Андрей МИХАЙЛОВ
Музыкальное Оборудование
декабрь 1998Оставь его: перед рассветом, рано,
Я вынесу его под епанчою
И положу на перекрестке.

А. С. Пушкин, «Каменный гость».

С ранней юности завидовал гитаристам. Предмет своей любви, гордости и заботы — свой инструмент, они могут всюду носить с собой, и этим, попутно, не слишком себя утруждая (поскольку не контрабас), скромно демонстрировать окружающим свою принадлежность к прекрасному манящему миру популярной музыки. Барабанщики в этом вопросе ущемлены зело. Можно, конечно, таскать с собой в ручных красивых кофрах малый барабан и тарелки, как наиболее носимую часть установки (что, кстати, и делает большинство гастролирующих барабанщиков), и заботливо протирать их специальной особо мягкой тряпочкой, с вышитым в углу сердечком, как только представится такая возможность, но это лишь малая часть установки, а остальное в это время находится без всякого призора на какой-нибудь пыльной базе и шаркает, шаркает по их чудным никелированным ногам, (а то и по нежным разноцветным бокам) грязной мокрой тряпкой неопрятная тетка-уборщица…

И тут на помощь приходит техника. Причем (о счастье!) та, которую можно получить за деньги, а не та, которая достигается годами усердных упражнений на ненавистном инструменте.

Roland SPD 20 позволяет в значительной мере реализовать принцип «Все свое ношу с собой». Некоторое время тому назад я столкнулся с проблемой классификации подобных устройств. В самом деле, в них есть все: и звуковой модуль, и пэды, и интерфейс пэды — MIDI. В результате долгих раздумий, я решил проблему, отнеся подобные устройства к категории «ударные установки», что, с моей точки зрения, характеризует их наиболее полно. Хотя хочется поставить впереди слово «компактные», а еще лучше «сверхкомпактные», поскольку все вышеперечисленные компоненты находятся в корпусе, легко умещающемся в сумку средних размеров, при этом еще остается место для педалей, сетевого адаптера, кабелей, пары пэдов и смены белья.

Отличия SPD 20 от его предшественника SPD 11 нельзя назвать радикальными, поэтому, чтобы избежать частых ссылок на предыдущую статью, я сделаю вид будто бы ее не было вовсе и буду описывать само устройство, а не его отличия от предыдущей модели. Но при этом (из скромности, естественно) постараюсь избежать прямого самоцитирования.

Как он устроен

SPD 20 имеет пластмассовый корпус белого цвета размерами 450 х 350 х 70 мм и весит 2,8 кг. Большую часть верхней панели занимают восемь темно-серых, почти черных, резиновых пэдов, каждый из которых имеет размеры 114 х 96 мм. Поверхность пэдов слегка шероховатая, приятная на ощупь.



114 на 96. Много это или мало? Думаю, что ныне покойный барабанщик группы «Who» Keith Moon, отличавшийся особо размашистым отношением к барабанам, остался бы ими недоволен, но мне «Who» как-то никогда особо не нравились.

Первое, что бросается в глаза, когда распаковываешь коробку с SPD 20, это приклеенный к мешку, в котором находится инструмент, пакет с самоклеющимися белыми бумажными полосками. Которые, оказывается, надлежит укладывать в углубления, отделяющие пэды друг от друга, чтобы границы пэдов были видны при плохой освещенности сцен и концертных залов. Причем, в руководстве пользователя на чистом английском, на полном серьезе рекомендуется обратить внимание на то, что компания Roland не продает и не поставляет эти бумажные полоски отдельно от SPD 20. Хочешь еще полосок — покупай еще один инструмент! Нет, все-таки, или я чего-то недопонимаю, или мы живем на какой-то другой планете. Ну да ладно. С пэдами, углублениями и полосками, вроде бы, все понятно, а непосредственно над пэдами находится панель управления устройством.

Панель управления

Эту панель серебристого цвета особо плотно набитой органами управления назвать сложно, далее я буду перечислять их по порядку слева направо.

1. Семисегментный трехсимвольный индикатор — если устройство находится в режиме игры, на нем индицируется номер текущего пэтча (ударной установки), а в режимах редактирования и обмена данными — все остальное: от названий редактируемых параметров и режимов до индикации силы удара по пэду. Еще дисплей умеет намекать на то, что параметр, который ты пытаешься ввести, инструменту не по душе — начинает мигать во все лопатки. Чаще всего это происходит, когда пытаешься присвоить инструменту уже занятую MIDI ноту. Также дисплей может мигать медленней, и значит это, что в настоящий момент редактируется параметр, принадлежащий ободу внешнего пэда.

