Дмитрий ПОПОВ
Музыкальное Оборудование
июнь 1999
История компании Oberheim как производителя музыкальных инструментов началась в середине 70-х с выпуска звукового модуля SEM (Synthesizer Expander Module). Затем был Four Voice, а в 1976 году появился одноголосный синтезатор OB 1 — один из первых программируемых синтезаторов.
В 1978 году произошло событие, оказавшее заметное влияние на все последующее производство синтезаторов — фирмой Sequential Circuits был выпущен первый программируемый полифонический синтезатор Prophet 5. Ответом Oberheim стал вышедший в июле следующего года полифонический и программируемый OB-X.
OB-X
Звукообразующая часть OB-X похожа на SEM, однако ее контролирует микропроцессор, что делает возможным сохранение параметров. Инструмент имеет четыре банка по восемь пэтчей, всего 32 пэтча. Как и в случае с SEM, у пользователей была возможность приобрести четырех-, шести-, или восьмиголосный инструмент, а потом добавить платы с недостающими голосами.
Синтезатор имеет два генератора, способные производить пилообразную и импульсную (с возможностью модуляции ширины импульса) формы волны, а также генератор белого шума. Возможности микширования генераторов на редкость примитивны и управляются всего четырьмя переключателями: включения/отключения двух генераторов и генератора шума, а также включения второго генератора на половину громкости. Зато есть возможность синхронизации и перекрестной модуляции генераторов. Пропускающий фильтр низких частот с резонансом имеет крутизну 12 дБ/окт, частота среза фильтра управляется отдельным генератором огибающей (ADSR). Возможны модуляция посредством LFO, отслеживание фильтром клавиатуры. Есть огибающая усилителя (также ADSR). LFO имеет треугольную, прямоугольную и случайную формы волны.
Только для огибающих используются микросхемы (Curtis), все остальное звукообразование происходит при помощи дискретных компонентов — отсюда небольшие различия в звучании разных экземпляров.
Есть полифоническое портаменто, одноголосный режим, аккордовая память (позволяет воспроизводить аккорды нажатием одной клавиши).
OB-X имеет нединамическую клавиатуру в 61 клавишу. Несколько необычны использующиеся в синтезаторе контроллеры высоты тона и модуляции: они выглядят как прямоугольные пластины и действуют по принципу подпружиненного рычага. Хотя колеса, впервые представленные на инструментах Moog, ко времени появления OB-X уже практически стали стандартом, многим исполнителям понравилось нововведение. Параметры контроллеров выбираются при помощи слайдеров-переключателей, и выбранный параметр сохраняется при выключении инструмента.
На задней панели находятся разъемы для управления вибрато, фильтром, сустейном и для переключения пэтчей. Инструмент имеет три выхода: стереопара и монофонический. Есть вход и выход интерфейса CV/Gate, при помощи которого можно управлять первым голосом синтезатора. OB-X предоставляет достаточно легкий доступ к своим внутренностям, что немаловажно, поскольку переключатель защиты памяти находится внутри.
В целом, это большой, тяжелый и не очень надежный синтезатор, обладающий, однако, очень мощным звуком. Сейчас его можно приобрести за 500-800$ в зависимости от состояния.
Из известных исполнителей OB-X использовали Barclay James Harvest, David Bryan, Christians, Chick Corea, Depeche Mode, Phillip Glass, Herbie Hancock, Japan, Mike Oldfield, Queen, Tangerine Dream.
OB-Sx
Пресетный вариант OB-X с четырехоктавной клавиатурой (49 клавиш). Содержит 48 пэтчей (три банка по 16), которые можно немного изменять, но нельзя сохранять. Редактированию поддаются семь параметров: портаменто, частота LFO, расстройка второго генератора, частота среза фильтра, параметры атаки огибающих фильтра и усилителя, спад огибающей фильтра, затухание огибающей усилителя. Инструмент встречается в четырехголосном и шестиголосном вариантах. Есть LFO, интерфейс CV/Gate, функция автоматической настройки, разъемы для педалей сустейна, модуляции и управления фильтром, моновыход. Синтезатор имеет привычку расстраиваться (по пустякам) и перегреваться. Сейчас стоит от 200$ до 350$.
OB-Xa
Несмотря на определенный успех OB-X, ему не удалось скинуть с пьедестала Prophet 5. С целью обострения конкурентной борьбы в начале 1981 года был выпущен синтезатор под названием OB-Xa. Во внешнем виде, как и в имени, не произошло радикальных изменений по сравнению с OB-X, но внутренние улучшения были значительны.
Прежде всего, вместо дискретных элементов практически повсеместно используются микросхемы Curtis. Естественно, это привело к определенному изменению звучания, но оно осталось достаточно плотным. Зато синтезатор стал легче и немного надежнее.
Появилась возможность разделения клавиатуры на две части или наложения двух звуков (можно сохранить восемь наложений и восемь разделений). Крутизну фильтра можно переключать между 12 и 24 дБ/окт. Вместо перекрестной модуляции переключатель направляет огибающую фильтра на управление высотой тона второго генератора. Контроллеры могут управлять каждым генератором по отдельности. Есть три LFO, один для контроллеров (имеет синусоидальную, пилообразную и прямоугольную формы волны, регуляторы скорости и глубины модуляции) и два программируемых.
