Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
март 2001

Подключаемые модули формата DirectX.

Общим свойством программных модулей, рассматриваемых далее, является то, что все они для получения эффекта используют ту или иную форму модуляции. В принципе, модулировать можно практически все: как собственные параметры сигнала (амплитуду, частоту, фазу), так и различные управляющие воздействия. В частности, по-разному модулируя задержку (точнее, время задержки), можно получать такие распространенные эффекты, как хорус, фленджер и фейзер. Изменяя предел времени задержки в линии, количество таких линий и глубину изменений в каждой из них, можно получить все перечисленные эффекты.

В этой статье будут рассмотрены, в основном, эффекты, основанные на модуляции задержки, как самые многочисленные и часто применяемые. Все они обычно используют одиночные или многоотводные линии задержки, с изменяемым временем этой самой задержки. Поначалу трудно представить, что один и тот же способ воздействия на звуковой сигнал может давать столь различные результаты. Поэтому, полагаю, есть смысл вкратце рассмотреть природу этого явления.

Задержка звука в естественных условиях — функция расстояния от звукового источника до приемника. То есть, чем дальше они разнесены в пространстве, тем больше время между возникновением звука в источнике и попаданием его в приемник. Это объясняется относительно небольшой скоростью распространения звуковых волн в воздухе. Поскольку скорость звука в данной среде — величина постоянная, понятно, что, например, сокращение времени задержки соответствует уменьшению расстояния между источником и приемником. Но приемник не может мгновенно переместиться в пространстве, он движется с некоторой скоростью. При движении навстречу источнику (уменьшение времени задержки) скорости распространения звука и движения приемника складываются, что создает для приемника иллюзию увеличения скорости звукового потока. А чем больше скорость звуковых колебаний (то есть выше их частота), тем выше воспринимаемая высота тона — это всем известно. При удалении приемника от источника происходит обратный процесс.

Здесь уместно вспомнить об изменении высоты звучания гудка движущегося паровоза, на примере которого часто объясняют эффект Доплера. У нас — тот же самый случай. Модуляция задержки есть ни что иное, как имитация периодического движения приемника звука к источнику и от него (или источника к приемнику — это не важно). Изменение высоты тона всегда пропорционально скорости их сближения или удаления, то есть — скорости изменения времени задержки, если говорить о процессорах эффектов.

При оценке модулей принимались во внимание следующие их характеристики.

1) Технические возможности — максимальная частота дискретизации обрабатываемого сигнала, которую понимает модуль, загрузка центрального процессора (по монитору WaveLab, при обработке стерео файла с разрядностью 16 бит и частотой дискретизации 44,1 кГц), разрядность передающей шины (той, по которой обработанный в модуле звук передается в программу).

Здесь следует иметь в виду, что цифру загрузки процессора не следует воспринимать буквально. Она приводится лишь для сравнения ресурсоемкости разных модулей. На любом другом компьютере цифры могут быть другими, но их соотношение останется примерно таким же. Кроме того, загрузка процессора тем больше, чем большую частоту дискретизации имеет обрабатываемый звук.

2) Пользовательский интерфейс (удобство, количество и диапазон изменяемых настроек и т. п.). Кроме того, проверялось, является ли модуль истинным стерео устройством (т. е. не микширует ли он внутри себя левый и правый каналы).

И, конечно же, важную роль в оценке того или иного устройства сыграло субъективное восприятие качества обработки и общее впечатление от модуля.

Вся работа проводилась на компьютере, оснащенном процессором P-III 700E и 128 Мб RAM. Монитор WaveLab при простом воспроизведении стерео файла показывал загрузку процессора в 0,9%. Загрузка при подключенных эффектах показана «как есть», то есть без вычитания «сухого» воспроизведения.