2. Два индикатора банков пэдов PAD BANK представляют собой расположенные один над другим белые прямоугольные окошечки с буквами A и B. Банк активен — окошко светится.

3. Четыре аналогичных банковым индикатора эффектов EFFECTS с надписями Rev, Dly, Cho и Fln (реверберация, задержка, хорус и фленджер соответственно).

4. Поскольку маленький трехсимвольный дисплей SPD 20 не позволяет управлять инструментом при помощи пары кнопок или колеса ввода данных, как в устройствах с большим графическим дисплеем (да и странен был бы такой дисплей в непосредственной близости от барабанных палок), для того, чтобы понимать, значение какого параметра в данный момент светится на дисплее, инструмент имеет так называемый Список Параметров (PARAMETER LIST). Это — действительно нанесенный на панель список или, скорее, таблица из четырех колонок: SOUND (параметры звука), MIDI (параметры MIDI), FX/PEDAL (параметры эффектов и педали), SYSTEM (системные параметры). В каждой из этих колонок находятся соответствующие параметры, а над ней индикатор, показывающий, что в данный момент редактируется параметр из этой колонки. А левее самого левого столбца находятся семь индикаторов, соответствующих строкам таблицы. Таким образом, на пересечении светящихся индикаторов находится редактируемый параметр. На бумаге это описание смотрится, возможно, громоздко, а на деле Список Параметров довольно доходчив.

5. Правее Списка Параметров находятся кнопки управления (три ряда по четыре черные резиновые кнопки в каждом ряду). Кнопкой SELECT выбирают колонку из Списка Параметров, кнопками же с символами «стрелка вверх» и «стрелка вниз» перемещаются вверх-вниз по строкам Списка Параметров. Нажатие кнопки PATCH CHAIN вводит режим работы с цепочками пэтчей (всего таких цепочек может быть до восьми), кнопкой BANK A/B переключают банки звуков. Кнопка COPY способствует копированию пэтчей, кнопка LAYER включает-выключает слои в звуках. Кнопкой EDIT инструмент переводят в режим редактирования, а кнопкой FX ON/OFF включают и выключают эффекты. Еще есть две кнопки -PATCH/VALUE+, которые используются в качестве кнопок «-/+» и служат для перелистывания взад-вперед пэтчей и значений параметров.

Задняя панель

Панель черного цвета, начинается с вращаемого регулятора громкости наушников VOLUME и гнезда PHONES. Далее следует пара выходных гнезд OUTPUT: R и L/MONO (правый и левый/моно соответственно). Чуть поодаль располагается переключатель TRIG 4/HH CTRL, переключающий расположенное рядом почти одноименное гнездо HH CTRL/TRIG 4 для работы с педалью хета или с внешним пэдом. Это гнездо относится к группе из четырех гнезд TRIGGER INPUT, в которую, кроме него, входят еще три гнезда с незатейливыми названиями 3, 2 и 1, предназначенные для подключения внешних пэдов. За гнездами TRIGGER INPUT располагаются два MIDI разъема — OUT и IN, а рядом — гнездо для педального переключателя FOOT SW (подключив к которому две педали рекомендуемым кабелем PCS 31 можно пролистывать пэтчи в обе стороны, подключив одну педаль можно изменять номера пэтчей по кругу только в сторону увеличения). И, наконец, в правом углу задней панели находится разъем питания, кнопка включения питания и пластмассовый крюк, вокруг которого рекомендуется обматывать кабель питания во избежание повреждения гнезда при недостаточно бережном обращении с инструментом (например, при таскании его за собой по улицам за сетевой адаптер). Питается инструмент от внешнего двенадцативольтового адаптера (входит в комплект поставки).

Хочу добавить, что и верхняя, и задняя панели покрыты плотно приклеенной прозрачной защитной пленкой с прорезями для органов управления, которую при желании можно удалить.

Нижняя панель

Обычно, описывать нижнюю панель прибора смысла не имеет, но в нашем случае это не так. Думаю, что все SPD-подобные инструменты, начиная с Roland PAD 80 (Octapad), в каких-нибудь секретных реестрах числятся как настольные, во всяком случае, ножки у них есть. Однако понимать настольность буквально и играть на SPD 20, поставив его на стол, не очень удобно, хотя иногда приходится делать и это. На животе инструмента имеется углубление с четырьмя отверстиями, снабженными вкрученными в них винтами. В это углубление надлежит устанавливать универсальный крепежный комплект Roland APC 33 (ценой в 32 у. е.) для получения возможности крепления инструмента на любую стойку ударной установки. А винты в соответствующих отверстиях нижней панели нужны, поскольку штатные винты APC 33 длинны для этого инструмента и могут повредить его нежные внутренние органы. К сожалению, инструменты серии SPD не умещаются на обычную подставку для малого барабана, что, конечно, было бы очень удобно.

