. И если ее придерживаться, то все звучит очень неплохо, а шаг в сторону — и уже не то.
На первый взгляд, в программе отсутствует спикосимулятор, но дело в том, что используемые импульсные отклики реальных усилителей включают всю звуковую цепочку с акустической системой и микрофоном. Именно поэтому в их названиях есть описание характеристик акустической системы, например: Tweed A 1×12. Интересная особенность — программа запоминает изменения, сделанные в пресете во время работы, и помнит такой модифицированный пресет до момента закрытия. По моему мнению, несмотря на громкие заявления разработчиков, создать «наилучший из существующих» имитатор гитарных усилителей им не удалось. Программа вполне на уровне AmpliTube, но до уровня Trash не дотягивает ни по качеству звука, ни по универсальности.
Guitar Rig
Продукт фирмы Native Instruments — монстра плагинописания. Честно говоря, мне было очень интересно, как справится эта компания, обладающая высочайшим авторитетом в области виртуальных инструментов, с задачей создания гитарного процессора. И, надо заметить, что Native Instruments свою репутацию вполне оправдала. Вообще-то, Guitar Rig (рис. 6) — не просто программа, а комплект, состоящий из собственно программы и напольного MIDI-контроллера Rig Kontrol, но мне он на тестирование не достался.
Программа выпускается в версиях для Mac (поддерживаются форматы VST, RTAS, Audio Units, Core Audio, Core Midi) и PC (поддерживаются VST, DXi, RTAS, ASIO, Direct Sound). Для работы минимально требуются: операционная система Windows XP, процессор Pentium 700 МГц или Athlon XP 1,33 ГГц, 256 Мб RAM; операционная система MacOS 10.2.6, процессор PowerMac G4 733 МГц, 512 Мб RAM. А рекомендуется, как обычно, иметь всего побольше.
Интерфейс
Хотя я тестировал только программную часть Guitar Rig, нельзя не сказать несколько слов и о контроллере Rig Kontrol (рис. 7), который является внешним интерфейсом системы и позволяет не только управлять процессором посредством MIDI-сообщений, но и коммутировать гитару с компьютером.
Для этого на задней панели Rig Kontrol (рис. 8) предусмотрены пара инструментальных входов с регуляторами чувствительности, переключатель режимов работы, пара линейных выходов и разъем для подключения дополнительного девятивольтового адаптера питания (также возможно питание от батарейки). Отсутствие стандартных MIDI-разъемов связано с тем, что управляющие сообщения кодируются и передаются через линейные выходы контроллера, а затем расшифровываются программой. Таким образом, при использовании Rig Kontrol отпадает необходимость иметь MIDI-интерфейс и директ-бокс, достаточно аудиоинтерфейса с линейным входом. Правда, разработчики настоятельно рекомендуют использовать устройства, имеющие драйверы формата ASIO 2 или Core Audio с малым временем задержки (3-6 мс).
Интерфейс программы выполнен в стандартном стиле Native Instruments: в основном окне располагаются виртуальная рэковая стойка (справа) и браузер (слева). Стойку и браузер можно свернуть, оставив видимой только верхнюю часть (рис. 9).
Это бывает очень удобно, когда надо сэкономить экранное пространство. Браузер позволяет осуществлять все основные операции по созданию, редактированию и настройке пресетов и пэтчей, а также настройку параметров контроллера, а в рэковой стойке осуществляются манипуляции с модулями, входящими в состав пэтчей. Добавляются модули в рэк обыкновенным перетаскиванием. Для этого сначала надо в браузере нажать среднюю кнопку с изображением условного прибора (рис. 10). Под ней появятся кнопки, открывающие доступ к шести категориям, на которые разбиты имеющиеся в Guitar Rig модули. Описание выделенного модуля появляется внизу браузера, а сам модуль можно брать мышью и тащить направо — в рэк.
Крайняя справа кнопка браузера делает доступным режим редактирования установок процессора и контроллера (рис. 11), а крайняя слева открывает банк пресетов (рис. 12).
Название загруженного пресета отображается на дисплее, находящемся над рэковой стойкой (рис. 13). Справа от дисплея расположены кнопки последовательного перебора пресетов. Пресеты нарулены производителем самые разнообразные и поделены на 14 категорий: Metal&HiGain, Hard&Heavy, Drums, Best of Guitar Rig, Pop, Jazz, FX, Complete Presets1, Complete Presets2, Bass, Contemporary Mix, 50’s-70’s Rock, Country Blues, Synth&Vocal. Как видно, несмотря на очевидную гитарную направленность программы, ее разработчики прямо заявляют о более широких возможностях применения процессора. Надо отметить, что все пресеты проработаны очень тщательно и, в общем-то, откровенно проходных среди них нет — практически любому можно найти достойное применение.
Модели
На данный момент пользователь Guitar Rig имеет в своем распоряжении четыре модели классических усилителей (рис. 14), которые (видимо, с целью избежать конфликтов с владельцами торговых марок) названы следующим образом: AC Box (имеется в виду Vox AC 30), Gratifier (Mesa/Boogie Rectifier), Twang Reverb (Fender Twin Reverb), Plexi (Marshall Plexi 50W).
Кроме того, есть пять групп эффектов. В группе дисторшнов (рис. 15) находятся собственно дисторшн и скример.
Группа модуляционных эффектов (рис. 16) включает в себя тремоло, фейзер, хорус/фленджер, Ensemble, октавер и ротатор, взятый из знаменитой программы Native Instruments B4.
В группе фильтров (рис. 17) есть Wah-Wah, Talk Wah и три эквалайзера: параметрический, графический и типа «полка».
Группа эффектов Volume (рис. 18) содержит компрессор, лимитер, гейт и педаль громкости.
Последняя группа, Other, включает в себя сплиттер, дилей и два ревербератора: студийный и имитатор пружинного (рис. 19).
Спикосимулятор
В прошлой статье, описывая спикосимуляторы программ Amplitube и Trash, я поочередно жаловался то на то, что симулятор нельзя изолировать от остальных компонентов программы, то на то, что нельзя выбирать различные типы микрофонов для установки на разных дистанциях. Разработчики Guitar Rig как будто услышали мои причитания и создали такой спикосимулятор (рис. 20 и 21), который учитывает просто все, что только можно пожелать. Итак, есть 14 типов акустических систем, поголовно именуемых в терминологии Guitar Rig кабинетами, пять типов микрофонов и от четырех до пяти возможных вариантов расположения микрофона относительно акустических систем. От четырех до пяти потому, что расположить микрофон сзади акустической системы возможно только в том случае, если выбрана модель с открытым сзади корпусом. Кроме того, для каждого варианта размещения микрофона возможна регулировка расстояния до динамика, которая отображается графически — при увеличении расстояния изображение акустической системы уменьшается в размерах. Одновременно можно использовать до восьми цепочек «акустика — микрофон», то есть можно создать виртуальную звуковую схему, состоящую из нескольких комбиков и микрофонов. Также у каждой цепочки имеются кнопка переворота фазы, регуляторы громкости, панорамы, двухполосного эквалайзера и уровня акустики помещения (AIR). Интерфейс очень удобен и очень нагляден, а главное, все звучит очень здорово и все перестановки и изменения отрабатываются очень заметно и реалистично. По моему мнению, на сегодняшний день спикосимулятор Guitar Rig однозначно лучший из всех программных имитаторов цепочек «акустика — микрофон». Возможно, будут добавлены и новые модели, но удобство и организация интерфейса таковы, что ничего лучше уже не придумать. Пять баллов.
Дополнительные функции
Еще одно отличие этой программы от конкурирующих — наличие в составе дополнительных приборов: тюнера, метронома и двух «кассетных дек» (рис. 22), которые включаются кнопками на панели Control Center. Если тюнер еще встречается в программе Guitar FX Box, то наличие остальных компонентов просто уникально и действительно очень удобно. «Кассетные деки» позволяют не только записывать собственное исполнение, но и воспроизводить готовые фразы, петли и подклады, которые можно использовать как аккомпанирующие треки. В комплект поставки входит некоторое количество таких файлов в категориях Bass, Drums, Guitar и Keyboard Loops, а также Vocal Samples и Backing Tracks. Кроме того, можно использовать любые другие файлы формата WAV или MP3, поместив их в соответствующие папки. Таким образом, наличие этих компонентов превращает Guitar Rig из гитарного процессора в законченную рабочую станцию гитариста.