Хорусы

Хорус, наряду с реверберацией и задержкой, относится к наиболее часто используемым эффектам. Сущность эффекта заключается в том, что из одного звукового сигнала формируется несколько параллельно звучащих копий, в каждой из которых происходит небольшое смещение высоты тона. При суммировании полученных сигналов получается «хоровое» звучание. Для усиления эффекта дополнительно к смещению высоты можно применять небольшую задержку, различную для каждой копии. Обычно хорус представляет собой многоотводную линию задержки, в каждом отводе которой установлен модулятор времени задержки. При плавном изменении времени задержки происходит плавное изменение высоты тона. Варьируя количество отводов, а также скорость и глубину модуляции в каждом из них, можно получать различные варианты звучания эффекта. Глубина модуляции обычно определяет спектральную ширину эффекта, то есть диапазон затрагиваемых хорусом частот. Кстати, модулятор задержки присутствует во многих «обычных» устройствах задержки (эффект delay), но он, как правило, один, общий для всех линий, и поэтому получить с его помощью выраженный хоровой эффект довольно затруднительно.

Так сложилось, что в цифровых устройствах (здесь имеются в виду только DirectX-модули) смещение высоты тона для образования хора обычно получают именно модулированием времени задержки. То есть эффект в результате всегда динамический, принудительно изменяющийся. Это, конечно, неплохо, но почему же забыт иной способ — применяющийся в аналоговых синтезаторах? Берем два генератора, слегка расстраиваем один относительно другого и получаем двухголосный хор. Биения образуются сами — интерференцию еще никто не отменял. Применительно к цифровым приборам это означает: размножаем голос, навешиваем на каждый Pitch Shift и, если необходимо, задержку. Суммируя все отводы, получаем опять же хорус, только настраивать его звук можно более гибко. Но, поскольку здесь предполагается использование большего количества независимых процессов, понятно, что это более ресурсоемкая схема, и применять ее в программах, работающих в реальном времени, не очень выгодно. Но при желании, полагаю, все возможно. Чтобы убедиться в правильности своих рассуждений, я попробовал покрутить ручки модулю DSP/FX Pitch Shift — у него как раз есть нужный комплект настроек, а именно: смещение тона по центам и задержка (Pre-Delay). В результате я сумел получить неплохой двухголосный хорус (а из модуля Hyperprism-DX Pitch Changer, кстати, вышел довольно яркий фленджер). Если бы модуль смещения высоты тона от DSP/FX имел не два отвода, а четыре, то с его помощью, наверное, можно было бы получить весьма неплохой хорус.

Для оценки звучания модулей хоруса использовались отдельные дорожки со звуками акустической и электрогитары, вокала, баса, смычковых и синтезаторов. Для оценки независимости стерео каналов использовался тестовый файл, содержащий в левом и правом каналах различные звуки: барабанный луп и синтезаторный луп. В статье рассматриваются следующие модули: Cakewalk FX Stereo Chorus, Arboretum Systems Hyperprism-DX Chorus, Power Technology DSP/FX Chorus, Sonic Foundry Chorus, Anwida Soft DX Chorus, Digilogue BlueChorus, DSound Stomp’n FX Chorus.

Cakewalk FX Stereo Chorus

Стандартный DirectX-модуль из комплекта программы Cakewalk Pro Audio. Легко справляется с 16- и 32-разрядным звуком, имеющим частоту дискретизации до 96 кГц. Выходной поток 32-битный. Загрузка процессора достигает 2,7%. Используется истинная стерео обработка.



При первом же взгляде на этот модуль (рис. 1) становится ясно, что это тот же самый Cakewalk FX Stereo Delay. Та же линия задержки, тот же модулятор времени задержки. Разница между этими двумя модулями только в максимальном времени задержки для каждого канала: в Stereo Chorus она составляет всего 80 мс, против пяти секунд в Stereo Delay. Подробно описывать интерфейс этого модуля не вижу смысла, — они все одинаковые, — а интересующиеся могут просмотреть предыдущую статью. Когда я попробовал в модуле Stereo Delay установить такие же значения настроек, как и в Stereo Chorus, то мои опасения подтвердились. Разница в звучании якобы различных модулей полностью отсутствовала. Кстати, модуль Stereo Flanger из этого семейства, в сущности, все тот же Stereo Delay с еще более усеченным максимумом времени задержки: 20 мс.