Звук

В основе звуковой части SPD 20 находятся два банка пэдов — PAD BANK A и B, из которых на каждый пэд можно назначить по одному звуку. При двух назначенных на пэд звуках и обоих банках, включенных кнопкой Layer и выбранных кнопкой BANK A/B, звук становится составным или слоеным (состоящим из двух слоев). Если составной звук не нужен, функция Layer отключается и кнопкой BANK A/B выбирается банк, звук из которого будет звучать при ударе по пэду. По умолчанию, подавляющее большинство инструментов составные, что, конечно, правильно, поскольку функция Layer сильно обогащает возможности звукообразования, делая звучание инструментов значительно более живым. Дело вот в чем: используя возможность присваивать звукам, назначенным на один пэд, разные динамические кривые, можно сделать так, чтобы звуки пэда включались в зависимости от силы удара по нему, — как вместе, так и порознь. Слабо ударил — один звук, сильней — другой или оба сразу. Таким же образом можно подбирать и различные варианты взаимоперехода звуков, назначенных на пэд. И, наконец-то, я смог изменить вопиющую, на мой взгляд, но традиционную для электронных ударных Roland динамическую комбинацию: тарелка райд — купол (чашка) тарелки райд. Там так: нормально бьешь — тарелка, сильно — купол. Эту аномалию я не смог обороть в барабанных модулях Roland TD 5 и (даже) TD 10 (мои жалобные стоны на эту тему можно прочитать в статьях об этих устройствах), так как там нет доступа к слоям. На SPD 11 этот доступ был, менять я, правда, ничего не менял, но в соответствующей статье традиционно сетовал на противоестественную связь.

Надо заметить, что хотя 14-нотная полифония SPD 20 при включенной функции Layer и сокращается вдвое, но все же остается вполне достаточной.

Всего в SPD 20 имеется 700 звуков (в SPD 11 было 225), в которые входят: бас барабаны (50), малые барабаны (86), томы (40), хеты (33), хеты, управляемые педалью (17), тарелки (36), латиноамериканская перкуссия (78, в том числе два лупа), индийская перкуссия (33, в т. ч. один луп), перкуссионные инструменты Африки, Среднего Востока, Австралии и т. д. (37, в т. ч. один луп), перкуссионные инструменты Японии, Кореи, Китая, Южной Азии (51), оркестровые ударные (24), мелодические инструменты (как ударные, так и не очень) — виброфоны, маримбы, колокола, хоры, басы, аккорды медных духовых и т. д. (59), аналоговые ударные — звуки с устройств Roland DR 55, CR 78, TR 707, TR 727, TR 808, TR 909 (16), эффекты, искусственные и природные шумовые звуки — скрэтчи, выстрелы, звонки, крики и т. д. (120), реверберационный отзвук помещения для различных барабанов, реверсированные звуки (20).

Звучит SPD 20 привычно хорошо, хотя и возникает желание обозвать его звучание обычным — качество звучания практически не отличается от хорошо мне знакомых SPD 11 и TD 5.

Мне, например, хотелось бы большего количества тарелок райд — их в SPD 20 всего 16, если исключить их купола, остается восемь, минус щеточную тарелку с куполом — шесть. Мало. Зато перкуссии — сверх меры. С другой стороны, понятно, что производитель просто обязан держать нос по ветру: подъем интереса к этнической музыке — получите запас этнических инструментов, которого хватит до конца жизни целому поколению перкуссионистов. Правда, я как не искал, не обнаружил в этом этническом безумии того, чем заслуженно может гордится родное отечество — стука ложек (друг об друга, а не по мискам). Также нет там ни лихого звона молотка об косу, ни звука батареи чугунков с натянутой на их горла кожей, ни частушечного взвизгивания «И-их!» и приговора «О-па!» Так что, как ни горько это чувствовать, но про нас, как всегда, забыли, хотя это легко объяснимо, учитывая наличие неурегулированных территориальных споров между нашими странами и, как следствие, отсутствие мирного договора между Россией и Японией.

У каждого звука каждого инструмента возможно изменять уровень громкости (LEVEL), высоту тона (PITCH), время спада (DECAY), панорамирование (PAN), уровень посыла на эффекты (FX SEND) и назначать один из 16 возможных вариантов динамической кривой (CURVE). Перечисленные параметры (плюс, идущий первым, параметр INST — собственно звук) составляют столбец SOUND Списка Параметров.