Впечатления
При сравнении с другими программами звучание Guitar Rig показалось более чистым, открытым и очерченным. Хотя и эта программа не заменяет «живых» приборов, можно считать ее очень большим шагом вперед.
Имитация перегрузки усилителей, пожалуй, лучше, чем у конкурентов, но все-таки и у Guitar Rig это самое слабое звено. Не скажу, что перегрузка плохая (в любом случае, это не мутный поток грязи, который производили первые подобные программы, — теперь это уже серьезная взрослая перегрузка, нет сомнений в том, что звучит гитара с дисторшном), но вот заменить настоящий ламповый комбик, снятый микрофоном, программой не удастся. Что касается моделирования усилителей, то нельзя сказать, что это прямо уж точные копии, но характер звучания передан. То есть не фотография, а как бы зарисовка с натуры.
Эффекты не имеет смысла описывать, потому что в их основу положены хорошо известные алгоритмы из других программ Native Instruments. Спикосимулятор — просто праздник, свое отношение к нему я выразил ранее. Сервис и интерфейс — очень удобно и функционально.
Лично мне программа очень понравилась. Хорошее исполнение перегрузки, эффекты, базирующиеся на известных алгоритмах Native Instruments, продуманный интерфейс, наличие тюнера, «кассетников» и метронома — все это делает Guitar Rig безусловным лидером. Думаю, на сегодняшний день она однозначно лучшая среди программ подобного типа и вполне способна конкурировать с автономными цифровыми процессорами. Правда, и цена немаленькая, зато в комплект входит контроллер, что тоже существенно.
GT Player и RT Player Pro
Эти программы (рис. 23) созданы фирмой DSound, базирующейся в маленьком чешском городе Босковице. Интересны они тем, что имеют открытую структуру и позволяют подключать в цепь обработки любые модули формата VST. К сожалению, с загрузкой демо-версии GT Player возникли проблемы, так что описывать работу программы буду на примере RT Player Pro, тем более, что GT Player является ее усеченной версией, окрашенной в красный цвет. Соответственно, и стоит он меньше: 69 евро против 129. По сравнению со старшей программой, GT Player позволяет подключить всего два VST-инструмента против 24, не имеет возможности переключения входных каналов VST-инструмента и имеет по два входа и выхода, тогда как RT Player Pro имеет при тех же двух входных каналах 32 выходных.
Интерфейсы обеих программ ничем, кроме цвета, не отличаются и выполнены в виде двух рэковых устройств. Верхнее — сам процессор, нижнее — Track Player, позволяющий проигрывать файлы форматов WAV на платформе PC и WAV, AIFF, MP3, Quick Time и MIDI на платформе Mac. Последнее отличие состоит в том, что RT Player Pro имеет память на 999 позиций плейлиста, а GT Player — только на 128. Помимо стандартных функций проигрывания возможно изменение скорости воспроизведения трека. В комплект поставки входят 13 модулей эффектов, выполненных в виде напольных педалей: Graphic Equalizer DS-GE1, Noise Gate DS-NG1, Auto Wah DS-AW1, Flanger DS-FL1, Chorus DS-CH1, Compressor DS-CM1, Distortion DS-DT1, Reverb DS-RV1BPM, Delay DS-BD1, Overdrive DS-OD1, Auto Pan DS-AP1, Phaser DS-PH1, Tremolo DS-TR1. В общем, стандартный набор. В обеих программах используются одни и те же эффекты, так что в этом плане разницы между ними нет никакой. Зато, как уже было сказано, разница есть в возможном количестве подключаемых VST-модулей. На сайте DSound размещен список протестированных модулей ведущих производителей. Разумеется, это не означает, что нельзя использовать другие модули, просто совместная работа с ними не тестировалась.
Интерфейс
Управление программой донельзя простое. Имеются регуляторы входного и выходного уровней, дисплей, колесо ввода данных, четыре кнопки для навигации по дисплею и шесть функциональных кнопок. С помощью этого небольшого набора органов управления и осуществляются все манипуляции с процессором. Думаю, нет необходимости описывать колесо и навигационные кнопки, а функциональные кнопки действуют следующим образом: кнопка Mode переключает режимы исполнения и редактирования. В режиме исполнения осуществляются обработка звука, перебор и загрузка пресетов, которые выбираются колесом; в режиме редактирования текущий пресет фиксируется, и редактированию подвергаются параметры эффектов, входящих в его состав. Кнопка Load загружает выбранный пресет, при этом эффекты, входящие в его состав, появляются на экране (рис. 24).
То же самое произойдет, если с помощью кнопки Load загрузить пустой пресет. В этом случае редактировать параметры эффектов можно либо на дисплее, с помощью колеса и навигационных клавиш, либо вращая регуляторы на самих педалях. Кнопка Store сохраняет изменения. Кнопка Edit служит для создания нового пресета из числа доступных эффектов, и не только из тех, которые входят в комплект поставки. При ее нажатии на экране появляется диалоговое окно (рис. 25), в котором можно из установленных в компьютере обработок выбрать нужные и собрать из них звуковую цепочку.
Кнопка Options открывает доступ к контекстному меню, служащему для настройки основных функций программы (рис. 26), а Bypass включает режим обхода процессора.
Вот, в общем-то, и все. Конечно, есть еще режим внешнего управления с помощью MIDI-контроллера MIR (MIDI Interactive Remote control — рис. 27) производства компании C-Mexx, но поскольку и этот контроллер мне на тестирование не достался, ничего к уже сказанному добавить не могу.
Впечатления
На первый взгляд, звучание программы со штатными эффектами производит впечатление крепкого середнячка, не более. Но! Не надо забывать, что во всех остальных программах огромную часть работы по созданию окончательного звука выполняет спикосимулятор, который в комплекте поставки отсутствует. Зато с этой целью можно использовать Amplitube, который протестирован на совместимость с процессором. Оказалось, что это немаловажно. Попытавшись использовать RT Player совместно с восхитившим меня спикосимулятором Guitar Rig, я, к своему удивлению, не получил ожидаемого замечательного результата. Попробовал Trash — то же самое. Так что рекомендации производителя не лишены оснований. На мой сугубо субъективный взгляд, ценность GT Player не в его штатных эффектах, и вообще было бы неправильно при рассмотрении программы воспринимать ее как стандартный процессор, то есть как коробочку с неким набором эффектов. В первую очередь, это очень удобная оболочка, позволяющая гибко создавать собственные процессоры из имеющихся в наличии эффектов. Действительно, на настоящий момент имеется огромное количество подключаемых модулей, многие из которых превосходят по качеству обработки штатные эффекты гитарных процессоров. В такой ситуации владельцу набора высококачественных плагинов нет никакого смысла платить повторно за худшее качество. Напрашивается решение о приобретении чисто гитарных «прибамбасов»: дисторшна, имитатора усилителей, спикосимулятора. Вот эту проблему очень элегантно и решает продукт чешских программистов. Кроме того, современные элементы — наличие плеера и возможность использования внешнего MIDI-контроллера — позволяют гитаристу, не обладающему большим бюджетом, создать на базе РС вполне работоспособную и прилично звучащую гитарную систему.
Guitar Suite
Пакет гитарных эффектов Guitar Suite производства Simul Analog не является, строго говоря, гитарным процессором, но в силу того, что из набора его компонентов все-таки можно собрать гитарную цепочку, он попал в эту статью. Заслуживает же он внимания из-за своей нетрадиционности. Дело в том, что Guitar Suite — набор бесплатный, и создан не коммерческой организацией, а группой разработчиков в рамках академического проекта по моделированию электронных компонентов и схем. Разработчиками двигал исследовательский интерес, и они заявляют, что по этой причине именно в их детище «каждый элемент в звуковой цепи оригинального прибора точно смоделирован, за исключением некоторых побочных эффектов активных элементов». И что отсутствие коммерческих интересов позволяет им с чистой совестью заявить о том, что «отклики каждого оригинального прибора были сравнены с соответствующими откликами имитаторов и полученная разница оказалась меньше, чем -40 дБ». Не совсем ясно, как все это соотносится с реалистичностью звучания, но оставим это смелое заявление на совести разработчиков. Набор совершенно бесплатно предлагается всем музыкантам, которые сочтут его достойным применения. В силу своего некоммерческого характера набор поставляется как есть, то есть без технической поддержки, без обслуживания и даже без собственного графического пользовательского интерфейса. В каждой программе-хосте внешний вид Guitar Suite изменяется. На рис. 28 он показан в версии работы под Cubase SX. Итак, в состав набора входят семь модулей: Boss DS-1 (дисторшн), Boss SD-1 (овердрайв), Tube Screamer (овердрайв), Oberheim PS-1 (фейзер), Univox Univibe (модуляционный эффект), Fender Twin 1969 (гитарный усилитель), Marshall JCM900 Dual Reverb (гитарный усилитель).
Впечатления
В целом можно охарактеризовать Guitar Suite словом «неплохо». Тем более, бесплатно. Можно представить себе ситуации, в которых его применение будет уместно. Тем не менее, я бы не рискнул согласиться с утверждениями разработчиков. Да, гитарный звук узнаваем, но, скажем, имитация Fender, как ни странно, мне понравилась меньше, чем Marshall. Обычно в программных процессорах закономерность такая: чем больше уровень перегрузки, тем хуже звучит. В этом случае все несколько иначе. Если JCM 900 довольно честно отрабатывает поставленные задачи и даже при большом уровне перегрузки звучит приемлемо (хотя и его с максимальным уровнем перегрузки я бы использовать не стал), то имитация Twin — это просто некий абстрактный комбик для чистого звука, не передающий характерных особенностей, присущих именно фендеровским аппаратам: в первую очередь, глубины и динамики, а также уникальной отдачи и знаменитого «стекла». Кроме того, в отличие от оригинала, имеющего трехканальную схему и возможность игры на сильно перегруженном звуке, имитатор имеет всего один канал и неубедительное звучание перегрузки. Вероятно, был смоделирован только первый канал, предназначенный для чистого звука и перегрузки. Возможно, эти претензии и чрезмерны, но зачем тогда было заявлять о точной имитации?
То же самое и с эффектами перегрузки. В общем-то, все трое представляют просто разные уровни перегрузки, а характерные особенности в них выражены слабо. То есть, их вполне можно использовать как дополнительные каналы перегрузки, но все-таки не стоит искать в них отличительные черты оригиналов. Например, попытка смоделировать классическую ситуацию догрузки комбика (Fender Twin) эффектом Tube Screamer показала совершенно неубедительный результат. Зато оба модуляционных эффекта очень неплохи, звучат чисто и естественно и, что приятно, не дают металлического кастрюльного призвука даже при больших значениях модуляции. Так что плюсы набора — имитация Маршалла и модуляционные эффекты, недостатки — имитатор Фендера, а имитация педалей перегрузки — посередине: без ярко выраженного характера, но вполне достойна существования. Очень неплохо для бесплатного набора.
Выводы
Разумеется, процессорами, описанными в этой и предыдущей статьях, семейство программ для обработки гитарного звука не ограничивается. Есть еще процессор Guitar FX Box, имитаторы гитарных усилителей Green Machine AMP и Little Green AMP, дисторшны Camel Fat Free, Big Tick Nasty Shaper, Buz, QuadraFuzz и Steinberg Overdrive. В процессе подбора материала для статьи я попробовал все перечисленные программы, и они не показались мне достойными применения, а, соответственно, и подробного описания. Вероятнее всего, где-то существуют и другие программы, пока мне неизвестные. Их тестирование — дело будущего, а пока можно отметить, что программные гитарные процессоры быстро прогрессируют, и с появлением программ последнего поколения превратились в полноценные виртуальные устройства, с помощью которых можно добиваться вполне достойных результатов.
На мой взгляд, с учетом программ, рассмотренных в обеих статьях, ситуация сложилась такая: ощутимо впереди всех Guitar Rig и Trash, причем с небольшим отрывом лидирует программа производства Native Instruments. Интересно, что оба лидера имеют внутреннюю 64-разрядную структуру (чего, кроме них, нет ни в одной другой программе), — возможно, этим и объясняется более естественное звучание их перегрузки по сравнению с остальными. Далее, продуктами примерно одного уровня являются AmpliTube, Rock Amp Legends и Guitar Suite. В качестве программной оболочки можно обратить внимание на RT/GT Player. Все остальное на сегодняшний день уже не столь актуально. Вряд ли стоит обращать на это «остальное» внимание, ведь в числе лидеров есть программы на любой вкус и на любой бюджет. Прогресс в этой области очень бурный, и после появления спикосимулятора Guitar Rig осталась одна основная проблема, в той или иной степени характерная для всех программ: конечно же, это дисторшны. Если на слабых и средних уровнях перегрузки они звучат более-менее нормально, то на сильных — пока нет. Чем больше уровень перегрузки, тем больше в звуке становится песка и ненатуральности. Да, звучание может конкурировать с аппаратными устройствами, но такими же цифровыми. Качество аналоговых искажений, хотя бы даже и транзисторных, пока не достигнуто.
В процессе тестирования Guitar Rig я пробовал заменять его перегрузы на аналоговые транзисторные, из процессора DigiTech RP 1. Я действовал следующим образом: загружал пресет Guitar Rig, отключал в нем модель усилителя, благо программа позволяет это делать без проблем, а на вход подавал уже искаженный сигнал гитары. Результат звучал намного лучше, и это притом что не всегда характер дисторшна соответствовал заложенной в пресет модели усилителя. К сожалению, под рукой не оказалось никаких аналоговых имитаторов усилителей типа SansAmp, но полученные результаты наводят на мысль о том, что оптимальным вариантом использования подобных программ было бы их употребление именно в качестве процессора, в комбинации с каким-либо внешним аналоговым устройством перегрузки. Идеально, если это будет имитатор усилителей, но навскидку из аналоговых приборов в голову приходят только SansAmp и ADA MP 1 Classic. В таком варианте использования можно добиваться очень приличных результатов, тем более, что эффекты и пресеты проработаны очень хорошо, а спикосимулятор Guitar Rig вообще отличный. Вот уж, как ни сравнивай, а спикосимуляторов такого качества в аппаратных процессорах пока что не было.
И напоследок еще об одном неприятном моменте. Дело в том, что сами по себе все программы пока «капризны». Не в смысле функционирования, а в смысле применения к различным игровым ситуациям. То есть, если взять реальный ламповый усилитель высокого класса, то он никогда не прозвучит плохо. Другое дело, что его звучание может оказаться абсолютно неподходящим в какой-то конкретной ситуации, но оно не станет вдруг мерзким. А с программными процессорами пока это не так. Процессор может быть хорош в большинстве ситуаций, а потом споткнуться на какой-то партии и не выдать приличного звука, как с ним не бейся. И приходится подбирать другой, который справится с этой партией, но не подойдет к остальным. А это уже повод иметь несколько подобных программ, что несколько противоречит идее «все в одном». Но, как мне кажется, программные гитарные процессоры уже заняли свою нишу, и подобные сложности их пользователей не остановят. Остается только следить за прогрессом, пробовать новинки, сохранять здравый смысл, придерживаться золотой середины и записывать хорошую музыку.
Nomad Factory Rock Amp Legendswww.nomadfactory.comNative Instruments Guitar Rigwww.native-instruments.comDSound GT Player и RT Player Prowww.dsound1.com<
IK Multimedia ,которая AMPLITUBE,которая обделила своим вниманием данную статью,которая заставила NI покурить(на мой взгляд), обязательно попробуйте.
В предыдущей статье была: http://…
Это не то,что мне попало под гитару.Поеду уточню что это было.
Точно — Amplitube версия 2.0
Amplitube 2 будет в пятой статье на эту тему.
Выводы:
Великолепно.Спасибо.Было бы не плохо,если М.Семёнов протестирует Амлитьюб2 на серьёзном цифровом аппарате и ещё раз высказал своё мне- ние по поводу регресса или прогресса цифровых технологий т.к. я уже сейчас буду утверждать,что по гибкости ,предоставляемой виртуальными девайсами,с ними спорить не- возможно.А что касается микса то мешается с ВА синтами своеобразно,однако 100про ВСТ имеет право на свой маленький стереотрек…
А денег дашь на хорошие ламповые комбы с хорошим ламповым дисторшном???
— за маской света