Кроме перечисленного, модуль хоруса имеет еще одну общую деталь с модулем задержки. Он точно также загрязняет звук паразитными гармониками, которых в таком количестве быть не должно.

Хорус, как таковой, получить мне не удалось. Единственный семпл, который что-то приобрел от такой обработки, это жесткий пэтч аналогового синтезатора. Он стал чуть более плотным и пробивным. Любые другие звуки только ухудшались. Так что никакой это не хорус вообще. Это сильно «урезанная» линия задержки с модулятором. На мой взгляд, модуль хоруса от Cakewalk показал себя совершенно бесполезным для использования по назначению. Но, конечно, при помощи модулятора задержки на нем можно производить не менее замечательное бульканье, чем на Stereo Delay. Вот и все.

Hyperprism-DX Chorus

Это модуль из широко известного пакета эффектов Hyperprism-DX (текущая версия 2.5.0) фирмы Arboretum Systems.

Устройство способно работать со звуком разрядностью 32 бита и частотой дискретизации 96 кГц. Выходной сигнал 32-битный. Загрузка центрального процессора достигает 3,9%.



Традиционный интерфейс модуля (рис. 2) позволяет быстро разобраться в его устройстве. Здесь тоже все очень просто. Слайдер Frequency Hz задает скорость модуляции задержки (есть только одна форма модулирующего сигнала — синусоида). Диапазон от 0 до 2000 Гц, с шагом в 0,01 Гц. Слайдером Depth регулируется глубина эффекта, и проградуирован он почему-то в семплах — от 0 до 1024. Слайдер Delay регулирует задержку звука (от 0 до 100 мс). Регулятором Contour изменяется частота среза резонансного пропускающего фильтра низких частот, действующего на обработанный звук. Диапазон частот от 0 до 20000 Гц. Слайдером Mix % регулируется уровень обработанного звука в выходном сигнале (от 0 до 100%). В мастер-секции, как обычно, расположена пара фейдеров Output Level, позволяющих регулировать общий уровень звука на выходе модуля. Они проградуированы от -18 до +18 дБ. Стерео каналы обрабатываются отдельно, но регулировка параметров эффекта в них, как обычно, общая для обоих каналов. Слайдерами можно управлять с клавиатуры, стрелочными клавишами и PgUp/PgDown.

При столь малом количестве регулируемых параметров работать, конечно, легко, но впечатления от прослушивания модуля у меня остались печальные. Приличный звук с помощью Hyperprism-DX Chorus получить мне не удалось. Если выставить частоту модуляции один герц или чуть менее, то, двигая слайдер Depth, можно получить эффект, который с большой натяжкой может именоваться хорусом. Но только для самых что ни на есть синтетических тембров, про которые никто не знает, как они должны звучать на самом деле. Живые звуки после прохождения через это устройство умирают. Слышно просто какое-то плавание тона, как это бывает на старом магнитофоне. Акустическая гитара кажется расклеившейся. В общем, полное безобразие. Я бы рекомендовал воздержаться от использования этого устройства.

Power Technology DSP/FX Chorus

Модуль хоруса из пакета эффектов DSP/FX Virtual Pack 6.2. Обрабатывает звук с внутренней точностью 32 бита, понимает частоту дискретизации до 48 кГц. Выходной сигнал 32-битный.

Модуль может воздействовать на сигнал максимум четырьмя линиями модуляции. Линии привязаны к стерео каналам: нечетные номера берут сигнал из левого канала, четные — из правого. Загрузка процессора варьируется от 2,5% с одной подключенной линией до 7,3% — со всеми четырьмя.