В процессоре эффектов SPD 11 есть 25 пресетов в которые входят: реверберация, задержка, хорус, фленджер и их комбинации. Кроме типа эффекта (FX TYPE), изменениям поддается параметр (FX TIME), значением которого определяется время задержки, если выбрана реверберация или задержка, а также частота, в случае выбора хоруса или фленджера. Также можно менять и уровень эффекта (FX LEVEL). Эффекты включаются кнопкой FX ON/OFF. Поскольку процессор эффектов общий для всех инструментов, обработать инструменты одной установки разными эффектами нельзя. Единственное, что можно сделать, это изменять уровень обработки того или иного инструмента, изменяя значение параметра FX SEND. Ну и, естественно, существует возможность лишить какие-то барабаны или тарелки эффекта вовсе, оставив его на других инструментах. Например, часто реверберацию добавляют только малому барабану.

SPD 20 является хорошо расширяемым инструментом. К нему можно подключить четыре внешних пэда, или три пэда и педаль хета, превратив тем самым в значительно более солидную ударную установку. На каждый из внешних пэдов можно назначить до четырех (если пэд двухзонный и включена функция Layer) звуков из имеющихся в инструменте. На каждый двухзонный пэд назначаются по два двухслойных инструмента — один на пэд, другой — на его обод. При ударе по центральной части пэда звучит один инструмент (назначенный на сам пэд), а при ударе римшотом (одновременно по ободу и пэду) — второй (назначенный на обод). Такой же принцип действия римшота применен во всех современных барабанных модулях Roland — TD 5, TD 7, TD 10.

С двухзонными пэдами звуки инструментов можно глушить, сжимая край пэда. Сделано это для получения возможности глушить тарелку, после удара хватая рукой пэд, на который она назначена. На однозонные пэды назначается по одному инструменту (как двух-, так и однослойному) и в этом случае инструменты хватанием не заглушишь. SPD 20 готов работать практически с любыми пэдами, как Roland, так и других производителей. При подключении внешнего пэда надо лишь правильно выставить его тип из десяти предлагаемых вариантов: для PD 5, для PD 7 и пэдов других фирм, для PD 9, для PD 100, для PD 120, две установки для разных пэдов других фирм, для кик-пэда KD 7 и кик-пэдов других фирм, две установки для разных кик-пэдов других фирм. Игру римшотом с пэда PD 120 поддерживают только триггерные входы 1 и 2.

Кроме пэдов, к SPD 20 можно подключать акустические триггеры (датчики, устанавливаемые на акустических барабанах), для которых существуют четыре установки для четырех типов барабанов (бас, малый барабан, томы, большие томы). К слову сказать, в SPD 11 (и в TD 7) нет возможности прямого подключения акустических триггеров. Делать это можно с помощью специального устройства — интерфейса AT 4 (ценой 72$).

Вход для внешних пэдов HH CONT/EXT 4 можно переключать в режим работы с педалью хета Roland FD 7. При этом вы получаете отлично управляемый хай-хет, звук которого при ударе по пэду, на который он назначен, может плавно меняться от полностью закрытого до полностью открытого, в зависимости от положения педали FD 7. Для этого существует группа инструментов из 17 хетов, предназначенных для управления педалью. При закрытии-открытии педали, а также при закрытии и последующем быстром открытии хета производятся звуки практически полностью соответствующие работе обычного хета. Максимальную громкость звука закрытия педали можно регулировать изменением значения параметра PDL LEVEL.

Вы можете использовать педаль хета не только, чтобы открывать и закрывать хай-хет. Также, в зависимости от установки параметра PDL CTRL, с ее помощью можно в реальном времени управлять уровнем эффектов и изменять высоту тона инструментов SPD 20. Еще педаль хета можно использовать для передачи сообщения MIDI контроллеров на другое устройство (для этого служит параметр PDL CC#). Все описанные параметры, относящиеся к эффектам и педали, расположены в столбце FX/PEDAL Списка Параметров.

Звук в SPD 20 становится доступен для воспроизведения как с пэда, так и по MIDI только после его назначения на пэд, и, соответственно, в ударную установку (пэтч), которых всего 99, и все их можно изменять (на самом же деле при этом с пресетным пэтчем ничего не происходит, а измененный пэтч сохраняется как пользовательский, но скрыто это от невооруженного сокровенным знанием). Пэтч состоит из всех установок параметров восьми внутренних и четырех (или трех и педали хета) внешних пэдов и настроек эффектов.

Для каждого пэда, кроме звука и типа триггера (изменяемого только для внешних пэдов), можно изменять следующие параметры из Списка Параметров.

Столбец MIDI: номер MIDI канала (TX CH), номер ноты (NOTE #), длительность звучания до начала фазы окончательного спада (GT TIME), панорамирование (PAN), кривую динамики (CURVE), динамическую чувствительность (SENS), номер смены программы (PGM CHANGE).

Столбец SYSTEM: (общие для всех пэтчей, так называемые, системные параметры) — основной MIDI канал (BASIC CH), номер MIDI канала, по которому может осуществляться сброс данных устройства для сохранения во внешнем секвенсоре (BULK DUMP); включение расширения пэтчей (PATCH EXPAND) и параметры триггеров.

В каждом пэтче SPD 20 может быть до 32 звуков. Однако при использовании устройства в качестве звукового модуля этого может быть недостаточно. Функция Расширения Пэтча (PATCH EXPAND) позволяет увеличить количество одновременно доступных звуков. Когда включено Расширение Пэтча, наряду с текущим пэтчем будут доступны звуки пэтчей с 96 по 99, что обеспечивает доступ по MIDI к инструментам пяти пэтчей.

Параметры триггеров: чувствительность (TRIG SENS); порог срабатывания (TRIG TRESHOLD); а также тип и кривая (TRIG TYPE и TRIG CURVE). Тип и кривую можно изменять только для внешних пэдов. Изменяя параметры триггера, можно очень точно настроить входные триггеры под конкретные пэды.

То, что звук при назначении его на пэд принимает все параметры предыдущего звука, на этот пэд назначенного, не слишком удобно, поскольку для того, чтобы просто полностью перенести инструмент из двух звуков с одного внутреннего пэда на другой, необходимо перестроить (правда, в худшем случае — когда переносится хет, у которого больше параметров из-за настроек педали, да еще и все остальные параметры — другие) до 34 параметров! В этом отношении могла бы здорово помочь компьютерная программа редактирования, но для SPD 20 таковой пока нет, и как показывает практика, появляются такие программы не сразу, а через год-полтора после выхода устройства на рынок. Да и то, если устройство становится достаточно популярным. Скорее всего, поддержка SPD 20 появится в универсальном редакторе Unisyn производства Mark of the Unicorn, и/или в редакторе Midi Quest, производства Sound Quest, так как они поддерживают предшественников SPD 20 — SPD 8 и SPD 11.

Очень здорово, что описание процедуры возвращения заводских установок (инициализации) находится в самом начале руководства, (сразу после увлекательного рассказа о том, как установить SPD 20 на барабанную стойку). Поскольку наиболее распространенным способом освоения любого прибора является нажатие на кнопки в интуитивном режиме, говоря другими словами, практически наугад, то уничтожать результаты подобной деятельности приходится часто, и лучший помощник в этом — инициализация. Для ее производства надо включить питание инструмента при двух нажатых кнопках (случайно этого не сделаешь) и затем подтвердить решительность своих намерений и инициализировать устройство (при этом инициализируются все настройки всех пэтчей). Если охота вернуть заводские настройки лишь определенным пэтчам, это можно сделать, откопировав нужный пэтч из пресетного в пользовательский с помощью соответствующей процедуры.

Еще в SPD 20 есть одна важная функция — отключение LOCAL CONTROL, разрывающее связь пэды — звуковая часть и позволяющее их использование отдельно друг от друга, в качестве самостоятельных устройств.

Место в строю

SPD 20 — то редкое устройство, в котором универсальность не является отрицательной характеристикой, хотя и понятно, что использование SPD 20 в качестве самостоятельной ударной установки является достаточно радикальным. Устройство предназначено скорее для добавления его к основной ударной установке (акустической или электронной). Кроме того, видимо, рационально его использование в качестве барабанного MIDI контроллера и перкуссионного звукового модуля в небольших студиях (студии большие могут позволить себе большие электронные ударные установки или снабдить акустическими триггерами обычную установку). В качестве основного барабанного модуля для студии инструмент не очень годится из-за наличия всего одной пары выходов.

У SPD 20 практически нет конкурентов. Похожие инструменты делает только Yamaha, но это устройства совсем другого класса, ориентированные, скорее, на детей. В инструментах Yamaha DD 51 и DD 9 M нет плавного управления звуком хета, звук бас-барабана ногой извлекается с помощью педального переключателя (нединамическая, стало быть, бочка), зато есть самоиграечные функции, усилитель и динамики. Ребенку лет до 14 я бы посоветовал купить что-нибудь подобное, ну а после этого возраста, боюсь, надо разоряться на SPD.

Roland SPD 20625$МиксАрт
Мультимедиа Клуб

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ


Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo