Владимир САПРЫКИН
Музыкальное Оборудование
май 2009
Модульные системы Doepfer A-100 Basic System 2 и Analogue Systems.
[отрывок]Звуковые примеры
Для демонстрации возможностей модульных систем я приготовил несколько звуковых примеров и комментарии к ним. Прежде всего, хочу повторить, что, чем крупнее модульная система, тем сильнее она отличается от традиционного синтезатора, несмотря на их одинаковую аналоговую природу. Выражаясь образно, инструментарий большой системы позволяет создавать цельное музыкальное полотно, где множество модулей оказывают взаимное влияние, иногда относительно случайное. В нашем случае, конечно, крупные системы не использовались, но, тем не менее, хорошо укомплектованный модульный синтезатор позволил записать большее количество примеров.
Doepfer A-100
Все файлы, относящиеся к системе Doepfer A-100, имеют название, начинающееся с «DM», от Doepfer Musikelectronik. Некоторые примеры записывались в чистом виде, но многие сопровождаются аккомпанементом. Это позволяет услышать, как тот или иной звук поведет себя в реальной обстановке.
Начнем с простых примеров, постепенно переходя к более сложным. Очень простой операцией оказалось создание басовых звуков. В файле DM_SawBass показан простой одноосцилляторный бас на основе пилообразной волны. Звук пропущен через НЧ-фильтр, быстро закрывающийся под управлением генератора огибающей. Две фразы сыграны одиночным звуком, последующие — тем же звуком в составе несложного микса. Аналогичный короткий басовый звук я попробовал пустить в сопровождении густого синтетического подклада. Несмотря на то, что плотность подклада иногда «зашкаливает», бас все равно остается читаемым. Этот пример называется DM_SawBass&Pad. Основное условие для создания такого баса — сделать спад огибающей фильтра более быстрым, чем спад огибающей амплитуды, чтобы после закрытия фильтра еще оставалась низкочастотная вибрация. Соответственно, фильтр и управляемый усилитель должны пользоваться разными генераторами огибающей, что и было сделано.
Если вам известен детский фильм «Приключения Буратино», то вы наверняка помните, как Карабас Барабас играл на тубе, сидя у камина в дождливую погоду. Вот эту самую тему я и решил записать. Для создания синтетической тубы использовался более продолжительный звук, чем в предыдущем примере, а низкочастотный пропускающий фильтр отрабатывал мягкую атаку типа «брасс», то есть открывался не рывком, а постепенно. Туба из всего этого, может, и не получилась, но глубина баса такова, что при использовании соответствующей акустики он заставит дрожать стены. Файл с этим примером называется DM_BassBrass.
Еще один образец простого одноосцилляторного баса представлен в файле DM_303-like_Bass. Из названия должно быть понятно, что это попытка сделать звук «как у TB-303». На стопроцентное попадание эта попытка не претендует по двум причинам, одна из которых — четырехполюсный фильтр вместо трехполюсного, который использовался в оригинале. Но полная имитация нам и не требуется. Здесь важно просто услышать движение частоты среза и изменение глубины резонанса. Мне, например, этот фильтр понравился своим ярким и чистым звуком. Такой же звук, солирующий в окружении других инструментов, показан в файле DM_303_in_mix.
К фильтрам в чистом виде мы еще вернемся при прослушивании некоторых звуковых эффектов. А сейчас продолжим прикладное их использование. На очереди басовый звук со своеобразным булькающим звучанием. Он был сконструирован с использованием параллельного управления частотой среза фильтра от LFO и огибающей. От LFO происходит постоянная раскачка, в то время как сигнал огибающей плавно сужает полосу пропускания фильтра. Этот пример называется DM_BubbleBass. Здесь вначале записан басовый звук без сопровождения, затем я подыграл ему звуком другого синтезатора с арпеджиатором.