Интерфейс модуля привычен для тех, кто пользуется пакетом эффектов от DSP/FX (рис. 3). Общие настройки и некоторые установки для автономной работы можно выбрать, нажав кнопку Settings. Есть три десятка пресетов на разные случаи жизни. Уровень выхода обработанного сигнала с каждой линии устанавливается отдельным слайдером Gain. Над слайдерами расположены цветные кнопки, дающие доступ к настройкам эффекта. Для каждой линии обработки (в терминах разработчиков — «элемента») открывается собственное окно настроек, содержащее следующий набор регуляторов.



Delay устанавливает время задержки в линии от 1 до 50 мс. Ручкой Modulation Frequency устанавливается скорость частотной модуляции (от 0,01 до 10 Гц). Modulation Depth регулирует глубину модуляции (от 0 до 20 %). Ручкой Pan можно выставить выходящий с линии сигнал в любую точку стерео панорамы. Регулятор Mix Level устанавливает баланс прямого/задержанного сигнала (Dry/Wet), Output Level отвечает за общий выходной уровень сигнала. Индивидуальные регуляторы эффекта имеют своих дублеров в окне общих настроек. Это Delay Factor, Mod. Freq. Factor, Depth Factor и Pan Factor, изменяющие коэффициенты к цифрам индивидуальных настроек. Для задержки и глубины модуляции коэффициенты изменяются от 0 до 3, для частоты модуляции от 0 до 5. Pan Factor изменяется от -1 до +1, — при отрицательных его значениях происходит инвертирование панорамы.

Модуль оснащен графическим дисплеем, показывающим при помощи условных картинок все текущие настройки эффекта. Однако мне кажется, что по нему удобно оценивать только панорамирование. Индикация остальных настроек чересчур условна, и их все-таки лучше видеть в цифрах.

DSP/FX Chorus — истинно стереофонический модуль. На каждый стерео канал приходится по два независимых «элемента», причем выход каждого из них можно произвольно панорамировать — это очень хорошо. Управление вполне понятное, есть только некоторое неудобство, связанное с вращением регуляторов — приходиться описывать мышью реальные окружности, иначе настройки непослушны. Звучание модуля мягкое и качественное. При любом звуковом источнике нет проблем с настройками. Гитары звучат вполне сочно, скрипка приобретает объем. Хотя, например, очень жирное и размытое звучание баса получить все равно не удается — даже двух линий обработки на канал оказывается слишком мало.

В общем, я доволен этим модулем. Разработчики, как мне кажется, постарались исключить возможность экстремальных настроек параметров, и модуль обращается со звуком бережно. Звучит он чисто и приятно.

Sonic Foundry Chorus 1.0

Этот хорус входит в пакет эффектов Sonic Foundry XFX 1. Как и прочие модули XFX 1, он может работать со звуком разрядностью 32 бита и частотой дискретизации 96 кГц. Сигнал на выходе 32-разрядный.

Для получения эффекта можно использовать от одной до трех линий обработки. Загрузка процессора при этом изменяется от 3,1% (одна линия эффекта) до 7,1% (три линии). В модуле есть более двадцати пресетов, демонстрирующих его возможности: от легкого хоруса до жесткого фленджера.

По количеству настроек Sonic Foundry Chorus один из самых развитых модулей (рис. 4). Некоторые параметры явно привнесены из других эффектов, и довольно удачно. Параметр Chorus Size позволяет выбрать количество отводов на эффект — максимум три. Chorus out delay (от 0,1 до 100 мс) — задержка звука в линии эффекта. Modulation Rate устанавливает скорость модуляции задержки от 0,001 до 20 секунд (с точностью 1 мс). Modulation Depth регулирует глубину модуляции от 0 до 100%. Диапазон, по-моему, чересчур большой, поскольку для нормального хоруса хватает диапазона от 1 до 10%. При большей глубине эффект становится очень специфическим, и применять его к живым инструментам я бы не рискнул. Слайдером Feedback устанавливается уровень обратной связи для сигнала, прошедшего через линию задержки (re-processing). Немного непривычно видеть такой регулятор в хорусе, но что-то в этом есть. Обратная связь работает точно так же, как в обычных линиях задержки, разница лишь в том, что при ее вводе каждая повторная задержка также начинает модулироваться. При малых значениях ОС хорус становится немного пышнее, а при чрезмерном ее увеличении эффект получается довольно смешной: будто куча музыкантов никак не может настроиться. Вблизи 100%-ной отметки модуль начинает производить столько шума, что впору озвучивать фильм ужасов. При 100% звук отключается.



Обработанный сигнал можно инвертировать перед его микшированием с исходным звуком, поставив флажок в окошке Invert the chorus phase. При введенной обратной связи можно инвертировать также каждую задержку перед возвратом ее в цепь эффекта, но на слух это мало заметно.

Поставив флажок в окошке Attenuate frequencies above, можно активизировать довольно неплохой пропускающий ФНЧ для обработанного сигнала (диапазон от 100 Гц до 10 кГц). Верхняя граница, конечно, расположена низковато, но если исходный звук находится гораздо ниже этой отметки по частотной шкале, то фильтром вполне можно пользоваться.

Ну и, наконец, при помощи трех фейдеров Input Gain, Dry Out и Chorus Out можно изменять, соответственно, входной уровень для модуля (от -60 до 0 дБ) и выходные уровни прямого и обработанного сигналов (диапазон тот же). Всеми слайдерами можно управлять с клавиатуры при помощи клавиш со стрелками и PgUp/PgDown. Стрелками изменяют значение самой младшей цифры в настройке, клавиши Page управляют изменением следующего за ней старшего разряда. Весьма удобное свойство.

Повозившись с модулем, я решил, что его конструкция занятна и в чем-то удачна. Однако с помощью хоруса от Sonic Foundry мне удалось получить удовлетворительный эффект только для басов и акустической гитары. Конечно, с синтетическими тембрами тоже не было никаких проблем, но я бы удивился, если бы их вообще можно было испортить хорусом. С вокалом приходилось обращаться аккуратнее: при небольших задержке и модуляции его тоже можно было как-то отстроить, но время от времени в голосе все-таки возникали металлические призвуки. А звук электрогитары мне просто не понравился. Он получался какой-то тяжелый и резкий. В DSP/FX эта же гитара звучала гораздо мягче. Но зато, если задаться целью создания экстремальных звуков, Sonic Foundry Chorus — то, что нужно.

В общем, звучание модуля показалось мне несколько резковатым, но своеобразным. При аккуратном использовании он весьма неплох, хотя такое обилие настроек немного пугает. И все-таки единственным недостатком модуля я считаю то, что он не использует истинную стерео обработку. Оба канала микшируются поровну в середину панорамы, но, при желании, с этим можно справиться, правильно распределив в микшере посылы и возвраты с эффекта.

Anwida Soft DX Chorus 1.0

Модуль DX Chorus является частью пакета эффектов DX Modulation Pack компании Anwida Soft. Как и все остальные модули этого пакета, он производит обработку сигнала с 64-битной внутренней точностью. Может обрабатывать файлы с разрядностью 32 бита и частотой дискретизации 96 кГц. Выходной поток 32-битный, загрузка процессора при стерео обработке достигает 7,8%.

Этот истинный стерео хорус является четырехголосным — по две линии обработки на каждый канал. Изменять их количество нельзя, да и желания такого не возникало.

Внешний вид устройства точно такой же, как и у всех остальных модулей этого пакета эффектов (рис. 5): шесть регуляторов параметров, один регулятор общего выходного уровня и графический дисплей, на котором отображаются настройки каждого из регуляторов при наведении на них указателя мыши. Регулятор Delay устанавливает время задержки сигнала в диапазоне от 8 до 30 мс. Ручкой Rate можно задавать частоту модулирующего генератора в диапазоне от 0 до 2 Гц, с шагом в 0,06 Гц. Параметр Depth устанавливает глубину эффекта от 0 до 100 (не процентов). Feedback — уровень обратной связи (возврат сигнала в линию задержки), от 0 до 100 (также не процентов). Регулятор Degree определяет работу энхансера стереобазы входного сигнала: с его помощью можно установить сдвиг фазы между каналами от 0 до 180 градусов. Регулятором Mix устанавливается соотношение прямого/обработанного сигнала на выходе модуля. Значению 100% соответствует выход только обработанного звука.



