Александр ФЕДОРОВ
Музыкальное Оборудование
сентябрь 2002
Тринадцать лет секвенсор Cubase победоносно шагал по студиям мира. Настало время новых технологий и новых возможностей. Встречаем Cubase SX.
C тех пор, как в 1989 году Cubase появился на компьютерах Atari, число приверженцев этого программного секвенсора неумолимо росло. “Кубом” пользовались и продолжают пользоваться начинающие музыканты и профессиональные композиторы, работающие во всех музыкальных стилях. Некоторые методы редактирования, применяемые в Cubase, оказались настолько удобными, что были практически один в один перенесены в программные секвенсоры других производителей.
Под влиянием времени MIDI-ядро программы обрастало аудиофункциями. Сначала Cubase обрел свойства многодорожечного магнитофона и микшера. Еще через пару лет мощности компьютеров возросли настолько, что стали возможны обработка и синтез звука внутри компьютера в реальном времени. Cubase превратился в виртуальную студию, и затем почти пять лет программа Cubase VST приобретала новые возможности без существенного изменения архитектуры.
Наконец, настал момент, когда конкуренция на рынке виртуальных студий потребовала пересмотра существующего положения дел. Возросшие требования пользователей уже нельзя было выполнить, создавая надстройки над старым ядром программы. Очевидно было и другое: новые возможности требуют иного подхода к организации интерфейса. То, что было удобно в MIDI-секвенсоре начала 90-х, когда компьютер скромно занимал один из углов аппаратной, стало неудобно сегодня, когда компьютер является центром творческого процесса и основным управляющим элементом студии.
Но писать программу с нуля — далеко не лучший выход. Поэтому за основу новой программы был взят коммерчески успешный проект Nuendo, который имел большую популярность у пользователей и хорошо отлаженный современный “аудиодвижок”. Взяв ядро от Nuendo, предстояло написать заново всю MIDI-часть (и сделать ее более развитой, чем в предыдущих версиях Cubase), создать максимально удобный интерфейс, внедрить новые технологии, специфичные для программы по созданию музыки. Новый проект получил название “Essex”, что вылилось в дальнейшем в двухбуквенную аббревиатуру после привычного имени.
Какие принципиальные отличия имеет Cubase SX от предыдущего поколения секвенсоров Cubase?
Во-первых, неограниченное количество отмен и повторов операций с историей редактирования. Давняя проблема Cubase, отпугивающая многих пользователей, наконец-то решена.
Во-вторых, полностью измененная логическая структура проекта. Вместо отдельных файлов песен, частей и аранжировок вся информация о проекте хранится в одном файле, который ссылается на другие рабочие файлы. Этот принцип давно применяется в аналогичных программах других производителей и зарекомендовал себя как наиболее удобный в работе.
Полностью изменен интерфейс окна аранжировки (теперь оно называется окном проекта). Более удобным стало управление дорожками, просмотром и изменением свойств частей и событий. Теперь можно использовать не только пользовательские клавиатурные команды, но и создавать макрокоманды.
Объединены аудио- и MIDI-микшер, возможна настройка внешнего вида микшера в зависимости от предпочтений пользователя. Возможны микширование и панорамирование в многоканальных форматах окружающего звука и автоматизация всех параметров. Графическая автоматизация действует с точностью до семпла.
Возможно одновременное воспроизведение до 200 аудиодорожек разрядностью 32 бита и частотой дискретизации до 96 кГц.
Появились новые подключаемые модули: инструменты A1 (виртуальный аналоговый синтезатор, созданный компанией Waldorf), B1 (басовый синтезатор) и D1 (24-разрядная ритм-машинка), процессоры QuadraFuzz и SPL De-Esser. Используется усовершенствованный алгоритм дизеринга Apogee UV 22 HR.
Стало возможно позиционировать MIDI-события с точностью до семпла. Появились подключаемые модули для обработки MIDI-дорожек в реальном времени. Нотный редактор позволяет теперь размещать до 32 нотоносцев на страницу при восьмиголосной полифонии.
Cubase SX поддерживает новую технологию фирмы Steinberg под названием VST System Link. Эта технология предназначена для организации сети из двух и более компьютеров и распределения вычислительной нагрузки между ними.
Кроме Cubase SX, вышла облегченная (и вдвое более дешевая) версия программы под названием Cubase SL. В ней урезаны не только количественные, но и качественные возможности, то есть, попросту говоря, отсутствуют многие функции версии SX. Предыдущее поколение программ Cubase (VST, VST Score, VST 32) останется, по словам производителя, в состоянии мелких доработок. Серьезных изменений в этих программах не предвидится.
Понятно, что рассказать про все функции Cubase SX в одной статье — задача немыслимая. Поэтому я рассмотрю наиболее существенные, на мой взгляд, отличия от старых версий программы. Для получения полной картины рекомендую прочитать весь предыдущий цикл статей про Cubase, опубликованных в МО. Основы работы с аудиочастью описаны в двух статьях про Nuendo.
В этой статье будет рассмотрен несколько обновленный вариант Cubase SX — версия 1.03. Главные ее отличия от предыдущих версий состоят в поддержке MIDI-контроллера Mackie Control и улучшенной поддержке контроллера Houston. Кроме того, исправлены ошибки, связанные с работой функции Undo, ошибки импорта проектов Cubase, добавлен второй микшер, возможность сохранять сцены микширования в пресетах и много других новшеств.
Трудности переходного периода
При переходе на новую версию программы, естественно, возникает вопрос: а можно ли будет в нее загружать проекты, созданные в предыдущих версиях? Если нет, то и переходить как-то не хочется.
Cubase SX позволяет импортировать песни, созданные в версиях Cubase 3.x и выше. Правда, с большими ограничениями. Если в песне были MIDI-дорожки, выходы которых направлены на несколько портов, то после импорта у дорожки останется выход только на первый порт. Вообще не импортируются такие параметры MIDI-дорожки, как Transpose, Velocity, Compression, Length. То же происходит и с параметрами MIDI-части. Игнорируются все установки MIDI-эффектов (типа арпеджиатора), параметры настройки интерактивного синтезатора фраз, клавиатурные сокращения и скринсеты.
Невозможен импорт параметров автоматизации подключаемых модулей, позиций левого и правого локаторов, настроек синхронизации, цикла, стартового времени проекта, меток синхронизации (Hitpoints), мастер-трека. Есть также ошибки при импорте настроек каналов аудиомикшера.
Невозможен импорт карт микширования (Mixer Maps), но возможна загрузка Cubase-совместимых карт ударных. Пока невозможен импорт шаблонов грув-квантайза, но в следующих версиях программы этот недостаток обещают исправить.
Системные требования
На данный момент Cubase SX работает только на компьютерах PC в операционных системах Windows 2000 и Windows XP. Версия программы для компьютера Macintosh и операционной системы MacOS X находится в состоянии разработки. Дело в том, что операционная система нового поколения MacOS X (основанная, кстати, на одном из вариантов системы Unix) предъявляет особые требования при создании продукта класса Cubase SX. Здесь требуется особая согласованность действий со стороны разработчиков программы, производителей “железа” и разработчиков самой системы (фирмы Apple). Именно поэтому в команде разработчиков Steinberg трудятся несколько программистов из Apple. Одновременно с выпуском версии Cubase SX для MacOS X обещается выпуск драйверов под эту систему для MIDI-интерфейсов Midex 3 и Midex 8.
Пару слов о Windows 98. Известно, что очень многие компьютерные музыканты в нашей стране еще работают в этой системе и не торопятся переходить на гораздо более совершенные, удобные и надежные Windows 2000 и Windows XP. При попытке установить Cubase SX под Windows 98 “в лоб” программа установки выдает сообщение “Only Windows 2000 or Windows XP” и прекращает работу. Но я знаю умельцев, которые устанавливали программу в Windows 2000, а потом переносили ее образ на диск с Windows 98, после чего успешно запускали. Правда, информации о том, насколько корректно работает Cubase SX в Windows 98, у меня нет.
Минимальные требования к “железу” могут показаться довольно жесткими: процессор Pentium III 500 МГц и 256 Мбайт памяти. Рекомендуемая конфигурация — двухпроцессорная (два Pentium III или Athlon с частотой 1 ГГц и выше), 512 Мбайт памяти. Я пробовал устанавливать программу на разные компьютеры, в том числе и на те, чьи параметры гораздо скромнее минимальных, — никаких особенных “тормозов” или нестабильной работы не наблюдалось. Понятно, что на слабой машине будет просто доступно меньше аудиодорожек, виртуальных инструментов и подключаемых модулей одновременно. Основное тестирование Cubase SX я проводил на машине с процессором Pentium IV и 512 Мбайтами RAM. Проекты, созданные в Cubase VST 5.1 и импортированные затем в Cubase SX, на этой машине практически не изменяли нагрузку на процессор. По сравнению с Nuendo Cubase SX показался мне несколько быстрее в работе: при начальной загрузке, при импорте/экспорте файлов, при обработке аудиособытий.
Производитель настоятельно рекомендует использовать звуковые платы, имеющие драйверы ASIO 2.0. Но поддерживаются также MME- и DirectX-совместимые звуковые платы. При тестировании программы я использовал плату Midiman Audiophile 2496 c драйверами ASIO 2.0.
Проект
Окно проекта Cubase SX (рис. 1) претерпело, пожалуй, больше всего изменений по сравнению с окном аранжировки предыдущих поколений Cubase. Новый интерфейс показался мне значительно более удобным. В нем практически мало чего осталось от старого Cubase, и в основном Cubase SX повторяет интерфейс Nuendo. Окно проекта состоит из списка дорожек и экрана частей, но при желании можно вызвать три дополнительные панели: информационную, обзорную панель проекта и панель Инспектора.
Теперь панель инструментов перенесена в верхнюю часть окна проекта, а при нажатии правой кнопки мыши появляется контекстное меню, содержание которого зависит от объекта, на котором находится мышь. Для удобства первые команды меню дублируют инструменты редактирования (рис. 2).
В Cubase SX есть восемь типов дорожек. Аудио- и MIDI-дорожки могут иметь неограниченное число дорожек автоматизации, которые раскрываются при нажатии значка “+” в левом нижнем углу каждой секции. От предыдущей версии Cubase остались также дорожки типа Folder, которые являются контейнерами для других дорожек и позволяют применять команды редактирования сразу к нескольким дорожкам разных типов. Есть также групповые дорожки (Group Channel), дорожки Master Automation, Plug-in Automation и Video, поведение и функции которых такие же, как в программе Nuendo.
Каждая дорожка имеет в своей левой секции несколько управляющих кнопок, поле имени и другие элементы. Аудио- и MIDI-дорожки имеют также миниатюрные индикаторы уровня (рис. 3 и 4).
На обоих типах дорожек есть кнопка (для MIDI-дорожек она находится в панели Инспектора), меняющая свой вид с ноты на часы и переключающая дорожку между двумя режимами отсчета времени: “музыкальным” и “линейным”. В музыкальном режиме позиции событий на дорожке измеряются в долях такта, поэтому при изменении темпа проекта абсолютное время начала события также будет меняться. В линейном режиме положение событий измеряется в абсолютных единицах (минутах, секундах, кадрах), поэтому изменение темпа не влияет на фактическое время наступления события.
Панель Инспектора Cubase SX теперь выполнена в виде закладок, при щелчке по которым появляется нужная секция, а предыдущая скрывается для экономии места. В зависимости от типа дорожки содержимое панели Инспектора и количество закладок меняется. Например, для дорожки маркеров в Инспекторе отображается список, в котором можно редактировать положения маркеров. Для дорожки типа Folder отображается дерево, облегчающее перемещение по вложенным дорожкам. Для аудио- и MIDI-дорожек Инспектор практически дублирует параметры канала в микшере. Это очень удобно — большинство действий по настройке громкости, панорамы, эквалайзеров, уровней посылов можно выполнять в окне проекта, там же, где производится монтажное редактирование (рис. 5 и 6).
Изменилась логическая структура блоков, из которых состоит аудиодорожка, а также принцип связи между файлами на диске и объектами, существующими в программе.
При записи аудиодорожки происходят три вещи. Первая — на жестком диске создается аудиофайл. Вторая — в Cubase SX создается внутренний абстрактный объект под названием аудиоклип, который ссылается на файл. Третья — на дорожке в окне проекта появляется аудиособытие. Зачем нужна такая трехуровневая структура? Для гибкости, высокой производительности и возможности многоуровневой отмены операций.
Из всех трех объектов только событие имеет определенное положение на сетке времени проекта. Если создать несколько копий события и поместить их в разные места на дорожке, то все они будут по-прежнему ссылаться на один и тот же клип. Каждое событие представляет собой своеобразное “окно”, через которое из аудиоклипа воспроизводится звук. Это окно имеет параметры Offset и Length, которыми задается его положение внутри клипа. Когда вы изменяете размеры события на дорожке, клип (и связанный с ним аудиофайл) остаются нетронутыми.
На один и тот же клип могут ссылаться несколько событий, так что в клипе может быть “прорублено” несколько окон воспроизведения. Если вызвать функцию обработки для такого события, то Cubase SX создаст новый аудиофайл, скопирует в него ту часть клипа, которая попадает в окно воспроизведения, и только потом обработает. При этом оригинальный файл не изменится. После обработки клип будет ссылаться на два файла. Во время воспроизведения те события, которые не обрабатывались, получат свой звук из оригинального файла, а как только курсор дойдет до обработанного события, программа быстро переключит окно в клипе на второй файл.
На аудиодорожке можно использовать еще один объект, который называется частью. Часть состоит из нескольких событий. Зачем нужны части? Прежде всего, для удобства монтажного редактирования в окне проекта. Несколько событий могут быть логически связаны между собой. Соединив их в часть, с ними можно работать, как с одним целым.
Микшер
При вызове окна микшера становится понятно, куда была направлена основная дизайнерская мысль разработчиков. В основном, усовершенствования коснулись именно внешнего вида микшера, а не его принципиальных возможностей (рис. 7).
В микшере всегда отображается так называемая общая панель (Common Panel), а все остальное содержимое настраивается в зависимости от задач и свободного экранного пространства. Справа от общей панели могут отображаться аудио-, MIDI- и групповые каналы, а также каналы ReWire и VST-инструментов. Порядок следования каналов (слева направо) соответствует порядку расположения дорожек в окне проекта (сверху вниз). Пять кнопок в нижней части общей панели позволяют выбрать тип отображаемых дорожек.
Каналы микшера могут быть представлены в обычном виде и в расширенном. В расширенном виде в верхней части канала, над полем для выбора входа, появляется панель управления, на которой можно разместить одну из четырех групп элементов. Это могут быть восемь слотов инсертных эффектов, либо восемь слотов под посылы, либо четыре полосы эквалайзера. У органов управления посылами и эквалайзерами можно менять внешний вид (регуляторы могут быть в форме линейных движков или в форме вращаемых ручек).
Каждый канал может находиться в одном из двух режимов: “узком” и “широком”. В узком режиме канал занимает меньше места по горизонтали за счет уменьшения размеров фейдера и кнопок. При большом числе дорожек и ограниченном разрешении экрана такой режим просто незаменим.
Количество выходных шин мастер-секции можно задать в окне VST Master Setup (меню Device). В этом окне есть семь пресетов: от обычного стерео до окружающего звука в формате 5.1 (рис. 8).
Offline Process History
Кроме возможности многоуровневой отмены и повтора операций с историей редактирования, Cubase SX имеет замечательную функцию, которая заимствована из Nuendo и называется Offline Process History.
Работу этой функции можно сравнить с путешествием на машине времени. Вы можете попасть на любой этап в истории выполненных над событием обработок, изменить там что-нибудь и вернуться в “свое время”. По возвращении вы обнаружите, что все сделанные изменения отразились на последующем ходе истории. Например, история обработок была такая: сначала вы нормализовали событие, затем поджали компрессором и, наконец, обработали хорусом. Но после обработки хорусом показалось, что поджали-то маловато. Все, что нужно сделать в этом случае, — открыть окно Offline Process History (меню Audio), выбрать в списке второй шаг обработки и нажать кнопку Modify (рис. 9).
Откроется окно компрессора, в котором вы можете увеличить степень сжатия. После закрытия компрессора вы обнаружите, что событие-то звучит с хорусом, но уже более плотно! Cubase SX сделал за вас три рутинные операции: взял файл, который был получен в результате первой обработки (то есть нормализации), заново обсчитал его с учетом новых параметров компрессора, а затем пропустил через хорус, которому передал ваши прежние настройки. Пример с тремя обработками, конечно, не так показателен, но если обработок было бы больше, то без функции Offline Process History было бы тоскливо.
А если нужно заменить одну обработку на другую на каком-нибудь шаге? Нет проблем — выделяете шаг в списке, выбираете другой алгоритм в правой части окна и нажимаете кнопку Replace by. Можно вообще вычеркнуть обработку из истории — для этого служит кнопка Remove.
Конечно, есть ситуации, когда такие трюки не пройдут. Например, вы не сможете удалить обработку в середине списка, если ее алгоритм изменяет длину события.
Обработка
В комплект поставки Cubase SX входят 24 подключаемых модуля формата VST. По желанию можно установить также 13 модулей из пятой версии Cubase и шесть — из более ранних версий. Среди модулей есть задержки (ModDelay и DoubleDelay), эффекты модуляции (Chorus, Flanger, Metalizer, Phaser, Ringmodulator, Rotary, Symphonic, Tranceformer), динамическая обработка (DeEsser, Dynamics, VST Dynamics), дисторшны (Datube, Overdrive, Quadrafuzz). Есть также два ревербератора (Reverb A и Reverb B) и несколько специфических эффектов: StepFilter, Bitcrusher, Chopper, Grungelizer и Vocoder. Большинство модулей знакомо пользователям предыдущих версий Cubase и других программ, поддерживающих технологию VST.
Кроме модулей, обрабатывающих аудио, в Cubase SX появилась целая обойма модулей нового формата, обрабатывающих MIDI-информацию в реальном времени. Они могут не только изменить до неузнаваемости звучание MIDI-дорожек, но и подкинуть свежие идеи в творческий процесс. Вы сразу поймете, о чем я говорю, как только подключите один из таких модулей в разрыв дорожки и возьмете на клавиатуре пару аккордов.
Обработка MIDI-данных происходит “на лету”, после того, как данные поступили с дорожки, но перед тем, как они отправляются в выходной порт. Таким образом, все, что записано на дорожке, остается без изменений — при просмотре MIDI-части в каком-либо редакторе никаких результатов обработки вы не увидите. Так же, как и аудиодорожки, обрабатывать MIDI-дорожки можно двумя способами: включая модули обработки в разрыв или по принципу посыл-возврат (в обоих вариантах можно использовать до четырех модулей одновременно).
Модуль MIDI Echo имитирует всевозможные задержки средствами MIDI, причем дополнительные ноты не просто повторяют сыгранные, а могут быть квантизированы, сдвинуты по высоте и изменены по динамике. Модуль Compress позволяет сжать или расширить динамический диапазон нот путем изменения параметра динамики (velocity). Модуль Quantizer позволяет “на лету” применять некоторые из функций квантайза, которыми располагает Cubase SX. Модуль Notes to CC превращает поступающую высоту ноты в значение любого непрерывного MIDI-контроллера, что позволяет, например, изменять частоту среза фильтра в зависимости от высоты ноты.
Модуль Step Designer представляет собой паттерновый секвенсор и может посылать на выход не только последовательности нот, но и контроллеры. Все программирование паттернов происходит внутри модуля, поэтому предварительно записанных MIDI-данных на дорожке не требуется. Один экземпляр секвенсора может содержать до 100 паттернов, переключение которых во время воспроизведения может быть автоматизировано (рис. 10).
Модуль Track Controls представляет собой панель управления GS/XG совместимыми инструментами. Модуль Transformer — это не что иное, как версия Логического Редактора, работающая в реальном времени.
Об остальных модулях я хочу рассказать более подробно.
С помощью модуля Chorder можно играть аккордами, нажимая всего одну клавишу. В режиме Normal на каждую клавишу можно назначить свой аккорд, в режиме 1Oct — по одному аккорду на один и тот же звук в разных октавах (то есть всего 12 аккордов), в режиме Global — один аккорд, который будет транспонироваться в зависимости от нажатой клавиши. В первых двух режимах нужно выбрать на нижней клавиатуре клавишу или звук (Trigger Note), после чего на верхней клавиатуре (Chord Setup) задать аккорд (рис. 11).
Если хочется вариаций — нет проблем. “Повесьте“ на одну клавишу несколько аккордов — в зависимости от динамики будет выбран один из них. Включается такой режим центральной кнопкой в разделе Zone Setup, а количество зон динамики задается параметром Use. Каждый новый аккорд нужно строить, предварительно нажав на кнопку с номером зоны. Перебирать аккорды во время игры можно и другим, более экзотичным способом (кнопка с изображением ноты): нужно нажать и удерживать клавишу, на которую “вешались” вариации. При этом аккорд из первой зоны будет вызываться по клавише на полтона выше, из второй — на тон, и так далее.
Результаты работы модуля, даже при простом программировании, впечатляют — сразу чувствуешь себя человеком-оркестром. Правда, есть неприятный момент: все ноты в аккорде стартуют “тик в тик”, чего в реальной жизни никогда не бывает.
С помощью модуля Microtuner можно заставить играть MIDI-инструмент в различных музыкальных строях. Основное рабочее поле модуля — клавиатура, где вместо клавиш расположены поля для точной подстройки высоты тона (+/-64 цента). При работе с “железным” инструментом нужно в поле Convert выбрать пункт Std.MIDI, для VST-инструментов — пункт VST Instrument. Среди пресетов модуля есть чистые, пифагорейские и экспериментальные строи (рис. 12).
Модуль AutoPan может не только изменять панораму, как следует из названия, но и любой другой непрерывный MIDI-контроллер. Все управление сводится к настройке генератора низкой частоты, который может производить одну из восьми волновых форм: синусоидальную, квадратную, треугольную прямую и обратную, W-образную, случайную и две особых формы (рис. 13).
У волновых форм можно задать период (в тиках или долях), минимальное и максимальное значение контроллера, то есть, по сути, амплитуду, а также плотность MIDI-событий. Иногда нужна такая кривая, у которой период постоянен, а амплитуда увеличивается или уменьшается со временем (например, для управления экспрессией, модуляцией или параметрами фильтра). Две последних волновых формы как раз из этой серии: затухающая и нарастающая синусоида. Время затухания/нарастания задается параметром Amp Mod кратно четвертной ноте.
Работает модуль AutoPan только при включенном воспроизведении.
Модуль Arpache 5 (рис. 14) выглядит проще, чем Arpeggiator из прежних версий Cubase, но арпеджио производит ничуть не хуже. Правда, он не так удобен в программировании — рисунок приходится забивать мышью, а не с MIDI-клавиатуры. Рисунок состоит из порядковых номеров звуков аккорда, самый нижний звук имеет номер 1. Если задать рисунок 3 — 1 — 2 — 2 и сыграть трезвучие До — Ми — Соль, то арпеджиатор ответит серией нот Соль — До — Ми — Ми.
Рисунок можно отключить, нажав кнопку “Order” в секции Playmode. Тогда порядок звуков будет определяться одной из оставшихся кнопок: вверх, вниз, сверху вниз и обратно, снизу вверх и обратно, случайным образом. Скорость арпеджио (Quantize) зависит от темпа проекта и задается обычными ритмическими единицами, как и длина каждого звука (Length). Диапазон выходных нот (в полутонах, считая от нижней) можно ограничить параметром Semi-Range. При нажатой кнопке Thru на выходе Arpache, кроме самого арпеджио, появляется взятый аккорд.
Модуль Control (рис. 15) представляет собой панель управления MIDI-контроллерами. Все просто, как грабли. В правой части выбираете нужный контроллер, в левой — задаете его значение. Удобства, конечно, не много, но когда под рукой нет “железных” кнопок и слайдеров, то сойдет.
По-настоящему чумовой модуль — Density. Хотите услышать игру плохого пианиста, который пропускает половину нот? Или басиста, который так увлекается своей линией, что забывает не только тональность, но и стиль, в котором играет? Модуль заглушает кое-какие ноты при значении параметра Density менее 100% и добавляет новые ноты при значении более 100%.
Очень удобно организовано в Cubase SX управление подключаемыми модулями разных типов. Теперь в одном окне Plug-in Information можно разрешать или запрещать использование какого-либо модуля внутри Cubase SX, просматривать информацию по модулям и заставлять программу сканировать системный реестр на предмет обнаружения новых модулей (рис. 16).
Синхронизация
Cubase SX может синхронизироваться как с внешними устройствами, так и с программами, работающими на том же или на другом компьютере. При работе в качестве ведомого устройства Cubase SX может читать сообщения MIDI Timecode (MTC) или ASIO Positioning Protocol, в качестве ведущего — генерировать сообщения MTC и MIDI Clock, а также управлять транспортом внешних устройств по протоколу MIDI Machine Control (MMC).
При работе в автономном режиме (без внешней синхронизации) Cubase SX использует внутренний высокостабильный генератор “клока” звуковой платы, а потому синхронизация MIDI- и аудиодорожек происходит с точностью до семпла. При синхронизации по таймкоду с внешними устройствами точная синхронизация MIDI и аудио может нарушаться.
Типичный случай — синхронизация с аналоговым магнитофоном, на одну из дорожек которого прописан LTC. Сигнал этого формата преобразуется внешним синхронизатором в MTC и подается на MIDI-вход Cubase SX. Из-за неизбежных колебаний скорости движения ленты, обусловленных ее физической природой (лента имеет свойство растягиваться), считываемый таймкод не отличается высокой стабильностью. Cubase SX будет честно отслеживать флуктуации таймкода и соответственно изменять скорость воспроизведения проекта. Собственно, в этом и состоит смысл синхронизации.
Но “часы”, по которым воспроизводятся MIDI-дорожки, будут работать в этом случае от входящего таймкода, а “часы”, по которым воспроизводятся аудиособытия, — все от того же кварцевого генератора платы. В результате — рассинхронизация MIDI и аудио. Для того, чтобы этого избежать, нужна одна точка отсчета, один генератор клока, сигналы которого преобразуются в разные форматы, в зависимости от компонента системы. Синхронизатор должен считывать входящий LTC и генерировать каждому свое: секвенсору — MTC, а звуковой плате — Word Clock. Понятно, что плата должна иметь соответствующий вход, а в ее контрольной панели должен быть включен режим внешней синхронизации по Word Clock.
Обойтись без Word Clock можно тогда, когда при записи и воспроизведении используется один и тот же высокостабильный генератор таймкода (например, цифровая видеосистема, цифровой магнитофон или другой компьютер), а также в случае, когда таймкод генерируется самой звуковой платой.
Как и Nuendo, Cubase SX поддерживает синхронизацию посредством ASIO Positioning Protocol (APP, является частью спецификации ASIO 2.0). Этот протокол обеспечивает синхронизацию и позиционирование с точностью до семпла при передаче цифрового звука между компьютером и внешним устройством. Например, при передаче материала с ADAT-магнитофона на редактирование в Cubase SX и обратно. Для того, чтобы работать по протоколу APP, звуковая плата должна иметь цифровые входы-выходы, вход для таймкода (в спецификации ASIO 2.0 поддерживается таймкод формата ADAT Sync, LTC и VITC), а также драйверы ASIO 2.0. Хороший пример такой платы — RME Hammerfall 9652. При работе с ADAT-магнитофоном плата устанавливается в режим AutoSync, соединяется парой оптических кабелей с магнитофоном (синхросигнал поступает вместе с цифровым звуком на один из ADAT-входов платы), а таймкод передается по третьему кабелю, соединяющему девятипиновый разъем ADAT Sync Out на магнитофоне с разъемом ADAT Sync In на плате.
При управлении транспортными функциями внешних устройств (аналоговых магнитофонов, цифровых магнитофонов, автономных систем записи на жесткий диск) используется протокол MIDI Machine Control (MMC). Cubase SX может генерировать три команды этого протокола: Start, Stop и Locate. Особое внимание здесь нужно обратить на настройки в окне Preferences в секции MIDI — Filter. Поскольку MMC является двунаправленным протоколом (то есть устройство воспроизведения посылает ответ обратно в Cubase), нужно сделать так, чтобы сообщения-ответы MMC System Exclusive не передавались обратно в устройство по выходному порту при включенном в Cubase режиме MIDI Thru. Короче говоря, нужно отфильтровать эти сообщения, поставив галочку напротив Sysex в блоке Thru.
Любопытно, что Cubase SX может одновременно работать как в ведомом, так и в ведущем режиме. Например, программа может принимать таймкод с внешнего устройства (являясь для этого устройства ведомой) и генерировать сообщения MIDI Clock для звукового модуля (являясь для него ведущей).
Для перевода Cubase SX в режим внешней синхронизации нужно нажать на панели транспорта кнопку Sync. При этом строка состояния в правом нижнем углу панели транспорта изменит свое значение с Offline на Idle (если таймкод не поступает) или на Lock XX (если поступает корректный таймкод с частотой кадров XX).
Для синхронизации с другими программами, запущенными на том же компьютере, что и Cubase SX, может использоваться виртуальный MIDI-кабель или, что более предпочтительно, технология ReWire. Работа с ReWire в Cubase SX ничем не отличается от работы с этой технологией в Nuendo (см. статью Steinberg Nuendo 1.5).
Если нужно синхронизировать программы на разных компьютерах, то эт
Мне кажется,что STEINBERG выпустив данный продукт очень сильно подорвёт к себе репутацию))потому как,взглянув на системные требования-приходишь к выводу,что для того ,чтобы програмка »бегала»а не висла-нужно иметь компутер весьма внушительных параметров))хотя мне всегда казалось,что политика компании всё-таки была настроена на массы,а не на узкий круг профессионалов.Поэтому имея такой компьютер я НИКОГДА не поставлю новый ,необкатанный продукт -когда есть скажем EMAGIC 5 версия скажем))
На мой взгляд переход на новый соофт сам по себе подразумет некий апгрейд машины, кстати пятый Logic тоже не ресурсонезависимый. Нельзя ругать тот или иной софт только за то, что для его полноценного использования предъявляются высокие требования к системe. SX сделан хорошо и разве плохо то, что он для профессионалов. Пятый Logic тоже на 486-м не едет и что за это поставить крест на фирме Emagic?
Да ну, глупости, у меня атлон 700/256 рам. Бегает пошустрее Нуенды на порядок, а этот компьютер уже далеко не на первых позициях по производительности/цене. И при этом если грамотно работать, можно особо не переживать за ресурсы.
Конечно,если прописывать только мидю,то вполне вероятно,а скажем навесить пару-тройку VST-инстр.и к ним парочку эффектов в реалтайме-то боюсь,что Ваш атлон придётся тушить аж из двух огнетушителей-причём одновременно!!
Кто уже работает в SX, как вам звук? Чувствуется ли отрыв относительно 5-й версии VST? Догнал ли он Logic и конкурирует ли с Samplitude 6? Интересует, в основном, качество аудио.
Звучит 100% лучше, чем Samplitude. Если нет денег купить ресурсонезависимую систему записи, то есть смысл поработать в SX.
Интересно, будут ли ещё выпускаться версии VST, а то этот детский интерфейс в стиле Nuedo раздражает.
Super.Ничего более удобного не видел.
Steinberg кинула своих пользователей, убрав из Cubase микшермэпы. Во всех треках сделанных в 3 или 5 версиях, где использовались микшермэпы, вся информация их контроллеров теряется, при открытии трека в Cubase SX. Так что тем кто использовал mixermaps не советую резко переходить на Cubase SX. Кстати mixermaps — не единственное что было убрано, то же самое, например, с Arpeggiator’ом, но теперь там новый есть, остальное убранное перечислено в документации в operation manual или в getting started, точно не помню. Но в принципе программа стала намного круче — много нового, полезного и удобного. Системных требований не пугайтесь, ресурсов SX использует примерно столько же как VST32 5.
О устойчивости… cпециально мучил SX навесив: 2хPro53 1Fat Lead-1voice unison mode, 2Pad-5voice 2osc mode, 1xFM7 E.Piano-4voice,6 op’s, 1xLM7 909kit, 1xA1 Synth Bass -1voice 2osc mode, 1xReactor -модуль Newscool,голосов не понял сколько,но загрузку проца показывает 35%.Вобщем,всё это неслабо нагрузило систему: P-III 733(133),512sdram,EgoSys WaMi Rack 2496 winXP. Индикатор VST Performance показывал +/-90% Хоть и еле бздя(специально доводил)но всё это работало всю ночь,и не только в коматоз не впало, но и синхрон не слетел. Довольно стабильно… А с интерфейсом они действительно перемудрили малысть…
ЗЫ Забыл,там ещё висел PPG Wave2, 3voice…
Немогу понять как в CUBASE SX разобратся с синхронизацией… Проблема в том что когда начинаем запускать AKAI или какой-либо из внешних мидийных инструментов получается какая то лажа…. Причём у нас Sound Cart SB-Live Скорее всего мы думаем на неё.. В чём проблема и как её решить ??? За ранее благодарен…….. И ещё когда мы переводим из MIDI в Audio у нас произходит небольшая задержка семпла…Почему????
Все эти рассуждения — ерунда, альтернатив нет. Лоджик кто-то скажет, нет попробуйте два идентичных трека, скажем арпеджио нарисовать в Лоджике и в Кубейсе SX и отрендерить в wav. В Кубейсе слышим чистый приятный звук, а в лоджеке переуколбашеный, с большим количеством мутного низа. Я сам проводил такой тест это факт. Использовал FM7 и его первый патч из стандартного банка. Удачи.
По моему это старая и не совсем актуальная статья(в смысле тестов). Есть куда более интересные точки зрения(к примеру книга Петелиных)
Точно! Эта статья была в сентябре 2002 года, годовое опаздывание! Ничего себе политика у редакции!
Ктож тогда будет покупать журнал «МО», если все будут читать интернет
Главная проблема sx несовместимость с прежними версиями.
Что там стало удобнее? На мой взгляд, как раз всё стало ещё неудобнее, чем в VST.
Отличная программа. Если в VST возникало ощущение недоделанности здесь все стоит на своих местах. Статья реально немного не своевременно.
> не совсем актуальная статья(в смысле тестов)
CUBASE пока не снял главную проблему-плохой и нестабильний миди-timing.Между audio и midi clikom задержка 10-20 милисекунд,
Здравствуйте! Я хотел бы задать вопрос. Я работаю в Cubase SX2. Звуковая карта: Creamware Luna II. КАК на микшер Луны выводятся дорожки Куба? Т.е., есть аудио и миди трэки. И их нужно свести микшщером Саундкарты. Заранее благодарен.
Клики,не совпадают,звук черезчур мягкий все ровно крутишь на миксе EQ а это не правильно.
А вот по удобству превращения музыкальной идеи в тот самый, финальный трек, сравнение вполне возможно. И мне кажется, что здесь Cubase SX конкурентов не имеет.
Может быть и очень запоздалый комент,но у меня vst link пашет идеально и не на бумаге как пишет автор,а «в натуре»,глупо обвинять разработчиков в сырости продукта, мало того что на колотом софте все работают,так ещё и пнуть норовят, вы бы ещё на каком-нибудь сранном селероне с интегрированным звуком пытались тестировать sinc. Кстати работает всё без проблем на R M E.Не парьте людям мозги. Всем удачи.
Предлагаем Вам приобрести Современное Быстрое Удобное средство, повышающее потенцию — Самоклеющийся АППЛИКАТОР ЭРЕКС, сертифицирован, доставка по Москве, Спб — в день заказа, регионты 1-5 дней Телефон для получения более подробной информации и заказов: +7 (495) 2298516