Для следующего примера я сконструировал басовый звук с использованием двух волновых форм, пилообразной и прямоугольной, снятых с одного осцилляторного модуля. Изменение тембра происходит здесь из-за модификации одного из двух сигналов осциллятора. Ширина импульса прямоугольной волны постоянно модулировалась сигналом модуля LFO 2, в котором я плавно изменял форму выходного напряжения. Из-за этого звук приобретал все более сверлящий характер, хотя в его основании постоянно слышен чистый тон пилообразной волны. Сигналы микшировались и поступали в фильтр (LPF). Частота среза имела сложное управление. На нерегулируемый управляющий вход подавалось напряжение от генератора огибающей, типичного вида ADSR. На регулируемый вход подавалось напряжение от второго генератора огибающей, который, в свою очередь, подчинялся командам LFO, постоянно перезапускаясь. Файл с этим примером называется DM_Swirl_Bass. На рис. 1 показаны образцы волновых форм из этого примера. На верхнем изображении можно увидеть два последовательных периода в крупном масштабе. На нижнем — процесс изменения волновой формы во времени, то есть само формирование звука.
Еще один образец сдвоенного баса со свербящим оттенком показан в файле DM_DoubleBass&Pad. Он работает в сопровождении плотного подкладочного звука. Здесь несколько иная схема коммутации. Пилообразный сигнал, составляющий основу баса, проходит через LPF и поступает в микшер. Это первая часть звука. «Довесок» к нему построен на базе импульсной волны с модуляцией ширины импульса (PWM) под управлением LFO с плавно изменяемой формой сигнала. Этот жесткий звук проходит через полосовой фильтр, у которого центральная частота модулируется сигналом обычного LFO. С выхода фильтра этот звук поступает в микшер, смешиваясь с «первой частью», после чего смесь поступает в управляемый усилитель. В процессе игры я плавно изменял форму управляющего сигнала, идущего в цепь PWM, из-за чего характер модуляции и звука в целом постоянно менялся.
Следующие три примера тоже содержат образцы сложных басовых звуков. Но здесь использовано не столь экстремальное управление PWM. Вариабельность звучания достигается, в основном, модуляцией фильтра, а также изменением соотношения прямоугольного и пилообразного сигналов осциллятора в микшере. Файлы с примерами называются DM_DoubleBassArpeg1, 2 и 3. Первый пример самый продолжительный. При записи я постоянно изменял значения выбранных параметров — это легко отслеживается по живости звука. Два других примера — небольшие. В них показаны звуки наиболее напористого характера. Басовыми звуками с подобным тембром часто пользовался музыкант Ben Watkins в своих работах в рамках проекта Juno Reactor.
Еще один басовый звук я сконструировал с применением шумового генератора. Басовая секвенция с периодической разверткой фильтра, записанная на фоне внешнего подкладочного звука, показана в файле DM_Noisy_Bass.
Следующий пример просто показывает использование одного из пэтчей в различных диапазонах, верхнем и нижнем. Он звучит в составе микса. Нужный звук легко узнать по замедленному открыванию фильтра в фазе атаки, как это обычно делается в пэтчах типа Analog Brass. К чистому голосу добавлено небольшое жужжание, полученное от PWM-модуляции. Синтезатор начинает сольную партию в верхнем регистре, затем постепенно опускается вниз, в область басов. Файл с этим примером называется DM_solo-to-bass_mix.
Еще один пример показывает работу одного и того же пэтча в разных высотных диапазонах. Для него я сконструировал стереофонический звук, задействовав в каждом канале собственный фильтр и усилитель с некоторыми различиями в параметрах. Он играет на фоне синтетического подклада. Файл называется DM_St&Pad.
В файле с названием DM_Solo&Pad синтезатор А-100 играет вариацию на тему одного из старых произведений Дидье Маруани. Вначале я исполнил небольшой резвый пассаж, а затем началась, собственно, спокойная сольная партия под аккомпанемент другого синтезатора.