Общий уровень звука на выходе можно регулировать фейдером от -15 до +3 дБ.

Вот и все настройки. Работать с ними — одно удовольствие. Регуляторы послушные, собраны в одном месте. А звук у этого устройства просто потрясающий. Любой инструмент начинает дышать. Интересно было возиться с акустической гитарой. Вначале, когда даешь чуть-чуть обработки, она из обычной превращается в двенадцатиструнную. При углублении эффекта звучание становится еще теплее, но при этом как-то язык не поворачивается сказать, что на гитару «навесили хорус». Обработка действует гораздо аккуратнее, живее. Вокал с таким хорусом тоже звучит очень здорово. И, наконец-то, я смог получить жирный, сочный, переливающийся звук из обычного струнного баса. После прослушивания полученного на DX Chorus эффекта я попытался добиться такого же результата с тем же семплом на DSP/FX. Не вышло! А ведь в обоих модулях хорус четырехголосный.

Кроме очевидной разницы в алгоритмах обработки и внутренней точности расчетов, здесь довольно большое влияние на звук оказывает регулируемый фазовращатель, которого нет в модуле от DSP/FX. Его использование существенно обогащает стерео звучание. На слух он часто оказывается даже полезнее, чем произвольное панорамирование выхода с каждой линии эффекта. Кстати, если отключить модулятор (установив, например, параметр Rate в положение 0), то модуль можно использовать только в качестве стерео энхансера. Следует только проследить за тем, чтобы параметр Feedback был нулевым. Иначе, поскольку задержку (Delay) совсем отключить невозможно (остается минимум: 8 мс), в звучании будут наблюдаться металлические призвуки, свойственные короткой задержке. А вот если бы каналы можно было отстраивать независимо друг от друга, то подобного удалось бы избежать. Это, кстати, был единственный момент, когда я вспомнил о том, что обработка для каждого канала должна быть независимой. В остальном же я остался очень доволен.

Digilogue BlueChorus

Модуль BlueChorus входит в состав пакета эффектов Blue-Line Plug-In-Pack 2.01, распространяемого под торговой маркой Digilogue. Понимает звук с разрядностью 32 бита и частотой дискретизации до 96 кГц. Внутренняя обработка 32-разрядная с плавающей запятой, выходной поток 32-битный. Загрузка процессора при стерео обработке составляет от 2,9 до 5,8% в зависимости от числа задействованных голосов эффекта.

BlueChorus предоставляет истинную стерео обработку, но может работать и в следующих режимах: Mono to Mono, Mono to Stereo, Stereo to Stereo. Выбор режима для моно входа возможен при помощи кнопки Output (в секции Mode). В случае стерео сигнала однозначно устанавливается Stereo to Stereo. Модуль имеет переключаемое количество линий обработки: от 1 до 4 (рис. 6). Их можно выбрать при помощи кнопочного селектора Voices, расположенного также в секции Mode. Каждый такой голос (или линия обработки) — стерео, поэтому, проводя аналогию, например, с архитектурой DSP/FX, можно говорить о восьмиголосном хоре — по четыре голоса на каждый канал. Правда, это восьмиголосие несколько условно, поскольку раздельная настройка отводов в BlueChorus невозможна. Все регуляторы секции Chorus являются общими для всех подключенных линий, однако индивидуальные параметры каждого голоса (а именно задержка и скорость модуляции) всегда немного отличаются друг от друга. Насколько, разработчик не указывает, но наличие самих отклонений гарантирует. А цифры под слайдерами показывают некое среднее значение параметра.



Слайдер Speed устанавливает скорость модуляции голосов (среднее значение) в диапазоне от 0,13 до 1 Гц с шагом 0,01 Гц. Слайдером Depth регулируется глубина модуляции от 0 до 100%. Delay устанавливает небольшую задержку между исходным и обработанным сигналами (среднее значение для всех голосов) в интервале от 10 до 200 мс. При помощи регулятора Width (от 0 до 100%) можно изменять ширину стереобазы выходного сигнала (фазовое рассогласование каналов), причем все работает даже при нулевом значении Depth. Этот же слайдер управляет изменением разности фаз модулирующих генераторов для левого и правого каналов. Таким образом, достигается возможность получения глубокого эффекта при минимуме усилий.

Слайдер Mix управляет соотношением прямого/ обработанного сигнала. В положении 0% слышен только исходный звук, при 100% — только обработанный.

Регулятор Gain управляет уровнем входного сигнала в диапазоне от -15 до +15 дБ. Есть индикатор уровня, который можно переключать между входом и выходом.

Любой из параметров, задаваемых слайдерами, можно вводить непосредственно с клавиатуры в цифровом виде. Кроме этого, движением любого слайдера можно управлять с клавиатуры. Клавиши PgUp/PgDown задают грубое перемещение, стрелочные — более точное, а самая тонкая регулировка получается при использовании стрелочных клавиш в комбинации с клавишей Ctrl.

Звучание модуля оставило у меня неоднозначное впечатление. В целом все неплохо, звук вполне сочный, чему немало способствует регулятор Width. Но если в других модулях звук после обработки делается мягче, то здесь голоса, наоборот, слегка уплотняются и становятся более звонкими. Я бы не стал относить это к недостаткам, скорее, это отличительная особенность данного модуля. Женский вокал показался мне не очень естественным, в нем появлялись какие-то звенящие металлические нотки. Учитывая архитектуру модуля, можно предположить, что металла голосу придает фленджер, образующийся как побочный эффект от легкого рассогласования задержки и модуляции между каналами. А вот мужской голос действительно превращается в хор. Не размазанный широкий звук, а именно хор. Особенно хорошо он звучал при увеличении параметра Width, хотя тоже несколько агрессивно. Параметр Width действительно сильно влияет на звук — информация из справочного файла оказалась правдивой. Увеличивая значение Width, можно получать все более и более сочный хорус при неизменных прочих параметрах. Но мягкости, свойственной модулям от Anwida Soft и DSP/FX, все-таки нет. Покопавшись в настройках, я пришел к неутешительному выводу. Агрессивность звуку придает задержка, которую невозможно отключить. Я обычно оставлял ее на минимуме, а это — 10 миллисекунд. При таком значении задержки фленджер в звуке проявляется ощутимо. Если же немного поднять слайдер Delay, то хорус станет мягче, но при этом повышается вероятность того, что звук опять будет засорен, — на этот раз ненужными задержками. Поэтому целесообразней, наверное, убирать время задержки на минимум и использовать немного жестковатый, но вполне приличный хорус, чем слушать кашу из задержек. Пожалуй, это все, что хотелось бы сказать о BlueChorus.

DSound Stomp’n FX Chorus 1.0

Модуль хоруса входит в пакет эффектов DSound Stomp’n FX 1.0 от компании Disk Multimedia. Она позиционирует этот пакет в основном для работы с гитарой, а чтобы ни у кого не оставалось в этом сомнений, внешне все входящие в него модули оформлены в виде гитарных педалей. Мне удалось поработать только с демо-версией пакета, к счастью, полнофункциональной. Все модули воспринимают звук с разрядностью 32 бита и частотой дискретизации 96 кГц. Выходной сигнал 32-битный. Загрузка процессора при использовании хоруса составляет 2,7%. Проводится стерео обработка, но с зависимым управлением по обоим каналам.



Итак, подключая модуль, мы видим на экране гитарную педаль (рис. 7). Мне это показалось несколько несерьезным, особенно в сравнении с привычного вида модулями пакета Simple Audio Plug-in Pack той же фирмы. Соответственно замыслу, управление параметрами эффекта сделано в том же духе: четыре вращаемые ручки и «ножной» выключатель, переключаемый мышью. Как сами настройки, так и их описание в справочном файле слишком упрощены.

Ручкой Rate задается скорость модуляции в диапазоне от 0,1 до 10 Гц. Ручка Depth устанавливает глубину эффекта, от 0 до 100%. Регулятор Stereo устанавливает стерео «ширину» эффекта, похоже, просто изменяя фазу одного из двух каналов. На моно источнике этот же регулятор должен определять положение эффекта в панораме, однако мне не удалось реально услышать его действие.

Ручкой Mix определяется соотношение между прямым и обработанным сигналом. В положении 100% на выход модуля поступает только задержанный, то есть обработанный сигнал. Ну и, конечно, чтобы включить сам эффект, требуется нажать мышью на педаль в нижней части рабочего окна. При этом загорится маленький индикатор. Повторное нажатие отключит обработку, и на выход пойдет только исходный сигнал. Пониже регуляторов располагаются кнопки переключения пресетов и кнопка Compare для сравнения двух последних настроек.

Это все, что можно сказать об интерфейсе. Что касается звучания, то оно меня не впечатлило. Можно, конечно, сотворить неплохой легкий эффект, но стоит только попробовать чуть увеличить его глубину, как наружу начинает пробиваться завывание от модуляции, а сам хорус как-то теряется. Образуется несколько иной эффект. Свобода в создании нужного звучания практически отсутствует, а у меня к таким вещам отношение однозначно негативное.

Резюме

Завершая тему хорусов, хочу отметить два устройства из описанных ранее: Anwida Soft DX Chorus и Power Technology DSP/FX Chorus. Эти модули мне очень нравятся добротностью производимых эффектов. В некоторых случаях лучшим кажется DSP/FX, а иногда, например, для обработки баса — Anwida Soft. И это несмотря на небольшое количество настроек в продукте от Anwida Soft. Но это также и одно из его явных преимуществ. Действительно хороший, красивый эффект можно настроить буквально за несколько секунд, в то время как с DSP/FX Chorus приходится возиться довольно долго.

Прочие модули заслуживают меньшего внимания. Среди них я бы выделил еще Digilogue BlueChorus, который работает вполне прилично, хотя до лидеров не дотягивает. Sonic Foundry Chorus — штучка довольно экстремальная, и с этим устройством следует обращаться осторожно. Впрочем, других столь специфических модулей хоруса, наверное, просто не существует, и жесткое звучание можно относить не к недостаткам, а к особенностям данного продукта. Но у меня все-таки складывается убеждение, что многие DX-модули от компании Sonic Foundry использовать просто опасно.

В качестве иллюстраций к моим выводам на рисунке 8 в одинаковом масштабе приведены спектры тестового семпла (один канал), обработанного каждым из описанных ранее модулей хоруса. В качестве тестового сигнала выступала синусоида (1 кГц) со второй и четвертой гармоникой (соответственно, 2 и 4 кГц), сгенерированная в программе Cool Edit Pro. Назвать такое двухоктавное звукосочетание аккордом трудновато, но для имитации реального музыкального материала оно вполне годится. При более тесном расположении тонов картинки спектра труднее оценивать — все смешивается. Модули, производившие обработку, представлены на картинках в следующей последовательности: Anwida Soft, DSP/FX, Digilogue, Sonic Foundry, Hyperprism-DX, DSound, Cakewalk.


















Что же можно здесь увидеть? Модуль от Anwida Soft выглядит самым «грамотным» среди прочих. Во-первых, у него самый мощный «набор» дополнительных частот, создающих эффект. А во-вторых, и это очень важно, в спектре звука нет явных провалов, характерных для гармонической модуляции. То есть модулирующие генераторы запускаются асинхрон

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo