Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Андрей МИХАЙЛОВ
Музыкальное Оборудование
ноябрь 2002

Мультипэд.

Вообще, я питаю некоторую слабость к мобильным устройствам: карманным компьютерам, ноутбукам, магнитолам и так далее, — мне приятна и кажется важной мобильность полнофункциональных устройств, дающих возможность в новом месте быстро окружить себя привычным оборудованием. К таким устройствам относятся и мультипэды — устройства, сочетающие в себе барабанные пэды, звуковой модуль и MIDI-интерфейс (еще так называют и несколько пэдов в одном корпусе, без всего остального, но на нашем рынке таких устройств нет). Я, по мере возможности, пытаюсь рассказывать о них. Так появились статьи о роландовских мультипэдах SPD 11 и SPD 20. Теперь же семейство SPD пополнилось младшей моделью — Roland SPD 6. Шестерка в названии, вероятнее всего, все-таки говорит о количестве пэдов устройства, хотя у SPD 20 их никак не двадцать, а всего восемь, как, впрочем, и у SPD 11.

Снаружи

В отличие от остальных мультипэдов фирмы, SPD 6 имеет матовый корпус, и не снежно-белый, а белый просто, кажущийся рядом с SPD 20 желтоватым. Кроме того, корпус, имеющий габариты 318 х 241 х 67 мм, утратил прямоугольность и стал более округлым. Эта непрямоугольность сказалась и на пэдах: они слегка отличаются друг от друга размерами (~ 80 х 80 мм) и формой. Причем, пэды верхнего ряда чуть больше нижних. Это странно, поскольку основным, на мой взгляд, является как раз нижний ряд. На игре эти несколько миллиметров, разумеется, не сказываются, но дизайн слегка страдает. Я бы, «мня себя стратегом, видя бой со стороны», сдвинул линию разделения пэдов чуть вверх. Над пэдами на полупустой панели управления есть только восемь продолговатых кнопок управления (два ряда по четыре) и круглая кнопка питания. Кнопки из мягкого пластика, чрезвычайно приятные на ощупь, в зависимости от ситуации могут розово светиться.



Хотя на животе устройства и есть надпись «Made in China», сделано оно безупречно. Говорю об этом, поскольку сталкивался с произведенными в Поднебесной устройствами известных фирм, имевшими посредственное качество изготовления, в частности, корпусов. И, тем не менее, мне кажется, что сейчас понятие «китайское качество» постепенно утрачивает остроту.

Блоком питания мультипэд не комплектуется, зато в коробке была обнаружена упаковка из шести батареек AA, под которые на нижней панели SPD 6 есть отсек. Производитель обещает, что на обычных батарейках устройство проработает восемь часов, а на алкалайновых — шестнадцать.

Также в коробке есть MIDI-кабель. Я бы предпочел, чтобы вместо кабеля и батареек с модулем поставлялся сетевой адаптер, про который в инструкции на мультипэд строго указано «Use Boss PSA adapter only». Хорошо, что подобные адаптеры обычно водятся у гитаристов для запитывания педалей, и мне добыть такой труда не составило. Еще на нижней панели мультипэда есть две полукруглые ложбинки (вместо традиционного роландовского крючка возле гнезда питания), в которые можно укладывать и укреплять за специальные выступы кабели для предохранения их от выдергивания из устройства. Также имеются резиновые ножки и площадка с крепежными винтами для стоечного адаптера APC 33.

На задней панели находятся гнездо питания, два джековых гнезда для педальных переключателей, регулятор выходного уровня, два выходных гнезда (джеки), обозначенные не как «левый» и «правый», а как «первый» и «второй»: вместе они работают, как обычная стереопара, выход 1 может использоваться для подключения стереонаушников, а выход 2 — как моновыход. Еще на задней панели есть одинокий MIDI-выход, движковый переключатель чувствительности пэдов для игры руками и палками, гнездо для электронного ключа MicroSaver.



Что он может

На каждый из шести пэдов и двух педальных переключателей можно назначить один из 113 инструментов, этот набор и будет считаться ударной установкой, или пэтчем устройства. Всего в библиотеке SPD 6 содержатся 9 бас-барабанов, 14 малых барабанов, 24 тома, 6 хетов, 7 тарелок, 29 перкуссионных звуков, 8 «танцевальных» (хлопки, скретчи, гитарные слайд и удар струны о лады), 16 эффектов (бытовые шумы, взрывы-выстрелы, мяуканье-лай). Из этих инструментов набраны шестнадцать пресетных пэтчей, выбираемых восемью кнопками: четырьмя верхними кнопками выбирают группу инструментов (ударные установки, перкуссия, эффекты, разное), четырьмя нижними — номер пэтча группы. В библиотеку мультипэда входят как акустические, так электронные инструменты, в подавляющем большинстве позаимствованные из старших моделей устройств фирмы. Вообще, в виду невозможности (из-за отсутствия MIDI-входа) использовать SPD 6 в качестве звукового модуля, делать акцент на его звучании мне представляется не слишком осмысленным. Звуки стандартны, библиотека совместима с General MIDI 2 и GS. Наряду с использованием 16 пресетных пэтчей, из имеющихся инструментов можно создавать 16 пользовательских.

По умолчанию, в пэтчах группы Drums на первый переключатель назначен звук хета, закрываемого ногой, а от того, нажата педаль или отпущена, звук хета, назначенного на пэд, будет либо открытым, либо закрытым. Звуки хета, а также гуиро, куики, сурдо и треугольника для этого соединены в исключающие группы — взаимоисключающие инструменты одновременно звучать не могут. На второй педальный переключатель обычно назначен бас-барабан. Громкость инструмента, вызываемого педальным переключателем, можно установить на одно из следующих значений: 32, 56, 88, 127.