Несколько следующих примеров посвящены звукам, которые обычно попадают в категорию эффектов. Это относится, например, к модуляции фильтров. Поскольку система у меня имела два модуля с фильтрами, я решил соединить их последовательно для получения булькающего эффекта. Здесь использовались LPF и BPF. Низкочастотный фильтр открывался по команде генератора огибающей, а полосовой фильтр изменял центральную частоту под воздействием LFO. Данный пример называется DM_FilterFX.
В файле DM_Osc&FilterFX показан образец комбинированного эффекта с использованием асинхронной модуляции осцилляторов и полосового фильтра. В управлении принимали участие два модуля LFO и генератор огибающей. В файле есть моменты, когда центральная частота фильтра глубоко опустилась вниз и вновь начала подниматься. Это примерно с семнадцатой по двадцатую секунду воспроизведения, а затем в самом конце. По звучанию эти фрагменты напомнили мне изыскания группы Astral Projection в их старом альбоме «Another World». Подобные приемы использовались там в нескольких композициях. А в файле DM_NoiseFX показана прыгающая развертка фильтра на проходящем шумовом сигнале.
Звук для следующего примера записан с использованием модулей, работающих с тактовыми сигналами, или «клоком». Задающим генератором выступал LFO. Прямоугольное напряжение с его выхода запускало модуль Clock Divider и связанный с ним модуль дешифратора. Последовательность сигналов (Gate) на выходах дешифратора использовалась в качестве простейшего секвенсора — для запуска генераторов огибающей, управляющих усилителем и фильтром. Для работы применялись две звуковых схемы с отдельными фильтрами и усилителями. Они производили разные звуки: один — более мягкий, другой — жесткий. Из этих звуков посредством простой коммутации составлялась короткая секвенция: мягкий звук, затем три жестких. В одной цепочке (жесткой) вместо генератора огибающей применен модуль Slew Limiter. Другая цепочка использовала сразу две огибающие: с долгим спадом для усилителя и с быстрым для фильтра. Генератор огибающей фильтра дополнительно получал тактовый сигнал от LFO, постоянно перезапускаясь и тем самым многократно закрывая и открывая фильтр. Причем, чувствительность модуля огибающей к сигналу LFO в процессе записи плавно изменялась вручную. Это дало возможность получить плавный переход к эффекту, похожему на обычную задержку. Образец звука записан в файле DM_BassSequence.
В файле DM_FM_Bell показаны звонкие колокольчики, полученные с помощью частотной модуляции одного осциллятора другим. Пример с использованием модуля кольцевой модуляции демонстрируется в файле DM_RM&Filters.
Следующие примеры носят технический характер и отражают работу процессора А-116. В файле DM_Sine_A116 можно услышать, как преобразуется синусоидальный сигнал, проходящий через этот модуль. На рис. 2 показаны несколько волновых форм из этого примера: исходный сигнал и его преобразованные варианты.
Непосредственно клиппирование сигнала записано в файле DM_Processor_Clip. А несимметричное усиление показано в примере DM_Processor_Sym.
Несколько разных вариантов использования случайного управляющего сигнала можно услышать в файле DM_Random_Sample&Hold. Здесь показано его воздействие на фильтр и на высоту тона осциллятора. В примере использован случайный сигнал как в чистом виде, с мгновенными изменениями, так и его ступенчатая производная, полученная с помощью модуля Sample&Hold.
Еще я записал сигнал, который производит модуль LFO с регулируемой формой волны. Учитывая широчайший частотный диапазон, в котором работает этот модуль, его можно использовать в качестве звукового источника. То, что он делает, действительно интересно. Образцы его работы в звуковом диапазоне частот можно услышать в файле DM_Variable_LFO. А на рис. 3 показано изменение спектрального строения сигнала при вращении управляющих регуляторов. Изображение соответствует данному файлу в интервале с восьмой по двадцатую секунду. Своеобразная «молния» на картинке образовалась в момент превращения треугольного сигнала в чистую синусоиду с уходом частоты вверх, в практически неслышимую область. А момент, когда эта молния «ударила в дерево», соответствует снижению частоты и изменению формы сигнала. Теперь он стал похож на рыбий плавник: в общих чертах как будто треугольник, но его скат имеет волнистую форму. Затем генерация фактически сорвалась из-за того, что длительность импульса стала в несколько раз меньше длины периода — это «ствол» нашего условного дерева. Появившиеся «ветки» — увеличение длительности импульса и возобновление генерации. В общем, модуль очень интересный, несмотря на внешнюю простоту.
Ну и напоследок предлагаю в качестве развлечения прослушать маленький фрагмент «Маленькой ночной серенады» Моцарта, записанный в упрощенном виде. Сольную тему исполняет Doepfer A-100, оркестром притворяется семпловоспроизводящий синтезатор. Файл называется DM_Mozart.
Оставшиеся звуковые примеры подготовлены непосредственно производителем. Большинство из них относятся к работе модуля А-188 Tapped BBD, который описан в соответствующем разделе данной статьи. Поскольку вариативность его работы чрезвычайно высока, то и примеров его работы я решил привести по возможности больше. Еще большее их количество доступно на сайте производителя.
Три файла, обозначение которых начинается с «А1882», содержат примеры неглубокой обработки простых звуков. Все остальные примеры, названия которых начинаются на «BBD», использовали для обработки одну из двух исходных секвенций. Это BBD_Source_1 с кусочком композиции в стиле техно или BBD_Source_2, в которой записана короткая одноголосная синтезаторная секвенция. Переработка этих исходных звуков в модуле Tapped BBD дает необычные и часто неожиданные результаты.
В файле Doepfer_FactoryDemo я собрал воедино несколько частей из отдельных демонстрационных записей, сделанных производителем.
Analogue Systems
При работе с этой модульной системой я был более ограничен в возможностях в силу меньшего количества модулей. Однако их оказалось достаточно для того, чтобы передать характерные особенности синтезатора, а они, на мой взгляд, довольно яркие. Названия всех файлов, записанных с участием синтезатора Analogue Systems, начинаются с «AS».
Вначале предлагаю прослушать несколько мелодических образцов в нижнем частотном диапазоне. То есть это басовые звуки. В файле AS_SawBass показан одноосцилляторный пилообразный бас с неэкстремальными изменениями настроек фильтра. Басовый звук, созданный при помощи синхронизации одного осциллятора с другим, показан в файле AS_SyncSawBass.
Басовый звук, созданный на основе импульсной волновой формы, можно прослушать в файле AS_PulseBass. Если ввести в цепь управления фильтром напряжение от джойстика, то тот же самый пэтч можно заставить звучать более живо. Файл с примером называется AS_PulseBass_Joystick. Здесь во время игры я манипулировал джойстиком, управляющие сигналы которого подавались в цепи управления частотой среза и глубиной резонанса фильтра.
Несколько более вольное обращение с джойстиком в том же пэтче позволило записать образец под названием AS_Pulse_Joystick. В этом примере аккомпанементом звучит зацикленное арпеджио от другого синтезатора, и на его фоне «разговаривает» управляемый джойстиком пэтч. Все необычные тембровые артикуляции создаются одним и тем же фильтром — EMS Synthi.
Для более детального знакомства с его работой я записал еще один пример. Здесь звучит басовая секвенция, и в процессе проигрывания в фильтре вручную меняются частота среза и глубина резонанса. Фильтр медленно приоткрывается и затем так же медленно закрывается. Схема работает в режиме 18 дБ/окт. Переключатель Standard/Fast Slew в начале записи находился в положении Standard, а после глубокого понижения частоты среза в середине записи, примерно на 26-й секунде воспроизведения, я переключил его в быстрый режим. Разница хорошо слышна. В начале звук был немного «резиновым», поквакивающим, округлым, во второй половине стал более сосредоточенным, жестким, а при увеличении резонанса — несколько более сухим. Файл с этим примером называется AS_SynthiFilter.
Для следующего пэтча я использовал сразу два генератора огибающей. В одном из них был настроен очень короткий временной контур, для создания «точечного» звука. Второй генерировал более традиционную кривую, но с небольшим запаздыванием относительно первой. Поэтому каждый звук синтезатора оказался состоящим из двух частей. Первая часть короткая, а вслед за ней — обычная, продолжительная. Полученный пэтч я решил назвать Knock Bass, а файл с этим примером называется AS_KnockBass_mix. Вначале басовые звуки записаны в чистом виде, а затем — в составе микса.
Еще один басовый звук на фоне несложного аккомпанемента можно прослушать в файле AS_PulseBass&Arpegg. Здесь использован умеренно мягкий тембр на основе прямоугольной волны, и в процессе игры я очень медленно поднимал частоту среза фильтра, создавая плавную развертку. Причем, первоначально уровень резонанса был увеличен, и в какой-то момент резко убавлен. Этот момент легко уловить по мгновенно возникшей наполненности баса.
Немного звуков из категории эффектов я записал при помощи всех трех имеющихся в моем распоряжении осцилляторов и фильтра. Один из осцилляторов работал в низкочастотном режиме, выступая в роли LFO. Еще одним источником модуляции выступал генератор трапеции в автоколебательном режиме. Файл с несколькими образцами полученных звуков называется AS_SFX. В самом начале можно услышать что-то вроде гомона птичьей стаи, затем более дискретные звуки.
Модуль RS-370 я продемонстрирую только одним пресетным звуком. Кстати, несмотря на свою цифровую природу, а может быть как раз из-за нее, этот модуль пользуется определенной популярностью именно в аналоговых системах. К тому же он поддается довольно глубокому программированию (правда, на фоне простой настройки аналоговых модулей оно кажется утомительным). Я записал небольшой фрагмент «Сурка» Бетховена — это известная пьеса из репертуара младших классов музыкальной школы. Использовался готовый пресет под названием Chorus Piano. Файл называется AS_Beethoven.
Вернемся к аналоговым модулям. Мне настолько понравилось управлять фильтром при помощи джойстика, что я решил записать еще пару примеров. Один из них называется AS_PulseSolo&Arpeg. Это небольшая электронная фантазия с солирующим звуком производства системы Analogue Solution и аккомпанирующим арпеджированным подкладом, который исполняет другой синтезатор. Во время игры джойстик использовался очень активно. Особенно интересными, на мой взгляд, получились места с завалами по частоте, при увеличенной глубине резонанса. Это звуки с мягкой хрипотцой. Вся вибрация, которую слышно в сольной партии, создавалась быстрыми движениями джойстика. В какой-то момент фильтр сорвался в автогенерацию и начал свистеть. Высота тона в этом режиме задавалась напрямую джойстиком.
Еще одну свободную фантазию можно прослушать в файле AS_Solo_in_mix. Синтезатор также исполняет соло, но уже в составе микса. Для сольной партии в данном случае использован примерно такой же матовый и густой звук, как в предыдущем примере, но в другом высотном диапазоне. Временами он мне даже напоминал тембр дудука — своеобразно гнусавый, глубокий и как будто говорящий.
Если внимательно прислушаться к работе фильтра Synthi, то можно заметить, что он не имеет компенсации усиления в режиме самовозбуждения, из-за чего громкость звука заметно падает. Но это, в сущности, неважно. Главное — тот неповторимый тембр, который формируется в процессе фильтрации. Это — один из самых певучих фильтров, которые мне приходилось слышать.
Doepfer
Analogue SystemsMusic Import Звуковые примеры
Doepfer A-100
DM_303_in_mix MP3 (513 Кб) WAV (5,6 Мб)
DM_303-like_Bass MP3 (430 Кб) WAV (4,6 Мб)
DM_BassBrass MP3 (255 Кб) WAV (2,73 Мб)
DM_BassSequence MP3 (803 Кб) WAV (8,62 Мб)
DM_BubbleBass MP3 (664 Кб) WAV (7,12 Мб)
DM_DoubleBass&Pad MP3 (1,54 Мб) WAV (17 Мб)
DM_DoubleBassArpeg1 MP3 (1,05 Мб) WAV (11,6 Мб)
DM_DoubleBassArpeg2 MP3 (209 Кб) WAV (2,23 Мб)
DM_DoubleBassArpeg3 MP3 (309 Кб) WAV (3,32 Мб)
DM_FilterFX MP3 (783 Кб) WAV (8,42 Мб)
DM_FM_Bell MP3 (560 Кб) WAV (6,02 Мб)
DM_Mozart MP3 (217 Кб) WAV (2,33 Мб)
DM_NoiseFX MP3 (149 Кб) WAV (1,59 Мб)
DM_Noisy_Bass MP3 (599 Кб) WAV (6,44 Мб)
DM_Osc&FilterFX MP3 (596 Кб) WAV (6,4 Мб)
DM_Processor_Clip MP3 (347 Кб) WAV (3,73 Мб)
DM_Processor_Sym MP3 (552 Кб) WAV (5,93 Мб)
DM_Random_Sample&Hold MP3 (509 Кб) WAV (5,47 Мб)
DM_RM&Filters MP3 (204 Кб) WAV (2,18 Мб)
DM_SawBass MP3 (251 Кб) WAV (2,69 Мб)
DM_SawBass&Pad MP3 (352 Кб) WAV (3,78 Мб)
DM_Sine_A116 MP3 (591 Кб) WAV (6,35 Мб)
DM_Solo&Pad MP3 (996 Кб) WAV (10,7 Мб)
DM_solo-to-bass_mix MP3 (0,99 Мб) WAV (10,9 Мб)
DM_St&Pad MP3 (0,99 Мб) WAV (10,9 Мб)
DM_Swirl_Bass MP3 (571 Кб) WAV (6,13 Мб)
DM_Variable_LFO MP3 (350 Кб) WAV (3,75 Мб)
Doepfer A-100 factory
A1882_001 (2,24 Мб)
A1882_002 (399 Кб)
A1882_003 (1,95 Мб)
BBD_Source_1 (50 Кб)
BBD_Source_2 (62 Кб)
BBD_1024_Flange_LFO_Feedback_1 (232 Кб)
BBD_1024_fullrange_manual (526 Кб)
BBD_Flange_LFO_1 (163 Кб)
BBD_Manual_2 (0,99 Мб)
Doepfer_FactoryDemo (115 Кб)
Analogue Systems
AS_Bass_in_mix MP3 (394 Кб) WAV (4,23 Мб)
AS_Beethoven MP3 (326 Кб) WAV (3,49 Мб)
AS_KnockBass_mix MP3 (762 Кб) WAV (8,18 Мб)
AS_Pulse_Joystick MP3 (643 Кб) WAV (6,91 Мб)
AS_PulseBass MP3 (481 Кб) WAV (5,17 Мб)
AS_PulseBass&Arpegg MP3 (1,03 Мб) WAV (11,4 Мб)
AS_PulseBass_Joystick MP3 (254 Кб) WAV (2,73 Мб)
AS_PulseSolo&Arpeg MP3 (1,86 Мб) WAV (20,5 Мб)
AS_SawBass MP3 (425 Кб) WAV (4,57 Мб)
AS_SFX MP3 (641 Кб) WAV (6,88 Мб)
AS_Solo_in_mix MP3 (570 Кб) WAV (6,12 Мб)
AS_SyncSawBass MP3 (351 Кб) WAV (3,76 Мб)
AS_SynthiFilter MP3 (792 Кб) WAV (8,51 Мб)