Сергей НЕЧИТАЙЛО
Музыкальное Оборудование
май 2004
Виртуальный инструмент.
В сентябрьском номере МО за прошлый год я рассказывал о замечательном семействе VST-инструментов фирмы Steinberg: Virtual Guitarist и Virtual Guitarist Electric Edition. Их главная ценность заключается, на мой взгляд, в том, что инструменты выступают не как звуковые модули (пусть даже с самым естественным звучанием), а в качестве самых настоящих виртуальных музыкантов. То есть вы не имитируете на клавиатуре штрихи, артикуляцию и прочие приемы игры реального инструмента, с большим или меньшим правдоподобием воспроизводимые синтезатором, а «дирижируете» музыкантом, который исполняет партию. Благодаря такому подходу, даже незнакомый с гитарной спецификой аранжировщик может создать натурально звучащую партию за считанные минуты, а уж если за дело возьмется знающий человек — инструмент начинает буквально творить чудеса. Steinberg Groove Agent продолжает концепцию Virtual Guitarist и является, скорее, виртуальным воплощением барабанщика, нежели программной ритм-машиной или перкуссионным семплером. Создавала инструмент та же команда, что делала и Virtual Guitarist, а главным изобретателем и по совместительству продюсером снова выступил Sven Bornemark (рис. 1).
Немного истории и теории
Как и в случае с виртуальным гитаристом, Свен охотно рассказывает посетителям своего сайта, посвященного Groove Agent (www.bornemark.se/ga/), об истории создания инструмента, технических подробностях, этапах работы и т. п. Кроме того, сайт содержит рекомендации по использованию Groove Agent, описание проблем и их решений, звуковые примеры, ссылки на обновления, а также форум, где можно напрямую пообщаться как с разработчиками, так и с пользователями инструмента. Сразу хочу сказать, что в процессе работы над обеими статьями очень много не лежащей на поверхности информации я получил на форуме, в том числе и напрямую от Свена. За это ему и остальным огромное спасибо.
Мысль создать виртуального барабанщика возникла у Свена в начале 2002 года, во время переписки с одним из участников шведского VST-форума в интернете. Первоначальная идея заключалась в следующем: совместить удобство хорошей ритм-машины (типа Roland R 70), имеющей библиотеку легко переключаемых стилей, ритмов и брейков, с возможностями современных компьютеров. После некоторых размышлений стало ясно, что если удастся создать понятный и удобный в работе пользовательский интерфейс, то успех такого гибрида будет фактически гарантирован. Свен держал совет со своим партнером еще по Virtual Guitarist — программистом по имени Paul Kellett (забегая вперед, скажу, что и Groove Agent воплощал в ноликах и единичках тоже он), и к маю того же года концепция инструмента в основных чертах была сформирована. Пришла пора договариваться с издателем. В детали проекта посвятили сотрудников фирмы Steinberg в Гамбурге, особенно этой идеей проникся исполнительный директор компании Per Larsen, придумавший смешной пиар-лозунг — «Drums for Dummies» (барабаны для тупых). На рис. 2 можно увидеть «схему» будущей программы, представленную на рассмотрение Steinberg в мае 2002 года.
Когда в июле было заключено соглашение со Steinberg, Свен и его коллеги уже приступили к записи семплов барабанов. От использования готовых библиотек решили отказаться, поскольку требовался вполне определенный набор инструментов, хотелось записать разные технические приемы звукоизвлечения плюс сохранить естественную акустику помещения (а не создавать ее потом искусственно процессорами эффектов). Для записи была арендована шведская студия Kuling в городе Orebro. Все семплы акустических барабанов и перкуссии были записаны профессиональным барабанщиком и педагогом по имени Mats-Erik Bjorklund, который, ко всему прочему, еще и провел большую работу, собрав полный набор необходимых для записи инструментов. Всего получились четыре полные акустические установки. Первая из них, 50s Jazz Kit, показана на рис. 3. Она не сильно заглушена, звучание имеет не очень плотное.
Вторая установка, 60s Pop Kit (рис. 4), наоборот, заглушена по самое не хочу, в полном соответствии с традициями своего времени, когда на томы, бывало, клали полотенца.
Третья установка, 70s Rock Kit (рис. 5), обладает громким, глубоким и звонким звуком, характерным для многих знаменитых музыкальных коллективов тех лет.
Ну и последняя, четвертая установка, 80s Studio Kit (рис. 6), имеет современное яркое и энергичное звучание, которое можно услышать на нынешних записях.
Но это, как говорится, только основа. Для каждого временного периода фиксировались не только модели барабанов и способы их настройки, но и звукоизвлечение. К примеру, в «архив» 50-х годов включены удары щетками (Brushes) и колотушками (Mallets), а установки 80-х комплектуются дополнительными малыми барабанами (Piccolo и Deep) и ударами рутов Rods (это такие связки из тонких прутиков, удары которых звучат более энергично, чем щетки, но тише стандартных палочек — рис. 7).
На рис. 8 можно видеть процесс записи удара колотушкой, а рис. 9 показывает работу барабанщика рутами.
В добавление к этому было записано множество различных перкуссионных инструментов: конги, бонги, маракасы, шейкеры и т. п. Для получения более мягкого звучания Jens Bogren (звукоинженер студии Kuling) внес рацпредложение писать материал на аналоговую ленту, что и было сделано. Кроме того, запись производилась на несколько дорожек сразу — звук снимался как с ближних, так и с дальних микрофонов. При записи применялась частотная и динамическая обработка, но лишь в минимальном объеме. Последующим редактированием полученной огромной массы материала занимался Per Larsson из компании Bigga Giggas, специализирующейся на выпуске библиотек семплов для Tascam GigaStudio, Native Instruments Kontakt и Steinberg HALion. Но вместо расчетных пары недель он возился с этим целых четыре месяца! Таким образом, звуковой архив Groove Agent стал доступен для использования только осенью 2002 года. Но это что касается акустических семплов. Вся современная «электронщина» и эффекты были позаимствованы из библиотек компании PrimeSounds, которую возглавляет Per Larsen.
Пока записывали, собирали и редактировали семплы, Paul Kellett работал над ядром будущего инструмента. Помимо него, в команду вошло еще несколько человек, принимавших участие в создании программы Virtual Guitarist. Например, финальный мастеринг делал Uffe Borjesson, а над дизайном интерфейса работал Jack Winge, даже в титрах мануала укрывающийся под своим музыкальным псевдонимом — Wirebird. На рис. 10 можно увидеть первый эскиз графического интерфейса, который Jack Winge принес на рассмотрение коллектива. Как видите, принципиально интерфейс мало изменился. На мой взгляд, дизайн и эргономика Groove Agent получились гораздо лучше и прозрачнее, чем у его предшественника.
Ну и, конечно, самое главное — стили. Созданием стилей, не считая Свена, занимались еще двенадцать музыкантов, среди которых можно встретить профессионалов, работающих в самых разных музыкальных направлениях. Благодаря им Groove Agent получил очень разностороннее образование, и из ритм-машины для дурачков превратился в эрудированного, техничного и, я бы даже сказал, изысканного виртуального музыканта.
Так что же такое Groove Agent — драм-семплер, автоаранжировщик, набор паттернов? И да, и нет. Groove Agent можно назвать «виртуальным гитаристом для барабанов» — принципиальная основа у инструментов очень похожая. Стили представляют собой библиотеку MIDI-секвенций (паттернов), которые используют семплерный архив в качестве тон-генератора. Только, в отличие от Virtual Guitarist, где MIDI-событиями задавались секвенции различных ударов по струнам, Groove Agent работает с ударами по барабанам. В управлении инструмент на первый взгляд напоминает старую ритм-машину — с переключателями стилей, наборов барабанов, кнопками старт/стоп и т. п. Однако наличие некоторых интеллектуальных функций — например, рандомизации уровня сложности исполнения и включения брейков, превращает Groove Agent в настоящего исполнителя. Как и в случае с Virtual Guitarist, для создания полноценных и правдоподобных барабанных партий совсем не обязательно быть докой в этой области (вот она, концепция «Drums For Dummies») — достаточно указать инструменту исходные данные (стиль, установку, сложность), и он заиграет сам. Однако более опытный музыкант или аранжировщик сможет выжать из Groove Agent гораздо больше и добиться стильного, аутентичного и живого звучания. Функции произвольной редакции набора барабанов и их настройки, а также четыре независимых стереовыхода дополнительно расширяют возможности инструмента. А наличие MIDI-выхода, позволяющего записывать партии Groove Agent с целью их дальнейшего редактирования и использовать в качестве тон-генератора любое другое программное или аппаратное устройство (семплер, ритм-машину, синтезатор и т. д.), вообще является новым словом в развитии VST-инструментов.