Можно изменять динамическую кривую звуков, назначенных на каждый пэд пользовательского пэтча. Выбор кривых следующий: линейная, экспоненциальная, логарифмическая, линейная со смещением по вертикальной оси. Поддаются изменению также и номер передаваемой по MIDI ноты пэда, и время «удерживания ноты» (Gate Time, четыре значения в диапазоне от 0,1 до 4 секунд). По MIDI с SPD 6 можно выбирать пэтчи на устройстве, к которому он подключен, а также банки на устройствах, совместимых с GS (для справки, делается это одновременным нажатием кнопок верхнего и нижнего рядов, например, для выбора оркестровой ударной установки надлежит нажать вместе кнопки PERC/U2 и 2). Кроме того, на каждый пэд в пользовательских пэтчах можно назначать сообщение смены программы и выбора банка.

Параметры триггеров тоже можно менять, но только для всех пэдов разом. Доступны изменение порога, чувствительности при игре руками, чувствительности при игре палками. Каждому параметру можно присвоить одно из четырех значений.

Мультипэд обладает полифонией в четыре ноты, которых в данном случае достаточно: две руки, две ноги, принимать информацию по MIDI нечем — все честно.

Еще у SPD 6 есть функция энергосбережения, отключающая питание после десяти минут простоя устройства. Причем, если энергосбережение включено, то оно функционирует и при работе устройства от сети, что представляется довольно странным: экономить электричество нужно, с этим никто не спорит, но всему есть предел… Впрочем, энергосбережение можно отключить.

В работе

Прежде всего, хочется сказать об управлении устройством — без инструкции по эксплуатации можно только переключать пэтчи. Даже догадаться о том, что с инструментом можно делать еще что-то, весьма непросто. Видимо, поэтому мультипэд снабжен подробным, богато иллюстрированным мануалом на понятном английском языке. Инструмент управляется на манер баяна — девятью кнопками. Девятью потому, что, помимо восьми управляющих кнопок в управлении прибором также играет не последнюю роль кнопка включения питания. А баян я вспомнил потому, что для доступа к некоторым функциям пальцы следует складывать в экзотические фигуры, нажимая различные комбинации кнопок. Например, для перехода к пользовательским пэтчам следует при включении кнопкой питания держать нажатой крайнюю кнопку верхнего ряда (OTHERS/U4). А для восстановления заводских установок следует при включении питания держать нажатыми все четыре кнопки верхнего ряда. Кроме того, кнопка питания начинает мигать, когда уровень батарейного питания понижается до критического.

Хочу отметить, что при заводских установках порога срабатывания и чувствительности пэдов устройство работает не должным образом. Удары в углах пэдов 1, 3, 4 и 6 вызывают также срабатывания и звуков, назначенных на другие пэды. Избавиться от этого (да и то не полностью) удалось только установкой порога срабатывания пэдов на максимальное значение, а их чувствительности — на минимальное. После этого для выколачивания звуков приходилось прилагать несколько большие усилия, что не слишком комфортно, учитывая небольшой размер пэдов. В общем, привыкаешь к этому быстро, но хотелось бы иметь более продуманные заводские установки.

Мне так и не удалось в должной мере приспособиться к игре на SPD 6 палками: время от времени пролезали звуки, назначенные на соседние пэды. Использование в качестве хета и бас-барабана педальных переключателей мне представляется довольно скучным занятием, а такая реализация педалей для устройства пусть и дополнительного, но все же принадлежащего к серьезной серии — странной. С другой стороны, без этой возможности было бы еще хуже. Неожиданно комфортной оказалась игра руками: поскольку удары ладонями приходятся как раз в середину пэдов, а пальцы если и попадают на опасные края, то не вызывают лишних звуков. Кроме того, при игре руками SPD 6, в общем, не обязательно устанавливать на стойку — он вполне удобно лежит на коленях. Но если вдруг вы решите играть на мультипэде руками или палками стоя, или при игре использовать педали, то понадобится установить его на стойку. Это можно сделать либо с помощью адаптера APC 33, либо приобретя стойку PDS 15, выпускаемую фирмой Roland специально для своих мультипэдов. Эту стойку можно наклонять благодаря независимому креплению одной из ног, что очень удобно: одно дело — наклонить к себе, используя возможности адаптера APC 33, мультипэд, укрепленный на вертикальной стойке, и совсем другое — наклонить саму стойку. Во втором случае ноги стойки находятся дальше от ног барабанщика и не мешаются. Особенно это актуально для старших мультипэдов, способных работать с полноценными педалями баса и хета. Я так подробно говорю об этом, поскольку сам прошел через заблуждение, что мультипэд можно поставить на что угодно. То есть поставить-то его можно, вот только нормально играть не получится: стулья, коробки и прочие бытовые заменители стойки гарантируют сплошные мучения. Поэтому, задумываясь о приобретении мультипэда, лучше сразу подумать и о стойке под него.

Кроме игры руками, мне понравилось использовать SPD 6 в качестве «мультитарелки», выведя на все его пэды тарелки, а на педальный переключатель — большой гонг (из набора инструментов основного звукового модуля). Ставил я мультипэд с левой стороны от томов, вместо тарелки крэш.

Выводы

Использование SPD 6 в качестве основного барабанного устройства мне представляется проблематичным (для этого лучше использовать старшие модели мультипэдов Roland — SPD 11/20), да, судя по всему, этот мультипэд и задумывался именно как инструмент дополнительный. А вот для расширения ударной установки или перкуссионного набора герой статьи может пригодиться. Кроме того, его, ввиду чрезвычайной компактности и легкости (1,6 кг), удобно использовать в качестве пэда для занятий.Roland SPD 6300$Roland PDS 15146$Roland APC 3338$МьюТэк

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo