Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Иван ВАСИЛЬЕВ
Музыкальное Оборудование
октябрь 1999

Хитрости создания звуков на синтезаторе Prophecy, использующем принцип физического моделирования.

Итак, минуло почти пять лет со времени появления на свет этого небольшого синтезатора… Тогда Korg Prophecy стал настоящей сенсацией, в его использовании были замечены Jean-Michael Jarre, Rick Wakeman, Depeche Mode, Prodigy, Radiohead. Необходимо, впрочем, сделать оговорку: на момент начала серийного выпуска Prophecy, использующийся в нем принцип физического моделирования звука уже был реализован фирмой Yamaha в синтезаторе VL 1. И практически одновременно с Korg шведская компания Clavia выпустила синтезатор Nord Lead. А ведь, если честно признаться, саксофоны и другие духовые на VL 1 звучат красочнее и реалистичнее, чем у Prophecy. Кроме того, подавляющее большинство современных музыкантов не очень-то довольно его одноголосностью, — если тот же Nord Lead перевести в режим соло, то звук пожирнее получится… Одним словом, есть какой-то секрет, благодаря которому Prophecy удалось удерживать позиции.

Секрет, думается, — в отлично проработанной, сверхгибкой организации программирования инструмента, обеспечивающей интуитивно понятный доступ к сотням параметров. Prophecy можно представить как цифровой псевдомодульный синтезатор с огромным количеством источников модуляции и изощренной системой синтеза. Благодаря сочетанию этих двух факторов, Prophecy имеет свой специфический звук, в то время как Nord Lead в основном является имитатором аналоговых синтезаторов, а VL 1 — имитатором акустических инструментов. Сыграло определенную роль и наличие у Prophecy арпеджиатора, а также удобного ленточного контроллера и целых трех колес, для достижения большей выразительности исполнения. Немаловажным фактором коммерческого успеха Prophecy стала и его приемлемая цена (в момент появления Korg Prophecy стоил 1299$, в то время как VL 1 тогда продавался за 3995$).



Итак, основа успешной работы с Prophecy — это восприятие его не в качестве «цифрового минимуга» или «имитатора саксофона попроще и подешевле, чем VL 1». При отсутствии подобных стереотипов, Prophecy может стать для многих исполнителей настоящим открытием.

Пресетные пэтчи Prophecy (которые, надо сказать, производят сильное впечатление), совместно с выпущенным Korg дополнительным банком «Analog & modern models», позволяют подобрать звук к материалу практически любого стиля: от эйсид и техно до прогрессива и джаза. Тем не менее, многие рано или поздно (а часто и сразу) начинают «копаться» в синтезаторе, экспериментировать в поисках своего неповторимого звучания. Поэтому начинающим пользователям Prophecy (а может быть, и не только им) будет полезна информация, которой я собираюсь поделиться далее. При этом подразумевается, что руководство пользователя прочитано, структура инструмента более-менее понятна, и фильтр с осциллятором не путается. Хочется отметить, что на вскрытие всех хитростей такого непростого синтезатора, как Prophecy, может уйти не один месяц, что делает обмен опытом между пользователями особенно полезным. В пользу этого говорит также и то, что не все ключевые точки для продвинутого программирования синтезатора описаны в документации.

Вообще-то, называть Prophecy уж очень сложным синтезатором можно лишь с известной степенью уверенности, ибо в его организации отчетливо просматривается до боли знакомая по аналоговому синтезу структура VCO (осциллятор) — VCF (фильтр) — VCA (усилитель). Отличия же заключаются в добавленных специфических модулях и в дополнительных параметрах стандартных модулей.

Осцилляторы

Возьмем, для начала, блок осцилляторов (генераторов звуковой частоты). Даже если отбросить двенадцать их возможных конфигураций и остановиться на самой простой — трех «аналоговых» осцилляторах (Standard + Standard), то и здесь можно найти простор для эксперимента. Большое практическое применение имеет параметр Waveform Modulation. Когда выбрана пилообразная форма волны, плавное изменение этого параметра в небольших пределах (скажем, для модуляции посредством LFO это может быть около +/- 50) приведет к эффекту, похожему на фленджер или фейзер.



Для получения подобного звука на других синтезаторах необходимо использовать два осциллятора, с небольшой модулируемой взаимной расстройкой. В Prophecy же этот эффект достигается на одном осцилляторе! Таким образом, в случае использования двух осцилляторов, для каждого из которых сделаны неодинаковые настройки параметра Waveform LFO modulation и применены два разных низкочастотных генератора (LFO), получается звук, для которого в других случаях необходимы четыре осциллятора, а в совокупности с субосциллятором мы имеем некий псевдопятиосцилляторный синтезатор! Это, конечно, некоторая условность, потому что на самом деле две псевдопары осцилляторов связаны по амплитуде (громкости) и частоте (высоте звука). И все-таки, это прекрасный исходный материал для солирующих звуков, имитации медных духовых, струнных и, конечно, различных басов, включая как «живые», так и характерные электронные.

При создании басовых звуков желательно транспонировать субосциллятор (либо любой другой, но не «удвоенный») на октаву вниз — при этом фундаментальная составляющая волны не будет подвергаться упомянутому эффекту противофазы (не с чем в противофазу вступать-то!), что привело бы к нежелательному (особенно в затяжных урчащих басах) изменению громкости всего звука в целом, а не только к эффекту «фленджера». При тщательном подборе осцилляторов, их расстройке, а также (в обязательном порядке) аккуратном подборе уровня (громкости) осцилляторов в микшере (Mixer), Prophecy способен производить звук по всем субъективным ощущениям малоотличимый от звука аналогового синтезатора.

Так уж получается, что у многих под «живым» и «теплым» понимается, прежде всего, аналоговый звук. Это происходит, в основном, из-за непредсказуемого поведения аналоговых синтезаторов: то строй немножко уйдет, то вернется. Это же может происходить и с фазовым сдвигом в случае совмещения нескольких волн, причем данные изменения носят не предсказуемый (а ля LFO), но в то же время и не дискретный случайный характер, а нечто среднее между ними.

Здесь нужно распрощаться с аналоговой концепцией Prophecy и начать экспериментировать с его цифровой сущностью. То, что у Prophecy эта сущность особенная, отчетливо можно увидеть (то есть услышать) при работе с осциллятором типа Comb Filter (гребенчатый фильтр). В принципе предназначенный для создания статичных волн с богатым спектром, осциллятор при некоторых настройках приобретает качества, которые хочется назвать «живыми». Простой пример. Сделайте следующие настройки: NoiseL=99, Wave=SAW, Lvl=40, InGain=77, Fback=92, Fc=81.







Наиграйте какую-нибудь мелодию или просто возьмите одну ноту и подержите. Вы услышите, что звук перестал быть статичным, он как бы движется — изменяется его громкость и даже (в небольших пределах) спектральный состав, и, самое главное, это не просто хорус или фленджер, работающие по закону модулирующей периодической волны (скажем, синусоидальной), нет, происходят какие-то сложные внутренние нелинейные изменения, связанные с алгоритмами физического моделирования (причем, не исключено, что это эффект чисто побочный). И это только начало: простой (но уже живой) осциллятор без единого источника традиционной модуляции! Пройдя через другие модули, сигнал сможет (разумеется, при соответствующем программировании) живо отзываться на тончайшие нюансы техники исполнения.

Хотелось бы также слегка коснутся осцилляторов — имитаторов живых инструментов. Они имеют достаточное количество параметров для экспериментов с ними, но все-таки половина реалистичности и естественности звучания живого инструмента заключается в «интерфейсе» между исполнителем и инструментом, то есть, для примера, губами и мундштуком, или между рукой, смычком и струнами. Ведь, согласитесь, невозможно простым движением руки передать напряжение губ, очень сложно правдоподобно сымитировать на клавишном инструменте гитарный пассаж, и так далее. В любом случае, для получения мало-мальски правдоподобного звучания живых инструментов, помимо очень аккуратного программирования, нужно иметь в виду специфику игры на имитируемом инструменте (например, для извлечения быстрых саксофонных пассажей давление воздуха требуется поддерживать достаточно высокое).

Специфический блок Wave Shaping (который также есть в синтезаторах серии 01/W) можно использовать с большой пользой. Для этого, правда, нужно вернутся к осцилляторам и оставить только одну треугольную форму волны (Ramp Wave).



Как известно, она также может подвергаться модуляции волны (Waveform Modulation), что при совмещении с Wave Shaping может дать интересные результаты. Для этого надо выбрать Wave Shaping типа Resonance, а сам параметр Shape поставить на максимум (ну и, конечно, не забыть включить в звуковой тракт этот модуль, поставив параметр Output Gain на 99).





Теперь в осцилляторе осталось соединить параметр Waveform с каким-либо источником модуляции (например, с LFO или с колесом модуляции), или же просто покрутить ручку настройки.



При этом Prophecy будет весьма эффективно «разговаривать», синтезируя гласные звуки человеческого голоса. При нулевом значении параметра Waveform эта гласная будет близка к «а», она станет гласной «и» при значении параметра 50, и снова вернется к «а» при 100. Возможно синтезировать и другие гласные и слоги (типа «е», «я», «ай», «эй» и т. п.), при этом остается свободным блок фильтров (с их помощью обычно и создаются подобные звуки), который можно «приобщить» к другим задачам и, например, даже добиться произнесения такого экстравагантного слога, как «зю»!

Фильтры и модуляция

Каждый из фильтров Prophecy имеет крутизну среза 12 дБ/окт, что позволяет при использовании конфигурации Serial1 и применении двух идентично настроенных фильтров получить фильтр с крутизной среза 24 дБ/окт. Для удобства, все настройки первого фильтра можно перенести на второй фильтр с помощью меню Filter Utility. Правда, в конфигурации 24 дБ/окт при высоком значении параметра Resonance и приличном уровне входного сигнала фильтры перегрузятся и сорвутся в дикий шум (чисто цифровое «поведение»; еще один неприятный чисто цифровой симптом — это треск и шум в осцилляторе Sync Modulation). Чтобы этого не случилось, необходимо снизить уровень входного сигнала либо в микшере, либо посредством параметра Trim фильтра. Конечно, можно и просто уменьшить резонанс. Здесь также уместно упомянуть о параметре Feedback (обратная связь) в микшере. При высоких его значениях фильтры также будут срываться в шум, а вот при небольших значениях (10-20) резонанс фильтра приобретет несколько иную, менее агрессивную окраску. Кроме того, звук станет плотнее и громче, что может пригодиться для создания басовых программ.

Связанный с фильтрами эффект самовозбуждения также достижим на Prophecy. Правда, потребуется слабый источник входного сигнала, в отличие от аналоговых фильтров, которые начинают самовозбуждаться («звенеть») и в отсутствии такового. Лучше самовозбуждение происходит при каскадном использовании фильтров, то есть в описанной выше конфигурации 24 дБ/окт. В обоих фильтрах следует поставить резонанс на максимум, а частоту среза на 48, параметры LowKey и HighKey должны быть одинаковыми — C4, параметр LowIntensity = -50, а HighIntesity = +50.







Только при таких настройках частота среза фильтра будет равна высоте ноты на клавиатуре. Осталось возбудить фильтр слабым сигналом, например шумом (White Noise из секции осцилляторов), установив его уровень в микшере около 2, — этого хватит вполне. Фильтр станет осциллятором и будет производить волну, близкую к синусоидальной. Причем, эта волна будет гораздо более «живой», чем на аналоговых синтезаторах, так как (опять же из-за особенностей алгоритмов) громкость и спектр будут непредсказуемо изменяться. Конечно, не во всех случаях уместно применение такой «непослушной» волны, но все же для выразительного соло (на фоне аккомпанемента вроде акустической гитары или какого-нибудь мягкого синтезаторного подклада), этот звук весьма интересен. Далее, к полученному звуку можно добавить вибрато. Для этого нужно поставить Fc LFO Modulation Amount на 1-2 (помня о том, что большие значения приведут к амплитуде вибрато не в одну октаву, ведь частота среза фильтра изменяется где-то в пределах 12-15 кГц), а «подключать» этот LFO колесом модуляции или послекасанием уже придется программируя сам LFO, в секции LFO Amplitude Modulation.





У параметра Keyboard Cutoff Frequency Tracking есть еще одна поистине изумительная особенность — он ведет себя так же, как и управляющее напряжение (control voltage) в аналоговых синтезаторах, то есть при включении портаменто может плавно изменяться от ноты к ноте! Таким образом, мы можем использовать портаменто с тоном самовозбуждения фильтра в цифровом синтезаторе. И фильтр Prophecy превращается в самостоятельный и выразительный музыкальный инструмент.

Переходя к модуляции, нужно опять вернутся к секции осцилляторов. Важный параметр Pitch Modulation Intensity, чем бы он не модулировался (LFO, генератором огибающей, любым другим источником), имеет интересную нелинейную шкалу (о чем, к сожалению, умалчивается в документации). Когда этот параметр установлен на 99, полный диапазон модуляции составит две октавы, но чтобы установить диапазон в одну октаву, параметр требуется установить не на 50, а на 75. Это важно учитывать, особенно при использовании синхронизации осцилляторов (Osc Sync) или перекрестной модуляции (Crossmod).

Заключение

В заключение следует отметить «болезни» Prophecy. В большинстве экземпляров синтезатора, у крайней правой клавиши «до» есть проблемы с послекасанием. А у инструментов с номером операционной системы ниже 20 (чтобы узнать номер, нужно во время включения держать нажатыми кнопки Enter и Exit) могут возникать проблемы при синхронизации арпеджиатора с внешним MIDI Clock. Но все-таки это мелочи, по сравнению с тем потенциалом, которым обладает Prophecy.

Заложенная в Prophecy (который называют одним из самых выдающихся инструментов последнего десятилетия) система синтеза получила развитие в его многоголосном наследнике Z 1, а также в некоторых других синтезаторах. Физическое моделирование находит все больше и больше сторонников, и будущее, во всяком случае обозримое, явно за ним. Ну а сегодня Prophecy может порадовать любителей выразительной сольной игры, а для тех, кто ее не любит (или не владеет) он может стать бесконечным источником тембров любого типа, уж кто-кто, а Prophecy точно сможет загрузить семплер ни одним десятком мегабайт актуально звучащих качественных семплов.

Остается только пожелать всем, кто работает с Prophecy, удачи и творческих успехов!


В качестве примера предлагаем четыре пэтча, использующие способы программирования, о которых говорится в статье. В архиве находятся два файла (MID и SYX) с одинаковыми данными SysEx для Korg Prophecy.

prsysex.zip

В случае коммерческого использования пэтчей обязательна ссылка на автора: Иван Васильев ().

Большой выбор музыкального оборудования со скидками от надежных поставщиков на яндекс маркет - ПРОВЕРИТЬ
Реклама. ООО «ЯНДЕКС», ИНН 7736207543, erid: 5jtCeReNx12oajqr5zKYax3

Мы будем рады и вашему мнению

Оставить ответ

Архив материалов "Музыкального оборудования"
30-day money back guarantee
Support teams across the world
Safe & Secure online payment
Музыкальное оборудование
Журнал Музыкальное оборудование

это онлайн-издание, которое является голосом для потребителей музыкальной техники и оборудования со всего мира.

Контакты
  • Новый Арбат,
  • Москва, Россия
  • mail@muzoborudovanie.ru
Новое:
  • Обзоры
  • Рейтинги
  • Товары
  • Студии
Старое:
  • Архив статей
  • Номера МО
  • Словарь
  • Форум
Открыть
Муз Оборудование
Logo