Возможно, некоторым пользователям продуктов компании Steinberg придет на память VST Drum Sessions — серия библиотек файлов формата REX. В некотором смысле родственная связь между ними есть — именно эта серия вдохновила Свена на создание программы Virtual Guitarist, которая, в свою очередь, явилась прообразом для Groove Agent. Этим, однако, сходство исчерпывается. Из Drum Sessions можно загрузить в Cubase огромное количество аудиокусочков плюс некоторую MIDI-информацию. Проигрывание партий возможно только во время воспроизведения проекта секвенсором. Изменять ритмы можно, только редактируя (перемещая) аудиоданные. Groove Agent, напротив — самодостаточный инструмент, который будет играть вне зависимости от статуса воспроизведения Cubase или другого совместимого хост-секвенсора. Изменение ритмов и многого другого осуществляется в нем при помощи слайдеров, ручек, внешнего MIDI-контроллера или системы автоматизации хост-программы.
Системные требования и установка
Groove Agent имеет следующие минимальные системные требования. Для PC: процессор Pentium II 400 МГц или AMD соответствующей мощности, 256 Мб RAM (рекомендовано 512 Мб), не менее 300 Мб дискового пространства, операционная система Windows 2000/XP, секвенсор Steinberg Cubase или Nuendo (версии 1.5 и выше). Также пойдет любая другая хост-программа, поддерживающая протокол VST 2.0, вот только отдельные уникальные функции инструмента могут оказаться недоступными. Очень рекомендуется наличие в системе звуковой платы с быстрыми ASIO-драйверами, особенно это важно для управления Groove Agent в реальном времени с MIDI-клавиатуры.
Для платформы Mac запросы такие: процессор G3 500 МГц или быстрее, 256 Мб RAM (рекомендовано 512 Мб), не менее 300 Мб дискового пространства, операционные системы MacOS 9 или MacOS X версии 10.2. Также наиболее рекомендуемыми секвенсорами для работы являются Steinberg Cubase и Steinberg Nuendo (версии 1.5 и выше), гарантий стопроцентной совместимости с продуктами других производителей не дается.
На деле все обстоит следующим образом. Даже с отдельными версиями продуктов компании Steinberg, используемых в качестве хост-секвенсора, возможны глюки и нестыковки. Теоретически, Groove Agent должен работать с любым релизом Cubase VST, поддерживающим протокол VST 2.0, а также с Nuendo 1.5 и выше. Однако если вы заглянете на форум Groove Agent, то быстро убедитесь, что это не совсем так. Например, Nuendo 1.5 или 1.6, оказывается, не может записывать данные с MIDI-выхода инструмента — Groove Agent элементарно нельзя назначить на MIDI-вход трека, так что для использования всех функций Groove Agent придется апгрейдить секвенсор до версии 2.0.1 (ну или выше, разумеется). Кроме того, в Nuendo версий 1.5 и 1.6 был баг, связанный со стартом инструмента, — происходила задержка на целую долю. В тандеме с Cubase SX инструмент избавляется от рассинхронизации, выпадений и проблем со стартом лишь к версии SX 1.05 (а еще лучше — 2.0). Пользователи Cubase VST также жаловались на отдельные неприятные моменты, хотя закономерности я в их проблемах не нашел. Кроме того, не следует забывать и об операционной системе. Разработчики не гарантируют (да и вообще — настоятельно не рекомендуют) работы Groove Agent в среде отслужившего «антиквариата» типа Windows 98/Me. Не всякий Cubase работает под Windows 2000/XP, поэтому не лишним будет позаботиться об его обновлении до более современной версии. Тем не менее, находятся любители-энтузиасты поэкспериментировать со старыми платформами и, как ни странно, у некоторых из них Groove Agent работает и под Windows 98 (Свен очень удивился, впервые услышав об этом). Вообще, судя по многочисленным отзывам, самые благоприятные и устойчивые условия для работы Groove Agent будут в среде Windows XP с хост-секвенсором Cubase SX 2.0 (ну и дальше по модельному ряду). В качестве недорогой альтернативы рекомендуются также Cubasis VST 4.0 и Cubase Studio Case.
Больше всего в этой ситуации мне не понравилась позиция издателя — компании Steinberg. В то время как авторы Groove Agent изо всех сил пытаются найти какие-то решения, Steinberg не удосуживается выпустить ни одного обновления, исправляющего уже выявленные баги. А ведь это проблемы их программистов, а вовсе не авторов Groove Agent — те свою работу выполнили на пять баллов. Единственное, что получили пользователи от Steinberg — это обновление инструмента до версии 1.001 (и то лишь для PC), исправляющее, помимо какой-то мелочи, баг, связанный с некорректной записью паттернов через MIDI-выход инструмента. Обязательно скачайте его и установите, если у вас дистрибутив с версией 1.0.
Ладно, пока были только цветочки, теперь поговорим о ягодках. Оставим на время продукцию Steinberg. Допустим, вы работаете в Emagic Logic или Cakewalk Sonar (или Project5). Инсталлируете, значит, Groove Agent (или его демо-версию), запускаете секвенсор, назначаете инструмент в трек. А он вам при попытке загрузки барабанных установок и говорит — не могу, мол, найти файл drummer.000 (то есть библиотеки семплов). Нет, я не утверждаю, что все так плохо (у меня ничего подобного не было), но жалобы на невозможность найти звуковой архив типичны. Что же делает в данной ситуации Steinberg? Правильно — ничего не делает. А как на это смотрят авторы Groove Agent? Лезут из кожи вон и случайно обнаруживают такую закономерность — если Groove Agent устанавливать в папку C:Program FilesSteinbergVstPluginsGroove Agent Demo или C:Program FilesSteinberg
VstPluginsGroove Agent, то проблемы с поиском семплов исчезают. О чем немедленно извещают пользователей в разделе FAQ на сайте инструмента.
Это что касается платформы PC. На Маке ситуация гораздо более веселая. Сначала скажу несколько слов об операционке MacOS 9, потом разберемся с чудесами инсталляции самого инструмента. Итак.
Прежде чем начинать работу с Groove Agent в среде MacOS 9, убедитесь, что для его хост-программы отведено достаточно оперативной памяти. Для этого выделите пиктограмму секвенсора в папке программ и воспользуйтесь командой Get Info (нажмите Command + I), чтобы открыть панель Information. Задайте для программы максимально возможный объем доступной оперативной памяти (Preferred Size), оставив запас не менее 30 Мб для нужд операционной системы. Вообще-то 30 Мб — это минимально необходимый объем для операционки, так что если у вас много RAM, сделайте запас больше. Чтобы посмотреть запросы операционной системы и количество доступных ресурсов памяти, выберите опцию About this Mac в меню Apple Menu. Запускать Groove Agent в случае, если для хост-программы выделено менее 128 Мб RAM, разработчики не советуют.
Ну, это особенности операционной системы — для Virtual Guitarist также предлагалось проделать подобную операцию. Но вот беда — на Маке наблюдается та же самая проблема с поиском библиотек семплов, что и на PC. И тут уже не отделаешься выбором директории для распаковки — придется прописывать путь к файлам drummer вручную. Сначала скажу про MacOS 9. При инсталляции инструмента в директории System/Preferences должен создаться файл с именем Groove Agent Location. Этот файл необходимо отредактировать (в обычном текстовом редакторе), а если его по каким-то причинам там не оказалось — то создать заново. Файл содержит (или должен содержать) путь к звуковому архиву Groove Agent. Например, такой — Macintosh HD:Cubase:VstPlugins: Groove Agent. После того как вы написали путь, нажмите клавишу Return и сохраните файл под именем Groove Agent Location. Если это не помогло, попробуйте добавить в конце пути символ двоеточия (то есть HD:Cubase: VstPlugins:Groove Agent:), опять нажать Return и сохранить файл. Если и это не сработало, впишите в путь и название первого файла drummer (Macintosh HD:Cubase: VstPlugins:Groove Agent:drummer.000), но Return в этом случае не нажимайте. Должно помочь. Абсолютно те же манипуляции выполняются в случае аналогичных проблем с Groove Agent Demo. Единственное отличие — в строке пути надо писать Groove Agent Demo вместо Groove Agent, а вместо drummer.000 — Groove Agent Demo.000.
В среде MacOS X решение проблемы с нахождением семплов имеет тот же принцип. Просто из-за разницы в архитектуре операционных систем это выполняется чуть-чуть иначе. Вот пошаговая инструкция от создателей Groove Agent:
1) откройте текстовый редактор TextEdit;
2) напишите путь к файлам Groove Agent (например: Macintosh HD:Library:Audio: Plug-Ins:VST:Groove Agent) и нажмите клавишу Return;
3) в меню Format выберите опцию Make Plain Text;
4) командой Save As сохраните файл под именем Groove Agent Location в папке (home~)/Library/Preferences, отключив при этом опцию Hide Extension.
Если проблема не исчезла, повторите те же шаги, что и для MacOS 9 (добавьте символ двоеточия, а потом название файла drummer).
Если помните, аналогичный баг с библиотеками семплов наблюдался и у Virtual Guitarist. Но тогда ошибка была сразу исправлена выпуском соответствующего патча. В случае с Groove Agent компания Steinberg грозится выпустить патч вот уже несколько месяцев. Однако, как говорится, воз и ныне там. По телефону службы поддержки вас вежливо отсылают к веб-странице, на которой содержится информация по ручной настройке инструмента, и все (на сайте www.bornemark.se/ga/ в разделе FAQ все это изложено гораздо понятнее и короче).
Некоторые пользователи, честно купив инструмент, с удивлением узнавали от программы инсталляции, что их диск — пиратский. Замена диска у дилера ничего не изменяла — программа установки по-прежнему требовала вставить оригинальный диск. Потом выяснялось, что, например, на соседнем компьютере с другой моделью привода CD-ROM инсталляция происходила без сучка и задоринки. То есть доблестные программисты Steinberg влепили в Groove Agent такую защиту от копирования, которая оказалась несовместима с отдельными устройствами чтения компакт-дисков! Причем случаи несовместимости наблюдались как со старыми приводами (например, Mitsumi 4x CR-4802TE), так и с новейшими DVD/CD-ридерами или с устройствами SuperDrive на новых маках G5! Как же быть, если вы столкнулись с такой ситуацией? Есть два варианта. Можно подключить к компьютеру внешний CD-ROM, которому окажется по силам проглотить защищенный по самое не хочу дистрибутив. Если у вас несколько компьютеров объединены в сеть, попробуйте «расшарить» CD-ROM другого компьютера и произвести установку по сети. Второй вариант более радикальный. Поскольку я узнал о нем не где-нибудь, а на форуме разработчиков, и они не стали удалять соответствующее сообщение, думаю, можно рассказать и тут. Речь идет о пиратском крэке. Конечно, это не самый лучший выход, однако нетрудно представить ситуацию, когда выбора просто нет (например, вы заказали Groove Agent по почте, дилеров Steinberg поблизости нет, а служба поддержки ничем помочь не может). Крэк этот ничего не «ломает», просто, запущенный до установки, он имитирует присутствие «родного» диска. Скачать его можно в любой сети файлообмена (например, Kazaa или Emule), да и в целой куче других мест. Я слышал даже, что его где-то выкладывали у себя сами Steinberg, но сходу не нашел. Такие дела. На моей памяти это, пожалуй, первый случай, когда разработчики не препятствуют использованию пиратских утилит из-за отсутствия поддержки издателя.
Все, хватит о грустном. В большинстве случаев Groove Agent все-таки ставится и работает нормально. Будем считать, что диск дистрибутива корректно прочитался, и вы добрались непосредственно до установки. Кроме подтверждения о принятии лицензионного соглашения, требуется лишь выбрать папку для распаковки инструмента (рис. 11).
Если вы работаете с продуктами Steinberg на РС, имеет смысл установить инструмент в папку C:Program FilesSteinbergVstPluginsGroove Agent. Должен, однако, заметить, что сам я преспокойно установил Groove Agent в директорию C:Program FilesEmagicLogic 5VstPlugInsGroove Agent и не столкнулся ни с какими проблемами нахождения семплов. Во время инсталляции не предлагается, как в случае с Virtual Guitarist, отдельно указать папку для VST-инструмента и отдельно для библиотеки семплов. Поскольку Groove Agent даже с библиотеками укладывается меньше чем в 300 мегабайт (если точно — 262 Мб), ничего страшного в этом нет — многие современные Windows-приложения занимают и больше. Однако если это по каким-либо причинам вас не устраивает, есть возможность вручную переместить библиотеки, скажем, на другой диск (само собой, такое возможно лишь при отсутствии проблем со звуковым архивом — иначе придется сначала разобраться с ними). Для этого переместите (или для верности — скопируйте, а потом удалите вручную) файлы drummer.000, drummer.001 и drummer.002 в любое место по выбору. При следующей загрузке инструмента он выругается, что не может найти содержимое библиотек (рис. 12), и откроет окно проводника, в котором надо указать их новое расположение. После этого Groove Agent станет работать в обычном режиме. Операцию по перемещению библиотек можете повторять сколько душе угодно.
Кстати, приятной новостью стало включение в дистрибутив Groove Agent электронной версии пользовательского мануала в формате PDF. Порой иметь мануал на экране монитора бывает удобнее, нежели держать его на коленях, хоть с экрана и тяжелее читать. Мануал (файл с именем GrooveAgent_Manual.pdf) распаковывается вместе с остальными файлами инструмента в папку, указанную при инсталляции.
Запуск в различных секвенсорах
Прежде чем начинать описывать сам инструмент, скажу еще несколько слов относительно особенностей его запуска в отдельных хост-секвенсорах (не Steinberg). Вы можете столкнуться со следующими затруднениями. Во-первых, отсутствие возможности записывать MIDI-партии с MIDI-выхода Groove Agent. Но тут уж никто не виноват — ни разработчики, ни издатель. Данная функция выходит за пределы стандартного протокола VST 2.0, и ее работа зависит исключительно от используемой хост-программы. Например, Emagic Logic получать MIDI-информацию от VST-инструментов пока не умеет. Во-вторых, некоторые программы не поддерживают напрямую протокол VST: это Cakewalk Sonar и Project5 на РС, Logic 6 под MacOS X (там пока нет поддержки VST-инструментов), Digital Performer, Pro Tools и некоторые другие. Соответственно придется использовать специальные программы-адаптеры — VST-DirectX адаптер для DirectX, VST-AU конвертер для протокола Audio Unit или VST-ReWire для ReWire (последние два конвертора можно взять, например, у фирмы FXpansion — www.fxpansion.com).
Пока я писал статью, произошло событие, которое наверняка будет приятно пользователям программ Sonar, Project5, Vegas и Samplitude — появился такой конвертер VST-DirectX, который не только устраняет все проблемы, возникающие при использовании штатного адаптера Cakewalk, но даже позволяет пользоваться MIDI-выходом инструмента! Утилита называется Tonewise DirectiXer 2.5, и ее можно купить за 49$ на сайте разработчика по адресу tonewise.com (там же можно скачать и демо-версию адаптера, она не имеет ограничений по функциям, но периодически «пищит» по каждому из выходов). Настройка адаптера проста — главное, соединить виртуальным MIDI-кабелем выход Groove Agent и трек, в который будет записываться его партия.
Но еще сильнее меня поразила страничка с обучающими видеороликами по запуску различных VST-инструментов производства Steinberg/Wizoo в Cakewalk Sonar третьей версии. Самый верх страницы занимает секция Groove Agent. Рекомендую — www.soundcreationsinc.com/wizoo.
Для пользователей Logic 6 под MacOS X, применяющих конвертер VST-AU и столкнувшихся с проблемой потери семплов, в разделе Downloads сайта Groove Agent лежит специальная утилита, настраивающая инструмент в автоматическом режиме.
Вообще, я заметил, с Logic у Groove Agent и без того сложные отношения. Многие пользователи поначалу жаловались на периодические выпадения сигнала при воспроизведении (это не считая проблемы с семплами). То есть, Groove Agent играет нормально 32 такта, потом замолкает на такт, далее опять нормально играет до 64 такта, затем опять замолкает и т. д. Наблюдалась такая история и в пятой, и в шестой версиях Logic. Вечный вопрос — что делать? Как выяснилось, это чисто лоджиковская проблема, и возникает она при назначении Groove Agent в качестве стереофонического аудиоинструмента. Этого нельзя делать ни в коем случае, хотя такая опция и присутствует в меню. Groove Agent в секвенсоре Logic должен назначаться только как многоканальный (Multi Channel) инструмент (рис. 13). И ни в коем случае при работе с Groove Agent не выделяйте Drum Track! Тогда все будет нормально. Чтобы вывести на микшерную консоль все дополнительные выходы инструмента, придется создать три стереошины Aux в окне Environment. Тогда при включенных в самом Groove Agent альтернативных выходах можно выбрать их в секции Input каждого из ауксов: Groove Ag 3-4, Groove Ag 5-6 и Groove Ag 7-8. Мастер-выход (1-2) будет находиться в линейке аудиоинструмента.
Чтобы запустить Groove Agent или его демо-версию в секвенсоре Tracktion (в данный момент распространяется по каналам компании Mackie), установите инструмент в папку C:Program FilesSteinberg VstpluginsGroove Agent (Groove Agent Demo), и после запуска секвенсора добавьте этот адрес в таблице Settings — Plugins. Обязательно сделайте именно так, даже если вы запускаете Traction с другого диска (например, с D).
Если уж вы решили пренебречь советами разработчиков и установить Groove Agent под операционной системой Windows 98, перед установкой обязательно произведите дефрагментацию жесткого диска (между прочим, именно это рекомендуется для Virtual Guitarist, который «официально» работает под Windows 98). Даже если вам повезет, и Groove Agent будет работать (например, под Cubase VST), скорее всего, вы будете периодически сталкиваться с исчезновением звука барабанов и появления вместо него треска и щелчков. Любители антиквариата уверяют, что если при таких симптомах «передернуть» инструмент (то есть выключить его и потом снова загрузить), то все надолго нормализуется.
Интерфейс
Об особенностях работы Groove Agent в паре с секвенсором я расскажу отдельно. Пока же давайте рассмотрим инструмент в виде самостоятельного устройства, связанного с хост-программой лишь установками основного темпа и размера.
Панель управления Groove Agent имеет свой неповторимый стиль (рис. 14). Внизу справа находятся две кнопки включения/остановки игры виртуального барабанщика: Run и Stop. Над кнопкой Run расположены четыре светодиода, которые во время игры «отмигивают» доли. Красный светодиод отмечает первую долю паттерна.
Верхнюю часть панели управления пересекает слайдер выбора стиля (Style/Timeline). Стили расположены в хронологической последовательности их появления, причем для каждого из них аккуратнейшим образом воссоздано реальное звучание того времени (то есть для записи семплов использовались настоящие инструменты тех лет, с соответствующими настройкой, комплектацией, особенностями записи, звукоизвлечения и т. п.). Таким образом, разработчики предлагают нам своеобразную «машину времени» — передвигая слайдер, можно получить не только ритмические паттерны того или иного стиля, но и характерный неповторимый саунд периода его расцвета (неважно, идет ли речь о биг-бендах 50-х, зарождавшихся в середине 60-х рок-группах, металлистах-восьмидесятниках или современных попсовиках). Многие ранние стили с позиции сегодняшнего дня могут звучать даже несколько бедно и примитивно (как по звуку, так и по содержанию), однако разработчики уверены, что историческая достоверность важнее. Не могу с ними не согласиться.
Конечно, надписанные над слайдером названия стилей весьма относительны — трудно одним-двумя словами и примерным временным периодом охарактеризовать его особенности. На форуме Groove Agent периодически даже возникают дискуссии — как правильно назвать тот или иной стиль, например, Early Rap вместо Hip Hop и т. п. Если для вас это представляется важным (то есть не хватает идентификации на слух), загляните в мануал — в нем содержатся подробные описания каждого стиля, сделанные записывавшими их музыкантами. Часто приводятся такие эксклюзивные данные, как авторство того или иного рисунка, время его появления и композиция, в которой он был использован.
При выборе какого-либо стиля (передвижении слайдера) Groove Agent тратит пару-тройку секунд для загрузки в память компьютера входящих в стиль семплов (если операцию производить при включенном воспроизведении, инструмент может на короткое время «заткнутся» или играть семплами прошлой установки). Однако если вы возвращаетесь к стилю, который был уже раз загружен в процессе работы, времени на переключение уйдет значительно меньше, так как его семплы остаются в памяти. Так что, если вы хотите использовать в одном треке несколько стилей, сначала по очереди подгрузите их, и в процессе воспроизведения переключение между ними будет происходить без задержек.
Вернемся к слайдеру стилей. Его «ручка» состоит из двух независимых половинок: верхней и нижней. Расположенная слева кнопка Link позволяет их синхронизировать (когда она активна, то половинки двигаются вместе, если же ее отжать, то получатся два независимых слайдера — рис. 15). Нижняя половина слайдера Style определяет тип и комплектацию используемой для выбранного стиля ударной установки. Таким образом, при выключенной функции Link можно отдельно выбирать стили (верхней половиной слайдера), и отдельно — инструменты (например, взять стиль Samba и воспроизвести его звуками электронных барабанов стиля Nordic Pop). Кстати, Groove Agent тратит время на подгрузку семплов именно при смене ударной установки — если изменять только стили (рассинхронизовав половинки слайдера Style), никаких задержек в игре не возникнет.
Под слайдером Style расположен второй основополагающий контроллер Groove Agent — слайдер Complexity. Он определяет уровень сложности стиля — ритмической и инструментальной насыщенности рисунка, иными словами, регулирует навороченность исполнения. Всего существуют 25 уровней сложности (то есть 25 отдельных паттернов): A, B, C, D, E, 1, 2 и так далее до 20. Паттерны начальных уровней Complexity (обозначенные буквами А-Е) являются упрощенными вариантами основного стиля. Они, как правило, предлагают не столько сам ритм, сколько «намек» на него: либо это партия без малого барабана, либо бочка играет через раз, либо отрабатываются не все характерные доли, либо еще что-нибудь в этом роде. Такие паттерны хорошо использовать в качестве вступления или для подчеркнуто спокойных частей аранжировки. Само собой, секвенции
РАБОТАЕТ. А ТОЛКУ НЕТ.
Автор статьи звучит лучше(в смысле как аранжер), чем хваленый Грув Агент.
Хипхоп не вышел:(где ж вы в хипхопе такие ударники видели — такая дема скорей потенциального хопера от агента отпугнет, чем притянет.Но гитарка милая уж большо — это все исправляет:)Скачал и другие демы — автор проделал большую работу, за что ему огромное спасибо.Бэкбит рулит!
Следует понимать, что названия примеров давались по именам пресетов Groove Agent, а совсем не по названиям музыкальных направлений. С хип-хопом вы попали в самую что ни на есть точку. На форуме GA (ga.clubcubase.net) можно встретить неоднократные пожелания переименовать название пресета в, например, New Rap и т.п. Что же получилось лично у меня — сказать не берусь:)
Толку нет? А это смотря как пользоваться и на каком оборудовании. Если на встроенном звуке АС97 — то естественно толку не будет, а на нормальных карточках да ещё и с FL Studio6 совместно очень даже хорошо.
Предельно понятно и достаточно подробно! (впрочем как и всегда) Спасибо, Сергей ;о) Твои статьи — лучшие! :о)
Огромное спасибо за статью-очень интересно было читать,даже в 3 часа ночи после 8-ми часового сейшена в студии.Обязательно достану эту программу и буду приучать к хип-хопу…всмысле новому)
у кого кривые руки у того и неработает и толку нет…
Groove Agent — нет слов для выражения симпатии! Просто 1 раз попробовать и уже не оторваться от использования! Я лично использовал пока что только версию 1.0, но и она практически безупречна и в плане реализации барабанных треков и в плане манипулирования самой программой/плагином! Все интуитивно, все понятно! Одним словом — не сложнее программы Paint в Windows!
Сергей,спасибо Вам огромное!
Супер, блин! Три дня назад получил посылку с грувагентом-2 и бассистом, и уже было подумал что всё знаю… Наивный. Спасибо большущее!
Да хоть через AC666 хоть через dcs — игрушка для детишек, как оно собственно и задумывалось
Отличная программа! Довольно долго ей пользовался. Сейчас реже, но использую! Её ОЧЕНЬ большой плюс — НЕ требовательность к ресурсам. Для не очень мощьных компьютеров — просто не заменим. Недостаток — недостаточная гибкость настроек и управления.Из неё можно много выжать но надо поизгалятся. НАМНОГО удобне-быстре-проще — работать с Toontrack EZDrummer — это более мощьная програма (особенно если пдгрузить библиотеку DFH (Drum Kit from Hell ). Так же в ГА — звуки сырые — их надо эквализировать и компрессировать. В дополнение к ГА рекомендую поставить плагин Artist Drum — намного расширяет палитру звуков. При всем моём уважении к ГА — Toontrack EZDrummer намного круче. Так что если есть 2 Гб свободного мееста и 1 Гиг оперативы — ставте его обязательно, о грув агенте забудете сразу.