Если на OB-X для входа в режим редактирования необходимо нажать специальную кнопку, то на OB-Xa органы управления инструментом работают постоянно, и можно просто сохранить понравившийся результат редактирования. Регулировка параметров плавная (перемещение органов управления изменяет параметры относительно сохраненных в пэтче значений). Есть функция автоматической настройки, и она работает быстрее, чем у Prophet 5. Если какой-то генератор не может быть настроен, он отключается (на инструментах с серийным номером выше 814202). Функцию отключения можно саму отключить. Внутри устройства есть регуляторы панорамы для каждого голоса.
Возможен сброс пэтчей на магнитофон, для чего есть два выхода (с высоким и с низким уровнем) и вход. На вход необходимо подавать сигнал с усиленного выхода магнитофона (например, для наушников), а не с линейного. Сейчас распространено использование для этих целей аудиовозможностей компьютеров, и в интернете можно найти WAV-файлы с пресетными пэтчами для многих инструментов, в том числе для OB-Xa и OB 8.
Вместо интерфейса CV/Gate на задней панели появился 37-контактный разъем D-Sub собственного интерфейса Oberheim, разработанного для соединения OB-Xa с другим OB-Xa (а, впоследствии, и OB 8), ритм-машинкой DMX или секвенсером DSX.
Также на задней панели располагаются три разъема для педальных переключателей (Sustain устанавливает стадию затухания всех огибающих на максимум, Hold работает как обычный сустейн, третий разъем используется для переключения пэтчей) и два разъема для педалей (модуляция LFO, располагающегося на панели контроллеров, и управление частотой среза фильтров всех голосов).
За время производства (до появления в 1983 году OB 8) OB-Xa претерпел несколько модернизаций, в результате которых память была увеличена до 120 пэтчей, улучшена система автоматической настройки и работа кассетного интерфейса. На инструментах с серийным номером выше 820818 возможно переключение портаменто (линейное и ступенчатое).
Рекомендованная розничная цена OB-Xa в момент появления составляла 5595$. Сейчас синтезатор продается в диапазоне от 500$ до 900$.
Известные пользователи: Miles Davis, Depeche Mode, Eurthymics, Faith No More, Sky, Stranglers, Japan, J-M Jarre, Tony Kaye, Nik Kershaw, Kool and the Gang, Meatloaf, New Order, Gary Numan, Prince, Queen (альбом Flash Gordon), Rush, Sting, Thompson Twins (басы), Cliff Richard, Van Halen (широкоизвестная партия в песне «Jump» сыграна пресетным пэтчем A1).
OB 8
Самый известный синтезатор фирмы Oberheim является логическим продолжением OB-Xa и не очень от него отличается. Благодаря расширенному программному управлению, в операционной системе OB 8 удалось воплотить больше возможностей. Кроме того, он легче, чем OB-Xa, и работает стабильнее. Падение цен на комплектующие, произошедшее в те годы, позволило также сделать его дешевле. В то же время, звук OB 8 не столь плотный. Сам Tom Oberheim считает, что причиной этому является лучшая стабильность строя OB 8. Однако некоторые пользователи винят в этом находящийся на пути сигнала пропускающий фильтр высоких частот с частотой среза 22 Гц, приводящий к фазовым искажениям на более высоких частотах (практически вся нижняя октава инструмента) и предлагают различные способы модификации синтезатора для получении более плотного звука.
Как ясно из названия, OB 8 существует только в восьмиголосном варианте. Что касается новых возможностей, то генераторы инструмента дополнительно получили треугольную форму волны и возможность смешивания пилообразной и импульсной волн, а у LFO появилась возможность модуляции усилителя и число форм волны достигло семи (включая белый шум). Был добавлен арпеджиатор с возможностью внешнего управления темпом (специальный вход, но не по MIDI). Регуляторы панорамы для каждого из восьми голосов были вынесены на боковую панель, а переключатель защиты памяти — на заднюю панель. Количество пэтчей осталось таким же, как в поздних версиях OB-Xa (120), а число разделений и наложений было увеличено до 12 каждого типа.
Большинство OB 8 (кроме самых первых) имеют MIDI-интерфейсы. Сначала MIDI-разъемы размещались на боковой панели (противоположной той, на которой находятся регуляторы панорамы), затем были перенесены на заднюю панель. Кроме прочего, наличие MIDI-интерфейса позволяет передачу параметров пэтчей посредством SysEx и использование OB 8 в качестве мультитембрального инструмента (в режиме разделения/наложения каждая из двух частей может работать по отдельному MIDI-каналу). Следует отметить, что собственный интерфейс Oberheim и возможность сброса данных на магнитофон были сохранены, несмотря на наличие MIDI-интерфейса. Тогда еще никто не знал, выйдет ли из MIDI какой-нибудь толк.
Было применено и нововведение в области интерфейса: страничный доступ к параметрам. Быстрое двойное нажатие кнопки PAGE 2 переназначает большинство органов управления передней панели на выполнение других функций (на большинстве экземпляров OB 8, кроме самых последних, названия этих функций не указаны на панели, а только в руководстве пользователя). Среди этих функций: возможность отключения не поддающихся настройке голосов, расстройка генераторов в одноголосном режиме, управление параметрами LFO (например, отслеживанием клавиатуры) и портаменто (например, переключение плавное/ступенчатое). Здесь же находится управление MIDI-функциями.
Естественно, что за время производства синтезатора (а он выпускался до 1985 года) происходили улучшения операционной системы, последняя версия которой (B5) появилась во второй половине 1984 года. В этой версии действие педали сустейна передается по MIDI, также появилась возможность использовать OB 8 в качестве независимого MIDI-интерфейса для секвенсера DSX, при этом OB 8 может не воспроизводить ноты, передаваемые DSX, и не добавлять свою информацию к MIDI-выходу.
OB 8 стоил 4500$ в момент своего появления. Сейчас он стоит от 600$ до 1100$.
Синтезатор использовали: Styx, Depeche Mode, Tangerine Dream, KLF, Simple Minds, Ministry, Nine Inch Nails, Pet Shop Boys, Art of Noise. Также его можно услышать во многих произведениях итальянской эстрады.
Мониторинг цен по объявлениям
OB 8. Средняя 1620.
700 (04.07.2002), 2000 (27.07.2004), 1500 (17.11.2004), 1500 (28.03.2005), 2400 (25.09.2005).
OB 8 MIDI. Средняя 2400.
1800 (12.04.2003), 2000 (16.07.2003), 2000 (09.06.2004), 2400 (30.10.2005), 3000 (03.09.2006), 3200 (13.04.2008).
OB-XA. Средняя 2100.
2600 (27.06.2003), 2000 (16.07.2003), 2000 (30.05.2004), 1900 (01.06.2004), 2000 (31.08.2004).
Приводятся цены по объявлениям, ранее размещенным на сайте МО в разделе Продажа. Полный список здесь.
Большое спасибо за статью.Хотелось бы продолжения…Matrix12/Xpander и т.д.
В конце написанно что мол ОВ можно услышать во многих итальянских призведениях ! Добавлю: а ещё можно услышать в ОЧЕНЬ МНОГИХ АРМЯНСКИХ ПЕСНЯХ И просто МЕЛОДИЯХ !!! ОВ 8 и Д 50 — два любимых Армянами инструмента !!
Вот и выяснили-нардный армянский инструмент!
Андрей, если выбирать из OB 8 и Roland D-50, то более народным считается последний, т.к. его до сих пор очень и очень часто используют…
конечно используют потому что там Армяне собрали когда то изысканные звуки Дудука-(вот народный инструмент)звук восточной гитары со всеми смычками струны и многое другое на профи уровне ,но опять таки мне остается интерессным что когда сейчас даже если на Roland Fantom или на JP-8000,и на D-50 армяне всегда пытаются наточить и довести до звуков Oberheimа.И название звука пишут Ober.Т.е это эталон легендарных армянских звуков.Впервые использовал ДЗАХ-АРУТ в Америке 70-х..И досихпор
Я имел ввиду звуки дудука и смычковой восточной гитары на Roland D-50///не на обер..
Пользователям «дудука»! Уважаемые(как люди)армяне. О каком востоке вы говорите? Послушайте кАк играют на синтюках Индусы, Арабы, музыканты Балкан и т д. После вашего дудука, слушатель ощелачивается, и есть нужда угостить его действительно не плохими армянскими маринадами! Армения не восток в музыке, а восток в географическом направлении.
Антикумир прав….Они все втихаря слушают настоящий восток и ещё азербайджанских мастеров и стремятся также научиться играть…но увы не у всех получается. А то что получается пытаются выдать за своё, порою своего настоящего и не зная. Сегодня эти т. н. восточники присели дружно на балканского Амзу…но там есть над чем поработать…посмотрим кто из них возмёт эту планку. А Левон Абрамян действительно оригинал и ОВ-8 в его руках играл настоящую АРМЕНИЮ.
Слышь, Доцент, ни тебе говорить кто у кого что одалживает ! Азики сами себе историю пишут, походу поправляя там где им надо ! Я сам терпеть не могу когда Армянскую музыку называют Востоком, и уж тем более если смешивают с Востоком, тогда получается ДЕРЬМО !! И не надо разводить полемику на тему, кто умеет играть, а кто нет…Из истории Азербайджана: Адам и Ева были азиками, оттуда все и началось !! Кто вообще такой Амза в музыке !? Пиликает дерьмовскими звуками на своем тритоне и касио, и пусть дальше пиликает… Левончик всегда был примером того как должна звучать правильная Армянская музыка, а уж в мастерстве игры Кавказа, ему мало найдется равных. А про то, какие Он выдавливает звуки из OB-8, вообще молчу, весь Кавказ с Востоком нервно курит в сторонке !